Перерасчет ЖКХ
Как не платить за свет, воду и газ, если вы их не используете
Важно
С 1 января 2017 года перерасчет ЖКХ в квартирах без счетчиков можно сделать, только если вы предоставите акт обследования, подтверждающий, что в вашем жилье технически невозможно установить счетчики — п. 92 ПП РФ от 06.05.2011 N 354.
Вы можете получить такой документ, если живете в ветхих или аварийных домах. Изучите официальные критерии, которые устанавливают, когда счетчики установить нельзя, а пересчитать ЖКХ можно.
За актом обследования обращайтесь в свою Управляющую организацию.
Бывает, что вы прописаны в квартире, но временно живете в другом месте.
Некоторые уезжают на много месяцев: служат в армии, учатся в другом городе, зимуют в Таиланде. Бывают люди, которые не вылезают из командировок. Бывает, летом вся семья отправляется на дачу. А когда возвращаются, их встречают счета за коммуналку. Вы не пользовались газом, водой и канализацией, но вас просят заплатить. Непорядок.
Если вы уезжаете из квартиры больше чем на пять дней, то по закону не должны оплачивать время «простоя». Но управляющая компания о вашем отъезде не знает. Поставьте ее в известность, и вам сделают перерасчет платежей. Для этого отнесите в управляющую компанию заявление и документы, которые подтвердят, что вас не было в квартире.
В законе прописаны два варианта: вы можете сообщить об отъезде заранее или по возвращении. Говорить заранее неудобно. Никто не хочет лишний раз объявлять о том, что квартира пустует. Поэтому лучше воспользоваться вторым вариантом — прийти в управляющую компанию в течение 30 дней по приезде.
Определить свою обслуживающую организацию вам поможет квитанция на оплату услуг. Название компании указано в графе «Наименование получателя платежа». Иногда там же указывают адрес и телефон:
За более подробной информацией зайдите на сайт «Реформа ЖКХ ». Кликните по ссылке «Найти своего управляющего» и вбейте в строку поиска название обслуживающей организации. Так вы узнаете адрес компании, сайт, имя руководителя и даже рейтинг, который складывается из финансовой устойчивости, прозрачности, эффективности и репутации:
Обязательно уточните по телефону дни и часы приема. Многие фирмы выделяют на это всего пару часов в неделю. Подготовьтесь заранее: распечатайте и подпишите заявление, сделайте копии нужных документов.
Если уезжаете регулярно, можно распечатать шаблон и вписывать от руки даты и список документов. Чтобы сохранить образец на свой компьютер, выберите в строке состояния (под заголовком) пункт Файл → Скачать как → Microsoft Word. Вставьте свои данные вместо шаблонных, распечатайте заявление и подпишите его от руки
Теперь приложите вещдоки. Хватит одного или двух документов. Сверьтесь с таблицей:
1. Проездные билеты, в том числе электронные (при условии, что на них указано ваше имя).
2. Справка от охранной организации, что квартира пустовала и находилась под непрерывным наблюдением
Как сделать перерасчет за ЖКУ
1. По каким услугам можно сделать перерасчет?
Если вас не будет дома более 5 полных дней подряд, не считая дней отъезда и возвращения, вы можете запросить перерасчет платы за коммунальные услуги за этот период. При этом перерасчет можно сделать, только если в вашей квартире или доме технически невозможно установить счетчики.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года, все собственники жилых домов, квартир и других помещений в многоквартирных домах обязаны установить счетчики на воду, тепло, электричество. Счетчики на газ нужно устанавливать, только если вы потребляете больше двух кубических метров газа в час. На практике это значит, что, помимо газовой плиты, у вас дома как минимум должна быть газовая колонка.
Перерасчет платы за ЖКУ на время вашего отсутствия может быть произведен по следующим услугам:
Перерасчету платы не подлежат жилищные услуги (наем, содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт), прочие услуги (радио, антенна), а также коммунальные услуги по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.
2. Какие документы нужны для перерасчета?
Для перерасчета платы за ЖКУ вам потребуются:
3. Какими документами можно подтвердить свое отсутствие?
Вы можете приложить к заявлению о перерасчете следующие документы:
4. Как подать заявление о перерасчете?
