Как написать исторический портрет личности
Содержание статьи
Характеристика личности
Приступив к написанию, укажите годы жизни выбранной вами исторической личности. Если вы не можете вспомнить точную дату, вполне достаточно будет указать годы правления/ активной деятельности.
Во-вторых, перечислите вкратце основные события, происходившие в стране и в мире в то время, а также опишите деятельность и основные достижения исторической личности. Не забудьте описать с подробностями раннюю биографию исторического деятеля, расскажите о его социальном происхождении, личных качествах, особенностях характера, жизненных позициях и убеждениях.
Поразмышляйте над методами достижения целей и степени успешности исторической личности, укажите причины неудачи или успеха. Не забудьте развернуто объяснить, какие цели преследовал исторический деятель, чего хотел добиться и что пытался искоренить.
После этого подведите итог, расскажите о результатах и последствиях его действий.
Критерии оценивания исторического сочинения
Учтите, что оценивать написанный исторический портрет будут по нескольким критериям, и постарайтесь на них ориентироваться. Прежде всего, по возможности указывайте точные даты событий. Если вы напишете только лишь век, этого может оказаться недостаточно.
Старайтесь не допускать фактических ошибок, когда описываете события и результаты деятельности исторической личности. Вы можете писать в свободной форме, однако, при построении текста придерживайтесь строгой логики и будьте последовательны в своих умозаключениях. Характеризуя направления деятельности личности, приводите аргументы, подтверждающие ваши слова. Доказательства в виде личного мнения или взгляда на тот или иной вопрос историков не так сильны, как конкретные факты. Не забывайте, что тезисы без аргументов легко подвергаются критике.
Укажите всю информацию, которую вы помните, поскольку в этом типе задания большой объем написанного обеспечит вам большее количество баллов. Поэтому выберите ту историческую личность, о жизни которой вы больше всего помните, чтобы проявить по максимуму свою эрудицию. Указывайте имена, даты, события, характеристики, различные дискуссионные мнения, аргументы и противоречия, факты и предположения, примеры и цитаты.
При написании используйте черновик, так вам будет проще совершенствовать содержание текста исторического сочинения. В конце сочинения обязательно напишите вывод, оцените результаты деятельности выбранной вами исторической личности. Обратите особое внимание на вступительную и заключительную части текста. В начале исторического портрета укажите ключевые моменты, связанные с жизнью деятеля, а в заключении обобщите информацию. Подумайте, какую роль сыграла эта историческая личность в истории, каково значение ее деятельности и какое влияние она оказала на дальнейшее развитие событий в стране.
Как написать исторический портрет
Памятка «Как составить исторический портрет»
1.Становление личности исторического деятеля:
1)дата и место рождения;
2)среда, семья (воспитание, образование)
3) формирование взглядов.
2. Черты характера. Влияние личных качеств на деятельность описываемой личности.
3. Свершения исторического деятеля:
1) основные дела его жизни;
3)какие слои населения поддерживали его деятельность, а какие нет, и почему;
4) кто был его друзьями, а кто врагами и почему;
5) какими были последствия его деятельности: для современников, для потомков;
6) за что человечество помнит этого деятеля.
4. Ваше личное отношение к историческому деятелю.
Памятка «Как составить исторический портрет»
1.Становление личности исторического деятеля:
1)дата и место рождения;
2)среда, семья (воспитание, образование)
3) формирование взглядов.
2. Черты характера. Влияние личных качеств на деятельность описываемой личности.
3. Свершения исторического деятеля:
1) основные дела его жизни;
3)какие слои населения поддерживали его деятельность, а какие нет, и почему;
4) кто был его друзьями, а кто врагами и почему;
5) какими были последствия его деятельности: для современников, для потомков;
6) за что человечество помнит этого деятеля.
4. Ваше личное отношение к историческому деятелю.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1438374
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как составить исторический портрет?
Как составить исторический портрет?
Во-первых, нужно рассказать, как происходило формирование личности исторического деятеля. Начать нужно с простых биографических сведений:
— дата и место рождения этого человека;
— кто были его родители;
— где и в каких условиях он жил, воспитывался и учился;
— как и под воздействием чего складывались его взгляды и убеждения.
После этого переходим к личным качествам и чертам характера этого человека. Здесь нужно упомянуть о том, какие личные качества или черты характера влияли на его деятельность. И обязательно указать свое отношение, какие из его личных качеств и черт характера вам импонируют, а какие нет.
Теперь переходим к делам и свершениям исторического лица. Во-первых, нужно рассказать об основных делах его жизни, успехах и поражениях. Рассказать о средствах и методах осуществления его деятельности. Упомянуть о том, кто и почему поддерживал его, а кто нет. Во-вторых, нужно упомянуть о его друзьях, соратниках и врагах, объяснить, почему именно эти люди были его друзьями и врагами. В-третьих, рассказать о результатах и значении его деятельности для современников и потомков. Каков его вклад в историю, за что люди помнят этого человека.
И в заключение, расскажите о своем личном отношении к данному историческому персонажу, дайте оценку его деятельности. Но, давая оценку историческим деятелям, нужно помнить о том, что каждый из них жил и работал в свою эпоху, в которой существовали определенные исторические условия. Объективную оценку и характеристику личности можно дать, только правильно поняв и оценив историческую ситуацию того времени.
А в качестве примера попробуем составить исторический портрет французского короля Людовика XIV Великого из династии Бурбонов.
Людовик XIV родился 5 сентября 1638 года во дворце Сен-Жермен-ан-Лэ, что в 20 километрах от Парижа. Он был первым ребенком, родившимся у короля Людовика XIII и Анны Австрийской после 23 лет не очень счастливого и уже считавшегося бездетным брака. Поэтому все подданные встретили весть о появлении на свет наследника престола с величайшей радостью и считали это Божьей милостью, поэтому маленький дофин получил имя Луи-Дьёдонне – Богоданный. Через два года, в 1640 году, у королевской четы родился еще один сын, Филипп, будущий герцог Филипп I Орлеанский.
В 1643 году король Людовик XIII умер из-за болезни желудка – так в пятилетнем возрасте Людовик стал королем Франции. Но до его совершеннолетия юридически правительницей Франции считалась его мать, вдовствующая королева, она была назначена регентом при малолетнем короле. Но фактически все дела в государстве были в руках её фаворита – первого министра, последователя Ришелье – кардинала Джулио Мазарини.
Он был умелым политиком, радел о благе государства, но был лицемерен, очень скуп и расчетлив, поэтому не только не баловал маленького короля и его брата, а отказывал им даже в самом необходимом. Доходило до того, что одежда и королевское белье было в заплатах. Людовик рос достаточно здоровым и подвижным ребенком, но все его детство проходило в сравнительно бедной и убогой обстановке, без игр и развлечений. Такое нищенское, по королевским меркам, детство навсегда осталось в памяти Людовика и, став королем, он ни в чем себе не отказывал, его двор просто утопал в роскоши. У него было огромное количество нарядов, а стоимость бриллиантов, украшавших его во время официальных церемоний, составляла 16 миллионов ливров!
В 1648 году грянула Фронда – ряд антиправительственных выступлений, в которых участвовали все слои населения. Эти выступления были направлены, в первую очередь, против непопулярного в народе и нелюбимого знатью, кардинала Мазарини. Разрозненные выступления фактически переросли в гражданскую войну. Парижские улицы наполнились баррикадами, говорили даже о штурме Лувра. Поэтому в 1649 году, опасаясь за свою жизнь, королева с сыновьями и Мазарини тайком покинули Париж и скрылись в Сен-Жермен. Гражданская война длилась пять лет и закончилась в 1653 году победой королевских войск.
