Отказ от взаимодействия. Как запретить кредиторам/коллекторам звонить по задолженности
Отказ от взаимодействия. Как запретить кредиторам/коллекторам звонить по задолженности.
Когда настает момент просрочки, на заемщика обрушивается шквал звонков. При этом, звонящие ведут себя не корректно, очень часто при разговоре перегибают палку, оказывают психологическое давление, одолевают звонками твоих близких. Ситуация не из приятных, но не безвыходная.
Звонки от Коллекторов. Как уменьшить количество взаимодействий и сократить время разговора?
Точный прогноз погоды на завтра
Поэтому темой сегодняшней статьи становиться «Отказ от взаимодействия». Это право закреплено в законодательстве и позволяет, отказаться от любого взаимодействия с банками или коллекторами. При этом под взаимодействием понимается: звонки, встречи с коллекторами, смс, и т.п.
Звонки из Банков и МФО при взыскании задолженности. Как обезопасить родных и близких при просрочке по кредиту.
Во-первых: Нужно набраться терпения и дождаться, когда со дня первой просрочки пройдет 4 месяца (120 дней). Торопиться не стоит, в случае если ты направишь заявление раньше этого срока, его просто на просто не примут так как оно будет считаться недействительным.
Во – вторых: По истечении этого времени, пишем заявление «Об отказе от взаимодействия» либо назначаем представителя — адвоката. Составить его нужно по форме которая утверждена, найти и скачать ее можно на сайте ФССП, заявление составленное в свободной форме может послужить основанием для отказа в его приеме.
В – третьих: Направляем заявление в банк или коллекторам. Если проблемных кредитов много, то нужно отправлять такое заявление по каждому кредитному договору, даже если вы брали кредиты в одном банке.
Сделать это можно несколькими способами:
-лично, под роспись на вашем экземпляре заявления,
-по почте, путем отправки заказного письма с уведомлением,
Письмо от коллекторов. Что нужно и НЕ нужно делать с ним.
Отказ от взаимодействия. Как запретить кредиторам/коллекторам звонить по задолженности.
В первую очередь направляем «Отказ от взаимодействия» в банк, после получения которого, кредитор обязан прекратить все общение с должником, они не смогут звонить тебе, твоим родственникам, коллегам, писать в интернете, а также приходить домой. У них останется единственный разрешенный способ связи – это письма. Так же он потеряет право передавать долг на взыскание коллекторам.
Так же в законодательстве закреплено право сразу отказаться от взаимодействия, но только в определенных случаях. Сделать это можно в момент, как только ты получил подтверждающие документы.
Например, решение суда о признании банкротом или лишении дееспособности, больничный лист или выписку из карты, истории болезни и т.п.
Лица на которых распространяется данное право:
-проходящие процедуру банкротства;
-лишенные или ограниченные в дееспособности по суду;
-имеющие I группу инвалидности;
-находящиеся на лечении в стационаре;
-несовершеннолетние (в случае, когда долги достались ребенку по наследству).
На сегодняшний день это единственный способ избавиться от надоедливых звонков раз и навсегда. Правда после получения такого заявления, кредиторам обычно ничего другого не остается — как обратиться в суд.
В целом, для должника это не плохо, в суде он сможет списать пени, неустойки, штрафные проценты, применить Срок исковой давности, зафиксировать долг, который больше не будет расти. Сам процесс взыскание перейдет в руки судебного пристава исполнителя, с которым ты уже сможешь обсудить приемлемые условия по оплате задолженности.
К сожалению, полностью избавиться от коллекторов практически невозможно, только если они зарегистрированы в специальном реестре деятельность которых регулируется законодательством.
Как отозвать персональные данные у коллекторов
Для взаимодействия с должником коллекторы могут получать, хранить и обрабатывать его персональные данные. Такое право возникает после заключения договора цессии с банком или МФО. Особенности работы с личной информацией о гражданах указаны в федеральном законе № 152-ФЗ.
В частности, закон описывает порядок отзыва разрешения на работу с персональными данными. Чтобы отозвать разрешение, гражданину нужно обратиться с письменным бумажным или электронным заявлением. О том, возможен ли отзыв персональных данных у коллекторов и какие последствия влечет подача заявления, читайте в нашем материале.
Можно ли отозвать свои персональные данные у коллекторов
Банки и МФО получают согласие заемщика на обработку персональных данных при заключении договора на кредит или займ. В отношении коллекторов такой порядок неприменим. Правоотношения между коллекторским агентством и должником возникают не на основании договора между ними.
Особенности получения, хранения и обработки персональной информации коллекторскими фирмами заключаются в следующем:
Закон позволяет обходиться без получения согласия на обработку персональных данных, если это нужно для исполнения договора, стороной которого является гражданин. С коллекторами должник не заключает договоров, кроме как в процессе взыскания. Но и без заключения договора коллекторская фирма может работать с личными сведения о должнике. Это прямо разрешено пунктом 7 ч. 1 ст. 6 закона № 152-ФЗ.
Если от должника не требуется согласие на работу с персональными данными, можно ли его вообще отозвать? Да, можно, но от долга такое заявление не спасает. Многое зависит от стадии взаимодействия с коллекторами, от целей подачи заявления. Коллекторы однозначно обязаны прекратить работу с личной информацией после того, как взыскание будет завершено. Также можно отозвать разрешение в части передачи данных иным лицам, которых коллекторы привлекают к взысканию. Подробнее об этом расскажем ниже.
Как часто коллекторы могут звонить
и напоминать о долге? Спросите юриста
Кто может отозвать персональные данные
Заявить запрет на работу со своими персональными данными может только сам гражданин. Соответственно, это может быть только сам должник, с которого требует деньги коллекторское агентство. Не могут обратиться с заявлением иные лица, в том числе родственники, друзья, знакомые.
По умолчанию, при взыскании выкупленной просрочки коллекторы имеют право взаимодействовать только с самим должником. Но в процессе взыскания иные лица могут давать добровольное согласие на обработку, хранение и использование их личных данных. Если такое согласие было дано, то его можно отозвать по письменному или электронному заявлению. При этом отзыв со стороны третьих лиц влечет полный и однозначный запрет на дальнейшую работу с персональными данными.
Что дает отзыв персональных данных для должника
Целью отзыва персональных данных всегда является запрет на дальнейшую работу с ними со стороны оператора. Также на основании заявления гражданина вся личная информация должна быть удалена из сегмента активной работы с ее правообладателем в течение 30 дней.
За нарушение этих норм оператора могут привлечь к административной и уголовной ответственности. То есть операторы имеют право и дальше хранить информацию, но не могут пользоваться ей для активной работы — рассылки сообщений, электронных писем или для звонков, например, в рекламных целях.
Понятно, что коллекторы вряд ли станут забрасывать должника сообщениями из серии «возьми еще один кредит». Но вот продать свою базу клиентов банку или МФО они могут. Да еще и с примечаниями о том, как обслуживал тот или иной должник свои долги. А для кредиторов эта информация бесценна.
Вот и гуляют по сети объявления о продаже той или иной ворованной или «взломанной хакерами» базе клиентов то банка, то МФО. Банки давно решили проблему «левого копирования» своих баз своими же сотрудниками. Все действия работника, имеющего доступ к базе, фиксируются, и за несанкционированное подключение к базе и попытку копирования человека просто уволят, да еще и «с волчьим билетом» — записи в трудовой книжке о том, что человек неблагонадежен для работы в финансовом институте.
А вот в МФО, как правило, небольших компаниях в регионе, и уже тем более — у коллекторов, этот запрет соблюдается не так свято.
Имеет ли право сотрудник банка, звонящий
с рекламным предложением, отказаться
сообщить, где он взял мои данные?
