Отчёт по лабораторной работе: что это и как его оформить
Лабораторная работа часто влияет на оценку в конце семестра. Чтобы получить «хорошо» или «отлично», нужно составить грамотный отчёт. Не каждый преподаватель подробно рассказывает о правилах оформления такого отчёта по своему предмету. Поэтому мы собрали основные советы о том, как правильно оформить отчёт по лабораторной работе.
Что нужно писать в отчёте
В высших учебных заведениях и колледжах изучают не только теорию, но и практику. Лабораторная работа показывает, насколько хорошо студент усвоил материал. Как правило, в ней студент впервые применяет теоретические знания на практике. Отчёт по лабораторной работе должен в подробностях содержать информацию о всех этапах и результатах проведённых опытов и экспериментов.
Чтобы вы ничего не упустили, мы расскажем о всех пунктах, которые вам нужно осветить в отчёте по лабораторной работе. Если вам нравится оформлять учебные работы самостоятельно, вам понадобятся эти статьи в блоге Мультиворк:
Оформление
К оформлению относится шрифт, его размер, расстояние между строками и многое другое. Если у преподавателя нет конкретных требований к оформлению, советуем использовать правила оформления рефератов или курсовых работ. Лучше всего выбрать шрифт Times New Roman 14-го кегля чёрного цвета. Межстрочный интервал должен быть равен 1,5. Не забудьте про поля на краях листа, их должно быть достаточно, чтобы подшить готовую работу. Заголовки можно выделить жирным начертанием без точек в конце.
Основные пункты отчёта
Любой отчёт по лабораторной работе имеет определённую структуру. Её нужно соблюдать, если вы хотите получить высокую оценку.
Титульный лист
Титульный лист отчёта по лабораторной работе имеет практически такую же структуру, как и любая другая учебная работа. Шапка состоит из полного названия учебного заведения и факультета. Далее идёт название работы «Отчёт по лабораторной работе». Вам нужно указать предмет, своё имя и фамилию, город и год выполнения работы.
Тип шрифта, его размер и интервалы между строками утверждает кафедра. Эти детали стоит уточнить у своего преподавателя. У него вы можете попросить пример титульного листа.
Введение
Так как отчёт — это небольшая письменная работа, поэтому вам не нужно составлять содержание. Сразу после титульного листа идёт введение. В нём вам нужно указать цели и задачи лабораторной работы. Далее сформулируйте актуальность и пользу своих опытов. Информация из введения вам понадобится в заключении отчёта.
Теоретическая часть
Теоретическая часть — основной пункт работы. Она состоит из описания методики эксперимента, его результатов и подробного описания этапов. Вам нужно указать, на исследования каких учёных вы опираетесь и чего вы ждёте от своего эксперимента.
Этапы проведения ваших опытов должны включать в себя подготовку к ним, оборудование, которое вы использовали и описание манипуляций, которые совершали. Далее вам нужно рассказать о полученных результатах независимо от информации во введении.
Выводы
В выводах вы сравниваете результаты, которые получили в ходе эксперимента с целью и задачами, которые вы перед собой ставили. Конечно, в идеале они должны сойтись, однако отрицательный результат — тоже результат.
Графика
Так как лабораторная работа — это описание практики, сложно рассказать о ней только словами. Скорее всего, вам понадобятся изображения, таблицы или схемы, чтобы преподавателю было проще понять ваш отчёт.
Используйте одинаковое оформление графических объектов. Например, линии в таблице должны иметь одинаковую толщину и одинаковый шрифт, размер картинок тоже не должен отличаться. Не переборщите с графическими элементами, они могут усложнить восприятие информации.
Иногда отчёт по лабораторной работе доставляет много проблем. Если это ваш случай, специалисты Мультиворка с удовольствием вам помогут. Они напишут не только отчёт, но и любую другую учебную работу.
Оформление отчётной документация. Часть #1: отчёты по лабораторным работам
Здравствуй, хабраюзер.
Этой статьёй я начну цикл публикаций о том, как готовить различную муторную и макулатурную работу, а именно как писать и оформлять различные отчёты, коих за период обучения скапливается множество, а переоформлять их из-за «неверного оформления» приходится многократно.
Эта публикация адресована в студентам технических вузов, ибо рассказ будет Вам о том, как сделать шаблон для отчёта по лабораторным работам и как его быстро и эффективно заполнить и оформить.
Итак, начну:
1.1 Титульный лист
В титульном лист обычно выдаётся преподавателем или кафедрой, но если данный шаблон отсутствует, то:
а) сверху необходимо написать полное Вашего ВУЗа, а на строчку ниже написать название принимающей кафедры;
1.2 Содержание
Данный лист является необязательным для отчёта по лабораторным работам, создаётся только по требованию преподавателя.
Всегда должен быть на отдельном листе.
1.3 Цель работы
Обычно цель работы копируется из методички.
Иногда, по требованию преподавателя, формулируется самостоятельно.
1.4 Задачи
Данный пункт является необязательным для отчёта по лабораторным работам, создаётся только по требованию преподавателя.
Обычно копируется из методички, но иногда, по требованию преподавателя, формулируется самостоятельно.
1.5 Теоретические сведения (введение)
Является рекомендованным. Обычно заполняется копированием соответствующего материала из лекций, методички, находится в Интернете.
Иногда здесь присутствует описание алгоритма, используемого в лабораторной работе.
По требованию преподавателя изредка вставляются и описываются альтернативные методы решения поставленных целей и задач.
1.6 Ход работы
Основная часть отчёта. Обязательная ;). Может состоять из подразделов, описывающих различные методы или логические шаги при выполнении лабораторной работы.
Описывает ход выполнения работы по шагам, или же основные, ключевые элементы реализации программного кода разрабатываемого ПО.
1.7 Описание программного обеспечения (руководство программиста)
1.8 Структурная схема программы / Блок-схема
Раздел обязателен, если Вы реализовываете ПО.
Здесь описывается то, как реализован заданный алгоритм, показывается и объясняется структурная схема работы программы (алгоритма программы) или же его блок-схема.
Может разделяться на два раздела.
1.9 Руководство пользователя
Раздел обязателен, если Вы реализовываете ПО.
Данный раздел описывает реализацию интерфейса программы и объясняет, какие функции выполняют различные элементы интерфейса.
Это справочный раздел для пользователя.
1.10 Вывод / Заключение
Наиболее простой способ оформления данного раздела — скопировать и слегка переформулировать разделы «Цели» и/или «Задачи», например: «В данной лабораторной работе мы *«Цели» и/или «Задачи»*».
Более сложный вариант оформления выводов это произвести действительные выводы, на основе поставленных целей, задач и теории, основываясь на результатах лабораторной работы. Последний метод рекомендуем преподавателями, но не обязателен некоторыми к проверке — поэтому можно использовать и первый метод при оформлении данного раздела.
1.11 Список использованной литературы
Данный лист является необязательным для отчёта по лабораторным работам, создаётся только по требованию преподавателя по заданным ГОСТам или требованиям.
Всегда должен быть на отдельном листе.
1.12 Приложения
Данный лист является рекомендуемым для отчёта по лабораторным работам, связанным с программированием. Обычно здесь помещают листинг программы, иногда — различные объемные рисунки, таблицы и блок-схемы.
Всегда должен начинаться с новой страницы.
2 Оформление текста отчета
2.1 Изложение текста
Текст должен излагаться беспристрастно, от третьего лица.
Стиль изложения: научный.
Использовать только общепринятые сокращения.
Абзац должен начинаться с красной строки, желательны переносы, текст должен размещаться по ширине.
См. список рекомендованной литературы.
2.2 Оформление ссылок, подписей к таблицам, рисункам, блок-схемам, листингам и т.п.
Подписи к рисункам размещаются под изображением и оформляются с использованием сквозной нумерации «Рис./Рисунок *порядковый номер рисунка в отчёте или в разделе*» и подписи, излагающей содержание рисунка, например: «Рис. 1. Интерфейс работы программы» или же «Рис. 1.1. Интерфейс работы программы».
Подписи к таблицам оформляются таким образом: над таблицей пишется порядковый номер таблицы в отчёте и название таблицы (например: «Таблица 1. Статическое распределение возрастных характеристик при использовании сети Интернет»), если таблица продолжается на следующем листе, то её продолжают так: «Продолжение таблицы 1. Статическое распределение возрастных характеристик при использовании сети Интернет».
Подписи блок-схемам располагаются под блок-схемами, а к листингам — над ними.
Для ссылки на какой либо раздел, рисунок, таблицу и т.п. пишут слово «см.» и *тип ссылки и порядковый номер*, например: «см. рис. 1».
2.3 Блок-схемы
Блок-схемы оформляются в соответствии с ГОСТ 19.701-90 и разумом (ибо он устарел).
2.4 Списки
Списки оформляются либо русскими буквами, либо арабскими цифрами. Если в один список вложен другой, то один оформляется русскими буквами, а другой — арабскими цифрами.
2.5 Нумерация страниц
Нумерации на титульном листе не должно быть, на остальных листах нумерация должна быть сквозная, начиная со второй страницы, размер шрифта такой же, как и у основного текста.
2.6 Нумерация разделов
Разделы и подразделы нумеровать обязательно. Не нумеруются разделы «Введение», «Содержание», «Вывод», «Заключение», «Список использованной литературы».
Раздел «Приложения» и его приложения нумеруются арабскими цифрами или русскими буквами (буква «ё» не используется). При этом каждый подраздел должен иметь своё название. Также, каждый раздел может иметь отдельный титульный лист.
Пример: «Приложение А (обязательное). Блок-схема работы алгоритма».
Заключение
Ну и в заключение своей статьи я надеюсь, что данный материал поможет студентам в оформлении отчётов, убыстрив их правильное оформление и они не будут мучиться с этим.
Список рекомендуемой литературы
ЕСПД (ЕДИНАЯ СИСТЕМА ПРОГРАММНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ)
В первую очередь для инженерных отчётов предназначена данная система, из неё хочется выделить в первую очередь нижеприведённые госты:
а) ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-85). СХЕМЫ АЛГОРИТМОВ, ПРОГРАММ, ДАННЫХ И СИСТЕМ
Морально устарел, но ещё не был заменён на другой ГОСТ и применим в адаптации, к современным ПО.
Думается, в дальнейшем, найти ИСО, которым был заменён ИСО 5807-85, лёгший в основу ГОСТ 19.701-90, и перевести его.
б) ГОСТ 2.106-96. Текстовые документы
Рассказывает о том, как оформлять текстовую часть документации.
Как правильно написать отчет по лабораторной работе
Что представляет собой отчет по лабораторной работе
Отчет по лабораторной работе представляет собой описание проведенного эксперимента, примеры расчетов, результатов и сделанных студентом выводов. Большое внимание уделяется правильному оформлению работы, а также таблицам, иллюстрациям, формулам, а не только содержанию.
Структура отчета
Различные учебные учреждения могут содержать собственные правила по структуре лабораторной работы, которые отличаются от общепринятых. Нижеприведенный вариант используется в большинстве отчетов.
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей отчета. Наверху страницы указывается название учебного заведения и факультета. Ниже пишется заголовок «Отчет о лабораторной работе по дисциплине …» и тема. В правой части страницы требуется указать автора (студента), его группу, ФИО преподавателя. Внизу страницы титульного листа нужно написать город и год составления работы.
Пример титульного листа по лабораторной работе
Номер на титульном листе не ставится, но лист участвует в общей нумерации работы
Введение
Введение является первым после титульного листа разделом работы. Оглавление, в большинстве ВУЗов, в лабораторной работе, как правило, не пишется из-за небольшого объема работы. Во введении автором обозначаются цели и перечисляются решаемые в работе задачи.
Необходимо привести информацию о предмете и объекте исследования, рассматриваемой проблеме и изучаемой научной области. Задачей введения является погружение читателя в суть работы.
Пример написания введения в отчете по лабораторной работе
Отсутствие вводной части делает лабораторную работу неполной
Теоретическая часть
В зависимости от дисциплины, теоретическая часть различная. В химии необходимо описать используемые реактивы и схемы реакций, в физике – привести формулы. В этом разделе приводятся также законы, теоремы, фрагменты программного кода. Все сведения необходимо излагать тезисно, в сжатом виде.
Пример теоретической части в отчете по лабораторной работе (найти в интернете)
Ссылаться на литературные источники при выборке сведений в лабораторной работе не требуется
Практическая часть лабораторной работы
Описание теоретических сведений необходимо для понимания темы работы. В практической же части проводится описание эксперимента. Здесь перечисляется следующее:
Практическая часть должна быть составлена таким образом, чтобы можно было понять самостоятельность выполнения действий автором и их воспроизвести.
В конце практической части, как правило, составляется таблица с отображением полученных результатов и начальных условий (не всегда). При наличии промежуточных условий их тоже необходимо занести в таблицу.
Пример практической части в отчете по лабораторной работе
Данные с сильными отклонениями в таблицу можно не вносить, если необходимо определенная чистота эксперимента
Заключение
Подведение итогов выполненных задач проводится в заключительной части, где перечисляются полученные данные и делаются на их основе собственные выводы.
Пример заключения для отчета по лабораторной работе
В некоторых учебных заведениях бывает достаточно указать результаты эксперимента без выводов
Требования к оформлению лабораторной работы
Отчет должен быть оформлен в соответствии с требованиями учебного заведения или кафедры. Лучше всего ориентироваться на методичку, в которой прописываются все требования, так как со временем некоторые моменты могут меняться (такие как название Министерства образования РФ, название вашего учебного заведения и др.)
Рамка отчета по лабораторной работе
В ряде технических учебных учреждений отчет по лабораторной работе требуется оформлять на страницах с рамкой. Правила ее оформления могут различаться в зависимости от учебного заведения и описаны в методичке к лабораторной работе.
Пример отчета по лабораторной на листах с рамкой
Чтобы не рисовать рамку самостоятельно, ее можно выбрать из готовых шаблонов, подкорректировав параметры
Иллюстрации
Графические элементы необходимо пронумеровать и подписать арабскими цифрами. Ссылка на иллюстрацию должна следовать сразу за текстом, после нее необходимо разместить изображение. Изображения должны быть одинакового размера. Если они небольшие, их можно объединить по несколько штук в ряд, подписывая 6а, 6б, 6с.
Пример оформления иллюстрации
Если изображение больше формата А4, его необходимо вынести в приложение
Формулы
Ссылка на формулу в тексте размещается сразу после двоеточия. Формулы в отчете по лабораторной работе необходимо отформатировать по правилам для научных текстов:
Пример оформления формул
Не допускается в печатном тексте написание формул от руки
Подсказки на счет составления текста
Выводы
Итоговый отчет по лабораторной работе должен содержать информацию о выполненном исследовании, теоретические факты, полученные результаты и сделанные выводы.
Помните, что не только содержание работы учитывается при ее оценке, но и оформление. Требования могут отличаться в различных учебных учреждениях. Ознакомьтесь с архивными отчетами и стандартными шаблонами вашей кафедры.
Как написать отчет по лабораторной работе
Что такое отчет по лабораторной работе
Отчет по лабораторной работе описывает проведенный эксперимент, автор приводит расчеты и результаты, делает выводы. Оценивается такой отчет не только по содержанию, но и по оформлению. Особое внимание уделяется иллюстрациям, таблицам, формулам.
Структура отчета
В некоторых учебных заведениях могут порекомендовать структуру лабораторной работы отличную от общепринятой. Но в большинстве отчетов используется нижеприведенный вариант.
Титульный лист
Первая страница отчета — это титульный лист. Верх страницы начинается с названия высшего учебного заведения и факультета. Затем идет заголовок «Отчет по лабораторной работе по дисциплине …» и тема. В правой части страницы указывается автор (студент), его группа, преподаватель. В нижней части титульного листа пишется город и год составления работы.
Пример титульного листа по лабораторной работе
Титульник не нумеруется, но участвует в общей нумерации при распечатке цифра 1 на листе не ставится
Введение
Сразу после титульного листа начинается вводный раздел. Считается, что отчет по лабораторной работе имеет недостаточно большой объем для того, чтобы в нем требовалось оглавление. Поэтому в большинстве вузов его не требуют. Во введении автор обозначает цель и перечисляет решаемые в соответствии с ней задачи.
Приводится информация об объекте и предмете исследования, то есть изучаемой научной области и рассматриваемой в ней проблеме. Введение должно погрузить читателя отчета в суть работы.
Пример введения в отчете по лабораторной работе
Без предварительной вводной части лабораторная работа выглядит как абстрактный эксперимент
Нужна помощь в написании работы?
Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.
Теоретическая часть
Теоретическая часть зависит от дисциплины. В химии требуется описание используемых реактивов и схемы реакций, в физике необходимы формулы. Также тут приводятся теоремы, законы, фрагменты программного кода. Требуемые сведения излагаются в сжатом виде, тезисно.
Пример теоретической части в отчете по лабораторной работе
Поскольку студент выписывает сведения самостоятельно, сделав выборку из литературных источников, ссылаться на них не требуется
Практическая часть
После основных теоретических сведений, которые нужны для понимания темы лабораторной работы, начинается описание эксперимента. Здесь требуется перечислить следующее:
Практическая часть составляется так, чтобы читатель мог по ней понять, что автор самостоятельно выполнял все действия и воспроизвести его действия.
В конце практической части обычно составляется таблица, в которой наглядно отображены все полученные результаты (и иногда — начальные условия). Если в лабораторной работе требовались промежуточные результаты, то они тоже фиксируются в таблицах.
Пример практической части в отчете по лабораторной работе
Когда в отчете необходима определенная чистота эксперимента, то данные с сильными отклонениями не вносятся
Заключение
В заключительной части автор подытоживает выполненные задачи, кратко перечисляет полученные данные, на их основе делает собственные выводы.
Нужна помощь в написании работы?
Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.
Пример заключения для отчета по лабораторной работе
В некоторых вузах достаточно привести результаты эксперимента без выводов
Требования к оформлению
Отчет по лабораторной работе оформляется в соответствии с требованиями вуза или кафедры. При оформлении рекомендуем ориентироваться на методичку, а не на работы прошлых лет, потому что стандарты и неочевидные мелочи могут меняться со временем (например, название министерства образования РФ, название вашего вуза, ФИО преподавателя).
Рамка отчета по лабораторной работе
Некоторые учебные заведения (в основном технические) требуют оформлять отчет по лабораторной работе на страницах с рамкой. Ее параметры зависят от конкретного вуза или кафедры, поэтому их нужно брать из методички к лабораторной работе.
Пример отчета по лабораторной на листах с рамкой
Способ не рисовать рамку самостоятельно — подобрать из готовых шаблонов и подправить ее параметры
Иллюстрации
Все графические элементы подписываются и нумеруются арабскими цифрами. Сначала идет текст, в котором ссылаются на иллюстрацию, затем сразу размещается изображение. Все картинки приводятся к одному размеру (если они небольшие, то можно объединять их по несколько в ряд, обозначая как 6а, 7в и т.п.).
Пример оформления иллюстрации
Если изображение по размеру больше формата А4, его выносят в приложение
Формулы
Если в тексте идет ссылка на формулу, то она размещается сразу после соответствующего двоеточия. Формулы в отчетах по лабораторной работе форматируются по стандартным правилам для научных текстов:
Нужна помощь в написании работы?
Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.
Пример оформления формул
В печатном тексте не допускает написание формул от руки
Советы по составлению отчета
Примеры отчетов
Выводы
Отчет о лабораторной работе содержит информацию о проведенном исследовании, необходимые для него теоретические факты, полученные данные и выводы.
При оценке учитывается не только содержание, но и оформление. Требования к последнему могут отличаться в разных вузах, поэтому рекомендуем ознакомиться не только со стандартными шаблонами отчетов, но и с архивными отчетами конкретной кафедры.