Главная » Правописание слов » Как написать музыкальную сказку

Слово Как написать музыкальную сказку - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Сочиняем музыкальную сказку

До сих пор остается открытой проблема организации подлинно творческого процесса на уроке искусства. Каковы основные его критерии? Если предположить, что в начальной форме творчество — это познание, сплав чувств, желаний и фантазии, то явно должна прослеживаться «захваченность» ребенка целиком, а не отдельными сторонами и потенциями, его стремление пребывать в этом состоянии бесконечно.

Наблюдая за детьми на уроках музыки, я давно пришла к выводу, что настоящий творческий процесс — это своеобразная художественная форма самопознания и самовыражения. В этой связи возникает необходимость организации процесса как «события», в котором ученик и учитель на равных ищут ответы на волнующие их вопросы, «соприкасаются и примеривают на себя особое самоощущение и самосознание человека-творца, целенаправленно преобразующего мир в соответствии со своим замыслом». Проявляя «искреннее незнание» и стремление найти истину вместе с детьми, педагог формирует благоприятные условия для проявления детской открытости, самобытности, чувства «новизны и удивления в отношении к окружающему миру» (З.Н. Новлянская) и создает определенное эмоциональное состояние, будоражащее воображение и темперамент ребенка. Именно они являются предпосылками для творчества.

Мы предлагаем учителю одну из форм такой организации содержания урока музыки — художественно-творческий диалог, ориентированный на вариативность, ситуативность и подвижность условий педагогического процесса. Его основой является духовное, личностное взаимодействие между детьми и педагогом, направленное на активизацию работы художественного мышления, на творческое изъявление как ребенка, так и учителя, на провоцирование выражения их личностного смысла.

Одним из таких событий, создающих творческую атмосферу на уроке, является сочинение музыкальной сказки. В данной статье мы предлагаем свой вариант — сочинение музыкального фрагмента по мотивам литературного произведения Т.И. Александровой «Домовенок Кузька». Желательно, чтобы ребята предварительно прочитали книгу Александровой на внеклассном чтении.

Как правило, дети всегда с огромным интересом погружаются в процесс музыкального сочинительства и импровизации. Здесь важно, с какой установкой подходит к данной деятельности учитель. Для нас творчество не является средством (например, сделать урок занимательным и нестандартным), чем-то единичным и утилитарным, оно не заканчивается сразу после звонка, это своеобразное «жизнетворчество», способ совместного проживания и постижения мира, имеющий ценностную окраску — очередной раз побудить ребенка к «нравственно-эстетическим размышлениям» (В.А. Школяр).

С чего начать? К счастью у детей не возникает такого вопроса, потому что они знают, начинать надо с самого главного — с художественной идеи. Обращаемся к первоисточнику. Прочитав произведение, школьники понимают, что замысел писательницы не просто рассказать о приключениях маленького домовенка. На протяжении всего повествования мы следили за коллизиями и перипетиями жизни главного героя, который так усердно и бесстрашно оберегал свой волшебный сундучок, завладеть которым хотела вся лесная «нечисть».

Вот и содержательная идея музыкального произведения — конфликт, борьба между добром и злом. В основе конфликта лежит «волшебный сундучок», который и будет в нашей музыкальной сказке играть роль художественного символа. Именно он руководит поступками и поведением наших героев, находясь с ними в сложной взаимосвязи, определяет направление движения и развития музыки, является одновременно и причиной, и следствием. Здесь мы подходим к самому главному — к выстраиванию музыкальной драматургии нашего произведения.

Итак, мы определили различные полюса добра (Кузька и его друзья — девочка Наташа, Лешик) и зла (Баба-яга и кикиморы болотные) и определили интонацию сундучка. Что же символизирует этот ларец? Прочитав рассказы Т.И. Александровой о домовенке Кузьке, дети часто сравнивают сундучок с книгой, которая, правда, не умеет сама говорить, но много интересного из нее почерпнуть всегда можно. Дети выдвигают гипотезу — по-видимому, это символ познания.

В литературном произведении сундучок постоянно меняет свой вид в зависимости от того, в каких руках оказывается: попадая к доброму, творческому человеку, он «сверкает прекрасными цветами и звездами», а в руках «нечувственных», «ненавистных» — «так, невесть что, невзрачная деревяшка». Так и в музыке — тема сундучка сочиняется нами так, чтобы в ней присутствовали «интонационные противоречия». Перед нами как композиторами возникает первая проблема: как сочинить главную интонацию сундучка, чтобы в процессе становления и развития художественного смысла она изменялась вплоть до перехода в свою противоположность?