В некоторых случаях, прямо указанных в законе, подача заявления на отзыв персональных данных не повлечет никаких последствий. Это касается не только ситуации с взысканием долга коллекторами. Без согласия гражданина или после отзыва обработки с его стороны личные данные могут использовать в судебных делах, для оказания врачебной помощи, в ряде иных случаев.
До завершения взыскания
Поэтому даже после получения отзыва коллекторы смогут:
Коллекторам, как оператору персональных данных, запрещено разглашать их третьим лицам, использовать в иных противоправных целях. Например, закон запрещает раскрывать личные сведения о должнике в открытом доступе через интернет или в СМИ.
Несмотря на указанные правила, коллекторское агентство будет обязано отреагировать на заявление должника. В ответе будет указано, что запрет на отзыв данных не распространяется на возврат просроченной задолженности.
После завершения взыскания
Ситуация в корне изменится, если должник выплатит всю требуемую сумму. В этом случае коллекторская фирма обязана после получения отзыва:
На ответ по заявлению коллекторам дается 30 дней. За нарушение этого срока, равно как и за отсутствие ответа или неправомерный отказ по заявлению, коллекторской организации грозит крупный штраф.
Как отозвать свои персональные данные у коллекторов
Порядок отзыва своих персональных данных прописан в законе № 152-ФЗ. Основанием для этого будет являться личное заявление гражданина. Основным вариантом является подача заявления в письменном виде. Направить электронный отзыв можно, если это позволяет функционал сайта коллекторского агентства. Подпись на электронном заявлении заверяется ЭЦП или учетной записью госуслуг (ЕСИА).
Как получить информацию о коллекторском агентстве
Чтобы направить заявление на отзыв, нужно сначала уточнить данные о коллекторской компании, которая занимается взысканием. Проще всего это сделать из документов, которые коллекторы направляют должнику — уведомление о выкупе задолженности, претензии, требования, письма. Если таких документов нет, то можно уточнить информацию через банк, который продавал задолженность. Полученные сведения можно сверить с реестром ФССП, где есть информация о каждой легальной коллекторской организации.
Форма и содержание заявления на отзыв персональных данных
Специальных требований к содержанию заявления на отзыв нет. Учитывая цель обращения, в документе нужно указать:
В заявлении можно описать нарушения режима защиты персональных данных, если они допущены в работе коллекторской фирмы. Такие нарушения должны быть незамедлительно устранены, иначе виновных лиц привлекут к ответственности.
Коллекторы обещают сообщить о долге
моему руководителю на работе, законно
ли это? Спросите юриста
У нас на сайте можно скачать примерный образец заявления на отзыв персональных данных у коллекторов. Если у вас возникнут сложности с заполнением и подачей документа, помощь окажут наши юристы.
Срок рассмотрения
После получения заявления от должника коллекторское агентство обязано дать ответ в течение 30 дней. Ответ направляется тем же способом, что и подавалось заявление на отзыв персональных данных. Если в этот срок ответ не дан, либо коллекторы незаконно отказываются прекратить работу с персональной информацией, на них можно подать жалобу.
Куда жаловать на нарушение закона о персональных данных
Контроль за защитой персональных сведений о граждан возложен на Роскомнадзор. Именно в это ведомство можно обратиться с жалобой по следующим вопросам:
Электронная приемная Роскомнадзора
Самый простой способ подать жалобу — воспользоваться онлайн-сервисом на сайте Роскомнадзора. Ответ на жалобу будет направлен в течение 30 дней.
Жалобу на коллекторов в Роскомнадзор можно написать и на бумаге. Отправить ее лучше всего заказным письмом через отделение Почты России.
Чем заявления на отзыв персональных данных отличается от отказа от взаимодействия с коллекторами?
Заявление на отзыв персональных данных и заявление об отказе от взаимодействия с коллектором (как и с кредитором) — разные документы, но суть у них очень близкая. По сути, практически одинаковая. Оба документа вводят запрет на контакты должника и взыскателя. Если должник откажется общаться с банком, МФО, коллекторской компанией, то взыскатель утратит возможность звонить человеку, слать смски и электронные письма, встречаться с ним.