События Фронды оказали огромное влияние на Людовика и способствовали тому, что он стал убежденным сторонником абсолютной монархии и «божественного права» королей. Несмотря на то, что в 1651 году он уже достиг совершеннолетия и стал полноправным правителем, вся власть по-прежнему была сосредоточена в руках Мазарини, и так продолжалось до 1661 года, вплоть до смерти кардинала.
Получив после смерти Мазарини всю полноту власти, двадцатидвухлетний король сразу же отменил должность первого министра. На заседании Государственного совета он объявил, что «решил отныне сам быть своим первым министром» и даже самый незначительный указ подписывать собственноручно – этому правилу он следовал всю жизнь. Его знаменитая фраза: «Государство – это я» – стала принципом абсолютизма. А служение государству король отождествлял, в первую очередь, со служением ему лично. Людовик был высок, необычайно хорош собой, а во всей его фигуре и движениях были видны мужество и геройство. Подданные именовали Людовика ХIV не иначе как Король-Солнце.
Людовик XIV получил плохое образование, но его природный ум, склонность к здравому смыслу и быстрому пониманию сути вещей привели к тому, что из него получился выдающийся государственный деятель. Он с усердием занимался государственными делами, от «которых его не могли оторвать ни развлечения, ни старость». Кроме того, он обладал умением подбирать себе талантливых и способных министров, полководцев, дипломатов.
Благодаря усилиям экономиста Кольбера, были предприняты меры для улучшения благосостояния третьего сословия, процветания торговли, развития промышленности и флота. Военный министр маркиз де Лувуа реформировал армию, объединив ее и увеличив боеспособность. На тот момент французская армия была самой могущественной, что позволило ей одерживать блестящие победы в многочисленных войнах, которые в то время вел Людовик. А французские дипломаты господствовали во всех европейских дворах.
Необычайного расцвета достигли литература и искусство – это время вошло в историю искусства как эпоха классицизма. В королевской резиденции в Версале часто бывали литераторы, художники и музыканты, принесшие Франции мировую славу – Мольер, Расин, Лафонтен, Буало, Куперен. Король лично оказывал покровительство писателям и художникам, они же, своими произведениями, превратили его правление в самую яркую страницу в истории Франции, назвав его правление «Великий век» и сделав из него образец для подражания другим государствам.
Его правление имело огромное значение не только для Франции, но и для всей Европы. Франция стала законодательницей мод, французский язык стал языком общения всей европейской знати, а литература и искусство эпохи Людовика XIV определяли и олицетворяли правила хорошего вкуса, принятые в Европе на протяжении целого столетия. Именно в царствование Людовика ХIV Франция впервые стала одним из самых могущественных государств, с её мнением считались, её нравам подражали все европейские монархи, это было время расцвета французской нации.
Правление Людовика XIV – апогей французского абсолютизма. Безусловно, король радел о благе Франции, поднял ее престиж на международной арене, а обуздав господство Австрийского дома Габсбургов, он добился равновесия политических сил в Европе – в этом его заслуга. Франции нужен был такой монарх, но идеализировать его, все же, не стоит. Многочисленные войны истощали Францию и ложились непосильным гнетом на плечи крестьян. Возраставшие военные расходы и непомерная роскошь двора требовали введения новых налогов и увеличения податей. Причем, касались они в основном крестьян и мелкой буржуазии, что периодически приводило к крестьянским восстаниям, которые жестоко подавлялись войсками. Как «первый дворянин» Франции и верный католик Людовик XIV в первую очередь защищал интересы дворян и духовенства.
Людовик ХIV до конца жизни занимался государственными делами и поддерживал внешний облик уже начинавшего свой закат «Великого века». Он умер 1 сентября 1715 года в возрасте 77 лет. Его царствование было самым долгим не только в истории Франции, а и всей Европы – 72 года и 100 дней и вошло в историю под названием «век Людовика ХIV», или «Великий век». За несколько лет до этого умерли его сын и внук, поэтому наследником престола стал его четырехлетний правнук – будущий Людовик XV. А созданная им идеология абсолютизма окончательно рухнула через семьдесят четыре года после его смерти, с началом Великой Французской революции.
