Мне отказываются индексировать зарплату
Мы с коллегами написали заявление на индексацию заработной платы. Ожидали вежливого отказа и грустную историю о том, что фирма переживает не лучшие времена. Но мы ошиблись.
Начальник в бешенстве тряс над головой заявлением и допытывался, кто был зачинщиком, чтобы его уволить. Он швырнул заявление обратно и пару месяцев периодически бубнил: «Мало вы загружены работой, раз находите время почитать трудовой кодекс!»
На все вопросы начальник отвечает «не нравится — уходите». Что делать?
Право на индексацию заработной платы можно и нужно защищать. Расскажу о вариантах, которые предусматривает закон.
Индексация зарплаты под защитой трудового кодекса. Это государственная гарантия, а не моральное право работника. Работодатели ошибаются, когда считают иначе и игнорируют закон.
Ст. 134 трудового кодекса говорит: «Работодатели производят индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги». Слово «производят» можно трактовать по-разному: как право или как обязанность. Поэтому при применении нормы в жизни начинаются проблемы. Конституционный суд разъяснил: индексация должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
Трудовой кодекс не определяет порядок индексации, ее сроки и размеры. Все это остается на усмотрение работодателя. Он может предусмотреть индексацию в локальных нормативных актах, включить в коллективный договор или заключить отдельное соглашение с каждым работником.
Для расчета индексации зарплаты можно использовать индекс роста потребительских цен или предписания отраслевых соглашений. Также можно повышать зарплату каждый год на фиксированный процент. В идеале он должен быть выше, чем индекс потребительских цен, но на деле трудовой кодекс не установил жестких требований.
Пока формулировка об индексации в ст. 134 трудового кодекса не заменена на однозначную, готовьтесь доказывать свою правоту работодателю.
Как рассчитывают индексацию
Допустим, ваш оклад в 2018 году — 41 774 рубля. Это среднемесячная номинальная зарплата по стране, по мнению Росстата.
В организации принято положение об индексации. В нем предусмотрено, что индексация проводится раз в год исходя из коэффициента индексации, равного индексу потребительских цен (ИПЦ ) на товары и услуги по России.
В 2019 году зарплата будет проиндексирована и составит 43 445 рублей. Размер индексации — 1671 рубль.
Обратитесь в Роструд
Роструд — это сокращенное название Федеральной службы по труду и занятости. Иначе говоря, это главный орган в стране, который контролирует соблюдение трудовых прав. В каждом субъекте России действует подразделение Роструда, которое называется Государственной инспекцией труда.
Когда говорят о трудовой инспекции, имеют в виду именно этот орган. Трудинспектор может прийти в компанию с проверкой, найти нарушения, выдать предписание и назначить административное наказание.
Методичка по оплате труда работников — это основной документ, которым руководствуются инспекторы при проверках. Там прямо сказано, что работодатель обязан производить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
В случае нарушения работодателя привлекут к административной ответственности и заставят сделать все по закону: принять локальный акт, определяющий порядок индексации, повысить оклады сотрудников и заплатить штраф.
Штраф для организации — от 30 000 до 50 000 рублей. При повторном нарушении — до 70 000 рублей.
Отсутствие индексации теоретически можно приравнять к занижению заработной платы. В этом случае штраф при повторном нарушении будет больше — от 50 000 до 100 000 рублей.
В 2017 году в Санкт-Петербурге один работодатель не предусмотрел в локальных нормативных актах предприятия порядок индексации зарплаты сотрудников. Государственная инспекция труда обнаружила это во время внеплановой проверки. Поскольку были и другие нарушения в оплате труда, инспектор не ограничился предупреждением, а назначил штраф в 45 000 рублей.
Чтобы Роструд проверил вашу компанию, напишите жалобу. Сходите в инспекцию лично или воспользуйтесь ресурсом «Онлайн-инспекция» и подайте жалобу через сайт.
В жалобе нужно указать свое имя, иначе Роструд не станет ее рассматривать. Чтобы она осталась анонимной для работодателя, составьте заявление с требованием обеспечить конфиденциальность. Передайте заявление лично инспектору или включите в текст жалобы. Согласно ст. 358 ТК РФ инспектор не должен раскрывать работодателю источник жалобы, если вы письменно попросите об этом.
Инспектор при проверке может запросить данные об оплате труда в отношении всех сотрудников, а не только вас: так работодатель не вычислит инициатора проверки.
Будьте готовы к тому, что инспектор может нарушить требования закона — и информация о вас все-таки попадет к работодателю. Вы сможете обжаловать действия инспектора, но отношения с работодателем испортите.
Требуйте индексации через профсоюз
Обратитесь за защитой своих прав в суд, если профсоюз не помогает. Суд может обязать работодателя проиндексировать оклад и выплатить вам разницу.
Она обратилась в суд с требованием обязать ответчика индексировать оклад с сентября 2016 года на 5%, с января 2017 года — еще на 5% и взыскать с ответчика задолженность по заработной плате. Суд согласился с требованиями и взыскал с ПАО в ее пользу разницу между окладами — 224 438 рублей.
Помните, что в России суд не связан ранее вынесенными решениями по подобным делам. В каждом случае будут особенности, которые могут повлиять на итоговое решение. Поэтому в суд стоит обращаться, если на кону большая сумма.
По-человечески поговорите с работодателем о повышении зарплаты
Работодатель может выполнить требование закона об индексации формально. Например, он повысит ваш оклад на размер инфляции, но уменьшит размер стимулирующих выплат. В результате зарплата не вырастет.
Если зарплата вас не устраивает, поговорите с директором о повышении. Определите желаемый размер оплаты труда, рассмотрите варианты, как его можно достичь в рамках вашей компании, подумайте, что вам действительно интересно, а чем можно пожертвовать, и идите в кабинет руководителя. Деловой разговор творит чудеса.
Конституция гарантирует вам право на достойную оплату труда. Государство поможет защитить его, если вы обратитесь в суд или трудовую инспекцию. К сожалению, оно дает только самые минимальные гарантии и не сможет помочь, если директор хам и не заботится об удержании ценных кадров. Зато с этим можете справиться вы. Цените себя.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
«Я много работаю» — не аргумент. Как просить повышения зарплаты
7 способов понять, что вы достойны прибавки
Если кажется, что вам давно не повышали зарплату, вам не кажется. Вот по каким признакам можно определить, что пора:
1. Календарь . Если вы отработали на одной должности год, это уже повод. Мужчины, кстати, обращаются к этому критерию чаще, чем женщины — те могут по два-три года ждать и сомневаться, заслужили ли. И речь идёт не про ежегодную индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги ( ст. 134 Трудового кодекса РФ ), а про повышение зарплаты конкретному человеку за его работу. Почему год? Редко бывает, чтобы за это время ничего не изменилось в работе сотрудника. Но об этом в следующих пунктах.
2. Изменение должностной инструкции . Понятно, что не все работают по этому документу, но тогда можно просто сравнить, сколько и чего входило в ваши обязанности год назад, а сколько — сейчас. Год назад вы должны были оформлять пять типов бумаг, а сейчас — семь. Год назад вы писали только новости, а теперь ещё и аналитические заметки. Изменились обязанности — должна измениться зарплата.
3. Чужая работа. Решите задачу. Дано: в отделе работало 7 человек, двое уволились. Вопрос: кто теперь выполняет их обязанности и сколько этим людям следует платить?
4. Меньше контроля и лучше результаты. Например, сначала вам не доверяли вести проект самому и над вами был куратор, а теперь вы работаете самостоятельно. Больше ответственности — больше денег. Или раньше вы делали определённый объём работы за неделю, а сейчас — за четыре дня — тоже повод.
5. Слева дороже. Следующие пункты — про внешнее подтверждение того, что уже пора. Попробуйте узнать, сколько получают люди на такой же должности или со схожими компетенциями в другой компании. Например, сходите на собеседование.
