Как написать рассказ? Пособие для новичков
Сегодняшняя статья станет своеобразным пособием для всех новичков писательского цеха, страстно желающих, но пока не знающих, как написать рассказ. В ней я постарался обозначить важные этапы и дать основополагающие рекомендации, которые позволят новоиспеченным литераторам избежать досадных и грубых ошибок при работе над своим первым художественным текстом.
Не секрет, что когда человек впервые садится за написание и видит перед собой чистый лист, в голове его, как правило, царит хаос и сумятица. Зачастую он слабо представляет, что и как будет делать, куда заведет история и чем она закончится; в подавляющем большинстве случаев начинающий автор даже не представляет себе четкой последовательности действий. Зная об этом не понаслышке, я подготовил статью, единственная цель которой — объяснить всем желающим, как написать свой первый рассказ.
Как это обычно происходит?
Свой первый рассказ я написал за вечер. Да-да, один единственный вечер понадобился мне для того, чтобы определиться с темой, ничего толком не обдумать, сесть и написать свой первый рассказ.
Случилось это благодаря книге Стивена Кинга «Как писать книги: мемуары о ремесле» (на блоге «Литературная мастерская» есть ее подробнейший разбор). В ней Король Ужасов предлагает читателю следующее занимательное упражнение: сесть и, не откладывая в долгий ящик, написать остросюжетный рассказ об условной влюбленной парочке – Дике и Джейн. Главное условие упражнения — нельзя заранее ничего обдумывать; завязка, развязка и перипетии должны родиться сами собой уже в процессе написания текста (данный способ в писательской обиходе называется «спонтанное письмо»). Условие, на мой взгляд, довольно претенциозное, но пойдя на поводу у Кинга, я за каких-то пару часов написал свой первый рассказ.
Естественно, сие произведение не подвергалось никакой редактуре, зато было быстро выложено в интернет и встречено на его просторах очень тепло – хороших отзывов в массе своей накопилось на порядок больше, чем плохих. И это не смотря на то, что по ходу написания меня, как говорится, «понесло», и огромный кусок текста оказался посвящен событиям прошлого, которые не имели практически никакого отношения к главному конфликту истории. Ну, и вспоминается еще безумнейшая концовка, в которой пятилетний ребенок убивал канцелярскими ножницами кого-то из родителей (теперь поняли, каким образом Кинг придумывает такие моменты?) Трудно поверить, но такую историю в интернете кто-то даже хвалил! Хотя писалось это, по сути своей, наобум. В голове не было ни плана, ни четкого понимания, в каком направлении движется история, и чем она вообще закончится. Не было ни малейшей предпосылки к тому, чтобы из этой авантюрной затеи выросло хоть что-то адекватное и удобочитаемое. Поэтому я искренне желаю, чтобы вы подходили к написанию своего первого текста хотя бы с минимальным знаниями о процессе. И чтобы ваш первый литературный опыт оказался удачен, я постарался четко обозначить ту последовательность действий, с которой нужно приступать к написанию текста.
Как написать рассказ?
В работе над любым литературным произведением (в т.ч. и над рассказом) можно выделить три основных этапа: подготовка, написание, редактирование. Если один из этапов пропущен или не проработан в должной мере, ожидать, что на выходе получится торт, по меньшей мере, наивно. Однако видя перед собой и выполняя простые локальные задачи, вполне возможно шаг за шагом покорить даже самую высокую и казавшуюся недостижимой вершину. Все в ваших руках.
Этап 1. Подготовка (Составление плана рассказа)
Подготовка, по моему мнению, является важнейшим и определяющим этапом в работе над любым литературным произведением. От того, насколько хорошо и скрупулезно вы все продумали, и будет зависеть, в конечном итоге, ваш результат. Подготовка к написанию состоит из следующих элементов: подбор материала, разработка структуры текста, составление плана. Причем все три процесса по необходимости могут проводиться в уме, даже без использования блокнотов и письменных принадлежностей: можно вспомнить или придумать некий сюжет, разбить его на сцены, прикинуть их последовательность, а дальше, утвердив в уме план произведения, сесть реализовывать его на бумаге. Однако на первых порах я настоятельно рекомендую свой план записывать.
Прежде чем сесть за монитор или за письменную тетрадь, следует хорошенько продумать некоторые моменты.
Возможно, вас испугают эти вопросы. Но дать на них четкие ответы – значит, направить мышление в правильное русло. Для начала стоит твердо определиться, что за вещь мы пишем. Если это сугубо развлекательное чтиво, то упор нужно делать на сюжете, постараться максимально насытить его интересными и неожиданными эпизодами. Если же мы пытаемся донести до читателю какую-то идею, то нужно хорошенько обдумать, каким образом это реализовать: подобрать такой сюжет и таких персонажей, позволяющих раскрыть идею максимально полно и ярко. Далее, когда мы определились с целью, нужно сопоставить ее и тот сюжет, который есть у нас в задумке, и решить, соответствует ли сюжет тем задачам, которые мы перед ним ставим. И если не соответствует, решить, каким образом можно его подправить.
Теперь самое время садиться за монитор или за письменную тетрадь. Однако приступать к написанию пока рано. Пришло время набросать хотя бы простейший план будущего рассказа. Как это делается? Все очень просто. Сперва записываем основную идею, чтобы она всегда была перед глазами, а ниже кратко описываем последовательность событий нашей истории. На первых порах лучше придерживаться правила «чем больше, тем лучше». Не бойтесь заносить в план все свои идеи, касающиеся текста, впоследствии вы отбракуете все ненужное, оставив наиболее удачные задумки, которые станут твердой основой вашего рассказа. В дальнейшем по мере набора опыта и мастерства вы сможете сокращать объем своих планов или вовсе перейти на спонтанное письмо, но поперву лучше все заранее подробно расписывать, чтобы не завести повествование в дебри.
Здесь я считаю своим долгом предупредить о том, что на подготовительном этапе у вас обязательно возникнет масса трудностей. И это хорошо, потому что лучше решить их до написания, а не мучиться в его процессе. Основные проблемы заключаются в отсутствии внятных переходов между сценами, отсутствии имен персонажей, названий мест и объектов, и многих других деталей. Однако подготовительный этап для того и создан, чтобы заблаговременно придумать имена и описания всех персонажей, географические названия, заполнить пробелы в сюжетных линиях. Таким образом, чем лучше вы поработаете на этом этапе, тем проще и быстрее напишите свой рассказ.
В результате обозначенной выше работы у вас на руках должен оказаться план, в котором:
Согласитесь, не так уж и много. Однако это тот минимум, который позволит вам максимально комфортно пройти следующий этап. Если вас интересует более детальный алгоритм работы над планом, читайте статью «Как написать план произведения?» Для более опытных авторов рекомендую чрезвычайно важную статью «Подготовка к написанию книги», в которой рассматриваются тонкости и секреты подготовительной работы над художественным произведением.
Этап 2. Написание рассказа
Это основная, но далеко не самая важная часть. При наличии хорошо продуманного плана написание становится чисто технической процедурой. Но и здесь стоит придерживаться некоторых рекомендаций.
Во-первых, не стоит растягивать написание рассказа. Понимаю, что зачастую невозможно написать вещь за один вечер, но лично я руководствуюсь лозунгом «ни дня без строчки». Это значит, что писать нужно обязательно каждый день – и чем больше, тем лучше. Если у вас возникнет перерыв в несколько дней, он, наверняка, отразится на тексте и уж совершенно точно не в лучшую сторону. В общем, в ваших же интересах закончить писать как можно скорее.
Во-вторых, следует старательно избегать сюжетных и речевых штампов. Важно запомнить, что в подавляющем большинстве случаев простота стиля лучше искусственной вычурности. Начинающие авторы очень любят украшать свои тексты различными формами художественной выразительности: длинными описаниями, полными эпитетов и метафор, любят вставлять стихи и эпиграфы. Почти всегда это не к месту. И почти всегда молодой автор попадает в ловушку клише и штампов. Описать все многообразие литературных клише в ознакомительной статье невозможно – более подробную информацию ищите в других статьях блога, а также на просторах интернета. Здесь же я коротко поясню, что относят к тем или иным видам штампов.
