Как связаться с книжным издательством и редактором
О том, как найти правильного редактора в издательстве, узнать его контакты, составить убедительное письмо для завязывания отношений и вызвать у редактора интерес к своей рукописи. Инструкция, которая пригодится всем авторам, мечтающим издать книгу за счет издательства.
Пробиться сквозь самотёк
Что делает автор, желающий издать роман? Отправляет рукопись всем издательствам подряд, а потом ждет отклика. И чаще всего напрасно. Дело в том, что отправлять рукопись на деревню дедушке, то есть просто по электронному адресу издательства бессмысленно. С самотеком, то есть текстам присылаемыми в редакцию, редакторы работают мало и неохотно, поскольку традиционно качество этих текстов низкое. Поэтому многие издатели предубеждены относительно самотека, к тому же рядовой редактор по уши завален работой над текущими проектами и ему бывает просто некогда заниматься самотёком.
В результате авторы очень приличных произведений зачастую оказываются не у дел. Их рукопись просто не попадает на глаза редактору.
В этой связи задача автора на первых порах сводится к тому, чтобы убедить реактора хотя бы прочитать фрагмент рукописи, потому что даже на это автор не всегда может рассчитывать. И вопрос заключается в том, как убедить его мягко и ненавязчиво, не вызвав раздражения и как следствие ‑ предубеждения по отношению к тексту.
Ведь нередки случаи, когда автор ведет себя чересчур бойко, и действиями, а не текстом отталкивает редактора. Но в то же время нужно суметь зацепить редактора. И здесь многое зависит от того, может ли автор найти правильного адресата и составить внятное, убедительное письмо.
Конечно, единственное, на что, в конце концов, будет обращать внимание редактор – это качество текста: если оно скверное, автора не спасает грамотное письмо, но если текст хорош, умело составленное сообщение автора выручит, позволит выделиться из пёстрой массы других искателей писательского счастья.
Обращаемся в книжное издательство:
инструкция для писателей
Находим нужного редактора. Это такой сотрудник книжного издательства, который отвечает за выпуск книг нужного автору жанра. Допустим, автор работает в жанре фэнтези или янг-эдалт. Ему будет нужен ведущий редактор издательства, отвечающий за издание книг этого формата.
Как найти такого редактора? Очень просто. В тематически, жанрово близкой автору книге, изданной в последний год-два, находим имя ведущего редактора. Имя реактора указывается в самом конце книги, на том же листе, где и все выходные данные: технические характеристики издания, имена и фамилии людей, принимавших участие в его выпуске. Там же – имя и фамилия ведущего редактора. Допустим, там написано: ведущий редактор Мария Иванова (может быть другая запись – руководитель проекта, реактор серии). Вот именно лично этой Марии Ивановой и нужно отправлять рукопись. Именно от нее зависит включение в серию новых авторов.
Узнаем адрес электронной почты. Итак, имя адресата известно, теперь нужно с ним связаться. Если в книге не указан адрес электронной почты (а он почти всегда не указан) ищем его на сайте издательства. Если и там нет, звоним в издательство, говорим, что вам нужно отправить письмо ведущему редактору Марии Ивановой, просите секретаря или того, кто будет на связи, дать адрес почты.
Если отказывают, можно действовать двумя способами. Первый – отправить письмо на адрес электронной почты издательства и в теме письма указать получателя – Марию Иванову. В этом случае письмо попадет к адресату не сразу, и есть вероятность, что не попадет вообще. Поэтому лучше узнать личный адрес редактора и, возможно, задействовать второй способ получения информации. Этот способ не совсем чистоплотный: позвонить и сказать, что у вас есть договоренность с Марией Ивановой о пересылке документации, медиа-кита и т.д., можно вообще представиться журналистом, представителем книготорговой компании, маркетологом книжного магазина – на что фантазии хватит, главное – узнать адрес почты. Но, мы, дабы не быть осужденными литературной общественностью, не станем рекламировать этот способ действий, просто полезно знать, что в безысходном случае можно делать и так.
Пишем грамотное письмо. Тон письма – деловой, энергичный. Исключаем заискивающие, просительные интонации, равно как и хвалебные мотивы. Помним о том, для чего мы пишем редактору: мы хотим, чтобы нашу рукопись прочитали, потому что считаем, что она хороша, жанрово и тематически подходит этому издательству и продажи книги принесут прибыль. Пишем только по делу и то, что относится конкретно к этой рукописи.
