Как написать жалобу на учителя школы
Что делать родителям в случае, если они недовольны учителями – качеством знаний, оставшихся у ребенка после уроков, излишне эмоциональным поведением на занятиях, конфликтными ситуациями в школе и т.п. Куда пожаловаться на учителя школы, из-за которого страдает ученик или весь класс?
Прочтите эту статью и вы узнаете, как правильно написать жалобу на учителя — основания для жалобы, куда адресовать жалобу, правила составления, образцы жалобных писем. Свои вопросы юристу можете задавать в комментариях под статьей.
О чем говорит закон «Об образовании»
Статья 44 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании» определяет права родителей и законных представителей несовершеннолетних обучающихся. До 18-летнего возраста родители ребенка самостоятельно решают, в каком образовательном учреждении и в какой форме он будет обучаться, с учетом мнения и интересов несовершеннолетнего. К примеру, родители вправе выбрать получение образование в так называемой семейной форме, то есть вне образовательной организации – письмо Министерства образования РФ от 15.11.2013 № НТ-1139/08.
В статье 45 этого закона подробно указаны способы защиты прав как обучающихся детей, так и их родителей. Один из таких способов — обращение в органы управления образовательной организацией. К ним относятся:
Следует учитывать, что требования об обязательном соблюдении прохождения всех ступеней от директора школы до Министерства Просвещения РФ законодательство не содержит. К примеру, можно пожаловаться в Минобр субъекта РФ, минуя директора школы и отдел образования в администрации, если это необходимо. Вместе с тем, по незначительным ситуациям все же лучше разобраться на уровне школы.
Обращение может быть по любым вопросам, касающихся образовательного процесса, отношения к ребенку в школе. В нем можно ставить вопрос о привлечении учителя к дисциплинарной ответственности.
Обычно заявления оформляются в письменном виде. В некоторых ситуациях, когда как такого конфликта нет, но имеются какие-либо вопросы на тему «прав ли учитель?», можно позвонить на горячую линию Минобра и узнать ответ. К примеру, множество вопросов, а иногда и претензий возникало связи с введением дистанционного обучения весной 2020 года, и для этого была выделена специальная телефонная линия в каждом регионе.
Чаще всего основаниями для жалоб являются:
При наличии конфликта интересов преподавателя закон предусматривает процедуру его разрешения комиссией по урегулированию споров, которая создается в образовательном учреждении.
Конфликт интересов педагога означает такую ситуацию, когда при осуществлении должностных обязанностей по определенным причинам у него возникла личная заинтересованность в получении какой-либо выгоды материального или иного характера. Это может негативно сказаться на преподавании, отношении к учащимся, повлечь ненадлежащее исполнение педагогом своих обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами ученика и/или его родителей.
Мы рекомендуем после того, как ребенок рассказал о неприятной ситуации, возникшей у него с педагогом, выяснить все подробности случившегося, и лишь потом использовать свое право на написание обращения. Возможно, уже при прояснении ситуации конфликт будет исчерпан, и в более кардинальных мерах необходимости не будет. Каждый из нас знает своего ребенка, склонен ли он преувеличивать, излишне эмоционален или наоборот, довольно уравновешен. Если же ребенок неоднократно говорит об оскорблениях со стороны одного и того же учителя, при этом есть сведения и из других семей, что подобные жалобы имеются, игнорировать ситуацию не стоит, разбираться здесь необходимо тщательно и серьезно.
Закон разрешает использовать и иные способы защиты прав учащихся – к примеру, можно обратиться следственные органы, в прокуратуру или в суд с заявлением о привлечении к административной, и даже к уголовной ответственности.
Рассмотрим методы урегулирования конфликтов с преподавателями подробнее.
Жалоба на педагога: правила составления
Жестких требований к форме закон не предусматривает. Можно назвать документ «жалобой», «заявлением», «обращением» и т.д. Главное, чтобы в тексте содержалось:
В конце текста следует отразить просьбу, адресованную директору (отделу образования, Министерству и т.д.). Обычно это просьба разобраться, а также привлечь к дисциплинарной ответственности педагога. В полномочиях как директора школы, так и иных органов – наложение на учителя дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения.
Жалобу необходимо сдать в приемную (канцелярию), на копии поставить штамп входящей корреспонденции. Допустимо направить письмо обычной и электронной почтой.
Обращаем внимание: в тексте должны быть изложены только достоверные факты, а не выдумки и слухи. Не следует забывать об ответственности за клевету и распространение порочащей репутацию информации. Должны быть отражены только проверенные данные, в котором заявитель уверен. При этом не нужно витиеватых описаний, подробного изложения обстоятельств по минутам. Достаточно отразить время и место событий, а также конкретно в чем выразилось ненадлежащее поведение преподавателя. Этого будет достаточно. Все дополнительные сведения, имеющие значение для разрешения конфликта, можно будет добавить в устном порядке при непосредственном разбирательстве.
По общему правилу, такие обращения не рассматриваются. В редких случаях, когда в них сообщается об угрозах жизни и здоровья учащихся или иных лиц, «анонимки» могут быть рассмотрены. Мы рекомендуем жалобы подписывать хотя бы потому, что так заявителю гарантированно придет ответ о принятых мерах. В случае анонимности, по понятным причинам (неизвестен адрес отправителя), ответ никто составлять не станет. Соответственно, и разбирательство, по всей вероятности, будет носить поверхностных характер.
Ответ на жалобу обычно поступает от той организации, в которую жалоба была направлена.
Жалоба директору школы
Мы убеждены, что каждый конфликт «ученик-учитель» может быть и разрешен в стенах школы. Поэтому первое, что нужно сделать – обратиться к директору – устно или письменно.
Жалоба на учителя на имя директора школы в свободной форме может выглядеть так:
Директору МБОУ Гимназии № 333 г. Речного
Макаровой Инне Витальевне
от законных представителей
учащегося МБОУ Гимназии № 333
Петрова Алексей Алексеевича,
2010 года рождения
телефон – 89990900
адрес: г. Речной, ул. Желтая, д. 30
Жалоба
на неправомерные действия учителя
(образец)
Уважаемая Инна Витальевна!
Обращаемся к Вам с целью разрешить конфликт, возникший между нашим сыном Петровым А.А., учащимся 4 «Д» класса МБОУ Гимназия № 333, и преподавателем английского языка Сидоровой С.Г.
На протяжении нескольких месяцев данный учитель некорректно ведется себя по отношению ко всем учащимся, а в частности, к нашему сыну.
Так, на уроке английского языка 13.01.2021 Сидорова С.Г. около 20 минут кричала на нашего сына из-за того, что он уронил учебник на пол, и забыл дома домашнюю тетрадь дома. На уроке 20.01.2021 она поставила неудовлетворительную оценку только из-за того, что сын верно ответил правила постановки вопросов, но не привел пример. На уроке 23.01.2021 учитель сказала сыну (дословно): «sit down, stupid fool», что означает «сядь, глупый дурак».
Считаю поведение учителя Сидоровой С.Г. неподобаюшим и не соответствующим профессиональным требованиям, предъявляемым к учителю. Мой сын Петров А.А. учится на «4» и «5», мы дополнительно занимаемся три раза в неделю в английском центре обучения, но по этому предмету в школе у него всегда или «2» или «3». Мне известно, что дети разных классов постоянно жалуются на учителя Сидорову С.Г.
Прошу вмешаться в ситуацию и отстранить учителя Сидорову С.Г. от преподавания в МБОУ Гимназия № 333, заменить ее в классе 4 «Д» на другого преподавателя английского языка.
По всем обстоятельствам мы и наш сын Петров А.А. готовы дать подробные пояснения. Мы неоднократно пытались поговорить с Сидоровой С.Г., по вышеуказанным обстоятельствам, организовывались родительские собрания, но поведение этого учителя в лучшую сторону не меняется.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом РФ «Об образовании»
Провести проверку указанных нами фактов в отношении учителя английского языка МБОУ Гимназия № 333 Сидоровой С.Г.
