Как написать заявление на расширение земельного участка
Речь пойдёт о возможности, предоставленной Земельной реформой 2015 года (ФЗ №171от 23.06.2014 г.), в упрощённой форме прирезать к уже имеющимся в собственности участкам ИЖС и ЛПХ, для дачного хозяйства или дачного строительства, для садоводства или огородничества.
Поговорим об оформлении тех, с виду «ничьих» и вроде никем и ничем не занятых небольших территорий, что, в принципе-то, уже и используются по факту и ранее гневно оценивались административными органами как «самовольно захваченные», за что приходилось нести ответственность по их освобождению от «захвата», оформлять через суды с уплатой существенных штрафов, или тех прилегающих к участку, непонятно к кому и чему относящихся кусков земли, на которые пока что лишь «глаз положили» и которые очень нужны для нормального загородного обустройства.
Скажем сразу, что «ничьих участков» быть не может. Любой участок, даже если по внешним признакам не используется и ничего на нём нет, находится в собственности или граждан, или компаний, предприятий, или садоводств, или является собственностью муниципалитета или государства.
Вряд ли кому удастся прирезать «кусочек» земли, который является частью чужого частного участка (чужого имущества), а вот с муниципалитетом и государством начавший своё действие закон решить вопрос позволяет, если только этот прирезаемый кусок не будет относиться к так называемым зарезервированным землям и фондам под дальнейшие или существующие серьёзные задачи.
«Прирезка», то есть увеличение площади земельного участка, над зафиксированной в правоустанавливающих документах, в соответствиии с фактически используемой, теперь называется «перераспределением земельных участков».
Необходимость в прирезке может возникнуть, например тогда, когда участок имееет изломанную форму, что создаёт большие неудобства при его обустройстве, при уточнении его границ или в ситуациях «наложения» смежных участков, часто выявляющихся как в садоводствах, так и при очень большом сроке использования в посёлках.
Самовольное же использование не своей земли остаётся “дамокловым мечом” для любого собственника, которому рано или поздно придётся или освободить незаконно занятую территорию, снести постройки на ней, получив соответствующие предписания, или вовремя заняться решением проблемы.
Как решить вопрос с «прирезкой земли» сейчас и рассмотрим.
Когда можно вести прирезку и об ограничениях в прирезаемых площадях
Приступить к решению задачи о прирезке к участку можно лишь в том случае, если права собственности на участок оформлены и он отмежёван, то есть имеет конкретные границы и площадь, стоит на кадастровом учёте.
Добавить к существующему земельному участку сколь угодно площади получится не всегда. Поскольку это достаточно существенный момент в планируемой задаче прирезки, поясним его немного подробнее.
Вопрос решается бес проблем, если увеличение площади не превышает 10% от внесенной в госкадастр, но легализовать прирезанные земли лесного фонда, а также береговых полос по-прежнему невозможно.
Существуют нормативы по предельным размерам участков, устанавливаемые ПЗЗ в каждом муниципалитете. Именно они определяют возможные минимальные и максимальные площади земельных участков, предоставленных для ИЖС, ЛПХ, дачного хозяйства или дачного строительства, садоводства или огородничества, а, соответственно, и для прирезаемых участков.
По площади получаемый в сумме с прирезкой участок не должен превышать установленные пределы (п.1 ст. 39.28 ЗК РФ).
При превышении предельных площадей придётся решать ворос о формировании нового участка или участков в допустимых регламентом размерах и выкупать их, хоть и не по баснословной стоимости, но полной кадастровой, установленной в конкретном поселении.
С размером предельных площадей по видам разрешённых использований земельных участков можно ознакомиться в принятых в каждом поселении Правилами землеустройства и застройки (ПЗЗ) на официальном сайте администрации поселения или при непосредственном обращении в комитет или отдел по землепользованию районной администрации или администрации поселения.
В противном случае, то есть тогда, когда “прирезка” попадает в иную территориальную функциональную зону, например, в общественно-деловую (ОДЗ), производственную или другую, вместо зоны ИЖС или, к примеру, “для ведения дачного хозяйства”, решение задачи становится невозможным, если, конечно, не заняться изменением генерального плана поселения и его ПЗЗ, внесением в них необходимых изменений, что любому частному собственнику будет практически непосильно.
В тех случаях, когда ПЗЗ в поселении ещё не приняты, предельные размеры участков для ИЖС, ЛПХ, дачного хозяйства или дачного строительства, садоводства или огородничества утверждаются отдельными решениями местных депутатов или региональными законами «О предельных размерах земельных участков».
Перераспределение (прирезка к земельному участку) оформляется путём заключения Соглашения о перераспределении земельных участков, которое заключается между собственником прирезаемой территории (муниципальной администрацией, областным или региональным правительством, или представителем РФ, если прирезка относится к федеральной собственности) и собственником земельного участка, который намерен увеличить (прирезать) дополнительную площадь (статья 39.29 ЗК РФ).
Для подготовки к заключению такого Соглашения собственник земельного участка, планирующий расширить его, подаёт в районную администрацию или в областное правительство заявление о перераспределении земельного участкас приложением ряда документов и указывая необходимые сведения об участке и о себе.
Форма заявления утверждается в каждом муниципалитете и предоставляется для заполнения непосредственно при обращении.
Основные документы, прилагаемые к заявлению
Заказать её удобнее в местной геодезической или землеустроительной компании или у кадастровых инжененров, работающих непосредственно в том или ином районе. Если собственник участка не является геодезистом или кадастровым инженером, вряд ли ему удастся справиться с подготовкой схемы самому, ведь делается она на основе сведений, получаемых по результатам геодезической съёмки (ст.11.3 ЗК РФ).
При подаче завлений представителями или доверительными лицами предоставляются документы, подтверждающие их право и полномочия в совершении действий;
Заявление с документами можно подавать различными удобными способами:
Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков
Установленный законом срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет30 дней(п.8 ст. 39.27 главы 5.4 ФЗ №171 от 23.06.2014 г.).
За это время администрация выполняет следующие действия:
Причины отказа в заключении соглашения о перераспределении
Основаниями для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков может стать хотя бы одна из следующих причин:
Не станет причиной отказа по прирезке муниципальной или государственной земли отсутствие сведений по добавляемому участку в государственном кадастре недвижимости (ГКН) о местоположении границ земельного участка (п.12 ст.39.29 ЗК РФ).
Заявителю в таком случае будет необходимо выполнить кадастровые работы и поставить “прирезку” на государственный кадастровый учёт, а только после всего присоединить к своему участку.
