Письмо на русском языке
На уроках русского языка часто дают задание «написать письмо».
Это может быть письмо другу, учителю, директору школы или родственникам.
Навык писать письма в последствии пригодится и на уроке английского языка.
Итак, начнем с того, что такое письмо…
Письмо – это написанный или напечатанный текст, вымышлено или реально посылаемый адресату для сообщения какой-либо информации.
Чтобы выполнить задание и написать письмо, нужно четко следовать плану:
Перед написанием письма необходимо четко выбрать тему сообщения адресату.
Если адресат – официальное лицо, то письмо имеет официально-деловой или научный стиль.
Любое письмо должно содержать диалог, вопросы, на которые собеседник должен будет ответить в обратном письме.
Образцы писем на русском языке
Письмо учителю
Дорогая, Марья Ивановна!
Мы очень рады, что вы наш учитель. Вы нас научили читать, писать, работать группой. С вами мы познаём мир, узнаём много нового. Вы очень добрая и умная. Мы очень любим учиться с вами. Ведь каждый учитель вкладывает все свои силы и знания в учеников. Хотелось бы пожелать вам здоровья и терпения на вашем жизненном пути. Обещаю, что буду стараться ещё лучше учиться, ведь вы тоже радуетесь нашим успехам!
До свидания, Марья Ивановна.
Здравствуйте, уважаемая Марья Ивановна!
Я вас очень люблю! Желаю вам счастья, здоровья и хороших учеников. Чтобы у вас всё получалось, и вы достигали любых целей!
До свидания, Марья Ивановна.
Здравствуйте, Марья Ивановна!
Как у вас дела? Что делаете? Спасибо вам, что вы нас учите. Мне очень нравится ходить в школу! В школу хожу всегда с улыбкой на лице! Мне очень нравится, как вы ведёте уроки, они очень интересные!
До свидания, дорогая Марья Ивановна!
Письмо бабушке
Здравствуй, моя любимая бабушка!
У меня всё хорошо. Через неделю у нас в школе начнутся осенние каникулы. Я очень их жду. У меня появится больше времени на общение с друзьями. И я смогу приехать к тебе в гости на несколько дней. Я очень по тебе скучаю.
Как у тебя дела? Что нового? Жду с нетерпением твоего ответного письма.
Как дела? Куда ездила летом?
Например, мне дед летом сделал качели и турник. Мы с ним ездили на озеро купаться. А ещё я, папа и дед ездили в поход, на гору. Мне очень понравилось, потому что мы ночевали в палатке и, когда мы отдыхали, к нам подбежала лиса. Когда мы поднимались я лез по снегу. Снег летом лежал на горе.
Жду от тебя ответа. Пока, пока, бабушка.
Письмо кошке
Я очень по тебе соскучился. Скоро у меня начнутся осенние каникулы. Мы снова увидимся. Мне нравится гладить тебя. Твоя шерсть мягкая и пушистая, а расцветка серая в полосочку. Мы будем с тобой играть.
Осталось несколько дней до окончания четверти. Жди меня!
Письмо другу с другой планеты
Добрый день, дорогой друг из соседней галактики!
Пишет тебе друг с планеты Земля, из галактики Млечный путь. Мне десять лет, и я учусь в третьем классе. Я люблю читать и рисовать. На нашу планету обрушилась эпидемия короновируса, и мы все должны ходить в масках.
Расскажи, пожалуйста, как ты живёшь на совей планете и чем любишь заниматься.
До свидания, друг, буду ждать от тебя ответа.
Письмо другу
Очень хотелось узнать, как у тебя дела дома, в школе, чем занимаешься? Вспоминаешь ли ты наши летние дела, стройку, как играли, проводили время на реке? А я очень скучаю по ребятам. Мне всегда было интересно играть с ними и с тобой. Все воспоминания весёлые и радостные, поэтому хочется в деревню и лето.
А сейчас этого нет. Ребят почти не выпускают на улицу. У нас разные смены в школе. Много задают уроков, а в школе совсем не интересно. Иногда папа водит меня в skete-park. Там я катаюсь, стараюсь сделать какие-нибудь трюки, но не всё получается сделать. И ещё там злые парни, которые задираются и обзываются. Если бы были рядом вы, мы бы им тогда показали, кто тут главный. Вот и всё. Пиши. Буду рад получить от тебя письмо. До свидания. Жду от тебя ответа. Твой друг Пашка.
Как твои дела? У меня все хорошо. И вот такие у меня новости.