Подать заявление о перерасчете можно:
В любом случае подать заявление о перерасчете платы за ЖКУ можно до отъезда или после возвращения.
Если вы оформляете перерасчет до отъезда, обратитесь в свой центр госуслуг «Мои документы» (или управляющую компанию) и подайте заявление. В течение 30 дней после возвращения предоставьте акт обследования и документ, подтверждающий ваше отсутствие, иначе вам придется оплатить ЖКУ без учета перерасчета.
Если вы подаете на перерасчет после возвращения, в течение 30 дней подайте заявление и предоставьте в центр «Мои документы» (или управляющую компанию) акт обследования и документ, подтверждающий ваше отсутствие.
Перерасчет сделают в течение пяти рабочих дней.
В каких случаях делают перерасчет ЖКХ?
Никак не могу понять, как рассчитывают плату за коммунальные услуги. Их ведь сейчас оказывают всякие частные фирмы, а не государство. Получается, что они могут назначить любую сумму? И еще иногда в квитанции вписывают какой-то перерасчет. Это как раз потому, что эти частники цены повышают?
С уважением к вам,
К. А.
В плату за коммунальные услуги входит плата за горячую и холодную воду, канализацию, электроэнергию, газ, теплоснабжение и вывоз мусора.
Жильцы платят по тарифам, которые установили органы государственной власти субъектов России или органы местного самоуправления.
Размер платы считают исходя из объема услуг, которые вы потребили. Его определяют по показаниям счетчиков. Если счетчики не установлены, то рассчитают по нормативам.
Если собственники в многоквартирном доме не установили или не ввели в эксплуатацию общедомовой прибор учета, плату могут увеличить. Так сделают, если возможность установить прибор у собственников была технически. В некоторых старых домах это сделать невозможно. Тогда плату за услуги на общедомовые нужды рассчитают с повышающими коэффициентами.
Еще плату могут повысить, если собственник жилья два раза или больше не пустил в дом представителя энергоснабжающей компании, который пришел проверять счетчики.
Получается, что по закону энергоснабжающие компании могут брать с абонентов плату только за определенное количество ресурсов — по счетчику или нормативу. Стоимость этих ресурсов рассчитывается по тарифам, и лишь изредка, в установленных законом случаях, можно применять повышающий коэффициент.
Если перепроверили счетчики
Компания-поставщик коммунальных услуг имеет право проверять состояние приборов учета: исправны ли они, не истек ли срок проверки, совпадают ли показания приборов с теми, что вы подаете каждый месяц.
Если при проверке выяснится, что прибор учета исправен, но при этом его показания расходятся с представленными, плату за услугу пересчитают. Рассчитывать будут по показаниям счетчика.
После такого перерасчета может оказаться, что потребитель оплатил услугу не полностью или, наоборот, переплатил за нее. В первом случае придется доплатить, во втором излишек зачтут в счет будущих платежей.
Если обнаружили незаконное подключение
Если поставщик услуг обнаружит, что какой-то жилец незаконно подключился к внутридомовым инженерным системам, минуя счетчик, он составит об этом акт. Нарушителя обяжут устранить нарушение. Плату пересчитают.
При пересчете такому нечестному жильцу доначислят плату за неучтенную коммунальную услугу исходя из объемов коммунального ресурса. Учитывать будут не реальные показатели потребления — их же уже не проверить, — а мощность оборудования. В случае с водоснабжением учтут пропускную способность труб и их круглосуточную работу. Период отсчитают с даты такого подключения, указанной в акте, по дату его устранения.
Если мощность несанкционированно подключенного оборудования определить невозможно, плату доначислят исходя из объема потребленных услуг. Его определят на основании норматива и умножат на 10 — это повышающий коэффициент. Если в квартире никто не живет, объем коммунальных услуг рассчитают по количеству собственников жилья.
Если проверяющие не смогут установить дату несанкционированного подключения, плату доначислят начиная с даты предыдущей проверки прибора учета, но не больше чем за три предыдущих месяца.
Если счетчики подкрутили
Если проверяющие обнаружат, что жилец подкрутил счетчики, плату тоже пересчитают. Исходить будут из нормативов потребления, их тоже умножат на 10. Если нет сведений о количестве постоянных и временных жильцов, объем коммунальных услуг посчитают по числу собственников жилья.
