Методическая разработка «Имитационная полифония»
МБОУ ДО «Локосовская ДШИ»
Тема: Имитационная полифония. Имитация. Канон.
Составитель: Георгиш Александра Андреевна, преподаватель хоровых дисциплин, сольного пения
1. Понятие имитации в полифонии
Вид полифонии, в котором совместно звучащие голоса поочерёдно (разновременно) проводят одну и ту же тему. Напомним, что своё название данный вид полифонии получил от латинского термина, означающего подражание. Самостоятельность голосов в имитационной полифонии носит относительный характер. Но благодаря тому, что мелодически одинаковые (или изменённые по принятым в музыкальной практике нормам) голоса звучат не одновременно, а со сдвигом во времени, контраст между ними как неотъемлемый признак полифонического склада непременно присутствует.
Имитационная полифония имеет множество разновидностей, среди которых наиболее важны различные виды простой и канонической имитации, в том числе особые разновидности, основанные на проведении имитирующим голосом мелодического материала в увеличении, уменьшении, в обращении или ракоходе. На принципах имитационной полифонии строятся такие формы, как канон, фуга, фугетта, фугато, некоторые инвенции, полифонические прелюдии и др. В перечисленных формах повторяемая в различных голосах тема рассматривается как интонационный источник, импульс мелодического развития голосов и формы в целом. Полифонический приём, основанный на проведении (повторении) мелодического материала, прозвучавшего сначала в одном голосе, другими голосами на той же или изменённой высоте. Латинский термин imitatio означает подражание. Мелодическая общность голосов, придающая многоголосию образную целостность, одновременно делает звучание разнообразным, благодаря возможности регистровых, ладовых, ритмических и других преобразований темы.
Преобразования темы в имитирующем голосе приводят к возникновению особых разновидностей имитации: в обращении, в увеличении, в уменьшении, в ракоходе. Многообразие видов и эффектность звучания делают имитацию одним из самых распространённых контрапунктических приёмов в музыке разных эпох и стилей. На имитации основаны многочисленные формы, в том числе каноны, фуги, фугетты, фугато, а также такие специфические приёмы, как стретта, каноническая секвенция, бесконечный канон и др.
Имитация в обращении требует особых навыков при сочинении или выполнении учебных заданий, поскольку данный вид имитации должен опираться на интонации и ритмы, которые после преобразования мелодии имитирующим голосом оставляют её узнаваемой. В противном случае теряется смысл применения приёма имитации, ослабляется эффект подражания, являющийся сущностью имитационного развития музыкального материала.
Имитация в уменьшении. Особая разновидность имитации, в которой имитирующий голос повторяет более мелкими длительностями мелодию, прозвучавшую ранее в другом голосе. Ритмическое уменьшение происходит, как правило, в два раза. Данный вид имитации не получил широкого распространения, вероятно, потому, что от проведения темы в ритмически «убыстрённом» звучании особо большого эффекта не возникает. Тем не менее в учебных примерах для анализа и в творческих заданиях имитация в уменьшении может иметь место.
Имитация ракоходная. Особая разновидность имитации, в которой имитирующий голос повторяет от конца к началу мелодию, прозвучавшую ранее в другом голосе. Приём встречается нечасто и достаточно сложен в техническом отношении. Известно, что для любых разновидностей имитации особенно важен принцип «узнаваемости» (напомним, что в переводе термин имитация означает подражание). Особенно необходимо его соблюдение, если мелодический материал в имитирующем голосе подвергается различным преобразованиям. Поэтому, применяя имитацию в ракоходе, надо предусмотреть такую ритмическую организацию мелодии и её интервальное строение, которые в «возвратном» движении сохранят наиболее яркие (узнаваемые) мелодические и ритмические элементы первоначальной мелодии.
Анализ канона базируется на тех же характеристиках, которые приняты в простой имитации (интервал, направление, расстояние вступления риспосты), но с добавлением количества звеньев в каноне. Образно-художественная специфика канона заключается в тематическом единстве голосов и, следовательно, в мелодической целостности формы. На протяжении многовековой истории развития канона его нотная запись имела различные формы. Встречались варианты записи, когда вступление риспосты не фиксировалось («загадочные» каноны), исполнителю предлагалось разгадать, расшифровать канон, самому найти место вступления имитирующего голоса. В некоторых случаях подобные каноны были «приспособлены» к разным вариантам вступления риспосты, что ещё более усложняло расшифровку необычной записи.