В школе у нас теперь новые парты. Вчера у нас была инсценировка по сказке «О царе Салтане», и я была там третьей девицей, которая потом стала царицей.
На выходных я ездила к своей сестре. С ней мы пошли в торговый центр «Планета». Мы с сестрой играли на игровых автоматах и пили газировку. После этого мы поехали домой. Дома я играла с собакой Сэмом и с двумя котами, вот и все новости.
Открытый урок по теме «Как писать письма (особенности эпистолярного жанра)»
Цель: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены…
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя: в рамках знакомства с разными стилями и жанрами сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром.
Что такое эпистолярный жанр? (Это жанр письма)
В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?
А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).
Надеюсь, теперь вы без труда ответите, в чем смысл эпиграфа?
Почтальон: Ребята! Я к вам за помощью. К нам на почту уже давно пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать? Адрес на нем не указан, фамилия человека, которому оно адресовано, тоже. Вот, что написано на конверте:
На деревню дедушке Константину Макарычу.
Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста, найти адресата!
Учитель: Проходи, почтальон Печкин, мы с ребятами постараемся тебе помочь, ведь сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами писем, научимся правильно заполнять конверт, узнаем о правилах написания писем, но сначала послушаем кое-что из истории эпистолярного жанра.
Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как было написано самое первое письмо. Об этом нам расскажет сказочник (выходит переодетый сказочником ученик): жила на свете девочка по имени Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но им не повезло: у отца сломалось копье. Девочка придумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье. Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности еще не существовало.
А в это время по берегу реки шел Незнакомец, который не понимал их языка.
Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры она нацарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: “О, Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие! Придет день, когда люди назовут его умением писать!”.
Учитель: Понравилась вам сказка? А знаете ли вы автора этой сказки? Это английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг. Да, видите, как трудно было в древности распространить какое-либо известие. Нужно было либо долгие месяцы долбить зубилом неподатливый камень, либо обжигать глиняные таблички.
В сказке Киплинга забавно рассказано и о другой трудности. Если написавший придавал письменным знакам одно значение, то читающий порой их не понимал или имел ввиду совсем другое.
А как вы думаете, каким же образом письма доставлялись адресатам?
Об этом нам расскажет экскурсовод музея почтовой связи.
Подготовленный ученик в роли экскурсовода рассказывает о появлении почтового ящика.
Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий.
В настоящее время этот камень хранится в одном из музеев Кейптауна.
Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка.
В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге.
Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А.С.Попова.
Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом.
Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов.
В 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.
Учитель: Ну, вот теперь вы знаете, как был изобретен почтовый ящик, но у нас еще одна гостья, давайте послушаем, о чем она нам расскажет.
“В 1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров.
Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной- листок бумаги величиной с визитную карточку.
Бумажная пирамида в витрине магазина привлекла внимание всего города.
Днем и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки.
Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес получателя, а так как о конвертах никто не имел ни малейшего представления, то адрес писался на том же листе бумаги, что и само письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчетом, чтобы оставалось свободное место для адреса. На маленьком листке этого свободного места не оставалось.
Вскоре Бревер изготовил нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название “конверт”.
(Раздается звук почтового рожка, входят два ученика, переодетые в ямщиков.) Они рассказывают историю о символе российской почты.
“ВXVI-XVII веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к яму, громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу.
Петр-I решил сломить эту традицию и сделать все, как в Европе. При нем для подачи сигнала стал вводиться почтовый рожок. Но среди ямщиков это новшество не находило поддержки.
В XIX веке рожок все же стал символом российской почты, его изображения появились на почтовом флаге, вывесках, печатях, но почтовый рожок и лихая почтовая тройка так и не смогли соединиться на бескрайних российских просторах.
Однако выход был найден. С 70-х годов XVIII века для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.
С развитием железных дорог стали исчезать почтовые дилижансы в Европе и почтовые тройки в России. Рожок все же остался почтовым символом, а вот колокольчику в этом смысле не повезло.
Учитель: Спасибо нашим гостям, благодаря им мы очень много узнали об истории развития почты в России. А теперь перейдем к практической части нашего урока. Подумайте, какие бывают письма?
Личное: письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо.
Учитель: Подумаем, для чего мы пишем письма (какие коммуникативные задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?)
А теперь достаньте конверты, мы попробуем их правильно заполнить
Практическая часть (на партах лежат заранее заготовленные тексты).
Привет, Диман! Как житуха? У меня все по – старому. Каждый день хожу в школу, недавно схватил пару по русскому языку да еще классная отругала за то, что с лит – ры сбежал, от предков попало. Скорей бы каникулы!
