Ответы на часто задаваемые вопросы
Вакцинация в Российской Федерации проводится по принципу добровольности. Право граждан на отказ от профилактических прививок закреплено в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Федеральный закон). Вакцинация является одним из видов медицинских вмешательств, поэтому вакцинация проводится только с согласия гражданина. Отказ от профилактических прививок граждане обязаны подтверждать в письменной форме (пункт 2 статьи 11, пункт 3 статьи 5 Федерального закона). Вместе с тем, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители могут выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (см.: подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункт 2 статьи 10 Федерального закона, пункт 66 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686- 21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4). Прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н. Таким образом вакцинация против коронавирусной инфекции становится обязательной для отдельных категорий граждан (работников отдельных отраслей) если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача. 2 В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 в Самарской области принято постановление Главного государственного санитарного врача по Самарской области от 15.07.2021 № 3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области». В данном постановлении определены категории (группы «риска») граждан, которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей и должны пройти вакцинацию: работающие на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей: работники образовательных учреждений; работники медицинских организаций; работники социальной сферы; работники сферы ЖКХ; работники сферы энергетики; работники в сфере обслуживания (торговли, общественного питания, транспорта общего пользования, такси, клиентских подразделений финансовых организаций, театров, кинотеатров, концертных залов, спортивных сооружений, фитнес-центров, организаций, оказывающих услуги почтовой связи, гостиничные услуги, бытовые услуги, в том числе прачечные, парикмахерские, химчистки и иные подобные услуги); государственные гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы, муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы, работники органов власти и местного самоуправления Самарской области и подведомственных им организаций. При этом право граждан, подлежащих вакцинации, на отказ от прививок не умаляется. Гражданин вправе отказаться от медицинского вмешательства (вакцинации), однако в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825. 3 В постановлении Главного государственного санитарного врача по Самарской области от 15.07.2021 № 3 также указано, что требование обязательной вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Медицинские противопоказания изложены в инструкциях по медицинскому применению вакцин. Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 № 39 «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» на территории Самарской области для органов управления и сил территориальной подсистемы Самарской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности. Ограничения, введенные на территории Самарской области в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 22.10.2021 № 258 «О комплексе мер по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области», в том числе о приостановке действия социальных карт жителя Самарской области для проезда на транспорте общего пользования для жителей Самарской области в возрасте 65 лет и старше, не предъявивших сертификат профилактической прививки от COVID-19 или сведения о перенесенном заболевании COVID-19, установлены с целью минимизации риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области в рамках полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации статьей 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по введению режима повышенной готовности и установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима 4 повышенной готовности. Таким образом, указанное постановление соответствует федеральному законодательству. Полагаем важным отметить, что вакцинация позволяет существенно нивелировать неблагоприятные риски не только для конкретного привитого гражданина, но и прервать цепочку распространения заболевания, стабилизировать эпидпроцесс если вакцинирована необходимая для коллективного иммунитета доля граждан. Каждый член общества вольно или невольно становится участником эпидемиологического процесса, звеном цепочки по распространению опасного вируса. Как известно, личные права заканчиваются там, где они нарушают права другого человека, и тем более общества в целом. Отказ от прививки без уважительной причины в ситуации распространения новой коронавирусной инфекции, безусловно, является именно такой ситуацией. В свою очередь государство гарантирует как доступность и бесплатное проведение для граждан профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных иммунобиологических лекарственных препаратов, так и государственный контроль качества, эффективности и безопасности иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики (пункт 2 статьи 4 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
Согласно статье 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением ряда случаев, установленных указанной статьей. Между тем с письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях. Кроме того, обязанность хранить врачебную тайну возложена на медицинскую организацию и медицинских работников частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 73, пунктом 4 части 1 статьи 79 Федерального закона. Ответственность за нарушение прав в сфере охраны здоровья, в том числе за разглашение врачебной тайны возлагается на медицинские организации (медицинских работников) (см.: часть 2 статьи 98 Федерального закона). В полномочия министерства здравоохранения Самарской области в соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 № 290, не входит решение вопросов о привлечении виновных лиц к ответственности за разглашение врачебной тайны медицинскими работниками, не являющимися руководителями подведомственных медицинских организаций (т.е. главного врача, директора, начальника). Гражданин имеет право обратиться в медицинскую организацию, работник которой разгласил сведения, содержащие врачебную тайну, и при установлении вины работника он может быть привлечен руководителем медицинской организации к дисциплинарной ответственности. За нарушение врачебной тайны предусмотрены также гражданско-правовая ответственность (возмещение вреда), административная и уголовная ответственность. Наступление ответственности и способ защиты прав гражданина за неправомерное разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, будет зависеть от обстоятельств дела. Так, в порядке гражданского судопроизводства гражданин вправе обратиться с исковым заявлением в суд к медицинской организации и сотрудникам, допустившим разглашение врачебной тайны, с требованием о возмещении вреда. Кроме того, гражданин право обратиться к прокурору с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с разглашением информации с ограниченным доступом (статья 13.14, ч. 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении) и (или) в Следственный комитет Российской Федерации с заявлением о возбуждении уголовного дела по признакам преступления в связи с нарушением неприкосновенности частной жизни (статья 137 Уголовного кодекса Российской Федерации; пп. «а» п. 1 ч. 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительством Российской Федерации ежегодно утверждается Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Федеральная программа). На основе Федеральной программы Правительство Самарской области утверждает территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области (далее – территориальная программа). В ней установлен перечень видов, условий и форм оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, определены критерии доступности и качества медицинской помощи, порядок и условия предоставляемой населению Самарской области медицинской помощи бесплатно за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, а также бюджетов всех уровней.
Территориальная программа размещена на официальном сайте Министерства здравоохранения Самарской области www.minzdrav.samregion.ru, на сайте территориального фонда ОМС Самарской области www.samtfoms.ru, в справочно – правовых системах «Консультант» и «Гарант». Так же с Территориальной программой можно ознакомиться в медицинской организации по месту прикрепления полиса ОМС.
Документом, обеспечивающим право на получение медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, является полис обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). Чтобы получить полис ОМС, гражданину необходимо: 1. Обратиться в пункт выдачи полисов ОМС любой страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность в сфере ОМС на территории Самарской области. 2. Предъявить специалисту страховой медицинской организации необходимые документы или их заверенные копии (перечень документов смотри ниже). 3. Написать заявление на выдачу полиса ОМС единого образца (форму заявления предоставят в страховой медицинской организации). Информацию о пунктах выдачи полисов ОМС всех страховых медицинских организаций можно получить на сайте территориального фонда ОМС Самарской области www.samtfoms.ru или по бесплатному телефону «горячей линии» 8-800-200-2660.
При наличии полиса ОМС гражданину следует: 1. Выбрать медицинскую организацию, оказывающую первичную медико – санитарную помощь, учитывая территориально – участковый принцип не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). 2. Лично или через своего представителя написать заявление на имя руководителя медицинской организации о выборе медицинской организации. 3. Предъявить сотруднику выбранной медицинской организации оригиналы документов (перечень смотри ниже). Если гражданином не было подано заявление о выборе медицинской организации, то он считается прикрепленным к той медицинской организации, к которой он был прикреплен ранее.
Оказание гражданам первичной специализированной медико-санитарной помощи по профилю «акушерство и гинекология» осуществляется в женских консультациях (кабинетах), являющихся структурными подразделениями поликлиник (больниц). В этой связи выбор женской консультации осуществляется с учетом приоритетности выбора поликлиники для получения первичной медико-санитарной помощи.
Иностранным гражданам в Российской Федерации бесплатно (за счет средств бюджетов всех уровней) оказываются следующие виды помощи: медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. На бесплатное оказание медицинской помощи по договору в сфере ОМС имеют право иностранные граждане, являющиеся застрахованными лицами. Обязательному медицинскому страхованию подлежат иностранные граждане, приобретшие гражданство РФ, а также иностранные граждане, имеющие вид на жительство (документ установленного образца) или разрешение на временное проживание (отметка установленного образца в паспорте иностранного гражданина).
При оказании гражданину медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий он имеет право на выбор врача с учетом согласия врача. При получении первичной медико-санитарной помощи по Территориальной программе гражданин имеет право на выбор врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации. В случае если застрахованный не проживает на участке, закрепленном за врачом, вопрос о прикреплении к врачу решается руководителем медицинской организации (ее подразделения) совместно с врачом и пациентом с учетом кадровой обеспеченности организации, нагрузки на врача и согласия последнего. Для решения вопроса о замене лечащего врача необходимо обратиться с письменным заявлением, в котором указываются причины замены лечащего врача, к руководителю (главному врачу) медицинской организации по месту прикрепления полиса ОМС, так как именно он принимает решение о замене лечащего врача. Возложение функций лечащего врача на врача соответствующей специальности осуществляется с учетом его согласия. При оказании стоматологической медицинской помощи выбор врача стоматолога (зубного врача) может осуществляться вне медицинской организации, к которой гражданин прикреплен на медицинское обслуживание.
Режим работы, приема пациентов, вызовов на дом регулируется правилами внутреннего трудового распорядка медицинской организации. При этом осуществляется обеспечение доступности медицинской помощи гражданам в рабочие дни недели и субботу (в том числе в городских поликлиниках в рабочие дни недели с 8.00 до 20.00 и субботу с 8.00 до 16.00), а также преемственность в оказании медицинской помощи, в том числе в выходные и праздничные дни, в период отсутствия специалистов при необходимости оказания экстренной и неотложной помощи; обеспечение совпадения времени приема врача-терапевта участкового, врача общей практики со временем работы кабинетов и служб, обеспечивающих проведение консультаций, исследований, процедур.
Лечащим врачом является врач по месту прикрепления полиса ОМС. Лечащий врач определяет объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента. Реализация рекомендаций врачей-консультантов осуществляется по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного. Соответственно, рекомендации врача частной клиники не являются основанием для выполнения данных им рекомендаций в медицинской организации по месту прикрепления полиса ОМС.
Лечащим врачом является врач по месту прикрепления полиса ОМС. Лечащий врач определяет объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента в соответствии со стандартами и порядками медицинской помощи, установленными Министерством здравоохранения Российской Федерации. Лечащий врач определяет основания для плановой госпитализации в соответствии с медицинскими показаниями, требующими госпитального режима, активной терапии и круглосуточного наблюдения врача.
Госпитализация в экстренной форме осуществляется при внезапных острых заболеваниях (состояниях), обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, по направлению врача (фельдшера, акушерки), в том числе в порядке перевода из другой медицинской организации, врача (фельдшера) скорой медицинской помощи, а также самостоятельно обратившихся больных. Госпитализация в стационар в плановой форме осуществляется по направлению лечащего врача медицинской организации по месту прикрепления полиса обязательного медицинского страхования при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи.
Лечение и обследование по выданному направлению, в том числе наркоз и палата, предоставляется пациенту бесплатно, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Размещение пациента в палате повышенной комфортности, в том числе на платной основе, осуществляется по его желанию.
Лечащим врачом является врач по месту прикрепления полиса ОМС. Лечащий врач — врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения. Соответственно, при наличии у Вас медицинских показаний для проведения лабораторно-диагностических исследований и лечебных мероприятий, включенных в территориальную программу ОМС, лечащий врач должен организовать получение необходимого вида медицинской помощи, выдав направление в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение. Лечение и обследование по выданному направлению проводится за счет средств ОМС, для пациента бесплатно, с соблюдением условий бесплатного оказания медицинской помощи. Следовательно, наличие направления, наряду с полисом ОМС, является одним из условий бесплатного оказания медицинской помощи. Экстренная медицинская помощь оказывается пациенту по месту обращения с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания независимо от наличия или отсутствия документов, удостоверяющих личность, направления и полиса ОМС.
Вашим Лечащим врачом является врач по месту прикрепления полиса обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). Лечащий врач определяет объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента в соответствии со стандартами медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи. При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой. При этом решение о выборе организации, в которой будет оказываться медицинская помощь, принимается совместно врачом и пациентом с учетом очередности, состояния здоровья пациента и профиля услуги. Исходя из вышеизложенного, при отсутствия возможности прохождения назначенного вида лечения в медицинской организации, в которую получили направление, в том числе, при превышении установленных территориальной программой сроков очередности, лечащий врач должен организовать проведение необходимого вида лечения, с учетом состояния пациента, выдав направление в другую медицинскую организацию, включенную в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы. По данному вопросу рекомендуем обратиться к лечащему врачу.
Программой государственных гарантий установлены сроки ожидания медицинской помощи, в том числе: оказание первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме — не более двух часов с момента обращения в медицинскую организацию; прием врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами – не более 24 часов с момента обращения; проведение консультаций врачей-специалистов — не более 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию; проведение диагностических инструментальных (рентгенологические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме — не более 14 календарных дней со дня назначения; проведение компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме — не более 30 календарных дней со дня назначения; оказание специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме — не более 30 календарных дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (при условии обращения пациента за госпитализацией в рекомендуемые лечащим врачом сроки); для пациентов с онкологическими заболеваниями — не более 14 календарных дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления диагноза заболевания (состояния).
Экстренная медицинская помощь – помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. Экстренная медицинская помощь оказывается пациенту по месту обращения с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания независимо от наличия или отсутствия документов, удостоверяющих личность, и полиса ОМС.
Застрахованные лица обязаны предъявить полис ОМС при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи. Медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, должна быть оказана бесплатно вне зависимости от наличия полиса ОМС.
Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, без подтверждения законного представительства.
На стендах медицинских организаций размещена информация, необходимая для защиты прав граждан в полном объеме: график личного приема граждан руководителем государственного учреждения здравоохранения, информация о работе «горячих линий» Министерства здравоохранения Самарской области и Территориального фонда ОМС Самарской области, Территориальная программа, информация о страховых компаниях, об организациях, которые защищают права застрахованных, необходимые контактные данные. Следует отдельно отметить роль страховых медицинских организаций (далее – СМО) в информировании граждан о правах на бесплатное оказание медицинской помощи. Осуществляя деятельность по защите прав и законных интересов застрахованных по ОМС граждан при получении медицинской помощи. СМО организовывает работу с застрахованными лицами страховых представителей. Страховой представитель — сотрудник страховой медицинской организации, оказывающий застрахованным лицам содействие в оперативном решении вопросов обеспечения доступности медицинской помощи по ОМС путем выявления и устранения нарушений доступности медицинской помощи, приёма, регистрации и организации рассмотрения обращений по вопросам объемов и качества оказанной медицинской помощи, а также осуществляющий информационное сопровождение застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи и обеспечение информирования застрахованных лиц и их законных представителей. У многих страховых медицинских организаций работают контакт — центры, куда гражданин может обратиться за консультацией. Подобный контакт-центр создан на базе Территориального фонда ОМС Самарской области. Позвонить можно по бесплатному телефону 8-800-200-2660, режим работы с 9:00 до 18:00 по рабочим дням, в остальное время работает автоответчик.
Медицинская организация может открепить гражданина с медицинского обслуживания только в случае факта его прикрепления к вновь выбранной им медицинской организации.
Направление пациентов в федеральные медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи осуществляется лечащим врачом медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи или специализированной медицинской помощи. Окончательное решение для госпитализации пациента в федеральную медицинскую организацию, для оказания специализированной медицинской помощи принимает врачебная комиссия федеральной медицинской организации.