Меня как учителя радует, что ребята в ситуации поиска смогли воспользоваться своим музыкальным опытом, вспомнить, как «жила» и изменялась главная тема в произведениях великих композиторов, и предложили свое решение проблемы. Например, знаменитая тема Прогулки из сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» трансформировалась в зависимости от того, к образу какой картины переходил зритель (слушатель). Дети предложили свой вариант интонационного развития и изменения темы сундучка: как только Кузьке (как хранителю сундучка) будет грозить опасность, интонация будет звучать взволнованно и вбирать в себя элементы того образа, который является источником беды.

Но как же нам показать «образ» сундучка как символа познания? Очень важно, чтобы данное понятие — «познание» — раскрывалось в связи с элементами «чужого» личного опыта и эмоционально-ценностных отношений.

Что для каждого из вас значит приобрести новое знание, узнать что-то такое, чего вы раньше не знали? А какую роль в жизни всех людей играет познание?

Здесь мнения детей были многообразны: удивление, интерес, тайна, просветление, восхищение, восторг, радость (в книге сундучок тоже ассоциируется с радостью: «говорят, он радость приносит»), возвышение, жизнь, творчество и др. Как новое знание расширяет границы самого человека, то есть делает его богаче, так и музыка будет расширяться, возвышаться и лучиться радостью и светом.

Сочиняя лейтинтонацию сундучка, мы прибегаем к плотной и стройной аккордовой фактуре (символизирующей объединение всех людей в многоголосный хор), которая постепенно поднимается из среднего в верхний регистр, создавая впечатление восхождения, и динамически «расцветает» (крещендо от PP к FF) радостью и восторгом творческого познания. Ребята сразу слышат эту лейтинтонацию в трансформированном виде: без движения, аккорды звучат напряженно и взволнованно, в басу элементы образов зла (Бабы-яги или кикимор болотных). Как только появятся образы Наташи и Кузьки, она будет преобразовываться в свое первоначальное звучание. При этом образ Наташи мы намеренно оставляем без комментариев, предоставляя тем самым каждому выбор в средствах выражения (ребенок может создать его, так сказать, «по образу и подобию своему» или своей знакомой, сестры и др.).

Забегая вперед (именно на это обобщение дети вместе с учителем в итоге должны выйти), скажем, что неслучайно сундучок неразрывно связан с образом домовенка Кузьки: «Кузькино сокровище», которое он наказывал «беречь как зеницу ока». Это — своеобразный символ русской культуры, русской традиции «сказывания-складывания», обобщенный символ творческой деятельности человека вообще.

А какой он — музыкальный образ Кузьки? Обращаемся с детьми к истокам русского мифологического персонажа, к представлениям о нем, складывавшимся веками, то есть окунаемся в духовную традицию народа. Вырисовывается основная характеристика «домовенка» — озорство: «прячет от хозяев потерянные вещи», «заплетает хвосты и косички у лошадей в конюшне», «хозяев пугает». Причем озорство без злого умысла, а в назидание людям — относитесь бережно к своим вещам, любите и лелейте своих домашних питомцев и т.д.

Несмотря на беспокойный, озабоченный и на первый взгляд воинственный характер (положение требует) Кузька оказался «потешным человечком» («нос курносый, рот до ушей»), ласковым, заботливым и добрым (всегда думает о своих братьях-домовятах Афоньке, Адоньке, Вуколочке, Лутонюшке и других). Чем же вызвано его беспокойство и озабоченность? Ведь он не просто так появился в большом городе, прошел через все испытания цивилизации (был испуган самолетом, чуть не окоченел в холодильнике, мыло его «укусило»), был вырван из своего бытийного контекста и перемещен в современную действительность — у него есть очень важная миссия.

Впервые Кузька предстает перед читателем и главной героиней, девочкой Наташей, в образе «игрушечного ежика, которого завели ключом, и ушли» (небольшой, лохматый, с блестящими глазами). А еще ребята сразу обращают внимание на Кузькин говор: «сказывай» (рассказывай), «свориться» (ссориться), «невразумиха» (непонятливая), «олелюшечки» (пирожные) и др. В речи своей он использует поговорки да присказки: «не красна изба углами, а красна пирогами», «что в лоб, что по лбу», «сытый голодного не разумеет», «волков бояться — в лес не ходить», «мороз не велик, а стоять не велит». Таким образом, и внутренний облик домовенка, и внешний («одет он был в красную рубаху и лапти»), по точному определению детей, имеет «русский запах».

В процессе обсуждения дети приходят к выводу, что образ Кузьки нужно передать обязательно через русскую плясовую, например камаринскую, в интонации которой соединились бы все его противоречивые черты характера: озорство и ответственность, веселость, смешливость и житейская мудрость. А кто-то из ребят предложил сочинить интонацию, которая бы ложилась на русскую народную песню-прибаутку из сказки Т. Александровой «Домовенок Кузька»: «Комар пищит / Каравай тащит. / Комариха верещит. / Гнездо веником тащит. / Кому поем, / Тому добро! / Слава!»

По мнению ребят, она точно передает внутренний мир Кузьки. В среднем регистре они сочинили мажорную и шутливую интонацию, где яркая динамика и быстрый темп, акцентирующее звукоизвлечение и скачкообразное движение передают его непоседливость и постоянно совершаемые им кульбиты, и в то же время все это исполняется с подчеркнутой важностью (эдакая основательность и серьезность). Сразу же пробуем выразить эту мелодию в танце и в песне «Комар пищит» одновременно. Получается забавно и смешно, по-доброму.

Однако пора обратить свое внимание и на олицетворение зла — Бабу-ягу и кикимор болотных. И здесь дети сталкиваются с реальным препятствием: как показать образ Бабы-яги, если она то добрая, то злая? Действительно, в отличие от известных сказок («Морозко», «Марья-Маревна», «Василиса Прекрасная» и другие), где коварство ее очевидно, здесь она предстает перед нами в разных ипостасях. Противоречивый образ Бабы-яги показан через ее неотъемлемый атрибут — избушку. В сказке их две: для хорошего и для плохого настроения. Сама Баба-яга принимает в них разные обличья: то становится гостеприимной, добродетельной и заботливой «бабулей», ласковой и нежной («яхонтовый мой», «чадушко мое бриллиантовое», «дитятко милое», «утютюшечка драгоценненький»), просто красавицей, то грубой, ворчливой и даже жестокой («отыщу, отомщу, догоню и съем»).

Почему автор изобразил ее таким образом? Как нам распознать ее истинное лицо и намерения? Какую найти для нее интонацию? Отвечая на эти вопросы, важно, чтобы дети исследовали сложность и неоднозначность жизненных явлений, чувств, поступков людей. И, оказывается, если у человека чистые помыслы, то ему не надо принимать разные обличья, он остается самим собой в любой ситуации. Человек же со злым умыслом зачастую всеми правдами и неправдами добивается своей цели.

Намерение у Яги одно — завладеть волшебным сундучком для своих корыстных целей, а еще — властвовать над другими («пусть нам все завидуют», «станут просить, не всякому покажем, а тому, кто ниже всех поклонится», «нам радость, другим — горе»). Поэтому мы решили с детьми найти для нашего отрицательного персонажа слащавую, приторную (она и готовила Кузьке одни только сладости), «красивенькую» интонацию, своим звучанием воспроизводящую атмосферу фальши и искусственности. Смысл диктует и соответствующие средства выразительности: заискивающая мелодия, то вскарабкивающаяся вверх, то внезапно падающая вниз (несоответствие) на фоне остиннатного баса (готовящийся заговор, недобрый замысел), атональное звучание и отсутствие динамических контрастов (подчеркнутое лицемерие).

Совсем иного характера кикиморы болотные. Их злонамерения не прячутся под маской доброты и заботливости. Они глупы, прилипчивы, некрасивы, и во внешнем облике их нет определенности («тощие, длинные, плоские, корявые, головы с кулачок, то лысые, то лохматые, то серые, то зеленоватые, один глаз на боку, другого не видать, зато рук по три, по пять»). Решаем с ребятами найти для них интонацию простенькую, незамысловатую — своеобразную дразнилку и соответствующие средства выразительности.

Мы не наделяем образ кикимор выразительной мелодией, а сочиняем его как набор диссонирующих секунд и больших септим, увеличенных интервалов и трезвучий без разрешений, при этом они скачут по всей клавиатуре в хаотическом движении. Ритмический рисунок мы взяли у знаменитой дразнилки «Федя Медя»: «Федя Медя — требуха, съел корову и быка, и пятнадцать поросят, только хвостики висят».

Итак, взаимодействие всех сочиненных нами образов выстраиваем по законам музыкальной драматургии: как столкновение и борьбу противоположных полюсов, где любое изменение того или иного образа, интонации продиктовано развертывающимся смыслом.

А смысл такой — добро ведет борьбу со зримым, а зачастую и с незримым злом. Что касается зримого зла — это понятно, а как быть с незримым? Будет огромной победой учителя, если дети в выстраивании драматургии обострят внутренний конфликт главного героя: преодоление самого себя, своих слабостей (вспомним хотя бы, как Кузька соблазнился сытой, спокойной и беззаботной жизнью у Бабы-яги, даже на какое-то время забыл о своем сундучке). И только мысль о других (о друзьях, о доме, о других людях) позволила ему укрепиться в своем добром намерении, пройти через все испытания (коварство и зло просто так не сдает своих позиций) и донести заветный сундучок людям.