Привлечь Сидорову С.Г. к дисциплинарной ответственности.
Приложение: табель успеваемости Петрова А.А., сведения о дополнительном обучении в английском центре обучения.
Петров Алексей Семенович, подпись
Петрова Анастасия Николаевна, подпись
В данном случае жалоба от обоих родителей, но можно составлять обращение только от одного родителя (законного представителя). Если жалобу подают несколько родителей разных детей одного и того же класса или школы, то такое обращение считается коллективным.
Полномочия директора довольно обширны. Обычно разбирательство ведется с участием школьного психолога, заведующего, родителей и учителя. По итогам может быть возложено дисциплинарное взыскание, в том числе и в виде увольнения.
Обычно директор оперативно отвечает на жалобу, понимая, что ситуация может выйти из-под контроля и родители могут «пойти дальше». В законе как такого срока разрешения письменного обращения не предусмотрено – обычно не больше месяца. Если письменного или устного ответа на обращение родители не дождались, конфликт затягивается и никто не пытается его разрешить, нужно заявить о ситуации в отдел образования администрации района или в Департамент (Министерство) образования.
Обращение в Министерство образования
Основаниями для жалобы в Министерство образования чаще всего становятся обстоятельства, при которых директор школы не может (или не хочет) принимать меры по урегулированию конфликта. Затяжные неразрешенные ситуации, когда родители безрезультатно просят помощи у руководителя образовательной организации, практически всегда приводят к тому, что жалоба адресуется вышестоящим организациям:
В Министерство образования
Волгоречной области
Министру образования Васильеву М.О.
От родителей учеников
МБОУ средняя общеобразовательной школы № 1
(ФИО каждого родителя, адрес, телефон, электронная почта)
Коллективная жалоба на учителя
Уважаемый Максим Олегович!
Мы, родители учеников 4 «А» класса МБОУ средней общеобразовательной школы № 1, обращаемся к Вам с просьбой о помощи по разрешению конфликта с преподавателем русского языка Родиной Алевтины Александровны. Данный учитель работает в школе второй месяц, в классе наших детей – с 01.03.2021 года.
По нашим обращениям к директору никаких мер принято не было. Никого из родителей на беседы не вызывали, причины нашего недовольства не выяснялись. Объяснительной с учителя не отбиралось.
Наши дети отказываются посещать школу, если в этот день по расписанию «русский язык». Преподаватель Родина А.А. назначает провинившимся ученикам наказание – на протяжении всего урока стоять на одной ноге, при этом она всегда кричит, бьет учеников линейкой, если почерк ее не устраивает. Кроме того, задание, которое данный учитель присылает в он-лайн дневник, содержат ошибки. Мы возмущены, как учитель русского языка, недавно окончивший институт, допускает безграмотность и элементарные ошибки в тексте.
Мы убеждены, что никаких знаний Родина А.А. нашим детям не даст. Близятся переводные экзамены в 5-й класс, но уже сейчас мы видим, что подготовка на низком уровне. До того, как написать жалобу на учителя в департамент образования, мы неоднократно обращались к директору школы Левиной П.О., но результатов это не принесло.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом РФ «Об образовании»,
Организовать и провести тщательную проверку соответствия занимаемой должности учителя русского языка МБОУ средней общеобразовательной школы № 1 Родиной А.А. по фактам, отраженным нами в настоящей жалобе.
Провести проверку полноты и законности принятых директором МБОУ средней общеобразовательной школы № 1 Левиной П.О. по фактам обращения к ней родителей класса 4 «а» школы № 1.
Принять в отношении учителя Родиной А.А. и директора школы №1 Левиной П.О. дисциплинарные меры.
Уведомить каждого из родителей детей 4 «а» класса МБОУ средней общеобразовательной школы № 1 о результатах проверок и принятых мерах (на электронную почту).
