Как написать практическую часть дипломной работы + пример
Действительно, как? Если с теоретической частью курсовой или диплома все более или менее понятно (ее можно взять из учебников), то откуда же взять и как написать практическую? Отвечаем в этой статье.
Добро пожаловать на наш телеграм-канал за полезной рассылкой для всех учащихся.
Практическая часть диплома: что это
Теоретическая часть знакомит нас с проблемой, определяет объект и предмет исследования, ставит задачи, а практическая часть предлагает пути их решения. Грубо говоря, в этой части работы нужно собрать данные (провести эксперимент, собрать статистику и т.д.), проанализировать их, выявить проблему и предложить научно обоснованные пути ее решения. Обычно практическая часть занимает одну или две главы.
Помимо теоретической и практической частей в дипломе также могут быть экономическая и графическая части: все зависит от вашей специальности и темы работы. Кстати, если вас интересует оформление диплома в 2021 году, почитайте нашу отдельную статью.
В зависимости от темы работы практическая часть может быть:
Структура практической части
Прежде чем писать практическую часть дипломной работы, нужно определиться с ее структурой. Обычно она выглядит примерно так:
Пример структуры практической части диплома
Приведем реальный пример структуры практической части дипломного проекта. Скачивайте образец, но помните: каждый диплом уникален, и копирование вряд ли принесет хороший результат.
Советы по написанию практической части диплома
Теоретическая и практическая части должны быть тесно связаны. Нельзя поставить в начале работы одну задачу, а в ходе практики выполнять другую: несоответствие поставленных задач и полученных результатов может существенно снизить оценку. Кроме того, именно практическая часть диплома показывает, есть ли в работе научная новизна.
При написании практической части нужно использовать информацию, которая соответствует следующим критериям:
Например, если вас спросят, откуда взялись конкретные цифры в эксперименте, вы должны суметь это объяснить. А если данные для исследования взяты из отчетности предприятия, нужно оформить их в соответствующие приложения.
Практическая часть работы должна быть оформлена по ГОСТу. Графики и диаграммы, формулы – для всего этого есть четко обозначенные правила и требования оформления, обязательно обратите на них внимание.
Кстати, несмотря на важность практической части, не стоит забывать и о других частях диплома. Например, без хорошей речи и презентации вам могут существенно занизить оценку на защите, даже если вы блестяще написали практическую часть работы.
Теперь вы примерно представляете, что писать в практической части диплома. А если у вас есть вопросы по этой теме, смело задавайте их в комментариях или обращайтесь к специалистам в профессиональный студенческий сервис.
Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.
Как написать практическую часть диплома: пример и образец
Практическая часть дипломной работы — это один из разделов дипломной работы, в котором изучается детальный анализ данных полученные при исследовании. На основе этих данных необходимо выявить сущность проблемы, связанной с предметом исследования, предложить эффективные и научно обоснованные решения по ней и привести аргументы в пользу выдвинутой гипотезы.
В практической части дипломной работы раскрывается специфика проблемы в данном регионе и даются пути ее решения. Обычно это вторая и/или третья главы. Если рекомендации и разработанные комплексы мероприятий имеют небольшой объем, их не имеет смысла выделять в отдельную главу. В этом случае к второй главе добавляют отдельный параграф с рекомендациями и разработками. Необходимо соблюдать пропорциональность объема параграфов и глав.
Практическая часть содержит описание базы исследования, а также выполненного исследования и последующих методических рекомендаций.
В практической части дипломной работы должна быть представлена информация о предназначении, специфике решаемых задач.
В ней даётся характеристика объекта исследования, на материалах которого выполняется работа, и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования.
Приводятся результаты исследований и анализа, выполненных непосредственно исполнителем. Статистически обработанные данные могут быть представлены в виде таблиц и рисунков (диаграмм, графиков, схем, фотографий и т.д.). В данном разделе результаты собственных исследований анализируются и комментируются. На основании анализа выявляются закономерности.
Приводится сопоставление полученных результатов с данными других исследователей, изученных по литературным источникам, а так же на основании собственных взглядов и литературных источников объясняются выявленные закономерности.
В этой части обязательно приводятся характеристики выбранного региона исследования.
Дальше по выбору студента может быть представлено развернутое исследование или проект.
Возможно совмещение, например, когда в обоснование проекта приводятся данные исследования. Кроме того, если исследование выявит наличие положительного опыта, который нуждается в распространении, возможно написание методических рекомендаций вместо проекта.
В виде исключения студент в качестве эксперимента может провести и описать мероприятие. В этом случае предварительное исследование обязательно, т.к. мероприятие должно опираться на его результаты.
Структура практической части дипломной работы
Существует стандартный план написания практической части, который может немного отличаться в зависимости от темы, типа и объема исследования:
Источники информации для практической части дипломной работы
Выбор источников информации должен осуществляться тщательно.
Большая часть материалов — это данные, собранные в ходе практики работы, экспериментов и опросов. Кроме того, существуют также экспериментальные данные, они считаются дополнительными. Каждый из них должен отвечать определенным критериям, они должны быть:
Содержание практической части дипломной работы
Эмпирическая часть
Эмпирическая часть она основана на обработке и анализе материалов исследований прикладных или экспериментальных, которые автор работы проводил непосредственно для подтверждения выдвинутой гипотезы. Эмпирическая часть включает в себя конкретные действия, такие как создание физических моделей или решение физико-математической проблемы. Конечно, это не обычные задачи, но те, которые требуют времени и нелегко решаются.
Теоретическая часть
Теоретическая часть она вращается вокруг оценочного анализа информации из научных источников, на которую опирается студент при формулировании собственных идей и гипотез. Теоретическая часть продолжает исследование, начатое в предыдущей части. Иными словами, они глубоко анализируют проблемы — используют инструменты, предложенные в теории. Например, сравнивать различные точки зрения на предмет исследования и обосновывать их со своей собственной точкой зрения. Аргументы обязательны.
Существует 3 типа теоретических исследований:
Смешанная часть
Смешанная часть она объединяет первые два варианта и состоит из четко определенных теоретической и практической частей. Содержащаяся в них информация подтверждается эмпирическим путем. В начале стоит перечислить задачи, описанные во введении. Далее мы опишем варианты их решения и результаты их использования на практике. Важно не останавливаться на достигнутом и убедиться в том, что решения эффективны. Для этого используются данные экспериментов и наблюдений в виде таблиц, графиков и других наглядных пособий.
Проектная часть
Проектная часть она ориентирована на последующую реализацию вашего исследования. Она актуальна для инженеров, архитекторов, технологов и других специалистов, которые изучают и развивают предмет в рамках собственного дизайна и активно используют чертежи. Будущие преподаватели и психологи, занимающиеся изучением и разработкой теоретических идей и методов и их последующей реализацией в области деятельности, несколько реже придерживаются проектного типа, но также придерживаются проектного типа.
Обоснование и выводы в практической части дипломной работы
Обоснования и выводы пишутся после того как вы пройдёте все этапы создания практической части:
Диагностический этап
Прогностический этап
Практический этап
Обобщающий этап
Этап внедрения
Правила оформления практической части в дипломной работе
Times New Roman 14 пт, выравнивание по ширине, абзацный отступ 1,25 см. Межстрочный интервал 1,5; отступов после и перед абзацами быть не должно! Если необходимы вставки кода, то он оформляется гарнитурой Courier New. Все рисунки и таблицы должны быть подписаны.
Рисунки должны быть выравнены по центру без абзацного отступа. Рисунки не должны выходить за область печати.
Подписи таблиц выравниваются по правому краю. В случае переноса таблицы на следующую страницу на первой странице не прорисовывается нижняя граница, на второй странице указывается номер таблицы и слово «продолжение», например:
Таблица 2.1 (продолжение)
Все формулы должны быть выполнены в MathType’e использование уравнений Office недопустимо! MathType 7.X умеет переводить уравнения в формулы.
Содержание должно быть интерактивным, выравнено по левому краю и не иметь абзацных отступов.
Пример практической части дипломной работы
Образец практической части для дипломной работы
Справочник по написанию дипломной работы на «отлично»:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Блог Студланса о студлансе!
