Главная » Правописание слов » Как написать конспект по литературе 5 класс коровина

Слово Как написать конспект по литературе 5 класс коровина - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Конспект уроков по литературе для обучающихся 5-х классов

Тема: «Александр Трифонович Твардовский «Рассказ танкиста». Анализ стихотворения».

Цель: ознакомление с биографией писателя, развитие навыков выразительного чтения и анализа стихотворения.

Обучить выразительному чтению, анализу стихотворения.

Воспитать чувство гордости, любовь к Родине, помнить о тех, кто своей жизнью приблизил победу над врагом.

I . Организационный момент

II . Вступление. Эпиграф к уроку

1. Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожектором яростной вспышки

К нам в детство врывалась она.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

— Ребята, о чём это стихотворение? (ответы детей)

— Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о взрослых и о детях на этой войне.

III . Основная часть

Запись в тетрадях (число, тема, Ф.И.О. автора, дата жизни)

— Поэты, многие из которых сами были воинами, рассказывали современникам и потомкам о смелости русского солдата на поле сражения.

— Среди многих стихотворных и прозаических произведений о Великой Отечественной войне есть стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» (записать в тетрадь название стихотворения).

1. Слово о писателе

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. Об этом можно прочитать.

2. Прослушать аудиозапись стихотворения «Рассказ танкиста»

3. Беседа по стихотворению.

-Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

— О каком событии рассказывается в стихотворении? (Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.)

4. Чтение вслух по цепочке стихотворения

– Назовите героев стихотворения (мальчик, командир)

— Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?

(Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырем.)

— Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

(Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.)

— Найдите и прокомментируйте описание боя.

(Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

И черт его поймет, откуда бьет.)

(Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление).

— После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.

(Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью).

— Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?

(Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.).

— О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

(Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг, защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно).

5. Работа с иллюстрацией в учебнике. Найти строчки из стихотворения, запечатленные в иллюстрации. Описание эпизода боя словами-цитатами из стихотворения (групповая работа)

— Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?

(Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу).

6. Словарная работа

Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

— Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. – Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.

7. Выразительное чтение по ролям, проговорить темп, паузы, логическое ударение, мелодика (оценивают сами учащиеся)

— Великая Отечественная война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Ужасно подумать, что в этой войне принимали участие дети. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Очень много вытерпел советский народ за эти четыре года.

— С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время.

— Ребята, для чего нам нужно знать эту историю? (ответы детей)

— Кому рассказал танкист эту историю о мальчике? (поэту)

— А. Т. Твардовский пронес эту историю через годы и поведал нам.

— Для того, чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной войны.

— Вот как об этом сказал поэт Алексей Шамарин (заранее подготовленный учение читает стихотворение).

«Никто не забыт и ничто не забыто» —

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто».

V . Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Рассказ танкиста».

Тема: «К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». Анализ произведения»

Цель: ознакомление с биографией писателя, развитие навыков выразительного чтения и анализа стихотворения.

Обучить выразительному чтению, анализу стихотворения.

Воспитать чувство гордости, любовь к Родине, помнить о тех, кто своей жизнью приблизил победу над врагом.

I. Организационный момент

— Сегодня на уроке мы будем говорить о ВОв. Запишите в тетрадь число, тему и эпиграф к уроку.

«Никто не забыт и ничто не забыто»

— Об этой войне мы узнаем из произведения еще одного писателя и поэта, участника этих событий К. М. Симонова.

1. Индивидуальное сообщение подготовленного ученика о К. М. Симонове

Во время войны он работал военным корреспондентом.

2. Выразительное чтение стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете» (читает учитель)

-Какое впечатление на вас произвело это произведение?

-Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

— Откуда везли мальчика?

3. Чтение учащимися вслух

4. Словарная работа. Запись в тетрадь

5. Анализ произведения

Найдите описание мальчика, зачитайте.

— Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал»? (мальчик быстро повзрослел от горя)

— Почему мальчик стал «седым»? (Мать погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал сына к щиту, чтобы он не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой бойцам, которые шли из глубины России на фронт.)

