Жалоба на Росреестр: куда и как обращаться?
Чаще всего визит граждан в Росреестр связан с необходимостью зарегистрировать недвижимое имущество или получить сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Так как данный исполнительный орган выполняет и некоторые другие функции, то и обращения граждан могут быть связаны и с другими вопросами.
Недовольство клиентов могут вызвать как действия сотрудников Росреестра, так и их бездействие в определенных случаях. Так, основаниями для подачи жалобы могут выступать (ст. 11.1 Закона от 27.07.2010 №210-ФЗ):
При подаче обращения заявителю необходимо учитывать определенный порядок действий и законодательные требования к процедуре.
Куда можно обратиться
При возникновении проблемной ситуации заявитель вправе направить жалобу в следующие инстанции:
Жалоба вышестоящему лицу в Росреестр
Законодательством не установлена конкретная форма жалобы, но заявитель должен придерживаться общих требований, указанных в ст. 11.2 №210-ФЗ. Так, в документе должны быть указаны следующие сведения:
Согласно п. 6 ст. 11.2 №210-ФЗ, жалоба должна быть рассмотрена в течение 15 рабочих дней с момента ее регистрации. После рассмотрения обращения выносится решение о его удовлетворении или отказе в исполнении выдвигаемых требований.
Заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется соответствующее уведомление. Если требования, выдвигаемые заявителем, подлежат удовлетворению, то в ответе указывается перечень и порядок действий, которые будут предприняты для разрешения ситуации, а также приносятся извинения за причиненные неудобства.
Если же заявителю отказывают в выдвинутых требованиях, то в ответе указываются причины такого отказа и порядок действий, которые гражданин может предпринять для обжалования полученного решения.
Письменное обращение в прокуратуру
Направлять жалобу в прокуратуру стоит в том случае, если были нарушены права гражданина, например, был получен необоснованный или неправомерный отказ в удовлетворении требований при обращении к вышестоящему руководству Росреестра.
Составляется документ с учетом стандартных требований к обращениям, указанных в Законе от 02.05.2006. №59-ФЗ. Так, жалоба состоит из трех частей:
Срок рассмотрения жалобы на Росреестр в прокуратуре не должен превышать 30 дней, но в исключительных случаях он может быть увеличен в 2 раза. В течение этого времени ответственные сотрудники будут проводить проверку по факту обращения, в ходе которой заявитель может привлекаться к проведению различных экспертиз.
Подача иска в суд
Если спорная ситуация с Росреестром не была решена после обращения к вышестоящему руководству органа и в прокуратуру, то следующим шагом будет подача искового заявления в суд. Исковое заявление подается со всеми дополнительными документами, играющими роль в рассмотрении дела.
В иске необходимо указать следующую информацию:
Кроме вышеперечисленных пунктов, к иску прикладывается квитанция об оплате госпошлины. Ее размер будет зависеть от исковых требований (ст. 333.21 НКРФ).
Способы вручения жалобы
Заявитель при подаче жалобы на Росреестр вышестоящему руководству органа вправе обратиться лично в канцелярию или отправить документ по почте. Также документ может быть передан через законного представителя. Для этого дополнительно потребуется предъявить документ, который наделяет представителя такими полномочиями (доверенность).
Кроме этого, гражданин может составить письменное обращение в электронном виде. Для этого потребуется зайти на официальный сайт Росреестра, перейти во вкладку «Помощь и поддержка» и выбрать пункт «Подача жалоб». В открывшемся окне заявителю потребуется заполнить все необходимые поля. Заполненную форму необходимо отправить на рассмотрение, нажав кнопку «Отправить жалобу».
В прокуратуру жалоба на Росреестр может быть подана всеми вышеперечисленными способами. Для отправки электронного обращения потребуется посетить официальный интернет-ресурс прокуратуры региона, где проживает заявитель.
Исковое заявление в суд заявитель может подать при личном визите, через представителя или же почтовым отправлением, а также отправить все документы в электронном виде.
Для подачи иска в электронном виде необходимо иметь подтверждённую запись на портале Госуслуг.
Для отправки документов потребуется зайти на официальный сайт судебного органа, где выбрать категорию «Подача процессуальных документов в электронном виде». В открывшемся окне потребуется нажать кнопку «Новое обращение». После чего потребуется пройти авторизацию пользователя сайта Госуслуг и заполнить открывшуюся форму на сайте ГАС «Правосудие». К заявке потребуется прикрепить скан иска, квитанцию об оплате госпошлины и другие дополнительные документы. Когда все поля формы будут заполнены, пользователю необходимо нажать кнопку «Сформировать заявление». Когда документы будут зарегистрированы, истец получит соответствующее уведомление в личном кабинете.