Ну, все, пока, Диман, увидимся.
Задание№2. Прочитайте выразительно стихотворение С. Маршака
Перед вами письма великих писателей, прочитайте их, обратите внимание на структуру этих писем, на речевые обороты
Отрывок из письма И.С.Тургенева Полине Виардо.
“…Кругом было восхитительно красиво; и если Вы когда – нибудь приедете в Спасское, я поведу Вас к этой скамье.
Посреди хорошенькой лужайки; за ними сквозь свисающие ветви берез виден пруд, или, вернее, Спасское озеро…Вы увидите, это очень красиво.
Там есть соловьи, которые, к несчастью, больше не поют, малиновки, дрозды, иволги, горлицы, зяблики, щеглята и множество воробьев и ворон;
Прочитайте письмо Н.В.Гоголя матери 1830 г.
“Часто наводит на меня тоску мысль, что, может быть, долго еще не удастся мне увидеться с вами.
Как бы хотелось мне хотя бы на мгновенье оторваться от душных стен столицы и подышать хотя на мгновенье воздухом деревни!
Но неумолимая судьба истребляет даже надежду на то. Как подумаю о будущем лете, теперь даже томительная грусть залегает в душу…”.
Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы сами попробуете написать письмо.
Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова подсказки, правила (класс делится на четыре группы, в каждой группе назначаются консультанты).
Задание для 1 группы:
1.Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам в гости.
Задание для группы№2:
Напишите первой учительнице письмо-поздравление.
Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.
Задание для группы №4.
Напишите другу письмо–рассказ о делах в классе.
Через 20-ь минут подводим итоги работы в группах, консультанты читают коллективно написанные письма, ребята обсуждают их достоинства и недостатки.
Учитель: Ребята, я хочу познакомить вас с необычным письмом. Это письмо учительнице от бывшего ученика (подготовленный ученик выразительно читает стихотворение).
Анна Константиновна! Вам за давней давностью
И не вспомнить неслуха с челочкой торчком.
Шлю вам запоздалое слово благодарности
За мои чернильные палочки с крючком.
Анна Константиновна! Если Вы позволите,
К Вам на арифметику в детство удеру
Поучиться заново крестикам и ноликам,
Самой главной грамоте, правде и добру.
Анна Константиновна! А в конце послания
Вам желает радостей и хороших слов
Ваш не отличавшийся по чистописанию
С третьей парты – помните, Леша Иванов.
Заключительная часть урока (рефлексия).
Учитель: Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов. А что же объединяет ваши письма? (Все письма относятся к личным).
Наконец пришло время открыть вам небольшой секрет: письмо, которое пришло к вам по ошибке, написал герой рассказа Чехова – Ванька Жуков.
И пока вы учились писать письма, мои помощники его разыскали. Вот он, встречайте (входит переодетый ученик). Ребята, расскажите Ване, что ему нужно знать, чтобы его письмо дошло до дедушки. (Ребята рассказывают правила заполнения конверта, дарят Ване образец заполнения)
К сожалению, Ване пора возвращаться на страницы рассказа, а вы напишите ему письмо – рассказ о нашем уроке, не забудьте правильно заполнить конверт.
Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки – листочки. Если вам все понятно по теме “Как писать письмо” и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. Оказывается, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы. А сейчас передайте свои письма почтальону. Спасибо всем. Урок окончен.
Как написать мемуары о своей жизни
— Интересные мемуары словесно насыщены: в них присутствуют метафоры, сравнения, описания, диалоги и эмоции. Эти фигуры помогут оживить ваши воспоминания.
— Будьте добры по отношению к себе. Создание мемуаров – очень сокровенное, наполненное страданиями путешествие во времени.
— Мемуары отличаются от автобиографии тем, что в центре их внимания находятся определенные события жизни человека. Мемуары по жанру больше похожи на роман. Как правило, язык мемуаров более насыщен. Они включают только уместную информацию – не нужно делиться историей всей своей жизни.
— Мемуары должны состоять из вступления, середины и концовки. Также должны присутствовать проблема, конфликт и его решение.
Хотите узнать, как написать мемуары о своей жизни? Как вспомнить события своей жизни? Как грамотно изложить все это в правильной последовательности? Как писать воспоминания и не выглядеть при этом по-дурацки?
«Восстановить себя через воспоминания, значит воскреснуть, объединив себя настоящего с собой прошлым».
Если вы уже решились записать свои собственные мемуары, но не знаете, с чего начать, то эта статья – как раз для вас. Ну, а если вы всё ещё не знаете, зачем писать мемуары, то читайте следующее:
«Не читайте историю — читайте биографии, потому что это — жизнь без теории».