Сюжетные штампы – это действия и приемы, наиболее часто используемые писателями, режиссерами и драматургами. Да-да, не удивляйтесь, если вы возьмете за основу текста сюжет (или часть сюжета) какого-то широко известного фильма, сериала или компьютерной игры, читатель обязательно это заметит. Кроме того, есть такие сюжетные ходы и целые сцены, которые повторялись в книгах и фильмах уже по тысячу раз. К ним, например, можно отнести описание персонажа через зеркало, многочисленные случаи суицида главного героя в современной прозе, ну и, конечно, маги, бросающиеся огненными шарами. Это не значит, что на такие вещи наложено табу – просто использование их в рассказе повышает степень ответственности за общий уровень текста. Ведь читатель, проглотивший до этого пару десятков фильмов и книг, где герой тем или иным образом решал свести счеты с жизнью, ждет от вашей истории чего-то особенного, чего еще никогда не видел, и удивить его будет ой как непросто! Наиболее яркие примеры сюжетных штампов я постарался собрать в статье «10 сокрушительных ошибок начинающего автора».
Речевые штампы – это наиболее часто используемые и потому примелькавшиеся читателю художественные средства выразительности. «Свинцовые тучи», «алая кровь», «скупая мужская слеза», «суровый взгляд отца» и многие другие – это и есть речевые штампы. Помните, если вы уж взялись городить использовать средства выразительности, то они должны быть свежи. Поэтому прежде чем описать какое-то явление, прикиньте, насколько часто вы встречали в книгах ту формулировку, которой собираетесь выразить мысль. И если вам кажется, что такое происходило неоднократно, попытайтесь переделать фразу, сохраняя смысл. И только если переформулировать невозможно – лепите штамп.
В-третьих, не бойтесь писать! Не старайтесь копировать чей-то стиль, не стесняйтесь тех формулировок, что крутятся у вас в голове – как показывает практика, они самые подходящие (конечно, если это не штампы). Ваш рассказ – как бы пафосно это не прозвучало, часть вашей души, вашей индивидуальности, и он облекается в ту форму, которую выбираете вы сами. Именно этот момент, по моему мнению, является ключевым в формировании авторского стиля. Лично я, начав прислушиваться во время написания к собственным мыслям, быстро заметил улучшения стиля – тексты стали более гармоничными. Предлагаю и вам более чутко относиться к себе любимым.
Этап 3. Редактирование
Очень важная часть, которую, тем не менее, часто оставляют без внимания.
После того как рассказ написан, ему нужно дать некоторое время отлежаться (1-2 недели), а вашим мозгам – проветриться. Это нужно для того, чтобы вы при редактировании смотрели на написанное, как на чужой текст – именно тогда вы сможете максимально эффективно находить и исправлять ошибки и недочеты.
В чем суть процесса редактирования? Вы вдумчиво и медленно читаете текст и попутно исправляете те ошибки и шероховатости, которые замечаете. Не бойтесь полностью переписывать или даже выбрасывать какие-то предложения и абзацы – если вы считаете, что это пойдет тексту на пользу, стало быть, так оно и есть. Пробуйте читать медленно, будто проверяя каждую фразу на прочность, потом прочитайте текст в обычном темпе – обращайте внимание на места, где вы сбиваетесь с ритма, возможно, их нужно подправить в угоду плавности чтения. Потом зачитайте текст вслух – убедитесь, что запинок стало больше и по возможности исправьте те, что можете.
Таких проходов должно быть не менее пяти. После этого по возможности распечатайте текст и прочтите его с бумаги. Уверяю, вы обнаружите, что он вовсе не так хорош, как казался на экране монитора. Делайте пометки и исправления на распечатанном экземпляре, а затем перенесите их на электронный вариант. Когда вы уже не сможете ничего исправить, отдайте рассказ на прочтение кому-нибудь из интересующихся друзей. Наверняка, он высмотрит еще некоторое количество ошибок и шероховатостей.
Более подробно о нюансах редактуры читайте в статье «Редактирование«.
Скажу сразу: невозможно исправить все недочеты, сделать текст абсолютно мелодичным и плавным, сохранив при этом точность формулировок. Все равно что-то где-то будет выбиваться. Это нужно принять как должное. И быть готовым, что критики обязательно укажут на слабые места. Идеального текста в природе не существует; но это совершенно не отменяет того, что ваши тексты должны пройти плотную и въедливую редактуру. Только после нее рассказ можно считать написанным.
Вот, в принципе, и все. Вы познакомились с методикой написания рассказа, разобрались в том, какие существуют этапы и какие действия подразумевает каждый из них. Надеюсь, вам уже не терпится опробовать полученные знания на практике. В чем и желаю вам успеха! Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на блог «Литературная мастерская» и развивайте свой писательский навык, а уж я новыми статьями постараюсь вам всячески в этом способствовать. До новых встреч!