Как написать жалобу в росреестр через госуслуги
Введите то, что Вы ищете
Обращения граждан
Организация работы с обращениями граждан в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии
В целях обеспечения безопасности граждан и в рамках предупреждения распространения коронавируса COVID-19 временно, до особого распоряжения, приостановлен личный прием граждан, предусмотренный статьей 13 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Росреестра. При необходимости обращения в Росреестр предлагаем воспользоваться интернет-сервисом «Обращения граждан online» или направить обращение в письменном виде по почте.
Порядок направления обращений граждан
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Обращение, поступившее в Росреестр в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Внимание! Обращения, направляемые в Центральный аппарат Росреестра в электронной форме, минуя форму «Обращения граждан», на рассмотрение не поступают
Порядок получения гражданами информации о ходе рассмотрения обращений, направленных в Центральный аппарат Росреестра
Получить информацию по вопросам рассмотрения обращений можно ежедневно по рабочим дням с понедельника по четверг с 9-00 до 18-00 и в пятницу с 9-00 до 16-45 по телефонам: 8 (495) 917-15-24, 8 (495) 986-90-49, 8 (495) 983-40-21.
Информацию о ходе рассмотрения обращений направленных в территориальные органы и подведомственные организации можно по телефонам, указанным на региональном подсайте, либо по единому справочному телефону 8-800-100-34-34.
По справочным телефонам предоставляется следующая информация:
Срок рассмотрения обращений граждан
Порядок рассмотрения обращений
Порядок организации и проведения личного приема граждан
Представитель организации (гражданина) обязан предъявить помимо документа, удостоверяющего его личность, доверенность на право представления интересов организации (гражданина).
В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Порядок и график работы приемной Центрального аппарата Росреестра
Прием граждан в приемной Росреестра осуществляется уполномоченными лицами по адресу: г. Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19, стр. 1 по следующему графику работы:
Запись на прием к заместителям руководителя Росреестра по телефону 8-495-983-40-40 доб: 2371, 2374, 2375, 2376.
Организация работы с обращениями граждан в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществляется в соответствии с положениями Федерального Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 (в редакции от 05.12.2014) «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее должностных лиц» (далее – ПП РФ от 16.08.2012 № 840), приказом Росреестра от 26.08.2015 № П/450 «Об утверждении Инструкции об организации работы с обращениями и личного приема граждан в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»
Порядок направления обращений граждан
Направить обращение в Управление можно одним из следующих способов:
– в письменном виде по почте 115191, Москва, ул. Б. Тульская, д.15;
– через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru);
– через Ведомственный центр телефонного обслуживания Росреестра 8-800-100-34-34;
– при личной передаче письменного обращения в Управление;
– на «телефон доверия» 8 (495) 957-69-14 – по вопросам противодействия коррупции;
– путем внесения записи в «Книгу жалоб и предложений по организации приема заявителей»;
– в ходе личного приема граждан руководителем Управления, его заместителями, начальниками структурных подразделений Управления.
Граждане могут направлять в Управление как индивидуальные, так и коллективные обращения.
Требования для принятия к рассмотрению обращения
Гражданин вправе направить вместе с обращениями сканированные образы необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в электронной форме либо направить документы и материалы или их копии на бумажном носителе.
Перечень оснований для отказа в рассмотрении обращения гражданина.
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» Управление вправе отказать в рассмотрении обращения (жалобы) гражданина в случаях, если:
– в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, его почтовый адрес и/или адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ;
– в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
– текст письменного обращения не поддается прочтению, оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
– при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, обращение может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение, о недопустимости злоупотребления правом;
– ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;
– в обращении обжалуется судебное решение (в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения);
– в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно (три и более раз) давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководителем (заместителем руководителя) может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что данное обращение и более ранние обращения направлялись в Управление или одному и тому же должностному лицу Управления, с уведомлением о данном решении гражданина, направившего обращение;
– наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
– подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Так же основаниями для отказа в рассмотрении обращения гражданина в форме электронного сообщения, являются:
– указание гражданином некорректных сведений о себе и/или адреса для ответа;
– некорректность содержания электронного сообщения;
– невозможность рассмотрения обращения без получения необходимых документов и личной подписи автора (в отношении обращения, для которого установлен специальный порядок рассмотрения).
Срок рассмотрения обращений граждан
Общий срок рассмотрения письменных обращений граждан в Управлении – в течение 30 дней со дня регистрации. Жалоба, поступившая в соответствии с ПП РФ от 16.08.2012 № 840, рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены руководителем Управления.
