Коллективная жалоба на руководителя
Если руководитель ущемляет права работников, превышает полномочия или грубит, то работники вправе подать на него коллективную жалобу. Документ подается вышестоящему начальству или в какой-либо контролирующий орган, в зависимости от иерархии подчинения. Целью обращения служит привлечение руководителя к ответственности или его увольнение.
Когда и кому работники могут пожаловаться
Работники могут составить жалобу на руководство в таких ситуациях:
В списке представлены не все ситуации, а лишь наиболее частые.
Пожаловаться на руководство сотрудники могут вышестоящему начальству, в полицию, суд, налоговую, прокуратуру, инспекцию по труду.
Особенности подачи некоторых жалоб
Коллективную жалобу на непосредственного начальника пишут на имя руководителя организации. И только потом уже, если цель не будет достигнута, обращаются в контролирующие государственные органы и т.п. Если в организации есть комиссия по трудовым спорам или профсоюз, можно обратиться и туда.
На основании ст. 356 ТК РФ работники с коллективной жалобой могут обратиться в трудинспекцию. Документы отправляют в территориальное отделение почтой или относят лично.
Подача жалобы в прокуратуру установлена ст. 10 ФЗ № 2202 от 17 января 1991 года. Прокуратура, получив жалобу, инициирует проверку в отношении организации. Если им удастся найти подтверждение перечисленным в жалобе фактам, то руководство привлекут к ответственности. Действия могут быть такими: штрафы, увольнение, привлечение к административной или уголовной ответственности. Наказание зависит от конкретной ситуации.
При желании трудового коллектива взыскать с начальства материальный ущерб они могут обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением.
К сведению! Срок рассмотрения жалобы не может превышать 30 дней с момента ее получения. Это правило касается только различных ведомств.
Как подать жалобу
Способы подачи коллективной жалобы таковы:
В письменной форме жалобу можно напечатать на компьютере или составить от руки.
Как составить жалобу
Унифицированного бланка законодательством не предусмотрено, поэтому жалобу составляют в произвольной форме с соблюдением структуры, характерной для подобного рода документов.
Что нужно указать в коллективной жалобе на руководителя:
К сведению! Документ необходимо распечатывать в 2 экземплярах. Один отправляют руководству, в прокуратуру или трудинспекцию и т.п., а второй представитель коллектива оставляет у себя.
Мы составили образец коллективной жалобы на непосредственного начальника, адресованной руководителю организации.
Образец коллективной жалобы на руководителя
Генеральному директору ООО «Гамма»
Лопухову Евгению Константиновичу
от коллектива работников отдела печати
тел. ответственного лица: 8 (909)123-45-67
(Русланов К.С.)
Коллективная жалоба на руководителя отдела печати Николаева М.И.
Мы, коллектив отдела печати ООО «Гамма», обращаемся к Вам по поводу неисполнения своих прямых обязанностей и грубого отношения к подчиненным руководителя отдела печати Михаила Ивановича Николаева.
Михаил Иванович систематически грубит подчиненным, используя нецензурные выражения и личные оскорбления. Мы предлагали ему решать рабочие вопросы в более уважительной манере, однако на наши просьбы он не реагирует. Нередко заставляет подчиненных работать сверхурочно, угрожая штрафами. Переработки не мотивированы какими-либо приказами или распоряжениями вышестоящего начальства.
1 ноября 2020 года работники отдела печати Саратов А.В., Кузнецова С.П., Архипов Г.Р. были вынуждены прибыть на работу для подготовки ежемесячного отчета, несмотря на то что это входит в обязанности руководителя отдела печати. На просьбу оплатить сверхурочную работу данные работники получили отказ в грубой форме, а выход на работу в этот день не был зафиксирован согласно Трудовому кодексу.
Также руководитель отдела печати допускает грубости по отношению к заказчикам ООО «Гамма», что плохо отражается на репутации организации.
В связи с изложенным просим разобраться в ситуации и принять необходимые меры. Считаем, что необходимо снять Михаила Ивановича Николаева с должности.
Русланов / К.С. Русланов
Саратов / А.В. Саратов
Кузнецова / С.П. Кузнецова
Архипов / Г.Р. Архипов
Уткина / М.С. Уткина
Как написать жалобу на директора?
Среди работодателей нередкими бывают случаи нарушения законных прав сотрудников. Зачастую подобными действиями отличаются начальники подразделений и департаментов.
