Технология написания романа
Первый черновик
Существует несколько подходов к написанию первого черновика:
Поток сознания
Автор не имеет никакого плана: садится и печатает, что придет в голову. Этот способ подходит для написания произведений с одной-двумя сюжетными линиями.
Роман по плану
Прежде чем приступить к написанию текста, автор прописывает план: иногда краткий, иногда развернутый. Этот вариант идеален для романов средней сложности — с двумя-тремя сюжетными линиями. Одной из разновидностей этого способа является “Метод снежинки” американского писателя Рэнди Ингермансона.
Смысл его заключается в следующем: писатель выстраивает сюжет от простейшей схемы до сложного развернутого синопсиса.
Подготовительные работы
Для многоплановых произведений, требующих серьезных исследований, можно порекомендовать следующую технологию:
Создаются пять файлов:
Материалы
Туда складывается фактический материал: политика, экономика, мода, культура, описание отдельных событий и пр.
Все материалы систематизируются по разделам. На каждый раздел ставится закладка.
Автор заносит новый интересный факт в нужный раздел и потом легко может найти его в груде материала.
Герои
В этом файле перечислены все мало-мальски значительные персонажи. Описываются подробные биографии и взаимоотношения героев друг с другом. Для лучшей визуализации имеет смысл подобрать в Интернете фотографии актеров на ту или иную роль.
Хронология
В этом файле по месяцам перечисляются все события. Речь идет не только об исторических датах, но и о фактах, которые создают колорит.
Например: “Декабрь 1925 года — выход на экраны фильма Броненосец “Потемкин””.
Это была знаковая лента — ее все смотрели и обсуждали.
Или: “Весной 1925 года в газетах начали печатать кроссворды (хит сезона)”.
Или “Самые модные чулки — в клеточку, тоже называются “кроссворд””.
Этот файл создается в Excel или в программе Scrivener (лично я пользуюсь ею, но в качестве примера в буду показывать таблицы для Excel, т.к. он есть у всех, у кого на компьютере стоит Microsoft Office).
Итак, создаем две таблицы:
Таблица 1. Развернутый план по главам
В этой таблице создаем пять столбиков:
• Дата — когда произошло событие, описываемое в романе.
• Параграф. Если главы большие, их следует разбивать на параграфы (один параграф — одна сцена). Каждый из них отмечаем цифрами: например, 23.9, где 23 — номер главы, а 9 — номер параграфа. Это требуется для того, чтобы быстро, набив в поисковике код параграфа, найти нужное место в романе. Потом эти коды убираются.
• Событие. Чтобы не забыть, в каком параграфе о чем идет речь, описываем сцену в одно-два предложения.
• Фокальный персонаж — каждая сцена рассматривается с точки зрения какого-либо героя.
Пример таблицы
Дата | № главы | Параграф | Событие | Фокальный персонаж |
дек. 1922 | 2 | 2.1. | Нина договаривается с контрабандистами | Нина |
2.2. | Нина едет в гостиницу | Нина |
Таблица 2. Сюжетные линии каждого из героев
Когда автор заполнит все графы, у него перед глазами появится структурированный план романа со всеми сюжетными перипетиями. Четко видно, что откуда вытекает, и где искать нужное событие, чтобы его подправить.
Синопсис
В этом файле подробнейшим образом расписывается каждая сцена. Пока только в виде черновика: события, реакции, мысли — ничего более. Здесь же расставляются номера глав и коды параграфов в соответствии с тем, как это описано в Плане.
Пишем черновик
После того как сюжет полностью выверен, каждая сцена продумана от и до, можно приступать к написанию основного текста.
Лично я пишу его прямо поверх синопсиса. Загружать себя вопросом “А что дальше?” уже не требуется: все усилия сосредоточены на стиле и языке. При таком подходе “отходов производства” очень мало, потому что все ненужное отсекается еще на стадии планирования.
Совет
Второй черновик
Проверочная работа
Необходимо проверить текст на наличие крайне существенных элементов:
1. Каждый герой в каждой сцене должен быть чем-то интересен. У него своя цель и он стремится к ее осуществлению.
2. В каждой сцене должна быть доминирующая эмоция. Отвечаем на вопрос: что чувствуют люди, когда они читают данный параграф?
3. В каждой сцене должны быть детали, ярко характеризующая место действия или собеседника фокального персонажа. Эти детали создают эффект узнавания.
Показался Гейзовский дом — досчатый, беленый, ужасный, потускневший от старости, скорее серый, чем белый — тот род жилья, в котором знаешь, что найдешь вместо душа клистирную кишку.
4. В каждой сцене должны быть яркие сравнения, шутки или противопоставления. Это то, что делает текст вкусным.
Тут швейцар. А уж хуже этого ничего на свете нет. Во много раз опаснее дворника. Совершенно ненавистная порода. Гаже котов. Живодер в позументе.
М. Булгаков “Собачье сердце”
5. В каждой сцене необходимо поставить вопрос-крючок — ответ на который должен волновать читателя.
Пример: Зачем профессор Преображенский заманил к себе Шарика? Что стало с Шариком после того, как его усыпили? и т.д.
Крючки бывают четырех видов: препятствие, угроза, тайна и новость. Подробности см. в статье Александра Молчанова “Крючки в сценарии”.
6. Каждая сцена должна двигать сюжет или раскрывать важные черты характера героя.
7. Каждая сцена должна содержать конфликт или подводить к конфликту.
Сцены в романе
В процессе написания второго черновика мы определяемся, какую сцену казнить, а какую — помиловать. В хорошо выстроенной сцене есть два поворотных момента: внешний и внутренний.
а) внешний — то, что двигает сюжет вперед,
б) внутренний — то, что влияет на фокального персонажа: он что-то осознает или как-то меняется.
Иногда достаточно одного из двух поворотных моментов. Но если нет ни того, ни другого, сцена — явный кандидат на выбраковку.
Третий черновик
Третий черновик — это работа над стилем и исправление мелких огрехов. Далее идет корректура.
Как написать план романа
Если вы постоянный читатель нашего блога, то наверняка заметили: мы часто пишем о том, как писать. Статьи, заметки и даже книги. Мы вовсе не призываем вас в секту «анонимных авторов». Просто хотим сказать: создание текста отлично развивает. Это такой бесплатный и эффективный тренинг по саморазвитию, где ещё прилагаются бонусы — вы находите свой стиль, тренируете слог и получаете бесплатный роман в придачу.
Для тех, кто очень хочет, но пока не решился, составили советы о том, как написать свою первую историю: рассказ, зарисовку или роман. Держите 12 советов, которые вдохновят вас на творчество и покажут, что писательство — это необыкновенно интересно.
«Создавая бестселлер»
Главная идея
Самый частый вопрос, который задает себе начинающий или размышляющий писатель: «О чем писать?». Если вы молоды, то у вас мало опыта.
Главная идея — некая умозрительная истина, которую предлагает ваша история или которая в ней предполагается. Часто она проступает в результате того изменения, которое происходит с персонажами из-за основного конфликта. Вот несколько вопросов, которые помогут вам определиться с главной идеей.
Не паникуйте: возможно, вы сможете ответить на эти вопросы не сразу. Или даже, когда позади уже будет не один черновик. Лучше всего в читателе отзываются идеи, не наложенные сверху на произведение, а исходящие как бы изнутри. Продолжайте поиски, пока будете писать.
Примеры главной идеи
Вся главная идея должна сходиться в одно утверждение. Вот несколько примеров того, как может выглядеть это утверждение.
Кадр из фильма «Ешь, молись, люби», снятого по книге Элизабет Гилберт. Источник
Если вы уже осознали свою главную идею, запишите ее одним предложением в виде утверждения. Это то, что вы пытаетесь доказать своей историей.
План на основе подсчета страниц
Размышляете о том, какой талмуд вам нужно написать? Неофициальное исследование экспертного журнала Publisher’s Weekly, установило, что приблизительная длина романа колеблется между 250 и 300 страницами (60 000–90 000 слов).
В легендарном романе Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» около 300 страниц. Источник
Конечно, в зависимости от жанра имеются исключения. Исторический роман или научно-фантастическая сага могут занять и более 500 страниц. Справившись с этой сметой, вы легко определите длину вашей истории.
Начало
Итак, вы сели за роман. Начало произведения служит следующим целям.
Кто такой протагонист
Персонаж, на которого действие произведения оказывает наибольшее влияние, — это протагонист. Иными словами, это главный герой.
Главная героиня романа «Гордость и предубеждение» — Элизабет Беннет. Источник
Попробуйте сделать такую табличку для своего персонажа.
Антагонист
В любой великой истории протагонист куда-нибудь движется, а внешние и внутренние силы препятствуют ему. Вашу историю подпитывает энергией борьба протагониста и антагониста — персонажа, который противодействует главному герою.
