Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 декабря 2014 г. N 1055н «Об утверждении формы заявления о предоставлении одному из родителей (опекуну, попечителю) дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами»
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 г. N 1048 «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 42, ст. 5754), приказываю:
Утвердить прилагаемую форму заявления о предоставлении одному из родителей (опекуну, попечителю) дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2015 г.
Регистрационный N 35635
ГАРАНТ:
См. данную форму в редакторе MS-Word
Утверждена
приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 19 декабря 2014 г. N 1055н
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2009, N 30, ст. 3739; 2014, N 14, ст. 1547.
Утверждена форма заявления о предоставлении одному из родителей (опекуну, попечителю) дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.
По заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в календарном месяце, оформляемых приказом (распоряжением) работодателя.
Периодичность подачи заявления (ежемесячно, раз в квартал, раз в год, по мере обращения или др.) определяется заявителем по согласованию с работодателем.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 декабря 2014 г. N 1055н «Об утверждении формы заявления о предоставлении одному из родителей (опекуну, попечителю) дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2015 г.
Регистрационный N 35635
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Ребенок-инвалид: особенности предоставления и оплаты дополнительных выходных
Если работник имеет ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, то ему должны быть предоставлены четыре дополнительных выходных дня в месяц (ст. 262 ТК РФ). Дополнительные выходные дни оплачиваются за счет средств обязательного социального страхования исходя из среднего заработка работника. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами Бератора.
Документальное оформление
Постановлением Правительства России от 13 октября 2014 года № 1048 установлен порядок предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.
Наличие в семье более одного ребенка-инвалида не влечет увеличения количества предоставляемых дополнительных оплачиваемых выходных дней. Также не предусмотрен перенос неиспользованных за месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней на другой месяц. При суммированном учете рабочего времени дополнительные оплачиваемые выходные дни предоставляются из расчета суммарного количества рабочих часов в день, увеличенного в четыре раза. Каждый дополнительный оплачиваемый выходной день оплачивается в размере среднего заработка родителя (опекуна, попечителя).
Заявление работника о предоставлении дополнительных выходных дней
Форма заявления о предоставлении дополнительных выходных дней утверждена приказом Министерством труда и соцзащиты России от 19 декабря 2014 года № 1055н. Периодичность подачи заявления (ежемесячно, один раз в квартал, один раз в год, по мере обращения или др.) определяется родителем (опекуном, попечителем) по согласованию с работодателем в зависимости от необходимости использования дополнительных оплачиваемых выходных дней.
Читайте в бераторе
Приказ руководителя
На основании заявления работника работодателем издается приказ (в произвольной форме) о предоставлении дополнительных выходных дней. В нем должно быть указано:
Кроме того, в документе следует предусмотреть строку об ознакомлении работника с приказом.
Читайте в бераторе
Необходимые документы
К заявлению родителю нужно приложить:
Справка, подтверждающая факт установления инвалидности ребенка, представляется в соответствии со сроками установления инвалидности (один раз в год, один раз в 2 года, один раз в 5 лет, один раз).
Документы, подтверждающие место жительства, и свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом, работником подаются один раз.
Справку с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) необходимо представлять при каждом обращении с заявлением.
Если же другой родитель не состоит в трудовых отношениях, вместо справки работодателю нужно подать документы, подтверждающие данный факт. Аналогично в случае, когда второй родитель является индивидуальным предпринимателем, адвокатом, нотариусом, занимающимся частной практикой, и т.п., к заявлению нужно прикладывать документы, свидетельствующие об этом.
За достоверность подаваемых родителем (опекуном, попечителем) сведений, на основании которых работодатель предоставляет дополнительные оплачиваемые выходные дни, работник несет ответственность.
Особенности предоставления
При использовании одним из работающих родителей менее четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в календарном месяце другой работающий родитель в этом же календарном месяце вправе использовать оставшиеся дни.