Перерасчет сделают с даты установки пломб на подкрученный счетчик, но не больше чем за три предыдущих месяца.
Если жильцов не было
Если в квартире нет счетчиков по технической причине — когда конструкция коммуникаций объективно не позволяет установить прибор учета, а жильцы временно уезжают на срок более пяти календарных дней, — можно сделать перерасчет. День отъезда и день возвращения домой не учитываются. Если техническая возможность установки у жильца есть, просто ему не хочется с этим связываться, перерасчета не будет.
И не пересчитают на таком основании оплату услуг на общедомовые нужды и отопление, а также электроснабжение и газоснабжение, которые нужны для отопления.
Если услуги некачественные
Если у вас из крана вместо горячей течет еле теплая вода или больше суток дома нет света, плату за некачественные или неоказанные услуги должны уменьшить.
Вы можете доказать, что услуги были некачественными или не были предоставлены, показаниями свидетелей, видеозаписями или заключением эксперта.
Это сложно и потребует от вас много времени и сил, но это реально. Мы уже писали статью о том, как заставить УК вернуть деньги за некачественное отопление.
Если прибора учета нет вообще
Если в вашем доме стоят общедомовые приборы учета тепла, а в квартирах индивидуальных счетчиков нет, зато есть распределители, то плату за отопление вам посчитают по среднемесячным объемам потребления за предыдущий год. Если прошлогодних сведений нет, посчитают по нормативам и тарифу на тепловую энергию.
Плата за отопление корректируется один раз в год. По итогам корректировки делают перерасчет.
Как видите, перерасчет делают в ситуациях, не связанных с повышением цен. Если абонент нарушил условия договора или решил обмануть энергоснабжающую компанию. И наоборот, если поставщик услуг не выполнил обещанное или человек просто какое-то время не пользовался коммунальными услугами.
Если вам не покажут расчеты и не объяснят, откуда взялись суммы перерасчета, сможете через суд заставить коммунальщиков сделать это. Документ, подтверждающий, что вы к ним обращались, надо будет приложить к заявлению.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Образец заявления на перерасчет коммунальных услуг в 2021 году
Нередко отношения между коммунальными службами и потребителями их услуг возникают конфликты по вопросу неправильного начисления сумм за те или иные жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Для справедливого разрешения подобных ситуаций требуется подать заявление о перерасчете ЖКУ, предоставив весомые аргументы.
Где делать перерасчет коммунальных платежей?
Оказание ЖКУ жильцам осуществляется на основании договора между владельцем жилья и коммунальным предприятием (КП) или управляющей конторой.
Благодаря этому документу, каждый потребитель ЖКУ может контролировать правильность выставления счетов. Поэтому, если пользователь ЖКУ не согласен с выставленным счетом за услуги, он может обратиться за перерасчетом в соответствующие службы: ЕИРЦ (единый информационно-расчетный центр), ТСЖ (товарищество собственников жилья), Горгаз.
Для этого понадобиться написать заявление и прикрепить к нему соответствующие документы. Процесс рассмотрения заявления может составить до 5 дней. При этом, надо иметь ввиду, что деньги заявителю возвращены не будут, а просто заявитель получит квитанцию за следующий месяц с откорректированной суммой.
Как правильно написать заявление на перерасчет коммунальных услуг в связи со смертью жильца?
Порядок оплаты ЖКУ регулируется жилищным кодексом РФ в разделе 7, на основании которого между жильцами и соответствующими службами КП заключаются договора по ЖКУ, обязывающие КП предоставлять определенные услуги, а жильцов исправно оплачивать их.
Но как быть, если человек умер, а наследники смогут вступить в наследство, в лучшем случае, через полгода? Должны ли коммунальные службы продолжать выставлять счета и если да, то можно ли пересчитать сумму за данный период?
Заявление для перерасчета составляется в письменном виде. Утвержденного образца такого бланка нет, однако его можно получить в КП или скачать на данном сайте.
Заявление можно заполнить вручную на листе формата А4, с соблюдением правил составления подобных документов в делопроизводстве, и в нем обычно содержатся следующие пункты:
1) «Шапка», которая расположена в правой верхней части листа. Здесь требуется отобразить реквизиты адресата с указанием:
2) Ниже, по центру строки отображается название письма: «Заявление».
3) Далее заполняется основной текст бланка с изложением:
4) Следующая часть заявления состоит из перечисления документов, которые являются основанием для подачи такого бланка.
5) Завершающим этапом является отображение даты подачи документа и подпись заявителя.
Наглядно ознакомится с процедурой перерасчета коммунальных услуг ЖКХ можно, посмотрев видео.
(Видео: «Перерасчет за коммунальные услуги ЖКХ»)
Образец заявления о перерасчете коммунальных платежей в связи со смертью гражданина
Перерасчет коммунальных услуг при временном отсутствии
Жильцы домов, с не установленными приборами учета, как правило, платят за ЖКУ по нормативам, исходя из численности лиц, прописанных в квартире или доме. Поэтому, если гражданин временно отсутствует в доме (квартире) в связи с длительной командировкой, нахождением за границей или фактически живет в другом доме, он получает право на перерасчет коммунальных платежей.
Для этого понадобиться приготовить необходимые справки. Если человек проживает в другом доме, то в этом случае ему нужно предоставить справку о том, что он оплачивает ЖКУ по месту фактического проживания.
Перерасчет осуществляется, если потребитель не проживал в доме более 5 календарных суток подряд. Перерасчет суммы платежа выполняется пропорционально числу дней отсутствия потребителя.
Примечание. При временном отсутствии потребителя, не пересчитываются услуги на общедомовые нужды. Также не пересчитываются коммунальные платежи, если жилплощадь оборудована индивидуальными приборами учета.
Образец заявления на перерасчет коммунальных услуг по причине временного отсутствия
Перерасчет коммунальных услуг осужденных
Если осужденный гражданин оставляет жилье, принадлежащее ему без присмотра, суд выносит определение или постановление об обеспечении охраны жилья на основании п.2 ст.313 УПК РФ. Такой документ должен направляться КП, для прекращения обслуживания данной квартиры, при условии, если в ней никто не живет.
В то же время, согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ владелец квартиры в силу ст. 210 ГК РФ несет ответственность за содержания имущества, которое ему принадлежит. И при попадании его в места лишения свободы (МЛС) такая ответственность с него не снимается. ЖК РФ в ч. 1 ст. 153 указывается, что владелец жилья обязан своевременно осуществлять платежи за ЖКУ.
В законодательных нормах РФ отсутствуют положения, освобождающие граждан, находящихся в МЛС, от оплаты за ЖКУ.
Таким образом, при возможности, нужно заранее отправить заявление для корректировки начисления ЖКУ на период отсутствия владельца квартиры. Если не удастся отправить заявление, то после освобождения нужно будет предоставить справку из тюрьмы, с указанием сроков отсидки, которая передается в бухгалтерию КП.
Примечание. За осужденным остается обязанность по оплате ЖКУ по содержанию общих мест пользования. Это же относится и к услугам по содержанию жилья.
Образец
Заявления на перерасчет коммунальных услуг в связи с не проживанием
Если гражданин не проживает в квартире, которой прописан, то ему требуется подать заявление в управляющую контору о перерасчете платежей за ЖКУ. Заявление на перерасчет оформляется письменном виде в произвольном стиле. Такой документ обязан содержать:
1) Вступительную часть, где в правой верхней части листа отображается «шапка», с указанием:
2) Основную часть, где излагаются:
3) Заключительную часть, состоящую из:
В этом варианте, наибольший период перерасчета коммунальных платежей составит 6 месяцев. По истечении данного периода, при потребности подается новое заявление о перерасчете.
В качестве доказательства нужно предоставить документы, подтверждающие факт отсутствия жильца в указанный период.
Образец заявления для перерасчета платежей за коммунальные услуги в связи с не проживанием жильца в квартире
Заявление на перерасчет коммунальных услуг по показаниям счетчика
Основным нормативным актом, регулирующим порядок расчёта платежей за ЖКУ, является Правительственное постановление № 354 от 06.05.2011 года, где устанавливаются правила осуществления ЖКУ. В пункте 59 «Правил…» отмечается что перерасчет платежей за водоснабжение может потребоваться, если водомер не пройдет своевременную поверку.