Родители 4 «а» класса МБОУ средней общеобразовательной школы № 1, число, подписи.
Коллективные жалобы всегда вызывают повышенный резонанс и не остаются без внимания.
При наличии грубых нарушений этики, незаконных методах обращения с детьми дисциплинарное взыскание может быть и в виде увольнения.
При наличии особенно существенных нарушений закона есть основания для обращения в правоохранительные органы.
Заявление в правоохранительные органы
Прежде чем привлекать должностных лиц правоохранительных органов, нужно убедиться в достоверности имеющихся сведений о противоправном поведении преподавателя. Огульно обвинять педагога недопустимо, поскольку его репутация и карьера может серьезно пострадать, даже если в последующем нарушения не подтвердятся.
Уголовные дела в отношении учителей возбуждаются редко, так как в основной своей массе преподаватели не нарушают закон и соблюдают нормы морали. Вместе с тем, в полицию или Следственный комитет законным представителям следует обратиться, если в действиях учителя фактически и объективно усматриваются признаки преступлений, предусмотренных:
Дополнительно к наказанию за какое-либо из перечисленных преступлений может быть назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать педагогической деятельностью на срок от 3-х до 10-ти лет.
В прокуратуру района или области следует обратиться, если по ранее направленным жалобам никаких мер ни директором школы, ни Департаментом образования принято не было.
Кроме того, в это же ведомство можно подать жалобу, если по заявлению в полицию или в Следственный комитет уголовное дело при наличии оснований не возбуждают, проявляют волокиту, а также если учитель подлежит привлечению к административной ответственности за оскорбление в соответствии со ст. 5.61 КОАП РФ. Если вашего ребенка педагог назвал неприличным словом, унижающим честь и достоинство, он может быть привлечен к административной ответственности по этой статье с назначением штрафа до 5000 рублей. Если оскорбление было произнесено публично, то до 10000 рублей.
Жалоба на учителя
При нарушении прав ребенка в школе родители могут составить такой документ, как жалоба на учителя. Родители обязаны обеспечить полноценное развитие и нравственное воспитание детей. Когда ребенок большую часть дня проводит в стенах школы, именно учитель оказывает влияние на формирование ребенка. Если учитель своими действиями, словами и поступками влияет негативным образом или ущемляет права ребенка, подача жалобы на учителя – не столько право, сколько обязанность родителя (законного представителя).
В случае подачи жалобы на учителя родитель ребенка требует рассмотреть претензии к профессиональной деятельности конкретного человека (или его поступкам с морально-этической точки зрения). При недовольстве самим образовательным процессом, состоянию оборудования или здания, где обучается ребенок, подавайте жалобу на школу.
Жалоба на учителя
Пример жалобы на учителя
Жалоба на учителя
Мой ребенок в настоящее время обучается в 5 классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 495» г. Камень-на-Оби. С классным руководителем Д.В. Савельевой, которая была назначена администрацией школы в 2016 г., отношения не сложились. Учитель постоянно допускает унижение достоинства и чести моего ребенка, что не может оставаться безнаказанным.
В частности, поскольку с отцом ребенка я разведена и состою в зарегистрированном браке с другим мужчиной, моего ребенка при других одноклассниках учитель называет «неполноценным». Учитывая, что дети не отличаются толерантностью, мой ребенок испытывает постоянный стресс и давление со стороны сверстников.
Классный руководитель является учителем по истории и необоснованно занижает оценки моему ребенку. Согласно журналу успеваемости моего ребенка спрашивают на каждом уроке, оценки «2» и «3», хотя я лично проверяю ее подготовку. Помимо этого я пригласила репетитора по истории, который очень доволен уровнем ее подготовки. На исторический факультет мой ребенок поступать не собирается, но я против необъективного отношения к ребенку исходя из личных антипатий.