И, конечно же, никто не отнимет у кредитора право подать на должника в суд, чтобы получить исполнительный лист или судебный приказ. А затем передать его судебным приставам и ждать возврата задолженности законным путем — через арест и продажу имущества, через арест зарплатной карты и списание с нее до 70% доходов, через блокировку счетов в банке и далее по списку из обширного арсенала приставов по взысканию денег с «непокорных» должников, доведших ситуацию по возврату своего кредита или займа до судебной системы.
Если у вас остались вопросы, связанные с отзывом персональных данных у коллекторов, можно задать их нашим юристам. Мы поможем в любой ситуации, связанной с защитой прав при взыскании долгов.
Как правильно вести себя с коллекторами
Зачастую заемщик узнает, что его кредит продан, получив уведомление от банка и затем от коллекторского агентства. Ситуация вполне распространенная. И это не повод для волнения. Ведение счета должника и процесс возврата задолженности обходятся кредитной организации дорого и требуют больших затрат по времени. Поэтому банки, после небольшого периода попыток вернуть долг самостоятельно, предпочитают передавать права требования по просроченным кредитам профессиональным коллекторам. В коллекторском агентстве обычно работает целый штат специалистов, в чьи обязанности входит планирование различных программ, которые помогают справиться с кредитными обязательствами людям, оказавшимся в сложной финансовой ситуации. Что же делать, если Вы получили уведомление о переуступке кредита? Как вести себя с коллекторами при разговоре по телефону и при встрече? Давайте разбираться.
Содержание статьи
Почему коллекторы Вам звонят
Если человек уже длительное время не платит по кредиту, неудивительно, что в один прекрасный день ему могут позвонить коллекторы. Как правило, банки сначала пробуют самостоятельно связаться с недисциплинированным заемщиком, но, если он не идет на контакт, обращаются к помощи коллекторов. Здесь возможны две схемы работы:
Правовое регулирование работы коллекторов
Большинство из нас имеют кредиты в банках. И не всегда обстоятельства позволяют погашать их вовремя, от финансовых проблем никто не застрахован. Чтобы не оказаться в ситуации растерянности, если вдруг Вам звонят коллекторы, нужно знать, какие у них есть права и как правильно вести с ними разговор. Законом определено, на что имеют право коллекторы в процессе взыскания. Работа современных коллекторских агентств регулируется нормами Федерального закона от 3 июля 2016 года № 230-ФЗ.
На что коллекторы имеют право
Деятельность коллекторов в сознании людей до сих пор ошибочно ассоциируется с угрозами и бесконечными звонками в любое время суток. Однако профессиональные коллекторские агентства общаются с клиентами, строго соблюдая нормы закона.
Поэтому лучше постараться совместно с коллекторским агентством найти выход из ситуации в досудебном порядке, поскольку после принятия судом решения об уплате задолженности может последовать блокировка счетов и арест имущества.
Коллектор имеет право:
В Вашем кредитном договоре изначально могут быть прописаны и другие условия взаимодействия с коллектором. В любом случае коллектор должен строить общение на принципах вежливости и разумной достаточности.
Звонки родственникам и знакомым
Еще один вопрос часто волнует граждан: имеют ли право коллекторы звонить коллегам, Вашим родным или знакомым? Да, сотрудники могут с ними связываться, если их контактный номер был оставлен при заключении договора кредитования и было дано согласие на звонки. Но при этом обсуждать долг с родственниками или знакомыми коллектор имеет право, только если эти люди являются поручителями по договору или если имеются специальные согласия.
Коллекторы звонят по чужому кредиту
Неожиданностью может стать звонок, связанный с чужим долгом. Возможно, у Вашего родственника остался непогашенный кредит или он по ошибке был передан для взыскания третьей стороне. Требовать от Вас погашения такого кредита коллекторы могут, если Вы являетесь:
Во всех других случаях за долги родственников Вы ответственность не несете.