Бенджамин Дизраэли.
Рано или поздно у многих из нас возникает мысль написать что-то вроде воспоминаний из собственной жизни. Словом «мемуары» это называть как-то не хочется. Звучит слишком уж по-стариковски.
Сразу представляется мало радующий образ укутанного в плед дряхлого пенсионера, сидящего в кресле-качалке, а рядом на столе — толстенный такой фолиант в кожаном переплете с золотым тиснением «Моя Жизнь».
Однако в действительности мемуары пишут необязательно люди преклонного возраста, но вполне ещё молодые.
И это правильно. Простая логика подсказывает, что если вы хотите оставить свой след на этой земле в виде записанной истории собственной жизни, то начинать следует как раз в молодости, пока ваша память вас не подводит.
Согласитесь, что вспомнить что-то из своего прошлого гораздо проще, если вы к нему ближе.
Но почему, собственно, у людей вообще возникает такая идея?
В своей книге «Как писать хорошо» Уильям Зинсер писал по этому поводу следующее:
«Мои слушатели — зрелые люди обоих полов, которые хотят писать мемуары, ради того, чтобы разобраться, кто они такие и с каким наследием пришли в этот мир. Из года в год они глубоко трогают меня своими житейскими историями и заражают страстным желанием оставить память о том, что они совершили, передумали и перечувствовали. Кажется, что за мемуары нынче засела чуть ли не половина американцев…»
Память — это ключевое слово. Мы хотим помнить то, что с нами когда-то происходило в прошлом, чего мы достигли или хотели достичь, что сделали и чего не сделали, в кого влюблялись, с кем дружили, с кем, наоборот, сражались.
Мы все прекрасно понимаем, что со временем память наша потихоньку стирается, становится менее яркой и насыщенной деталями. События прошлого уходят на задний план, становятся менее различимыми, покрываются более поздними наслоениями, обрастают новыми интерпретациями, а потому зачастую выглядят совсем не так, как в тот самый момент, когда они происходили.
Записывая историю своей жизни, мы словно подтверждаем, что она действительно существовала. Что это не какие-то эфемерные обрывки воспоминаний, пролетающих в вашей голове изредка в минуты осенней тоски, но вполне реальное доказательство того, что это было на самом деле.
«Я здесь пишу рукой солдата,
Чтоб через много-много лет,
От жизни скучной и печальной
Какой-нибудь остался след».
(Из армейского фольклора)
Также мемуары — это память в том смысле, что мы оставляем по себе нечто вещественное, что другие люди смогут когда-нибудь потом прочитать. Не то, чтобы мы все были настолько тщеславными, но всё же. Хочется думать, что от нас останется что-то конкретное. Это вроде как частичка бессмертия что ли. Как-то так.
Но мемуары — это записи, не только событий, но и наших эмоций, которых в прошлом было пережито немало. В настоящем мы мало чего помним об этом. В повседневной обыденности нам кажется, что ровным счетом ничего не происходит, и не происходило.
Но если хорошенько повспоминать, то всплывет столько интересного и даже давно позабытого, что может снова всколыхнуть волны тех давних эмоций. Записывая их, мы не просто фиксируем это на бумаге или на жёстком диске компьютера, но проделываем своеобразную психологическую практику освобождения от эмоциональных зарядов, что сидят в наших телах.
Так что, если вы всё ещё раздумываете, нужно ли вам составление собственных мемуаров, то надеюсь, этот короткий пост вас убедил. Если же нет, то вам это действительно не нужно.
С чего же начать записи мемуаров
Во-первых, следует понимать, что мемуары — это не автобиография, в которой повествование начинается от самого рождения и последовательно проходит через весь «календарь жизни». В мемуарах эта последовательность – не аксиома, хотя некоторая упорядоченность нужна. Вы можете просто взять какой-то значимый кусок вашей жизни и построить на нём свои мемуары.
Многие обращаются к своему детству, как наиболее загадочной и интересной теме для мемуаров. Сложность в том, что мало кто помнит о собственном детстве настолько подробно, чтобы можно было написать об этом, хотя бы пару страниц текста. Но это только так кажется.
На самом деле вы просто давно не вспоминали детство. Стоит начать, как вас может захватить настолько мощная волна воспоминаний, что хватит не на одну тетрадку. Здесь вам помогут семейные альбомы с фотографиями, старые письма, дневники, музыкальные и видеозаписи и, конечно же, рассказы ваших родственников.