15.11.2016 г. на уроке истории была проверка домашних контрольных заданий. Данную работу мой ребенок приготовил с использованием дополнительной литературы. Зная о необъективном отношении со стороны учителя, подготовка была очень тщательной, в том числе использовались статьи самого учителя (опубликованные в специальных изданиях). На глазах всех учеников учитель порвал рабочую тетрадь моего ребенка, оскорбила ее грубыми словами и вновь поставила неудовлетворительную оценку. На мои требования прекратить дискриминацию, возместить денежные средства в связи с порчей имущества моего ребенка, назначить комиссию для объективной оценки знаний моего ребенка по истории, мне было отказано.
Прошу Вас разобраться в сложившейся ситуации. Прошу перевести моего ребенка в класс к другому классному руководителю, к Д.В. Савельевой применить меры дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения. О принятых мерах сообщить заявителю. Копия данной жалобы направлена также в прокуратуру РФ на предмет унижения человеческого достоинства.
20.11.2016 г. Савельева И.Л.
Жалоба на учителя — особенности содержания
Такой документ призван разрешит конфликт между учителем и учеником. К сожалению, достаточно часто администрация школы встает на сторону учителя. Но зная свои права, предоставленные Законом Об образовании в Российской Федерации, Уставом школы, можно добиться рассмотрения жалобы и принятия реальных мер.
Жалоба на учителя подается в тех случаях, когда
Немаловажно выбрать правильно адресата жалобы. В первую очередь – это директор школы. Но в большинстве случаев этого недостаточно. Поэтому мы рекомендуем одновременно направить копию жалобы в комитет по образованию (учредитель школы в соответствии с Уставом), в прокуратуру (особенно если вопрос касается чести и достоинства). Если обращение учителя выходит за рамки разумного, то обратитесь в правоохранительные органы. Также можно подать жалобу в Рособрнадзор, губернатору.
Если ребенку причинен материальный или моральный вред, в таком случае потребуется подача искового заявления. Только суд уполномочен вынести решение и взыскать денежные средства на компенсацию причиненного вреда. А копия жалобы на учителя и ответ на нее станут приложением к иску и одними из доказательств по гражданскому делу.
Как составить жалобу на учителя
Документ составляется в письменном виде, желательно, с помощью компьютера (чтобы текст документа не был признан «нечитаемым»). Если есть возможность составить жалобу коллективно, то такой документ, вероятнее всего, привлечет большее внимание со стороны органов власти.
Обязательными реквизитами документа являются:
Анонимные жалобы на учителя рассматриваться не будут. Подать документ можно непосредственно директору (попросите его проставить отметку о получении на 2-м экземпляре). Жалоба в государственный орган подается посредством сети Интернет или по почте.
Максимальный срок рассмотрения жалобы на учителя составляет один месяц.
Куда и как пожаловаться на учителя школы?
Родителям довольно сложно следить за тем, что происходит с ребенком в школе, ведь лично присутствовать на занятиях они не могут, а дети не всегда делятся происходящим. Однако если поведение ребенка вдруг резко меняется, он жалуется на учителя или приносит оценки, явно не соответствующие его знаниям, для многих родителей это становится поводом забить тревогу и подать жалобу на учителя. Куда можно подать жалобу на учителя и всегда ли данный шаг оправдан – будем разбираться в нашей статье.
В статье расскажем:
С какими нарушениями со стороны педагогов можно столкнуться?
Работать учителем нелегко: педагог должен соблюдать баланс, с одной стороны, контролируя детей и оказывая на них положительное влияние, а с другой стороны — не выходить за рамки педагогической этики и школьной программы. Конечно, такая работа не для каждого, и далеко не все школьные работники – педагоги по призванию. Поэтому со стороны преподавателей часто происходят нарушения, страдают из-за которых прежде всего дети.
Важно! Проблемы, описанные в данной статье, актуальны не только в школах, но и в других образовательных учреждениях, где учатся несовершеннолетние. Так, по аналогии родитель может подать жалобу на преподавателя университета, если нарушены права несовершеннолетнего студента.
