Методы исследования в курсовой и дипломе: примеры
Написать научную работу – это одна из главных задач студента.
Самым сложным является практическая часть исследования. В данной части исследователь изучает проблему и предоставляет результаты своей работы. Как описать то, как проводилось изучение предмета?
Необходимо использовать методы исследования. Именно они помогают показать, как были получены выводы и подготовлены решения научной проблемы.
Сегодня мы решили подробно разобраться, что такое методы исследования и как их использовать в научной работе. Читайте нашу статью до конца, чтобы понять на примерах, какие из методов для вас больше подходят.
Что такое методы исследования?
Какие методы исследования бывают: классификация
Как правильно сформулировать методы исследования?
Пример описания методов исследования в дипломной работе
Какие методы исследования использовать в диссертации и научных работах
Ошибки при формулировке методов исследования
Как проверить работу на плагиат?
Как повысить уникальность текста?
Что такое методы исследования?
Методы исследования – это приемы, с помощью которых вы изучаете научную проблему.
Когда вы выполняете свое исследование, то непременно должны рассказывать в своей научной работе каждое действие. Научный стиль не приемлет простого пересказа: в нашей работе была рассмотрена такая-то проблема. Вам нужно с помощью научных методов показать, как именно вы рассмотрели эту проблему. Может быть, был проведен анализ, то есть вы рассмотрели части, элементы предмета исследования. Может быть, вы провели сравнение предмета с тем «как должно быть» и выявили несоответствия.
Таким образом, методы исследования нужны для того, чтобы описывать процесс изучения предмета исследования и научной проблемы.
Методы исследования помогают достичь цели работы. Поэтому вам нужно четко определить цель и задачи исследования. Затем вы сможете понять, какие действия вам предстоит выполнить. Это может быть эксперимент, с помощью которого вы сможете объяснить научную проблему по психологии. Это может быть модель, с помощью которой вы сможете подтвердить свою гипотезу исследования и т.д.
Пользоваться методами исследования приходится на протяжении всей практической части. Поэтому важно понять, какие методы для вас наиболее подходят. Давайте рассмотрим их классификацию.
Перед классификацией расскажем, что любая научная работа после написания должна отправляться на проверку антиплагиата. Обычно в российских вузах используют сервис Антиплагиат ВУЗ. Это закрытая от свободного доступа система, которая определяет самый точный показатель оригинальности.
Пройти такую проверку с высоким процентом уникальности можно с помощью программы Антиплагиат Киллер. Она скроет все заимствования и повысит процент до 80-90%. При этом сам текст не меняется. Вам не придется ничего делать самому. Только отправляйте заявку с прикрепленным документов. Получившийся результат пришлем без предоплаты.
Также поможет правильно оформить работу по требованиям ГОСТ за сутки.
Какие методы исследования бывают: классификация
Самый частый вопрос студентов – какие бывают методы исследования. На самом деле существует большое количество научных методов.
Однако необходимо также понять, что существует деление на общие методы, а также на специальные. Они выделяются как набор для научных областей. Поэтому в классификации приводятся виды методов исследования с разными уровнями.
1. Общенаучные методы. Они используются в разнообразных науках и делятся на 3 уровня.
Такие методы используются в разных науках, будь то экономика, юриспруденция, журналистика или медицина. Поэтому несколько из них обязательно участвуют в каждой научной работе студента.
2. Дальше мы перейдем к специальным методам, которые подходят только для определенных областей науки. Обычно в университетах проводят курс по изучению специальных методов исследования для конкретной науки. Однако если у вас его не было, то вам обязательно нужно разобраться самостоятельно, какие методы вам могут понадобиться.
Начнем с методов, которые могут понадобиться на направлении юриспруденция.
Теперь определим специальные методы исследования для научных работ по экономике :
Рассмотрим также некоторые специальные методы по психологии :
Таким образом, каждая наука обладает собственным набором научных методов. Вам необходимо обратиться на кафедру, чтобы взять методичку и узнать про специальные методы, либо же найдите их в интернете.
Как правильно сформулировать методы исследования?
Обычно используют такие шаблоны, как-то:
«Перечислим методы исследования…»
«Методы, используемые в нашем исследовании…»
«Для исследования были использованы такие методы…»
Затем вам необходимо выбрать подходящие методы и перечислить их.
Посоветуйтесь с вашим научным руководителем, если вы не уверены, что описали все необходимые методы. Студент может не знать о всех методах – это нормально. Поэтому вы без укорений получите помощь от научного руководителя.
Таким образом вы сможете правильно сформулировать методы исследования.
Методы исследования в научной работе
В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.
Что такое методы исследования?
Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.
По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.
Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту
Эмпирические методы исследования
Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.
Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.
Теоретические методы исследования
Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку
Количественные методы исследования
Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе
Качественные методы исследования
Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.
Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
Методы педагогического исследования
В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.
Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.
Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).
Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике
Методы социологического исследования
Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.
Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии
Методы психологического исследования
Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.
Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).
Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.
Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии
Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.
Методы исследования в курсовой работе: примеры
В течение всего периода обучения студентам приходится написать не один учебный труд, каждый из которых предполагает наличие определенной методологии. Методы исследования в курсовой работе — важный элемент, который, как правило, прописывается во введении. Он позволяет комиссии составить четкое представление об уровне изученности вопроса, имеющейся базе знаний и отношении учащегося к полученному заданию.
Что такое методы исследования
Данное понятие подразумевает под собой те пути и средства, которые помогают получить новейшие знания по имеющемуся вопросу, расширить теорию и обосновать тезисы, приведенные в тексте курсовой, реферата или диссертации. Благодаря такому инструменту существует возможность собирать и обрабатывать информацию, грамотно и исчерпывающе фиксировать ее.
В науке выделяется много способов исследования, поэтому они были объединены в две больших группы: общенаучные и частнонаучные. Отличие заключается в том, что последние применяются и характерны только для конкретной дисциплины. Например, в социологии это интервью и включенное наблюдение, а в экономике – агрегирование и графический метод.
Выбор подхода к рассмотрению проблемы должен учитывать в первую очередь цели и задачи работы, область изучения.
Применять все возможные методы написания в курсовой работе нет необходимости. В противном случае это ведет к некорректному изложению материала и ложным выводам по теме, что негативно скажется на итоговой оценке за курсовую.
Какие бывают методы исследования в курсовой работе
Помимо обще- и частнонаучных, с точки зрения области применения они подразделяются на теоретические (аналогия, обобщение, классификация и т. п.) и эмпирические (наблюдение, расчеты, опрос и др.). Также иногда выделяют экпериментально-теоретические. Каждый из них включает в себя ряд более конкретных подходов. Их использование позволяет достигнуть поставленных задач и целей.
Подробно описать методы, используемые в курсовой работе, необходимо в практической части проекта.
Также обязательно указать те результаты, которые были достигнуты после его использования. Главное требование – любой выбранный способ изучения должен быть обоснованным и незаменимым для данной работы.
Теоретические методы исследования
Целью теоретических методов является подробное и полное объяснение того, что послужило причиной возникновения прецедента, установление его сущности и связи с окружающим. Они требуются для постановки задач, рождения гипотез и позволяют оценить итоги. Поэтому теоретические методы исследования в курсовой работе тесно взаимосвязаны с разного рода литературой: монографиями и статьями ученых, документацией по истории, периодикой и др. Данные подходы не требуют практических действий.
Обобщение
Подразумевает объединение исследователем двух и более объектов или предметов в укрупненные группы. Это делается на основе похожих признаков и помогает определить общие особенности и отличительные черты.
Обобщение может быть нескольких видов:
аналитическое – заключается в переходе от одной мысли к другой без обращения к эмпирической действительности;
индуктивное – подразумевает переход от конкретных характеристик к более широким суждениям.
Это одна из наиболее распространенных методик, применяемых студентами. В качестве примера можно привести переход от таких понятий, как «апельсин», к «цитрусовым», а далее к более общему «растения».
Абстрагирование от проблемы
Суть заключается в конкретном рассмотрении определенного свойства предметов и явлений, изучаемых в научной работе. То есть конкретное качество подвергается всестороннему анализу и при этом не затрагиваются другие характеристики.
Данный способ часто используется в гуманитарных дисциплинах.
Благодаря ему появляется возможность выявить незаметные на первый взгляд, но важные закономерности в таких науках, как психология, философия, педагогика, а также дать четкие определения и получить новейшие знания.
Например, при изучении такого понятия, как «книга», необходимо сделать акцент на общих моментах, характерных для всех книг, и отбросить такие нюансы, как цвет, издательство и т. д.
Проведение аналогий
Использование данного метода не дает четких результатов, но в целом является эффективным. Чаще всего применяется тогда, когда нет возможности изучить объект. В этом случае осуществляется перенос знаний с одного объекта на другой. То есть подбирается схожий объект и исходя из имеющихся материалов о нем делаются выводы относительно того, что рассматривается в проекте. Так, например, это актуально для изучения планет земной группы и возможности их освоения человеком.
Возможно применение индукции (при переходе от частных случаев к общим) и дедукции (от общего к частному).
Сравнительный анализ
Сравнительный анализ предполагает сопоставление свойств и характеристик предметов с целью выявления различий и сходств. Он часто используется в различных научных сферах и позволяет сравнивать мнение ученых или результаты исследований.
Классификация
Наиболее простой метод изучения, который может быть применен в процессе исследовательской работы. Подразумевает под собой деление объектов на группы с учетом определенных признаков. Например, классификация может быть проведена по таким признакам:
физические данные, куда входят размер, объем и т. п.;
материал — дерево, металл, пластик;
стиль — готика, неоклассицизм и др.;
жанр — живопись, музыка, литература.
Возможно разделение и по хронологии, и по другим параметрам. Единственным условием является уместность приведения конкретной классификации для вашей работы.
Объединение (синтез)
Синтез предполагает объединение уже известных свойств в единое целое. Он тесно связан с анализом. Положения, которые были получены в качестве результата, включаются в теорию объекта, тем самым обогащая ее. Это дает толчок к новому научному поиску и определяет пути его развития.
Изучение и анализ литературы, документации, архивных источников
Этот метод позволяет сделать выводы о глубине изученности тех аспектов, которые хорошо освещены в научных трудах, и выделить те, по которым информации на данный момент недостаточно.
Для этого необходима плотная работа с монографиями и научными статьями, мемуарами, очерками.
Большое количество работ по теме и исчерпывающая информация в них говорит о полном исследовании явления или предмета.
Практические методы исследования
Данные способы основываются на получении информации с помощью органов чувств. Они позволяют доказать или опровергнуть выдвинутые гипотезы и являются продолжением тех тезисов, которые были выдвинуты на основе теоретических знаний.
В основе практических, а по-другому эмпирических, методов исследования в курсовой работе лежит наблюдение, измерение объекта, его сравнение с чем-либо и анализ параметров в ходе экспериментов.
Эксперимент, как ключевой метод практического исследования
Наиболее действенным и эффективным является именно выполнение эксперимента. Чаще всего он применяется, если нужно писать диссертацию и другую объемную научную работу. А вот в курсовой встречается крайне редко.
Данный метод строится на двух главных принципах: повторяемости и доказательности. Он не просто наглядно показывает конкретное свойство, но и должен быть повторен по мере необходимости. Сложность заключается как раз в проверке исследуемого явления в условиях, находящихся под полным контролем.
Наблюдение
Ключевой способ для любого исследования, поскольку именно с наблюдения и начинается познание. Цель заключается в том, чтобы смотреть за объектом и фиксировать все важные показатели. Так, орнитологи наблюдают за птицами и устанавливают их место проживания, поведение, принципы питания. Это позволяет собрать много ценной и полезной для дальнейшего изучения информации, в том числе и статистических данных.
Расчеты и измерения
Чтобы провести все важные расчеты, требуется фиксировать различные физические данные объекта: вес, длину, рост и др. При этом используются стандартные единицы измерения. Благодаря этому результат выражается в численных показателях.
Моделирование
Необходимо создание модели, то есть уменьшенной копии объекта. Как правило, используется при разработке новых сооружений и технологий. Моделирование может быть:
знаковым – в этом случае используются чертежи и схемы;
предметным – требуется воспроизвести конкретную часть объекта;
мысленным – например, компьютерная 3D- и другие программы. Возможность трехмерного построения изображения является наиболее современным и продвинутым методом, позволяющим досконально изучить предмет со всех сторон и получить полное наглядное представление о нем.
Все это позволяет четко определять характеристики и таким образом улучшать их, рационально использовать способы построения и делать прогнозирование.
Интервью
Организация интервью предполагает разговор с человеком, который может поделиться полезной информацией по нужной вам теме либо же если он сам является объектом исследования. Оно имеет регламентированный характер, то есть вопросы уже заранее сформулированы и необходимо получить ответы на них. К этому методу близка и беседа, которая также может применяться при изучении. Однако она носит более свободный формат и позволяет собеседникам высказывать личное мнение.
Подходы легко реализуются, поэтому пользуются особой популярностью.
Социологический опрос
Метод предполагает наличие заранее подготовленных вопросов, зачастую с несколькими вариантами ответа. Может проводиться и в письменной, и в устной форме. Преимущество заключается в возможности охватить большое количество людей и получить максимально точные данные.
Описание
Во многом схоже с наблюдением. Однако обязательным является фиксация внешнего вида исследуемого объекта или его признаков. Для описания могут использоваться диаграммы, рисунки и таблицы. Сегодня метод широко востребован гуманитарными и естественными науками. Часто требуется для экономических, математических дисциплин, а также в психологи и педагогике.
Теперь у вас есть общее представление о том, какие методы используются при написании курсовой работы. Как правило, они работают в комплексе, что позволяет дать исчерпывающую информацию по теме.
Пример оформления методологической основы исследования по педагогике
Рассмотреть особенности различных методов и правил их оформления можно на примере курсовой по педагогике на тему «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности».
Так, в курсовой работе были использованы следующие методы научного исследования: «анализ теоретической литературы по теме, разработка исследования повышения эффективности проектной деятельности младших школьников, эмпирическое исследования путей повышения эффективности проектной деятельности младших школьников». Вкратце они перечисляются во введении и не требуют полной расшифровки, поскольку для этого отведена вторая, практическая, глава. По объему занимают не более 1 абзаца.
Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности