Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьёзно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.
Основные характеристики результатов:
— соответствие результатов цели и задачам проекта;
— измеримость (это касается не только количественных, но и качественных показателей);
Главное: перечень ожидаемых результатов в целом должен соответствовать списку поставленных конкурсантом задач.
Вместе с тем, следует охарактеризовать некоторые элементы формулирования ожидаемых результатов:
— направленность не на предотвращение следствий проблем, а на устранение их причин;
— направленность действий на выработку у целевой группы способности к последующему самообеспечению;
— вовлечение в реализацию проекта представителей целевой группы.
Бюджет
Важным этапом создания социального проекта является описание бюджета. Каждый этап реализации проекта требует определённых затрат денежных средств и материальных ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать, сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг вашего проекта. Для того чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания бюджета дать комментарии к бюджету, т.е. пояснить на что тратится та или иная сумма.
Таким образом, бюджет социального проекта должен обладать следующими свойствами:
— обоснованностью объёмов предполагаемых затрат;
— логичностью – взаимосвязанностью с запланированными мероприятиями и иными действиями, предусмотренными по проекту;
— соразмерностью масштабу проекта;
— соразмерностью опыту проектанта;
— эффективностью (прозрачностью) затрат.
В заключение хотелось бы заметить, что важным (но не необходимым) для самого конкурсанта является то, что им будет заявлено о его собственном опыте опыте реализации социальных проектов. Кроме того, проект, как нам это представляется, должен обладать свойством его тиражируемости на других территориях (условия, при которых он может быть тиражируемым, можно конкретизировать).
Графа «Ожидаемые результаты».
Как заполнить раздел 5 «Календарный план»
В данном разделе необходимо перечислить все мероприятия в рамках проекта, которые вы запланировали для достижения цели проекта и выполнения каждой из поставленных задач. Мероприятия календарного плана — это и есть реализация вашего проекта. Каждое мероприятие состоит из четырех конкретных компонентов: содержание, время проведения, место проведения, ожидаемый результат.
Принципы создания календарного плана проекта:
1. Мероприятия должны быть логически связаны с задачами проекта. Мероприятий, не связанных с решением задач, в проекте быть не может.
2. При планировании количества мероприятий придерживайтесь принципа необходимости и достаточности. Количество мероприятий должно быть оптимально с точки зрения трудозатрат и стоимости. При этом запланированные мероприятия должны обеспечивать возможность решить все поставленные задачи проекта в полном объеме.
3. В календарный план должны входить все мероприятия в рамках проекта, включая мероприятия по информационному сопровождению проекта.
4. Расходы на каждое мероприятие календарного плана должны быть отражены в бюджете проекта.
Дата начала для всех проектов – не ранее 1 июля 2021 г.
Срок реализации стандартного проекта, представляемого на конкурс, не может превышать 18 месяцев. Дата окончания такого проекта – не позже 31 декабря 2022 г.
По направлениям «поддержка проектов в области науки, образования, просвещения», «выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства» и «развитие институтов гражданского общества» можно выбрать длительный срок реализации.
Срок реализации долгосрочного проекта, представляемого на конкурс, не может превышать 36 месяцев (при этом он должен быть более 18 месяцев). Дата окончания долгосрочного проекта – не ранее 1 января 2023 г. и не позднее 30 июня 2024 г.
Поле «Обоснование необходимости реализации проекта в пределах срока, превышающего стандартный». Данное поле обязательно заполняется только в том случае, если выбран долгосрочный проект по направлениям «поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» и «развитие институтов гражданского общества».
Здесь необходимо пояснить, почему предложенный проект невозможно реализовать в пределах стандартного срока, предусмотренного положением о конкурсе.
! Далее необходимо заполнить графы в представленной таблице
№ п\п | Решаемая задача | Мероприятие, его содержание, место проведения | Дата начала | Дата окончания | Ожидаемые результаты |
Как заполнить графы по каждому мероприятию?
Графа «Решаемая задача».
Графа «Мероприятие, его содержание, место проведения».
Из описания содержания должно быть понятно, зачем и для кого оно проводится, что конкретно будет происходить во время проведения мероприятия и где именно.
Мероприятия должны быть связаны с целевыми группами проекта. Если в проекте несколько целевых групп, то мероприятия должны быть предусмотрены для каждой из них. В описание каждого мероприятия включите подробную информацию о том, что именно будет происходить и для какой целевой группы оно предназначено.
Графы «Дата начала» и «Дата завершения».