Можно в конце урока задать детям следующие вопросы: почему Домовенок пришел со своим волшебным сундучком именно к людям? Почему он передал его девочке, ребенку? В чем великая тайна и сила сундучка? Почему лесной нечисти он не открывался? (Духовное, чистое начало творчества, познания, культуры в целом.) И т.д.

Очень важно, чтобы в процессе сочинения музыкальной сказки дети вышли на понимание того, что все, что они делали, то есть искали и находили нужную форму и средства, необходимо было для выражения содержания музыки. А содержание музыки и есть наши чувства, мысли, представления, отношения, жизненные оценки явлений, поступков — неоднозначные, живые, постоянно меняющиеся.

Значит, по сути, мы не просто сочиняли музыку, мы выражали и открывали в ней самих себя.

Источник

Детям.

«Сочиняем сказку о музыке».

«В царстве Музыки»
Автор сказки: Ирис Ревю

В музыкальном царстве, в мелодичном государстве жила-была Музыка. Умная и могущественная.

И жили в этом царстве звуки: высокие и низкие, долгие и короткие.

А также ноты: быстрые и медленные. И ещё много музыкальных особ нашли приют в музыкальном царстве: такты, ритмы, трезвучия…

А Музыка была самой главной. Она по-своему сочетала ноты, ритмы, звуки. Когда у Музыки было хорошее настроение, то она была радостной. Когда ей хотелось помечтать — мечтательной. Если подступала грусть, то она становилась грустной.

Но вот однажды в мелодичное государство пришёл злодей. Он был сильный и крепкий. Злодей шумел и кричал, что устал от Музыки, топтал ноты, заглушал звуки. И Музыка сжалась, спряталась, и стала неслышной.

А дальше произошло вот что. Потянулись серые дни без музыки. Почему-то силы злодея постепенно оставляли, он начал плохо себя чувствовать, стал хилым и слабым.

И тогда к нему пришла Музыка: мелодичная и напевная, нежная и трогательная. И что-то изменилось на душе у злодея. Он вдруг увидел золотое солнце, и голубое небо, вдохнул глоток свежего воздуха; и запретил окружающим называть его злодеем. Ему вдруг стало легко.

Чарующая, волшебная Музыка может творить чудеса. Она меняет людей, делает мир добрее и лучше.

«Гармошка для крокодила»

Крокодил лежал на берегу реки Лимпопо, а маленькая птичка сидела неподалеку на кусте и пела веселую песенку. Из глаза крокодила вдруг выкатилась огромная слеза.

Крокодил вытер слезы и с надеждой взглянул на нее.

– Ты услышал мою песенку и заплакал, потому что моя песенка добрая, а ты злой.

– Конечно, нет. Жди меня, я принесу тебе песенку, – пообещала птичка и улетела.

Крокодил не успел даже проголодаться, как птичка вернулась. В клюве она несла трубочку.

– Это тростниковая дудочка. Я выпросила ее у пастуха. В ней живут добрые песенки. Нужно подуть в дудочку, и песенки вылетят из нее, – объяснила птичка крокодилу.

Крокодил с опаской взял дудочку в пасть, сжал ее зубами, но дунуть не успел. Дудочка преломилась пополам, как соломинка.

– Нет, можешь, но тебе нужен большой и крепкий музыкальный инструмент, – прощебетала птичка и снова улетела.

Возле птички на берегу стоял человек с большим барабаном. Увидев крокодила, человек испуганно попятился.

Человек положил барабан на землю и сказал:

– Я лучше пойду, пока он не научился. Вы просили крепкий музыкальный инструмент. Этот барабан сделан из пустого ствола железного дерева, а сверху на него натянута крепкая шкура буйвола. Это самый лучший барабан нашего племени. Если он научит крокодила доброте, люди обрадуются.

Говоря это, человек с опаской пятился назад от реки, пока совсем не скрылся в зарослях.

Крокодил попытался дотянуться до барабана своими лапами, но они были слишком короткими, и размахнуться ими было невозможно.

– Научиться доброте можно всегда. Тебе нужен не крепкий инструмент, а подходящий, – упрямо прощебетала маленькая птичка и улетела.

– Открой, и все поймешь. Только осторожно, – ответила птичка.

На крышке посылки было написано: «Африканскому крокодилу от крокодила Гены. Самый лучший музыкальный инструмент».

Но самое главное, внутри посылки лежало письмо от крокодила Гены:

Но когда на берегу реки раздается веселая песенка,

«Я играю на гармошке,

И добрею понемножку,

Крокодильих слез не лью, Я играю и пою!», все люди и звери знают, что можно спокойно пить воду из реки и даже купаться.

Источник

Алгоритм создания музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием.

Наша задача – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

Выполнить эту задачу эффективно можно на основе интеграции деятельности всех участников образовательного процесса: воспитатели, педагоги дополнительного образования, учитывая особенности детей должны искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития.

Музыкальному руководителю в этом вопросе отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит творческих характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития.

Это заставляет продумать иные подходы к организации педагогического процесса, планирования работы, построения занятий.

Описанный в данной работе алгоритм работы по постановке музыкальных сказок опробован в течении трех лет и дал хорошие результаты в развитии детей, подготовке их к обучению в школе и используется в настоящее время, что подтверждает его эффективность.

Основной целью работы по созданию музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира, отражению его впечатления и отношения к окружающему миру через творческую деятельность – искусство музыкальной сказки.

Алгоритм работы с детьми по созданию музыкальной сказки.

Данный алгоритм раскрывает пошагово работу по созданию музыкальной сказки.

Шаг №1. Введение в мир волшебства.

1. Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через чтение, просмотр фильмов, посещение театров, прослушивание музыкальных произведений на сказочные темы.

В группе дети знакомятся с русскими народными сказками и сказками других народов. Детям предлагается рассматривание иллюстраций, прослушивание и просмотра аудио и видео кассеты, посещение с родителями театров.

Учитывая сложности восприятия детьми дошкольниками музыкального произведения (наглядно-образное мышление, неустойчивое внимание, малый объем музыкальной памяти); на музыкальных занятиях используются различные дополнительные средства выразительности: выкладывание мозаики, использование стихов и отрывков литературных произведений, игра со светом, использование зеркального шара, многоцветовой лампы (цветомузыка), аромолампы, аквариум (наблюдение за “волшебным” изменением цвета морских камней).

2. Развивать слуховое внимание, воображение, способствовать всестороннему речевому развитию (речевое общение, литературная речь, работа над просодикой, четкость произношения, темп и громкость речи, образная речь). Учить дифференцировать звуки окружающего мира. Развивать ассоциативное мышление при восприятие звуков окружающего мира.

Специально подобранный репертуар “волшебной музыки”, звучащей в сказочной атмосфере, позволяет вызывать у детей яркий эмоциональный отклик, позволяет рассказывать о своих представлениях, переживаниях, характере звука, тембре, делиться впечатлениями об услышанном.

Для прослушивания используется аудио кассета “Мир звуков – образы и настроения” А. И. Бурениной.

Прослушивание музыкального произведения предусматривает сосредоточение внимания, настрой слуховго аппарата. Используются игры: “Что слышит”, “Слушай звук”, “Кого сегодня нет” по Орфу, помогающие настроиться на нужный лад.

Речевое развитие предполагает освоение звуковой культуры речи (интонация, артикуляция, чистота и точность произношения). При этом речевой материал дается в разных формах с музыкальным сопровождением.

Логоритмические упражнения разучиваются в процессе музыкально-ритмической игры, что позволяет в доступной форме развивать голосовой аппарат, научить четко, понятно, эмоционально произносить текст, развивать координацию движений.

Доступные игровые образы способствуют развитию образной речи. Музыкально-ритмические речевые игры способствуют развитию музыкальных способностей – чистота интонирования, динамический, гармонический, ритмический слух, помогают выразить эмоции, развивают мимику.

Окружающий мир полон различных звуков. Чтобы показать волшебный лес, загадочную страну или пение райских птиц необходимо развивать такие качества, как внимание, наблюдательность и научиться дифференцировать звуки окружающего мира. С этой целью с детьми проводятся исследовательские игры: “Как звучит дерево”, “Как звучит вода”.

3. Использовать элементарное музицирование для передачи чувств и эмоций, характеров и настроений с использованием инструментов и инструментов заместителей для передачи характерных чувств. Кроме этого эффективно использовать “Экологический оркестр”.

Освоение навыков игры на инструментах, использование ансамбля в различных спектаклях.

4. Создавать из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферу сказки.

Сказочный образ или действие рождаются в обычной обстановке и возникает необходимость изменить обстановку, приспособить окружающие предметы для более яркого наглядного отражения той или иной сказочной ситуации. В работу включается ассоциативное мышление. Как создать сказочный поезд? Как сделать дом для трех поросят? Обычный стол превращается в избушку на курьих ножках, голубые ленточки – в озеро, гимнастические обручи – лужи на асфальте. Но самое главное в сказке это все таки сказочный персонаж.

Каждый ребенок хочет превратиться в сказочного героя и ощущает потребность изменить свою внешность. Но как это сделать без специального костюма. Зато есть большой красивый платок, который может быть фатой, вуалью для царевны, может быть плащом для царевича, волшебника, если завязать на голову можно стать бабушкой, если в виде чалмы, тогда магом, фокусником и т.д. Просто палочка с помощью “волшебных” слов может стать волшебной и она же может быть волшебной флейтой. Возьми в руки прозрачный шарфик, и ты уже ветерок, возьми белый шарфик и ты античная статуя.

Чтобы почувствовать себя любимым и известным героем сказки, необходима некоторая помощь педагога. Педагог предлагает наборы предметов или элементы костюмов, из которых ребенок самостоятельно выбирает то, что поможет ему наиболее ярко выразить любимый образ. При внимательном рассматривании предметов, оказывается, что один и тот же предмет, может быть использован для определения многих персонажей. Например: колпачок – Петрушка, Клоун, Гном, Звездочет. Накидка – пелерина – плащ Царевича, Кот в сапогах, мантия Принца. Набор головных уборов, юбок, жилетов, масок – открывает неограниченные возможности для перевоплощения.

Для развития ассоциативного мышления, развития фантазии, воображения используются игры: “Найди пару”, “Разведчик”, “Волшебный платок”, “Волшебная палочка”, “Маска, я тебя знаю”.

Шаг 2. Введение в атмосферу конкретной сказки.

1. Выбор произведения.

Как выбрать произведение, которое будет действительно интересовать детей, будет соответствовать возможностям и особенностям данного возраста, будет отвечать постановочным развивающим задачам, удовлетворит детский творческий порыв и желание, принесет детям радость общения и раскроет индивидуальность. Большую долю информации педагог почерпнет из первого этапа работы. Так и проявятся индивидуальные способности и возможности каждого ребенка. Но как принять коллективное решение, т.к. сказка – это коллективная работа. Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, педагог выносит в разных вариантах известные и неизвестные сказки. С основной частью сказок дети уже ознакомились на подготовительном этапе. Таким образом, определяется круг интересов и желаний детей и определяется тип сказки, вызывающий интерес в данном возрасте. Например в старшем дошкольном возрасте девочки хотят быть принцессами, феями, а мальчики сказочными воинами, царевичами. Детям предлагается вспомнить сказку, где присутствуют желаемые персонажи. Девочки могут назвать сказку “Спящая красавица” (там есть принцесса и фея), мальчики могут назвать “Сказку о царе Салтане” (там есть 33 богатыря). А какой момент вам нравится больше всего? Девочкам нравится бал и все, что с ним связано: бальные платья, танцы, веера, шали, маски. Мальчикам нравятся сказочные сражения, превращения, путешествия и привлекает внешний вид и атрибуты персонажа: шлемы, плащи, сабли, шпаги, волшебные корабли, возможность сказочного перемещения по воде, земле и воздуху. Так что же нам мешает попробовать себя в роли любимого персонажа и в интересующей нас ситуации? Представить нужную ситуацию не составляет труда (мы уже научились этому в подготовительный период). Где взять волшебные атрибуты? В ход идут все предметы заменители. Но как быть, если не совсем нравится сюжетный поворот, если непонятная ситуация, если ситуация не соответствует представлениям возраста. Давайте поменяем ситуацию. “Вырулим” ее на новый или другой виток. Придумаем старую сказку на новый лад (как мы ее себе представляем). Придумаем другой конец сказки, придумаем новую сказку, добавим новые персонажи

В процессе поиска меняются желания, девчоночьи интересы проникают в мальчишечьи и наоборот. Образы становятся взаимодополняемыми. Персонажи одной сказки общаются с персонажами другой, выручают друг друга, взаимодействуют. Таким образом, находятся общие точки соприкосновения, рождается коллективное решение. Так родилась сказка “Три апельсина”, где сложный, философский сюжет, приобрел простоту и детскую непосредственность. Так родилось новогоднее представление “Бал в сказочном королевстве”, где персонажи разных сказок смогли присутствовать на одном балу и выразить свои желания.

2. Знакомство с музыкальным оформлением спектакля.

Развитие слухового внимания. Слуховое внимание наиболее трудная область развития для дошкольников. Для того, чтобы продолжительное время слушать серьезную музыку, необходима определенная подготовка. Дети должны научиться понимать, откуда берутся звуки, различать их по тембру, следить за развитием звука в динамике, определять характер звука и музыки в целом. Этому занятию уделяется большое внимание в подготовительном периоде, описанном выше. Поэтому, к восприятию музыки спектакля, дети приходят уже подготовленными. Поскольку сам по себе спектакль не является точной копией какой-либо сказки, а скорее фантазией на тему, то и музыка в спектакле весьма разнообразна. Звучит классическая музыка – Чайковский, Моцарт, Вивальди, Мусоргский, Римский-Корсаков; современная классика – Прокофьев, Свиридов; эстрадные композиции; народная музыка; детские песенки и детское музицирование. Музыка может быть фоном, на котором развивается действие, музыка помогает войти в нужное эмоциональное состояние, музыка сопровождает все ритмические действия от простейшей игры или сигнала до сюжетного постановочного танца и, конечно же, музыка помогает усилить и ярче представить сказочные персонажи.