Что читать дальше? Статья «Как написать книгу? Пособие для новичков» идеально дополнит эту запись. Далее обязательно «О типах художественной литературы», чтобы понимать, где и как использовать рекомендации блога. И, конечно, полезнейшие «10 советов как стать писателем».
Как написать повесть или рассказ
Если вы постоянный читатель нашего блога, то наверняка заметили: мы часто пишем о том, как писать. Статьи, заметки и даже книги. Мы вовсе не призываем вас в секту «анонимных авторов». Просто хотим сказать: создание текста отлично развивает. Это такой бесплатный и эффективный тренинг по саморазвитию, где ещё прилагаются бонусы — вы находите свой стиль, тренируете слог и получаете бесплатный роман в придачу.
Для тех, кто очень хочет, но пока не решился, составили советы о том, как написать свою первую историю: рассказ, зарисовку или роман. Держите 12 советов, которые вдохновят вас на творчество и покажут, что писательство — это необыкновенно интересно.
«Создавая бестселлер»
Главная идея
Самый частый вопрос, который задает себе начинающий или размышляющий писатель: «О чем писать?». Если вы молоды, то у вас мало опыта.
Главная идея — некая умозрительная истина, которую предлагает ваша история или которая в ней предполагается. Часто она проступает в результате того изменения, которое происходит с персонажами из-за основного конфликта. Вот несколько вопросов, которые помогут вам определиться с главной идеей.
Не паникуйте: возможно, вы сможете ответить на эти вопросы не сразу. Или даже, когда позади уже будет не один черновик. Лучше всего в читателе отзываются идеи, не наложенные сверху на произведение, а исходящие как бы изнутри. Продолжайте поиски, пока будете писать.
Примеры главной идеи
Вся главная идея должна сходиться в одно утверждение. Вот несколько примеров того, как может выглядеть это утверждение.
Кадр из фильма «Ешь, молись, люби», снятого по книге Элизабет Гилберт. Источник
Если вы уже осознали свою главную идею, запишите ее одним предложением в виде утверждения. Это то, что вы пытаетесь доказать своей историей.
План на основе подсчета страниц
Размышляете о том, какой талмуд вам нужно написать? Неофициальное исследование экспертного журнала Publisher’s Weekly, установило, что приблизительная длина романа колеблется между 250 и 300 страницами (60 000–90 000 слов).
В легендарном романе Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» около 300 страниц. Источник
Конечно, в зависимости от жанра имеются исключения. Исторический роман или научно-фантастическая сага могут занять и более 500 страниц. Справившись с этой сметой, вы легко определите длину вашей истории.
Начало
Итак, вы сели за роман. Начало произведения служит следующим целям.
Кто такой протагонист
Персонаж, на которого действие произведения оказывает наибольшее влияние, — это протагонист. Иными словами, это главный герой.
Главная героиня романа «Гордость и предубеждение» — Элизабет Беннет. Источник
Попробуйте сделать такую табличку для своего персонажа.
Антагонист
В любой великой истории протагонист куда-нибудь движется, а внешние и внутренние силы препятствуют ему. Вашу историю подпитывает энергией борьба протагониста и антагониста — персонажа, который противодействует главному герою.
Главный антагонист в романах Джоан Роулинг «Гарри Поттер» — лорд Волан-де-Моорт. Источник
Антагонисты делятся на шесть следующих категорий.
Главная битва в истории происходит между протагонистом, который хочет чего-то настолько, что готов идти против всех напастей, и антагонистом (-ами), то есть внешними и внутренними силами, которые работают против героя.
Драма или нет?
Чтобы каждый эпизод вызывал в читателе чувство предвосхищения, ожидания и стремления, внимательно присмотритесь к ним: драматические они или пассивные.
Китти из фильма «Анна Каренина», снятого по роману Льва Толстого. Источник
Но пассивное действие также важно: пусть и в малых дозах. Оно показывает внутреннюю реакцию персонажа на внешние события, замедляет ход истории, добавляет немного непринужденности, показывает, каков герой, когда он не в стрессе, открывает нашему взору его внутреннюю жизнь, дает ему шанс придумать новый план действий, а читателю — возможность передохнуть.