Календарный план должен отражать последовательность реализации мероприятий, поэтому внимательно отнеситесь к установке сроков проведения мероприятий.
Мероприятие не может длиться в течение всего проекта. Укажите четкие, ограниченные сроки для каждого мероприятия. Сроки мероприятий должны быть реалистичными: учитывать не только ваши возможности (ресурсы), но и риски.
Мероприятия в календарном плане должны начинаться не ранее 1 июля 2021 г. и завершаться до 31 декабря 2022 г.
Мероприятия долгосрочного проекта в календарном плане должны начинаться не ранее 1 июля 2021 г. и завершаться до 30 июня 2024 г.
Не рекомендуется указывать в качестве времени проведения мероприятия «в течение всего проекта».
Графа «Ожидаемые результаты».
Укажите, что станет количественным и качественным результатом каждого мероприятия. Количественные результаты измеряйте в людях: опирайтесь на те целевые группы, на работу с которыми направлен ваш проект. Опишите, сколько представителей каждой целевой группы приняли участие в мероприятии и какие качественные изменения произошли в их жизни по итогам участия.
Результаты всех мероприятий должны в сумме соответствовать заявленным результатам по всему проекту. Укажите конкретные количественные и качественные результаты для каждого мероприятия и соотнесите их с тем, что вы указали в 1 разделе «О проекте» в поле « 10. Ожидаемые результаты проекта».
Ожидаемый результат — это ответы на вопросы «Что будет сделано? Сколько?», «Что изменится? Как?», «Запланировано ли участие представителей целевых групп и в каком количестве?».
Например: «Проведено не менее трех семинаров для педагогов-психологов, в которых приняло участие не менее 50 человек. Участники повысили свои компетенции по работе с трудными подростками».
! Типичные ошибки при подсчете ожидаемых итогов проекта:
Дата добавления: 2021-03-18 ; просмотров: 126 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Примеры оформления ожидаемых результатов для программ различного уровня
Пример 1. Способы проверки ожидаемых результатов реализации одногодичной одноуровневой программы «Растительность родного края»
Год обу-чения | ЧТО ПРОВЕРЯЕТСЯ (ЦЕЛЬ) | УРОВЕНЬ | СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ |
1. | Формирование у обучающихся способности сделать мотивированный выбор ботаники, как области своей дальнейшей деятельности, углубление знаний в области фитологии через обучение геоботанике; развитие навыков полевой и экспедиционной работы, умений демонстрировать и воспроизводить материал, выбирать способ решения проблем, видеть и формулировать цель для самостоятельного исследования, составить план ее достижения; выдвинуть гипотезу, подобрать информацию, делать обобщения и выводы; соединять форму и замысел исследования в законченный творческий продукт (модель, проект, альбом-книгу, художественное произведение и т.д.). | Эвристический | 1. ПОЛЕВАЯ КОНТРОЛЬНО-ЗАЧЁТНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕТУРИСТСКИМ ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ. 2. КОНФЕРЕНЦИЯ «ЧТО Я УЗНАЛ О ФЛОРЕ И РАСТИТЕЛЬНОСТИ РОДНОГО КРАЯ» |
Пример 2. Способы проверки ожидаемых результатов реализации многогодичной (трёхгодичной) одноуровневой программы «Мир растений»
Год обу-чения | ЧТО ПРОВЕРЯЕТСЯ (ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ) | УРОВЕНЬ | СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ |
1. | Формирование у обучающихся устойчивого интереса к ботанике и растениеводству | Репродуктивный | Организационно-деятельная игра. |
Формирование у обучающихся первоначального опыта достижения творческого результата; расширение знаний о Мире растений. | Репродуктивный | Заключительное занятие-коллоквиум. | |
Формирование у обучающихся устойчивого интереса к ботанике и растениеводству; первоначального опыта достижения творческого результата; расширение знаний о Мире растений, развитие технологических навыков и качеств личности, необходимых для дальнейшего самоопределения в предметной области. | Репродуктивный | Познавательно- контрольная игра. |
Пример 3. Способы проверки ожидаемых результатов реализации многогодичной (трёхгодичной) разноуровневой (трёхуровневой) программы «Искусство лозоплетения»
Год обу-чения | ЧТО ПРОВЕРЯЕТСЯ (ЦЕЛЬ) | УРОВЕНЬ | СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ |
Формирование у обучающихся устойчивого интереса к лозоплетению и первоначального опыта достижения творческого результата; расширение знаний, развитие первоначальных технологических навыков и качеств личности, необходимых для дальнейшего самоопределения в предметной области. | Репродуктивный | Выставка творческих работ | |
Формирование у обучающихся способности сделать мотивированный выбор лозоплетения, как области своей дальнейшей деятельности, углубление знаний в области технологий плетения из лозы и других материалов; развитие приёмов и навыков лозоплетения, уменийдемонстрировать и воспроизводить материал, выбирать способ решения проблем, видеть и формулировать цель для самостоятельного исследования, составить план ее достижения; выдвинуть гипотезу, подобрать информацию, делать обобщения и выводы; соединять форму и замысел исследования в законченный творческий продукт. | Эвристический | Конференция: защита исследовательских работ | |
3. | Формирование у обучающихся представления о маршруте своего профессионального развития; знанияспособов моделирования, описания и оформления продукта творческой или проектно-исследовательской деятельности в предметной области; навыков самоанализа успешности и результативности решения проблем, описания полученного продукта деятельности, его практической направленность в рамках предметной области, способностиоценки направленности продукта творческой или проектной деятельности (социальную, эстетическую, культурную, техническую. ), и его характера (теоретический, прикладной, практический, опытно-исследовательский …); опытарешения надпредметных задач; личного социального опыта, развитиетрудолюбия; воспитание организованности, собранности, чувства долга, ответственности и требовательности к себе; гражданской позиции. | Креативный | Презентация творческих работ |
Пример 4. Способы проверки ожидаемых результатов реализации многогодичной (пятигодичной) разноуровневой (трёхуровневой) программы «Оружиеведение»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план на каждый год обучения (не путать с календарным планом, которого в программе быть не должно!) Календарный план может быть помещён в приложение к программе – в УМК.
Учебно-тематический план (УТП) раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия, и, если необходимо, на экскурсии, выезды, часы оргзанятий (подготовка к конференциям, выставкам и т.п.). УТП оформляется в виде таблицы, с указанием (см. таблицу 1):
-количества часов (всего, теоретических, практических).
Обычно учебно-тематический план оформляется в виде таблицы:
Учебно-тематический план 1 года обучения
Раздел (тема) | Общее количество часов | В том числе | |
теоретических | практических | ||
1. … | … | … | … |
2. … | … | … | … |
Итого: |
Количество часов указывается по каждой теме отдельно, в том числе теоретических и практических. Учебно-тематический план составляется на каждый год обучения отдельно, т.е. если программа рассчитана на три года обучения, то в ней должно быть три учебно-тематических плана. Учебно-тематические планы разных лет обучения не могут быть совершенно одинаковыми (вы же не обучаете своих воспитанников одному и тому же на разных годах обучения). Если формулировки разделов (тем) учебно-тематического плана похожи, то отличие в их изучении на разных годах обучения должно быть отражено в разделе «Содержание».
Порядок размещения учебно-тематических планов
и содержания многогодичной дополнительной
образовательной программы
Во многогодичной дополнительной образовательной программе, независимо от её уровня, учебно-тематические планы и содержание структурируются по годам обучения.
То есть, после учебно-тематического плана первого года обучения следует содержание первого года обучения; после содержания первого года обучения следует учебно-тематический план второго года обучения; после учебно-тематического плана второго года обучения следует содержание второго года обучения; после содержания второго года обучения следует учебно-тематический план третьего года обучения; после учебно-тематического плана третьего года обучения следует содержание третьего года обучения и так далее.
СОДЕРЖАНИЕ 1 года обучения
Содержание должно быть структурировано: в нем могут быть выделены модули, блоки, разделы, основные темы и подтемы.
Содержание модуля, блока, раздела, основной темы и подтемы всегда определяется целями курса. Полезно, представив содержание курса, «распределить» прописанные в пояснительной записке цели и задачи по модулям, блокам, темам.
Последней темой должно быть ИТОГОВОЕ занятие, на котором подводятся итоги освоения образовательной программы за год или за весь период; проходит итоговая аттестация.
Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане.
В зависимости от профиля образовательной программы в содержании отдельной темы могут быть кратко отражены:
-основные сведения, общие понятия, закономерности, теории, правила, основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы,
-формируемые умения и навыки и т.д.
-проблемные вопросы теоретического характера;
-виды задач, упражнений, заданий.
Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теоретическая и практическаячасть учебного материала).