Что должно быть в письме редактору книжного издательства:
1. Приветствие и краткая информация об авторе, если есть, что сообщить впечатляющего. Если нечего, то кратко о рукописи. Если автор победитель конкурсов, руководитель литературных проектов, известный блоггер и т.д. – обязательно про это нужно сказать, только очень кратко, а потом про рукопись. Если рассказывать нечего – пишем сразу про рукопись: жанр, тематика, сюжет в одном-трех предложении.
Примеры начала письма в книжное издательство:
«Здравствуйте, меня зовут Евгений Петров. Я – победитель конкурса “Рукопись года” в 2017 году. Автор романа в жанре исторического фэнтези, объем 12 а.л. Сюжет: два гиперборейца находят артефакты пра-цивилизации, позволяющие управлять миром и продлевать жизнь. Скрываясь от преследователей, они на разных материках образуют государства и ведут борьбу за существование человечества. Хочу предложить вам свою рукопись для рассмотрения».
«Здравствуйте, меня зовут Евгений Петров. Я – автор рукописи в жанре исторического фэнтези о славянской цивилизации. объем 12 а.л. Сюжет: два гиперборейца находят артефакты еще пра-цивилизации, позволяющие управлять миром и продлевать жизнь. Скрываясь от преследователей, они на разных материках образуют государства и ведут борьбу за существование человечества. Хочу предложить вам свою рукопись для рассмотрения».
2. Короткий удачный фрагмент текста. Он нужен для того, чтобы редактор, не заглядывая в текст, понял, как пишет автор. Чтобы заинтересовать редактора, нужно выбрать наиболее удачный эпизод. Короткий – максимум на 1000 знаков. Не вступление, не заключение. Фрагмент, отражающий специфику изображаемого мира или характер конфликта произведения, описывающий героя. Что-то такое, что произведет эффект приманки и вызовет интерес. Озаглавить его можно также: «фрагмент текста».
3. Продолжение. Если автор пишет продолжение или другой роман, нужно про это написать. Есть такое понятие «автор одной книги» — это писатели, которые кроме одного романа больше ничего не написали. В коммерческом отношении это невыгодный автор, ведь издателю после успеха одного произведения понадобится продолжение или другой роман этого успешного писателя. Поэтому редактора нужно убедить в том, что вы – автор пишущий.
Пример:
«Сейчас работаю над продолжением, стадия готовности – 7 авторских листов».
«Сейчас пишу тематически близкий роман о славянской цивилизации. Готово 7 авторских листов».
4. Перечень вложений. К письму автор должен приложить 1) саму рукопись в формате word, 2) синопсис произведения, 3) описание главных героев, 4) аннотацию. Можно добавить информацию об авторе. Все эти документы нужно перечислить в письме: «К письму прилагаю: 1)…». Чем более структурированным будет письмо, тем легче редактору знакомиться с его содержимым.
5. Сайт, сообщество, канал. Если у автора есть посещаемый сайт, персональная группа (сообщество, паблик) в социальных сетях, канал на видео-хостинге, есть смысл прикрепить ссылки на них, рядом с названием указать посещаемость сайта и численность сообщества. Не нужно этого делать, если в группе состоит 200 человек, а видео на yuotube просмотрели 40 пользователей.
6. Популярность книги. Если рукопись опубликована на литературных сайтах, и имеет успех, нужно об этом написать и обозначить аудиторию, признавшую книгу. Указать примерно численность.
7. Контакты. Крупно, так, чтобы редактор сразу же их нашел глазами. Еще раз имя и фамилия, город, телефоны – как минимум два, лучше три, адрес. Имя и фамилию вместе с телефоном и адресом почты стоит разместить и в колонтитуле файла с текстом рукописи – так редактору будет проще найти координаты автора, когда он читает текст. Письмо можно подписать: «С уважением, Евгений Петров, телефон для связи». Не стоит в конце письма рассказывать о том, это гениальный роман – редактор сам сделает вывод о тексте, если его прочитает. Заканчиваем письмо подписью. Все.
Звоним редактору и сообщаем о письме. Предварительно нужно узнать телефон редактора, которому автор отправил письмо. Найти на сайте издательства или узнать у секретаря. Задача автора – сообщить редактору о том, что он отправил письмо с рукописью, синопсисом и своими контактами. Важно дать понять редактору, что вы не будете названивать еженедельно, чтобы узнать о судьбе своего романа. Просто звонок вежливости: «Меня зовут Евгений Петров, я отправил вам письмо и звоню напомнить об этом, будет время – посмотрите. Если заинтересуетесь, мои координаты есть в тексте письма».