Только учитывайте специфику отрасли, в которой работаете. Если все друг друга знают, и после такой встречи вашему начальнику позвонят по-дружески поинтересоваться, отчего тот не держит такие ценные кадры — будет неприятно. И не используйте аргумент «а у них больше платят» в переговорах с руководством. Но об этом чуть позже. Пока мы говорим про внутреннюю решимость начать разговор о деньгах. Часто сделать это мешает страх, что нам не просто откажут в прибавке, а вообще выгонят. Если сходить на разведку в другую компанию, то снижается добавленная стоимость «единственной работы», оказывается, что ещё где-то есть жизнь, ищут сотрудников и даже готовы им нормально платить.
6. Оффер . Ну а если вам даже не пришлось никуда идти, а вас заметил другой работодатель и предложил вам работу — это вообще идеальная ситуация.
7. Взгляд со стороны. Поговорите с теми, с кем у вас есть доверительные отношения — друзьями, коллегами, родными, — чтобы получить поддержку. Спросите, сколько, по их мнению, должен зарабатывать человек на вашей позиции. Используйте нейтральные формулировки. Вместо «сколько должен зарабатывать я», скажите «…на такой позиции/с такими компетенциями». Так будет легче и вам, и собеседнику. Может быть, друзья скажут, какие у них на работе есть бонусы, или даже расскажут, сколько зарабатывают сами — всё это вам пригодится и вселит уверенность.
Как подготовиться к переговорам
Теперь пришло время аргументов. Отнеситесь к повышению зарплаты, как к проекту — вам нужно продать эту идею начальнику. Если у вас есть официальные KPI, то будет совсем легко. Если нет — нужно провести аудит собственной работы и трезво оценить результат. Вообще неплохо бы фиксировать точку старта, то есть записать где-нибудь и сохранить текущие показатели в тот момент, когда вы только устроились на работу или взялись за новый проект. Иначе всё забудется и не с чем будет сравнивать.
Задайте себе вопрос: «За что мне, собственно, платят? На что меня нанимали?» Вопрос этот довольно сложный, и ответ не всегда очевиден. Платят — за результат. Например, вы пишете продающие тексты. Но тексты сами по себе — не результат. Результат — количество клиентов, которые купили товар, прочитав ваш текст. Вы можете написать десять текстов, но они не приведут ни одного клиента.
Результат есть всегда, но оценить его со своей позиции бывает трудно. Нужно посмотреть на себя глазами руководителя или даже собственника компании, оценить свой вклад в развитие бизнеса. Может быть, на вашем участке производства в этом квартале не было сбоев, а в прошлом было три? Может быть раньше вы согласовывали с поставщиками договор неделю, а сейчас — за три дня?
Поэтому «я много работаю» — не аргумент. Как говорил великий экономист Питер Друкер: «Нет ничего бесполезнее, чем эффективно выполнять работу, которую делать вообще не нужно».
Заведите себе файлик, куда в конце рабочей недели будете записывать результаты. Это, кстати, очень полезное упражнение для тревожных людей и трудоголиков, которым кажется, что они всегда недорабатывают и нужно ещё и ещё.
Отведите на аудит своей работы месяц, итоги соберите в отдельный документ или презентацию. Всё. Теперь вы готовы говорить с начальником о повышении зарплаты.
Как не надо делать
Не выхватывайте начальника в коридоре или после совещания, лучше заранее договоритесь о времени встречи через секретаря. Причём тему разговора не обязательно озвучивать заранее. Поверьте, руководитель догадается, зачем вы к нему идёте.
Не говорите эмоционально . Но когда вы проделаете всю подготовительную работу, то места для эмоций не останется. Только спокойствие и рациональность.
Не сравнивайте себя с другими. «А вот Иванов в соседнем отделе получает 75 000, но работает меньше, чем я», — очень плохая тактика. Говорите о себе, показывайте свои результаты и свою ценность для компании.