Отказ в заключении соглашения на основании п.9 ст.39.27 главы 5.4 ФЗ №171 от 23.06.2014 г.) должен быть мотивированным, с подробным изложением причин.
Если решение об утверждении схемы расположения земельного участка от администрации получено, далее потребуется за свой счёт поставить участок с прирезкой на кадастровый учёт, выполнив перед этим межевые работы (п.14 ст. 39.29).
О стоимости “прирезок”
Стоимость выкупаемой у муниципалитета “прирезки” зависит от кадастровой стоимости земельного участка, составляя 15% от её величины, если участок относится к федеральным землям и добавляемая площадь не превышает установленные нормативы максимальных значений, а при превышении более чем на 10% максимально разрешённых площадей плата будет рассчитываться уже по полной кадастровой стоимости (Постановление Правительства РФ №1308 от 3.12.2014 г.).
Для участков, относящихся к областным землям или наразграниченным землям госсобственности, стоимость устанавливается муниципалитетом, зависит от расположения, но, как правило, практически не отличается от стоимости федеральной земли, то есть 15% от кадастровой стоимости при условии соответствия пределам по площади.
Зная площадь участка, несложными арифметическими расчётами можно оценить предстоящие траты.
Кадастровая стоимость указывается в кадастровом паспорте, с нею юможно ознакомится на публичной кадастровой карте Росрреестра или уточнить в местной администрации.
Отсрочки или рассрочки платежей при проведение оплаты за “прирезки” к участкам не предусмотрены. Но уверенно можно утверждать, что стоимость прирезок значительно ниже рыночных величин за покупку участков аналогичных площадей.
Растем вширь: 4 способа законно увеличить земельный участок
Стремиться к расширению занимаемой площади — вполне естественная цель для человека, идет ли речь о городской квартире или о земельном участке. В последнем случае кого-то не останавливает даже перспектива штрафа за самозахват территории. Но расширить границы земельного участка можно вполне легально.
Есть несколько базовых условий. Во-первых, все законные варианты увеличения площади участка доступны только собственникам земли. Во-вторых, расширяемый участок должен быть предназначен для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), садоводства (СНТ) или ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). В-третьих, объединяемые земельные участки должны относиться к одной категории земель и иметь одинаковый вид разрешенного использования.
Перераспределение или прирезка
Один из возможных способов увеличить земельный участок — перераспределение, то есть образование нового земельного участка путем присоединения к существующему участку смежного. В разговорной речи это называют прирезкой, хотя в законодательстве такого термина не существует. Присоединяемый участок должен быть в государственной или муниципальной собственности, говорит адвокат компании Defender Law & Communication agency Михаил Герголенко.
Перед началом перераспределения необходимо узнать статус земли, сделать это можно с помощью Публичной кадастровой карты. Процедура возможна при следующих условиях:
«Пример: вы собственник участка площадью 8 соток, рядом с вами участок, который не используется и находится в муниципальной собственности. Если этот участок подпадает под установленные в законе условия, то вы можете присоединить его к своему. Для этого нужно обратиться с заявлением о перераспределении в администрацию муниципального образования», — рассказал Михаил Герголенко.
Порядок действий
Перераспределение земли происходит на основании соглашения между гражданином и уполномоченным органом, например администрацией. Для этого владельцу участка нужно обратиться в уполномоченный орган (администрацию, земельный департамент и др.) с заявлением о перераспределении земли. Сделать это можно в том числе через МФЦ. К заявлению нужно приложить:
Заявление рассматривается в среднем около 30 дней, затем заявителю направляется согласие на заключение соглашения о перераспределении. Потом собственник обращается к кадастровому инженеру, тот определяет новые границы участка — и документы отдаются в Росреестр.
Сколько это стоит
Увеличение площади земельного участка — платная процедура. В случае если земля в федеральной собственности, плата за увеличение площади через перераспределение составляет 15% от кадастровой стоимости участка. Если участок в муниципальной собственности, тарифы варьируются в зависимости от региона и муниципалитета. Например, в Московской области плата за перераспределение — 50% от кадастровой стоимости присоединяемой части земельного участка.
Уточнение границ земельного участка
Собственники земельных участков могут увеличить их площадь с помощью уточнения границ участка (межевания). «Это возможно, если у гражданина есть участок, которому уже присвоен кадастровый номер, но при этом его границы не установлены (нет сведений о координатах точек границ). В таком случае гражданин вправе провести процедуру по уточнению сведений о местоположении границ и площади своего земельного участка», — пояснил Михаил Герголенко из Defender Law & Communication agency. Границы участка также можно уточнить, если при предыдущем межевании была допущена кадастровая ошибка.
«Пример: у вас есть земельный участок, поставленный на учет до вступления в силу Земельного кодекса РФ. Сведения о таких участках вносились на основании правоустанавливающих документов с декларативной площадью и не содержат информацию о прохождении границ на местности. Например, по документам ваш участок — 10 соток, а по факту вы используете 10,5 соток. Здесь нужно уточнить границы и площадь», — говорит адвокат.
Точно определенные границы участка могут защитить от споров с соседями, а также помешать самовольному строительству. Точные границы дают возможность беспроблемно совершать с землей любые операции и сделки — продать участок будет проще.
Как уточнить границы земельного участка
Чтобы уточнить границы участка, собственнику нужно обратиться к кадастровому инженеру (его можно найти через сервис «Государственный реестр кадастровых инженеров»).
Кадастровый инженер приедет на место и проведет необходимые замеры. Уточнение границ нужно будет согласовать с владельцами смежных — соседских — участков. Специалист направит им извещения на почтовый или электронный адрес. Если найти их не получается, извещение публикуется в местной прессе. В этом случае адресат будет считаться уведомленным, даже если не прочитает объявление. После всех замеров и согласований с соседями кадастровый инженер подает документы в орган регистрации прав.
Результатом становится межевой план, содержащий сведения о координатах границ земельного участка. Границы устанавливаются по документам, подтверждающим, что земля выделена конкретному собственнику в конкретном месте и именно такой площади.
Допустимый предел увеличения площади при установлении и уточнении границ участка:
Выкуп «заброшки» или открытое владение
Увеличить участок можно, выкупив на торгах заброшенный участок, если он прилегает к имеющемуся. В случае когда у участка нет собственника (он неизвестен, признан пропавшим без вести, отказался от земли или его в принципе никогда не было), земля может быть признана бесхозной — в таком случае она переходит в собственность местных властей. После этого землю вместе с недвижимостью можно приобрести на торгах, арендовать или выкупить.