А еще Интернет! Да-да. Вы можете отыскать здесь массу полезных напоминаний о прошлом. Сейчас на многих форумах и в соцсетях есть разделы и группы, где посетители выкладывают массу картинок и ностальгических воспоминаний из советского прошлого. Здесь и детские игрушки того времени, и промышленные товары, и продукты питания, да много чего такого.
Просматривая эти материалы, вы можете неожиданно вспомнить, что вот именно такая игрушка была и в вашем детстве, а вид кефирных бутылок с крышечкой из фольги или жевательная резинка «Ну, погоди!» за 15 копеек могут натолкнуть вас на давно позабытые воспоминания, которые вы просто так и не вспомнили бы никогда.
Во-вторых, весьма полезно для примера почитать уже опубликованные мемуары. Найдите «Память, говори» Владимира Набокова, или «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, или «Мои ранние годы» Уинстона Черчилля. Вас не должно смущать, что они были великими писателями, а у вас по сочинению в школе стояли одни трояки или и того хуже. Вовсе не обязательно становиться одним из великих. Но поучиться у них есть чему. Да хотя бы просто вдохновиться.
В-третьих, вам стоит найти какой-то ключевой, очень значимый момент в вашем прошлом, с которого можно отправиться в путешествие по волнам памяти. Начните вспоминать его во всех возможных подробностях и записывать в черновик.
Возможно, при этом вы начнете вспоминать и более ранние события, тоже весьма значимые для вас. Их тоже записывайте. Это очень хорошее подспорье, которое может послужить вам своеобразным планом для написания последующего развернутого текста.
У тех, кто сам никогда не вел дневник, обычно довольно стереотипное представление об этом предмете: эдакий цветастый блокнотик с рюшечками, куда девчушка пубертатного возраста записывает всякую девчачью муть, щедро сдабривая различными наклейками, рисуночками, сушеными цветками и бабочками.
Смею вас уверить, что это далеко не так. Дневники вели весьма солидные и известные люди. Например, Леонардо да Винчи, Эйнштейн, Лев Толстой, Наполеон и др.
Понятно, что они туда записывали не всякую банальщину, типа: что я ел сегодня на завтрак, или какая тупая корова эта… и не постили потом этот бред в фейсбук или инстаграм. Они вели дневники, в первую очередь, для выявления своих сильных и слабых сторон, то есть для саморазвития и самосовершенствования.
Фрирайтинг или дневник?
Сейчас стало модно увлекаться фрирайтингом. Это так называемое свободное письмо. То, что само по себе выплескивается из головы на бумагу. Свободный поток мыслей. Причём вовсе не обязательно связных или вообще внятных. Откровенная тарабарщина в духе «Алисы в стране чудес» тоже подойдет.
Типичный вариант — утренние страницы, предложенные в качестве психологического упражнения автором бестселлера «Путь художника» Джулией Кэмерон. Вот что она пишет:
«Что же такое утренние страницы? В самом общем виде их можно определить как поток сознания, уместившийся на трех листках рукописного текста: «Эх, вот и снова утро… Писать совершенно не о чём. Хорошо бы постирать занавески. А вчера я вытащила одежду из машинки? Ля-ля-ля…» Более приземлённо их можно назвать «канализацией для мозгов», ведь именно в этом и состоит их прямое назначение…»
Дневник — нечто более основательное. Главная его особенность — осознанное, вдумчивое написание текста.
Фрирайтинг — это больше медитативная практика, разгрузка для мозга и высвобождение эмоциональных зарядов. Что само по себе не только полезно, но и стимулирует творчество, ибо снимает некоторые психологические блоки. Но и только.
В дневнике же можно делать гораздо больше полезных вещей, включая и эти, разумеется.
Утренние страницы вовсе не должны быть умными, хотя иногда это случается. Но, скорее всего, этого не произойдёт, о чём никто никогда не узнает – кроме вас. Никому другому не позволено их читать, да и вам тоже не стоит, по крайней мере, первые два месяца…»
Как видим, различия весьма существенные. Тем не менее, я очень рекомендую к прочтению книги Джулии Кэмерон. А если вас сильно интересует тема писательства, то её книга «Право писать» — это просто мастхэв!
Какая польза от ведения дневника?
1. Самоанализ. Ведение дневника помогает разобраться в себе самом, в своих мыслях, представлениях, устремлениях, предпочтениях, желаниях/нежеланиях, и т.д.
Даже указанных определений уже много. А представляете, сколько всего этого «добра» крутится в вашей голове ежедневно!
