Определение в русском языке
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак, поясняет слова с предметным значением и отвечает на вопросы какой? чей?
Определение — второстепенный член предложения
В каждом предложении имеются главные члены, которые называются «подлежащее» и «сказуемое». Они составляют грамматическую основу предложения. С её помощью выражается основная мысль, содержащаяся в высказывании. Мы узнаем, какое действие совершает предмет, о котором говорится в предложении.
В этом предложении говорится об облаке. Это подлежащее, к которому можно поставить вопрос что?
Слово «плывет» — это сказуемое. Этот минимум сведений об облаке можно расширить, если поинтересоваться: облако какое?
Ответим на этот вопрос, подобрав поясняющее слово к имени существительному:
Наше представление об облаке уточняет и расширяет слово «белое». Оно зависит от подлежащего, обозначает признак предмета. Такое зависимое слово с обозначением общего признака предмета является определением в предложении.
В рассматриваемом предложении есть ещё одно слово «по небу», которое обладает предметным значением. К нему также можно подобрать определение.
Белое облако плывёт по синему небу.
Рассмотрим другой пример предложения и отыщем в нем определение.
В предложении говорится о голосе: (что?) голос. Это подлежащее.
Голос (что сделал?) послышался. Это сказуемое.
Слово «мамин» обозначает принадлежность признака предмету. Это имя прилагательное является определением.
В предложении второстепенный член предложения определение подчёркивается волнистой линией ( ).
Способы выражения определения
Определение выражается в предложении чаще всего именами прилагательными, как это представлено в рассмотренных примерах.
Этот второстепенный член предложения обозначается также местоимениями-прилагательными.
В наш двор забежала рыжая собака.
Укажем порядковые числительные в роли этого второстепенного члена предложения.
Это стихотворение опубликовано в третьем томе собрания сочинений поэта.
Одиночные причастия в полной форме и причастия с зависимыми словами (обороты) являются определениями.
Плывущее бревно з астряло в зарослях камыша.
Определения, обозначенные грамматическими формами этих частей речи, совпадают с определяемым словом в роде, числе и падеже. Между ними существует подчинительная связь согласования. С этой точки зрения такие определения являются согласованными.
Определения могут быть несогласованными, если связываются с главным словом способом управления или примыкания.
Несогласованные определения выражаются:
Привычка спешить снова подвела меня.
Девочка постарше вышла вперед и показала мне дорогу.
Итак, чтобы найти определение, сначала выясним грамматическую основу предложения. А затем от слов с предметным значением (подлежащего и других членов предложения) поставим к зависимым от них словам, имеющим значение признака, вопросы какой? чей? Подчеркнем выявленные определения волнистой линией.
Видеоурок
КАК СОСТАВИТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
КАК СОСТАВИТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
Слайд 1. В связи с переходом на ФГОС каждый учитель пересматривает методику обучения, пытается найти приемы и средства, позволяющие формировать универсальные учебные действия (УУД) обучающихся.
Слайд 2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» содержит следующее требование «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: … 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, троить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; …»
Изучая тот или иной предмет учащиеся нередко заучивают наизусть многочисленные определения. Всегда ли это необходимо? Гораздо полезнее научиться самому составлять определения понятий и терминов.
Первый шаг в структурировании содержания учебного предмета – выделение основных понятий.
Определением (дефиницией) понятия называется логическая операция, в ходе которой раскрывается содержание понятия путем перечисления признаков определяемых предметов.
Определение понятий – один из важнейших и распространенных способов передачи информации в концентрированном виде.
Слайд 3. Во всяком определении выделяют две основные части: а) понятие, содержание которого раскрывается. Называется определяемым понятием, или дефиниендумом; б) понятия, которые содержат признаки, присущие определяемым предметам (понятия определяются, как правило, через другие понятия, содержание которых уже строго установлено). Эта часть определения называется определяющей, или дефиниенсом.
Так, в определении «География – это наука о природе земной поверхности, населения и его хозяйственной деятельности» определяемым, или дефиниендумом является понятие «география», а определяющей частью, или дефиниенсом – все остальное, все другие понятия, с помощью которых указываются признаки географии.
Слайд 4. Я познакомлю вас с тем, как я на своих уроках формирую умение определять понятия.
Предлагаю учащимся обратиться к хорошо известному определению понятия «Географическая карта».
Географическая карта – это изображение земной поверхности на плоскости, в масштабе и с помощью условных знаков.
Как давать определения?
Поскольку как аналитики мы вынуждены давать определения постоянно, неплохо было вспомнить эти правила.
Почему я так серьезно рассматриваю тему определений? Потому что регулярно встречаю определения, пользоваться которыми на практике невозможно. И тенденции к улучшению я не вижу. Для начала разберем термин процесс по аналогии с тем, как в прошлой статье мы разобрали термин система.
Я видел множество определений процесса, каждое из которых противоречит другому. Вот одно из них:
Процесс — это совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.
Причина противоречий в том, что одним термин «процесс» обозначает очень много разных понятий (я досчитал в свое время до 30-ти и остановился), а определений ему стараются дать только одно. Если бы все они были перечислены отдельно, было бы 30 определений разных понятий, обозначенных одним словом.
Хорошо, если слово имеет всего несколько смыслов, которые легко читаются из контекста. Например, смысл термина «коса» легко угадывается из контекста. Значения этого термина украшают книгу Сахарного.
Хуже, если из контекста мы не можем понять, о каком понятии идет речь, как, например, происходит с термином конструкция, который я разбирал в прошлой статье Понятие системы и конструкции. Их место в проектировании информационных систем. Проблема его в том, что не ясно, что сейчас имеется ввиду: объект, или множество объектов, потому что и то и другое обозначено одним именем: конструкция. Например, если сказать, что взвод окопался, то понятно, что в данном контексте речь идет о системе взвод, рассматриваемом нами как объект. Если же сказать, что взвод состоит из 20 бойцов, то речь идет о взводе, который рассматривается нами как множество объектов. При этом первое значение термина «взвод» никак не связано со вторым значением того же слова «взвод». Однако, если не уточнять контекст, то невозможно понять, о чем сейчас идет речь: о множестве, или об объекте? Как сказал наш знакомый филолог, тема известная, и произошло так не случайно. Чтобы не перегружать язык лишними терминами, некоторые из них могут обозначать разные понятия. Однако, при формализации высказываний, мы сталкиваемся с трудностями перевода, поскольку тут мы вынуждены различать их явно.
Еще хуже, когда понятий два, а определение одно, как произошло с термином система. У системных инженеров отняли одно из определений термина система, и я не знаю, как они теперь их различают. И совсем плохо, когда понятий много, а определение одно, как у термина процесс. Это и функция, и функциональная структура, и класс функций, и тип функций, и операция, и последовательность операций, и типовая последовательность операций, и класс последовательностей операций, и класс операций и тд. В итоге, почти все, кто занимаются процессным подходом, не могут отличить функцию от сценария, не могут сказать, что они моделируют при помощи нотации IDEF0, чем модели в нотации IDEF0 отличаются от моделей в нотации BPMN, а модели в нотации BPMN от диаграмм Ганта. Поэтому каждый раз, когда я слышу этот термин, сильно напрягаюсь, потому что для его перевода мне приходится одновременно держать в сознании все множество возможных понятий, чтобы из контекста понять, о чем сейчас говорит собеседник. Очень часто собеседник использует термин процесс в разных смыслах, иногда в одном предложении. Понять такого собеседника невозможно, а разговор можно прекращать. Есть и другая ошибка, когда термин процесс, обозначающий функцию, противопоставляют термину функция, обозначающему функцию. И говорят буквально следующее: видите, функция — это плохо, а процесс (в смысле функции) — хорошо. Фактически, на этой эквилибристике терминами основана манипуляция с «изобретением» процессного подхода в управлении. О том, как это выглядит со стороны, я расскажу в отдельной статье, ведь теперь, после определения термина конструкция, у нас есть все необходимое для этого.
В данной статье я рассмотрю лишь небольшой фрагмент, касающийся определения термина «процесс» в той его части, которая перекликается с текущей темой разговора: конструкциями и правилами подачи определений.
Напомню, что процессом мы решили называть совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Совокупность, состав и проч. — это обозначение множества. То есть, в данном определении процесс определен как множество объектов — действий. Сам термин действие не прост, но мы пока оставим его в стороне. Пока посмотрим на следующий тезис: множество действий кем-то направлено на достижение результата. Понятно, что множество не может обладать таким свойством. Множество может обладать свойствами: количество элементов в множестве, средняя продолжительность действий, входящих в данное множество и тд. (Это ровно то же, что мы видели в определении термина поезд. Это — множество вагонов, ведомых локомотивом. Понятно, что множество не может двигаться. Двигаться могут элементы этого множества, или синтезированный из этого множества объект. Когда мы говорим, что поезд движется, мы имеем ввиду, что движется объект, а не множество). В определении процесса направить на результат можно лишь тот объект, который синтезирован из последовательности действий. Следовательно, когда речь идет о направлении объекта на результат, имелся ввиду процесс как объект. Получается, что процессу, как объекту определение не дано, а ссылка на него имеется. Узнаете проблему с определением системы? Термины система, конструкция, процесс одновременно обозначают и множество объектов, и объект. Если в определении конструкции эти понятия разведены, то в определении системы, а теперь, как мы видим, и процесса — они слиты в одном флаконе. Но не стоит пенять только на эти определения. Все определения в словарях грешат этим. В них дается только одно определение термина, но не указывается другое. Например, когда говорят, что самолет — это транспортное средство, не говорят, что самолет — это множество <хвост, фюзеляж, крылья, шасси, моторы>. Когда говорят, что поезд — это множество вагонов, не говорят, что поезд — это транспортное средство. Наш знакомый филолог подтвердил, что в лексикографии эта проблема известна. Если она известна филологам, то почему мы о ней ничего не знаем? И как наше незнание влияет на то, как мы строим модели?
Синтез самолета как множества порождает самолет как объект. Синтез поезда как множества вагонов порождает поезд как объект. Синтез последовательности действий порождает что? Что такое процесс как объект? Для себя я решил, что это действие. То есть, как функции при синтезе порождают функции, так и действия при синтезе порождают действия. По аналогии с конструкцией процесс определяет два разных понятия:
Процесс — это действие, направленное кем-то на достижение определенного результата.
Мы получили ту же проблему, что и с определением термина система. Как мы выяснили, все объекты — это системы(о), а теперь мы поняли, что все действия — это процессы(о). Именно поэтому я бы не стал бы называть системой объект, а действие процессом. Я бы сказал, что есть объекты и их конструкции. Тогда мы смогли бы давать разные определения самолету и его конструкции, поезду и его конструкции явно.
Разобравшись с первой задачей, перейдем ко второй. Нам надо определить, что значит «направленное кем-то на достижение определенного результата»? То есть, в определении явно заложена субъективная точка зрения. Кто-то должен нам сказать, направлено ли данное действие на достижение результата, или нет? В любом определении есть ссылка на субъект. Например, плавательное средство — это объект, на котором можно плавать. Но кто решает, можно ли плавать на объекте? Какой-то субъект. До тех пор, пока все сходятся в том, что на данном объекте можно плавать, мы можем отнести его к плавательным средствам. Но как только появляется субъект, который скажет, что этого делать нельзя, у нас возникнет проблема: можно ли назвать этот объект плавательным средством, или нельзя? Если в плавательным средством мы можем еще договориться и случаи, когда лодку не признают плавсредством, можно пересчитать по пальцам, то с действиями все не так однозначно. Часто можно услышать что действие, со стороны одного стейкхолдера проекта считается полезным, а с точки зрения другого — нет. Если действие бесполезно, то его нельзя назвать процессом. Получается, что действие в одной ИС может одновременно быть и процессом и не быть оным. Ничего страшного в этом нет, но представьте себе ситуацию, когда заказчик знает, что действие бессмысленно, вредно, но он просит нас автоматизировать его. Может он идиот? Не знаю. Но как нам назвать то, что он просит нас автоматизировать? Процессом уже нельзя. Как называется действие, не направленное никем никуда?
Пришла пора вспомнить книгу Сахарного. Он пишет, что для определения нового понятия мы должны:
Вернемся к определению процесса(о). Напомню, что Процесс — это действие, направленное кем-то на достижение результата.
Теперь про эмерджентность систем. Кто-нибудь знает, в чем гешефт от этого ограничения? Какой класс задач решается проще, если система признана эмерджентной?
Какой гешефт мы имеем от того, что ограничиваем количество объектов в конструкции больше одного? почему нельзя рассмотреть конструкции с нулевым количеством элементов, или с одним элементом?
Новое в блогах
11 правил формулирования определений
Все должно быть изложено так просто,
как только возможно, но не проще.
Нет более эффективного способа научиться думать, чем формулирование определений. Согласитесь, полезно понимать суть понятий, которыми мы мыслим. Люди не всегда хотят знать, из чего сделан инструмент, которым они работают, но мыслить без понимания сути используемых понятий – это все равно, что производить огранку алмаза стальным напильником. В результате такой «обработки» своих мыслей мы, как правило, получаем неточные формулировки, расплывание мыслью по древу и неправильные выводы.
Толковать о предметах и явлениях большинство людей начинает не с того, что формулирует определение того, о чем они будут говорить или писать, а с высказывания импонирующей им точки зрения по данному вопросу. Скажем, начиная рассуждения об обществе или государстве, мало кто имеет полное представление о том, что он вкладывает в понятие «общество» или «государство», не говоря уж о том, чтобы иметь четкую схему общества или государства. Со стороны это выглядит примерно следующим образом: девушка, едва ли имеющая какое-то представление об устройстве автомобиля и едва ли им интересующаяся, с ходу начинает строить суждения и умозаключения о коробке передач. Если вы попросите человека дать определение тому понятию, о котором он разглагольствует, он будет таращить на вас глаза так, словно вы попросили его составить фоторобот Ктулху. Даже если человек имеет верное представление о предмете или явлении, у него почему-то возникают сложности с формулированием определений.
Более того, четкого алгоритма формулирования определений на сегодняшний день не существует вообще. Мало кто из нас способен формулировать определения сходу. В лучшем случае мы либо выдаем пространную речь («ну, это такая фигня, которая светит в небе и вокруг которой вращаются планеты»), либо объясняем «на пальцах». Толковые словари, вопреки нашим ожиданиям, не выполняют познавательной функции – они усердно перечисляют синонимы, не затрудняя себя объяснением разницы между этими синонимами («трансцедентальный – это априорный»). Этимологические словари, как правило, проливают свет на свойства понятия, но не дают определения.
Ниже вашему вниманию представлены 11 основных правил, которые могут помочь вам в выработке собственных определений. В дальнейшем эти наработки могут лечь в основу новой отрасли когнитивного языкознания – логики языка.
11 правил формулирования определений
1. Определение логически выверено. Из определения можно понять основную категорию мышления (элементарную смысловую единицу или ЭСЕ), к которой относится данное понятие.
Я выделяю 7 таких единиц: вещество, предмет, действие, явление, состояние, качество, величина.
ВЕЩЕСТВО – материя, имеющая постоянный атомный состав и характеристики.
ПРЕДМЕТ – материя, ограниченная в пространстве.
ДЕЙСТВИЕ – приложение к предмету силы, вызывающее изменение его состояния.
СОСТОЯНИЕ – фиксированная совокупность характеристик предмета.
ЯВЛЕНИЕ – изменение состояния вещества, предмета или совокупности предметов.
КАЧЕСТВО – характеристика вещества, предмета в определенном состоянии, явления или действия.
ВЕЛИЧИНА – численно выраженная характеристика вещества, предмета или явления.
2. Под определение «подходит» только одно понятие.
Если под составленное вами описание подходит сразу несколько понятий, значит, критерий искомого понятия (то, чем оно отличается от других сходных понятий, достаточное условие) не найден, а, следовательно, определение как таковое не дано.
3. Определение раскрывает СМЫСЛ слова.
Человек использует смысл слова только в том случае, когда обозначает данным словом строго соответствующее понятие (а не то, которое ему хочется). Связь между словом (знаком) и понятием может быть выявлена только на основе анализа происхождения этого слова и его частей, а именно корня и суффикса (окончания). Этимологический анализ является необходимым условием выявления смысла.
СМЫСЛ (с-мыслью) – связь знака (например, слова) с той мыслью, по которой он был образован.
4. Определение не содержит слов категоризации (определяющих место определяемого понятия в системе понятий).
Это такие слова, как степень, мера, форма, норма, вид, средство, часть, уровень, признак, метод, способ («демократия – это ФОРМА государственного устройства…»). Исключение составляют определения научных величин (например, физических), в которых, в силу высокой систематизированности науки, применение слов категоризации закономерно.
5. Определение не содержит слов, имеющих общий корень со словом, обозначающим определяемое понятие.
Например, если мы определяем понятие «знак», то определение может содержать любые слова, кроме слов с корнем «ЗНАК/ЗНАЧ»: значение, означенный, и т.д. В противном случае получается логическая ошибка, которая называется idem per idem, или тавтология.
6. Ясность. Определение не содержит слов иностранного происхождения: конвергентный, субстанция, контрагент, социум, индивидуальный, адресат, официальный и др. (ошибка i gnotum per ignotius – объяснение непонятного посредством еще более непонятного). В большинстве случаев эти слова можно заменить словами русского языка без искажения сути. Исключением являются научные термины, не имеющие прямых соответствий в русском языке (например, медицинские или юридические термины). В определениях общеупотребительных понятий никаких иностранных слов быть не должно.
7. Определение не содержит избыточных слов.
Например, в словосочетаниях внутреннее состояние и внутреннее ощущение слово внутреннее явно лишнее. В определение очень любят вставлять слова и выражения, которые придают ему вид «научности»: определенный (кем определенный?), определенным образом, конкретный, и т.д. Такие слова и выражения не нужны для прояснения смысла.
8. Определение не содержит метафорических выражений и образных понятий, таких как душевный, сердечный («сердечная привязанность»), глубокий («глубокое чувство»), связанный («связанный желанием»), арсенал («арсенал знаний»). Определение характеризуется точностью, а там, где есть образность, точностью и не пахнет (опять же i gnotum per ignotius).
9. Определение вещества, предмета, действия, явления, состояния и величины не содержит субъективных (оценочных и эмоционально окрашенных) понятий (таких как приятный, красивый, восхитительный, отвратительный, хороший, плохой). Субъективные понятия корректно использовать лишь при определении качеств, поскольку качества могут быть как объективными (не оценочными), так и субъективными (оценочными).
10. «А – это не Б». Неправильным считается также описание понятия через отрицание, то есть использование в определении противоположных понятий (например, «больной – это не здоровый», «хвойный – это не лиственный», «чужой – это не свой»).
11. При формулировании определений следует избегать использования понятий-химер.
Все понятия нашего сознания разделяются на реальные и фантастические. Реальные понятия имеют непосредственную связь с материальным миром. Любое понятие о веществе, предмете и явлении имеет соответствие в материальном мире. Любое действие осуществляется над предметами материального мира. Любое состояние или качество характеризует вещества и предметы материального мира. Любая величина служит для измерения и численного выражения предметов и явлений материального мира.
Как проверить, реальное это понятие или фантастическое?
Попробуйте отнести его к одной из основных категорий мышления (см. п. 1). Если понятие не попадает ни в одну категорию, то есть если это не предмет, не явление, не действие, и т.д., то, возможно, это СОВОКУПНОСТЬ предметов, явлений или действий? Если это и не совокупность чего-то материального или имеющего отношение к материальному миру, значит, это понятие полностью вымышленное, фантастическое.
Фантастические понятия – это палки в колесах мышления, тормозящие его и мешающие движению мысли. Посудите сами: если единица мышления не имеет связи с реальным миром, то зачем она нужна? Иными словами, какой дом можно построить из придуманных кирпичей?
Возможно, я что-нибудь упустила, и кто-нибудь знает двенадцатое правило формулирования определений?
Значение слова «определение»
1. Действие но глаг. определить—определять (во всех знач., кроме 5) и определиться—определяться (во 2 и 3 знач.). Определение времени. Определение понятия. Определение меры наказания. Определение на вакантную должность.
3. Одна из форм судебного решения. Определение суда.
4. Устар. Постановление, решение. Состоялось определение совета принять меня в гимназию на казенное содержание. С. Аксаков, Воспоминания.
5. Грамм. Второстепенный член предложения, обозначающий признак, свойство другого члена предложения и отвечающий на вопросы: какой? чей? который?
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Определение, или дефиниция — в логике, логическая операция установления смысла термина.
Гегель: «Качество, которое есть „в себе“ в простом нечто и сущностно находится в единстве с другим моментом этого нечто, с в-нем-бытием, можно назвать его определением».
Определение — в математике, введение нового понятия или объекта в математическое рассуждение путём комбинации или уточнения элементарных либо ранее определённых понятий. Определения обычно служат для сокращения, упрощения и увеличения наглядности дальнейших определений, теорем и доказательств. Несмотря на формальную возможность обойтись без определений, они служат одним из важнейших средств в развитии и преподавании математики.
Определение — в синтаксисе, член предложения, обозначающий класс объектов по принадлежности.
Определение — синоним понятия измерение — выяснение точного значения какой-либо величины.
Определение — назначение человека на какую-либо работу или должность.
Определение — в праве, это постановление должностного лица, государственного органа или его уполномоченного подразделения, которым находящееся на рассмотрении дело не разрешается по существу. Таким образом, определение различается от тех иных постановлений, которые разрешают дело по существу (таких, как решение, приговор). Примеры: частное определение суда, определение административной комиссии о передаче дела в соответствии с установленной законом компетенцией. В правоведении существуют и иные точки зрения на значение данного понятия, но они в настоящее время не являются общераспространёнными.
ОПРЕДЕЛЕ’НИЕ, я, ср. 1. Действие по глаг. определить во всех знач., кроме 5. Точное о. обязанностей. О. признаков холеры. О. растений. О. углов. О. наказания. О. на службу. 2. Формулировка, раскрывающая содержание понятия (науч.). — Что значит дать «определение»? Это значит прежде всего подвести данное понятие под другое, более широкое. Лнн. Дать чему-н. о. Построить о. Сжатое о. Неточное о. 3. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос: какой? чей? который? (грам.). 4. Постановление суда, вынесенное по частному вопросу, возникшему при рассмотрении дела (право). О. суда.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
определе́ние
1. действие по значению гл. определять; выяснение, вычисление чего-либо ◆ Тотчас после затмения мы занялись определением широты той местности Луны, на которой мы находились. Циолковский, «На Луне», 1887 г. ◆ Мы, врачи, желая поставить диагноз, т. е. определение тому или другому, выделяющемуся в душевной или телесной жизни человека, состоянию, прежде всего перечисляем кратко его симптоматологию, т. е. те проявления, на сочетании которых мы можем выделить и обособить данное состояние как особенное и характерное. П. И. Ковалевский, «Генералиссимус Суворов», 1900–1910 г. (цитата из НКРЯ)
2. формулировка, разъясняющая содержание, смысл чего-либо ◆ Здесь необходимо более точное определение термина. ◆ Достоевский не имел никаких богословских притязаний, а потому и мы не имеем права искать у него каких-нибудь логических определений Церкви по существу. В. С. Соловьев, «Три речи в память Достоевского», 1881–1883 г.
3. юр. одна из форм решения суда ◆ Суд вынес определение по данному делу.
4. лингв. второстепенный член предложения, обозначающий качество, свойство или другой признак предмета ◆ Cогласованное определение выражается прилагательным.
5. назначение, предопределение, предначертание, предписание ◆ Но оставим это; я нашёл моё благополучие, и вы, последователи мои, вы также можете обладать им: раскройте сердца ваши, познайте все изгибы оных, научитесь терпению и без отчаяния носите тот тяжкий крест, который определение судьбы налагает на вас: тогда вы будете истинно счастливы, тогда найдёте подобие моей Вареньки, под именем которой скрывается терпение, вера, надежда, любовь, все добродетели. Неизвестный, «Варенька», 1810 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я не очень давно достиг до сего здравого рассуждения и теперь удостоверен, что по определению неисповедимых судеб и славные стихотворцы должны жевать зелёные лавры и питаться только сею не очень вкусною пищею. Н. И. Новиков, «О поэзии классицизма», 1769–1770 г. (цитата из НКРЯ)
6. действие по значению гл. определяться; обусловливание, задача какого-либо действия, выбор ◆ Но Россия, ещё в самом своём младенчестве крещённая в христианскую веру, получила отсюда залог высшей духовной жизни и должна была, достигнув зрелого возраста, сложившись и определившись физически, искать себе свободного нравственного определения. В. С. Соловьёв, «Три речи в память Достоевского», 1881–1883 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В такие минуты, когда мысль не отсуживает вперёд каждого определения воли, а единственными пружинами жизни остаются плотские инстинкты, я понимаю, что ребёнок, по неопытности, особенно склонный к такому состоянию, без малейшего колебания и страха, с улыбкой любопытства, раскладывает и раздувает огонь под собственным домом, в котором спят его братья, отец, мать, которых он нежно любит. Л. Н. Толстой, «Отрочество», 1854 г.
7. устраивание, пристраивание, привлечение ◆ Когда умер Иван Фёдорович Мельников, казанские родные его стали хлопотать о наследстве в пользу его законных детей и об определении на службу моего отца. П. И. Мельников-Печерский, «Начало неоконченной автобиографии», 1863 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он по просьбе восемнадцатилетнего своего брата Василия Ивановича, которого любил император Павел Петрович, не в пример другим определён был одиннадцати лет от роду лейб-гвардии в Семеновский полк унтер-офицером (9 марта 1800 г.) и оставался при матери, а затем также по ходатайству брата 1 января 1801 года был отставлен из военной службы для определения к статским делам коллежским регистратором, имея от роду только 12 лет. П. И. Мельников-Печерский, «Начало неоконченной автобиографии», 1863 г. (цитата из НКРЯ)
8. назначение на службу ◆ Назначения и увольнения от общественных должностей следовали так быстро, что едва газета успевала объявить об определении известного лица, как его опять лишал места произвол императора. П. И. Ковалевский, «Император Павел I», 1900–1910 г. (цитата из НКРЯ)