График приема граждан и представителей сторонних организаций руководством и должностными лицами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в 2021 году
№
п/п
Должность, Ф.И.О. лица,
осуществляющего прием,
номер телефона для записи на прием
День приема
Время приема
ул. Б. Тульская, д. 15 (место приема: каб. АЭ-32)
Руководитель Управления
Майданов Игорь Иванович
Первый вторник месяца
Заместитель руководителя Управления
Дмитриев Евгений Олегович
(финансово-хозяйственное обеспечение)
Второй понедельник месяца
Третий понедельник месяца
Заместитель руководителя Управления
Исмунц Сергей Вячеславович
(учетно-регистрационная сфера)
Первый и четвертый понедельник месяца
Заместитель руководителя Управления
Левченков Александр Юрьевич
(контрольно-надзорные функции)
Первая и третья пятница месяца
Заместитель руководителя Управления
Юрова Елена Александровна
(учетно-регистрационная сфера)
Первый и третий четверг месяца
Начальник отдела государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
8(495) 957-69-80
Первая и третья среда месяца
Вторая и четвертая среда месяца
Начальник отдела правового обеспечения
8 (495) 957-68-50
Первая и третья
среда месяца
Начальник отдела землеустройства
и мониторинга земель
8 (495) 958-13-71
Второй четверг месяца
Рубцовская наб., д. 3, стр. 1
Начальник отдела государственного земельного надзора
8 (495) 530-23-17
8 (495) 530-23-19
Второй и четвертый вторник месяца
2-й Автозаводский пр., д. 5
Начальник отдела геодезии и картографии
8 (495) 710-32-70
8 (495) 710-32-71
Второй и четвертый четверг месяца
Список должностных лиц специализированных отделов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, осуществляющих прием граждан и представителей сторонних организаций по единому графику приема в 2021 году
День приема
Время приема
Первая и третья среда месяца
с 10:00 до 12:00
Вторая и четвертая среда месяца
с 14:00 до 16:00
Должность лица, осуществляющего прием,
номер телефона для записи на прием
Место приема
Начальник отдела государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
8(495) 957-69-80
ул. Б. Тульская, д. 15
Заместители начальника отдела государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
8(495) 957-69-80
Начальник отдела государственной регистрации недвижимости нежилого назначения
8 (495) 623-05-54
ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1
Заместители начальника отдела государственной регистрации недвижимости нежилого назначения
8 (495) 623-05-54
Начальник отдела государственной регистрации ограничений и обременений
8 (495) 139-18-65
пр. Завода Серп
и Молот, д. 10
Заместители начальника отдела государственной регистрации ограничений и обременений
8 (495) 139-18-65
Начальник отдела государственной регистрации недвижимости жилого назначения
8 (499) 795-74-66
Орликов пер.,
д. 3, стр. 1
Заместители начальника отдела государственной регистрации недвижимости жилого назначения
8 (499) 795-74-66
Начальник отдела государственной регистрации объектов нового строительства
8 (495) 136-34-72
г. Москва,
Сосенский стан, д. 4,
АДЦ «Коммунарка»,
5 этаж, каб. 554
Заместители начальника отдела государственной регистрации объектов нового строительства
8 (495) 136-34-72
Начальник отдела ведения ЕГРН
8 (495) 530-22-66
Рубцовская наб.,
д. 3, стр. 1
Заместители начальника отдела ведения ЕГРН
8 (495) 530-22-66
Начальник отдела повышения качества данных ЕГРН
8 (495) 331-36-37
ул. Профсоюзная,
д. 60
Заместители начальника отдела повышения качества данных ЕГРН
8 (495) 331-36-37
В соответствии с п. 4 Порядка осуществления личного приема граждан и представителей сторонних организаций должностными лицами Управления Росреестра по Москве, утвержденного приказом Управления от 15.08.2018 № 252, учет граждан и организаций, желающих обратиться на личный прием, осуществляется гражданскими служащими, ответственными за ведение делопроизводства, в приемных руководства Управления и в отделах. Указанные сотрудники фиксируют фамилию, имя, отчество заявителя и содержание обращения, а также регистрационные данные документов (при их наличии), ранее направленных в адрес Управления или заявителю (информация о личном приеме граждан в Управлении Росреестра по Москве ).
Запись граждан и представителей организаций, желающих обратиться на личный прием, производится в порядке очередности. Граждане, имеющие установленное действующим законодательством РФ право внеочередного приема, принимаются вне очереди.
Как написать жалобу в росреестр через госуслуги
В досудебном порядке могут обжаловаться действия (бездействие) и решения должностных лиц Росреестра (территориальных органов):
— территориальных органов – руководителю территориального органа и (или) в Росреестр;
Росреестра – руководителю Росреестра (лицу, его замещающему), в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий или бездействия должностных лиц территориальных органов;
— руководителя Росреестра (лица, его замещающего), в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов.
Обращение может быть подано как письменно, так и устно (на личном приеме).
