Операции сравнения
Многие сегодня хотят стать программистами. Хотят. Но ничего не делают для этого. Не делают даже простых вещей. Не хотят даже прочитать книжку из 10 страниц. В итоге так и остаются никем. Потому что мечты не сбываются никогда. Сбываются только планы… Подробнее.
Давайте вспомним пример программы из предыдущего урока. там мы создали простой калькулятор, который выполнял три действия над двумя числами: сложение, вычитание и умножение.
Однако я намеренно не включил сюда операцию деления. Как вы думаете, почему? Кто-то, быть может, решит, что причиной является использование целых чисел. Ведь в Паскале они не делятся обычным способом. Но на самом деле причина не в этом.
Я не стал использовать операцию деления, потому что пользователь в качестве делителя может ввести число 0. А на ноль, как известно, делить нельзя. Поэтому программа завершится с ошибкой, и пользователь будет очень недоволен.
В таблице 15.3 приведены операции сравнения, которые допускается использовать в языке Free Pascal.
Таблица 15.3. Операторы сравнения Free Pascal.
Оператор | Операция |
= | Равно |
<> | Не равно |
Больше чем | |
= | Больше или равно |
in | Входит в |
как в программе использовать операторы сравнения?
Более подробно мы будем изучать это в следующих уроках. А сегодня я расскажу вам только об одной языковой конструкции Паскаля
Если вы знаете английский язык, то вы уже должны догадаться, что сие значит. Ну а если нет, то я поясню по-русски. Итак, эта конструкция работает так:
А теперь попробуем доработать программу из предыдущего урока и добавить в неё операцию целого деления. Добавленный код будет выглядеть так:
Здесь мы сначала проверяем значение переменной у. Если это значение равно нулю, то мы выводим сообщение об ошибке. Иначе, то есть если переменная у имеет любое другое значение (не ноль), мы выполняем операцию целого деления и выводим результат.
Доработайте программу из предыдущего урока. Добавьте в неё операцию целого деления. проверьте работоспособность программы.
замените оператор = на оператор <>. Посмотрите, что получится, если ввести в качестве второго числа 0. Доработайте программу таким образом, чтобы она правильно работала с выражением
Поэкспериментируйте с другими операторами сравнения.
Как пишется знак «не равно» в Паскале?
Именно в Паскале «не равно» записывается так: <>
Например, Х не равно 5 будет выглядеть как Х<>5 ;
Надеюсь данный ответ оказался вам полезен.
В программировании привычного математического знака в виде перечеркнутого равенства не используют. Знак «не равно» в языке программирования Паскаль записывается как последовательная комбинация знаков «менее» и «более».
Все эти языки относятся к веб-программированию
Программная платформа Graphene предназначена для развертывания криптографически защищенных децентрализованных регистров третьего поколения, то есть блокчейна 3.0.
Системы на основе Graphene многократно превосходят в производительности системы на основе биткойна первого поколения или даже системы второго поколения «Bitcoin 2.0». Функции систем на основе платформы Graphene далеко выходят за рамки простых платежей как в биткоине, предлагая широкий спектр финансовых услуг, отличающихся прозрачностью.
Потом стоит сходить на какие-то мероприятия по программированию. Типа митапов. Посотреть, пообщаться, предложить ребятам себя в качестве стажера. На такие штуки обычно ходят ребята с более-менее приличных контор, а не «рога и копыта»
Ну вот в случае успешного прохождения стажировки вам предожат работу.
Это как бы самый быстрый способ, которым можно пользоваться если у вас реально есть склонность к программированию.
Урок 7. Логика в Паскаль. Тип Boolean
Здравствуйте, дорогие читатели нашего сайта! Сегодня, мы поговорим о логических переменных типа Boolean в Паскаль, логических операциях и решим пять задач.
