Как создать программу онлайн-курса: 7 советов
1)Программа начинается с учебных целей
Одна из частых ошибок начинающих разработчиков онлайн-курсов — создавать программу курса, отталкиваясь от тех учебных материалов, которые у вас уже есть. Например, так работают в случае, когда очный курс переводят в онлайн-формат: берут контент, разбивают его на блоки, начитывают в формате вебинаров, добавляют практические задания и считают, что задача выполнена. Часто, когда такой курс выпускают на рынок, вдруг выясняется, что слушатели на вебинарах скучают. Они не получают тот результат, за которым они шли на курс, и не проходят обучение до конца. Или оставляют на образовательный продукт отрицательные отзывы.
Как избежать этой ситуации? Проектируйте программу курса с учебных целей. На старте работы ответьте себе на вопросы:
Например, на курсах EdMarket результат обучения — это проект собственного онлайн-курса, готового к запуску на рынок (или проект онлайн-школы, если мы говорим о профессии « Руководитель онлайн-школы »). Чтобы создать этот проект, слушателю нужно обладать определенными знаниями и навыками. Например, методисту — уметь создавать программу обучения, определять его цели и задачи, выстраивать систему сопровождения студентов и т.д. Видите — когда мы определились с результатом обучения, становятся понятнее шаги, которые к этому результату приведут.
2) Продумайте сначала практику, а затем теорию
Как определить, какие знания теории включить в онлайн-курс? Лучше всего отталкиваться от практики. Вы уже знаете, к какому результату должны прийти студенты в финале обучения. На следующем этапе вы определяетесь, какая практика поможет студентам сформировать и закрепить нужные навыки и достичь цели. И потом решаете, какие знания теории потребуются, чтобы выполнить практические задания.
Так у вас получится сбалансированная структура курса, а не «теория ради теории».
3) Каскадируйте учебные цели с модуля до каждого урока
Создавая программу, убедитесь, что каждый модуль обучения — и каждый урок — приближает к цели. Пропишите цели и задачи каждому вебинара, чтобы убедиться, что каждый из них органично встраивается в общую логику курса.
4) Выстраивайте логику тем
Есть множество методов выстраивания логики онлайн-курса. Здесь рассмотрим 3 самых простых, которые подойдут в том числе начинающим методистам:
Шаблоны для создания программы онлайн-курса вы найдете здесь.
5) Продумайте дополнительные материалы
Сопровождайте уроки дополнительными материалами, которые помогут слушателям, если они захотят, углубиться в тему. Подойдут лонгриды, дополнительные видеозаписи, книги, чеклисты. Очень полезно также составлять после каждого занятия краткий конспект вебинара, в который выносить ключевые идеи занятия. В EdMarket мы предлагаем рабочие тетради, саммари, интеллект-карты и таймлайны.
Все секреты опытных разработчиков курсов на курсе « Методист онлайн-курсов »
6) Выстраивайте мотивационную стратегию
Продумайте, с помощью чего в онлайн-курсе вы будете поддерживать мотивацию студентов учиться. Это могут быть элементы геймификации, система поддержки (кураторы, тьюторы, которые проверяют домашние задания и помогают студенту дойти до конца курса), серия мотивирующих писем.
7) Наметьте промежуточные точки контроля
Большой ошибкой было бы проверять знания слушателей онлайн-курса один раз, только в конце обучения, когда у вас уже нет возможностей исправить то, что пошло не так.
Поэтому, составляя программу, наметьте промежуточные точки контроля. Возможно, после каждого модуля или после значимых тем стоит потратить время на то, чтобы оценить, что уже изучено, а что еще предстоит узнать.
Вы можете предложить слушателям короткий тест, чтобы убедиться, что они усвоили важную информацию, или задать несколько вопросов.
Очень полезно включать в домашние задания на любом этапе анкеты обратной связи. Так вы узнаете, насколько понятным и полезным было занятие, кто не разобрался в теме, кому нужна поддержка куратора.
Как создать эффективную программу обучения для онлайн-школы
От того, насколько интересна и понятна программа онлайн-школы, зависит многое. Это удовлетворённость студентов, качество знаний, наличие рекомендаций и повторные покупки курса. Всегда хочется вместить в программу всё — дать максимум пользы и практики. Но в этом кроется большая опасность — избыток информации может навредить и привести совсем не к тем результатам, что ожидали. Есть риск, что студентам будет слишком тяжело усваивать материал, и не хватит времени, чтобы отточить навыки. А поскольку студенты — взрослые люди, они просто бросят ваш курс, излив разочарование в негативных отзывах. Давайте разберёмся, как этого не допустить.
С чего начать
Изучите вашу целевую аудиторию — вам нужно узнать, какие именно знания для неё актуальны, а что второстепенно. Какая информация пригодится на практике и как студенты смогут её использовать. Возможно, уже на этом этапе вы сможете отсеять что-то лишнее.