Унижение достоинства, ущемление прав
В статье 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописаны права обучающегося на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья а также свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
К сожалению, данные положения часто нарушаются педагогами. Это проявляется в давлении на ученика, изощренных формах наказаний за плохое поведение, оскорблениях и т.д. Частными случаями нарушения прав учащихся могут быть:
Несоответствие преподавания школьной программе
Учебные планы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), утвержденными Минобрнауки РФ. Учитель обязан осуществлять обучение в строгом соответствии с учебным планом. Отставание от программы, внесение собственных несогласованных корректировок будет являться нарушением со стороны учителя.
Если же утвержденный образовательным учреждением учебный план не соответствует ФГОС, то вопрос о качестве образования должен ставиться не перед учителем, а перед всей школой. Также важно понимать, что содержание учебников и образовательная программа сами по себе могут не устраивать родителей по своему качеству. Однако вины учителя здесь нет, правду придется искать через Министерство просвещения РФ, ответственное за разработку и принятие общеобразовательных стандартов.
Вымогательство денежных средств
Проблему школьных поборов следует рассматривать не только в рамках правового поля, но и с точки зрения этики. Конституция действительно декларирует право на доступное и бесплатное образование для каждого, но очевидно, что абсолютно бесплатным оно быть не может. Являясь муниципальными учреждениями, школы часто страдают от недостатка финансирования и отсутствия денежных средств на самые необходимые нужды. В этом случае учителя периодически просят родителей поучаствовать в жизни школы и помочь ей материально. И, тем более, со стороны государства не финансируются походы детей на экскурсии и другие культурные мероприятия, подарки на праздники и т.д. Хотя такие сборы и производятся, учитель не вправе настаивать на их уплате и тем более давить с этой целью на детей. Очевидными же нарушениями являются присвоение собранных с родителей средств, вымогательство взяток за оценки и т.д.
Куда жаловаться на учителя?
Если у родителей появилось основание полагать, что учитель каким-либо образом нарушает права ребенка, в большинстве случаев сразу писать в контрольные органы не стоит. Во-первых, жалоба на преподавателя должна быть обоснованной, что предполагает сбор доказательств проступка учителя. Во-вторых, проблема взаимоотношений учителя с учениками многогранна. С одной стороны, дети являются психологически и физически более слабой стороной, нуждающейся в защите. При этом, из-за нежелания учиться или с целью скрыть свои оценки, они могут оклеветать учителя в глазах родителей. С другой стороны, учитель тоже является человеком со своими проблемами и чувствами. Конечно это не оправдывает выплескивание своих эмоций на детей, но жалоба на какой-то единичный проступок учителя может навсегда испортить ему карьеру. Однако, вне всякого сомнения, учитель способен оказывать сильнейшее психологическое воздействие на своих учеников и имеет прямое влияние на качество полученных ими знаний. Кроме того, необоснованной жалобой родителей на учителя можно добиться негативного отношения работников школы к своему ребенку.
Поэтому решение о подаче жалобы на учителя должно приниматься взвешенно, а предварительно следует разобраться в ситуации. Так, если ребенок жалуется на притеснения со стороны педагога, у него изменилось поведение, не лишним будет сводить его к психологу, который выявит причину такого поведения, а заключение психолога может стать доказательством вины преподавателя. Кроме того, следует поговорить и с самим педагогом о том, что происходит: возможно, дело вовсе не в нем, а, например, в поведении других детей. Но в случае, когда был нанесен вред здоровью ребенка или ребенок самостоятельно заснял на камеру неправомерные действия преподавателя, с жалобой, конечно, тянуть не стоит.
Иногда для разрешения конфликта между учеником и учителем хватает простого личного разговора: обе стороны высказывают свои претензии, благодаря чему находится и устраняется причина конфликта.
Если все же факт нарушения с стороны учителя подтвердился, а решить конфликт тет-а-тет не удалось, придется подключать к решению проблемы вышестоящие структуры.