Курсовые / рефераты / решение задач
Доступные цены! Сроки от 1 дня!
Как написать практическую часть дипломной работы?
Если провести опрос среди студентов на тему, какую часть дипломного исследования писать сложнее всего – уверены, что большинство ответит: практическую. Вы тоже относитесь к этому большинству? Вы с ужасом думаете о том, как писать эмпирическую главу? Расслабьтесь – вам помогут студлансеры, у которых можно заказать практическую часть дипломной работы.
Почему практическая часть диплома – адский ад для множества студентов?
Написание эмпирической главы вызывает приступ зубной боли у многих студентов (и у немалого числа студлансеров, пишущих дипломы на заказ). В чём заключается сложность в разработке практической части дипломной работы:
Погружение в этот ад вы не планируете? Правильно, пусть погружаются студлансеры – они закалённые. Конечно, лучше заказывать диплом целиком, поскольку это гарантирует единый стиль написания, но бывает и так, что проблемы у студента – только в практике.
Кроме того, иногда весь диплом пишется у студлансера из другого города, а вот для практической главы нужно подзапрячь кого-то из земляков.
Ну а если вы решили писать эмпирическую главу самостоятельно (или сами являетесь студлансером), вам будет полезны нижеприведённые советы.
Впрочем, если вы заказываете практическую главу на Студлансе, всё равно стоит ознакомиться с правилами написания этой важной части дипломной работы. Хотя бы для того, чтобы оценить качество выполнения заказа и внятно ответить на вопросы преподавателя.
Итак, давайте по порядку. Начнём с того, что вам предстоит писать, зачем и как.
Что такое практическая часть дипломной работы и зачем она нужна
В данной статье мы рассмотрим самый распространённый вариант: когда практическая (эмпирическая) составляющая дипломной работы выносится в качестве отдельной главы. В этом случае практическая часть – это как раз то, ради чего и пишется вся дипломная работа. Без неё вас вообще не допустят к защите, поскольку теоретической главы недостаточно для внесения нового слова в науку: теория должна подкрепляться практикой.
Эмпирическая глава демонстрирует, способен ли студент применить на практике усвоенный теоретический материал. Проблема, являющаяся центром исследования, решается в контексте реальной ситуации, или на основе экспериментов, или основе анализа собранного в полевых условиях материала. В процессе эмпирического исследования студент должен подтвердить гипотезу, выдвинутую во введении и внести посильный вклад в развитие науки.
На многих специальностях дипломник должен также предложить практические разработки, которые могут быть внедрены в работу конкретного предприятия или в целом использоваться представителями данной профессии. Это могут быть предложения по совершенствованию предмета исследования или даже разработка целого проекта.
Содержание практической части дипломной работы
Трудности, с которыми сталкиваются студенты при работе над эмпирической главой, иногда перекрывают по гемо… по затейливости все сложности, связанные с написанием теории, введения и заключения, вместе взятых.
В практической части диплома необходимо:
— дать описание объекта дипломного исследования;
— обосновать выбранные методики работы с практическим материалом;
— собрать этот материал;
— произвести анализ собранных данных;
— внести уникальные предложения для внедрения на практике (не на всех специальностях);
— сделать выводы.
Практическая работа должна в итоге привести к решению задач, поставленных во введении.
Структура практической части
Глаза боятся – а руки делают. Эмпирическое исследование на первый взгляд может показаться неподъёмным, но ЭТО ежегодно делают сотни тысяч студентов. Начнём с составления структуры эмпирической главы и выбора методики исследования.
Эмпирическая глава дипломной работы, как и теоретическая, делится на пункты (параграфы). Это необходимо хотя бы потому, что объём практической главы в дипломе, в отличие от курсовой, достаточно велик: не менее четверти от основной части, часто – до половины.
Логика деления практической главы на части подразумевает последовательное изложение:
— методики исследований;
— проведённого опыта и его результатов (собранных материалов);
— данных, полученных в результате обработки полученной информации;
— выводов.
Таким образом, практическая глава начинается с обзора методик, которые были использованы в ходе эмпирического исследования, поскольку они, образно выражаясь, задают тон всей вашей «полевой» работе. Дальнейшее структурирование практической главы зависит от характера исследования. Например, это может быть последовательное описание в пунктах эмпирической части этапов эксперимента.
Взаимосвязь с теорией
Ещё до того, как приступить к сбору информации для практической части дипломной работы, используйте правило «семь раз отмерь, один отрежь». Во-первых, обязательно проконсультируйтесь у преподавателя относительно методик, по которым будете проводить эмпирическое исследование. Во-вторых, проверьте: соответствует ли запланированный эксперимент или другой вид практической работы теоретическому базису, которому вы посвятили первую главу?
Одна из главных ошибок при написании практической части (ссылка на статью «10 ошибо при написании практической главы») – именно её несоответствие теоретической. В правильно написанной дипломной работе практика базируется на теории, изложенной в первой главе основной части, поэтому и выбор методик, и сама суть практической работы должны логично вытекать из содержания.
У дипломников же часто наблюдается такая картина: теория сама по себе, практика сама по себе.
Например, в теоретической части рассматривается типология избушек на курьих, гусиных и утиных ножках. А в практической – разрабатываются бюджетные методы встречи Иван-царевичей в условиях кризиса.
Рецензенту и членам госкомиссии предлагается решать: то ли первая глава не о том, то ли вторая болтается, как, э-э-э, варенье в вакууме. Что бы они не решили, высокой оценки ждать не стоит. И это ещё оптимистичный вариант, могут ведь вообще не допустить к защите.
Нужно ли использовать литературу при написании практической части диплома?
Несмотря на то, что практическая глава основывается на данных, полученных в результате самостоятельного поиска первичной информации или экспериментальных данных, вам может понадобиться и научно-методическая литература. Это могут быть сборники психологических тестов, материалы с описаниями технологических процессов, методички для проведения лабораторных экспериментов и т. д.
Используя эти материалы для описания своей экспериментальной методики, помните о бдительности антиплагиата и не передирайте целиком. Сложно? Да, поскольку в описание эксперимента по конкретной методике нельзя вносить отсебятину. Чтобы победить антиплагиат, вы можете кратко упомянуть о том, что, мол, в работе использованы тесты Пупкина-Васькина, а за описанием отправить научрука, рецензента и членов госкомиссии в приложение.
Не забывайте также ставить ссылки, если вы используете чужие тесты, опросники, методические наработки.
Собираем информацию
После того, как вы определились с методикой исследования, пора приступать к сбору информации, которая ляжет в основу последующего анализа, расчётов, сравнений, классификаций или ещё каких-то научных манипуляций. Для практической части всегда собирается первичная информация об объекте исследования. Это значит, что данные для эмпирического исследования нельзя взять из какой-то книги или статьи, их нужно получить самостоятельно.
Основные варианты получения первичной информации:
Зачастую приходится использовать сразу несколько видов источников первичной информации. Например, педагог может использовать опросы и наблюдения, менеджер – анализ финансовых документов и анкетирование.
Сбор информации для эмпирического исследования – задача непростая. Самая главная трудность заключается в том, что придётся оторвать свой тухес от кресла и пойти сбрасывать килокалории на конкретное предприятие, в школу или вообще в горы, как Шурику из «Кавказской пленницы».
Собирая материал для практической части дипломной работы на предприятии, мало просто походить по территории. В зависимости от специальности и выбранных методик исследования, нужно будет или проводить работу с персоналом/клиентами/аудиторией, или запрашивать документы (например, материалы судебной практики, бухгалтерские отчеты о прибылях и убытках и пр.). Возможно, потребуется запросить на предприятии сведения о себестоимости производимой продукции, характеристиках оборудования, обстановке номеров, технологии производства.
Надо сказать, что далеко не всегда студенту бывают рады. За удовлетворение научного любопытства практиканта сотрудникам дополнительно не платят. Поэтому со всей серьёзностью отнеситесь к выбору места для проведения эмпирического исследования.
Вот тут и возникает вопрос: как быть студлансерам и их заказчикам, если для написания практической части дипломной работы нужно появиться на предприятии? Разработке этого шпионского сценария мы посвятили отдельную статью.
Проверка и оценка
Итак, информация собрана. Но прежде чем переходить к её анализу, расчётам и исследовательским операциям, необходимо произвести проверку и оценку. Иными словами, убедиться, что полученная информация обладает достоверностью, новизной, объективностью. Кроме того, вам предстоит оценить, насколько полной и доказательной является собранная вами информационная база, то есть достаточно ли материалов для проведения исследования.
Скажем откровенно: значительная часть студентов на данном этапе выдаёт желаемое за действительное или вовсе мухлюет. Морали читать не будем, напомним лишь про принцип «не попадайся».
Если же вы настроены серьёзно и собираетесь ответственно отнестись к своему практическому исследованию – давайте посмотрим, как следует производить проверку полученной информации.
Проверка информации по критерию новизны:
Проверка информации по критериям достоверности и объективности:
Проверка информации по критерию доказательности:
Проверка информации по критерию полноты:
Существует мнение, что даже частичного соблюдения этих требований уже достаточно, чтобы написать нормальную практическую главу. В конце концов, вы пишете не диссертацию. Тем не менее, лучше всё же по максимуму проявить ответственность, собирая информацию для исследования. Будет обидно, если в процессе анализа и/или расчётов вы вдруг выясните, что чего-то не хватает. Ещё обиднее будет, если преподаватель заставит вас проводить эмпирическое исследование с нуля. Ну и совсем обидно будет проводить его в следующем году, получив недопуск к защите или вообще с треском её завалив.
Обработка материалов, анализ, расчёты
Анализ собранных данных, наверное, является наиболее сложным этапом при работе над эмпирической главой. Если при анализе научной литературы для теоретической главы можно было схитрить, списать откуда-нибудь чьё-то мнение и выдать за своё – то анализ первичной информации для практической главы придётся проводить самостоятельно.
Аналитические операции, в зависимости от специальности, проводятся разными способами. Например, экономисты и менеджеры могут анализировать зависимость снижения убытков при внедрении в работу ресторанной кухни принципиально новой модели картофелечистки. Психологи и педагоги – вдумчиво искать взаимосвязи между агрессией дошкольников и хобби их отцов (от рыбалки под водочку до танчиков под пивко). Филологи – вычленять исконные архетипы в новых матерных конструкциях русского языка.
Если у вас пухнет голова, можете заказать проведение анализа и расчётов у студлансеров. Это будет дешевле, чем заказывать весь диплом или практическую главу целиком.
Оформление практической части
Важная особенность практической главы дипломной работы – грамотное оформление всех этих расчётов и прочего аналитического креатива. Если теоретическая глава в большинстве случаев представляет собой сплошной текст, разбиваемый заголовками, то в эмпирической, как правило, имеются схемы, графики, диаграммы, функции, формулы, вычисления, графики, иллюстрации и т. п.
Грамотное оформление всей этой красоты порой занимает едва ли не столько же времени, сколько набивание текста практической главы. Чтобы оптимизировать свою работу, используйте следующие рекомендации:
Обоснование практической ценности
После того, как вы проанализировали эмпирический материал, полученные результаты нужно использовать для чего-то полезного. Проще говоря, вам нужно выдвинуть конкретные предложения, направленные на совершенствование предмета вашего исследования. Например, вы можете:
В общем, ваши ценные предложения должны показать: не зря, не зря писал диплом этот выпускник! Полезное дело сделал, товарищи!
Выводы по практической части
Завершающий этап написания эмпирической главы – формулировка выводов. В них нужно:
— кратко подвести итоги проведённого исследования;
— рапортовать о подтверждении выдвинутой во введении гипотезы;
— скромно подчеркнуть свой бесценный вклад в профессиональную практику, заключающийся в разработке чего-то инновационного.
Правда, после анализа данных может оказаться, что полученные результаты не подтверждают, а опровергают выдвинутую во введении гипотезу. Вот это засада!
Что делать? Правильный путь – формировать новую гипотезу и проводить новые исследования. В реальности студенты либо подгоняют результаты под гипотезу (опасный вариант), либо выдвигают гипотезу уже после получения результатов исследования (оптимальный вариант). Поэтому, кстати, введение обычно пишется уже после того, как готова основная часть дипломной работы.