Главный антагонист в романах Джоан Роулинг «Гарри Поттер» — лорд Волан-де-Моорт. Источник
Антагонисты делятся на шесть следующих категорий.
Главная битва в истории происходит между протагонистом, который хочет чего-то настолько, что готов идти против всех напастей, и антагонистом (-ами), то есть внешними и внутренними силами, которые работают против героя.
Драма или нет?
Чтобы каждый эпизод вызывал в читателе чувство предвосхищения, ожидания и стремления, внимательно присмотритесь к ним: драматические они или пассивные.
Китти из фильма «Анна Каренина», снятого по роману Льва Толстого. Источник
Но пассивное действие также важно: пусть и в малых дозах. Оно показывает внутреннюю реакцию персонажа на внешние события, замедляет ход истории, добавляет немного непринужденности, показывает, каков герой, когда он не в стрессе, открывает нашему взору его внутреннюю жизнь, дает ему шанс придумать новый план действий, а читателю — возможность передохнуть.
Кадр из самого мистического сериала «Твин Пикс». Источник
Вот некоторые примеры пассивного действия:
Эпизоды пассивного действия можно назвать созерцательными. Их лучше располагать между драматическими. Если пассивного действия слишком много, история начнет буксовать и вы рискуете потерять внимание читателя.
Как создать конфликт
В жизни мы любым способом пытаемся избежать конфликта. Но в случае с написанием историй всё обстоит иначе.
У Шерлока Холмса было много недоброжелателей и неприятностей. Его истории до сих пор не утратили остроту. Источник
Чтобы показать конфликт в действии, опишите реакцию главного героя. Но не с помощью пересказ или внутреннего монолога, а посредством действий и реакций персонажа. Вот всего несколько подсказок.
Флешбэки
Флешбэки — это когда история движется-движется и внезапно переключается на моменты из прошлого героя. Почти 20 лет назад Майкл Ондатже построил нелинейную структуру в своем «Английском пациенте». История, рассказываемая несколькими персонажами, движется то вперед, то назад во времени.
Кадр из фильма «Английский пациент». Источник
Зачем нужны флешбэки? Чтобы лучше понять персонажей, узнать важные подробности или предысторию героя. Вот несколько советов, как делать удачные флешбеки.
Больше драматизма!
Если вы любите своего протагониста, то у будете испытывать соблазн облегчить его судьбу: с помощью ли успеха, завоевания любимой или раскрытия тайны.
Чувствуете, что вашим эпизодам не хватает драматизма? Вот несколько идей, как его добавить.
— друзья, семья и сотрудники подогревают конфликт;
— герой сталкивается со стихийными бедствиями;
— ему мешает физическая неспособность что-нибудь сделать;
— на пути стоят правила, установленные религией, правительством или обычаем;
— по дороге на важное событие у героя ломается машина;
— протагонист борется со страхами, суевериями и пороками;
— ему попросту не хватает времени;
Кадр из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“», снятого по роману Агаты Кристи. Источник
Не надо клише
Литература полна клише — это то, что повторялось так часто, что стало обычным. Призываем вас не использовать клише, стереотипы или банальные подробности. Фразы вроде «женщина удивительной судьбы», «герой не ее романа», «чуткая душа» вызывают раздражение и не цепляют. Вместо этого подыщите правильные, точные, нужные именно вам детали. Опишите обстановку дома, прическу, одежду, украшение или книги, которые любит герой. Старайтесь, чтобы они были оригинальными и аутентичными.
Продуманные детали
Есть одна хитрость, которая поможет написать эпизоды середины романа: придумайте сюжетную линию, которая включает описание какого-то уникального занятия, дела или обстановки. Читателям нравится узнавать новое в процессе чтения.
Кадр из фильма «Правила виноделов», снятого по книге Джона Ирвинга. Источник
Мы знаем, что начать писать нелегко. Но этого того стоит. Вы удивитесь, какой драйв можно испытать, когда герои начинают жить, дышать, сами совершать поступки — кажется, что вы тут даже не при чем. Вступите в клуб великих романистов и, возможно, ваша книга станет настоящим бестселлером.
Авторский стиль. Как умение писать помогает в жизни
Верю, что каждый может писать хорошо. Обучаю навыкам текстов. Делюсь собственными наработками.
Поиск по содержанию статей:
Последние 3 поста
Разделы
Лучшее за год:
Telegram канал
Навык 7. План написания книги и как его правильно создать. Метод снежинки.