Для чего нужна логика в Паскаль? Вы, я надеюсь, уже научились писать простейшие линейные программы, и сейчас, наверняка, задаетесь вопросом, как же написать нелинейную программу? Для того чтобы программа была нелинейной в Паскале, как и в других языках программирования, используют логические выражения, которые принимают значения true или false. То есть, на место любого отношения в Паскале ставится true или false. Например,
Список операторов отношения:
Для того чтобы записать результат логического выражения, нам требуется специальная переменная. Эта переменная будет иметь тип boolean, она может принимать два значения — true или false. Как создавать простые условие вы уже поняли, но как создавать сложные условия? Для этого используются специальные логические операции: and, or, not и xor. Давайте разберем каждую операцию отдельно и составим таблицы истинности. Примем за 1 — true, а за 0 — false.
And, или конъюнкция.
Or, или дизъюнкция.
Истинно, если хотя бы одно простое высказывание истинно.
Xor, или строгая дизъюнкция.
Not, или инверсия.
Задачи Boolean.
Закрепим полученные знания, решив пару задачек.
Boolean1°. Дано целое число A. Проверить истинность высказывания: «Число A является положительным».
Boolean2. Дано целое число A. Проверить истинность высказывания: «Число A является нечетным».
Для того чтобы узнать, является ли данное число нечетным в Паскале предусмотрена специальная функция Odd, которая возвращает true, если число нечетное и false, если число четное.
Boolean3. Дано целое число A. Проверить истинность высказывания: «Число A является четным».
Для того чтобы узнать является ли число нечетным, используем уже известную нам функцию, затем инвертируем результат.
Boolean7°. Даны три целых числа: A, B, C. Проверить истинность высказывания: «Число B находится между числами A и C».
Boolean10°. Даны два целых числа: A, B. Проверить истинность высказывания: «Ровно одно из чисел A и B нечетное».
Boolean23. Дано четырехзначное число. Проверить истинность высказывания: «Данное число читается одинаково слева направо и справа налево».
Используем знания, полученные в этом уроке.
Итак, данная задача проверяет является ли введенное четырехзначное число палиндромом. Наверняка, самый известный палиндром — фраза Мальвины: «А роза упала на лапу Азора.» (Попробуйте прочитать это предложение справа налево)
На сегодня все! Не забывайте периодически заходить к нам на сайт, подписывайтесь и кликайте по кнопочкам!
Pascal: Занятие №2. Часть 1: Условный оператор в Паскале (If)
Условный оператор в Паскале
До рассмотрения данной темы в основном использовались линейные алгоритмы в Паскале, характерные для весьма простых задач, когда действия (операторы) выполняются последовательно, одно за другим. Более сложные алгоритмы предусматривают использование конструкция ветвления.
Блок-схема условного оператора:
Условный оператор в Паскале имеет следующий синтаксис:
if условие then оператор;
Полный вариант:
if условие then оператор else оператор;
Условный оператор в Паскале — if — служит для организации хода задачи таким образом, при котором изменяется последовательность выполнения операторов в зависимости от какого-либо логического условия. Логическое условие может принимать одно из двух значений: либо true (истина), либо false (ложь), соответственно, оно может быть либо истинным, либо ложным.
Составной оператор
Операторные скобки и составной оператор в Паскале:
if логическое выражение then begin оператор1; оператор2; end else begin оператор1; оператор2; end;
Перевод с английского оператора условия облегчит понимание его использования:
IF | THEN | ELSE |
ЕСЛИ | ТО | ИНАЧЕ |
В условии (в логическом выражении) используются операторы отношения.
Рассмотрим список операторов отношения Паскаля:
Подробно разобраться в работе условного оператора в Паскале можно, просмотрев видеоурок:
begin var x:=readReal(‘введите х’); var y: real; if x>0 then y:=ln(x) else y:=exp(x); writeln (‘y=’, y:6:2) end.
Таким образом, использование такой записи в pascal практически позволяет выполнить округление до сотых, тысячных и т.п.