Требование поликлиники о представлении документа, подтверждающего изменение места жительства, является обоснованным, поскольку соответствующий документ предусмотрен подпунктом 9 пункта 5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 406н. Следует отметить, что действующее законодательство не предусматривает предоставление документа установленного образца, подтверждающего факт проживания гражданина на данной территории.
Выбор медицинской организации за пределами территории проживания осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 1342н от 21.12.2012 «Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи», которым определено, что для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации. Выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи выданному лечащим врачом выбранной гражданином медицинской организации, принявшей заявление.
Объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента определяет лечащий врач в соответствии со стандартами медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями и руководствами, другими нормативными правовыми документами. Лечащий врач организовывает проведение плановых консультаций врачей узких специальностей и плановое проведение отдельных диагностических исследований. Таким образом, при наличии у пациента медицинских показаний для проведения консультации врача-специалиста или диагностического исследования и отсутствия возможности их проведения в поликлинике, лечащий врач должен организовать получение необходимой медицинской помощи, с учетом состояния пациента, выдав направление в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение. Если эту проблему предлагают решать самому пациенту, следует звонить в свою страховую компанию.
Поскольку необходимость проведения диагностических и лабораторных исследований, срочность проведения этих исследований определяется лечащим врачом, он при необходимости имеет возможность организовать проведение срочного исследования вне общей очереди. Перед направлением на плановую госпитализацию медицинская организация обеспечивает проведение обследования пациента в необходимом объеме к установленному сроку госпитализации.Если же эту проблему предлагают решать самому пациенту, следует звонить в свою страховую компанию.
Платить придется только за услуги, получаемые в порядке личной инициативы или вне порядка и условий, действующих в ОМС. Узнать, что вам гарантировано бесплатно по полису ОМС, всегда можно в своей страховой компании.
В больнице все, что назначается лечащим врачом, проводится бесплатно. Все, что считает нужным сделать сам пациент без согласования с врачом, является предметом платных услуг. Если, например, Вас госпитализировали с обострением язвенной болезни, а вы хотите пройти УЗИ органов малого таза в качестве профилактики, то Вам придется заплатить за это обследование.
Да. При проведении лечения в амбулаторных условиях обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, осуществляется за счет средств граждан, за исключением лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение.
Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ № 597) предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы младшего и среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) — до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), — до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе. Стоить отметить, что у отдельных медицинских работников сложилось мнение, что у каждого работника должна быть заработная плата на уровне, предусмотренном Указом № 597. Данное мнение является ошибочным. Во-первых, эту заработную плату еще надо заработать: никто плохо исполняющему свои должностные обязанности работнику платить не обязан. «Майскими указами» Президента РФ определено, что повышение оплаты труда должно быть обусловлено достижениями конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Во – вторых, следует отметить, что данный показатель средней заработной платы определяет уровень средней заработной платы по всем учреждениям здравоохранения Самарской области в целом. Необходимо обратить внимание, что действующим законодательством не ставится задача доведения уровня заработной платы до целевых показателей каждому работнику. Таким образом, вовсе не все работники получат заработную плату на уровне, предусмотренном «майскими» указами Президента. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, занимаемой должности, сложности, качества и количества выполняемой работы.
Превратное понимание Указа № 597 как необходимости безусловного повышения заработной платы ведет к тому, что многие работники начинают требовать уровень оплаты труда (200 либо 100 % от средней заработной платы по региону) в расчете на 1 ставку, т.е. вне зависимости от результатов их труда. Существующее мнение также является ошибочным. Необходимо отметить, что средняя заработная плата является статистическим показателем. Расчет средней заработной платы отдельных категорий работников осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации, на основании статистических данных. Указанный статистический показатель определяет размер заработной платы на 1 физическое лицо с учетом всех возможных выплат. Таким образом, целевые показатели средней заработной платы медицинских работников установлены с учетом всех возможных выплат производимые у работодателя: оплата труда по внутреннему совместительству, выплаты по родовым сертификатам, доплаты, полученные за совмещение должностей (профессий), расширение зон обслуживания, за оказание платных услуг и т.д.