Говорят, в среднем нас за день посещает около 60000 мыслей. Дневник позволяет не только упорядочить их, но и по прошествии времени показать нам в динамике, кто мы такие есть, и куда вообще движемся.
2. Развитие памяти. Даже простое припоминание событий прошедшего дня уже помогает нам отодвинуть намечающуюся в будущем деменцию, а то и вовсе её избежать.
Можете вы прямо сейчас с легкостью вспомнить, что было вчера? А три дня назад? А неделю? Уверен, большинство с трудом вспомнят сегодняшнее утро, не говоря уже о вчерашнем.
Ведение дневника позволяет натренировать заново вашу память и даже начать вспоминать то, о чём вы давным-давно уже забыли.
3. Нахождение новых идей. Когда вы ведете дневник, то автоматически входите в некое трансовое медитативное состояние, в котором возможно всё. Именно здесь открываются творческие способности, и генерируются на лету новые идеи.
Это могут быть как вспышки озарения, так и результат логических рассуждений, когда вы последовательно выписываете свои мысли и начинаете видеть картину более ясно и осознанно.
Я всегда сразу записываю такие идеи в отдельный файл, ибо, если этого не сделать, то идеи так же быстро улетучиваются из памяти.
4. Постановка целей. В самом общем виде это, прежде всего, планы на день текущий. Я всегда пишу с утра, что я намерен делать сегодня. Записываю без особых подробностей, просто намётками. Но в дневник, разумеется, можно записывать и глобальные, далеко идущие планы и цели. Тут нет никаких ограничений.
5. Прояснение эмоций. Это очень полезная практика. Порой мы сами не можем разобраться толком, что чувствуем по отношению к событиям, людям, отношениям и пр. В голове крутятся тысячи обрывков мыслей и чувств, как заевшая пластинка.
В дневнике вы всё это выписываете, и оно как-то само начинает упорядочиваться в некую внятную картину, которая позволяет затем увидеть ситуацию в целом, как бы со стороны. И тогда уже решить, как со всем этим жить далее.
6. Получение вдохновения. Когда вы записываете все ваши победы, достижения и просто радостные события, то вы их копите. «Копилка» эта в будущем станет вашей постоянной подпиткой в плане вдохновения, да и вообще по жизни. Особенно в часы хандры или упадка сил. Перечитывание своих достижений и позитивных событий постоянно будет возвращать нас в хорошее настроение и стимулировать новые победы.
7. Тренировка навыка размышлений. Сегодня мало, кто умеет последовательно размышлять. Это — неизбежное следствие современного клипового мышления и переизбытка информации. Мысли скачут, как блохи, попробуй, удержи! Мы разучились долго думать о чем-то одном, предпочитая прыгать по верхам, и не углубляться в тему. Прилетает какая-то мысль, и мы уже довольны этим, не вдаваясь в подробности. На этом, кстати, и построена вся рекламная индустрия.
Человек перестал думать. Ему показали «конфетку», он тут же её и заглотил. Заметили, как часто теперь вы забываете буквально через минуту, о чём думали ранее? А интересные идеи, если их не записать, тут же улетучиваются бесследно, что даже и не вспомнишь при всем желании.
Раньше такого не было. Вот это оно и есть — клиповое мышление, а вовсе не ранний склероз. Клиповым мышлением сейчас заражена большая часть людей, живущая в крупных городах.
Ведение дневника позволяет научиться развивать свои идеи и мысли, заново включает в вас навык вдумчивого размышления, построения логических цепочек и выводов.
Интересные идеи, если их не записать, тут же улетучиваются бесследно, даже и не вспомнишь о них при всём желании.
8. Сохранение воспоминаний. Часто люди не особо ценят свои воспоминания. Ну было что-то и было. Что-то и так помнится слишком хорошо, а что не надо, так само забылось.
На самом деле воспоминания — штука очень полезная.
Во-первых, это ключи к нашим внутренним «тараканам». Мы ведь ничего не забываем, если честно. Всё увиденное, услышанное и прочувствованное когда-либо хранит наше подсознание. Порой именно воспоминания помогают проявить то, что было скрыто много лет назад и, тем самым, решить какие-то текущие проблемы.
Во-вторых, наша память имеет характерную особенность — забывать плохое и помнить в основном хорошее. Именно поэтому так тянет порой вернуться в школу, институт, армию.
Мы знаем, в общем-то, что там были порой не самые радужные события: нас кто-то обижал или оскорблял, мы чего-то боялись, опасались, нервничали и даже, возможно, с кем-то дрались. Но мы предпочитаем не помнить об этом, а вспоминаем лишь приятные вещи.