— Как понимаете слова из стихотворения? «Кто раз увидел этого мальчишку,// Домой прийти не сможет до конца»

— Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора? (Пока хоть небольшой клочок земли занят фашистами, пока хоть один ребенок плачет по их вине, ни один солдат не пойдет домой, потому что он обязан освободить землю)

— Почему автор пишет «твой мальчик спит за тридевять земель, в горах Урала»? (Многие дети были эвакуированы на Урал или в Сибирь). Эвакуация – запись в тетрадях

— Прочитайте две последние строфы. Как вы их понимаете? (Автор верит, что русские смогут победить фашистов, что его сын останется жив. И если вдруг и его сыну суждено пойти защищать свою страну от врагов, он это сделает, т.к. долг каждого мужчины защищать свою страну).

— Стихотворение К. М. Симонова – это монолог мужчины. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.

6. Работа по иллюстрации в учебнике

— Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю? Понравилось ли стихотворение? Почему?

IV. Заключительное слово учителя

Ребята, прочитайте еще раз эпиграф сегодняшнего урока. Какая мысль кроется в нем?

К чему призывают эти строчки?

Выводы учителя. Кто не знает прошлое, историю свою, у того нет будущего.

V. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения на оценку; выполнить задание по рубрике «Обогащаем свою речь» («Размышляем о прочитанном»)

Источник

Поурочные планы по литературе Коровина В. Я. ( 5 класс)

Урок 1
Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним

Устное народное творчество

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА

Урок 2
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора

I. Проверка домашнего задания
В начале урока один ученик может на доске написать план вступительной статьи учебника, а другой ученик перескажет обращение к читателям.

Вариант плана
1. Значение книги для человека в прошлом и в настоящем.
2. Деятельность первопечатника Ивана Федорова.
3. Доверительный разговор между читателем и писателем.
4. Важность правильного выбора книги.
5. Роль создателей книги и читателя.
6. Творческое чтение художественной литературы.
7. Творческий читатель — это «перечитыватель».
Еще один ученик может написать на доске найденные им пословицы об учении. После проверки плана и пересказа вступительной статьи учебника прочитаем эти пословицы, обсудим их, спросим, какие еще пословицы нашли другие ученики. Можно дополнить ответ ученика следующими пословицами.

Ученье — красота, неученье — простота.

Чему учился, тому и пригодился.

Наука — верней золотой поруки.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Ученье лучше богатства.

Ничего не смыслить — век киснуть.

Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание.

Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Зипун сошьем,
Боронить сошлем
В чистые поля,
В зеленые луга.

Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»:

Будем рано разбужать,
На работку посылать,
На работу на таку
Да на веселую страду.

В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:

Сон-то говорит:
— Я найду, усыплю.

Дрема-то говорит:
— Я найду, усыплю.

— Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?

Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,

Сон-то говорит:
— Я спать хочу!

Дремота говорит:
— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам
Похаживают,

Ванюшке в зыбочку
Заглядывают,

Заглядывают —
Спать укладывают.

Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
— Вспомните колыбельные про котика-кота.

Уж ты, котичка-коток,
Котик — серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать;
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин я молока
Да кусочек пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, серый, не проси.

Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.
— Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?

Пестушка короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.

Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода — книзу,
А дитя — кверху.

Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.

— Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?
— Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, —
Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.

А барашеньки
Крутороженьки
По горам ходят,
По лугам бродят,
В дудочку играют —
Васю потешают.
А сороки-белобоки
Стали примечати,
А совища из лесища
Глазами-то — хлоп, хлоп!
А козлище из хлевища
Ногами-то — топ, топ!

Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

— Весна красна! На чем пришла?
— На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!

Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:

Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!

Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.

Божья коровка,
Черная головка,
Полети за море!
Там тепленько,
Здесь холодненько.

Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной.

Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

Первой, другой,
Три, четыре —
Прицепили;
Пять, шесть —
Бьем шерсть;
Семь, восемь —
Сено возим.

Раз, два, три, четыре, пять —
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку хоронят.

Плыла пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
— Кто возьмени?
Кто возьмени?

Шишел-мышел
Сам пошел,
На боярский двор зашел;
Там бояре живут,
Красны шапки шьют.
Шапка упала,
Татарка подняла,
Поп Матвей
Побежал за ней.

Чирики, микирики,
По кусту, по насту,
По слову кабасту,
Жучик, рючик,
Хруп, дуб,
Иванов зуб.

Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

Был баран белорыл,
Всех баранов перебелорылил.

У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.

Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна — под попом,
Поп — под колпаком.

Добры бобры
Идут в боры.

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!

Наш чеботарь —
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

Лыко мужиком подпоясано.

Ехала деревня середь мужика.
Глядь — из-под собаки лают ворота,
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку и давай бить палку.
Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.
Изба пришла в мужика,
Глядь — там квашня бабу месит.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Чеса заголовалась.
Заплетык языкается.

Боже, Боже,
Дай мне коже,
Я сошью себе сапоже.
Без сапоже
Мне негоже,
Може ноже обмороже.

Дети знают достаточно считалок, скороговорок и загадок и расскажут их на уроке. Скороговорки особенно важны сейчас, в начале учебного года, когда артикуляция у детей недостаточно четкая. Целесообразно будет в течение некоторого времени каждый урок начинать с записывания и разучивания новой скороговорки. Такая работа существенно улучшает технику чтения у учащихся, развивает память и чувство юмора, учит правильно интонировать, используя возможности своего голоса.

Сделаем выводы
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками ). В играх дети использовали веселые считалки.
Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Урок 3
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки

II. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок
Чтение статьи учебника (с. 8—10) и коллективное составление плана этой статьи.
— Что такое сказка?
Определение сказки выпишем в тетрадь.
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Индивидуальное задание (опережающее)
Предложим двум-трем ученикам к уроку 7 подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором Приложение ).

I. Артикуляционная разминка, проверка домашнего задания
Урок начнем с разучивания одной из предложенных детьми скороговорок. Можно попросить подготовленного ученика еще на перемене написать скороговорку на доске, а потом представить ее классу.
Слушаем пересказ статьи учебника по плану, составленному на предыдущем уроке.
— Какие виды сказок вам известны? Приведите примеры.

Урок 5
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования

I. Артикуляционная разминка
Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

III. Самостоятельная работа
— Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1—2 примера в столбик, как стихотворение.
Если на уроке не остается времени, можно дать это задание на дом.
Примеры
Отрывок о клубочке можно записать так:

Катится клубочек по высоким горам,
катится по темным лесам,
катится по зеленым лугам,
катится по топким болотам,
катится по глухим местам.

Этот фрагмент передает ритмичность, длительность и неотвратимость действия.
Слова о том, как царевич нашел иглу, передают быстроту, динамику события:

Обрадовался царевич,
разбил яйцо,
достал иглу
и отломил у нее кончик.

Домашнее задание
Подготовить ответы на 5—6-й вопросы учебника (с. 26).

Урок 6
Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки

I. Артикуляционная разминка
Записываем на доске и в тетради новую скороговорку, добиваемся четкости, хорошей артикуляции при ее произнесении.

Выразительное чтение
Предложим ученикам прочитать по ролям рассказ о трудном пути Ивана-царевича (от слов: «Катится клубочек по высоким горам. » — до конца сказки, с. 21—25 ). Распределим роли. Скажем, что кому-то достанется прочитать всего одну-две фразы, но их надо суметь прочитать так, чтобы они не выпали из общего ритма сказки. Мы тренируем умение следить за чтением товарищей и вовремя вступить, поддержав ритм и интонацию предыдущего чтеца.
Затем продолжим беседу.
— Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича?
Возможен такой ответ: царевич проявил нетерпение и раньше времени, без разрешения своей жены, спалил лягушачью кожу, потому что ему было очень досадно слышать насмешки братьев. Он думал о себе, а не о причинах, которые заставили Василису Премудрую носить эту кожу. За то, что он проявил нетерпение, он должен был долго скитаться, износить две пары железных сапог, изглодать два железных хлеба, терпеть холод и голод, чтобы научиться думать не только о себе, но и об окружающих, жалеть и понимать их.
— Чему научила Ивана-царевича встреча с Бабой-ягой? Как удалось ему победить Кощея Бессмертного?
— Как народ в сказках выражает свои сокровенные желания? Почему в сказках добро торжествует над злом?

Урок 7
Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок

I. Изобразительный характер формул волшебной сказки
Проверка домашнего задания
Слушаем чтение выписанных учениками формул волшебной сказки, обсуждаем значение некоторых из них, например: «Дело пытаешь или от дела лытаешь?» (однокоренное слово отлынивать). Пытаясь определить, формула ли волшебной сказки перед ними, дети будут руководствоваться не знанием большого количества сказок и их сравнительным анализом, а языковой интуицией; к ней мы и будем апеллировать.
Воротился. невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
Как мне не печалиться?
Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее.
. ни в сказке сказать, ни пером описать!
. кликать мамушек, нянюшек и красных девушек.
. ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!
. за столы дубовые, за скатерти узорчатые.
. ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
— Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе.
Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
— Избушка-избушка, стань no-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.
. на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-яга — костяная нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос.
Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила.
. умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.

II. Народная мораль и поэтика волшебной сказки
Пересказ сказки
2—3 ученика последовательно пересказывают сказку. Учитель и одноклассники отмечают верность интонации, наличие в речи сказочных формул, повторов, постоянных эпитетов, затем вместе оценивают пересказ.

Литература и изобразительное искусство: сообщения учеников
Если на первом уроке по теме мы давали индивидуальные задания подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором, то сегодня дадим детям возможность выступить с рассказами о художниках (учитель может помочь детям материалами, данными в Приложении ). За пару дней перед этим уроком важно поинтересоваться у детей, как идет у них подготовка, нашли ли они книги с репродукциями картин этих художников, оказать необходимую помощь. Детям надо сказать, что выступление должно занимать не более 5—7 минут, иначе ребенок не сможет удержать внимание класса.
Классу дадим установку, что сообщение (доклад, выступление) — это не просто ответ у доски. Тема, о которой рассказывает ученик, ему интересна, он хочет зажечь ею одноклассников, хочет донести до них собственные открытия и наблюдения. В таких выступлениях очень важен артистизм, выразительность, жестикуляция, это театр одного актера.
Можно даже ставить детям две оценки, если это потребуется: одну — за подготовленный самостоятельно материал (текст, выбор иллюстраций, их осмысление), а другую — за выразительность выступления.

Иван-царевич
Иван-царевич кажется неудачником своим братьям и отцу, потому что ему выпало на долю взять в жены не боярскую или купеческую дочь, а лягушку.
После первого приказа отца испечь каждой невестке по караваю Иван-царевич возвращается «невесел, буйну голову повесил». Утром, увидев хлеб, он «диву дался: никогда таких не видывал!» Когда на следующее утро он взглянул на ковер, сотканный своей женой, то просто «ахнул: такой ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!» Но даже после этого он не доверяет своей судьбе, сомневается, как поведет жену на пир, и терпит насмешки от братьев и их жен. В нетерпении Иван-царевич сжигает лягушачью кожу.
После прощания с Василисой он неутешно горюет, но не засыпает, как после заданий своего отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему клубочек, сочувствует и оказывает помощь животным, он бесстрашен, когда смело отвечает Бабе-яге. Он мужественно преодолевает все трудности и невзгоды, которые выпадают на его долю. В испытаниях раскрываются в нем те лучшие черты, которые не проявлялись, когда он жил в царстве своего отца. Как награда возвращается к нему Василиса Премудрая.
— Веками в русском народе складывались представления о том, что хорошо и что плохо. Чему могут научить нас поступки Ивана-царевича?
— К кому из героев мы относимся с насмешкой и даже некоторой жалостью?
— Почему мы радуемся, когда Иван-царевич освобождает Василису Премудрую?

Урок 8
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли

I. Артикуляционная разминка

II. «Иванкрестьянский сын и чудо-юдо»
— Сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» вы прочитали дома. Понравилась ли вам эта сказка?

Выразительное чтение
Ученики читают сказку выразительно. Это дает возможность учителю в начале учебного года лучше познакомиться с учащимися и с уровнем техники чтения в классе, проверить навыки выразительного чтения.

Урок 9
Особенности сюжета сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки

I. Особенности сюжета сказки
Составление плана сказки
Учитель вместе с учениками составляет план сказки (простой или сложный — по выбору учителя). Приходим к выводу, что сказка состоит из нескольких частей, главные из которых — сражения Ивана — крестьянского сына с чудами-юдами и обратный путь братьев.

Словесное рисование
— Если бы вы рисовали иллюстрации к сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», какие эпизоды вы выбрали бы? Устно опишите одну из иллюстраций.
Если рисовать картины боев Ивана — крестьянского сына, то они будут очень мрачными, зловещими. Ночь. Луны и звезд нет. Только вдалеке светится окошко в избушке, где спят братья. На небе тучи, дует ветер. Вспыхивают молнии. В свете молний блестит меч Ивана и летят искры из отрубленных голов чуда-юда. Свистит чудо-юдо, и сверкает его огненный палец.

III. Поэтика сказки
— Есть ли в этой сказке троекратные повторения?

Самостоятельная работа
Разделим класс на три группы и предложим ученикам выписать в тетрадь:
1) постоянные эпитеты;
2) повторы;
3) сказочные формулы.
Закончив работу, ученики прочитают то, что они выписали. Класс обсудит и оценит работу выступавших.
Постоянные эпитеты:
чудо-юдо поганое, мечи булатные, на добрых коней, живой души, старая старуха, добрые молодцы, на калиновый мост, черный ворон, острый меч, страшный бой, сыра земля, буйные ветры, добрых людей, беда неминучая.
Повторы:
жили-были; в том царстве-государстве; города-села; затужили старик со старухой, загоревали; в путь-дорогу; с хлебом-солью; ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал; заснул крепко, захрапел громко; не спится ему, не дремлется; протирал да прочищал; огнем-пламенем пышут; огнем жжет-палит; одеваться-обуваться; яблоки спелые да румяные; ветер завыл, загудел; скакали-скакали; лизала-лизала.
Сказочные формулы:
Жили они — не ленились. пашню пахали да хлеб засевали.
. снарядили. в путь-дорогу.
Куда путь держите?
Ближние царства хоть шаром покати.
. на дозор ходить.
. все тихо, никого не видать, ничего не слыхать.
Как пошло время за полночь.
Так он еще не родился, а если и родился — так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!
Возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пропищал.
. по колена. в сыру землю вогнал.
На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать!
. умыли, накормили, напоили и спать уложили.
Долго ли, коротко ли ехали.
Много ли, мало ли проехали.
. ветер тот прах во все стороны развеял.
— Послушайте несколько предложений из сказки. Какой из малых жанров фольклора перед нами?

Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его.
Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!
Домашнее задание
К уроку внеклассного чтения подготовить выразительное чтение или пересказ русских народных сказок: о животных, бытовой или волшебной (по одной сказке — на выбор учителя или учеников). Нарисовать иллюстрации к выбранным сказкам.

Урок 10
Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники. Русские народные сказки

Урок внеклассного чтения

III. Русские народные сказки
Выразительное чтение и пересказ русских народных сказок
Учитель может заранее распределить сказки между учениками. Хорошо, если на уроке прозвучат разные виды сказок. Возможно, некоторые из них будут прочитаны по ролям. Постараемся, чтобы дети при чтении и пересказе сказок учли прочитанную на уроке статью о сказочниках. Чтение и пересказы школьники проиллюстрируют своими рисунками.
Урок завершим обсуждением вопроса:
— Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?
У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.
В качестве внеклассного мероприятия по теме «Устное народное творчество» можно подготовить урок-праздник «Серебряное донце, золотое веретенце» (сценарий урока предлагается в Приложении).

Домашнее задание
Оформить в читательском дневнике (или рабочей тетради) страницы с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались в классе).

1 Здесь и далее страницы даны по первой части учебника, указанного в Предисловии издания.
2 Пáлех — поселок городского типа в Ивановской области, недалеко от города Шуи, известный центр палехской миниатюры — вида миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Для палехской миниатюры, выполненной яркими локальными красками по черному фону, характерны тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящество удлиненных фигур.
3 Здесь и далее используется материал книг: Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре: вып. I: младенчество; детство. — М.: Художественная литература, 1991; Потешки. Считалки. Небылицы / сост., авт. вступ. ст. и прим. А. Н. Мартынова. — М.: Современник, 1989.
4 См. в кн.: Русские сказки / Вступ. ст., сост. и подг. текстов В. Аникина. — М.: Художественная литература,

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать конспект по литературе 5 класс коровина, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать конспект по литературе 5 класс коровина", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать конспект по литературе 5 класс коровина:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *