Куда жаловаться на Госуслуги: условия подачи жалобы, особенности и порядок действий
Основными причинами поступления жалоб на сайт Госуслуг обычно являются какие-то технические сбои, несвоевременный ответ специалиста службы поддержки, некорректное отображение информации, задержка выдачи документов и некоторые другие.
В большинстве случаев почти любую проблему удается решить путем обращения в поддержку, однако если это не приносит результата, то перед пользователем встает вопрос о том, куда жаловаться на Госуслуги в той или иной ситуации. Об этом и многом другом и пойдет речь в нашей статье.
Что такое жалоба и когда ее действительно стоит писать
В первую очередь давайте разберемся, что же такое жалоба и стоит ли вообще ее писать?
Итак, в соответствии с действующей Конституцией, каждый гражданин России имеет право на обращение в госорганы. При этом, обратите внимание, что речь идет именно обращении, потому как любой документ, будь-то заявление, претензия или жалоба по закону являются обращением. Но зачем нужно обращаться с жалобой?
Предположим, что идете вы по улице, а перед вами сплошь и рядом переполненные мусорки, из которых ветер периодически раздувает полиэтиленовые пакеты, бутылки и другой сор, оказывающийся у вас под ногами. А рядом – дерутся повздорившие пьяницы, в то время как полиция молча наблюдает всю процессию издалека.
Разве так должно быть? Разумеется, нет! Но если вам пришлось наблюдать что-то подобное или вы стали свидетелем любой другой ситуации, подпадающей под понятие “ненормально”, то не стоит оставаться в стороне. Возможно, чиновники попросту не в курсе происходящего либо делают вид, что они этого не замечают. И тогда помочь исправить положение может жалоба.
То же касается и сайта Госуслуг. Он должен работать исправно, как и служба поддержки. Функционал ресурса должен быть понятен пользователям, а скорость выдачи документов соответствовать заявленной. Поэтому если вы обнаружили какие-то недочеты и вам не удалось решить проблему путем обращения в службу поддержки, стоит задуматься о подаче жалобы на сайт Госуслуг. А о том, как это сделать, мы расскажем ниже.
Чем отличается жалоба от заявления или претензии
А сейчас, для лучшего понимания, объясним, чем же отличается жалоба от разного рода заявлений и претензий. Ведь все эти документы именуются одним словом – обращения.
Претензия актуальна в случае, если имеются договорные отношения. Когда, например, между неким ИП Ивановым и ИП Сидоровым заключен договор поставки продукции или оказания услуги. Если один из них не исполнил обязательства, то второй может в досудебном порядке направить своему контрагенту претензию.
А вот если один из них приобрел товар в магазине для собственных нужд и он оказался бракованным или некачественным, то в случае невозможности мирно урегулировать конфликт можно уже жаловаться. Ведь при таких обстоятельствах нарушается закон о защите прав потребителя.
В случае с сайтом Госуслуг действует аналогичное правило. Если ваши права и/или интересы нарушаются, то жаловаться не только можно, но нужно.
Основные требования, предъявляемые к жалобе
Какой-либо установленной формы для подачи жалобы законом не предусмотрено. Любой гражданин может писать ее, на чем угодно: на листе А4, тетрадном листке. Также можно воспользоваться специальной онлайн формой, которая есть, в том числе, и на сайте Госуслуг.
Что же касается содержания, то в данном отношения требования существуют. Сводятся они к обязательному указанию:
На заметку! Если у вас есть какие-то скрины или иные факту нарушения ваших прав и интересов, то приложите их к жалобе.
И еще хотелось бы отметить: не пытайтесь излагать текст на сложном языке с кучей юридической терминологии. Это чиновников не испугает, а вот читать жалобу будет куда сложнее. Изъясняйтесь просто, кратко и понятно, без лишней воды и официоза.
Структурный план жалобы выглядит примерно так:
Есть ли вообще основания для подачи жалобы на сайт Госуслуги?
Перед тем как разбираться в вопросе о том, куда жаловаться на сайт Госуслуги, стоит для начала понять, что это вообще за ресурс и какую роль он выполняет.
Итак, данный портал был создан с целью повышения качества и скорости взаимодействия между гражданами (и юридическими лицами) и различными государственными ведомствами (структурами). По сути, Госуслуги – это посредник. Но это вовсе не означает, что оператор ресурса не несет ни за что и никакой ответственности. Кстати, таковым (оператором) в соответствии с Постановлением Правительства №861 было назначено Министерство цифрового развития. То есть, оно является ответственным и контролирующим органом.
Что входит в его компетенцию?
Важно! То есть, выходит, что в случае возникновения, например, технических неполадок и невозможности решить проблему путем обращения в службу поддержки, обратиться можно напрямую к оператору, то есть, в Минцифры.