Но это как раз часто и затуманивает наш разум и не позволяет трезво оценивать уроки прошлого. И из-за этого, возможно, мы продолжаем поступать опрометчиво или неразумно.
Поэтому записи в дневнике позволяют увидеть картину в целом и, главное, вспомнить то, что мы тогда чувствовали и о чём думали.
В-третьих, это память. О нас. Да, дневник — сугубо личная вещь, не для посторонних глаз. Но согласитесь, те, кто уже имел практику ведения дневников: вы же все равно думали о том, что когда-нибудь, когда вас, скорее всего, уже не станет, ваши потомки или друзья таки прочитают ваш дневник…
Возможно даже, что в такие моменты вы сразу начинали думать о том, чего стоит писать, а что лучше все-таки утаить, особенно если это что-то заставляет вас стыдиться или выставляет в невыгодном свете.
А может, наоборот, вы втайне думали о том, что будущие читатели оценят вас по-новому, поймут, наконец, что вы были, как минимум, гением и провидцем, только нераскрытым и непонятым другими людьми. Пусть потом жалеют, что не ценили вас. В психологическом плане это своеобразное бессмертие, если хотите.
«Некоторые мгновения в жизни чудесны, некоторые ещё чудеснее, а некоторые достойны того, чтобы писать о них»
Чарльз Буковски
В ведении дневника есть ещё один очень полезный фактор, непосредственно связанный с такой популярной нынче концепцией, как «Здесь и Сейчас». Дело в том, что, даже описывая в дневнике события прошлого и свои мысли о будущем, вы делаете это в настоящем времени и анализируете их именно в настоящем.
Таким образом, вы выключаете шарманку в голове, прокручивающую все эти мысли бесконечно, и начинаете рассуждать. Это разительно отличается от привычной мысленной жвачки, когда мысли просто крутятся, не имея выхода.
Начало есть, что дальше?
Предположим, вы нашли подходящий ключевой момент вашей жизни и начали записывать воспоминания о нём, пусть даже пока довольно сумбурно. Как сделать так, чтобы потом все это было более или менее похоже на книгу, а не на сборник бессвязных отрывков, которые никому, кроме вас, читать будет не интересно?
В любой художественной литературе обязательно есть сюжет. Именно сюжет затягивает читателя и возбуждает у него интерес к дальнейшему чтению. Нет сюжета — нет интереса.
В случае мемуаров все точно так же. Вам нужно увязать все ваши воспоминания в некий связанный сюжет. Сложность в том, что в самом начале составления записей сюжет этот далеко не всегда виден даже вам. Вы просто записываете свои воспоминания, не зная наперёд, что еще всплывет в вашей памяти.
Поэтому выстраивать сюжетную линию в мемуарах имеет смысл примерно с середины повествования или даже в самом конце, когда вы сами придёте к определенным выводам и результатам. Возможно, вам даже захочется все заново переписать, перетасовав воспоминания и расположив их совершенно в ином порядке.
Разумеется, в вашем повествовании должны быть какие-то яркие, якорные события, конфликты, которые вам либо удалось разрешить, либо они оставили заметный отпечаток в вашей жизни. Это подогревает интерес читателя. Если все будет записано ровно, без каких-либо всплесков эмоциональных волн, то читать это будет невыносимо скучно даже вам.
Поэтому не жалейте эмоций и не стесняйтесь их выписывать во всех красках. В конце концов, вы же пишете книгу своей жизни. Так пусть же она будет яркая!
«Воспоминания — это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются».
Роберт Стивенсон.
Как и в любом успешном деле, в написании мемуаров должна быть определенная методичность. Если вы на волне энтузиазма за один вечер «навспоминали» воз и маленькую тележку, быстро все это записали, а потом забросили на месяц-другой, то потом вам гарантированно придётся начать все сначала. Очень трудно будет начать с того же места, где вы остановились в прошлый раз.
Поэтому лучше писать хоть понемногу, но каждый день, или через день-два, но не бросать надолго это занятие.
Многих может отвадить от идеи создания мемуаров то, что на вспоминание и последующую запись нужно выделять время, а его и так не хватает. Берите пример с известной писательницы Джулии Кэмерон. Она пишет зачастую урывками, когда в повседневной жизни выпадает свободная минутка-две.
Вы можете заниматься своими повседневными делами и попутно что-то припоминать из своего прошлого, делая короткие заметки в блокноте, в смартфоне или ноутбуке, да, хотя бы даже просто на бумажных салфетках или на любом клочке бумаги. Для этого вовсе не нужно выделять какое-то особое время, запираться в строгом кабинете с дубовым столом и настольной лампой а ля «Серьезный Писатель».