Знакомство с музыкой может происходить во время чтения текста сказки. Музыкальные фрагменты могут звучать как фон, могут иллюстрировать описания какого-либо персонажа или действия. Индивидуальные песни разучиваются при работе над образом, танцующие персонажи знакомятся с музыкой при разучивании танца, хоровые или ансамблевые пения при работе над эпизодами. Очень часто знакомство с музыкой и прочтение текста сказки происходит одновременно. Художественное слово и музыка дополняют друг друга, усиливают впечатления от услышанного и побуждают детей взять в руки карандаши или краски и выразить свои впечатления на бумаге. Кто-то сразу же в группе рисует принцессу в сказочном замке, а кто-то дома обдумывает волшебный лес. На следующий день мы имеем собственные иллюстрации, которые еще более активизирует интерес к нашей сказки.

Шаг 3. Работа над персонажами.

1. Начиная работу над персонажами, педагог опирается на воображение детей, на личный опыт ребенка и память. Ребенку предлагается рассказать и показать, как он представляет себе данный персонаж. Поскольку личный опыт еще не велик, педагог корректирует и помогает, подсказывает наиболее яркие особенности персонажа, помогает глубже понять образ. Для этого необходимо побудить ребенка к проявлению воображения, фантазии. Если необходимо представить волшебника, то помогает упражнение “Фантазер”, если надо почувствовать себя феей, то помогает упражнение “Фея сна”, если не сразу получается веселый клоун, то весело двигаться и прыгать поможет упражнение “Петрушка прыгает” или “Два клоуна”. Зачастую бывают очень сложные персонажи, особенные, с которыми дети редко встречаются или впервые слышат. Именно новизна темы и дает большие возможности для развития памяти, воображения, развивает познавательные способности, кругозор. К таким персонажам подбираются, придумываются целые комплексы групповых и индивидуальных упражнений. Так, например, разучивая сказку “Три апельсина” пришлось познакомить детей с жанром итальянской комедии. Познакомить с традиционными героями итальянской комедии – Труффальдино, Панталонэ. Для них подбираются упражнения на определение черт характера, на выражение эмоций, на смену характера.

Хорошо представив и поняв своего персонажа, озвучивает его. Ребенок знакомится с текстом персонажа и в процессе разучивания и запоминания формируется четкое, выразительное произношение. Ребенок начинает понимать, что, если хорошо представить предмет, о котором идет речь и выразительно сказать – то текст запоминается лучше и быстрее. Таким образом, работа над персонажем способствует развитию психических процессов – памяти, воображению, фантазии, речи.

Правильная артикуляция достигается многими музыкальными упражнениями: “Да, дэ, ди, до,ду”, “А – д”, “Паровоз кричит ду-ду”, “А вагоны говорят – так, так…”, “До, ре, ми”, “Звуки музыки”, “Во кузнице”

Взаимодействие с партнерами и участие в спектакле становится все более увлекательным. Хорошо зная и представляя своего героя, умея понятно и выразительно говорить его словами, дети с легкостью справляются с мимическим решением образа. Конечно, некоторым все же необходима помощь, чтобы “разбудить” мышцы лица и научить лицо радоваться, печалиться, злиться, хохотать на основе психогимнастики М.И.Чистяковой.

Есть музыка для конкретного персонажа. Например, постановка танца, где уже предлагается определенный набор движений. В этом случае музыка усиливает выразительность образа и передает образ в стройной художественной форме.

Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными способами, но более всего музыкальными. Какая же Красная Шапочка без песен? Или какие восточные гости без танца? Как обойдутся стражники без бравой песни и веселого марша? Как Золушка расскажет о своей беде? Конечно же песенкой. Чтобы исполнить все эти особенно интересные музыкальные номера, необходимо развивать музыкальные способности.

Правильное дыхание является основой не только правильной речи, но и правильного пения. К вышеизложенным упражнениям на дыхание добавляется дыхание по музыкальным фразам. Умение брать дыхание перед началом музыкальной фразы, петь на одном дыхании сначала мотив, а после музыкальную фразу. Дается понятия дирижерского текста для правильного вступления, окончания и правильного дыхания во время исполнения музыкального произведения. Когда звучит музыка, нельзя нарушать ее словом, но можно показать жестом, как надо исполнять. “У дирижера работают руки, а у исполнителей внимательные глаза и послушный голос”. На каждого персонажа или группу подбирается свой комплект развивающих упражнений и игр в соответствии с теми задачами, которые требуются. Например, Восточный танец требует от исполнителей уловить малейшие изменения в музыке. Необходимо развивать динамический слух: игра “Громко – тихо запоем”, “Принц и принцесса” (принц ищет принцессу по громкой музыке). Чтобы уловить сложный ритм, развиваем чувство ритма: игра “Спой свое имя”, ритмический рассказ “Дети вышли погулять”.