Ожидаемые результаты и эффекты от реализации проекта
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО КУРСУ «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ»
Рабочая тетрадь представляет собой методические рекомендации, призванные помочь Вам в разработке проекта. Она не является догмой, обязательной к исполнению. Там, где она Вам помогает, опирайтесь на нее, там, где мешает – делайте так, ка это подсказывает логика проектной работы.
Рабочая тетрадь построена таким образом, чтобы можно было формировать описание проекта, непосредственно пользуясь этим файлом. В финальном описании проекта весь тест, написанный цветным шрифтом, должен быть убран, а в начале текста необходимо добавить титульный лист.
Содержание
Аннотация/ резюме проекта 2
Актуальность проекта 2
Концепция проекта 2
Анализ прототипов и аналогов проекта 2
Формулировка задач 4
Схема действий и план реализации проекта 5
Ожидаемые результаты и эффекты от реализации проекта 7
Мониторинг и оценка реализации проекта 7
Информационное сопровождение проекта 8
Техническое задание 9
Рефлексивный отчет 9
Аннотация/ резюме проекта
Ориентировочный объем – 0,5 стр.
Краткое изложение основных положений проектной работы: актуальности и цель проекта, основная идея/ проектное решение, ключевые составляющие плана реализации.
Аннотация пишется В КОНЦЕ работы над проектом – после формирования остального текста.
Актуальность проекта
Ориентировочный объем – 1 стр.
Ответ на вопрос, почему стоит тратить время и интеллектуальные усилия на то, чтобы заниматься заявленной темой: характеристика проблемы, которую предполагается решить за счет осуществления проекта, красоты воодушевляющей идеи, которую предполагается реализовать и т.п.
Может вытекать из общей рамки (мировые и страновые тренды, в русле которых находится ваш проект или проблемы, которые он решает) или опираться на какие-то специфические обоснования: информацию/ статистику/ факты (давайте ссылки на источники).
Концепция проекта
Ориентировочный объем – 1 стр.
Здесь представляется описание того, что вы предлагаете сделать – проектное решение, отвечающее на сформулированные выше положения об актуальности проекта.
Это представление удобно оформлять в формулировке цели проекта и описании представления о том, что предполагается получить в результате его реализации.
Формулировка цели (целью проекта является …) должна вмещаться в одно простое предложение и содержать ясное представление о том, чего предполагается достичь в результате реализации проекта.
Описание результата (результатом проекта будет …) должно быть более развернутым и может строиться в тех форматах, которые наиболее удобны вам.
Очевидно, что результат проекта должен, в том или ином смысле, обладать уникальностью/ оригинальностью – зачем проектировать то, что уже есть?
Анализ прототипов и аналогов проекта
Ориентировочный объем – 2-4 стр.
Анализ работ, в ходе которых решались сходные задачи.
Обычно это не полные аналоги, но те работы, из анализа которых вы выносите что-то полезное для вашего проекта. Эти работы могут быть нацелены на решение совсем других задач, нежели ваш проект, но содержать в себе разного рода идеи и соображения, ценные для вас.
Важно не просто перечислить эти работы, но также привести аналитические заключения, показывающие, чем именно они вас заинтересовали и на что в них важно обращать внимание, с точки зрения вашего проекта (условия, программа реализации, стоимость, организация, интересные решения и т.д.)
Не забывайте указывать источники откуда взята соответствующая информация.
Анализ ситуации
Ориентировочный объем – 3-5 стр.
Характеристика особенностей ситуации, в которой разрабатывается проект. Она определяется, в первую очередь, характером вашего проекта.
Для осуществление анализа ситуации важно реально занять позицию проектировщика, т.е. отождествить себя с субъектом, который думает о том как достичь намеченной цели в данных наличных условиях. Необходимо просмотреть возможно более широкий набор обстоятельств, которые могут помочь или помешать достижению цели и вычленить в них те аспекты, которые могут оказаться значимыми для проекта.
На стадии анализа ситуации вы разбираетесь а) со всеми обстоятельствами, которые помогут либо затруднят реализацию Вашей идеи, и б) с заинтересованными лицами, интересы которых Вам надо учитывать в ходе реализации.
Анализ ситуации должен дать вам ответ на вопросы о том, какие:
а) проблемные места, которые требуют преодоления,
б) возможные направления решения/ расшивки проблемных мест,
в) возможности/ ресурсыдля реализации вашего проекта содержатся в ситуации.
Важно сопоставлять проблемы и возможности друг с другом: какие ресурсы дают возможность справляться с проблемами, достаточно ли ресурсов, каких ресурсов не хватает и т.д.
Важные обстоятельства,которые необходимо всесторонне проанализировать, могут включать в себя, например:
— особенности территории, на которой будет реализовываться проект: организация пространства, особенности взаимодействия людей, достаточность/ ограниченность условий для жизни и деятельности и т.д.,
— инфраструктура, на которую вы сможете опереться: от дорожной сети и транспортных условий до наличия/ отсутствия важных для вашего проекта форм организации жизни и деятельности (магазины, офисные площади, культурные центры и др.),
— правовые условия: какая деятельность требует каких разрешений, лицензий, согласований и т.п.,
— условия рынка: каков спрос (в том числе платежеспособный) на предлагаемые вами решения, кто уже работает на этом предметном поле, в чем состоят их стратегии, сильные и слабые стороны
— тренды: к каким обстоятельствам, имеющим отношение к вашему проекту сегодня приковано внимание, чего люди ждут от в ближайшей перспективе, на что настроены, к чему склонны и т.д.,
— проблемы, с которыми вы сталкиваетесь или видите, что столкнетесь при реализации проекта (с возможными путями их решения),
Не забывайте указывать источники откуда взята соответствующая информация.
Лицами, заинтересованными в реализации вашего проекта (или, наоборот, в том, чтобы он не был реализован), могут быть, например:
— пользователи и потенциальные пользователи (целевая аудитория),,
— конкуренты (в частности, те, кто заинтересован в том, чтобы по-своему использовать ресурсы, нужные вам),
— партнеры и потенциальные партнеры,
По отношению к каждому из них необходимо: а) выявить/ охарактеризовать их интересы, б) оценить степень их значимости для проекта, в) сформировать набор действий схему работы) по отношению к ним:
Заинтересованные лица … … … | В чем они заинтересованы … … … | Степень их значимости для проекта … … | Направления работы с ними … … … |
Формулировка задач
Ориентировочный объем – 0,5 стр.
Формулировки задачи формируются по следующей схеме.
1) Хорошо помним, как сформулирована цель, т.е. ясно понимаем/ видим то, что хотим получить в результате реализации проекта.
2) Понимаем ситуацию, в которой будет реализовываться проект (это – результат проделанного анализа ситуации).
3) Отвечаем на вопрос, что нужно сделать, чтобы в данной ситуации достичь поставленной цели.
Эти ответы и будут задачами проекта.
Задача – это целевая установка второго уровня. Цель у проекта одна, задач, которые нужно решить, чтобы достичь цели, несколько. Но не слишком много: нормально, когда формулируется 3-5 задач. Задачи – это задания, которые нужно будет выполнить для реализации проекта. Если их оказывается больше 3-5, посмотрите внимательнее: наверняка что-то из этого списка окажется не задачами/ заданиями, а действиями/ мероприятиями, которые нужно осуществить для решения одной из задач.
Неправильно выписывать в качестве задач работы, которые необходимо проделать по умолчанию: провести анализ ситуации, разработать схему информационного сопровождения проекта и т.п.
Схема действий и план реализации проекта
Ориентировочный объем –3-5 стр.
В этом разделе прописываются все действия/ мероприятия, которые необходимо осуществить для решения задач.
Прежде всего необходимо ответить на вопрос об организационно-правовой форме, которая будет обеспечивать реализацию проекта. Это будете делать Вы лично или ваша проектная группа, или Вы будете создавать и регистрировать организацию того или иного типа: индивидуальный предприниматель, некоммерческая организация, общество с ограниченной ответственностью и т.д.?
Схема действий – это укрупненное представление о том, что нужно будет сделать для реализации проекта (по типу: этап 1, этап 2 и т.д. или направление 1, направление 2 и т.д.)
План реализации – это максимально подробный перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для реализации проекта. Каждому из мероприятий должны быть сопоставлены субъекты, ответственные за его выполнение – отвечающие за выполнение данного мероприятия в предписанный срок (при этом ответственные за результат и исполнители – не обязательно одни и те же лица).
Нужно также продумать ресурсы, необходимые для выполнения каждого из мероприятий и точки и показатели контроля, в которых и по которым будет делаться вывод о том, что мероприятие выполнено/ не выполнено успешно.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА | ||||
что необходимо сделать | сроки | ответственные | необходимые ресурсы | точки и показатели контроля |
Мероприятия должны быть выстроены по времени, составив таким образом график/ календарный план реализации проекта (диаграмму Ганта).
Срок реализации проекта – это срок достижения его фактических результатов. Точка завершения проекта – это точка достижения устойчивости полученного результата (не забываем понять, когда окупаются понесенные затраты, когда появляется прибыль, если проект коммерческий). Это точка может быть достигнута как за пару месяцев, так и за 3-5-10 лет.
Ресурсы проекта
Ориентировочный объем – 2-5 стр.
В этом разделе представляются и оцениваются материальные и нематериальные ресурсы, необходимые для реализации проекта: оборудование, люди, время, которое они должны будут выделить для реализации проекта и т.д. Относительно каждого из типов ресурсов должно быть сформировано понимание того, каким образом, откуда, в результате каких действий они будут привлечены в проект.
Одним из ключевых форматов характеристики ресурсов является бюджет/ финансовый план проекта. Для его составления необходимо оценить объемы финансовых затрат, необходимых для реализации всех мероприятий проекта. Сумма этих затрат составит расходы по проекту. С другой стороны, нужно оценить возможные финансовые поступления от реализации проекта – доходы от проекта.
Не забывайте о том, что расходы и доходы должны быть соотнесены со сроком реализации проекта (например, если вы планируете платить зарплату, то надо отчетливо понимать, сколько времени вы будете это делать, если планируете поступления от продажи чего-либо, то нужно формировать представления об объемах продаж на разных этапах реализации проекта и т.п.).
Если сумма поступлений превышает сумму расходов, проект приносит доход, если они равны, проект безубыточен: он не приносит ни дохода, ни убытков. Если сумма поступлений меньше, чем сумма расходов, необходимо дать ответ на вопрос, откуда возьмутся недостающие средства.
БАЛАНС ПРОЕКТА | |||
Расходы | |||
что должно быть сделано | расценки на единицу затрат | количество единиц | общий объем расходов |
сумма | |||
Итого расходов | |||
Доходы | |||
Итого доходов | |||
БАЛАНС | разница между доходами и расходами |
Цифры бюджета должны быть обоснованы путем анализа стоимости предложений, существующих на рынке (например, определенных товаров или услуг) либо путем обращения к сопоставимым решениям.
Не забывайте расшифровывать приводимые цифры: например, зарплата в месяц – А руб., налоговые начисления на зарплату составляют В руб., выплачивается в течение N месяцев, общая сумма = (А + В)* N.
Налогообложение зависит от организационно-правовой формы, выбранной для реализации проекта. В связи с этим необходимо ознакомиться с налоговым режимом, связанным с выбранной организационно-правовой формой и учесть требования, налагаемые этим режимом (страховые взносы, налог на прибыль и др.) в бюджете проекта.
Не забывайте указывать источники откуда взята соответствующая информация.
Ожидаемые результаты и эффекты от реализации проекта
Ориентировочный объем –1 стр.
Здесь характеризуются возможные результаты проекта и их влияние на окружающие обстоятельства (вторичные эффекты)[1].
Результаты – это то, что появляется вследствие реализации проекта (например, открыт молодежный досуговый центр или – убрали бордюр, об который люди регулярно спотыкались), эффекты – это то, как проявляется воздействие этих результатов (например, открытый центр начал притягивать молодежь из других районов города, что привело к увеличению напряжения и количества стычек между «местными» и «пришлыми» или – люди стали меньше спотыкаться, что привело к уменьшению количества идей, приходящих им в голову от неожиданности).
Результаты – обычно очень конкретны: например, арт-центр, с таким-то числом рабочих мест, с такой-то посещаемостью, такой-то насыщенностью арт-событиями; или сокращение времени доставки пиццы с такого-то на такое; повышение обеспеченности социальными центрами раннего развития с такого-то уровня или % до такого-то; запуск бригады мед помощи – столько машин, образовательного комплекса – сколько программ, сколько выпускников и т.д. и т.п.
Эффекты – обычно то, на что реализация и результаты проекта оказывают влияние – какие косвенные вещи прикрепляются – не случайно говорят о мультипликативных эффектах (экономических и социальных): например, понижение преступности в районе, повышение инвестиционной привлекательности территории и т.д. То, что можно просчитать – считайте, то, что нет – перечисляйте.
Анализ рисков
Ориентировочный объем – 1-2 стр.
Здесь представляется результат рассмотрения критических точек проекта, в которых, при наступлении определенных неблагоприятных обстоятельств, проект может не быть реализован, в соответствии с намеченным планом. Приводятся возможные события такого рода – риски, – оценивается вероятность их наступления, описываются действия, которые будет необходимо предпринять, в случае возникновения рисков, для того, чтобы продолжить успешную реализацию проекта.