Сегодняшний навык — для тех, кто хочет создавать художественную прозу. В копирайтинге он менее востребован.
Этот навык — создание подробного плана книги. Без него никак. Но с ним — вы король ситуации. Статья будет полезна и тем, кто уже пишет и тем, кто только учится.
Сегодня в меню (нашими учителями будут): Габриэль Гарсия Маркес, Эдгар По, Джоан Роулинг, Лев Толстой и Рэнди Ингемарссон.
Подготовку к написанию книги, как, к примеру, в столярной мастерской, нужно проводить очень тщательно.
Зачем нужен план написания книги? И почему это навык?
Написать рассказ, повесть или роман легко. Сложно написать хороший рассказ, повесть или роман. Но с этим навыком вы приблизитесь к тому, чтобы написать хорошее произведение.
Не буду долго убеждать. Пусть за меня это сделают признанные.
Габриэль Гарсия Маркес.
Габриэль Гарсия Маркес
«Когда я писал первые рассказы, у меня была общая идея по поводу настроения книги, но я позволял себе положиться на случай. Лучший в жизни совет, который я получил был такой. В молодости, когда на тебя снисходят потоки вдохновения, работать подобным образом вполне возможно. Но мне сказали, что если я не научусь писательской технике, потом у меня возникнут проблемы: вдохновение уйдет, а техники, чтобы компенсировать это, будет недоставать. Если бы я не понял этого вовремя, сейчас я не смог бы составлять композиционные планы своих книг. Композиция — это чисто техническая проблема, и если не научиться ей вовремя, то ею уже не овладеешь никогда»
Эдгар По еще более строг в вопросе планирования:
«Совершенно ясно, что всякий сюжет, достойный так называться, должно тщательно разработать до развязки, прежде нежели браться за перо. Только ни на миг не упуская из виду развязку, мы сможем придать сюжету необходимую последовательность или причинность и заставить события и особенно интонации в любом пункте повествования способствовать развитию замысла»
«Отшлифуйте ваш план, а затем вцепитесь в него как в спасательный трос. Подгоняйте его по мере работы, но не пытайтесь просто писать как бог на душу положит: думайте о правильной структуре и пишите по ней. Ваш план проведет вас через те моменты, когда вы даже представить себе не можете, что когда-нибудь закончите этот проклятый текст. План позволит вам увидеть текст как последовательность управляемых наборов по 1000 слов каждый».
Это реально навык. Сидеть и кропотливо создавать не саму книгу, а подготовительную часть к ней. Но в этом есть принцип айсберга. Чем более высокой должна быть видимая часть — тем более глубоко должен погрузиться айсберг в воду.
И сегодня я расскажу о примерах и о теории, которая помогла мне.
Примеры планов создания текста
Джоан Роулинг и ее «Гарри Поттер».
В случае с Джоан Роулинг, она создавала не просто одну книгу. Она создала целую серию книг.
Ей нужно отслеживать все выдуманные события. Героев.
Что сказать, Джоан Роулинг решала эти вопросы довольно просто. Она создала крупноформатную таблицу на листе обычной бумаги.
Джоан Роулинг создавала первую книгу про «Гарри Поттера» в кафе
Автор, который выложил эту таблицу написал
Сюжетная таблица, написанная Дж. К. Роулинг. Ее подход состоит в том, чтобы разделить столбцы на количество глав, временную шкалу рассказа, название глав, основной сюжет и сюжетные линии.
Таблица Джоан Роулинг
Интересно, что эта таблица — это только маленькая часть, несколько эпизодов пятой части «Гарри Поттер и Орден Феникса».
Несколько интересных пометок вам должны особенно понравиться. Например
«gory here» (между главами 22 и 23)— кровопролитие здесь. Словно автор задумал эту сцену и обдумывал лучшее место для неё.
Или «Xmas» (в главе 19) — где автор просто указал, что это «Рождество». Что конкретно будет описано, Джоан еще не придумала, или не записала, так как в этой главе много полей пустых. Но Рождество сюда она уже внесла.
Главное, чтобы было понятно автору.
Лев Толстой. Анна Каренина
Интересно, как Лев Толстой создавал Анну Каренину (рецензия на книгу и то, чему вы можете научиться из неё — тут). Все началось с того, что он читал Пушкина. Пусть Лев Николаевич сам расскажет.
Но на создание романа потребовалось не две недели, а пять лет.