[Название файла: L2task0.pas ]
[Название файла: L2task1.pas ]
[Название файла: L2task2.pas ]
Логические операции в Паскале (в логическом выражении)
Когда необходимо использовать двойное условие в Pascal, то понадобятся логические операции.
var n:integer; begin n:=6; if (n>5) and (n 7) or (n 7) xor (n 7) then writeln(‘истина’); end.
var a,b: integer; begin write(‘Введите A: ‘); read(a); b := a mod 2; if b>0 then writeln(‘true’) else writeln (‘false’) end.
var a,b: integer; begin write(‘Введите A: ‘); read(a); b := a mod 2; writeln(b>0); end.
[Название файла: L2task3.pas ]
[Название файла: L2task4.pas ]
Построение блок-схем по коду Паскаль
Существуют управляющие структуры трех типов:
следование | ветвление | повторение или цикл |
Две из трех представленных структур блок-схемы мы уже можем перевести в код Pascal.
Результат:
Основные понятия и операторы языка Паскаль
Основные понятия и операторы языка Паскаль
Сайт: | Электронные курсы ТПУ |
Курс: | Информационные технологии 3 |
Книга: | Основные понятия и операторы языка Паскаль |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Воскресенье, 26 Декабрь 2021, 19:16 |
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Целью курса «Информационные технологии» является обучение студентов программированию с применением методов вычислительной математики, использованием современных средств вычислительной техники и компьютерных технологий, дальнейшее развитие компьютерной грамотности на основе дисциплин «Информатика», «Математика», «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Физика».
Задачи изучения дисциплины заключаются в практическом освоении языка и среды Турбо Паскаля (версии 7.0), в приобретении студентами навыков составления алгоритмов задач теплоэнергетического профиля, отладки программ, в умении проводить анализ полученных результатов и корректировать свои действия с целью улучшения качественных показателей программ.
Язык Турбо Паскаль является классическим языком программирования, широко применяемым в инженерных расчётах. Его изучение позволяет сформировать у студентов особый вид мышления – алгоритмический. Студентам, успешно овладевшим этим языком, не составит особого труда в будущей своей трудовой деятельности применять свои знания и составлять программы не только на языке Паскаль, но и на других языках программирования. Особенно важным является то, что знание языка Паскаль нужно для составления программ в среде Windows при помощи прикладного пакета Delphi, всё более популярного в последнее время.
К настоящему моменту имеется огромное количество библиотек программ, процедур и функций с примерами реализации большинства инженерных задач на языке Паскаль и в среде визуального программирования Delphi. Умелое применение этих наработок предполагает хорошее базовое знание языка Паскаль.
В период обучения студенты должны освоить некоторые численные методы и способы их реализации на языке Паскаль, в том числе с использованием библиотек подпрограмм и внешних файлов данных.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТУРБО ПАСКАЛЬ
Большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. В процессе ее решения на ПК необходимо: ввести данные, указать способ их обработки, задать способ вывода полученных результатов. Поэтому нужно знать следующее:
Необходимо также уметь упорядочивать команды так, чтобы:
Таким образом, нужно уметь использовать семь основных элементов программирования – ввод, данные, операции, вывод, условное выполнение, циклы и подпрограммы – и на их основе строить программы.
Этот список не является полным, однако, он содержит те элементы, которые присущи обычно всем программам. Многие языки программирования имеют еще и дополнительные средства, в том числе и Паскаль.
Основные файлы пакета Турбо Паскаль:
Для работы в графическом режиме необходимы Graph.tru – модуль с графическими процедурами и функциями Турбо Паскаля, несколько файлов с расширением *.BGI – драйверы различных типов видеосистем ПК, несколько файлов с расширением *.CHR, содержащих векторные шрифты.
После загрузки системы экран разделен на три части: основное (или рабочее) окно, главное меню и строка, в которой указывается назначение основных функциональных клавиш. Переход из основного окна в главное меню и обратно осуществляется посредством клавиши F10.
В рабочем окне осуществляется набор текста программы, запуск же происходит следующим образом: выход в меню, выбор пункта Run – Run.
Для того чтобы сохранить программу, необходимо: выйти в меню, выбрать File – Save (Save as …), в появившемся окне ввести имя файла и нажать клавишу Enter.
Выход из системы программирования: выход в меню, пункт File – Exit.