Составление и оформление исторического портрета (методические рекомендации)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессиональная образовательная организация
«Магнитогорский технологический колледж имени В. П. Омельченко»
Составление и оформление исторического портрета
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы для студентов, обучающихся по профессиям и
специальностям среднего профессионального образования
Разработчик: Чуриков А. В., канд. ист. наук,
преподаватель истории ГБОУ ПОО МТК
Составление и оформление исторического портрета: методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов, обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования. – Магнитогорск: ГБОУ ПОО МТК, 2015. – 24 с.
В условиях среднего профессионального образования, где ориентированность на практику выступает основным компонентом обучения, исторический портрет служит важным инструментом формирования навыков самостоятельной внеаудиторной работы. Вместе с тем анализ деятельности исторического персонажа служит ключевым элементом промежуточной аттестации. Студенты колледжа дважды выполняют это задание, получая допуск к дифференцированному зачету, в первом семестре объектом исторической характеристики выступает зарубежный политический или общественный деятель, во втором семестре один из исторических персонажей Российского государства.
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь студентам первого курса, обучающимся по программам среднего профессионального образования, а также преподавателям общественных дисциплин, использующих в своей работе разнообразные формы внеаудиторной самостоятельной работы.
1. Виды и особенности исторических портретов
Исторический портрет – это задание сравнительно новое, впервые подобные письменные работы появились в 2012 г. в структуре единого государственного экзамена по истории. Однако историческое сочинение в структуре КИМ единого государственного экзамена – это сжатая характеристика представленного на выбор одного из четырех исторических деятелей. В нашем же случае исторический портрет – это полномасштабное задание, располагающееся между эссе и рефератом. Исторический портрет – это задание, предоставляющее выбор в характеристике того или иного общественного деятеля. Технология подготовки исторического портрета предусматривает глубокое погружение в изучаемую тему и привлечение максимально доступного количества источников (включая интернет-ресурсы).
1.1. Алгоритм работы над историческим портретом
Исторический портрет является компактной формой самостоятельной исследовательской работы. Ведущая роль в составлении исторического портрета принадлежит студенту, преподаватель в данном случае выполняет лишь роль консультанта. Как и всякое исследование, работа над историческим портретом включает в себя ряд последовательных этапов:
1) выбор исторического персонажа для последующего анализа его биографии и направлений деятельности;
2) подбор и изучение необходимых источников (в том числе и интернет-ресурсов), способных раскрыть суть изучаемой проблемы;
3) составление развернутого плана характеристики исторического персонажа и его последующее заполнение найденной информацией;
4) подведение итогов работы и написание заключения.
1.2. Типы исторических портретов:
1) исторический портрет политического деятеля (характеристика правителя, руководителя народных движений, фаворита или регента);
2) исторический портрет общественного деятеля (характеристика деятельности реформаторов, религиозных иерархов, руководителей партий и других общественных движений).
3) исторический портрет завоевателя или полководца (характеристика деятельности крупного завоевателя древности или руководителя современных военных операций или военных кампаний);
3) исторический портрет деятеля культуры или науки (характеристика деятельности крупного музыканта, живописца, ученого, изобретателя);
1.3. Структура исторического портрета по типам
1) биография, титул, положение персонажа, занимаемая должность (не менее 2 стр.);
2) основные направления деятельности: внутренняя и внешняя политика (не менее 5 стр.);
3) результаты деятельности: итоги политической деятельности, оценки современников и потомков (не менее 2 стр.).
1) биография, военное звание, военные кампании, в которых участвовал военачальник (не менее 2 стр.);
2) военные заслуги полководца: участие в военных действиях, новизна применяемой тактики, деятельность, направленная на укрепление армии и флота (не менее 5 стр.);
3) результаты и значение деятельности (не менее 2 стр.).