Кадр из самого мистического сериала «Твин Пикс». Источник
Вот некоторые примеры пассивного действия:
Эпизоды пассивного действия можно назвать созерцательными. Их лучше располагать между драматическими. Если пассивного действия слишком много, история начнет буксовать и вы рискуете потерять внимание читателя.
Как создать конфликт
В жизни мы любым способом пытаемся избежать конфликта. Но в случае с написанием историй всё обстоит иначе.
У Шерлока Холмса было много недоброжелателей и неприятностей. Его истории до сих пор не утратили остроту. Источник
Чтобы показать конфликт в действии, опишите реакцию главного героя. Но не с помощью пересказ или внутреннего монолога, а посредством действий и реакций персонажа. Вот всего несколько подсказок.
Флешбэки
Флешбэки — это когда история движется-движется и внезапно переключается на моменты из прошлого героя. Почти 20 лет назад Майкл Ондатже построил нелинейную структуру в своем «Английском пациенте». История, рассказываемая несколькими персонажами, движется то вперед, то назад во времени.
Кадр из фильма «Английский пациент». Источник
Зачем нужны флешбэки? Чтобы лучше понять персонажей, узнать важные подробности или предысторию героя. Вот несколько советов, как делать удачные флешбеки.
Больше драматизма!
Если вы любите своего протагониста, то у будете испытывать соблазн облегчить его судьбу: с помощью ли успеха, завоевания любимой или раскрытия тайны.
Чувствуете, что вашим эпизодам не хватает драматизма? Вот несколько идей, как его добавить.
— друзья, семья и сотрудники подогревают конфликт;
— герой сталкивается со стихийными бедствиями;
— ему мешает физическая неспособность что-нибудь сделать;
— на пути стоят правила, установленные религией, правительством или обычаем;
— по дороге на важное событие у героя ломается машина;
— протагонист борется со страхами, суевериями и пороками;
— ему попросту не хватает времени;
Кадр из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“», снятого по роману Агаты Кристи. Источник
Не надо клише
Литература полна клише — это то, что повторялось так часто, что стало обычным. Призываем вас не использовать клише, стереотипы или банальные подробности. Фразы вроде «женщина удивительной судьбы», «герой не ее романа», «чуткая душа» вызывают раздражение и не цепляют. Вместо этого подыщите правильные, точные, нужные именно вам детали. Опишите обстановку дома, прическу, одежду, украшение или книги, которые любит герой. Старайтесь, чтобы они были оригинальными и аутентичными.
Продуманные детали
Есть одна хитрость, которая поможет написать эпизоды середины романа: придумайте сюжетную линию, которая включает описание какого-то уникального занятия, дела или обстановки. Читателям нравится узнавать новое в процессе чтения.
Кадр из фильма «Правила виноделов», снятого по книге Джона Ирвинга. Источник
Мы знаем, что начать писать нелегко. Но этого того стоит. Вы удивитесь, какой драйв можно испытать, когда герои начинают жить, дышать, сами совершать поступки — кажется, что вы тут даже не при чем. Вступите в клуб великих романистов и, возможно, ваша книга станет настоящим бестселлером.
Как написать повесть. Жанр повести
Здравствуйте, уважаемые читатели литературного блога!”Как написать повесть. Жанр повести” – это продолжение рубрики “В помощь начинающему автору”, которую продолжает вести Ирина Смирнова. Продолжаем познавать, как писать прозу, и постепенно подходить всё более крупным по объёму жанрам.
Жанр повести
Нет повести печальнее на свете…
В прошлый раз мы говорили о том, как же написать хороший рассказ и привлечь к себе внимание даже самого искушённого читателя. Сегодня речь пойдёт о более крупном жанре литературы: о повести. Она, конечно, ещё далека от романа, но мы, постепенно осваивая малые формы, доберёмся и до него.
Итак, что же такое повесть? Наверное, все слышали о «Повести временных лет», в которой заложена наша многовековая история. Раньше в повестях описывали исключительно реальные события, которые происходили на самом деле. Позже к повествованию прибавился авторский вымысел, однако всё равно мы имеем дело непосредственно с тем, что происходит в нашей жизни.
Говорить о том, что повесть длиннее рассказа, конечно можно. Только с определёнными оговорками, так как встречаются и продолжительные рассказы, и короткие повести. Поэтому стоит выделить ряд других отличительных особенностей.
Особенности жанра повести, или что следует знать о повести
Как написать повесть
Теперь, когда жанр повести перестал быть для нас диковинкой, попробуем понять простые истины, которые помогут нам в собственном творчестве. Если рассказ нуждается в грамотном владении языком и умении коротко рассказывать о главном, то задачи повести расширяются и требуют от нас дополнительных усилий.
В поисках вдохновения
Конечно, чтобы написать повесть, нужен интересный и качественный сюжет. Здесь уже одним эпизодом не обойтись. Нужно выстраивать целую цепочку последовательных действий, подчиняющихся общей идеи. Недостаточно просто хотеть писать, надо ещё и чувствовать внутри, что тебя переполняет океан невыраженных мыслей. Когда берёшься за перо, а с него каплями на бумагу вместе с чернилами стекают слова, – это одно. А когда сидишь часами, не зная, что бы ещё придумать, – это точно никуда не годится.
– Лично меня всегда вдохновляет живопись. Как правило, поход в Русский музей всегда заканчивается каким-нибудь стихотворением или рассказом. С повестью, конечно, сложнее. Однако моментальное впечатление может подтолкнуть и к ней. Главное, зацепиться, а дальше мысль не заставит себя ждать. Ищите необычные сюжеты, не торопитесь пройти мимо той или иной картины. Делайте записи, делитесь впечатлениями, творите!
– Общение с различными людьми, обмен мыслями. Тут всё просто. С людьми всегда интересно быть рядом, потому что иной раз они рассказывают такие истории, которые ещё ни один писатель не выдумал. Можете непосредственно общаться, можете наблюдать за ними (только ненавязчиво), можете даже прислушиваться к их случайным обрывкам фраз. Что-то да пригодится в написании повести.
– Чтение книг и просмотр новостей. Книга хороша тем, что постоянно заставляет работать нашу мысль. Новости – замечательный источник информации, необходимой для творчества.
Думаю, что есть и другие источники для вдохновения. Например, наша с вами память, в которой наверняка хранится много всего интересного и уникального. Почему бы не достать это всё и не переработать во что-нибудь интересное?
Важно помнить: информация необходима для того, чтобы заставить себя размышлять, приучить к анализу. Это первично! А вдохновение в совокупности с творческими процессами – это уже следствие, явление вторичное. И лучший источник вдохновения – всё-таки книги!
Подготовительный этап
Вы выбрали себе тему или неразрешимый вопрос, на который хотите ответить? Это замечательно, но недостаточно. Вы, конечно, можете разочарованно вздохнуть и опустить руки, но лучше этого не делать. Давайте лучше подумаем о наших с вами героях и тех ситуациях, которые мы им готовим. Просто закройте глаза, почувствуйте тех, о ком хотите писать. Подумайте, как будут они вести себя, какие слабости и сильные стороны им присущи. Если вы просто скажите несколько ничего не значащих слов в описании, герои так и останутся марионетками, набором символом. Читатель вам не поверит. Если же вы хотите вдохнуть в своих персонажей жизнь, то должны быть с ними на одной волне, проносить их через себя, вжиться в них.
Настроились? И тут наступает очередной важный момент. О чём вы будете писать? Много ли вы знаете об этом? Лукавство здесь опять же не поможет, так как читатель быстро раскусит вас и уйдёт. Заставить себя уважать? Только авторитетом. Только мастерством. Только знаниями. Для того, чтобы писать самому, нужно ещё и многое читать у других. Разговаривать со специалистами, которые могут вас просветить. Только детально изучив выбранную тему, вы сможете рассчитывать на успех. Рассказ этого особо не требовал, так как он весь держится на событии. Повесть – дело иное. Тут вам уже без глубокой подготовки не обойтись.
Чего нельзя обойти в повести?
Во-первых, повесть нуждается в достоверных фактах. Это всё-таки не фэнтези, где можно всё списать на авторский вымысел. Вы пишите о том, чего не было, но о том, что может произойти. Здесь и сейчас.
Во-вторых, опасайтесь путаницы. Не надо перескакивать с одной мысли на другую, даже если вам очень хочется это сделать. Повесть – жанр достаточно строгий и грациозный. Я бы сравнила его с классицизмом. Без лишних завитушек и нелепых сочетаний. Всё только по делу. Есть главный герой, есть явное начало и развитие действия (событийное поле). Не забываем про обязательный финал. Поставили точку и…
Немножко подождать и снова в путь
… и открыли рукопись через несколько дней. Творческий пыл поутих, вы уже спустились с небес на землю и можете адекватно оценить свои труды. Поверьте, когда перечитываешь своё произведение сразу, то кроме восторга и пару опечаток (описок), ничего более не замечаешь. Оно и понятно. Мы только что получили такую колоссальную дозу эндорфинов, что стали практически невменяемы.
А вот если перечитать всё это хотя бы через день, то сразу обнаружится много неточностей, корявых предложений и тусклых образов. И надо снова приниматься за работу. Уставать ещё рано, так как вычитка повести – это дело не одного дня. Читать и перечитывать её можно по нескольку раз, каждый раз убирая слабые места и внося новые краски в повествование.
Первый раз прочитайте про себя, затем вслух, затем кому-нибудь другому. Каждый раз вы будете находить всё новые изъяны, приближаясь к совершенству. Отложите работу ещё на несколько дней или на неделю-две. После этого в очередной раз прочитайте её и внесите уже окончательные поправки.
Всё-таки пределов этому самому совершенству нет. Не случайно многие авторы часто переиздают книги в новой редакции. Сделать что-то ещё лучше – это нормальное желание. Хуже, когда вы уверены в безупречности своего творения и спешите вынести его на суд читателей, не удосуживаясь даже исправить орфографические и грамматические ошибки, а уж тем более – искать наиболее точные, свежие и ясные слова. (О важности пополнения словарного запаса мы уже говорили).
Правила успешной работы:
1. Герои не должны делиться на хороших и плохих. Каждый из них – это смесь достоинств и недостатков. Просто один герой сможет преодолеть себя и стать достойным человеком, а другой начнёт потакать своим слабостям, внося в окружающий мир хаос.
2. Писать лучше ежедневно. Пусть это будет небольшой объём, но регулярная работа позволит вам постоянно оставаться в тонусе и не потерять связь со своим вымышленным миром.
3. Определите для себя время, отпущенное для творчества. Два часа утром и час на ночь? Пять страниц в день? Главное следовать заданному темпу и не давать себе поблажек. Писательство – это труд, требующий самодисциплины.
4. Идеальный вариант написания – это, безусловно, «на одном дыхании». Чем быстрее, тем лучше, пока горит фитиль души. А уже потом можно возвращаться к редактированию и коррекции своей работы. Последнее во вдохновении уже не нуждается и является практически техническим вопросом.
5. Постоянно ищите здоровую критику. Это может написать действительно хорошую повесть, заслуживающую внимания и признания. Не гонитесь за хвалебными речами, будьте благодарны объективным людям за здравые и аргументированные отзывы.
6. Сохраняйте все черновики (конечно, в том случае, если они есть). Если вы работаете через компьютер, то сохраняйте первоначальный файл, чтобы оценить ваш прогресс (или регресс).
7. Не бойтесь выкладывать готовую повесть на какой-нибудь литературный сайт. Лучше, конечно, если сайт будет личным.(Если же у вас нет личного сайта, Вы можете стать автором нашего блога). Внимательно следите за комментариями, обратите внимание на то, всё ли понятно людям в вашей повести.
Почему-то многие думают, что написать произведение может каждый. Думаю, что действительно, может. Но только написать. А уж превратится написанное в произведение или нет, – это уже вопрос авторского мастерства.
Попытайтесь не торопиться овладеть всеми литературными лаврами. Необходимо сотни раз упасть и подняться, чтобы добиться какого-нибудь личного успеха. Ничего не бывает просто так. Дар с небес – это ваше желание творить. Всё остальное зависит от того, насколько ответственно и грамотно вы подойдёте к поставленным задачам.
Написать повесть – это значит, создать натуральный мир, живущий по известным нам законам. В этом мире живут обычные люди, с ними происходят различные события.
Теперь нам известно, что такое жанр повести. И узнали, собственно, как написать повесть. Вроде бы всё просто: садись да пиши, но «хороший стиль (о стилях и литературных приёмах мы ещё поговорим, не пропустите – и подпишитесь на обновления) не должен хранить следа усилий. Написанное (раз уж посчастливилось стать писателем (от редакции)) должно казаться счастливой случайностью (даже нечаянностью (от ред.))» (Сомерсет Моэм). Одного “хочу стать писателем” мало, надо им быть. А этому, действительно, надо учиться. Например, как написать книгу – читайте здесь.
С уважением, Liter-RM