1.1. Алфавит и словарь языка Паскаль
Язык – совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования языковых единиц. Основой любого языка является алфавит (набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов).
Алфавит Паскаля составляют:
Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями. Ими могут быть пробел, комментарий или символ конца строки. Словарь Паскаля можно разделить на три группы слов: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.
Зарезервированные слова (см. табл. 1.1) имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом, и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.
Идентификатор – имя (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов). Для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант и т. д. служат стандартные идентификаторы, например, Sqr, Sqrt и т. д. В этом примере Sqr вызывает функцию, которая возводит в квадрат данное число, а Sqrt – корень квадратный из заданного числа. Пользователь может переопределить любой стандартный идентификатор, но чаще всего это приводит к ошибкам, поэтому на практике их используют без изменения. Идентификаторы пользователя – это те имена, которые дает сам программист. При записи программ нужно соблюдать общие правила написания идентификаторов:
Некоторые зарезервированные слова версии Турбо Паскаль.
Остаток от деления
До тех пор, пока не выполнится
Группа слов, имеющая смысл, называется словосочетанием. В языке программирования словосочетание, состоящее из слов и символов и задающее правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая законченную мысль, есть предложение. Если предложение языка программирования задает полное описание действия, которое необходимо выполнить, то оно называется оператором. Предложение, описывающее структуру и организацию данных, называется описанием.
1.1.1. Величины в Паскале
Решение задач на ПК – это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому задача любой программы состоит в обработке данных. В Паскале данные делятся на константы и переменные. Они определяются идентификаторами (именами).
Константами называются такие данные, которые не изменяются в процессе выполнения программы в отличие от переменных, которые могут менять свои значения. Имя переменной подобно ящичку, который можно заполнить различными значениями, что нельзя сделать с константой. Переменная характеризуется именем, типом (см. 1.2) и значением.
Кроме констант и переменных, существуют так называемые типизированные константы, которые являются как бы промежуточным звеном между переменными и константами (в данном пособии не рассматриваются. Рекомендуется дополнительная литература, например, [3]).
1.1.2. Структура программы
В программе программист записывает последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью различных операций для реализации заданной цели. Основные требования, предъявляемые к программе:
Максимальный размер программы ограничен. Компилятор позволяет обрабатывать программы, в которых объем данных и генерируемый машинный код не превышают 64 Кбайт каждый. Если объем программы требует большего количества памяти, то необходимо использовать дополнительные средства.
Раздел описания начинается соответствующим каждому элементу списка служебным словом (табл. 1), после которого идет последовательность величин одного типа, разделенных запятой. После списка имен ставится двоеточие и указывается тип данных (см. 1.2).
Любой элемент данного списка в программе может отсутствовать.
Данный раздел начинается со служебного слова Begin и заканчивается служебным словом End. В нём задаются действия над объектами программы, введенными в разделе описаний. Операторы, посредством которых эти действия производятся, разделяются точкой с запятой. После последнего слова End ставится точка.
Для лучшего восприятия текста программы и поиска ошибок рекомендуется следующая схема:
1.2. Типы данных
При решении задач выполняется обработка информации различного свойства, например: дробные и целые числа, слова, строки и т. д. Для описания множества допустимых значений величины и совокупности операций, в которых участвует данная величина, используется указание ее типа данных. Тип данных – это множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций. Каждый тип имеет свой диапазон значений и специальное зарезервированное слово для описания. Все типы данных можно разделить на две группы: скалярные (простые) и структурированные (составные). Простые типы данных также делятся на стандартные и пользовательские. Стандартные – предлагаются разработчиками Турбо Паскаля, а пользовательские разрабатывают сами программисты.
Представим типы данных в виде схемы:
В данном учебном пособии будут рассмотрены лишь основные типы данных, используемые наиболее часто. С другими интересующими типами данных можно познакомиться в специальной литературе (например, [3]). Рассмотрим пока лишь простые типы данных, структурированные типы требуют отдельного, более тщательного рассмотрения.