Образец ответа на представление Роспотребнадзора
Ответ на представление Роспотребнадзора — действенный и необходимый способ избежать более существенных санкций за нарушения, выявленные во время проведения проверочных мероприятий в отношении предприятия. О том, как составить грамотный и обоснованный ответ в Роспотребнадзор, и пойдет речь в нашей статье.
Что такое представление Роспотребнадзора
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является органом исполнительной власти, к функциям которого отнесены:
1. Разработка и реализация госполитики в области защиты прав потребителей.
2. Нормативно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере.
3. Формирование и утверждение СанПиНов и гигиенических нормативов.
4. Проведение санитарного надзора и госконтроля в области защиты интересов потребителей.
В рамках указанных функций Роспотребнадзор реализует полномочия, определенные положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства от 30.06.2004 № 322. В число таких полномочий входит проведение проверочных мероприятий:
По результатам проверочных мероприятий при выявлении каких-либо нарушений или недочетов выносится представление или предписание. Представление является документальной формой реагирования на выявленные нарушения. Согласно требованиям ст. 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях сотрудники Роспотребнадзора, проводившие проверку, обязаны вынести представление при наличии оснований.
Представление и предписание — в чем различия
Представление является официальным документом и составляется на официальном бланке Роспотребнадзора, имеет регистрационный номер и дату составления. В содержательной части представления указываются:
1. Выявленные нарушения.
2. Ссылки на соответствующие нормативные документы.
3. Перечень мер, необходимых для устранения указанных нарушений.
4. Срок, выделенный для устранения недочетов.
Представление не следует путать с предписанием — другим официальным документом, содержащим требования Роспотребнадзора. Определение представлению дано в ст. 29.13 КоАП РФ, предписанию — в ст. 17 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. » от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Исходя из указанных определений, можно сделать вывод о том, что базовые различия этих документов обусловлены их целевым назначением:
Как ответить на представление Роспотребнадзора
Согласно п. 2 ст. 29.13 КоАП РФ организация обязана в месячный срок с момента получения представления рассмотреть его и дать на ответ. Прежде чем сформировать ответ на представление, предприятие должно:
1. Предпринять все необходимые меры по нивелированию всех поименованных в представлении нарушений и причин, их породивших.
2. Выявить и привлечь к ответственности сотрудников, чье ненадлежащее исполнение должностных обязанностей способствовало возникновению нарушений.
3. Провести мероприятия по предотвращению возникновения выявленных нарушений в будущем.
Отзыв на представление Роспотребнадзора оформляется в произвольной форме — как правило, на бланке компании либо с угловым квадратным штампом, где содержаться реквизиты организации. Помимо идентификационных данных фирмы отзыв на представление должен содержать:
1. Данные адресата (территориального отделения Роспотребнадзора, который вынес представление, а также Ф. И. О. начальника).
2. Название письма («Ответ на представление»).
3. Реквизиты представления, на которое осуществляется ответ (дата, номер, срок исполнения, основные претензии).
4. Содержательную часть. Здесь следует пошагово, от нарушения к нарушению, дать пояснения:
Пояснительная часть письма-ответа может быть оформлена списком либо таблицей. В любом случае не допускается хаотичное и сумбурное изложение, а также игнорирование каких-либо из отмеченных нарушений.
5. Подпись руководителя и печать организации (при ее наличии).
Пример ответа на представление Роспотребнадзора
Образец ответа на представление Роспотребнадзора может выглядеть следующим образом:
ООО «Семейный центр „Мама“»
Адрес места нахождения: Воронеж, ул. Алексеевского, 8
Руководителю Управления Роспотребнадзора по Воронежской области
Главному государственному санитарному врачу по Воронежской области
От директора ООО «Семейный центр „Мама“»
Ответ на представление
На ваше представление № 203-18 от __ __ ____ года об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований со сроком исполнения до __ __ ____ года сообщаю, что по предписанию № 203-18 от __ __ ____ года были выполнены мероприятия следующего содержания:
Уровень искусственного освещения в 3 группе не соответствует требованиям гигиенических нормативов
Уровень искусственного освещения в 3-й группе приведен в соответствие с требованиями гигиенических нормативов
Отсутствует возможность ополаскивания столовой посуды в 1-й группе
В помещении 1-й группы оборудован гибкий шланг с душевой насадкой для ополаскивания столовой посуды
Не допускать использование кухонной посуды и инвентаря не в соответствии с маркировкой
Посуда промаркирована в соответствии с назначением
Кроме того, сообщаю Вам, что с трудовым коллективом ООО «Семейный центр «Мама» «проведена профилактическая беседа о недопустимости нарушения санитарно-эпидемиологических требований в работе.
Директор ООО „«Семейный центр „Мама“» Бучнева Ю. И.: (подпись)
Таким образом, ответ на представление — это документ с минимальным количеством информации, и составить его не займет много времени. Предварительно же проведенная работа по устранению недочетов только упростит эту задачу.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Предостережения из ГИТ. Как реагировать?
Предприятия начали получать от трудовых инспекторов предостережения. Что это за документ? Как бизнесу реагировать на него? Какие последствия могут быть в случае, если компания проигнорирует предостережение? Николай Полуситов, старший юрист Бюро адвокатов «Де-юре», специально для журнала «Расчет» ответил на эти и другие вопросы.
Расчетливая подписка!
Сейчас подписку на журнал «Расчёт» можно получить бесплатно вместе с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Предложение ограничено, торопитесь! Подключить бератор с «Расчётом»
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований является официальным документом, направляемым трудовой инспекцией работодателям при наличии у нее сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушения положений трудового законодательства. Возникает вопрос: откуда ГИТ берет такие данные?
Сведения могут быть получены инспекцией в ходе проведения контрольных мероприятий или из обращений граждан, юридических лиц, органов государственной власти или местного самоуправления.
В предостережении ГИТ сообщает компании о выявленном нарушении и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения требований, которые могут быть нарушены. О выполнении данных мер работодатель обязан сообщить в инспекцию в установленный в предостережении срок.
Получение такого документа является профилактической мерой воздействия, направленной на пресечение фактов нарушения трудового законодательства. Теперь разберемся подробнее в законодательной природе этого документа, сроках устранения нарушений, на которые указывают трудовые инспекторы, и способах ответа на предостережение.
Новый инструмент ревизоров
В соответствии со статистическими данными, приведенными в приказе Роструда от 18 декабря 2020 года № 250, количество выдаваемых трудовыми инспекциями предостережений значительно увеличивается из года в год.
Так, за первое полугодие 2020 года территориальными органами Роструда было выдано 23 964 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований трудового законодательства, что на 69,5% больше, чем за аналогичный период 2019 года.
В письме разъясняется, что предостережение является высокоэффективной профилактической мерой, которая позволяет не только пресекать факты нарушения законодательства, но и разъяснять работодателям особенности правового регулирования трудовых отношений.
Исходя из статистики представляется, что предостережения станут все чаще применяться трудовыми инспекциями в ходе надзора за соблюдением требований трудового законодательства.
В связи с этим всем без исключения работодателям в настоящее время необходимо знать об особенностях и тонкостях этой профилактической меры. Правовое регулирование института предостережения определяется на основании положений Постановления Правительства РФ от 10 февраля 2017 года № 166 и Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ.
Содержание предостережения
В соответствии с частью 2 статьи 49 Закона № 248-ФЗ в предостережении должно содержаться указание на конкретные действия или же бездействие лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований. При этом обоснование обязательности таких требований также должно быть отражено в предостережении, как правило, это ссылка на нормативный акт, устанавливающий общеобязательный характер требований, на которые ссылаются ревизоры.
Резолютивная часть предостережения должна содержать предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения требований, при этом там не может быть требования о представлении контролируемым лицом сведений и документов. На основании пункта 4 Постановления срок для исполнения предостережения должен составлять не менее 60 дней.
Готовим возражения
Получившая предостережение компания вправе подать возражения в контрольный орган, обосновав позицию в отношении вменяемых ей действий, нарушающих обязательные требования (ч. 4 ст. 49 Закона о контроле, п. 7 Постановления).
Возражения должны быть подготовлены и отправлены в ГИТ в срок, установленный для исполнения предостережения. Срок для рассмотрения поступивших на предостережение возражений составляет 20 рабочих дней. По итогам рассмотрения ревизоры направят компании соответствующий ответ.
Исполнение рекомендаций
Указанным выше Постановлением предусмотрено, что при отсутствии возражений на предостережение компания должна направить в трудовую инспекцию уведомление об исполнении предостережения (п. 11). В уведомлении нужно указать сведения о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Обратите внимание: хотя норма и не содержит требования о предоставлении контрольному органу подтверждающих исполнение предостережения документов, рекомендую их все же приложить, так риск встречных претензий будет меньше.
Ответственность за неисполнение
Как указывалось ранее, по результатам полученного предостережения организация должна направить либо возражения, либо уведомление об исполнении предостережения, игнорирование документа не допускается.
Санкций за уклонение от предоставления ответа законодательство не содержит. Отсутствие таких положений может натолкнуть на мысль, что предостережение можно проигнорировать. Но такое утверждение категорически неверно, так как предостережение является официальным актом государственного органа, обязательным к исполнению.
На практике за игнорирование предостережений виновных лиц привлекают к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ, санкцией по которой является предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей.
Кроме того, уклонение от предоставления ответа на предостережение является для контрольных органов своеобразным маркером наличия в компании нарушений, поэтому крайне часто внеплановые проверки проводят именно в случае игнорирования работодателем полученного предостережения. Если вы не согласны с указанными в документе нарушениями трудовой инспекции, направьте соответствующие возражения, если требования контрольного органа обоснованы, исполните их, уведомив об этом инспекцию – это наиболее безопасная стратегия поведения в случае получения предостережения.
Сокрытие фактов нарушения и игнорирование документов из ГИТ способны повлечь для работодателя крайне негативные последствия.
Комментарий юриста
Оксана Васильева, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, рассказала, какие негативные последствия могут быть для компании, если полностью проигнорировать полученное предостережение:
«Как уже было отмечено в тексте статьи, сам факт отсутствия ответа на предостережение не является наказуемым деянием. По своей сути предостережение лишь предлагает представить уведомление об устранении нарушения или возражение, если документ направлен по ошибке. Но нужно учесть следующее: кроме высокого риска назначения трудовой проверки компании может грозить ответственность за те самые нарушения, о которых трудовые инспекторы предостерегают предприятие.
К примеру, если проигнорировать предостережение о необходимости выплатить заработную плату, то документ, полученный из ГИТ, будет выступать уже в качестве доказательства при назначении административного наказания. А в том случае, если спор между компанией и ревизорами дойдет до суда, арбитры могут расценить предостережение как доказательство осведомленности компании о своих незаконных действиях».
Письмо о выполнении предписания
Письмо о выполнении предписания – документ, сопровождающий отчет о его исполнении. Эти две бумаги неразделимы и значительно улучшают взаимопонимание с контролирующими органами и службами.
Требования к составлению
Письмо – служебный документ. Поэтому, несмотря на относительно свободную форму изложения, оно обязано подчиняться ряду условий, а именно:
Трафаретными в последнем пункте являются общеупотребляемые канцелярские выражения, характеризующие положение дел.
Что должно прилагаться
В тексте письма упоминаются приложения. В обязательном порядке должны быть прикреплены копии бумаг, которые подтверждают описанную ситуацию: отчет об исполнении предписания, опись выявленных нарушений. Все они должны иметь подписи ответственных лиц и печати. Отчет имеет достаточно сложный алгоритм заполнения и состоит из:
Все вместе нумеруется, прошивается, на каждом листе проставляется печать. Исключение: письмо о выполнении предписания не должно быть прошито.
В правом верхнем углу начала отчета должна быть ссылка на то, что документ является приложением к письму о выполнении предписания. Далее прописывается по пунктам, какие нарушения были выявлены в ходе проверки и о каждом – какие меры были приняты для их устранения.
Важно! Если предписаний много, то допустимо составление таблицы с графами «Содержание предписания» и «Отметка об исполнении», то есть что было замечено и как это исправили.
Также к письму могут прилагаться акты проверки. Они не должны быть старше трех дней. Все эти документы начиная с 2016 года можно отправлять через интернет. В частности, через формат электронного документа, заверяемого электронной подписью.
Обязательно ли составление
Для контролирующих организаций принципиальным моментом становится только наличие отчета. Если отчет не поступил вовремя, то дело передается в суд для принятии решения о том, будет ли фирма (либо частное лицо или ИП) нести административную ответственность за выявленные недостатки в работе. Письмо является значимой частью этих бумаг, своеобразным атрибутом деловой этики.
Передача
Для того чтобы документ дошел до адресата, его передают под роспись сотруднику Управления, который осуществляет контроль за выполнением указанного предписания. Если такой порядок невозможен, то используется почтовое отправление.
Важный момент! При отправке оформляется уведомление о вручении. Получающий должен расписаться в том, что получил бумаги.
Этот нюанс принципиально важен, так как при судебном разбирательстве (если таковое состоится) будет предельно важна информация о том, получена бумага сотрудником контролирующей организации или нет.
Форма написания
Из обязательных позиций письмо будет иметь только:
Для полноты информации желательно ссылаться на существующие законы, их пункты, даты принятия.
Выявление нарушений контролирующими органами – не редкость в нашей и других странах. Если нарушение есть, его необходимо исправлять. Иначе предпринимателя или организацию ждет административная или уголовная ответственность (смотря какое нарушение было выявлено).
Как выглядит документ
В правом верхнем углу письма расположена ссылка на адресата. Это может быть начальник налоговой службы, департамента образования или здравоохранения области либо региона и пр. Главное, чтобы ФИО совпадало с тем, от чьего имени были составлены предписания. Допустима постановка заглавных букв вместо полной прописи имени и отчества сотрудника.
После этого — основная часть письма. Она начинается с обращения к конкретному лицу, ответственного за проведение проверок в компании. Первая строчка начинается фразой «В исполнении предписания…». Потом идут ссылки на само предписание, дату его составления и заверения. Также упоминается отчет и дата проверки.
Если следовать юридическим нормам (что желательно), то ссылка на законодательную базу будет лучшим завершением основной части письма.
После ссылок на отчет перечисляются приложения, которые предоставляются вместе с письмом.
Также внизу обязательно ставить печать, подпись управленца в организации (директора), расшифровку должности, на которой он находится. Если есть, то надо оставить ссылку на доверенность, по которой действует лицо с датами и подписями. Копию его нужно будет послать в контролирующую организацию.
Ошибки
В письме недопустима необъективность оценочных позиций, голословное утверждение каких-либо фактов. Если в формулировке письма присутствует какая-либо информация, то она должна подтверждаться сопроводительными документами и реальными действиями по устранению выявленных нарушений.
При допущении помарки или незначительной ошибки данные в письме могут подвергаться исправлению. Естественно, при условии, что все подписывающие подтвердят факт наличия этой ошибки и поставили рядом с исправленным свои подписи в знак согласия с последними. Федеральный закон от 26.12.2008 г. №294 регулирует все эти взаимоотношения.
Сколько потребуется экземпляров
Для страховки нужно сделать два экземпляра отчета и письма о выполнении предписания. Первый отправляют в контролирующий орган (конкретному лицу), а второй остается в сейфе компании. По закону он хранится там не менее трех лет.
Прокурор разъясняет
В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют.
Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическими лицам. Предостережение объявляется должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.
Применению предостережений предшествует проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение объявляется на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.
Предостережение оформляется в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
Разъяснения подготовил старший прокурор отдела по надзору за уголовно – процессуальной и оперативно – розыскной деятельностью Лохов А.Н.
Прокуратура
Вологодской области
Прокуратура Вологодской области
3 августа 2013, 13:53
Что такое предостережение прокурора?
В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют.
Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическими лицам. Предостережение объявляется должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.
Применению предостережений предшествует проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение объявляется на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.
Предостережение оформляется в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
Разъяснения подготовил старший прокурор отдела по надзору за уголовно – процессуальной и оперативно – розыскной деятельностью Лохов А.Н.
Статья 49. Объявление предостережения
1. В случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
2. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
3. В случае принятия контрольным (надзорным) органом решения об объявлении контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес сайта в сети «Интернет», позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований, при условии наличия самообследования в числе используемых профилактических мероприятий по соответствующему виду контроля.
4. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля.
5. Контрольные (надзорные) органы осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.