1. Осипова В.Д. Полифония. Учебное пособие в двух частях. Часть 1. полифонические приемы.
2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова. 1935-1940.
Как написать имитацию по полифонии
Приемы имитационной полифонии
Имитация (лат. imitation – подражание) – повторение голосом мелодии, перед этим исполненной другим голосом. Имитация – важный принцип организации полифонической музыки, так как благодаря общности, голоса прочно связываются в целое.
Голос, первым излагающий мелодию, называется пропостой (итал. proposta – предложение). Подражающий голос называется риспостой (итал. risposta –ответ, возражение).
Имитации характеризуются интервалом вступления имитирующего голоса, расстоянием вступления, количеством пропост и риспост, а также степенью точности подражания, способом имитирования.
Интервал вступления риспосты может быть любой, однако в XVI веке в связи с утверждением мажора и минора с их тонико-доминантовыми отношениями распространились кварто-квинтовые имитации. Усложнение гармонии в XX веке повлекло широкое применение имитаций в диссонирующие интервалы.
Расстояние вступления указывает насколько позже вступает имитирующий голос. В строгом стиле были обычны имитации с небольшим расстоянием вступления. С XVII века утвердились имитации с большим расстоянием вступления.
Имитация, в которой сохраняется ритм и ступеневая величина интервалов, называется строгой. Свободная имитация содержит интервальные и ритмические изменения.
Имитация с преобразованием усложняется использованием какого-либо способа преобразования мелодии в риспосте. Имитация, в которой совмещаются разные способы преобразования, называется комбинированной. Пример ракоходной имитации
Имитация – способ изложения, не является формой произведения. Применима в любой части как полифонического так и неполифонического произведения. Она может быть формой изложения темы или тематического ядра, главным средством мотивной работы в разработках и средних частях различных форм, обновляет звучание тем в репризе.
Канон (лат. canon – правило) – полифонический прием, основанный на длительном воспроизведении риспостой начального голоса. Второе значение – полифоническая форма (композиция), основанная на технике канонической имитации. Выразительные возможности канона кроются в максимальном единстве голосов, концентрированном воплощении образа.
Каноны, также как имитации, характеризуются интервалом вступления имитирующего голоса, расстоянием вступления, количеством пропост и риспост, степенью точности и характером имитирования, а также по признаку конечности или повторяемости.
Двухголосный канон технически не сложен.
Методика сочинения канона:
1. сочинить отдел А в пропосте;
2. переписать его в риспосту;
4. переписать его в риспосту;
5. сочинить отдел С в пропосте;
6. переписать его в риспосту; 7. написать каденцию.
Трех- и четырехголосные каноны технически более сложны, так как требуют применения сложного контрапункта. В канонах симметричных ( I разряд ) голоса вступают через равные промежутки времени, поэтому возникает вертикально-подвижной контрапункт.
В канонах несимметричных ( II разряд ) голоса вступают через разные промежутки времени, возникает горизонтальный или вдвойне-подвижной контрапункт
Двойной канон – это два канона, звучащих одновременно. Если каждая пропоста имеет одну риспосту, то всего будут 4 голоса, если по две риспосты, то 6 голосов. Порядок вступления голосов осуществляется по любой из следующих схем:
Канон с преобразованием характеризуется применением обращения, ракохода, увеличения или уменьшения, а также комбинированием этих способов.
В бесконечных канонах II разряда расстояние вступления между последней риспостой и повторением пропосты практически не ограничено и может быть очень продолжительным.
Постоянное возвращение к началу делает эту форму пригодной для песен шуточного характера. Народный обычай петь каноны был распространен в Англии, Франции, Нидерландах. Есть примеры использования бесконечного канона в оперных ансамблях (Бетховен. «Фиделио» №3; Глинка. «Руслан и Людмила», квартет «Какое чудное мгновенье»), вариациях (Шуман «Симфонические этюды», вар.4), инструментальных пьесах. Некоторой статичностью бесконечного канона объясняется то, что он почти не применяется в фуге.
Каноническая секвенция – разновидность бесконечного канона, который возвращается к своему началу, но на другой высоте и повторяется без перерыва в имитировании. Каноническая секвенция I разряда пишется в вертикально-подвижном контрапункте
1. Определите полифонический прием
2. На писать имитацию в верхнюю квинту с расстоянием вступления 2 такта на данную тему
Имитационное двухголосие
Общие свойства имитации в двухголосии
Имитацией называется поочередное проведение различными голосами одной и той же мелодии.