Перерасчет потребления воды или электроэнергии при оборудовании квартиры приборами учета может осуществляться по следующим причинам:
Таким образом, корректировка платежа может осуществляться в двух случаях:
Заявление обязано быть рассмотрено на протяжении 5 рабочих дней. При положительном решении часть переплаченной суммы, будет перенесена на следующий месяц.
Форма заявления, практически, не отличается от подобных заявлений о перерасчете ЖКУ.
Образец
Перерасчет за некачественное предоставление коммунальных услуг
Если коммунальные услуги предоставлены не в соответствии с требуемым качеством, то в этом варианте также допускается перерасчет ЖКУ. Например, на протяжении продолжительного периода не вывозился мусор или температура горячей воды не соответствует норме.
Для перерасчета некачественной услуги нужно подать заявление о перерасчете. Если поставщик услуг не отреагирует на заявление, то потребуется выполнить следующую процедуру:
Образец
Документы для перерасчета коммунальных платежей
Для перерасчета платежей по ЖКУ понадобятся следующие документы:
Примечание. Все копии документов (кроме проездных билетов) непременно обязаны быть подписаны руководителями учреждений, выдавших их, и скреплены печатями. Если какой-либо документ составлен на иностранном языке, то он обязан быть переведен на русский язык, с заверением перевода нотариусом.
Сроки подачи заявления о перерасчете коммунальных платежей
Согласно п.91 раздела VIII Правительственного постановления № 354 граждане могут направить заявление о перерасчете платы за ЖКУ в следующем порядке:
При этом, если заявление будет предоставлено до начала временного отсутствия жильца, то перерасчет может быть выполнен на 6-тимесячный период. По завершению такого периода потребуется снова подать заявление о перерасчете.
Могут ли сделать перерасчет коммунальных услуг за три года?
Перерасчёт платежей за ЖКУ выполняется за период отсутствия жильца. За 3 года перерасчет может осуществляться, обычно в связи с отсутствием жильца. Однако это максимальный период перерасчёта, так как при более продолжительном сроке КП может отказать в перерасчете, ссылаясь на ст.196 ГК РФ, об истечении срока исковой давности, составляющим 3 года.
Что делать, если отказали в перерасчете тарифов ЖКХ?
Случаи отказа в осуществлении перерасчёта платежей ЖКУ не редкость. Для доказательства нарушения своих прав нужно получить официальный отказ от КП о перерасчете, с указанием причины и основания.
После получения письменного ответа от КП на обращение жильца о перерасчете, заявитель может подать жалобу в следующие ведомства:
К жалобе потребуется приложить ответ КП. Если же КП не ответит на письменное заявление жильца о перерасчете ЖКУ, то в жалобе потребуется это отметить.
Завершающим этапом для защиты своих прав может обращение с исковым заявлением в судебную инстанцию.
Претензия о начислении необоснованной задолженности за ЖКУ
В ООО «ПИК-Комфорт» (ОГРН 1027700082266)
Адрес: 123242, г. Москва, ул. Баррикадная, дом 19,
строение 1, этаж 3, помещение II, часть комнаты 7
Тел: 8 (800) 234-22-22
Email: hotline@pik-comfort.ru
От: ФИО __________________________________
Адрес: _____________________________________
Тел: _______________________
Email: ________________________
ПРЕТЕНЗИЯ
о начислении необоснованной задолженности
Квитанции по оплате услуг ______ оплачиваются мной надлежащим образом в установленные сроки согласно пп. «и» п.34 постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Однако, мне предъявляется необоснованная задолженность за __________ (указать коммунальную услугу).
Согласно ст. 8 Закона РФ от 07.02.92г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель имеет право потребовать предоставления необходимой и достоверной информации, в том числе, об оказываемых услугах и о порядке их оплаты.
В соответствии с. пп. «д». п. 31. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
На основании вышеизложенного,
ПРОШУ:
В случае отказа в удовлетворении моей претензии, буду вынужден(а) обратиться в надзорные органы и суд за защитой своих прав.
ФИО: ________________________
Дата: ________________________
Подпись: ________________________