В первом наброске романа создана только одна сюжетная линия — линия Анны Карениной и Вронского. Более того, роман начинается с кульминации. Отношения Карениной и Вронского (в первом варианте Ставрович и Балашов).
Титульный лист романа «Анна Каренина» с дарственной надписью Л. Н. Толстого
Позже Толстой не любил роман «пуще горькой редьки», по его словам. Но недовольство нарастало. Не хватало причинно-следственной связи, Толстого не устраивал только дворянский мир, он хотел охватить все слои России, отразить события и влияние реформ в России.
Так появилась вторая линия персонажей — Константин Левин (в первых набросках — Нерадов).
В третьем и четвертом варианте автор написал «роман», указывая на широту задумки, назвал его «Анна Каренина» и ввел эпиграф «Мне отмщение». Кроме того, роман начинается с предыстории, и появляется другой зачин — с первых строк мы знакомимся со второстепенным героем, боковой темой, которая легко объединяет две основные сюжетные линии, и при этом имеющей свое самостоятельное значение.
Каждую сюжетную линию Лев Николаевич дополнял. Имеются по 5 начал на некоторые второстепенные главы.
Рисунки Толстого при подготовке Анны Карениной
Обозначился стройный путь развития нового произведения, приведший к первой полной редакции: первый вариант начинается наброском, наметившим схематично ход событий, разыгравшихся в Петербурге. Во втором, начавшемся с той же позиции, условно взят из первого варианта день скачек, и рассказ доведен до отъезда Каренина в Москву перед родами Анны. Третий и четвертый переносят события в предысторию, в Москву. Наконец, пятый, в котором использованы все предыдущие, заканчивается смертью Анны. Такова схема первого периода работы Толстого над романом.
После того, как Толстой закончил первоначальную редакцию текста, он работал над каждой частью романа.
Чтобы показать огромный труд писателя, дополню, что трудясь над первой частью, Толстой создал 10 редакций, не считая корректор. Вторая и пятая часть имеют по пять редакция каждая. Вообще же рукописный фонд романа составляет 2560 листов.
Лев Толстой за работой
Это были примеры работы над романами.
Но статья будет неполной, если я не дам тот метод работы над книгой, который сам использую.
Если вы устали, отдохните, заварите вкусный напиток, возьмите круассан. Я никуда не убегу
Метод снежинки. План как написать книгу.
Я наткнулся на очень полезную статью Рэнди Ингермансона. Ссылку на неё вы найдете — внизу статьи
Перед тем, как писать эту статью, я решил внедрить этот навык на практике. Написал несколько произведений, попробовал так и эдак. Начал лучше понимать суть данного материала. Теперь понимаю, что материал реально полезный. Что ж, начнём.
Она уже переведена в русскоязычном интернете, но в оригинале информации чуть больше.
Хорошее произведение — это не случайность, оно конструируется. Можно конструировать уже после создания произведения, но лучше делать это до.
Суть метода снежинки — в проектировании.
Посмотрите на это изображение — здесь снежинка. Но как создать её такой?
Для начала появляется грубый треугольник, затем начинается работа с каждой её частью, пока не происходит превращение в снежинку.
Точно также можно спроектировать художественное произведение.
Вам необходимо просто разбить на этапы работу по подготовке.
Рэнди Ингемарссон предлагает 10 этапов.
На примере Толстого, Джоан Роулинг я показал, что хорошие книги — проектируются. В любом случае, перед созданием вы много думаете о книге. Основная идея метода снежинки — перенести все эти размышления на бумагу последовательно, записывая каждый этап.
Здесь вы укладываете у себя в голове основную информацию, а потому я не рекомендую пренебрегать этими этапами.
Этап 1. План написания книги. Аннотация
Вам нужно последовательно ответить на следующие вопросы.
Основная тема должна состоять из одного предложения.
Когда вы в будущем будете отправлять книгу в издательство, это предложение должно быстро объяснить издателю, что за книга. Это крючок, который должен зацепить сначала издателя, а затем владельцев книжных магазинов, и, главное — читателей. Потому сделайте максимум на который вы способны.
Аннотаця — это крючок
Несколько рекомендаций к нему
Хороший пример — это аннотации в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс»
Этап 2. План написания книги. Завязка, конфликт и развязка
Потратьте еще час времени и расширьте это одно предложение до трех абзацев.
Качественная работа над текстом подобна мастерской плотника. Вы отшлифовываете всё
Этап 3. План как написать книгу. Герои
Описанное выше даст вам общее видение вашего произведения. А дальше всё зависит только от вас.