Неуважительное общение и оскорбления – наиболее встречающиеся нарушения прав работников со стороны начальства. В подобных случаях у работников есть законное право обратиться с жалобой в надзорные органы.
Однако перед этим лучше всего выйти на руководителя напрямую. Сделать это необходимо одному сотруднику, но в тексте документа должно быть указано, что действует он от лица коллектива.
Важно составить претензию корректно. Для этого необходимо учесть Федеральный Закон от 02.05.2006 №59-ФЗ п.1 ст. 11. В случае неправильного составления государственный инспектор может документ отклонить.
Написание заголовка
В верхнем правом углу пишутся лица, которым направляется жалоба и составители документа:
Ниже, посередине пишется слово «жалоба».
В самом тексте прошения надо написать, что побудило ее составить:
Ниже пишутся требование сотрудников в соответствии с законом. В большинстве случаев требуют увольнения руководителя.
Коллективная жалоба
Документ, составленный от имени коллектива, а не одним человек – это коллективная жалоба. Пишется также на имя руководителя подразделения.
Подобное обращение имеет высокий статус в глазах начальства, поэтому велик шанс на ее удовлетворение, а также не обвинит одного конкретного человека.
Коллективные жалобы инспекторами рассматриваются в первую очередь. Проводится проверка, выясняются все детали недовольства работников своим начальством. Если сотрудники составили жалобу, которая соответствует действительности, то выявить нарушение инспекторам не составит труда.
Надо сказать, что коллективная жалоба встречается нечасто. Объясняется это тем, что среди сотрудников обязательно найдутся те, кто боится ответных санкций со стороны руководства. Поэтому важно провести с коллективом предварительную беседу. Это важно для того, чтобы жалоба имела большую эффективность. Больше подписавшихся – больший эффект.
Важно составить ее правильно.
Структура:
В документе нужно указать контактные данные представителя сотрудников.
Анонимная подача жалобы
Можно подать анонимную жалобу, но это противоречит этики деловой документации.
Однако в документе можно указать, что сотрудники организации не хотят, чтобы был указан инициатор составления жалобы.
Способы обращения к вышестоящему руководству
Здесь сотрудники ничем не ограничены в методах обращения к руководству.
Способы обращения:
В некоторых компаниях существует ящик для обращений, либо в отделе кадров. Данные обращения должны приниматься, рассматриваться и передаваться руководителю.
Писать жалобу рекомендуется в двух экземплярах. Один сдается, другой оставляется себе. Надо записать номер входящего в журнале входящих сообщений. Оттуда же записать дату получения, а также фамилию и должность сотрудника, который принял документ.
В момент, когда конфликт находится на своем пике, сотрудники стараются первым делом найти помощи у полиции или прокуратуры. Однако подобные действия зачастую имеют малую эффективность.
Наиболее эффективно писать жалобу сразу головной структуру организации. В данном случае начальство заинтересовано в том, чтобы организация работала эффективно и, скорее всего, пойдет навстречу коллективу.
Если вы составляете жалобу на органы государственной власти, то срок рассмотрения будет выше – от 30 суток с момента обращения.
Основание для составления претензии
Если человеческие и трудовые права сотрудника ущемляются, то это уже весомый повод написать жалобу.
Сотрудник состоит в трудовых правах с организацией, касаются они только служебных отношений. В случае их нарушения это означает, что работодатель не исполняет свои обязанности перед работником.
Наиболее частые претензии сотрудников к работодателю:
Однако не все перечисленные претензии относятся к непосредственной компетенции начальства. Например, отказ в продвижении по должности может быть легко оспорен.
Надо отдавать отчет, что в случае пустых жалоб, скорее всего, последует санкции в отношении зачинщика подачи жалобы. Могут возникнуть проблемы с продвижением по должности, а также испортятся отношения внутри коллектива.
Еще одна весомая проблема для подачи жалобы – это попирание законных прав человека. Сюда можно отнести некорректное поведение начальника к сотрудникам. Например, грубое поведение, неуважительное отношение, оскорбление сотрудника, угрозы в его адреса, а также близких, агрессия, сексуальное домогательство.
Аргументы при принятии решения руководством организации:
Ответственность сторон
Начальника могут привлечь к дисциплинарной ответственности.
Если документ был направлен в инспекцию по труду, то организации могут быть выписан штраф организации и начальнику. Выписываются требования по устранению проблемы. Если нарушения серьезные, то прокуратора может начать уголовное дело.
Надо уметь отстаивать свои права, потому как если этого не делать, ситуация будет только усугубляться. Но делать надо это умело, со знанием законов. В противном случае ситуация не только не улучшиться, а значительно ухудшиться.
Окончил Российский государственный университет правосудия (РГУП). Аспирант Московского института государственного управления и права (МГИУП). С начала 2007 года судебная практика, специализация Трудовое право и трудовые споры.
Как уволить начальника-самодура с работы?
Из статьи вы узнаете:
Грамотный и справедливый начальник – залог успешной работы всего отдела. Именно от руководителя зависит атмосфера в коллективе и эффективность работы сотрудников. К сожалению, далеко не каждый начальник – идеальный, и если с некоторыми особенностями характера отдельных личностей можно смириться, то работать с руководителем-тираном сложно даже самым уравновешенным людям. Вопрос о том, как уволить начальника-самодура рано или поздно возникает у каждого, кто не хочет менять работу, но при этом больше не может терпеть выходки неадекватного руководителя.
Как уволить начальника-самодура: реальные способы
Организовать увольнение начальника можно следующими способами:
О каждом из этих способов расскажем подробнее, но учтите, что война с начальником требует много ресурсов – прежде всего, моральных. Одержать победу будет проще, если вы заручитесь поддержкой коллег, которым руководитель-тиран не дает спокойно работать.
Доказываем, что руководитель не соответствует занимаемой должности
Руководитель должен обладать большим багажом знаний – ему нужно понимать, как работает весь отдел в целом, как взаимодействуют между собой разные специалисты, и какой результат нужно получить в итоге. Должностная инструкция руководителя может занимать не один десяток листов, и найти в ней пункт, которому он не соответствует, вполне реально.
Чтобы уволить человека с работы по причине несоответствия занимаемой должности, необходимо провести официальную проверку его знаний и навыков. Для этого работодатель должен организовать проведение аттестации и надлежащим образом оформить ее результаты.
На такое глобальное мероприятие соглашаются далеко не все руководители предприятий – есть риск того, что процедура будет проведена с нарушениями, и неаттестованный работник будет восстановлен в должности с выплатой существенной компенсации. Именно поэтому надеяться на то, что начальника-самодура уволят по причине несоответствия занимаемой должности, не стоит. А вот убрать его с должности начальника по этой же причине работодатель может. Руководителя-тирана могут перевести в другой отдел или понизить до рядового специалиста – но это уже не важно: ваша цель будет достигнута.
Подставляем начальника под увольнение
Подставлять людей – нехорошая затея, даже если это ваш начальник, который не дает покоя всему отделу. И все-таки, такой способ увольнения существует, и мы вам о нем расскажем.
Как правило, руководитель отдела, цеха или подразделения является материально ответственным лицом – именно он отвечает за сохранность вверенных ему материальных ценностей. Уследить за каждой единицей товара непросто, особенно если речь идет о производстве, в котором ежедневно обрабатываются огромные объемы сырья и материалов. Если по результатам инвентаризации будет выявлена серьезная недостача, руководителя могут уволить и привлечь к ответственности – причем не только дисциплинарной, но и уголовной.
Вам также будет интересно:
Подставить руководителя под увольнение можно, собрав на него компромат – но только такой, который будет интересен вышестоящему руководству. Это может быть переписка с представителями конкурирующих фирм, содержащая переговоры о трудоустройстве или раскрывающая сведения, составляющие коммерческую тайну, и прочее.
Если начальник при исполнении своих должностных обязанностей ошибся и скрыл ошибку от вышестоящего руководства (например, начальник цеха скрыл факт браковки большого количества деталей, не поставив об этом в известность заместителя директора по производству), можете донести до него эту информацию – решение о дальнейшей судьбе начальника будут принимать без вашего участия.
Вынуждаем руководителя уволиться по собственному желанию
В этом случае без поддержки коллег вам не обойтись – чтобы руководитель захотел самостоятельно отказаться от хорошей должности, нужно саботировать его работу всем коллективом. Неисполнение поручений, срыв сроков выполнения задач, ухудшение качества работы – это приведет к тому, что встанет работа всего отдела в целом. Снижение показателей не останется незамеченным вышестоящим руководством – в результате оно может сделать вывод о некомпетентности начальника, который не может организовать работу своих подчиненных и уволить его.
Такой способ избавления от неугодного руководителя довольно рискованный – «зубастый» начальник может сам выжить с работы строптивый коллектив, и набрать новых, более покладистых сотрудников. Организовывать саботаж стоит только в том случае, если вы готовы не только избавиться от начальника-самодура, но и лишиться своего рабочего места в случае, если ваша стратегия не сработает.
Убеждаем вышестоящее руководство в том, что начальник ведет себя враждебно
Самый честный способ избавления от руководителя, который не предполагает интриг, подстав и предательств – откровенный разговор с руководством вашего начальника. Заручитесь доказательствами того, что он грубит сотрудникам, необоснованно обвиняет их в некомпетентности, при обсуждении рабочих вопросов переходит на личности и тому подобное. Возможно, такая информация до руководства уже доходила, и вы только подтвердите то, о чем ему уже известно. Можете объединиться с коллегами – так будет проще доказать свою правоту.
Если по каким-то причинам вы не можете или не хотите попасть на личный прием к руководству, изложите свои претензии и доводы в письменном виде. Сообщение (в виде докладной или служебной записки) зарегистрируйте у секретаря – так вы будете уверены в том, что оно обязательно дойдет до адресата.
В крайнем случае, если вы боитесь за свое место, можете написать сообщение анонимно. Приложить к нему доказательства вы не сможете, но, возможно, у вас получится инициировать внутреннюю проверку, по итогам которой о работе руководителя-тирана может выясниться немало интересного.
Обращаемся в трудовую инспекцию
Если вышестоящее руководство на устные и письменные жалобы не реагирует, попробуйте обратиться в трудовую инспекцию. Основная функция этого ведомства – защита нарушенных трудовых прав работника. На основании жалобы инспекция проведет проверку, но пострадать он нее может не только начальник, от которого вы хотите избавиться, но и вся организация в целом. Этот способ борьбы с тираном довольно рискованный, но в крайнем случае можно воспользоваться и им.
Итак, избавиться от начальника-самодура можно разными способами: от обычного разговора с вышестоящим руководством, до создания целой стратегии, направленной на то, чтобы дискредитировать его как руководителя. Однако, вступая в конфликт, важно понимать, чем он может обернуться не только для начальника, но и для вас – не исключено, что в случае неудачи последствия затронут и ваши интересы, и уволиться придется именно вам.
Как оформляется жалоба на руководителя и куда ее можно подать
Каждый член команды сохраняет работоспособность только в том случае, если в коллективе складываются нормальные отношения. Но многие руководители нарушают интересы и права сотрудников, превышают полномочия. Обращение с жалобой на руководителя помогает исправить положение.
Подача жалобы: описание оснований
Действующие нормы Трудового кодекса описывают положения, которые можно использовать при составлении жалоб. Согласно закону, у каждого члена коллектива есть права, которые нельзя нарушать. То же относится и к руководителям.
Нарушение трудовых прав относится к прямым нарушениям действующего закона. Значит, появляется основание пожаловаться на лицо, которое ведет себя неподобающим образом.
Коллективные жалобы на начальников подаются по следующим причинам:
Стоит внимательно изучить Трудовой кодекс, прежде чем оформлять жалобу на руководителя. Только потом составляют само ходатайство, исключая вероятность увольнения в связи с клеветой.
Руководители могут нарушать трудовые права и гражданские. К таким действиям относят:
С этими основаниями подаются обычные коллективные жалобы и исковые заявления для судебного разбирательства. Дополнительно выставляется требование возместить моральный ущерб в определенной сумме.
Дворники зачитывают жалобу на директора-деспота в этом видео:
Образец письма-жалобы
В составлении жалобы на руководителя может помочь ее образец, представленный ниже. В нем учтены все основные моменты, необходимые для правильного составления обращения.
Куда можно жаловаться
Главное – правильно указать адресата. Обычно в этой функции выступают контрольный орган, руководитель предприятия либо руководитель конкретного отдела. Только если правильно определить получателя, жалоба будет оперативно рассмотрена, а сам процесс не вызовет вопросов.
Существуют следующие инстанции, которые имеют право принимать документы:
На первом этапе жалобы чаще всего идут в адрес вышестоящего руководства. Если ответные действия отсутствуют после обращения – то появляется право обратиться уже к другим инстанциям. Закон не запрещает подавать документы одновременно нескольким адресатам.
Жаловаться надо по очереди, от нижестоящих сторон к вышестоящим. Наиболее эффективной признана следующая схема направления документов:
Стандартные правила оформления
Жалобы бывают индивидуальные и коллективные. Последняя разновидность дает максимальный эффект. Тогда отправителем становятся все члены коллектива, у которых действие начальника вызвало недовольство. Либо главными составителями назначают нескольких сотрудников, чьи права и интересы были прямо нарушены.
Типовая форма документа содержит следующую информацию:
Бумага может сопровождаться дополнительными документальными доказательствами. Если это необходимо – допустимо ссылаться на показания свидетелей.
Как правильно написать жалобу, смотрите здесь:
Оформление коллективных жалоб на руководителей
Текст должен содержать такие пункты, если роль составителей играет весь коллектив:
Обязательно нужно указывать сведения на человека, который официально представляет интересы коллектива.
Перечень заявителя занимает отдельный листок, если он слишком длинный. Остаётся указать Ф. И. О. и должности всех, кто участвует.
Полезные рекомендации
Специалисты дают несколько рекомендаций, составление которых поможет сделать документ эффективным, насколько это возможно:
Как жаловаться вышестоящему руководству?
Руководителю компании жалобы обычно направляются через секретарей. Обращение готовится в количестве двух экземпляров. Один передается представителю второй стороны, а второй остается у заявителя. Важно, чтобы на нём поставили отметку, подтверждающую факт приема документов.
В государственные инстанции обращаются, если руководитель отказывается предпринимать какие-либо действия, чтобы урегулировать конфликт.
По поводу отклонения жалобы в трудовую инспекцию
Существует несколько причин, по которым вышестоящий орган отказывается рассматривать поступающие обращения:
Как обратиться в трудовую инспекцию, если работодатель нарушил ваши права? Смотрите здесь:
Что ещё учесть при составлении?
Документы можно оформлять анонимно. Тогда следует заранее указать на то, чтобы информация о составителях не разглашалась. Это особенно важно, когда дело касается недочетов, важных для работы всего предприятия.
Заявления отправляются в форме заказного письма, тогда отправители точно узнают о моменте получения документа второй стороной.
Такие жалобы рассматриваются на протяжении месяца. Инспекция за это время должна организовать тщательную проверку на предприятии. Рекомендуется сохранять квитанции, которые оформлялись при отправлении писем. Спустя месяц-полтора отправителю приходит ответ из трудовой инспекции.
Трудовая инспекция обычно проверяет следующие компоненты деятельности предприятия:
Ни один законодательный акт не содержит указаний на то, что сотрудник может отказаться от своей жалобы и соответствующей проверки. Процедура всё равно обязательна, поскольку способствует выявлению административных правонарушений.
Сотрудник в любом случае может сказать о том, что конфликтная ситуация была разрешена. Это смягчает наказание руководителей, даже если обнаружены серьезные нарушения.
Заявление, отзывающее жалобу, пишется по той же форме, что и она сама. Сначала указывается информация личного характера на каждую из сторон. Потом идёт описание сути вопроса. Последние элементы – дата и росписи.
Какой ответ может давать трудовая инспекция?
Может быть несколько вариантов реакции на обращение в трудовую инспекцию:
Общение с прокуратурой
Данная инстанция также рассматривает нарушение личных и трудовых прав граждан.
Вот лишь некоторые причины, когда обращения составляются сразу в адрес прокуратуры:
После того как в прокуратуре примут обращение, для организации проводится официальная проверка. Если выявлены нарушения – то руководитель обязан будет их исправить. На виновных должностных лиц накладывают соответствующую ответственность.
Причиной обращения, к примеру, может послужить и попытка скрыть важную информацию. Обычно это касается несчастных случаев.
О технике написания жалобы в правоохранительные органы смотрите здесь:
Об обращении к судебной инстанции
Судебная инстанция – высшая при рассмотрении подобных споров. Обычно к этому шагу прибегают, если сотрудники планируют взыскать с работодателя какой-либо ущерб в материальном выражении.
Ответ на жалобу: допустимые сроки
Такие обращения обязательно должны быть зарегистрированы, и тому есть свои причины. Прежде всего, это подтвердит, что адресат получил жалобу. Значит, возникает обязанность отреагировать на предоставленные документы. Кроме того, именно момент регистрации становится отправной точкой для отсчета срока, установленного законодательством для ответа.
Обычно сроки находятся в пределах 10-30 дней.
Перед подачей жалобы надо окончательно убедиться в том, что права действительно были нарушены. Если сомнений в возникшей ситуации не возникает – тогда можно смело подписывать документ и направлять его соответствующей инстанции.
Это правильный шаг для всех, кто стремится защитить свои права и интересы. Никто не должен их нарушать. Остаётся только дождаться момента, пока процедура рассмотрения закончится.
Жаловаться на работодателя стало проще. Об этом в следующем сюжете:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.