Еще один способ стать законным владельцем бесхозного дачного участка (дома) — по приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ). Согласно этому принципу, гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий им как своим в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество. Также к нему не должно быть претензий со стороны соседей и местных властей. Подробнее узнать о том, как стать владельцем заброшенного участка, можно по ссылке.
Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:
— Присоединяя смежный участок, важно действовать в рамках российского законодательства. Самовольное присоединение карается законом и влечет наложение штрафа до 200 тыс. руб. На первом этапе важно выяснить, кто именно является владельцем территории. От этого зависят дальнейшие шаги. Если владелец частное лицо, воспользоваться приведенными выше механизмами не получится. Если участок под обременением — тоже.
Краткий чек-лист для желающих законно расширить границы земельного участка:
первое — нужно понимать, что получить дополнительную землю может только его собственник, но не арендатор или тот, кто пользуется на правах безвозмездного пользования;
второе — если границы исходного земельного участка не уточнены в ЕГРН, прирезать землю не получится;
третье — проверьте вид разрешенного использования своего участка и того, который хотите присоединить (садовый участок и место для ИЖС не могут быть объединены);
четвертое — чтобы воспользоваться нормой приобретательной давности, убедитесь, что вы пользуетесь интересующим вас участком более 15 лет и на него нет других желающих или претендентов;
пятое — учет ограничений на минимальный или максимальный размер участка. Такие данные можно найти в правилах землепользования и застройки каждого муниципального образования (размеры могут различаться в разных регионах). В этом документе также указано, какая площадь земельного участка должна быть после увеличения (если подобное не прописано, то пользуемся формулой: не более чем на 10% от площади, указанной в ЕГРН).
Если все условия выполнены, нужно сформировать межевой план (учитывая требования ПЗЗ), заключить соглашение с органами местной власти (и выкупить участок), а затем — обратиться в Росреестр для регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет.
Прирезка земельного участка в 6 этапов без специальных знаний.
После 01.03.2015 прирезка земельного участка или перераспределение участков стала способом увеличения площади используемой земли.
Прирезка земельного участка увеличивает его площадь за счет земель, примыкающих к основному (используемому) участку.
Что такое прирезка земельного участка?
В земельном кодексе такого понятия — прирезка земельного участка, не существует.
Прирезка земельного участка — это обывательское название юридического термина — перераспределение земельных участков.
В результате перераспределения земельных участков на месте основного участка появляется новый участок.
Новый земельный участок по площади больше изначального (основного).
Иными словами, основной участок перестает существовать. На его месте появляется новый участок с увеличенной площадью.
Перераспределение земельных участков возможно если земля в собственности.
Перераспределение земельных участков можно разделить на 2 вида:
1-ый вид: перераспределение государственных или муниципальных земельных участков между собой.
2-ой вид: перераспределение государственных или муниципальных участков и участков, находящихся в частной собственности.
Первый вид перераспределения земель для нас неинтересен. Потому что он не приводит к увеличению участков, находящихся в собственности граждан и/или организаций.
Второй вид перераспределения земель вызывает интерес. С его помощью можно увеличить свой участок.
В этой статье рассмотрим перераспределение земельных участков 2-ого вида. То есть перераспределение государственных или муниципальных участков и участков, находящихся в частной собственности.
Прирезка земельного участка 2-го вида позволяет расширить участок за счет прилегающей муниципальной или государственной земли.
4 основания, когда допускается прирезка земельного участка.
Перераспределение земель или прирезка земельного участка возможна в 4-х случаях:
а) Прирезка земельного участка в границах застроенной территории.
В отношении территории должен быть действующий договор о развитии застроенной территории.
Перераспределение земельных участков используют для приведения границ участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
Иными словами. Если в отношении застроенной территории заключили договор о ее развитии, то возможно перераспределение земельных участков.
По данному основанию прирезка земельного участка производится, чтобы привести границы в соответствие с проектом межевания.
Данное основание нам не очень интересно. Потому что не часто встречается в подавляющем большинстве населенных пунктов.
б) Перераспределение земельных участков допускается, когда земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства.
Речь идет об объектах капитального федерального, регионального или местного значения.
Объект капитального строительства — сокращенно ОКС.
Полный перечень ОКС, при образовании которых возможно перераспределение, смотрите в статье 49 ЗК РФ.
Среди этих объектов можно выделить:
Очень часто перераспределение земель по данному основанию сопутствует с изъятием земельных участков.
Участки изымаются для государственных или муниципальных нужд.
Данное основание тоже не интересно для нас. Оно не позволяет гражданам увеличивать свои участки за счет прирезки.
в) Перераспределение земельных участков и земель на территории с утвержденным проектом межевания.
Проект межевания устанавливает однообразные размеры и форму границ земельных участков.
Другими словами, проект межевания упорядочивает размещение земельных участков. Эти участки приобретают границы правильной формы и единообразные размеры.
Перераспределение земельных участков по проекту межевания допускается для исключения вклинивания, вкрапления, изломанности границ и чересполосицы.
Иными словами. Перераспределение имеет цель упорядочить земельные участки на территории, для которой утвердили проект межевания.
Если участок приобрели до утверждения проекта межевания, то можно перераспределить землю. Перераспределенный участок будет соответствовать упорядоченным участкам.
В любом случае, площадь нового земельного участка не может превышать максимальный размер. Предельный размер земельного участка устанавливают в Правилах землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки — сокращенно ПЗЗ. Правила землепользования и застройки принимают и утверждают в муниципальном образовании.
Данное основание имеет для нас интерес. Потому что в отдельных случаях такое перераспределение приводит к увеличению площади участка.
Однако, территорий с утвержденными проектами межевания значительно меньше территорий, где проекты не утверждаются. Поэтому данное основание имеет мало случаев для практического применения.
г) Перераспределение земельных участков под ЛПХ, огородничество, садоводство и ИЖС.
До 01.01.2019 года к этому основанию относилось и дачное хозяйство. Но с указанной даты понятие дачного участка исключено из земельного законодательства.
Данное основание прирезки земельного участка является самым подходящим для большинства граждан.
Если вы являетесь собственником земельного участка предназначенного:
то у вас есть право увеличить участок за счет прирезки дополнительной территории. Безусловно, при наличии свободной земли, примыкающей к участку.