Искусство — в деталях.
Теперь вам нужно потрудиться над каждым героем и создать для него что-то подобное. Время, потраченное на каждого героя сторицей воздастся, когда вы начнете писать. Если вы продумаете характер, прошлое, мотивы, цели героя — он будет живым, а не плоским. И это будет ощущаться через всю книгу.
Ответьте как минимум на 7 вопросов:
На каждого героя потратьте не менее часа и опишите ответы хотя бы на один абзац
Вам нужен глубокий портрет героя
Этап 4. План как написать книгу. Расширение аннотации
На этапе 2 вы написали уже по одному предложению для завязки, конфликта и развязка.
Теперь самое время создать больше.
В будущем вы сможете создать из этого материала синопсис.
Здесь вы получите много удовольствия, но главное – все идеи на одной странице.
Этап 5. План как написать книгу. Больше о героях
На этом этапе вы уже хорошо знаете, как и что будет развиваться.
Теперь уделите больше времени героям. Опишите историю на одну страницу с точки зрения каждого героя.
В англоязычном мире это называется «character synopsys» или синопсис героев.
Второстепенные персонажи описываются на пол-страницы.
Этап 6. Метод снежинки. Расширение синопсиса
Теперь уже есть одна страница синопсиса. И характеры, глубоко продуманные и описанные на одну страницу.
Нужно создать из одного абзаца из этапа 4 — текст на страницу. Таким образом, будет уже 3-4 страничный синопсис. Безусловно, вы будете возвращаться к предыдущим наработкам снова и снова.
Когда совсем тяжело — представляйте, что вы в столярной мастерской
Этап 7. Метод снежинки. Развернутый рассказ о персонаже
Снежинка становится всё более похожей на себя.
Короткое описание каждого героя нужно превратить в развернутый рассказ о каждом. С учетом всех важных деталей:
И самое главное — как герой из начала произведения превратится в того, кем он будет в конце произведения.
Таким образом персонажи превратятся в реальных людей.
Этап 8. Метод снежинки. Расписать по главам/эпизодам
Теперь ваша задача — расписать по сценам или по главам книгу
Здесь уже должна быть видна причинно-следственная связь и каждый эпизод должен органично вытекать из другого.
Кроме того, каждая сцена должна развивать конфликт и нести в себе проблему. Если в сцене нет развития или проблемы, которую нужно решить — её нужно либо переделать, либо удалить.
По каким-то причинам, многие не любят эту работу. Победите этого Голиафа, и ваше произведение станет еще более понятным и разложенным по полочкам для вас.
Вы всё еще в столярной мастерской. Осталось чуть-чуть
Этап 9. План написания романа. Подробное расписывание каждой сцены
Теперь каждую сцену нужно расписать на несколько абзацев.
Это уже необязательно. Я, например, не делаю этот этап. Так остается больше места для творчества
Этап 10. План как правильно написать книгу
Только на этом этапе можно садиться и начинать создавать черновик.
Он будет сырой, шероховатый. Но зато он ваш ). Кто пишет, тот поймет.
И главное — в нем не будет грубых ляпов, пустых мест. Всё будет закономерно и последовательно.
Рэнди, автор метода снежинки, говорит, что знает писателей, который следуя этому методу создавали с первого раза черновик лучший, чем был их третий черновик «в прошлой жизни».
Первая страница черновика романа «Тихий дон» Шолохова. За который, в целом, он и получил Нобелевскую премию.
Этап 11. Редактирование книги
На этом этапе вы уже редактируете готовый черновик. Только на этом этапе уже создается то, что считается готовой книгой, которую можно отправлять в издательство.
И не думайте, что всё творчество пропадет к этому моменту. Если вы тщательно подошли к подготовке — то творческих идей у вас будет хоть отбавляй.
Именно об этом этапе так красочно и много говорят маститые. Например Чехов:
Искусство писать – это искусство сокращать.
Вывод. Метод снежинки кропотлив — но плодотворен
Я использую метод снежинки и для произведений малой формы. И рекомендую использовать и для небольших рассказов, и для среднего объема повестей и, конечно, для романов. (Пока роман только один, но и мне не семьдесят лет:).
Помните. Подготовка не должна быть идеальной, вы всегда сможете вернуться и дополнить любой из указанных этапов. Но важно, чтобы подготовка была!
И пусть ваши произведения будут сильными.
Не пренебрегайте подготовкой. Представляйте, что это ваша столярная мастерская.