3) Деятель кул ьтуры или науки
1) биография, особенности эпохи: идеи, стили и направления культуры или науки, нашедшие отражение в творчестве или исследовательской работе (не менее 2 стр.);
2) творческие или научные достижения и влияние на современников и потомков (не менее 5 стр.);
3) место в российской и мировой культуре или науке (не менее 2 стр.).
4) Обществе нный деятель
1) биография, звание, сфера или область деятельности (не менее 2 стр.);
2) основные направления деятельности и их характеристика: реформы, проекты, законотворчество (не менее 5 стр.);
3) результаты: завершенность реформ или неудача, к каким последствиям привели, оценки деятельности современников, историков (не менее 2 стр.).
2. Оформление исторического портрета
2.1. Композиция исторического портрета
Структура любой исследовательской работы (в том числе и исторического портрета) включает содержание, введение, основную часть, заключение список использованной литературы и приложения. Рассмотрим кратко содержание и основное назначение перечисленных разделов.
1) Содержание исторического портрета представляет собой краткий план, благодаря которому автору легко структурировать и располагать материал. В качестве примера предлагаем рассмотреть оглавление из работы, посвященной деятельности императора Александра II (1855-1881 гг.):
1. Биография императора Александра II
2. Направления деятельности императора Александра II
3. Результаты деятельности императора Александра II
2) Введение имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса или с его историей, с современным состоянием той или иной проблемы, с трудностями принципиального или технического характера, которые препятствуют достижению цели работы. В структуре введения:
− обосновывается актуальность выбранной темы (описывается значимость того или иного исторического деятеля для современности);
− формулируется цель и задачи исторического портрета;
− указывается, какие были использованы источники, производится их краткое описание по рубрикам;
− описываются применяемые методы исследования, структура.
Традиционно при оформлении введения значительные затруднения у студентов вызывают вопросы, связанные с описанием источников информации, методов и методологии исследования. Предлагаем раскрыть их более подробно.
1) рассмотреть основные этапы биографии Александра II ;
2) выделить и рассмотреть направления внутренней политики Александра II ;
Источники. В процессе написания исторического портрета нами использовались разнообразные источники: биографические словари и справочники, журнальные и газетные статьи, воспоминания и мемуары, опубликованные документальные источники и интернет-ресурсы.
Методы. Для достижения поставленной цели мы своей работе использовали широкий спектр методов. Анализ и синтез, дедукция и индукция и т.д.
3) Основная часть исторического портрета разбивается на составные элементы в соответствии с кратким планом работы (содержанием). Материал основной части представляет собой описание исследовательской работы. Объем текста основного содержания не должен превышать 15 страниц. Стиль написания текста – научный (см. приложение 3). Основная часть – это самый важный элемент исторического портрета, предлагаем остановиться на его написании более подробно.
При подготовке письменных работ имеется несколько методических
приемов изложения научных материалов.
Наиболее часто используются следующие приемы:
1) строго последовательный;
2) целостный (с последующей обработкой каждой главы);
3) выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).
Строго последовательное изложение материала работы требует сравнительно много времени, так как, пока ее автор не закончил полностью очередной раздел, он не может переходить к следующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время материал, почти не требующий обработки, ожидает очереди и лежит без движения.
Целостный прием требует почти вдвое меньше времени на подготовку текста, так как сначала пишется все произведение в черновом варианте, как бы грубыми мазками, затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления.
Выборочное изложение материалов также часто применяется авторами. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке. Выберите тот прием изложения, который считаете для себя наиболее приемлемым для превращения так называемой черновой рукописи в промежуточную или окончательную.
На этом этапе работы над историческим портретом из уже накопленного текстового материала помимо отдельных глав желательно выделить следующие композиционные элементы: а) введение; б) выводы и заключение; в) список использованных источников; г) приложения. Перед тем как переходить к окончательной обработке черновика исторического портрета, полезно обсудить основные положения ее содержания со своим преподавателем.