Основное условие такой прирезки: площадь нового участка не должна превышать предельные размеры.
Как упоминал ранее, предельные размеры участков смотрите в Правилах землепользования и застройки.
Допустим, площадь участка под ИЖС составляет — 12 соток. В Правилах землепользования и застройки населенного пункта установлена максимальная площадь — 15 соток.
Это означает, что допустимо прирезать к участку не более 3 соток земли. При условии, что вокруг участка есть свободная земля с такой площадью.
Обратите внимание.
Если хотите прирезать к участку достаточно большой кусок земли, то возрастает риск получить отказ.
В такой ситуации, целесообразно не прирезать землю к существующему участку, а получать ее как отдельный участок.
Получить участок без торгов можно через предварительное согласование.
Первый шаг в этом направлении — сформировать Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Бонус к готовому заявлению — краткая пошаговая инструкция.
Рассмотрим данное основание более подробно, но предварительно выясним следующий вопрос:
Чем перераспределение земель отличается от перераспределения земельных участков?
При перераспределении земель к основному участку присоединяется свободная земля, то есть территория, которая не имеет границ, и не состоит на кадастровом учете.
При перераспределении земельных участков к основному участку присоединяется другой участок, который принадлежит муниципалитету или государству.
Иными словами, при перераспределении земли вы присоединяете к участку не учтенную в кадастре землю.
При перераспределении земельных участков, присоединяете к участку другой сформированный участок, который имеет границы.
Как оформить прирезку участка под ИЖС, огород, ЛПХ, садоводство?
Как уже упоминалось: прирезать к участку дополнительный кусок земли может только собственник участка.
Арендаторы и лица, владеющие участком на праве безвозмездного пользования, не имеют права на прирезку земельного участка.
Для прирезки земли нужно заключить соглашение с администрацией. В данном случае администрация это собственник земли, которую прирезают к участку.
Как правило, в населенных пунктах земля является муниципальной. Поэтому будем рассматривать соглашение с местной администрацией.
Соглашение о перераспределении земель готовит сама администрация.
Важно убедиться, чтобы в соглашении указали, что на вновь образуемый участок возникает право частной собственности.
Иными словами, гражданин приобретает право собственности на новый увеличенный в площади участок.
Оформление прирезки земельного участка состоит из 6-ти этапов.
Описываемая процедура относится к 4-му основанию. То есть прирезка к участку ИЖС, ЛПХ, огород, садоводство, при отсутствии утвержденного проекта межевания.
1-ый этап.
Подготовка схемы расположения земельного участка.
Первым делом необходимо подготовить Схему расположения земельного участка.
Схему можно подготовить самостоятельно.
Кто имеет доступ к видео инструкции, знают, как готовится Схема для получения участка.
Отличие Схемы для прирезки от Схемы для получения участка состоит в следующем.
Для прирезки охватываете контуром нового участка исходный участок и территорию, которую присоединяете.
Будьте готовы, что чиновники в администрации станут навязывать услуги прикормленных кадастровых инженеров. Чтобы те сделали схему.
Можете пойти на поводу у чиновников и заказать схему у обозначенных кадастровых инженеров.
При этом нужно понимать следующее.
Схема, подготовленная кадастровым инженером, не дает 100% гарантию, что ее утвердят в администрации.
Иными словами, не факт, что схема кадастрового инженера успешно пройдет процедуру прирезки.
В инструкции для пользователей онлайн сервиса по формированию Заявления о прирезке, показаны 3 способа как подготовить Схему.
Один из 3-х способов вам обязательно пригодится.
2-ой этап.
Формируем заявление на перераспределение земельных участков.
Необходимо подготовить заявление и подать его в местную администрацию.
Заявление о прирезке участка готовим одним из 3-х способов.
Подготовка заявления 2-м способом через сервис наиболее проста и безопасна, потому что:
К заявлению следует приложить:
Иными словами, документы, подтверждающие право собственности на участок.
Прикладывать копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов не обязательно, если право собственности зарегистрировано в ЕГРН.
Проверить наличие зарегистрированного в ЕГРН права собственности можно онлайн.
Для этого достаточно получить выписку из ЕГРН.
Напомню, что мы рассматриваем ситуацию, когда нет утвержденного проекта межевания территории.
Если вы подаете заявление через представителя, то необходимо приложить доверенность.
3-ий этап.
Проверка заявления на предмет соответствия установленным требованиям
Если заявление по содержанию не соответствует статье 39.29 ЗК или не приложены документы, заявление возвратят.
Заявление также вернут в случае подачи в неуполномоченный орган.
Срок возврата — в течение 10 дней со дня поступления заявления.
В случае возврата, чиновники должны указать все основания, по которым заявление было возвращено.
Иными словами, у чиновников нет «старой» уловки, каждый раз возвращать документы по разным основаниям.
Сейчас администрация обязана указывать все основания для возврата заявления. Это облегчает исправление заявления и повторную подачу.
4-ый этап.
Принятие решения по заявлению о перераспределении земель.
В течение 30 дней с момента получения заявления администрация выполняет одно из следующих действий.
Данное решение может оформляться в виде постановления (распоряжения) главы администрации.
Обратите внимание. Администрация должна предоставить вам оригинал решения и утвержденную Схему.
Не доверяйте ничьим устным заверениям, что принято положительное решение. Чиновники за слова не отвечают.
Если получили положительное решение и утвержденную схему, то переходите к следующему 5-му этапу.
Указанное согласие администрация направляет в случае, если заявляли о перераспределении участка по 3-му основанию. То есть на территории, где утвержден проект межевания.
Мы рассматриваем процедуру прирезки земли по 4-му основанию. То есть для участков ЛПХ, ИЖС, огородничество и садоводство, где нет утвержденного проекта межевания. Поэтому не будем акцентировать внимание на этом пункте.
В пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ перечислено 13 оснований, когда отказывают в перераспределении земельных участков.
Далее рассмотрим эти основания, а также способы, как минимизировать риск получения отказа.
5-ый этап.
Выполнение кадастровых работ.
После получения положительного решения проводите кадастровые работы и ставьте новый участок на учет.
Эту процедуру, в отличие от подготовки Схемы расположения земельного участка, нельзя сделать без кадастрового инженера.
Поэтому, нанимайте кадастрового инженера (желательно не первого встречного). Ставьте ему задачу по выполнению кадастровых работ и постановке участка на учет.
На 2-ом экземпляре письма администрация поставит входящий штамп с датой. Второй экземпляр сопроводительного письма сохраните у себя.
С этой даты будет отсчитываться 30-дневный срок. В течение этого срока чиновники должны предоставить Соглашение о перераспределении земельного участка.
Текст сопроводительного письма может быть такой:
УВЕДОМЛЕНИЕ
6 этап.
Заключение соглашения о перераспределении земель.
В течение 30 дней с передачи документов в администрацию получите Соглашение о перераспределении земельного участка.
Как только получили Соглашение, у вас есть 30 дней на подписание и направление в администрацию.
Направлять Соглашение целесообразно с сопроводительным письмом. На 2-ом экземпляре администрация должна поставить входящий штамп с датой.
Обратите внимание. Администрация может отказать в заключении соглашения.
Отказ в заключении соглашения возможен, если площадь участка в кадастровом паспорте окажется больше площади на Схеме.
Для отказа необходимо расхождение площади более чем на 10%. Менее десяти процентов допускается.
Чтобы избежать данной проблемы необходимо проконтролировать кадастрового инженера. Он должен соблюдать предельный лимит расхождения площади.
Отказ в перераспределении земель.
Как упоминал ранее, в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ установлено 13 оснований отказа.
По этим основаниям могут отказать в перераспределении земельных участков.
1. Подано заявление о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 кодекса.
Данное основание относится к 1-ому виду перераспределения земельных участков. То есть к перераспределению государственных и муниципальных участков между собой.
1-ый вид перераспределения земель не относится к частным участкам. Поэтому для нас он не особо интересен.
2. Отсутствует письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Если прирезаете участок сданный аренду или заложенный в банке, то получите письменное согласие.
Иными словами, арендатор или банк должны дать согласие на перераспределение земельного участка.
Без этого согласия в прирезке могут отказать.
Если участок не обременен правами 3-х лиц, то данное основание отказа неприменимо.
3. На участке, возникающем в результате прирезки, есть недвижимость или объект незавершенного строительства, принадлежащий 3-им лицам.
Чтобы избежать данного основания отказа выполняйте простое правило.
При подготовке Схемы не охватывайте контурами нового участка чужие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.
Из этого правила есть исключения, которые связаны с сервитутами. Но сервитут это отдельная большая тема, которую нужно описывать в отдельном материале.
Если в комментариях будет достаточно вопросов по сервитутам, то подготовлю отдельный материал по этой теме.
4. Прирезка участка осуществляется за счет земель и/или участков изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Если прилегающая земля изъята из оборота или ограничена в обороте, то в прирезке откажут.
Как узнать, изъята прилегающая земля из оборота или ограничена в обороте?
В-первую очередь. Ознакомьтесь с перечнем земель, которые изъяты или ограничены в обороте.
Посмотреть перечни можно в пунктах 4 и 5 статьи 27 ЗК РФ. В них перечислены земли, которые прирезать к участку не удастся.
Во вторую очередь. На Публичной кадастровой карте проверьте участок на наличие вокруг него земель из вышеуказанных перечней.
Случаев примыкания к частному участку земель из числа изъятых или ограниченных в обороте не так много. Поэтому данное основание отказа не самое распространенное.
5. Прирезка участка осуществляется за счет земель и/или земельных участков зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Резервирование земель может осуществляться по решению федеральных, региональных и местных властей.
По законодательству (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд») решения властей о резервировании земель должны регистрироваться в Рорсеестре.
Отсюда можно сделать вывод, что информация о резервировании земель должна отображаться на Публичной кадастровой карте.
Однако, учитывая, как исполняются законы, опрометчиво полагаться исключительно на Росреестр и ПКК.
Для выяснения вопроса о зарезервированных землях целесообразно посмотреть на сайте администрации постановления на эту тему. Либо направить официальный запрос в администрацию.
6. Перераспределение осуществляется за счет участка выставленного на аукцион или участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании.
Если прирезаете к своему участку землю:
то в прирезке будет отказано.
Наличие объявленного аукциона можно проверить на сайте torgi.gov.ru. Либо через поисковые системы Яндекс, Google, путем поиска по кадастровому номеру участка, который планируете прирезать.
Определить наличие решений о предварительном согласовании можно 3 способами, которые показал в 2-х видео.
7. Прирезка осуществляется за счет участков, в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании или о предоставлении участка и решения об отказе еще не приняты.
Данное основание отказа похоже на предыдущее, но имеет одно отличие.
В прирезке участка будет отказано в 2-х случаях.
Для справки.
Предварительное согласование – это процедура, в ходе которой есть возможность получить земельный участок без торгов.
К сожалению, в силу непрозрачности деятельности властей, со 100% уверенностью установить, что кто-то запустил процедуру предварительного согласования или предоставления участка, примыкающего к вашей земле, очень сложно.
Даже если прокачали сайт torgi.gov.ru, сайт местной администрации и другие источники, всегда остается вероятность, что какой-то чиновник «затупил» и своевременно не обнародовал сведения. Либо обнародовал их так, что с собаками не найдешь.
Поэтому целесообразно учитывать риск отказа по данному основанию.
8. Площадь нового участка превышает предельные максимальные размеры.
Об этом основании отказа уже упоминал ранее.
Суть его состоит в том, что в каждом населенном пункте принимаются свои Правила землепользования и застройки.
В этих Правилах устанавливаются предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков.
Найти ПЗЗ можно на сайте местной администрации.
На скриншоте видно, что для зоны Ж-1, предусматривающей ИЖС, действуют минимальные размеры участков — 6 соток. А максимальные размеры – 20 соток.
Таким образом. Площадь нового участка ИЖС, полученного в результате перераспределения, не может превышать 20 соток. Данный вывод применим только для населенного пункта, где действуют указанные ПЗЗ.
9. Новый земельный участок образуется за счет земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, установленных статьей 11.9 ЗК РФ.
Данное основание, на мой взгляд, является самым трудным препятствием на пути получения положительного решения о перераспределении участка.
Попробуем в нем разобраться.
Камнем преткновения может стать размер площади земли, на которую увеличивается участок в результате перераспределения.
Как уже говорилось ранее, Правила землепользования и застройки устанавливают минимальные размеры земельных участков.
Если увеличиваете участок на размер площади больше минимального размера, установленного в ПЗЗ, то это может стать основанием для отказа.
Чиновники, пользуясь вышеуказанным основанием, могут отказать в прирезке по причине того, что из площади присоединяемой земли можно образовать самостоятельный участок.
Например.
Допустим, минимальный размер участка согласно ПЗЗ составляет 4 сотки. Вы хотите увеличить свой участок площадью 6 соток до 10 соток, то есть прирезать к участку дополнительные 4 сотки.
В этом случае, вы рискуете получить отказ, потому что из площади, на которую увеличивается участок, можно сформировать самостоятельный участок.
Как минимизировать риск получения отказа по данному основанию?
Кроме этого, необходимо соблюдать следующие требования:
Иными словами, не нужно в погоне за лишними сотками впадать в безумное стяжательство, потому что разумный подход позволит минимизировать риск отказа.
10. Границы земельного участка подлежат уточнению.
Многие земельные участки имеют статус – ранее учтенный.
Проверить статус участка можно на публичной кадастровой карте.
Если участок имеет статус – ранее учтенный, то прежде чем затевать прирезку, необходимо провести межевание, чтобы уточнить границы участка.
11. Нарушения при составлении схемы расположения земельного участка.
В прирезке земельного участка откажут, если имеются основания для отказа в утверждении схемы. Правовые основания смотрите в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В отдельной статье: Утверждение схемы земельного участка детально показано, как избежать 5 оснований отказа.
Используйте данные подсказки, потому что они помогут составить Схему и пройти процедуру прирезки без отказов.
12. Схему расположения земельного участка сделали с нарушением требований к образуемым земельным участкам.
Либо схема не соответствует проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Данное основание по своему содержанию во многих аспектах перекликается с вышерассмотренными основаниями отказа.
В статье: Утверждение схемы земельного участка, найдете способы и инструменты, как подготовить правильную Схему, соответствующую требованиям землеустроительной документации.
Не так страшен черт, как его малюют.
13. На территории утвердили проект межевания.
Допустим планируете осуществить прирезку на основании Схемы расположения земельного участка. В этом случае, на территории, где располагается участок, не должно быть утвержденного проекта межевания.
Проверить наличие или отсутствие утвержденного проекта межевания территории достаточно просто.
Как узнать, утверждался ли проект межевания территории?
Установить наличие или отсутствие утвержденного проекта межевания можно 3 способами.
Обычно, при наличии утвержденного проекта межевания, поисковые системы выдадут текст постановления об утверждении проекта межевания. Органы власти публикуют подобные документы.
Допустим, в первой десятке результатов поисковой выдачи нет постановления об утверждении проекта межевания. Тогда, с высокой степенью вероятности можно сделать вывод, что проект не утверждался.
Тем не менее, если поисковые системы выдают отрицательный результат, целесообразно поискать его на сайте администрации. Или сделать письменный запрос в администрацию.
И в завершении, рассмотрим вопрос:
Сколько стоит прирезка земельного участка?
Единой стоимости перераспределения земель не существует. Федеральная, региональная и местная власти для своих земель устанавливают свои порядки определения стоимости.
Например, для федеральных земель размер платы будет составлять 15% от кадастровой стоимости.
Иными словами. Если прирезаете к участку федеральную землю, то за прирезку придется заплатить 15% кадастровой стоимости.
Чтобы рассчитать примерную стоимость прирезки, можно на Публичной кадастровой карте узнать кадастровую стоимость соседних участков.
Затем вычислить кадастровую стоимость одной сотки. После этого, полученную величину умножить на количество соток, которые планирует прирезать.
Если сумма устраивает, то можно приступать к процедуре перераспределения.
С муниципальными и региональными землями ситуация несколько сложнее. В каждой области, районе устанавливают свой размер платы за прирезку земли.
Информацию о размере платы за прирезку земли необходимо искать на официальном сайте администрации.
Либо направить запрос в администрацию.
Консультации по прирезке земельного участка
Сохраните статью в соц. сети
Похожие записи:
Комментарии 47
Здравствуйте, у нас такая проблема. З/у неправильно отмене вали, он теперь выступает к дороге на 10 м, а сбоку на 4 м отступ со смежных участком получился. По проекту планировки должен быть 24*50, а по факту и по документам вышел 20*60. Как нам сделать перераспределение границ? Наши коммуникации остались на этой 4х метровой полосе. А администрация просит отказаться от 10 м, что выступают к дороге. В каком порядке действовать для корректировки?
В статье над комментариями изложены порядок и условия перераспределения земли.
Вам нужно изучить их и соотнести с вашими исходными условиями.
Сколько у вас будет стоить работа по прирезке земельного участка?
Примерная стоимость личных услуг на главной странице.
Здравствуйте.
Подскажите столкнулись с таким вопросом, выполнили процедуру перераспределения (согласовали схему поставили на учет) потом повторно обратились с заявлением о перераспредлении, но получили отказ связанный с утверждением схемы, якобы имеются пересечения с ранее утвержденной схемой.
Из разговоров было сказано что та схема на первое перераспрделение пересекается со второй. Можете подсказать как в таком случае понимать пересечение?
Как первоначальный участок что пересекается или как-то тут все не понятно.
В вашем описании ситуации есть некоторые очень непонятные моменты.
Если вы выполнили процедуру перераспределения (согласовали схему поставили на учет), то зачем повторно обращаться с аналогичным заявлением?
После согласования схемы и постановки нового участка на учет администрация должна заключить с вами соглашение о перераспределении земельного участка.
Это все выполнено, соглашение заключено. Только первоначально когда обращались с вопросом перераспределения целью была расширить участок, для возможности более рационального строительства, но нам объяснили в ширь вам нельзя только в даль до границы пожалуйста, иначе мы вам откажем. Выполнив перераспределение понятно стало из процедуры что обратись мы с расширением в ширину процедура бы прошла аналогично. Поэтому обратились повторно, на что получили отказ что схема пересекается с уже утвержденной согласно которой образован участок. Хотя начав разбираться возникает вопрос схема как таковая нужна для формирования участка, а раз участок сформирован то имеет ли силу схема утвержденная ранее.
По общему правилу, схема действительна 2 года.
По логике, после формирования участка на основании утвержденной схемы, сама схема, на мой взгляд перестает иметь свое первоначальное юридическое значение.
Тем не менее, в законодательстве не нашел положения, которые бы отменяли действие схемы после формирования участка.
В статье 39.29 ЗК РФ есть перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о прирезке земельного участка.
В этом перечне нет такого документа как согласие собственников или владельцев соседних участков.
Исходя из этого, можно сделать предположительный вывод о том, что требования администрация не основаны на законе.
Я вижу 2 варианта выхода из ситуации:
— просите чиновников обосновывать ссылками на законодательство их требование.
Если есть какие-то нормы, которыми они руководствуются, пусть сообщать вам, чтобы можно было их оценить и дать более четкий ответ о правомерности требования.
— подать заявление на прирезку без каких-либо согласий (способы подачи указаны в статье над комментариями).
Если чиновники откажут, то они должны дать официальный ответ с обоснованием отказа.
Этот отказ можно (а в некоторых случаях даже нужно) обжаловать в суде.
PS
Не редко сотрудники администрации требуют чтоо попало, особенно из категории трудно доставаемых документов.
И чаще всего причина кроется в том, что они не хотят принимать документы, по которым придется работать.
Доброго времени суток. Дмитрий, у меня несколько вопросов. Предисловие: дом с з/у куплен в ипотеку. Сейчас хотим оформить прирезку. Свой участок 6,5 соток, прирезка 8 соток (по нормам нашего города 15 соток, т. е. в нормы укладываемся). Прирезку находится на федеральной земле, на данный момент земля отдана в безвозмездное пользование «санэпидемстанции» (гос. учреждение), но земля не используется этой организацией (филиал в другом городе и есть офиц. от них письмо, что они землю не используют, также они хотели передать землю в муниципальную собственность, но администрация города отказалась в связи с отсутствием потенциальных пользователей земли).
Вопросы:
1. По закону мы должны получить согласие «санэпидемстанции». Есть ли какие-то шаблоны согласия или достаточно в свободной форме? Согласие достаточно от филиала, или это должно быть от головного офиса?
2. В статье увидела, что если прирезка большой площадью, то лучше оформить как отдельный участок. Мне интересен данный вариант, так как не нужно согласие от банка. Но будет ли это рассматриваться как прирезка (перераспределение земли в пользу другого участка). И как указать данный момент в заявлении. Не будет ли это поводом для отказа. Если «прирезку» оформляем отдельным участком, то по как будет определяться цена по постановлению за 15% от кадастровой стоимости или за полную кадастровую стоимость.
Добрый день, Натали.
1. Шаблон подобного согласия мне не попадался.
Если в доверенности руководителя или другого должностного лица филиала четко прописаны полномочия на выдачу подобного согласия, то его можно получить и от филиала.
В противном случае, только от головного офиса.
Признаться, у меня есть определенные сомнения в легитимности прирезки за счет части земли юридически оформленной в безвозмездное пользование.
Факт неиспользования земли юридически оформленной по обязательству безвозмездного пользования, на мой взгляд, правового значения не имеют.
Также, удивляет допустимый размер площади (15 соток), которую допускают прирезать.
С такого куска земли можно сформировать самостоятельный участок.
А наличие возможности сформировать из прирезаемой территории самостоятельный участок, является одним из оснований для отказа.
Вообщем описываемые вами условия несколько настораживают.
2. Получение отдельного участка — это процедура абсолютно не связанная с прирезкой.
Существуют разные способы получения земли в виде отдельного участка.
Некоторые из них описаны на моем сайте, но более детально они изложены в пошаговых инструкциях.
Добрый день. У меня в собственности з/у размером 12 соток для ведения личн. подс.хоз-ства. Земли населён.пунктов. В этом году, при определении границ своего участка выяснилось, что в заборе у меня не 12 соток, а 16. и принадлежат эти лишние 4 сотки юр. лицу на правах собственности.
Скажите, пож-ста, могу ли я, допустим, через суд, забрать себе эти 4 сотки?
Я ими пользуюсь с 1993 года, как поставили забор, так он и стоит, но доказательств, что это именно так.. нет. На этом участке построен фундамент под гараж, растут фруктовые деревья.
Добрый день, Валентина Стефановна.
Если участок принадлежит кому-то на праве собственности, то 3-е лицо не имеет законных оснований забрать его себе.
Здравствуйте. При заполнении заявления на перераспределение нужно заполнить пункт «Вид разрешенного использования», и нужно выбрать из списка. У меня по свидетельству (от 2000 года) стоит вид «Для дачного строительства», которого в всплывающем списке нет. Посоветуйте пожалуйста, какие мои действия? Можно ли перераспределить мой участок?
При подготовке заявления о перераспределении через сервис, вид разрешенного использовать указывать не нужно.
Добрый день. В Можайском районе МО, в СНТ куплен участок 6 сот (земли сельхоз назначения). На участке проведено межевание. К нему примыкает кусочек земли (в районе 1,5 сот), само СНТ так же замежевано. И этот кусок отностится к СНТ. Войти на эту землю можно только со стороны моего участка, т.к. он крайний и с других сторон канава с водой (пожарная). Председатель не против присоединения данного участка к моему и уточнения площади в сторону увеличения. Возможно ли в данном случае произвести прирезку этой земли к основному участку? И от кого должно исходить разрешение? От СНТ или Администрации Можайского района?
Уточнение. Все таки этот кусок относится не к СНТ, а к Администрации.
Извините, за 150 комментариев, но относится кусок к СНТ. Сейчас разговаривали с председателем и смотрели по картам.
В вашем описании нет достаточной информации, чтобы сделать однозначный вывод.
В статье над комментариями описаны условия, при которых возможно осуществить прирезку, а также 9 оснований отказа в прирезке участка.
Проверьте насколько ваш участок и прирезаемая земля соответствуют описанным условиям и нет ли признаков, попадающих под основания отказа.
По поводу относимости 1,5 соток к СНТ или администрации.
Участок может находиться в пределах СНТ, но принадлежать администрации.
Поэтому важно выяснять именно в чьей собственности находится земля.
Едва ли я могу советовать, что лучше, потому что «лучше» и «хуже» это сугубо личные категории.
По поводу перспективы положительного решения по прирезке тоже не могу дать оценку, потому что нужно смотреть ваши условия (за счет каких земель осуществляется прирезка, правильность составления схемы и т.д.).
По поводу отказа.
Нужно понимать, когда были приняты Правила землепользования и застройки, в которых установлен предельный минимальный размер участков — 6 соток.
На мой взгляд, если ваш участок в 5 соток был сформирован до того, как были установлены новые требования к минимальным размерам участков, то никакого нарушения в этом быть не должно.
Если единственной причиной отказа явилось только несоответствие размеров участка новым минимальным размерам, то я бы в похожей ситуации обжаловал бы отказ в отношении строительства.
По поводу завершения строительства незавершенного объекта.
Нужно смотреть, не истек ли срок действия разрешения на строительство.
Если есть запас времени до истечения срока достаточный для завершения стройки, то можно рассматривать вариант достройки.
Здравствуйте, Дмитрий! СНТ, участок 5 сот плюс в аренде 1.2 сотки защитки на берегу реки, есть перспектива собственности?
Для обоснованного ответа слишком мало исходной информации.
В любом случае, получение в собственность земли защитной полосы водоохранной зоны на законных основаниях маловероятно (это мое субъективное мнение, которое не претендует на истинность в последней инстанции).
Здравствуйте, Дмитрий! Благодарю Вас за ответ. Если позволите, немного уточню.
1. «Само по себе арифметическое превышение площади прирезаемого участка (0,5) над площадью минимального участка (0,2) не является безусловным основанием для отказа в прирезке или отмены уже состоявшего решения, потому что конфигурация участка тоже имеет значение.
Если 0,5 сотки прирезаны в виде полосы вокруг участка шириной, допустим, в 1 метр, то сформировать самостоятельный участок из прирезаемой земли невозможно, поэтому отсутствуют основания для отказа в прирезке или отмены принятого решения о прирезке».
Прирезанный участок имеет правильную форму, и сформировать из прирезаемой земли самостоятельный участок было возможно. Странно вот что – согласно Решению Совета местных депутатов предельный минимальный размер земельного участка составляет 20 кв.м. Неужели возможно сформировать самостоятельный участок площадью 20 кв.м.? Если такое возможно, то практически все прирезки земель правильной формы, совершенные до принятия ПЗЗ можно оспорить в суде только на основании превышения предельного минимального размера земельного участка?
2. «Кроме этого, нужно проверять есть ли правовые основания для отмены решения и не истекли ли сроки на обжалование (3 месяца)».
Не понятно что именно надо обжаловать — Постановление местной администрации или Соглашение о перераспределении?
Если речь идет о Постановлении, то согласно Письму от 05.11.2015г. №7-ВС-7105/15 и постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», рассмотрению в исковом (не административном) порядке гражданских дел, вызывающих вопросы по определению вида судопроизводства подлежат в том числе споры о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве, а также о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о постановке земельного участка на кадастровый учет или снятии с кадастрового учета, соединенного со спором о праве на земельный участок.
Таким образом, срок исковой давности по данной категории дел составляет 3 года (по правилам ст.196 ГК РФ).
Если же обжаловать надо Соглашение о перераспределении, то как определить срок исковой давности в этом случае – 1 год как для оспоримой сделки или 3 года как для ничтожной сделки?
3. «Глава о перераспределении (прирезке) земельных участков включена в Земельный кодекс и вступила в силу с 01 марта 2015 года.
Если на тот момент не были приняты ПЗЗ, то показатели предельных размеров участков, отступов и другие градостроительные параметры, могли устанавливаться иными нормативно-правовыми актами».
Согласно ст.11.9 Земельного кодекса РФ Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Получается, что установление предельных размеров земельных участков иными нормативно-правовыми актами кроме градостроительного регламента (ПЗЗ) противоречит Земельному кодексу?
С уважением,
Дмитрий
Добрый день, Дмитрий.
1. По первому вопросу, комментировать не берусь, потому что очень сложно определить, чем руководствовались местные власти при установлении такого мизерного значения минимального размера участка.
2. Если я правильно понял суть письма N 7-ВС-7105/15, на которое вы ссылаетесь, то условием для рассмотрения дела в рамках гражданского судопроизводства, является наличие спора о праве, соединенного с обжалованием ненормативного акта.
Если проецировать это условие на отношения, возникающие при прирезке участка, то должно получаться, что прирезка осуществлена за счет земли, принадлежащей третьему лицу, чьи права такой прирезкой были нарушены.
В этом случае, третье лицо, безусловно, должно идти по пути гражданского судопроизводства.
Но в этом случае, превышение минимального размера (0,2) уже не имеет определяющего юридического значения, потому что нарушаются права собственности (аренды) третьего лица.
Если же инициатором обжалования выступает лицо, имущество (земля) которого не пострадало в результате совершенной прирезки, и единственным основанием для обжалования является превышение минимального размера площади участка, то весьма сомнительно, что при таком раскладе соблюдается условие: наличие спора о праве.
Рассматривать вариант, когда сам инициатор прирезки ее обжалует, практического смысла не имеет, потому что подобные действия мало кому могут прийти в голову (хотя конечно всякое бывает).
Кроме этого, наименование и характер перечисленных в приведенном вами письме N 7-ВС-7105/15 видов ненормативных актов —
цитата:
«1) о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве;
2) о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о постановке земельного участка на кадастровый учет или снятии с кадастрового учета, соединенного со спором о праве на земельный участок; »
на мой взгляд, не очень гладко стыкуются с наименованием ненормативного акта о прирезке (о перераспределении земель и (или) земельных участков).
Иными словами, по моему субъективному мнению, которое, допускаю, может быть ошибочным, возможность обжалования ненормативного акта о прирезке в рамках гражданского (не административного) судопроизводства третьим лицом, чьи права не были нарушены, по основанию превышения минимального размера участка, представляется мне несколько сомнительной.
Критерием, по которым различают оспоримые или ничтожные сделки, является основание, по которому сделка считается (или признается) недействительной.
В параграфе 2 главы 9 ГК РФ они перечислены.
Если исходить из того, что основанием для признания Соглашения недействительным является превышение минимального размера участка, установленного правовым актом (решение Совета депутатов), то полагаю основанием может быть статья 168 ГК РФ.
По данному основанию сделка, по общему правилу является оспоримой. Но при наличии определенных условий может считаться и ничтожной.
Для более точных выводов нужно глубоко погружаться в эту проблему и «перекапывать» судебную практику.
3. С точки зрения буквы закона, согласен с вами полностью.
Сейчас не могу припомнить источник, но где-то находил информацию о сроках, до которых должны быть утверждены ПЗЗ.
Пока пытался найти этот источник, в законе о введении в действие ГрК РФ натыкался на формулировки условий, при которых ПЗЗ не утверждены.
Иными словами, в контексте целей обжалования актов о прирезке, целесообразно детальнее изучить порядок установления градостроительных регламентов, в ситуациях, когда ПЗЗ не утверждены (или не приведены в соответствии с ГрК РФ), потому что частенько в ЗК и ГрК установлены одни нормы, а в законах о введение в действие этих кодексов устанавливаются переходные положения, которые допускают исключения из норм, закрепленных в кодексах.