Не говорите про другую работу , если не готовы действительно туда уйти. Иначе это будет выглядеть как шантаж. Даже если вы были на собеседовании, лучше сказать об этом так «я посмотрел(а), какие сейчас зарплаты на рынке». Или «у меня есть предложение по работе, там очень заманчивые деньги, но здесь я привык(ла), мне нравится коллектив». Если начинаете разговор про другую работу, будьте готовы, что вас на неё отпустят.
Как быть, если вам отказали
Если вам всё-таки отказали — ну нет денег! — есть три варианта дальнейших действий. Для начала поторгуйтесь за время (которое тоже, как известно, деньги). Например, вы справляетесь с текущими обязанностями за 35 часов вместо 40. Тогда можно попросить приходить попозже или уходить пораньше, а может быть, удастся договориться о дополнительном выходном. В итоге стоимость вашего рабочего часа вырастет, появится возможность взять подработку или просто отдохнуть, освободить место в голове для новых карьерных идей.
Если вам не дают ни денег, ни времени, то всегда есть возможность смириться, оставить всё как есть и вернуться к разговору о зарплате через полгода-год.
И наконец, третий вариант — уйти. Если вы проделали всю подготовительную работу, то документ, который вы готовили начальнику в качестве аргумента для повышения зарплаты, легко превращается в портфолио для нового работодателя.
Как правильно просить о повышении зарплаты — советы и кейсы
Директор департамента компании Kontakt InterSearch Russia
Этот вопрос волнует многих специалистов, но не все умеют грамотно разрешать ситуацию. Вероника Ноговицина, директор департамента компании Kontakt InterSearch Russia, рассказывает, как правильно аргументировать свое повышение руководителю, чтобы добиться прибавки к зарплате или более высокой должности.
Ключевое и первое: аргументированно просить о повышении нужно и важно. Любопытно, что за все мои годы работы 9 из 10 кандидатов на собеседовании признаются, что не готовы разговаривать с руководителем на эту тему и собираются уйти с текущего места на более высокую зарплату, не попытавшись обсудить возможность карьерного продвижения внутри нынешней компании.
«Если руководитель не понимает, что я заслужил повышение по зарплате и/или позиции, значит, пойду туда, где меня оценят выше», — так обычно рассуждает большинство сотрудников.
Руководитель же думает совершенно иначе: «Если бы мой сотрудник был недоволен условиями, то давно подошел бы ко мне и задал соответствующие вопросы. Но раз он молчит, значит, ему все нравится».
При этом редко какой начальник сам инициирует такой разговор и открыто спрашивает о том, все ли устраивает подчиненного. Чаще всего ему не очень хочется заниматься этим вопросом, так как повышение нужно будет аргументировать перед вышестоящим начальством, а кроме того — обсуждать с отделом кадров, который, в свою очередь, напомнит о штатном расписании и отсутствии бюджета на ближайший год.
И хорошо, если в компании есть централизованный регулярный процесс обсуждения карьерных планов и зарплатного роста. Однако если такой процедуры нет, то необходимо на регулярной основе один-два раза в год поднимать разговор с руководителем о ваших карьерных желаниях, показателях и проектах, необходимых для повышения.
В противном случае мы имеем ситуацию: подчиненный, который ждет, что его мысли прочитает босс, и руководитель, пребывающий в уверенности, что его сотрудники отлично себя чувствуют. И так как вопрос вашей карьеры в первую очередь волнует вас, то и заниматься им придется вам.
Шаг первый. Собираем информацию
Если вы решились на откровенный разговор с начальником, придется подготовиться. Вы должны убедить босса в необходимости повышения с помощью фактов. Сначала выясните, сколько получают на такой же должности ваши коллеги в других компаниях. Есть несколько способов узнать, насколько ваша текущая зарплата «в рынке».
Здесь важно отметить, что чем выше уровень позиции, тем сильнее варьируется размер суммы и, занимаясь крайне похожей работой в компаниях разного размера, оборота и сферы, кандидаты могут получать в разы отличающиеся зарплаты.