Ключевые причины подачи обращений со стороны граждан
Все неполадки, связанные с работой Госуслуг условно можно разделить на 3 группы:
Способы подачи жалобы на Госуслуги
Ну а теперь пришло время рассказать о том, куда жаловаться на госуслуги, если нет сертификата открытого ключа, сайт не работает или возникла иная проблема. При этом, помните, что начать в любом случае рекомендуется именно со службы поддержки. Ведь по статистике это в большинстве случаев помогает.
Куда и кто может обратиться
Обратиться с жалобой на ЕПГУ (те же Госуслуги) может любой гражданин либо лицо без гражданства, предприниматель или юридическое лицо (его представитель). Актуальное место обращения зависит от причины подачи жалобы.
Таблица 1. Куда жаловаться на портал Госуслуги Москвы и других регионов: ведомства и контактный телефон.
Также обратиться с вопросом или проблемой можно путем написания сообщения в официальной группе в соцсети или в чате, доступном в личном кабинете.
Порядок действий
Куда жаловаться на госуслуги, мы разобрались. Но, стоит отметить, что спешить не нужно. В случае, например, если вы никак не можете разобраться с функционалом, то в первую очередь посмотрите ответы на самые частые вопросы. Возможно, вы найдете интересующий вас ответ.
На заметку! Данный раздел располагается по адресу: gosuslugi.ru/help/faq/o_portale/2682. Там достаточно развернута представлена исчерпывающая информация о работе портала.
Если это не помогло, то приступайте к обращению в службу поддержки. Сделать это можно несколькими способами:
На заметку! Также можно воспользоваться подпорталом “Досудебное урегулирование” и подать жалобу там. По закону она должна быть рассмотрена в течение 15 дней с момента поступления.
Если сотрудники поддержки не отвечают (что маловероятно), дают непонятные (невнятные) пояснения либо не могут помочь вам решить какую-то проблему, то обращаться следует в надзорное ведомство, каковым является Минцифры.
На заметку! Как правило, после обращение в Минцифры с отправителем связываются по телефону или посредством электронной почты специалисты службы поддержки пользователей, так как обычно именно в этот отдел жалобы направляют в первую очередь.
В самом крайнем случае, когда проблема серьезная и ее не смогли решить ни служба поддержки, ни Минцифры, можно обратиться в прокуратуру. Это, пожалуй, одно из немногих ведомств, которое занимается почти любыми вопросами. Вот например, полиция раскрывает преступления, Роспотребнадзор защищает права потребителей,а санстанция следит за санитарными нормами, а прокуратура рассмотрит жалобу, касающуюся любого вопроса за редким исключением.
Ответы на самые распространенные вопросы
А теперь предлагаем ознакомиться с ответами на самые распространенные вопросы, которые возникают у граждан, желающих подать обращение.
Вопрос: Как “правильно” жаловаться так, чтобы не отказали в рассмотрении?
Ответ: Вообще, ведомства принимают к рассмотрению все жалобы. Исключением являются случаи, когда они не соответствуют минимальным требованиям. Например, в них отсутствует имя или контакты отправителя, не изложена суть и прочее. Если же в обращение допущена какая-то ошибка, то ведомство, в которое оно было направлено, вышлет ответ с указанием недочетов. Их необходимо устранить для принятия документа к рассмотрению.
Вопрос: Стоит ли нанимать адвоката для составления и направления жалобы?
Ответ: Нет, жалобу может оставить самостоятельно любой гражданин (лицо без гражданства, представитель компании). Для этого не нужно иметь юридического образования. Главное, четко, просто и понятно изложить все факты так, чтобы в ведомстве поняли, на что вы жалуетесь и чего хотите.
Вопрос: Могут ли наказать за жалобу?
Ответ: Нет, за это не наказывают. В соответствии с действующим законодательством, любой гражданин имеет право обращаться в государственные органы. Причем это касается даже случая, если отправитель обращения критикует представителей государственной власти. Нельзя только оскорблять (за это предусмотрена ответственность).
Вопрос: Сколько рассматривается жалоба и в какой срок мне обязаны дать ответ?
Ответ: Любое обращение рассматривается в течение 15 дней с момента поступления. Однако здесь стоит учитывать, что время, в течение которого “идет” письмо, отправленное почтой, не учитывается. Отсчет начинается с момента регистрации, то есть, фактического поступления обращения в орган, в который оно было направлено.
Вопрос: Что делать если я обратился в службу поддержки, проблема сначала не решилась, а когда только отправил письмо в надзорный орган, вопрос был урегулирован, и необходимость в его рассмотрении Минцифры отпала?
Ответ: В этом случае вы можете письменно отозвать свое обращение, указав о решение вашей проблемой службой поддержки. Более ничего предпринимать не нужно. Также можно позвонить по контактному номеру в Минцифры. Возможно, допустимо обойтись и без письменно отзыва жалобы.