Заявители также могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) должностных лиц Росреестра (территориального органа), нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики:
— на официальный сайт Росреестра (территориальных органов) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
— по электронной почте органов, исполняющих государственную функцию.
Сообщение заявителя должно содержать следующую информацию:
— фамилию, имя, отчество (отчество – при наличии) гражданина (наименование юридического лица), которым подается сообщение, его место жительства или пребывания;
— суть нарушенных прав и законных интересов, противоправного решения, действия (бездействия);
— сведения о способе информирования заявителя о принятых мерах по результатам рассмотрения его сообщения.
При личном приеме заявитель предъявляет документы, удостоверяющие его личность и (или) подтверждающие его полномочия.
Заявитель вправе подать заявление о прекращении рассмотрения его обращения.
Заявитель в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество (отчество – при наличии) соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (отчество – при наличии), полное наименование – для юридического лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Дополнительно в обращении могут быть указаны:
— обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;
— иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Контроль за исполнением государственной функции со стороны саморегулируемых организаций и их объединений является самостоятельной формой контроля и осуществляется путем направления обращений в Росреестр (территориальные органы), а также путем обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе проведения проверок в вышестоящие органы государственной власти и судебные органы.
Руководитель саморегулируемой организации или иное должностное лицо саморегулируемой организации имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Росреестра (его территориального органа), повлекшие за собой нарушение прав саморегулируемой организации (его должностного лица), при исполнении государственной функции, в административном (досудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дешевле и быстрее: как получить документы из Росреестра в электронном виде
В столичный Росреестр с начала года поступило втрое больше электронных обращений на регистрацию права на недвижимость, рассказал руководитель управления Игорь Майданов. Число обращений за услугой нотариусов выросло вдвое.
«Мы вышли на уровень, когда регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов проводится не позднее чем в течение трёх дней. Госрегистрация прав на основе нотариально удостоверенных документов, поданных нотариусом в электронном виде, вообще может проходить за один день», — заявил он.
Для физических лиц, кроме сокращённых сроков, существуют и финансовые преимущества подачи документов в электронном виде — снижение госпошлины на 30 процентов.
Услуга в электронном виде доступна с апреля 2015 года, а с прошлого июня заработал специальный сервис.
Вместе с тем возможность подачи документов в бумажном виде сохраняется. «Если в 2014 году общий срок регистрации был 18 рабочих дней, то на сегодняшний день мы значительно сократили его, и теперь регистрация прав, если вы подаёте документы в бумажном виде, составляет девять рабочих дней», — добавил Игорь Майданов.
Всего за прошлый год зарегистрировано свыше 800 тысяч прав, физическим лицам предоставлено полмиллиона выписок по объектам недвижимости.
Процедура обращения в Росреестр
Чтобы подать заявление в электронном виде, нужно зарегистрироваться на сайте Росреестра. Затем выбрать цель обращения и заполнить данные об объекте недвижимости, правообладателях и заявителях. Далее пользователю необходимо загрузить документы на портал и подписать их и заявление электронной подписью.
К слову, сертификат с электронной подписью приобретается отдельно и действует год. Его можно использовать при участии в торгах и оформлении электронных документов.
После заполнения документов заявителю по электронной почте направляется информация об оплате. Квитанцию можно оплатить сразу на портале или через терминалы банка. После подтверждения оплаты документы попадают на рассмотрение в Управление Росреестра.
Отслеживать информацию по заявкам можно через личный кабинет. Заявителя информируют, что документы получены, что объект зарегистрирован, а по итогам направляется электронная выписка из единого государственного реестра прав.
«Когда заявители только привыкали к сервису, были проблемы подачи документов, люди не знали, как правильно оформлять, подписывать электронной подписью. Сейчас постепенно понимание приходит, и качество подаваемых документов улучшается», — сообщил начальник отдела регистрации прав в электронном виде Управления Росреестра по Москве Тимур Биксентеев.
Упор на безопасность
При этом электронный сервис подачи документов на государственную регистрацию права полностью безопасен для хранения персональных данных пользователей. Информация передаётся по протоколу защищённых данных, а неизменность и подлинностью документов удостоверяет электронная подпись. «После того как портал принимает эти документы, они опять же по защищённым каналам доставляются до управления. И у нас содержатся в изолированной защищённой системе. Так что с безопасностью проблем нет», — добавил Тимур Биксентеев.
Сделать ещё проще
Упростить процедуру получения документов призваны и новые правила, вступающие в силу с 2017 года. Будет сформирован единый государственный реестр недвижимости, появится единая процедура постановки объекта на кадастровый учёт и его последующей регистрации. С нового года также исчезнет бумажное свидетельство о правах на недвижимое имущество.