Имитация является одной из богатейших форм разработочного развития музыкальной мысли, так как в имитации, при наличии контраста мелодий в одновременности, присутствует их очевидное тождество в разновременности — второй голос в каждый данный момент звучит существенно иначе, чем первый, однако в целом повторяя мелодию именно первого голоса. Таким образом, в имитации заключена возможность особо высокого единства всего многоголосия в целом.
Голос, вступающий первым в имитации, называется начальным, или пропостой (по-итальянски Рroposta), а голос, появляющийся вторым— имитирующим, или риспостой (по-итальянски Risposta).
Имитации разделяются на простые и канонические (иначе называемые просто канонами).
В простой имитации имитирующий голос повторяет лишь ту начальную часть мелодии, которая звучала одноголосно, далее этот голос или свободно развивает мелодию, или паузирует. В свою очередь, простые имитации могут быть без противосложения и с противосложением. Противосложением называется та часть мелодии начального голоса, которая контрапунктирует имитирующему голосу. Например: простая имитация с противосложением:
простая имитация без противосложения
В каноне имитирующий голос повторяет не только начальную (одноголосную) часть мелодии, но и противосложение, то есть имитация совершается непрерывно. Например:
В имитации (как в простой, так и в канонической) отмечаются три момента:
а) сторона (или направление) вступления имитирующего голоса – сверху или снизу; в этом случае говорят: имитация в верхний интервал или в нижний интервал;
б) интервал вступления (сдвиг по высоте) – им может быть любой верхний любой нижний интервал, однако не дуодецимы;
в) сдвиг во времени между начальными и имитирующим голосом (или расстояние вступления) – он измеряется в долях такта; в строгом письме в имитации (подобно горизонтально-подвижному контрапункту) применяются сдвиги кратные полутакту для размера в 4/2 и кратные целому такту для размера в 3/2; общее протяжение сдвига не должно превышать трех тактов.
В приведенных выше трех примерах имитации были в нижнюю кварту со сдвигом на полтора такта.
Не каждая мелодия в строгом письме может имитироваться безоговорочно на любой интервал, иногда, при перенесении мелодии на другую высоту, в ней возникают тритоновые звучности (скачки на тритон, целотонность и т.п.).
В этих случаях приходится и отказаться от данного интервала имитации и избрать другой, или же внести во второй голос знаки альтерации, то есть переключиться на новый родственный диатонический звукоряд. Однако не следует вводить более одного знака альтерации, так как иначе образуется переключение на неродственный диатонический звукоряд. Например: приведенную ниже мелодию, начинающуюся со звуков соль-ре в звукоряде с одним бемолем, нельзя имитировать ни в нижнюю терцию (верхнюю сексту), ни в нижнюю квинту (верхнюю кварту), так как в первом случае появляется скачок на тритон (отмечен скобкой), а во втором – остановка на крайнем звуке целотонного тетрахорда (отмечена скобкой).
В обоих случаях приемлем следующий выход: ввести звук ми-бемоль вместо ми; во втором образце можно исключить тритон еще иным путем: ввести звук си-бекар вместо си-бемоля:
Встречаются случаи, когда путем знаков альтерации освободится от тритоновости не удается. Например, данную мелодию нельзя имитировать в нижнюю сексту (верхнюю терцию) – ни ми-бемоль, ни си-бекар не устраняют тритоновости:
Методика сочинения имитации
Процесс сочинения простой имитации складывается из следующих этапов:
1) Сочиняется или принимается как данная та часть мелодии начального голоса, которая будет звучать одноголосно до момента вступления имитирующего голоса; протяжность этой части мелодии равняется величине заданного для имитации сдвига по времени; например, если имеется ввиду сдвиг по времени размером в полтора такта, то протяжность начальной части мелодии не должна превышать полтора такта. Обозначим указанную часть мелодии буквой А.
2) Эта часть мелодии переписывается в имитирующий голос со смещением на заданный интервал и на задуманный промежуток времени. Обозначим эту часть мелодии имитирующего голоса А1.
3) Сочиняется противосложение; оно должно являться непосредственным и художественно оправданным продолжением начальной части мелодии в начальном голосе; кроме того, противосложение должно мелодически контрастировать с имитирующим голосом. Противосложение обозначим буквой В.
4) Присочиняется каденция сразу в двух голосах, завершающая их мелодическое развитие. Там, где голос перестает участвовать в имитации и развивается свободно, поставим знак *.