Вопрос: Могу ли я подать жалобу не онлайн, а лично?
Ответ: Да, вы можете лично явиться в нужное ведомство и написать там жалобу от руки. При необходимости, вам окажут помощь представители службы.
Вопрос: По закону жалоба является обращением. А в документе, что нужно писать: жалоба или обращение?
Ответ: Вне зависимости от того, как вы напишите, ваше обращение рассмотрят. по сути, это не имеет принципиального значения, так как в законе конкретно об этом ничего не сказано. Форма жалобы может быть любой. И назвать ее можно, как угодно (кроме претензии и заявления, разумеется). Главное, указать все основные данные: ваше имя и фамилию, контакты и суть обращения.
Вопрос: Я отправил жалобу не ценным письмом и на нее не приходит ответ, что делать?
Ответ: Поскольку не ценное письмо отследить невозможно, как и доказать факт его отправки, то здесь ничего сделать нельзя. Придется повторно отправить документ (и уже заказным письмом с описью) и ждать ответа. А лучше всего воспользоваться онлайн-формой. Это и просто, и быстро.
Вопрос: Что будет, если я направлю жалобу анонимно?
Ответ: Ее могут попросту не рассмотреть вовсе. Анонимные письма принимают во внимания обычно в случаях, если они касаются совершения каких-либо преступлений. Что же касается жалобы, то она должна исходить от какого-то лица, которому высылается в последующем ответ.
Что говорят те, кто уже жаловался на Госуслуги
Елена: “У меня возникла проблема с загрузкой документа. Скачивался файл какого-то непонятного для меня формата, хотя на сайте был указан “DOC”. После большого числа попыток я, конечно, немного разозлилась. Обратилась в службу поддержки и мне в конце концов помогли. Дело оказалось в моем компьютере. так что не спешите иной раз жаловаться. Может, Госуслуги здесь вообще ни при чем, как в моем случае”.
Евгений: “Я никак не мог найти раздел, в котором как-то ранее я уже был. На мой взгляд, сайт далек от совершенства хотя бы в силу того, что уже есть как минимум один человек, которому не удалось вновь попасть на страницу, на которой ранее он уже был (я говорю о себе). В поддержке мне помогли, да, выслали ссылку. Но я все равно написал обращение в Минцифры с предложением по модернизации. Мне ответили, причем в письменной форме, но, по всему видимому, решили ничего не менять. Я остался недоволен тем, что мое предложение проигнорировали. Хотя…с другой стороны понимаю, что всем-то не угодишь”.
Ольга: “ А я осталась довольна работой службы поддержки. Специалист попался очень приветливый, внимательный. Помог быстро устранить проблему, связанную с онлайн-регистрацией в качестве самозанятого лица. Объяснял все буквально на пальцах. В общем, работу оцениваю на 11 баллов по 10-бальной шкале!”
Александр: “Куда жаловаться на Госуслуги? Да никуда не надо! Пишите в поддержку, решат почти любой вопрос. Я писал неоднократно и всегда помогало”.
Максим: “Я обращался к специалистам колл-центра портала Госуслуги для того, чтобы мне помогли отправить жалобу на другую структуру. Лично мне было сразу непонятно, как это можно сделать. Помогли, все прошло хорошо, поэтому я остался доволен. Но я обращался не онлайн, а позвонил по контактному номеру, указанному на сайте”.
Как написать жалобу на работу сайта госуслуги
Вы можете подать жалобу в системе досудебного обжалования, если в процессе оказания услуги «Получение государственной услуги по осуществлению социальных выплат» были нарушения регламента:
Описание
Документы, необходимые для получения услуги
Срок предоставления
Cрок регистрации запроса на услугу
Отказ в предоставлении государственной услуги
Основание для отказа в предоставлении услуги в виде выплаты пособия по безработице
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице являются:
непризнание гражданина безработным;
снятие гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с учета в качестве безработного
истечение периода выплаты гражданину, признанному в установленном порядке безработным, пособия по безработице;
личное письменное заявление гражданина, признанного в установленном порядке безработным, об отказе от государственной услуги.
Основание для отказа в предоставлении услуги в виде выплаты материальной помощи:
Окончание срока оказания материальной помощи.
Основание для отказа в предоставлении услуги в виде выплаты стипендии являются:
Самовольное прекращение обучения гражданином, признанным в
установленном порядке безработным, направленным государственным
учреждением службы занятости (центром занятости населения) на
профессиональное обучение;
Окончание срока профессионального
обучения гражданина, признанного в установленном порядке безработным,
по направлению государственного учреждения службы занятости (центра
занятости населения);
Личное письменное заявление гражданина, признанного в установленном порядке безработным, об отказе от государственной услуги.