Гармонический слух тесно связан с характером музыки, с музыкальным образом персонажа. Упражнения: “Веселый капитан, грустный капитан”, “страшный лес, веселый лес”, “Выглянуло солнышко, вышла тучка”. Каждый исполнитель роли по-своему воспринимает музыку и имеет возможность импровизировать, перестраивать и дополнять характер персонажа по своему усмотрению.

Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и исполнять ее.

Например звучит увертюра к “Аленькому цветочку” и исполнители занимают свои места. Звучит тема пустыни, и дети ставят декорации пустыни (кактусы и песочная ткань). В процессе работы над персонажем формируется музыкальность, музыкальная культура, которая является частью общей культуры.

Шаг 4. Создание сценического пространства.

Для этого необходимо уметь ориентироваться в любом пространстве, уметь определять границы для данного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия, знать стороны (лево, право, назад, вперед, по диагонали), определять середину, края.

Игры способствуют развитию ориентировки: “Запомни свое место”, “Запомни свое дерево”, “Ветерок”, “Лес” (деревья и звери), “Иголочка и ниточка”, “Скучно так сидеть”, “Тропинка”, “Декорация”, “Разведчик”.

Развитию ориентировки способствуют различные упражнения на перестроение. Чтобы лучше представить рисунок перестроений детям предлагается зрительный ряд пиктограмм. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам с которыми надо взаимодействовать. В силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление. Возникает необходимость использования предметов (как декораций, так и предметов – заменителей). Взаимодействие с партнерами приводит к составлению мизансцен.

Педагогу остается скорректировать творческий намек детей, не навязывая своего видения, но совместно “обживая” с детьми пространство. Все, что может послужить, для репетиции эпизодов находит свое точное место на площадке (элементы декорации, реквизит). А элементы костюма находят своего исполнителя.

Шаг 5 Формирование актерского состава (распределение ролей).

Дети на протяжении некоторого времени погружались в волшебный мир, сами создавали его, научились смотреть и слушать известные сказки и сказки, придуманные детьми. За это время сформировались детские желания, обозначился круг интересов, выявились пристрастия. Ребята попробовали себя во всех ролях – одушевленных и неодушевленных. Поиграли в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям дается возможность высказать свое желание и попробовать себя в той или иной роли. По мере исполнения ребенок сам оценивает себя (свои возможности, степень выразительности, умение взаимодействовать с партнерами). Ребенку дается возможность почувствовать насколько ему комфортно в этой роли, его ли это “одежка”. С другой стороны его оценивают товарищи (взаимовыручка, насколько убедительно получается образ, умение работать с партнерами). Коллектив детей высказывает свои пожелания, определяет свои симпатии. Совместный выбор детей определяет исполнителя наиболее подходящей роли.

Ребенку дается возможность попробовать себя в образе одного или нескольких персонажей, тем самым, развивая уверенность в себе, коммуникативность в отношении со сверстниками. Возникает необходимость определить второй состав исполнителей, чтобы каждый мог раскрыть свой творческий потенциал.

Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в нашей работе. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя. Формируется чувство ответственности за общее дело. Ребенок ощущает радость общения со сверстниками и со взрослыми. Взрослым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка.

Шаг 7. Повторные показы.

Значение работы по алгоритму

Работа на основе использования данного алгоритма позволяет развить у детей интерес к музыкальной и театральной деятельности, способствует личностному росту детей, развитию социальных навыков, общему развитию.

С использованием данного алгоритма были поставлены музыкальные сказки “Любовь к трем апельсинам”, Бал “В гостях у Золушки”, по мотивам сказок А.С.Пушкина, “Щелкунчик” по авторским сценариям.

Следствием данной работы явилось то, что у детей сформировался устойчивый интерес к музыкальной и театральной деятельности, что позволяет детям принимать участие в выступлениях на районных мероприятиях.

Разработанное планирование и построенная работа с детьми с учетом задач развития, позволяет придать музыкальным занятиям развивающий характер, а включение педагогов дополнительного образования и родителей позволяет стимулировать личностный рост каждого ребенка.

Активизировался интерес родителей к творческой деятельности детей.

Дало возможность принимать с детьми участие в публичных выступлениях на районных и городских конкурсах детского творчества, на мероприятиях, проводимых для ветеранов, праздниках города.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать музыкальную сказку, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать музыкальную сказку", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать музыкальную сказку:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *