Куда жаловаться на управляющую компанию
Если она завышает тарифы или плохо работает
Жильцов в многоквартирных домах часто не устраивает работа УК: плохо убирают снег и метут дворы, не моют подъезды или не реагируют, что в квартире холодные батареи. Но при этом квитанции на солидные суммы в почтовых ящиках появляются регулярно. По работе я помогаю людям составлять жалобы и добиваться справедливости, поэтому знаю, как все устроено. Расскажу, как и куда жаловаться, чтобы батареи стали горячими, а двор — чистым.
Что вы узнаете
На что жаловаться
Жаловаться можно на все, что УК обязана выполнять по договору управления многоквартирным домом. Например, можно жаловаться, если по договору вам должны начислять плату по утвержденному тарифу, а УК рассчитывает стоимость услуг по другим расценкам. Или если сантехник игнорирует вашу заявку, когда у вас подтекает труба.
Обязанности и ответственность УК. Они есть в договоре управления, который заключают компания и собственники помещений в доме. В законодательстве нет исчерпывающего списка обязанностей УК. Стороны могут вписать туда все, о чем договорятся. Главное, чтобы эти условия не противоречили закону и устраивали всех участников договора.
Например, УК, как правило, не обязана очищать фасады от рисунков, надписей и граффити. Но если на стенах вашего дома постоянно появляются такие арт-объекты и они раздражают жильцов, вы можете включить эту обязанность в договор управления.
Но минимальный перечень услуг и работ, которые должна выполнять УК, чтобы содержать общее имущество в надлежащем виде, все-таки есть:
Помимо этого УК выявляет неплательщиков, которые не вносят плату за коммунальные услуги, и заставляет оплатить задолженность. Также она информирует, если изменились тарифы, хранит техническую документацию на дом и ведет переговоры с ресурсоснабжающими организациями. Если, например, из крана течет ржавая вода, она выставляет водоканалу претензию, что качество оказываемых услуг не соответствует заявленному. Если в договоре на управление жилым домом будет прописано соответствующее условие, то УК будет вести учет всех жильцов с постоянной и временной регистрацией — собственников и нанимателей.
Это не исчерпывающие списки обязанностей — в каждом конкретном договоре жильцы и УК могут дополнить их своими пожеланиями. Чтобы понять, что должна выполнять именно ваша компания, посмотрите договор управления вашего дома и УК. Если у вас нет экземпляра договора, запросите копию в управляющей компании, она обязана предоставить вам этот документ.
УК можно привлечь к административной ответственности. Штрафы тут могут быть такие.
Кроме того, если УК нарушит свои обязательства по договору или предоставит неполную информацию об услугах, она должна будет возместить собственникам помещений причиненные этим убытки в полной сумме. И в полном объеме возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу собственников помещений в доме некачественным оказанием услуги. Например, если из-за неправильного обслуживания вентиляции в квартире заведется грибок, который станет причиной появления аллергии у жильцов, можно потребовать возмещение вреда, причиненного здоровью.
Руководителя УК могут наказать, если он несвоевременно или не полностью перечисляет собранные с жильцов деньги поставщикам коммунальных ресурсов. Санкция — штраф до 300 тысяч рублей, принудительные работы на срок до двух лет или лишение свободы на срок до двух лет со штрафом до 80 тысяч рублей.
Если УК регулярно нарушает правила и вас не устраивает ее работа, договор с ней можно расторгнуть. Мы рассказывали об этом в статье «Восемь мифов о ЖКХ».
Жалоба на УК через госуслуги: пошаговая инструкция
С 1 января 2017 года отправить жалобу на управляющую организацию в государственную жилищную инспекцию и другие надзорные органы можно только лично, либо через официальный государственный портал, на котором у заявителя есть подтвержденный профиль.
Практиковавшаяся ранее отправка жалоб через сторонние ресурсы типа сердитый гражданин, росжкх или через форму обратной связи на сайтах надзорных органов теперь не работает. На такой запрос вы сможете получить только разъяснения курирующей организации по всем изложенным вопросам. Проводить какие-либо проверки по «безымянным» заявлениям организации не будут. Вероятно, это делается для того, чтобы привлечь пользователей для регистрации и использования государственного портала gosuslugi.ru.
Регистрируемся на портале госуслуги
Прежде всего, вам необходимо зарегистрироваться на сайте. Портал идентифицирует вас для серьезных действий, таких, как получение документов, удостоверяющих личность, различных льгот и пособий. Оплату штрафов и госпошлин позволяет выполнить и «урезанная» версия. Получить доступ к ограниченному функционалу можно, используя свои данные и номер телефона. Полученный в сообщении код зарегистрирует вас по упрощенной схеме.
Но если вы планируете использовать все возможности сайта, вам необходимо идентифицировать свою личность при регистрации. Сделать это можно несколькими способами:
После регистрации обязательно внесите все справочные данные в систему. Наличие информации о номерах СНИЛС, свидетельств о рождении/заключении брака, водительского удостоверения, медицинского полиса и других сведений существенно облегчит вам работу с предлагаемыми услугами.
Следующий этап – собственно, составление жалобы.
Составляем жалобу
Подготовьте текст обращения заранее. У предварительной подготовки есть существенные плюсы. Во-первых, у вас будет время на обдумывание всех сторон вопроса, и вы не упустите важные детали, и сможете при желании отредактировать написанное. Во-вторых, если вы будете писать заявление непосредственно в форме, которую предложит сайт, это займет какое-то время. А при отправлении готового текста вы увидите окошечко «время ожидания истекло, отправьте форму повторно, пожалуйста». И все ваши усилия пропадут даром, поскольку написанный текст исчезнет. Чтобы не попасть в такую ситуацию, мы и рекомендуем вам приготовиться к отправке формы заранее и сохранить копию обращения на компьютере.
К своему обращению в соответствии с функционалом сайта вы можете направить документы, подтверждающие возникшую спорную ситуацию. Для этого также заблаговременно подготовьте фотографии всех необходимых бумаг. Это может быть и договор между собственником и управляющей компанией, всевозможные акты о залитии и порче имущества, акты, оценивающие нанесенный ущерб, заключения медиков о травмах и последствиях, наступивших в результате халатности управляющей компании, ваша переписка с организациями, их ответы и так далее. Позаботьтесь о том, чтобы фотографии были читаемыми, и соответствующего размера. Общий размер прикрепляемых файлов не должен превышать 50 Мб.
К тексту жалобы установленных законом требований как таковых нет. Но есть несколько правил, которые важно соблюдать для получения ответа по существу. Суть обращения должна быть написана сугубо в деловом стиле. Излагать необходимо только факты в хронологическом порядке, всю эмоциональную окраску и личное отношение лучше оставить за пределами письма. Дополнительным преимуществом станет приведение по тексту обращения норм права, которые нарушила управляющая компания.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращения с нечитаемым текстом, с непонятной сутью, с угрозами в адрес должностного лица, его семьи либо его имущества, а также содержащие ненормативную лексику, остаются без рассмотрения.
Отправляем жалобу
Итак, вы зарегистрированы на сайте госуслуги, подготовили текст обращения и электронные копии всех сопутствующих документов. Для того, чтобы подать обращение в электронном виде, вы должны:
Второй вариант – авторизоваться на сайте госуслуги и в самом низу стартовой страницы найти подраздел «Наши проекты», а в нем аббревиатуру «ГИС ЖКХ».
После соблюдения указанной последовательности действий, в обоих случаях система направит вас на сайт dom.gosuslugi.ru. Вообще планируется со временем перенести раздел ЖКХ с сайта госуслуги на сайт дом.госуслуги для снятия нагрузки с основного портала. Но пока переход не завершен, система будет вас переадресовывать по умолчанию. Регистрация на сайте госуслуги автоматически переносится на дом.госуслуги, поэтому после перехода вам сразу же будет доступен для работы личный кабинет. В личном кабинете много интересной информации по дому: протоколы собраний собственников, информация о ваших платежах, сведения о работе управляющей компании. Но то, что нас интересует, находится на главной странице личного кабинета. Среди представленных действий выберите иконку «направить обращение или жалобу».
При нажатии иконки вам откроется форма для заполнения. Те персональные данные, которые необходимы для формирования обращения, автоматически переносятся с портала госуслуг в соответствующие графы. Заполнить останется совсем немного.
В верхних строках указано, что ответ будет направлен на ваш электронный адрес и в личный кабинет сайта, с которого вы отправляете обращение. При желании вы можете изменить адрес электронной почты. В информации о заявителе вы также можете изменить адрес проживания и телефон.
Следующая форма – информация об обращении. Здесь вы можете увидеть текущий статус заявления (на момент написания стоит статус «не отправлено»), адрес (который вы можете сменить при необходимости). Для корректной отправки формы вам необходимо выбрать тему сообщения в соответствующей графе. Система предложит вам на выбор 9 разделов, которые разделены на соответствующие темы. Среди них вы выбираете ту, что относится к вашему обращению. Если вам не подошла ни одна из предложенных, вы можете выбрать значение «другая тема», указав в следующем окне, какая именно.
Следующим этапом вы выбираете адресата, которому хотите направить обращение. Система предлагает широкий выбор – это и ресурсоснабжающие организации, и сама управляющая компания, и даже государственная инспекция по жилью.
Далее следует окно для текста обращения, сюда вы копируете текст, который написали по нашему совету заранее. Также вы можете при необходимости прикрепить дополнительные файлы – сведения о нарушениях в электронном виде, указанные выше по тексту.
Затем система вам предложит сохранить результат работы, отправить его по назначению либо вовсе отменить, оставив плоды своих трудов без использования, и жалобу без рассмотрения, если вдруг вы передумали.
Ждем ответа
Результаты обращения вы можете увидеть там же, в личном кабинете во вкладке личный кабинет – обращения и ответы на них – отправленные обращения.
В среднем обращения, направленные через госуслуги, рассматриваются в срок до 15 дней. Но в зависимости от содержания сообщения, срок ответа может увеличиться или (реже) уменьшиться. В любом случае, сроки ответа на обращение не должны превышать установленные Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Скорость ответа зависит от того, насколько быстро главное действующее лицо обращения (как правило, это управляющая компания) даст разъяснения по указанным в заявлении вопросам. Для управляющих организаций тоже установлены предельные сроки ответов на различные обращения. Так, по вопросу качества услуг, связанных с работой с бытовыми отходами, отведен срок в 3 рабочих дня. Вопросы по объему и качеству предоставляемых услуг должны быть освещены в течение 5 дней, а на жалобу, связанную с обнаружением запаха газа в помещении или во дворе, ответ должен быть незамедлительный.
Заявление, поданное через портал госуслуги, позволяет направить жалобу непосредственно ответственному органу, минуя лишние звенья. Уполномоченный орган при получении обращения сразу предпринимает следующие действия:
Мы настоятельно рекомендуем пользоваться порталом госуслуги для подачи жалоб и обращений. Преимущества, которые нам дарит этот сервис, неоспоримы.
Во-первых, ваше обращение точно не затеряется в канцелярском водовороте организации.
Во-вторых, вы можете составить и отправить жалобу, не отходя от своего рабочего или домашнего компьютера, попивая чашечку кофе. Вы даже можете сделать это с помощью смартфона независимо от того, где вы находитесь.
В-третьих, вам не нужно узнавать приемные часы, адрес, и маршруты, которыми можно добраться в организацию. Вы экономите время и деньги.
Ну и последнее – негласная практика показывает, что к обращениям, полученным через портал госуслуги, отношение исполнителей более трепетное, чем к тем, которые приносят лично заявители, потому что и контроль за исполнением таких обращений строже.
Как правильно подать заявление в Жилинспекцию через ГИС «ЖКХ»?
17 Февраля 2021, 8:05
Ограничения в части проведения внеплановых проверок в отношении юридических лиц, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, с 01.01.2021 сняты.
Однако, в инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области до настоящего времени поступают обращения посредством простой электронной почты, по которым не представляется возможность проведения проверки из-за ограничений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В связи с чем, Инспекция рекомендует обращаться через ГИС ЖКХ. Это достаточно просто.
Необходимо иметь учетные данные личного кабинета портала gosuslugi.ru. Зайдя на сайт ГИС ЖКХ dom.gosuslugi.ru необходимо войти в личный кабинет, используя учетные данные портала ГОСУСЛУГ.
Зайдя в раздел «Направить обращение или жалобу» нужно выбрать адрес, тему и написать обращение, также можно прикрепить к обращению приложения.
Данное обращение автоматически регистрируется системой и в тот же момент поступает в Инспекцию.
Администрация Волгоградской области:
г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 9.
E-mail технической поддержки по работе сайта: admin@riac34.ru
Официальный портал Волгоградской области 2021
Материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
(за исключением материалов, авторские права на которые принадлежат третьим лицам)
Онлайн приемная
Форма «Виртуальная приемная» предназначена для реализации права граждан на обращение в администрацию Краснодарского края, к главе администрации (губернатору) Краснодарского края, его первому заместителю и заместителям в соответствии с Порядком работы с обращениями граждан в администрации Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.10.2016 N820 (далее – Порядок). Данный раздел не предназначен для приема коммерческих предложений от юридических лиц и не предполагает их рассмотрение в соответствии с указанным Порядком.
Заявления, предложение или жалобы, адресованные в структурных подразделения администрации Краснодарского края (или должностным лицам) следует направлять на официальные адреса электронной почты указанных структурных подразделений администрации Краснодарского края.
Обращения регистрируются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Законом Краснодарского края от 28.06.2007 № 1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Краснодарском крае».
Доступ к указанной форме осуществляется посредством официального Интернет – сайта администрации Краснодарского края и Портала исполнительных органов государственной власти Краснодарского края.
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение, поступившее посредством данной формы, направляется исключительно на указанный адрес электронной почты. В целях обеспечения прав граждан в форме «Виртуальная приемная» организован механизм проверки адреса электронной почты при заполнении.
Для получения ответа в письменной форме необходимо направить обращение на почтовый адрес: 350014, г. Краснодар, ул. Красная, 35.
При заполнении полей формы необходимо обратить внимание, что в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается (ч. 4.1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Гражданин вправе приложить к своему обращению необходимые документы и материалы в электронной форме, при этом нормами Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не предусмотрена возможность изложения сути обращения в приложении. Материалы, прикладываемые к обращению, предназначены исключительно для подтверждения доводов, изложенных в самом обращении.
Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
Длина отправляемого сообщения ограничена 2 тысячами символов. Копии документов, фотографии и другие допустимые вложения возможно направить посредством формы или обычной почтой по адресу: 350014, г. Краснодар, ул. Красная, 35 или прикрепить к данному обращению.
ВС РФ объяснил, как направлять электронные обращения в ГЖИ
Надзорные органы возбуждают дела об административном правонарушении только в том случае, если обращение жителя МКД направлено в надлежащей форме. Как правильно направлять жалобы, объяснил ВС РФ.
Жительница МКД по электронной почте обратилась в ГЖИ с жалобой на исполнителя коммунальной услуги: компания отказалась сделать перерасчёт платы за энергоснабжение. Тем самым она, по мнению заявительницы, совершила правонарушение, предусмотренное ст. 7.23 КоАП РФ. Поэтому жительница попросила привлечь организацию к административной ответственности.
Орган ГЖН ответил, что на основании обычного электронного письма не может провести в отношении компании внеплановую проверку (ч. 3 ст. 10 № 294-ФЗ). Жилнадзор рекомендовал подать обращение через Госуслуги и ГИС ЖКХ, явиться лично или направить письмо Почтой России.
Жительница попыталась оспорить действия ГЖИ в суде. Но все инстанции, в том числе и ВС РФ в определении от 08.05.2020 № 301-ЭС20-5142, согласились с позицией надзорного органа. Обращение в форме электронного документа может являться основанием для проведения внеплановой проверки. Но для этого пользователь должен авторизоваться через ЕСИА.
В рассматриваемом деле заявительница авторизацию в ЕСИА не проходила, поэтому у жилнадзора не было оснований организовать внеплановую проверку исполнителя коммунальной услуги и получить доказательства события и наличия состава спорного правонарушения.
Данных в электронном письме, по мнению судов, было недостаточно для оформления протокола об административном правонарушении. К тому же процессуальное решение в виде возбуждения дела об административном правонарушении не принимается по факту поступления любого заявления или обращения.
Этой новостью мы хотим обратить ваше внимание на важную проблему. Часто, вместо того, чтобы решать вопрос напрямую с управляющей компанией или РСО, собственники обращаются сразу в ГЖИ или прокуратуру. Чтобы этого не происходило, рекомендуем вам наладить взаимодействие с жителями ваших домов.
Также узнайте, как работать с жалобами, с которыми к вам приходят жители МКД, и что делать, если на вас поступила жалоба в ГЖИ.