Например, задается имитация в верхнюю дуодециму со сдвигом на два такта.
Указанные четыре этап работы отмечены в примере соответствующими буквами:
Приведенную имитацию можно изобразить в виде следующее наглядной буквенной схемы:
имитирующий голос: А1
начальный голос : А В
1) сочиняется начальная часть мелодии начального голоса – А;
3) сочиняется противосложение – В;
5) сочиняется второе противосложение: вторым противосложением называется та часть мелодии в начальном голосе, которая контрапунктирует первому противосложению, звучащему в имитирующем голосе – С;
7) сочиняется третье противосложение, контрапунктирующее второму –D;
8) и т.д. – число переносов каждого следующего противосложения в принципе могло бы быть любым, однако не нужно развивать канон более чем до 10-12 тактов, то есть при самом большом по времени сдвиге (3 такта) должно быть минимальное количество переносов – два; при наименьшем по времени сдвиге (полутакт) – не более 15-17 переносов;
9) сочиняется каденция в двух голосах.
Приведем два примера: с наибольшим сдвигом и с наименьшим; интервал канона в обоих случаях задается одинаковый – октава, но в первом случае верхняя, а во втором нижняя:
Буквенная схема данного канона такова:
имитирующий голос: А1 В1
начальный голос : А В С
Буквенная схема данного канона такова:
начальный голос : А В С D E F G H I J K L M
имитирующий голос: А1 В1 С1 D1 E1 F1 G1 H1 I1 J1 K1 L1 M1
В первом примере сделано два переноса, а во втором тринадцать.
Разновидности имитации
Все приведенные до сих пор примеры на имитацию ( простую и каноническую) заключили в себе точное повторение мелодии: изменения относились только к ладовому наклонению мелодии (при переносе ее на новую ступень диатонического звукоряда может произойти изменение ладового наклонения), ритм же и мелодический рисунок оставались неизменными. Такой вид имитации называется имитацией в прямом движении.
Кроме имитации в прямом движении, оставляющем мелодию неизменной, имеются иные виды имитации, варьирующие мелодию при ее повторении в имитирующем голосе. Варьирование мелодии может быть следующим:
а) Имитация в обращении – в этом случае имитирующий голос воспроизводит мелодию таким образом, что всем ходам мелодии вниз соответствуют ходы вверх (и наоборот), на тот же интервал с точным сохранением ритма.
Например, канон в обращении:
б) Имитация в увеличении – имитирующий голос проводит мелодию, увеличивая длительность каждого звука в одно и то же число раз (в два или в четыре раза – иные увеличения нежелательны).
Например, простая имитация в увеличении:
Подобный вид имитации также может достаточно широко использоваться в работах.
в) Возможно совмещение обращения с увеличением, то есть воспроизведение мелодии имитирующим голосом одновременно в обращении и в увеличении. Например, канон в обращении и в увеличении:
Остальные виды имитации в строгом письме обычно имеют несколько случайный и даже искусственный характер. В свободном же письме они могут применяться достаточно широко.
г) Имитация в уменьшении, например:
д) Имитация в возвратном движении – этом случае имитирующий голос повторяет мелодию от конца к началу (такой вид называется еще «ракоходной» имитацией), например:
е) Свободная имитация, которая меняет мелодические интервалы и отчасти ритм, например канон в нижнюю октаву:
ж) Ритмическая имитация – она сохраняет только ритм мелодии при произвольном мелодическом рисунке, например ритмический канон:
Наряду с описанными видами общего изменения мелодии, в имитирующем голосе может иметь место частичное изменение, затрагивающее лишь один звук (изредка – два-три).
Такое изменение обычно связывается с квартовым или квинтовым скачком вначале мелодии. Ход мелодии на кварту или квинту достаточно определенно намечает тонико-доминантовые или тонико-субдоминантовые отношения звуков, поэтому в имитирующем голосе появляется возможность подкрепить указанные функциональные отношения звуков посредством «ответного» движения – квинтовый ход заменяется квартовым и наоборот.
Совершенно очевидно, что это приемлемо только в том случае, если интервал имитации является квартой или квинтой, то есть между самими голосами имеет место то самое тонико-доминантовое или тонико-субдоминантовое отношение, которое образуется между звуками мелодии в начальном скачке на квинту или кварту. Имитация с таким изменением называется Тональной.