Минкомсвязь решила создать на портале госуслуг окно для жалоб
Минкомсвязь подготовила законопроект, в соответствии с которым портал госуслуг станет единым электронным окном для обращений в органы власти, сообщает «Коммерсантъ». Согласно документу, подать жалобу смогут граждане, зарегистрированные в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Законопроект предусматривает, что направленные через портал обращения будут автоматически переадресовываться в уполномоченный орган. Их авторы смогут получать уведомления о ходе рассмотрения. Для изучения типовых запросов будет использоваться искусственный интеллект.
Помимо портала госуслуг подать жалобу можно будет через многофункциональные центры или по почте.
Первый заместитель главы Минкомсвязи Олег Пак объяснил необходимость создания окна обращений на портале госуслуг тем, что сейчас жалобы направляются через формы на разных официальных сайтах или по электронной почте, а заявители зачастую даже не знают, получены ли их сообщения. «Чтобы узнать судьбу обращения, нужно звонить по справочным телефонам, которые часто заняты или не отвечают. Все это работает крайне неэффективно», — признал он.
Член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов Борис Едидин видит еще одно преимущество в новой системе. По его мнению, локализация на единой платформе и достоверная идентификация заявлений позволят решить проблему со «спланированными провокациями» в отношении массовых и повторных обращений. При этом он отметил, что законопроект не решает проблему с оценкой эффективности рассмотрения обращений граждан, то есть насколько заявитель удовлетворен результатами взаимодействия с госорганом, а чиновник заинтересован в разрешении поставленного вопроса по существу.
Еще одним слабым местом системы руководитель технологической практики KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов считает маршруты переназначений. «Они не должны нарушать основной принцип, когда жалоба не может быть направлена в то ведомство, на которое жалуются», — указал он.
Как отмечает «Коммерсантъ», всего в ЕСИА зарегистрировано 119 млн человек. При этом подтверждено 69,5 млн учетных записей.
Как написать жалобу на работу сайта госуслуги
Для обжалования достаточно заполнить форму в соответствующем разделе на портале Госуслуг. При заполнении формы автоматически из личного кабинета контролируемого лица подтягивается информация о проверках, доступных для обжалования.
Порядок рассмотрения жалоб — единый для всех органов власти. Срок рассмотрения не должен превышать 20 рабочих дней.
Данный раздел для целей досудебного обжалования был разработан на базе государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (ГИС ТОР КНД).
Замглавы Минцифры Олег Качанов:
“Гибкая микросервисная платформа ГИС ТОР КНД позволила в короткий срок — всего за 2 недели — развернуть полноценный интерфейс для работы с жалобами и масштабировать его на 30 органов власти. Сейчас в подсистеме досудебного обжалования ГИС ТОР КНД работает более 8000 инспекторов. В перспективе подсистема досудебного обжалования будет масштабирована на региональные и муниципальные органы контроля.”
СПРАВКА: 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», по которому для ряда федеральных органов исполнительной власти досудебное обжалование стало обязательным. Это означает, что без прохождения обязательной процедуры досудебного обжалования контролируемое лицо не в праве обратиться в суд.
Досудебное обжалование
Гражданин вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее – жалоба).
В досудебном (внесудебном) порядке гражданин имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР:
Жалоба должна содержать:
В случае если жалоба подается через представителя гражданина, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина.
Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальными органами ПФР (в месте, где гражданин подавал заявление (извещение), либо в месте, где гражданином получен результат предоставления государственной услуги).
Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.
Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В электронном виде жалоба может быть подана гражданином посредством:
Жалоба рассматривается территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган ПФР (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В случае если жалоба подана гражданином в ПФР и (или) территориальный орган ПФР, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует гражданина о перенаправлении жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
Жалоба может быть подана гражданином через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в территориальном органе ПФР, предоставляющем государственную услугу.
Гражданин может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
В территориальных органах ПФР определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления все имеющиеся материалы направляются в органы прокуратуры.
Территориальные органы ПФР, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:
Жалоба, поступившая в ПФР или территориальный орган ПФР, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.
Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены ПФР или территориальным органом ПФР.
В случае обжалования гражданином отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у гражданина, либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (далее – решение). Решение принимается в форме акта ПФР или территориального органа ПФР.
При удовлетворении жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче гражданину результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Информирование заявителя о результатах рассмотрения жалобы осуществляется путем направления гражданину соответствующего ответа.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме или по желанию гражданина в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В случае если жалоба была направлена через систему досудебного обжалования, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем ПФР или территориального органа ПФР.
По желанию гражданина ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа.
ПФР, территориальный орган ПФР отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
ПФР, территориальный орган ПФР вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вышестоящем территориальном органе ПФР, в ПФР или в судебном порядке.
Граждане имеют право обратиться в ПФР, в территориальный орган ПФР за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме гражданина, или в электронном виде.
Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы граждане могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
Прием от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»«Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»
[7] Положение о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198.