Директор школы
Первой инстанцией, в которую можно обратиться, является непосредственный начальник педагога: директор школы. Поскольку жалобы во внешние структуры могут навлечь на образовательное учреждение много проблем, связанных с внеплановыми проверками, а также с ухудшением имиджа школы, директор заинтересован решить конфликт между учителем и родителями учащихся в рамках школы. Кроме того, он обладает полномочиями по назначению дисциплинарных взысканий по отношению к провинившимся преподавателям, начиная от выговора и заканчивая увольнением. Поэтому высока вероятность, что проблема будет улажена уже на данной стадии.
Отдел образования
Отдел (департамент) образования (старое название – РОНО) – муниципальный орган власти, непосредственно координирующий работу общеобразовательных учреждений. Он уполномочен рассматривать жалобы граждан как на педагогов, так и на школы в целом. По обстоятельствам, изложенным в жалобе на учителя в РОНО, будет проведена проверка, а педагог, в случае выявления его вины – привлечен к дисциплинарной ответственности.
Отдел образования обычно располагается в администрации соответствующего муниципального образования.
Региональный департамент образования
Следующей ступенью для обжалования действий преподавателя является региональный департамент (министерство) образования. Именно на региональном уровне происходит лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, поэтому в случае серьезных проблем со своими педагогами школа рискует потерять право осуществлять образовательную деятельность, что равносильно ее закрытию.
Контакты департамента образования, как правило, есть на сайте правительства региона.
Министерство просвещения РФ и Рособрнадзор
Данные госорганы осуществляют контроль образовательной деятельности уже на федеральном уровне. Обращаться туда с жалобой на конкретного педагога в подавляющем большинстве случаев нецелесообразно: они рассматривают более глобальные вопросы, связанные с качеством образования, финансированием школ, порядком поступления в общеобразовательные учреждения и т.д.
О том, как пожаловаться на учителя в данные органы, у нас есть отдельная статья.
Прокуратура
При серьезных правонарушениях со стороны педагога и тем более в случае совершения им преступления следует незамедлительно обращаться в прокуратуру. Прокурор проведет проверку по фактам, изложенным в жалобе, и может привлечь преподавателя к административной или уголовной ответственности. В качестве наказания с учителя могут взыскать штраф, отправить на принудительные работы, лишить права заниматься образовательной деятельностью и даже лишить свободы.
О том, как можно обратиться в прокуратуру, можно почитать в другой нашей статье.
В исключительных случаях, когда действиями учителя ребенку был нанесен моральный или физический вред, можно взыскать компенсацию через суд. Однако материальную ответственность перед родителями будет нести не педагог, а школа. Но это не значит, что учитель в данном случае вообще не понесет материальной ответственности: заплатив родителям компенсацию, школа вправе взыскать суммы понесенных ею расходов в порядке регресса с виновного преподавателя. Родители же подают в суд именно на образовательное учреждение.
Как написать жалобу?
Все обращения следует подавать в письменном виде, даже жалобу на учителя директору школы. Письменную жалобу не получится проигнорировать или сделать вид, что жалобы не поступало. Кроме того, чем официальнее обращение, тем более серьезно к нему отнесутся. Перед тем, как написать заявление на учителя, рекомендуем ознакомиться со следующими правилами:
Содержание и образец жалобы
Учитывая данные правила, а также нормы Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», жалоба составляется в следующем порядке:
Как подать жалобу?
Чтобы жалобу не потеряли, не проигнорировали и точно рассмотрели, нужно соблюсти некоторые правила и при ее подаче.
Сроки рассмотрения
Порядок рассмотрения обращений директором школы и всеми органами власти происходит в соответствии с вышеупомянутым Законом об обращениях граждан. Срок рассмотрения жалобы – 30 дней с момента ее поступления и регистрации. В отдельных случаях, когда требуется дополнительная проверка по фактам, изложенным в жалобе, или необходимо запросить дополнительные документы, срок рассмотрения может быть увеличен еще на 30 дней, о чем заявитель уведомляется дополнительно.