Повторно звоним редактору через месяц. Если письмо еще не прочитано, звоним еще раз через месяц, потом еще через месяц. Задача автора – получить внятный ответ: издают или нет. Если не издают, пусть об этом сообщат. Если автор получил отказ, не стоит отправлять рукопись еще одному редактору этого издательства или писать письмо от чужого имени – толку не будет. Просто обращаемся в другое издательство или ищем иные способы издания и продвижения книги.
Как писать заявку на публикацию художественного произведения
Для переговоров с издательством вам потребуются:
• заявка, в которой писатель предлагает к публикации свою рукопись,
• синопсис (краткий пересказ книги),
Зачем нужна заявка в издательство?
Основная функция заявки — предоставить издателям все необходимые сведения о произведении и об авторе.
Заявка в духе “Предлагаю роман “Белые тапочки”. С уважением Пупкин В.И.” никуда не годится. Она не отражает ни жанра, ни профессионального уровня автора, не говоря о прочих существенных деталях.
Покажите, что издатель сможет заработать на вашей книге, и вы получите контракт. Соблазните редактора интересной заявкой, и он рассмотрит ее быстрее.
Образец написания заявки
Позвольте предложить вашему издательству роман-фэнтези о паранормальной радиостанции, на которой ди-джеями работают призраки.
Название книги: “Белые тапочки”
Автор: Пупкин Василий Иванович
Жанр: городское фэнтези. Книга подходит для серии “Магические огни”.
Объем: 10,3 авторских листа.
Целевая аудитория: молодые люди 17-30 лет, жители крупных городов со средним и низким доходом, интересующиеся жанром фэнтези и компьютерными играми.
Аннотация: Когда студент Форточкин купил подержанную машину и включил радио, он обнаружил странную передачу, которую вел… призрак. Мертвые передавали приветы живым и заказывали для них странные песни. Форточкин решил во что бы то ни стало разгадать тайну паранормальной радиостанции.
Об авторе: Пупкин Василий Иванович — 30 лет, образование — высшее филологическое. Опубликовал ряд статей в местной прессе. Книжных публикаций не было.
Адрес: 555555, г. Большие Кирпичи, ул. Старокирпичная, д. 8, кв. 6.
Телефон: (555) 555-55-55 (Разница во времени с Москвой — 3 часа).
Е-mail: vasya@pupkin.kirpich.ru
Сайт: www.pupkin.kirpich.ru
С уважением,
Пупкин Василий Иванович
Разбираем детали
Обращение
Если вы знаете, как зовут человека, которому вы отправляете заявку, называйте его по имени и отчеству. Если не знаете, ограничьтесь нейтральным приветствием: “Добрый день!” Никогда не пишите “Здравствуйте, дорогая редакция!” или “Уважаемые господа издатели!” — это напоминает письма в провинциальные газеты.
Автор
В этой строке пишется имя по паспорту. Если вы хотите, чтобы ваша книга была издана под псевдонимом, укажите его в скобках.
Изучите описания книг, недавно выпущенных данным издательством. Укажите, для какой серии подойдет ваш роман: тогда заявку сразу передадут нужному редактору. Описывайте свой жанр в тех терминах, которые использует само издательство.
Будьте осторожны со словом “мейнстрим”: если на Западе это устоявшийся термин, в России его до сих пор путают с “популярной литературой”. Лучше, если вы напишете следующим образом: “любовный роман / историческая драма” или “мистика / детектив”. Но даже если вы написали книгу на стыке десятка жанров, не увлекайтесь перечислением: два элемента — это максимум, иначе у редактора возникнет ощущение, что вы сами не знаете, о чем ваша книга. К тому же, секретарю, принимающему самотек, будет сложно решить, кому именно отдать вашу заявку, а это всегда приводит к задержке в рассмотрении.
Объем
Объем книги традиционно определяют в авторских листах (сокращенно — а.л.). 1 а.л. = 40.000 знаков с пробелами. Количество знаков с пробелами округлите до десятых долей. Если вы подаете заявку в зарубежное издательство, объем надо указывать в количестве слов. Объем стихотворных произведений определяется в количестве строк.
Целевая аудитория
Целевую аудиторию книги нужно описывать, исходя из возраста, пола, места жительства, уровня доходов, образования и специальных интересов читателей.
Если вам трудно определить свою целевую аудиторию, зайдите в книжный магазин и поговорите с продавцами: кто чаще всего спрашивает такие-то книги?
Аннотация художественного произведения
Аннотация не должна превышать одного-трех абзацев. Не надо пересказывать весь сюжет, достаточно обозначить время, место действия, главных героев и ответ на основной вопрос: “О чем книга?”
Об авторе
Указывайте только то, что имеет отношение к делу: возраст, образование, предыдущий литературный опыт. Нет нужды перечислять все “Рекламные правды” и “Вестники вагонника”, в которых вы печатались. Достаточно упомянуть “публикации в местной прессе”. Исключения — СМИ федерального уровня. То же самое касается предыдущих книжных изданий: ограничьтесь перечнем издательств — если эти издательства на слуху. Указывать названия книг не нужно.
Маркетинг
Если у вас есть ресурсы по раскрутке вашего произведения, обязательно упомяните их. Например, вы являетесь ведущим на радиостанции или имеете сайт с приличной посещаемостью.
Контактная информация
Всегда указывайте почтовый индекс. Если вы живете за пределами московского часового пояса, пропишите разницу во времени, иначе вам могут позвонить в три часа ночи.
Если у вас нет имейла — заведите. Практически вся корреспонденция между издательствами и авторами ведется по электронной почте.
Если у вас нет сайта — задумайтесь о том, чтобы его сделать.
Оформление заявки
Экономьте время редактора: сократите текст заявки до минимума. Если ему будет лень читать ваше письмо, то он, скорее всего, отложит его в сторону, а потом и вовсе про него забудет.
Не присылайте заявку в виде приложенного файла — если об этом не просят специально.
Используйте стандартные шрифты (Times New Roman, Arial, Courier) 12-го размера черного цвета. Текст не форматируется по правой стороне. Между абзацами ставится двойной пробел.
Междустрочный шаг — 1,5 интервала.
Если вы распечатываете письмо, проследите, чтобы у него были большие поля. Они могут понадобиться для редакторских пометок.
Тщательно проверьте текст заявки. Ошибки в рукописи еще более-менее простительны; ошибки в корреспонденции выглядят в высшей степени непрофессионально.
Что НЕ следует упоминать в заявке
• Цену на вашу рукопись. Также не стоит просить редактора выслать вам договор и задавать вопрос, сколько издательство заплатит вам за книгу. Если вашу рукопись примут в печать, вам все объяснят.
• Не спрашивайте, может ли редактор порекомендовать вам другое издательство, куда стоит обратиться. Это не его работа — пристраивать вашу рукопись.
• Не угрожайте отдать произведение в другие издательства.
• Не пишите, что думаете о вашем произведении вы сами, ваши друзья и родственники.
• Не пишите фраз типа «Я знаю, что вы обычно не публикуете эротические книги, но сейчас как раз назрел момент, чтобы попробовать».
• Не предлагайте переписать ваше произведение, если редактору что-либо не понравится.
• Не пытайтесь льстить издательству и лично редактору.
• Не прикладывайте к письму свои фотографии и другие, не относящиеся к делу материалы. То же самое касается ненужных сведений о ваших хобби, семейном положении и т.п.
• Не спрашивайте редактора о направлениях деятельности издательства и о том, какие именно рукописи оно принимает. Это сразу демонстрирует, что человек писал “на деревню дедушке”.
• Не сравнивайте свою книгу с произведениями классиков. Фраза «Мой роман — это новый “Тихий Дон”» не произведет на редактора впечатления. Он уже видел и нового «Капитана Врунгеля», и нового «Идиота».
• Не вставляйте в письмо зажигательных призывов вроде «Только сегодня у вас есть шанс заработать миллион на чудесных сказках обаятельной писательницы Натальи Неплюймухиной»!
Как писать заявку в издательство!
#1 OFFLINE Летящий
ИнНой окутанный сумраком
Многие российские издательства принимают сейчас рукописи в электронном виде, и это значительно облегчает жизнь писателям: им не приходится тратиться ни на распечатку, ни на почтовые расходы. Однако некоторые издательства придерживаются старой доброй традиции и принимают рукописи только в бумажном варианте. То же самое касается большинства «толстых» литературных журналов.
Для начала разберем, что вам нужно для того, чтобы предложить книгу для публикации.
1) Найдите в базе данных издательства, которые специализируются на вашем жанре. То же самое можно сделать в сетевом или обычном книжном магазине. Прикиньте, на какой полке (в каком разделе) должно появиться ваша работа.
2) Внимательно изучите сайты издательств — проверьте их ассортимент, ознакомьтесь с сериями и — самое главное! — с требованиями к новым авторам.
Если никаких специальных требований нет, можно следовать нижеприведенным инструкциям: они универсальны.
3) Если на сайте указан e-mail для рукописей, отправляйте предложение на него. Если имеется только общий адрес, нужно позвонить в редакцию и узнать, куда и на чье имя можно прислать заявку.
К разговору с секретарем издательства надо подготовиться. Секретарь спросит вас, в каком жанре (на какую тему) вы пишете и каков объем вашего произведения в авторских листах. Отвечать надо четко: не мистическо-эротический триллер с элементами истории и фантастики, а «любовное фэнтези».
Если жанр и тема подходят, секретарь либо свяжет вас с редактором, либо даст вам общий адрес для рукописей.
4) Затем вам нужно подготовить следующие документы:
а) заявку,
б) синопсис (для худлита) или коммерческое предложение (для нон-фикшен),
в) рукопись.
Переговоры с издательством всегда начинаются с заявки, в которой автор предлагает к публикации свою книгу. Она содержит все необходимые сведения о произведении и об авторе. Человека встречают по одежке, а литературное произведение — как раз по этому письму, так что к его составлению нужно отнестись со всей серьезностью.
Заявка в духе «Предлагаю вашему издательству роман «Белые тапочки». С уважением Пупкин В.И.» никуда не годится. Она не отражает ни жанра, ни профессионального уровня автора, не говоря о прочих существенных деталях.
Так что же интересует редактора? Его интересуют два фактора: финансовый и человеческий, читательский. Как правило, редакторы страстно любят литературу и радуются удачным находкам, как старатели, обнаружившие золотой слиток.
Покажите, что издатель сможет заработать на вашей книге, — и вы получите контракт. Соблазните редактора вкусно написанной заявкой — и он прочитает вашу книгу быстрее.
Как заинтересовать редактора?
Письмо в издательство можно начать так:
Сразу о деле
В первых строках надо дать понять, о чем ваша книга. Но этот вариант подходит только для произведений с сильной информационной составляющей.
Начало «с сюрпризом» — это остроумная фраза, впечатляющая статистика, неожиданная цитата или шокирующая ситуация.
По данным опроса «Всемирной литературной академии» каждый сотый гражданин России хотел бы написать и издать книгу. Речь идет о почти полутора миллионнах человек. В то же время на рынке не существует ни одного полноценного учебника, который бы знакомил начинающих авторов с основами литературного мастерства и писательского бизнеса.
(«Всемирную литературную академию» и статистику я придумала и привожу лишь для примера).
Иногда заявку стоит начать с вопроса, но с этим приемом надо быть осторожным. Редакторский ответ на вопрос «Знаете ли вы, почему коровы не летают?» может быть таков: «Извините, но мне нет дела».
Хороший вопрос подразумевает ответ, который действительно интересен данному редактору. Например, если он ведет серию книг для молодых мам, то его вполне может привлечь следующее начало:
Почему малыш кричит по ночам? Ученые придерживаются мнения, что.
Если начало вашей книги звучит интригующе, можно процитировать первые несколько предложений.
Василий Пупкин — человек-загадка. Его имя упоминается в бесчисленном множестве статей, его приводят в пример, о нем придумывают анекдоты. Книга, которую я хочу предлоижть вам, — это биография подлинного героя нашего времени.
Можно начать с объяснения, почему именно вы являетесь идеальным автором для раскрытия данной темы.
Я — ветеран французского Иностранного легиона. Десять лет службы в разведке, три ордена и личная благодарность президента республики — вот мой послужной список. Я хочу рассказать о войне, о которой не принято говорить вслух, но которая имеет огромное значение.
Заявку можно составить и так:
Уважаемая Лариса Ивановна!
Позвольте предложить вашему издательству мой роман:
Название произведения: «Белые тапочки».
Автор: Василий Пупкин.
Жанр: городское фэнтези. Книга подходит для серии «Магические огни».
Объем: 10,3 а.л.
Целевая аудитория: молодые люди 17-30 лет, жители крупных городов со средним и низким доходом, интересующиеся жанром фэнтези и компьютерными играми.
Аннотация: Когда студент Форточкин купил подержанную машину и включил радио, он обнаружил странную передачу, которую вел. призрак. Мертвые передавали приветы живым и заказывали для них странные песни. Форточкин решил во что бы то ни стало разгадать тайну паранормальной радиостанции.
Об авторе: Пупкин В.И. — 30 лет, образование — высшее филологическое. Опубликовал ряд статей в местной прессе. Книжных публикаций не было.
Адрес: 555555, г. Большие Кирпичи, ул. Старокирпичная, д. 8, кв. 6.
Телефон: (555) 555-55-55 (Разница во времени с Москвой — 3 часа).
С уважением,
Пупкин Василий Иванович
Обращение. Если вы знаете, как зовут человека, которому вы отправляете заявку, называйте его по имени и отчеству. Если не знаете, ограничьтесь нейтральным приветствием: «Добрый день!» Никогда не пишите «Здравствуйте, дорогая редакция!» или «Уважаемые господа издатели!» — это напоминает письма в провинциальные газеты.
Автор. В этой строке пишется имя по паспорту. Если вы хотите, чтобы ваша книга была издана под псевдонимом, напишете в скобках: псевдоним — ***.
Жанр. Прежде чем заполнить эту графу, изучите описания книг, недавно выпущенных данным издательством. Прикиньте, для какой серии может подойти ваш роман: в этом случае вашу книгу сразу передадут нужному редактору. Описывайте свой жанр в тех терминах, которые использует само издательство.
Будьте осторожны со словом «мейнстрим»: если на Западе это устоявшийся термин, в России его до сих пор путают с «популярной литературой». Лучше, если вы напишете следующим образом: «любовный роман / историческая драма» или «мистика / детектив». Но даже если вы написали книгу на стыке десятка жанров, не увлекайтесь перечислением: два элемента — это максимум, иначе у редактора возникнет ощущение, что вы сами не знаете, о чем ваша книга. К тому же секретарю, принимающему самотек, будет сложно решить, кому именно отдать вашу заявку. А это всегда приводит к задержке в рассмотрении.
Объем. книги традиционно определяют в авторских листах (сокращенно — а.л.). 1 а.л. = 40.000 знаков с пробелами. Количество знаков с пробелами округлите до десятых долей.
Если вы подаете заявку в зарубежное издательство, объем надо указывать в количестве слов. Объем стихотворных произведений определяется в количестве строк.
Целевую аудиторию книги нужно описывать, исходя из возраста, пола, места жительства, уровня доходов, образования и специальных интересов читателей.
Если вам трудно определить свою целевую аудиторию, зайдите в книжный магазин и поговорите с продавцами: кто чаще всего спрашивает такие-то книги? (Подробности см. в статье «Рекламируем книгу до ее выхода»).
Аннотация не должна превышать одного-двух абзацев. Не нужно пересказывать весь сюжет: достаточно обозначить время, место действия, главных героев и ответ на основной вопрос: о чем ваша книга?
Аннотацию можно построить по следующей схеме: Когда? — Кто? — Что сделал? — Что решил?
«Когда?» — это экспозиция: укажите изначальные условия развития сюжета.
«Кто?» — дайте определение главному герою: студент, врач, инвалид войны и т.п.
«Что сделал?» — это завязка. Что именно послужило отправной точкой сюжета?
«Что решил?» — опишите действия главного героя.
При написании аннотации авторы мейнстрима и интеллектуальной прозы неизменно сталкиваются с проблемой: как вместить в один-два абзаца всю психологическую сложность романа, его идеологию и красоту? Ответ: никак. На данном этапе вам нужно показать редактору, что тема вашей книги подходит для издательства: качество текста будет оцениваться потом. Так что не тратьте время на фразы типа «Это тонкая вдумчивая проза» или «Мой роман полон искреннего лиризма». Любой графоман верит в то, что он пишет «вдумчиво» и «искренне».
Не берите за образец аннотации с задних обложек опубликованных книг. Во-первых, многие из них откровенно плохо написаны. Во-вторых, когда роман предлагают читателю, ссылки на художественные достоинства вполне уместны: в издательстве роман уже прочитали и оценили по достоинству. А когда автор сам пишет о свежести идей и богатстве языка, это выглядит как минимум по-дилетантски.
Еще раз подчеркну: аннотация, предназначенная для издательства, должна отвечать на вопрос: «О чем эта книга?» Ничего лишнего добавлять не нужно.
Об авторе. Указывайте только то, что имеет отношение к делу: возраст, образование, предыдущий литературный опыт. Нет нужды перечислять все «Рекламные правды» и «Вестники вагонника», в которых вы печатались. Достаточно упомянуть «публикации в местной прессе». Исключения — СМИ федерального уровня. То же самое касается предыдущих книжных изданий: ограничьтесь перечнем издательств — если эти издательства на слуху. Указывать названия книг не нужно.
Если у вас есть ресурсы по раскрутке вашего произведения, обязательно упомяните их. Например, вы являетесь ведущим на радиостанции или имеете свой сайт с приличной посещаемостью.
Всегда указывайте почтовый индекс.
Если вы живете за пределами московского часового пояса, всегда указывайте разницу во времени, иначе вам могут позвонить в три часа ночи.
Если у вас нет e-mail — заведите. Практически вся переписка между издательствами и авторами ведется по электронной почте.
Если у вас нет сайта — задумайтесь о том, чтобы его сделать. Это совершенно необходимый инструмент пиара для начинающего автора.
— Сократите текст заявки до минимума. Экономьте время редактора. Если ему будет лень читать ваше письмо, то он, скорее всего, отложит его в сторону, а потом и вовсе про него забудет.
— Не присылайте заявку в виде приложенного файла — если об этом не просят специально.
— Используйте стандартные шрифты (Times New Roman, Arial, Courier) 12 размера черного цвета. Избегайте излишних подчеркиваний и выделений жирным шрифтом. Текст не форматируется по правой стороне. Между абзацами ставится двойной пробел. Междустрочный шаг — 1,5 интервала. Если вы распечатываете письмо, проследите, чтобы у него были большие поля. Они могут потребоваться для редакторских пометок.
— Тщательно проверьте текст заявки. Ошибки в рукописи еще более-менее простительны; ошибки в корреспонденции выглядят в высшей степени непрофессионально.
Чего НЕ следует упоминать в заявке
— Цену на вашу рукопись. Также не стоит просить редактора выслать вам договор и задавать вопрос, сколько издательство заплатит вам за книгу. Если вашу рукопись примут в печать, вам все объяснят.
— Не спрашивайте, может ли редактор порекомендовать вам другое издательство, куда стоит обратиться. Это не его работа — пристраивать вашу рукопись.
— Не угрожайте отдать свое произведение в другие издательства.
— Не пишите, что думаете о вашем произведении вы сами, ваши друзья и родственники.
— Не пишите фраз типа «Я знаю, что вы обычно не публикуете эротические книги, но сейчас как раз назрел момент, чтобы попробовать».
— Не предлагайте переписать ваше произведение, если редактору что-либо в нем не понравится.
— Не пытайтесь льстить издательству и лично редактору.
— Не прикладывайте к письму свои фотографии и другие, не относящиеся к делу материалы. То же самое касается ненужных сведений о ваших хобби, семейном положении и т.п.
— Не спрашивайте редактора о направлениях деятельности издательства и о том, какие именно рукописи оно принимает. Это сразу демонстрирует, что человек писал «на деревню дедушке».
— Не сравнивайте свою книгу с произведениями классиков. Фраза «Мой роман — это новый «Тихий Дон»» не произведет на редактора никакого впечатления. Он уже видел и нового «Капитана Врунгеля», и нового «Идиота».
— Не вставляйте в письмо зажигательных призывов вроде «Только сегодня у вас есть шанс заработать миллион на чудесных сказках обаятельной писательницы Натальи Неплюймухиной!»
Не пишите так никогда
По поводу синопсиса, который вы просите прислать. Зачем тратить время на какие-то синопсисы, когда у вас уже есть готовая книга? В ней все сказано (автор не понимает, как работает издательство).
Я бы хотел, чтобы мою рукопись сразу принесли главному редактору Вашего уважаемого издательства (автор не понимает, как работает издательство). Я видел его фотографию в интернете и мне показалось, что он честный и образованный человек с тонким литературным вкусом. (крайне неудачная попытка польстить).
Копирайт на мою книгу зарегистрирован официальным путем, и я присылаю вам свою рукопись, надеясь на вашу порядочность. (откровенное хамство).
С уважением и надеждой, («надежду» убрать)
Сережа Эдуардович (это мой псевдоним) (no comments)