Например, простая тональная имитация в нижнюю квинту со сдвигом на один такт:
Имитационная полифония. Виды имитации
Имитацией (от лат. imitation – подражание) называется поочерёдное проведение различными голосами одной и той же мелодии.
Имитация является способом развития в европейской полифонии строгого и свободного стиля, а также одним из распространенных приемов разработочного развития в музыке гомофонного или гомофонно-полифонического склада.
Голос, вступающий в имитации первым, называется начальным или пропостой (от ит. рroposta – предложение).
Голос, вступающий вторым, называется имитирующим, или риспостой (от ит. risposta – ответ, возражение).
Имитации разделяются на простые и канонические (каноны).
В простой имитации риспоста повторяет лишь одноголосную часть пропосты, а далее либо развивается свободно, либо паузирует.
В канонической имитации имитирующий голос повторяет не только одноголосную часть мелодии начального голоса, но и ее продолжение, то есть имитация совершается непрерывно.
Строение любой имитации, как простой, так и канонической, определяется ее показателями:
1) расстояние имитации – сдвиг по времени имитирующего голоса по отношению к начальному (измеряется в долях такта);
2) интервал имитации–высотное смещение имитирующего голоса по отношению к начальному (измеряется в ступенях);
3) направление имитации – сторона, с которой вступает имитирующий голос по отношению к начальному (сверху или снизу).
Помимо того имитации различаются по характеру повторения имитирующим голосом мелодии начального, то есть по способу полифонического преобразования темы.
С этой точки зрения имитации могут быть:
1) в прямом движении–имитирующий голос повторяет мелодию начального без всяких интервальных и ритмических изменений, т. е без полифонического преобразования;
2) в обращении – имитирующий голос повторяет мелодию начального голоса таким образом, что всем интервальным ходам пропосты соответствуют в риспосте ходы на такой же интервал, но в противоположном высотном направлении. Ритм при этом не изменяется;
3) в увеличении – имитирующий голос повторяет мелодию начального без интервальных изменений, но с увеличением вдвое каждой длительности.Увеличение может также быть двойным (четырехкратное укрупнение первоначальных длительностей), полуторным (трехкратное укрупнение первоначальных длительностей) и т.п.;
4) в уменьшении – имитирующий голос повторяет мелодию начального с уменьшением вдвое каждой длительности. Интервальные соотношения звуков мелодии не изменяются. Уменьшение, как и увеличение, может быть полуторным, двойным, тройным;
5) в возвратном движении (в «ракоходе») – имитирующий голос повторяет мелодию начального с конца к началу, от последней ноты к первой. Длительность каждого звука при этом сохраняется. Возможны также различные совмещения видов полифонического преобразования темы в имитациях – имитации в увеличении и обращении; в уменьшении и обращении; в обращении и ракоходе; в обращении, ракоходе и уменьшении (увеличении) одновременно и т.д. Помимо имитаций, сохраняющих интервальную и ритмическую структуру мелодии начального голоса, существуют также имитации с изменениями мелодии:
6) свободная имитация, в которой имитирующий голос повторяет мелодию начального с интервальными или ритмическими изменениями, сохраняя общий мелодический контур:
7) ритмическая имитация, в которой имитирующий голос сохраняет лишь характерный ритм мелодии начального голоса;
8) частично свободная имитация, в которой изменения в имитирующем голосе затрагивают только несколько отдельных звуков. Такова имитация в тональном ответе фуги. В имитации могут использоваться приёмы сложного контрапункта. С их помощью образуются такие имитационные формы как бесконечный канон и каноническая секвенция.
Бесконечным называется канон, в котором начальный и имитирующий голос через некоторое время возвращаются к своему началу (А) и канон может повторяться произвольное число раз. Бесконечные каноны делятся на два разряда:
— В каноне 1 разряда расстояние имитации равно промежутку между началом имитирующего голоса и возвращением начального.
— В каноне 2 разряда эти временные промежутки различны.
Разница в методике сочинения бесконечных канонов 1 и 2 разрядов заключается в том, что в каноне 1 разряда используется прием вертикально-подвижного контрапункта, а в каноне 2 разряда – вдвойне подвижного контрапункта (с техникой третьей «мнимой» строки).
Канонической секвенцией называется такой бесконечный канон, в котором возвращение к начальному мелодическому обороту (А) в пропосте и, вслед за нею, в риспосте происходит каждый раз на новой высоте. Канонические секвенции также бывают двух разрядов. Методика их сочинения аналогична методике написания бесконечного канона 2 разряда.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.