Что можно писать в мемуарах
Правду! Мемуары — это не художественный вымысел. В первую очередь — это правдивое описание событий, происходивших в прошлом, и размышления автора об этих самых событиях, его отношение к ним, связанные с ними эмоции, мысли и выводы.
Причем, под словом «правда» подразумевается, что вы не станете описывать себя лишь с положительной стороны, но и расскажете без утайки и о каких-то негативных сторонах. Жизнь состоит не только из успехов, но и провалов тоже. Когда вы о них рассказываете, то вызываете доверие у читателя.
Не используйте в тексте пассивные конструкции и канцеляризмы. Это просто мега-скучища! Пассивные конструкции — это официальный стиль, отдающий бюрократизмом.
Примеры пассивных конструкций: «задачи выполнялись», «проблемы решались», «работа была сделана» и т. д. Вместо этого используйте активные конструкции: «я выполнил задачу», «мы решили проблему», «я сделал эту работу».
Канцеляризмы — слова и обороты речи, так же пришедшие из официального стиля деловых бумаг. Это всевозможные: является, имеет место быть, находился в состоянии, каковой, сей, именуемый, надлежит, согласно, в случае, в связи с, в силу того что, несмотря на то что, благодаря тому что, а именно, равно как, и. т. д.
Используйте как можно меньше сложных слов, слов-определений, очень длинных слов или очень редких слов (устаревших). Возможно, вы посчитаете это украшением текста, но читатель этого не поймет, либо подумает, что вы просто выпендриваетесь.
Описывайте события в конкретном окружении, а не подвешенные в воздухе неопределённости. Если это событие происходило в кафе, дайте краткое, но исчерпывающее описание убранства этого кофе и его посетителей. Это погрузит читателя в конкретную среду, даст почувствовать атмосферу пространства.
Используйте чувственные описания, а не просто: стол дубовый, лампа красная, официант толстый. Вместо это напишите: шершавая поверхность дубовой столешницы, мягкий и таинственный свет старинной красной лампы, жирный и неповоротливый официант, «благоухающий» прокисшим супом, в замызганном измятом фартуке.
Читатель должен прочувствовать все это сам. Поэтому используйте больше слов, описывающих конкретные ощущения — визуальные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые.
Кроме того, в мемуарах вполне допустимо и даже приветствуется использование метафор, цитат, диалогов и прочих писательских украшательств, если только они уместны и вписываются в общую канву повествования. Они не только разнообразят ваш текст, но и добавят изюма, что всегда нравится читателям.
Как закончить мемуары
Любая хорошая (читай — интересная) история имеет начало и конец. Ваши мемуары тоже. Их нельзя бросить на половине пути недосказанными. Возможно, вам не удастся самому сделать какие-то жизненно важные выводы, но историю необходимо довести до логического конца. Если же история всё еще продолжается, то и ваши мемуары ещё не закончены и будут со временем дополнены новыми материалами.
Когда закончите писать, перечитайте всё от начала до конца и «сливайте воду» по пути. Это значит, что необходимо выбросить из текста всё лишнее, несущественное, либо расписанное слишком витиевато и подробно. Если эти витиеватости и подробности не раскрывают сути дела, то они явно ни к чему.
Проверить текст на «воду» очень легко: читаете предложение, видите в нём сомнительное слово, удаляете его и проверяете, не потерялся ли смысл и суть предложения. Если нет, то слово действительно было лишним.
Точно так же проверяете абзац текста. Если какое-то предложение в нём лишнее, то долой его! И с самими абзацами поступаете точно так же, безжалостно удаляя их из текста.
После всех этих героических усилий вам предстоит сделать, не менее героический шаг — дать почитать мемуары своим самым близким друзьям и родным, которым доверяете. Тем самым вы преследуете две задачи:
1. Проверяете, насколько вообще интересен и информативен ваш рассказ (по отзывам);
2. Проверяете, насколько полно представлена информация.
Второй пункт может привести к тому, что вы захотите дополнить ваши мемуары той информацией, что предоставят вам ваши первые читатели. Возможно, вы сами что-то не смогли вспомнить, но это оказалось существенным. Возможно, вы ошиблись в своих воспоминаниях, и ваши друзья могут помочь вам исправить это.
В любом случае, обратная связь нужна. Так что не стесняйтесь просить людей почитать ваши тексты и дать эту обратную связь.