При временной нетрудоспособности родителя, которому в этот период были предоставлены дополнительные оплачиваемые выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, у работника сохраняется право на не использованные им дни. Работодателю нужно предоставить их еще раз в этом же календарном месяце при условии:
Если работник, которому полагаются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня, по какой-то причине не воспользовался предоставленным ему правом в течение календарного месяца, перенести их на другой календарный месяц он не может.
На основании заявления работницы, листка нетрудоспособности и справки о неиспользовании дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом вторым родителем работодатель издает приказ о переносе двух дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом на 28 и 29 мая.
При определенных обстоятельствах воспользоваться правом на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц родитель не может. Такая возможность работающему родителю не предоставляется в периоды:
В эти периоды рассматриваемые четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня может использовать другой работающий родитель.
Кроме того, действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений, связанных с предоставлением четырех дополнительных выходных дней в месяце, который родитель отработал не полностью. Например, это может быть как первый месяц работы, если родитель был принят не с его начала, так и месяц увольнения.
Четыре дополнительных выходных дня работодатель должен предоставить как в месяце, в котором ребенку установлена инвалидность, так и в месяце, в котором ребенок утрачивает данный статус (до момента такой утраты).
Обложение НДФЛ
Чиновники неоднократно высказывались, что выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, следует облагать НДФЛ (письма Минфина России от 1 июля 2011 г. № 03-04-08/8-101, от 12 декабря 2007 г. № 03-04-05-01/407; письмо ФНС России от 31 июля 2006 г. № 04-1-02/419@).
Однако ФНС России в письме от 9 августа 2011 года № АС-4-3/12862@ указала, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, освобождается от НДФЛ как выплата, перечисляемая в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 217 НК РФ). Аналогичное мнение высказывал Президиум ВАС РФ в постановлении от 8 июня 2010 года. № 1798/10.
Таким образом, оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами облагать НДФЛ не нужно.
Страховые взносы
Что касается страховых взносов, то с 2015 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования (Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 468-ФЗ). То есть ФСС РФ финансирует расходы не только на оплату дополнительных выходных дней, но и на уплату страховых взносов.
Исходя из этого, работодателям-страхователям надлежит начислять страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на величину расходов, связанных с оплатой дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами.
Начисление страховых взносов с суммы сохраняемого среднего заработка, выплачиваемого работнику за предоставленные четырех дней дополнительного отпуска по уходу за ребенком-инвалидом, в бухгалтерском учете отражается проводками:
ДЕБЕТ 69, субсчет «Расчеты с ФСС на случай временной нетрудоспособности» КРЕДИТ 69, субсчет «Расчеты с ПФР» («Расчеты с ФФОМС», «Расчеты с ФСС на случай временной нетрудоспособности», «Расчеты с ФСС по взносам на травматизм») – начислены страховые взносы в ПФР (ФФОМС, ФСС на случай временной нетрудоспособности, ФСС на травматизм) с оплаты дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
Как родителям детей-инвалидов получить дополнительные выходные
В отделении ФСС по Севастополю рассказали о том, какие документы нужны сотруднику, чтобы оформить дополнительный выходной для ухода за ребенком-инвалидом.
Причем выходными могут пользоваться как один, так и оба родителя, но в пределах общего количества дополнительных выходных дней в месяц. Например, если в октябре один дополнительный выходной день получила мать ребенка-инвалида, то отец за этот месяц имеет право только на три дня.
Как оформить
Форма заявления о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней утверждена Приказом Минтруда России от 19.12.2014 № 1055н.
Периодичность подачи заявления работник определяет по согласованию с работодателем в зависимости от необходимости использования указанных выходных дней (ежемесячно, раз в квартал, раз в год, по мере обращения и т.д.).
Документы
1. Копию справки об установлении инвалидности ребенка.
Она предоставляется в соответствии со сроками установления инвалидности. Так, категория «ребенок-инвалид» может быть установлена на 1 год, 2 года, 5 лет или до достижения инвалидом 18 лет. Следовательно, в последнем варианте нужно взять у работника такую справку один раз.
2. Документ, подтверждающий место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида.
Подтвердить место жительства ребенка-инвалида можно, например, справкой выданной управляющей компанией, выпиской из домовой книги, свидетельством о регистрации по месту жительства, а место его пребывания — свидетельством о регистрации по месту пребывания.
Документ, подтверждающий место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида, работник должен представить только один раз.
Правила не требуют совместного проживания родителя и ребенка, поэтому адрес ребенка может не совпадать с адресом родителя.
3. Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом, или копии указанных документов.
Документом, подтверждающим установление опеки и попечительства, может служить договор об осуществлении опеки или попечительства либо акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.
Факт усыновления (удочерения) может подтверждаться соответствующим решением суда, вступившим в силу, или свидетельством об усыновлении (удочерении). Эти документы работник представляет работодателю один раз.
4. Справку с места работы другого родителя (опекуна, попечителя, другого лица, воспитывающего ребенка без матери).
Работник должен представить справку о том, что на момент обращения другой родитель (опекун, попечитель, другое лицо, воспитывающее детей без матери) дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом календарном месяце не использовал или использовал частично, либо справку о том, что от него не поступало заявления о предоставлении указанных дней.
Предоставление такой справки необходимо в связи с тем, что дополнительные выходные дни предоставляются только одному из родителей (опекуну, попечителю, другому лицу, воспитывающему детей без матери).
Работник обязан представлять названную справку при каждом обращении с заявлением о предоставлении выходных дней.
Такая справка не требуется, если:
— имеется документальное подтверждение факта смерти другого родителя, (опекуна, попечителя);
— признания его безвестно отсутствующим;
— лишения или ограничения его родительских прав;
— пребывание его в служебной командировке свыше одного календарного месяца или других обстоятельств, свидетельствующих о том, что другой родитель (опекун, попечитель) не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом, а также если один из родителей (опекунов, попечителей) уклоняется от воспитания ребенка-инвалида.
Что вместо справки
В этом случае работник при каждом обращении с заявлением о предоставлении дополнительных выходных дней должен представлять документы (их копии), подтверждающие, что другой родитель не работает или самостоятельно обеспечивает себя работой.
Документом, подтверждающим, что второй родитель не состоит в трудовых отношениях, может быть его трудовая книжка, если в ней отсутствует актуальная запись о приеме на работу.
Если второй родитель зарегистрирован в качестве безработного, то подтверждающим документом может являться соответствующая справка, выданная органом службы занятости.
К лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, относятся, в частности, ИП, адвокаты, частные нотариусы. В качестве документа, подтверждающего занятие предпринимательской деятельностью, может выступать, например, свидетельство о госрегистрации физлица в качестве ИП.
Статус адвоката может подтверждаться соответствующим удостоверением.
Когда выходные не дадут
1. Если работник просит предоставить неиспользованные выходные дни за прошедший календарный месяц. Неиспользованные в календарном месяце дополнительные выходные дни на другой календарный месяц не переносятся.
2. Если работник просит предоставить дополнительные выходные в период очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. При этом у другого родителя (опекуна, попечителя, другого лица, воспитывающего ребенка без матери) право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня сохраняется.
Если предоставить работнику дополнительные выходные дни в указанные периоды, работодателю может быть отказано в возмещении расходов на их оплату.
При наступлении обстоятельств, влекущих потерю права на использование дополнительных оплачиваемых дней, работник обязан известить об этом работодателя.
При обнаружении факта предоставления дополнительных выходных дней работнику, который не имел на это права, работодателю может быть отказано в возмещении расходов на их оплату, в том числе в случае, если он не знал или не мог знать о данных обстоятельствах.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Социальная защита
06.03.2015г.
Утверждена форма заявления о предоставлении дополнительных дней для ухода за детьми-инвалидами
Со 2 февраля 2015 года вступает в действие Приказ Минтруда России от 19.12.2014 № 1055н «Об утверждении формы заявления о предоставлении одному из родителей (опекуну, попечителю) дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами».
Согласно ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами предоставляются дополнительные оплачиваемые выходные дни.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 г. № 1048 «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами» по заявлению одного из родителей (опекунов, попечителей) ему предоставляется 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в календарном месяце, оформляемых приказом (распоряжением) работодателя. Периодичность подачи заявления (ежемесячно, один раз в квартал, один раз в год, по мере обращения и др.) определяется родителем (опекуном, попечителем) по согласованию с работодателем в зависимости от необходимости использования дополнительных оплачиваемых выходных дней.
Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации Минтруд утвердил форму заявления о предоставлении одному из родителей (опекуну, попечителю) дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.
Приложение N 4. Заявление о прекращении осуществления неработающим трудоспособным лицом ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (Форма)
к Административному регламенту
предоставления Пенсионным фондом
Российской Федерации государственной
услуги по осуществлению ежемесячных
выплат лицам, осуществляющим
уход за детьми-инвалидами
или инвалидами с детства I группы
См. данную форму в MS-Word.
(наименование территориального органа Пенсионного фонда
О ПРЕКРАЩЕНИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НЕРАБОТАЮЩИМ ТРУДОСПОСОБНЫМ
ЛИЦОМ УХОДА ЗА РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ В ВОЗРАСТЕ ДО 18 ЛЕТ
ИЛИ ИНВАЛИДОМ С ДЕТСТВА I ГРУППЫ
(фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка-инвалида
в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы)
страховой номер индивидуального лицевого счета ___________________________,
проживающий(ая) в Российской Федерации:
адрес места жительства ________________________________________________
адрес места пребывания _______________________________________________
адрес места фактического проживания _________________________________
номер телефона ________________________________
Наименование документа, удостоверяющего личность
Указывается полный адрес места жительства гражданина, в случае его
отсутствия ставится прочерк.
Заполняется, если гражданин имеет подтвержденное регистрацией
место пребывания, в том числе при наличии подтвержденного регистрацией
места жительства. Указывается полный адрес места пребывания гражданина, в
случае его отсутствия ставится прочерк.
Заполняется, если адрес места фактического проживания гражданина
не совпадает с местом жительства или местом пребывания либо гражданин не
имеет подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания.
(фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя)
адрес места жительства ________________________________________________
адрес места пребывания _______________________________________________
адрес места фактического проживания _________________________________
адрес места нахождения организации _________________________________
номер телефона ________________________________
Наименование документа, удостоверяющего личность представителя
Наименование документа, подтверждающего полномочия представителя
Срок действия полномочий
3. Сообщаю о прекращении осуществления за мной ухода
(фамилия, имя, отчество (при наличии) неработающего
трудоспособного лица, осуществлявшего уход)
Указывается полный адрес места жительства представителя, в случае
его отсутствия ставится прочерк.
Заполняется, если представитель имеет подтвержденное регистрацией
место пребывания, в том числе при наличии подтвержденного регистрацией
места жительства. Указывается полный адрес места пребывания представителя,
в случае его отсутствия ставится прочерк.
Заполняется, если адрес места фактического проживания
представителя не совпадает с местом жительства или местом пребывания либо
представитель не имеет подтвержденного регистрацией места жительства и
Прошу (сделать отметки в соответствующих квадратах при наличии такого
а) │ │ направить уведомление, подтверждающее факт и дату приема
└─┘ территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации
настоящего заявления и представленных мною документов, на адрес
(адрес электронной почты гражданина (его представителя)
б) │ │ осуществлять информирование о ходе предоставления государственной
└─┘ услуги путем передачи текстовых сообщений (сделать отметку в
соответствующем квадрате, указать нужное):
│ │ на адрес электронной почты
(адрес электронной почты гражданина (его представителя)
│ │ на абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи
(абонентский номер гражданина (его представителя)
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
5. Достоверность сведений, указанных в настоящем заявлении,