Как разговаривать с коллекторами, если Вам звонят
Часто заемщик узнает, что кредит продан, уже после того, как получает уведомление от коллекторского агентства. Что делать, если звонят из агентства? Как вести себя с коллекторами? Прежде всего не стоит впадать в панику. Не волнуйтесь: ситуация вполне распространенная. В этом случае нужно получить максимум информации о новом кредиторе:
Разговаривайте спокойно — волноваться не нужно. Ваша задача сейчас — просто получить необходимую информацию, чтобы понять, как действовать дальше. Специалисты, наоборот, будут стараться помочь и предложат оптимальные варианты погашения займа. Если Вам сложно сразу воспринять информацию, перенесите разговор или встречу на другое время, чтобы все обдумать. После того как Вы убедитесь в законности требования задолженности, можете начинать сотрудничество с коллекторами. Иногда уже при первом общении можно договориться об изменении графика платежей по кредиту или о дисконте. Если заемщик ранее обращался в банк с просьбой о реструктуризации долга, но ему было отказано, сотрудники агентства учтут это и с большой вероятностью пойдут ему на уступки.
А что, если кредит выплатили, а коллекторы звонят
Бывают случаи, когда техническая ошибка со стороны банка или невнимательность становится причиной образования задолженности. Например, Вы погасили заем и, вероятно, уже забыли о нем, однако на счету остался непогашенным 1 рубль. Кредитор продолжает начислять проценты и штрафы, а затем продает долг коллекторскому агентству. И Вам снова напоминают о долге телефонным звонком. Не нужно паниковать. В разговоре с сотрудником нужно:
Если справки нет на руках, ее можно получить в банке, предоставив квитанции об оплате, выписки и счета по кредиту.
Что делать, если столкнулись с недобросовестными коллекторами
К сожалению, иногда можно столкнуться с сотрудниками компаний, нарушающими нормы закона, этики и морали. Если к Вам пришли незнакомые люди, которые представляются коллекторами, но при этом нарушают своими действиями Ваши права, грубят и угрожают, разглашают личную информацию, сообщают заведомо ложные сведения — это недобросовестные сотрудники или даже мошенники. Сразу откажитесь от общения с ними. Любое уважающее себя агентство ценит свою репутацию и работает исключительно в рамках закона и в интересах людей. Если Вы отметили нарушения законодательства, Вы можете заполнить обращение с помощью сервиса НАПКА «Добро пожаловаться»: http://zhaloba.napca.ru/ или обратиться в правоохранительные органы.
Отношения коллекторских агентств и клиентов должны быть уважительными, взаимовыгодными и строиться в рамках закона. В случае разумного поведения у заемщика есть все шансы справиться со сложной финансовой ситуацией, если он имеет дело с профессиональными коллекторами. Агентство ЭОС заинтересовано в решении Вашей проблемы и готово помочь. Мы настроены на конструктивный диалог! За консультацией обращайтесь по телефону 8 800 200 17 10.
Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.
Как работает анонимный звонок?
Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск
Как отшить коллекторов
Коллекторы часто перегибают палку, начинают сильно доставать, беспокоят не только должника, но и его близких и даже соседей. Понятно, что такая ситуация причиняет дискомфорт. Поэтому все должники часто задаются вопросом, как отшить коллекторов и прекратить все это. С этим и разберемся.
Если кредит просрочен, банк рано или поздно передаст дело коллекторскому агентству — это неизбежно. Но если знать, как отшить коллекторов, как правильно с ними общаться, особых проблем они не принесут. Изучайте информацию на Бробанк.ру и избавляйтесь от натиска взыскателей.
Можно ли послать коллекторов
Самый важный момент — нет нормы закона, которая бы обязывала должников общаться с представителями коллекторских служб. Они могут названивать, даже приходить домой, но вести с ними диалог или нет — решать вам. Можете вообще прекратить с ними все общение.
Важные моменты:
По сути, вы реально можете послать коллектора на все четыре стороны. Но при этом важно понимать, что взыскатели тоже не так просты. Если должник проявляет к ним агрессию, физическое воздействие, угрозы и оскорбления, они обязательно обратятся в правоохранительные органы. Так что, не переусердствуйте в своем желании отшить представителей коллекторского агентства.
Помните, что если вы не идете на контакт с коллекторами, они переключатся на ваших родственников. Поэтому подумайте, прежде чем включить полную оборону и не контактировать с ними.
Как можно отшить коллекторов по телефону навсегда
Нет ни одного способа полностью прекратить общение, сказав коллектору определенную фразу. Важно понимать, как вообще работают такие агентства. По сути, это колл-центры, а коллекторы — простые операторы, работающие по заданному сценарию.
Звонки им выдает программа. Коллектор предварительно видит пометку с историей переговоров, после сам тоже ставит какие-то примечания. Чтобы ни сказал должник, вскоре программа снова даст звонок специалисту, при чем это может быть уже совершенно другой оператор. Поэтому часто бывает так, что должник слышит одни и те же вопросы, говорит коллектору все то же самое по кругу. Так построена система.
Можно сколько угодно посылать звонящего, говорить ему “Идите в суд!”, “Все равно ничего платить не буду”, все бесполезно. Вскоре вы снова увидите входящий вызов. Но способ все же есть — написать заявление об отказе во взаимодействии.
Официальный отказ от взаимодействия с коллекторами
У должника есть законное право отказаться от общения с коллектором. Таким правом его наделяет ФЗ-230, статья 8. Там говорится о том, что должник правомочен направить отказ от взаимодействия со взыскателя или указать своего представителя, к которому и будут обращаться коллекторы. Но нас интересует именно первый вариант — полный отказ.
Особенности подач такого заявления:
В банк такое заявление нужно направить обязательно, так как в этом случае он потеряет право передавать долг на взыскание всем коллекторским службам. Если направить заявление только коллекторскому агентству, которое беспокоит, после банк может передать дело другой фирме.
Если банк после обратится в суд, то после вступления решения суда в законную силу заявление аннулируется на срок 2 месяца.
На сегодня это единственный способ отшить коллекторов навсегда. После написания такого заявления банкам обычно ничего другого не остается — они обращаются в суд. В целом, для должника это не плохо, так как долг зафиксируется, пени больше не будут увеличивать его каждый день. А процесс взыскания от судебных приставов нельзя назвать жестким.
С черными коллекторами все сложнее
Хорошо, если вы должны банку. Эти кредитные организации следят за своей репутацией и передают дела на взыскание только белым агентствам, которые работают в полном согласии с законом. То есть не превышают полномочий, не занимаются выбиванием долгов, не названивают бесконечно.
Если же вы должны микрофинансовой организации, дело более сложное. Обычно эти структуры привлекают “жестких” коллекторов, которые плевать хотели на действующие нормы законодательства. А порой взысканием занимается специальный отдел кредитора, а не сами коллекторы.
Если написать заявление на отказ от общения, скорее всего, не будет вообще никакого результата. Кроме того, именно эти коллекторы могут угрожать, портить имущество, позорить должника перед родственниками, соседями. Бороться с ними сложно, но все же можно. Нужно подавать жалобы, и как можно больше.
Куда жаловаться:
Конечно, не стоит думать, что жалобы — это волшебные таблетки. Все равно придется потерпеть, прежде чем госорганы примут какие-то меры. И помните о главном — все ваши жалобы должны чем-то подтверждаться. Например, видео, записью переговоров, СМС, детализацией разговоров и пр.
Что делать с коллекторами: советы бывалого
Должники, которых можно назвать профессионалами своего дела, могут дать несколько советов “начинающим”:
К сожалению, полностью избавиться от коллекторов невозможно. Нет универсальных способов и фраз, но свести контакты к минимуму вполне реально. И помните, что если должник показывает свою слабость, на него будут наседать еще больше.