Другой крайне важный момент — совокупный доход, то есть наличие и гарантированность получения бонусов, социальный пакет и его составляющие, наличие автомобиля. Так, например, во многих российских компаниях страховка, автомобиль, оплата парковки и гарантированные бонусы — совершенно непринятые понятия, и зарплата как компенсация за их отсутствие может быть существенно выше.
Либо наоборот, есть ряд очень крупных российских корпораций, в том числе с госучастием, в которых огромную составляющую зарплаты составляют годовые бонусы, и сравнивать здесь фиксированные зарплаты будет некорректно.
То же самое касается и вопроса про функционал: возможно, на своей текущей позиции вы уже давно выполняете ряд задач, которые присущи более высокой должности в другой компании.
Шаг второй. Репетируем разговор
После того как вы получили срез по рынку, приготовьте аргументы, связанные с вашими личными достижениями и зарплатной политикой в компании.
Шаг третий. Проводим переговоры
Нередко 50% успеха – это правильное настроение руководителя. Выберите наиболее комфортное для начальника время и день недели, постарайтесь не начинать беседу, если видите, что ваш босс не в духе и это может сказаться на результате разговора. За день или два попросите о встрече.
Начинать разговор лучше с вопросов. Узнайте у своего начальника, как он оценивает в целом вашу работу, как может охарактеризовать ваш вклад, то есть сделайте так, чтобы руководитель подтвердил, что ценит вас как сотрудника.
После этого возьмите слово и расскажите, чем вы довольны и почему вам в целом нравится работать в компании и конкретно со своим начальником — дайте понять, что вы бы хотели быть частью команды и дальше.
Затем переходите к сути своего вопроса. Озвучьте все аргументы, которые собирали и вспоминали специально к встрече. Расскажите о своей востребованности на рынке – обращениях рекрутеров и конкурентов. Объясните, что провели исследование рынка зарплат и выяснили, что получаете меньше.
Напомните о своих ключевых достижениях, о своем вкладе в бизнес, а также о том, как изменился ваш функционал за это время. Подчеркните, что сможете сделать для компании гораздо более важные вещи, если получите большую ответственность. В конце задайте вопрос: «Какие шаги мне нужно сделать, чтобы получить повышение (по зарплате)?». После того как получите ответ, спросите о сроках.
Шаг четвертый. Нейтрализуем манипуляции
Руководитель, который не хочет потерять сотрудника, но не может дать ему повышение, часто прибегает к манипуляциям. В его интересах как можно дольше тянуть время ожидания. Он постарается избежать конкретики, давая смутные и расплывчатые намеки на возможное в некоторой отдаленной перспективе повышение.
В этом случае сразу добивайтесь цифр: какие KPI и к какому сроку вам нужно сделать, чтобы получить желаемую должность или зарплату.
После того как вы обсудили этот момент устно, напишите письмо, где еще раз укажите все данные. Убедитесь, что письмо дошло и прочитано получателем. В указанную дату вы сможете вернуться к предмету обсуждения с доказательствами на руках.
Еще один распространенный прием босса – давление на эмоции. Опять же ничего не обещая или давая призрачные намеки, ваш руководитель может постараться напомнить вам, сколько всего вы вместе пережили, какая у вас замечательная команда, как он ценит вас, как доверяет и постоянно ставит в пример другим, что сейчас тяжелый период и он просит вас войти в его положение.
Иногда руководитель напоминает обо всем хорошем, что он в свое время сделал для подчиненного: например, «выбил» премию или оставил в команде за какой-то сильный промах. Для некоторых сотрудников такая похвала босса, «разговор по душам» и обманчивая убежденность о своем «долге» может стать кратковременной мотивацией.
Однако вскоре вы снова вернетесь к тому, что вас не устраивают текущие условия работы.
И наконец, не торгуйтесь по сумме. Сразу решите для себя, какой именно процент прибавки будет для вас комфортным. Имейте в виду: вы имеете полное право просить о повышении, так как в этом случае сможете быть более эффективны для этой компании. Ведите себя уверенно и с достоинством: вы не просите милостыню, а руководитель – равный вам собеседник.
Шаг пятый. Ставим сроки
С большой долей вероятности руководитель не даст вам сразу обратную связь, попросит взять паузу, чтобы все обдумать, обсудить вопрос с HR и вышестоящим начальством и пообещает вернуться с новостями позже.
Если от босса не будет фидбэка в течение двух недель, снова обратитесь к нему с напоминанием и узнайте, в чем проблема.
Если он снова попросит вас подождать и ваше подвешенное состояние будет длиться уже месяц, то, скорее всего, вам не стоит рассчитывать на повышение в этой компании. В этом случае решать вам: оставаться или все-таки попробовать счастья в другом месте.
Кейс №1
Пресс-службу крупной розничной компании покинул ее руководитель. Один из ведущих специалистов отдела решил, что эта ситуация – отличный шанс просить о повышении. Сначала он поговорил с экс-начальником: попросил дать обратную связь и объективную оценку его потенциальных способностей руководителя.
После этого разговора начальник, который собирался уходить, пообещал, что будет рекомендовать кандидатуру специалиста своему боссу, и помог организовать встречу подчиненного с директором по маркетингу.
Ведущий специалист подготовил презентацию – краткий отчет о своих ключевых достижениях и ролях в проектах, а также несколько идей, которые он готов развивать в новой должности. После этого специалисту было предложено пройти тестирование по компетенциям, которое помогло определить сильные и слабые стороны сотрудника.
В результате директор по маркетингу принял решение не брать профессионала со стороны, а сделать специалиста и.о. руководителя пресс-службы сроком на шесть месяцев с сохранением предыдущего оклада. Если специалист проявит себя хорошо, то через полгода официально перейдет на должность руководителя пресс-службы.
Кейс №2
Директор по персоналу крупной западной производственной компании проработал в компании четыре года и получил два интересных предложения о вакансиях в российских бизнесах. Также по сценарию наметил встречу с руководителем, где основным аргументом повышения зарплаты привел конкретные альтернативные предложения, поступающие от других игроков рынка.
Помимо этого, он напомнил генеральному директору об основных крупных проектах, реализованных благодаря ему.
CEO взял недельную паузу на раздумье и в итоге вернулся с обещанием повысить зарплату через три месяца в случае реализации сложного и не очень реалистичного бизнес-проекта переезда части команды в другой регион.
Проект в итоге был заморожен не по вине директора по персоналу, однако эта ситуация стала поводом не повышать зарплату. Кандидат перешел в другую компанию на более высокий оклад, а его зама повысили до директорской позиции.
Кейс №3
Руководитель отдела маркетинга вырос внутри компании с позиции ассистента и получал существенно ниже рынка. На намеки о повышении зарплаты сотрудник получал расплывчатые комментарии, что «ему и так дали шанс стать директором» вместо того, чтобы взять состоявшегося профессионала со стороны.
Руководителя такие аргументы не убедили, и он решил действовать настойчивее. Ключевым фактором стало оцифрованное представление достижений департамента за последние несколько лет, анализ эффективности и результатов компании, благодаря реализованным проектам. В итоге кандидату удалось согласовать как прирост по зарплате, так и улучшение бонусной схемы.
Кейс №4
Менеджер по логистике получал одну и ту же зарплату в течение трех лет, несмотря на то, что его функционал и ответственность росли с каждым годом, и по факту он выполнял обязанности руководителя отдела.
Когда на очередном совещании с начальником встал вопрос о делегировании менеджеру некоторых дополнительных задач по оптимизации складской службы, сотрудник не справился с эмоциями и сразу сказал, что не готов брать на себя дополнительную ответственность без мотивации. На вопрос начальника, сколько же хочет получать подчиненный, тот не смог сходу сориентироваться и попросил о прибавке в 15% от текущей суммы.
Позже он понял, что мог просить больше: руководитель уже повышал в разы зарплату его коллегам, а сам он стоит на рынке дороже. Сотрудник пытался переиграть условия, но руководитель ему отказал.