Работа над окончательным вариантом исторического портрета. Этот прием целесообразно использовать, когда черновой вариант готов. Все нужные материалы собраны, сделаны необходимые обобщения, которые получили одобрение преподавателя. Теперь начинается детальная шлифовка текста работы. Проверяются и критически оцениваются каждый вывод, диаграмма, таблица, каждое предложение, каждое отдельное слово. Автор уточняет композицию, расположение материалов и их рубрикацию. Желательно также еще раз проверить убедительность аргументов в защиту своих научных положений. Здесь целесообразно посмотреть на свое произведение как бы «чужими глазами», строго критически, требовательно без послаблений.
Император Александр II оказал значительное влияние на ход развития России в конце XIX в. – начале XX вв. Его реформы не только изменили социально-экономический строй в стране, но и заложили предпосылки будущих серьезных социальных потрясений. Деятельность императора было многосторонней, он активно занимался внутренней и внешней политикой.
В результате работы над историческим портретом нам удалось прийти к следующим основным выводам:
1) «великие реформы» 1860-70-х гг. сломали структуру традиционного общества в России и направили ее в русло капиталистического развития;
2) реформы Александра II способствовали становлению в России гражданского общества, но, в общем, их потенциал не был полностью реализован;
3) благодаря активной деятельности императора на балканском направлении, Росси удалось завоевать свободу для ряда славянских народов, находившихся под гнетом Османской империи. Вместе с тем стратегические задачи России в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. так и не были решены;
4) в период правления Александра II к России были присоединены обширные территории в Центральной Азии. Впервые были установлены дипломатические отношения с державами Дальнего Востока.
1. Однотомные издания.
Любимов А. В. Торговля и снабжение в годы Великой Отечественной войны. – М.: Экономика, 1968.
2. Многотомные издания.
Брэм А. Э. Жизнь животных: в 3 т. – М.: Мир, 1992. – Т 2.: Птицы
3. Статьи из сборников
Парамонов В. Н. Изменения в составе работников промышленности РСФСР в 1941 – 1945 гг. // Исторические исследования: сборник научных тру-
дов. Выпуск 4. – Самара: Издательство СамГУ, 2002.
4. Статьи из журналов
Микоян А. И. В Совете по эвакуации / Микоян А.// Военно-исторический журнал. – 1989. – № 3. – С. 31-38.
В самом тесте работы должны быть обозначены номера позиций в списке литературы, на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключают в квадратные скобки.
2.2. Художественное оформление результатов работы
Художественное оформление результатов исследовательской работы влияет на восприятие, способствует осмыслению, определению сути вопроса. Размещение количественных данных делается следующими способами:
− систематизация информации в виде таблиц;
− представление информации с помощью графических изображений (графиков, диаграмм и т.д.).
В структуре исторического портрета могут быть использованы иллюстрации в виде фотографий, рисунков, чертежей, схем, карт и т.п., как правило, они
располагаются в приложении.
Таблица – это средство выделения главного, графическое изображение материала в виде сравнительных, тематических, хронологических граф. Таблица широко используется для представления результатов. Введение таблицы необходимо в том случае, если имеется перечень сведений, предлагается приведение цифровых данных. Отличительной особенностью выполнения и оформления таблицы является то, что в ней необходимо проводить записи в строго намеченном порядке, по графам. Для таблицы обязательной является группировка информации в виде нескольких столбцов, именуемых графами. Для удобства зрительного восприятия и анализа сведений в таблице могут иметь место самостоятельные заголовки, подзаголовки (см. рис. 1).
Русско-турецкая война (1877-1878 гг.)
Оборона русскими войсками под руководством генерал И. В. Гурко Шипкинского перевала
Взятие русскими войсками после длительной осады мощной турецкой крепости Плевны
Вход русских войск под руководством генерала М. Д. Скобелева в турецкий город Адрианополь
Подписание предварительного мирного Сан-Стефанского договора. Признание Османской империей независимости Румынии, Сербии, Черногории и автономии Болгарии, Боснии и Герцеговины.
Рис.1 Образец оформления таблицы
Диаграмма – это изображение в виде линейных отрезков или геометрических фигур (плоских и объемных), наглядно показывающее соотношение различных величин. Оформление диаграмм, гистограмм, картограмм связано со способом представления результатов. Диаграммы используются для сравнения тех величин, которые не связаны между собой непрерывной зависимостью.
Схема представляет собой графическое изображение, которое в общих чертах отображает некоторую систему, определяя связь отдельных частей, что показывается в виде условных изображений или обозначений. Схема уместна в том случае, когда она является частью иллюстративного ряда, обозначая наиболее важные вопросы. Схемы удобны, так как они в упрощенном виде позволяют выражать основную мысль с помощью условных элементов – стрелок, линий различной толщины, видов штриховки (см рис. 2).
Судебная система России по реформе 1864 г.
Рис.2 Образец оформления схемы
Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст – иллюстрации. Все иллюстрации в научной работе должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, т.е. через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации (см. рис. 3).
Александр II читает Манифест об отмене крепостного права
Рис. 3 Образец оформления иллюстраций
Фотография – особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Во многих отраслях и техники фотография – это не только иллюстрации, но и научный документ. К фотографии в исследовании помимо чисто технических требований (четкость изображения, качество отпечатков и т.п.) предъявляются еще требования особого рода. Так как фотографирование здесь осуществляется как часть целого, а не как самостоятельное произведение фотоискусства, эти требования сводятся к определенному подчинению отдельного снимка общему замыслу работы. Общее требование соответствия конкретизируется функцией, которую несет изображение.
3. Критерии оценки исторического портрета
Проверка исторического портрета осуществляется по трем критериям: К1 – описание биографии исторического деятеля, К2 – характеристика основных направлений деятельности, К3 – указание результатов деятельности. Максимальный балл по критерию К1 – 2, по критерию К2 – 5, по критерию К3 – 3. Полное правильное выполнение исторического портрета оценивается 10 баллами. Баллы переводятся в оценки по следующей схеме: 9-10 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов – «3».
При оценивании исторического портрета по первому критерию (К1) учитывается, что биография того или иного исторического деятеля должна быть представлена максимально полно. В биографическом блоке необходимо указать основные факты в жизни выбранного для характеристики исторического деятеля, а именно:
− год и место рождения, национальность, влияние происхождения на дальнейшую жизнь и деятельность;
− данные о семье, семейных отношениях, их влиянии на характер избранного персонажа;
− этапы карьеры или путь к власти, соратники и противники исторического деятеля, их краткая характеристика;
− историческая эпоха, в условиях которой жил и работал исторический деятель, общественные настроения, общее влияние жизненной среды на биографию исторического деятеля.
По второму критерию (К2) оцениваются формулировка и характеристика основных направлений деятельности. В первую очередь следует обратить внимание на формулировку основных направлений деятельности, которые в дальнейшем будут характеризоваться. Эти направления могут быть сформулированы с различной степенью детализации. Например, речь может идти как о внутренней и внешней политике, так и о реформах государственного управления, реформах просвещения, крестьянской реформе, дипломатии, войнах. В зависимости от того, какого исторического деятеля выбрал студент, количество направлений деятельности, достаточных для ее характеристики, может быть различным, но всегда не менее двух.
Под характеристикой основных направлений деятельности следует понимать изложение основных фактов, связанных с каждым из направлений деятельности (этими фактами могут быть войны, сражения, реформы, государственные документы, произведения искусства, научные открытия и др.), использование необходимых терминов, раскрытие причинно-следственных, пространственных, временных связей.
При оценивании выполнения задания по третьему критерию (К3) учитываются результаты деятельности по направлениям. Под характеристикой результатов деятельности понимаются изложение итогов и (или) раскрытие исторического значения направлений деятельности личности для определенной эпохи, истории страны в целом. Студенту необходимо выделить характеристику результатов как отдельную часть ответа.