Например, если ваш курс для профессионалов — значит, тратить учебное время на основы теории не стоит. Если кто-то из группы не знает вводную информацию, её можно дать в дополнительных материалах.
Чтобы понять, что важно для вашей ЦА, проведите опрос среди потенциальных кандидатов в ученики. Посмотрите, какую информацию включают в похожие курсы ваши конкуренты. Если у них чего-то нет, вполне возможно, на это есть причины. Можно провести небольшую разведку и пообщаться с коллегами в роли будущего студента.
Узнайте распорядок дня типичного представителя вашей ЦА. В какое время удобно слушать вебинары? Сколько времени ваши клиенты позволяют себе тратить на развитие? Может оказаться, что длинные прямые эфиры совсем не подойдут, тогда лучше подготовить короткие записи по узким темам.
Приходите на наш бесплатный вебинар «Как создать свою онлайн-школу, продюсировать себя или своего эксперта». Вы узнаете, с чего начать создание своей школы и как не наделать ошибок в начале пути.
Рассмотрите возможность обучения на разных уровнях — среди вашей аудитории могут быть новички и люди с опытом. В школе могут быть несколько ступеней обучения или несколько тарифных планов — чтобы люди могли выбирать, что изучать.
Очень интересный пример — онлайн-школа итальянского языка Caffe Italiano. Подробнее о её создании читайте в статье «Как запустить онлайн-школу итальянского с носителем языка». В школе предлагают 3 тарифных плана — за 17, 21 и 27 тысяч рублей. Отличаются они количеством уроков. В дорогом пакете есть разговорный клуб в Москве с носителем языка.
Фото тарифов из группы школы Вконтакте
Выделите главное
Соблазн рассказать много и обо всём, конечно, велик. Но вы уже знаете, что нужно вашим потенциальным студентам, и сможете дать им именно это. Ваши студенты должны получить максимум пользы при минимальном количестве усилий. Ведь слушатели дистанционных курсов, как правило, взрослые и занятые люди, а значит новую информацию они потребляют практически «на лету», совмещая обучение со множеством других дел.
Определите и сформулируйте цель обучения — чему должны научиться студенты на вашем курсе? На основе цели выстраивайте программу. Например, если цель научить разговорному английскому языку, не распыляйтесь на деловой и технический. Если хочется включить больше материала — сделайте его дополнительным, и желающие смогут самостоятельно углубиться в тему.
Пример резидента Accel — онлайн-школа плазмолифтинга Павла Козырева. Подробнее о старте школы в статье «Как заработать на узких знаниях в медицине 410 000».
Павел взял для обучения узкую медицинскую тему и построил на ней свой курс. Аккаунт в Инстаграме доказывает, что тема востребована
Ещё один пример — школа дикторского мастерства и озвучки SpeakGood Дмитрия Череватенко. История успеха школы — в статье «490 000 рублей на онлайн-школе дикторского мастерства и озвучивания». Дмитрий разработал тренинг с разными форматами участия — от работы с голосом до профессионального обучения дикторов.
Обеспечьте лёгкую подачу материала
К контенту курса отнеситесь очень внимательно — уберите всё лишнее, что может мешать восприятию и уводить в сторону от темы. Помните, чем проще, тем лучше! Если вы делаете презентации, не перегружайте слайды информацией — в ней будет легко потеряться. Если суть вопроса проще нарисовать, чем описать — рисуйте. Не используйте много текста. Лонгриды — это хорошо, но они должны быть разбавлены иллюстрациями и не должны напоминать научную работу.
Говорите просто. Не используйте сложную терминологию без острой необходимости — любую тему можно объяснить простым языком. Если ваша аудитория плохо знает английский, не заставляйте её использовать англоязычные интерфейсы. Ученикам будет вдвое сложнее, и это вызовет бурю негативных эмоций.
Создайте структуру курса и разбейте его на короткие модули
Занятому человеку сложно выделить час-полтора времени, чтобы послушать лекцию. Если она ещё и скучная, как бы человек ни старался, мотивация будет на нуле. Оптимальный вариант — разбить курс на небольшие части, по 15-20 минут каждое видео. Если это презентация, то в ней не должно быть 100 страниц. Возьмите за правило: «1 страница = 1 мысль». Если это текст: «1 абзац = 1 мысль».
Чтобы информацию было легко осознать и запомнить, нужно правильно выстроить подачу. Разбейте всё, что подготовили для курса, на части и составьте структуру — от простого к сложному, но с периодическими повторениями и возвратами к теме на более глубоком уровне.
Например, если вам надо с нуля научить сотрудников непрофильных компаний работать в рекламных системах — дайте сначала общие понятия о рекламе в интернете, чтобы студенты привыкли к терминам. В следующих модулях давайте более глубокую информацию по каждой системе отдельно и как можно чаще показывайте интерфейс. Сделайте отдельные блоки по темам, которые необходимы для работы в рекламных системах, например, аналитика или планирование.
Посмотрите на программу курса онлайн-школы дизайна интерьеров Industry Design School резидента Accel Зои Цай. Зоя создала отдельный лендинг, где подробно рассказывает о программе и результатах. Читайте о создании школы в статье «Как запустить онлайн-школу дизайна интерьеров с оборотом 6 миллионов за 7 месяцев».
Здесь чётко обозначено, для кого создан курс, и есть подробное описание программы. Посетители сайта сразу могут оценить, интересно им это предложение или нет.
Продумайте практическую часть
Без практики невозможно закрепить знания. Убедитесь, что после каждого модуля у вас есть практические задания. Они должны опираться на теорию и даже чуть выходить за рамки курса — так называемое задание со звёздочкой.
Обязательно давайте обратную связь по заданиям — без этого слушатели курсов не будут понимать, верно они сделали или нет, и не получат морального удовлетворения, потому что их работу не оценят — а это важно.
Если все модули проходят в записи, проведите несколько «живых» вебинаров, где слушатели смогут задать накопившиеся вопросы и получить обратную связь по своим заданиям (если по ним нет индивидуальной проверки).
Продумайте график
Если у вас лекции в записи, открывайте модули для просмотра постепенно. Если проводите вебинары, то не делайте их каждый день — вы потеряете часть аудитории. Помните, что у слушателей своя жизнь и заботы. Оптимально — 2 урока в неделю. На практические задания выделяйте 3–5 дней.
Разработка обучения для сотрудников: пошаговая инструкция
Обучение персонала – важная составляющая, которая позволяет компании вести конкурентную борьбу на рынке. Без правильной организации процесса обучения добиться положительных результатов практически невозможно.
Обучение проводится по разным формам и методам, которые выбираются в зависимости от целей и задач. Важно разработать эффективную технологию обучения персонала индивидуально для вашей компании.
Если в компании планомерно проводится обучение персонала, рост квалификации сотрудников является непрерывным процессом. У руководителя организации возникает потребность в сокращении временных ресурсов на обучение и автоматизации процесса.
В 2016 году мы начали предоставлять онлайн платформу для управления технологиями обучения в бизнесе. Буквально сразу, после выхода на рынок, мы столкнулись с серьезной проблемой. Релевантного контента для обучения не было. Готовые курсы от провайдеров не вписывались в реальность компании, а свои курсы создавать никто не умел. Мы много времени уделили изучению и анализу предметной области: нейробиология, когнитивистика, бихевиоризм, психотерапия, андрагогика, бизнес-моделирование и другие. Мы определили все необходимое и синтезировали в универсальную технологию обучения взрослых.
В этой статье мы описали краткий план запуска обучения в компании. Если вам требуется более подробная информация и конкретные технологии как выполнять тот или иной этап — вы всегда можете обратиться к нашим консультантам, они вам помогут.
Определение целей и задач обучения
Разработка системы обучения персонала начинается с определения задач. Это может быть разработка программы для обучения стажеров, повышение профессионализма действующих сотрудников, переподготовка, обучение по общим вопросам, а может по конкретной должности. Подробней читайте в статье: Обучение персонала как способ улучшить результаты компании.
В любом случае в первую очередь нужно определить для чего мы обучаем сотрудников.
В Unicraft мы разрабатываем обучение для роста и развития бизнеса, поэтому в первую очередь определяем кого и чему мы собираемся учить. Ставим цели в количественных показателях, которые должны быть достигнуты после обучения. Например:
Описание целевого поведения
После того как поставлены цели важно определить как должно измениться поведение сотрудника, чтобы необходимые показатели улучшились. Определить каких именно знаний и навыков сотрудникам не хватает до целевого состояния. Получить ценную информацию для этого можно из таких источников:
Разработка учебной программы по шагам
Первое, с чего начинается составление программы обучения — это составление структуры. Для этого вам нужно понимать каких работников и чему именно вы собираетесь обучать.
В первую очередь лучше обучать тех, кто в большей степени влияет на результат компании и в настоящий момент имеет зоны для улучшения компетенций.
Как правило, в 80% случаев — это менеджеры по продажам. Продавец — это специалист, который должен обладать профессиональными навыками общения и иметь высокую экспертизу в продукте компании. Таких специалистов не готовят в институтах. На практике мы имеем либо эксперта в продукте с низкими навыками общения, либо общительного сотрудника, который не разбирается в продукте. Поэтому обучение менеджеров по продажам всегда становится задачей работодателя.
Составление структуры
Обучение сотрудников можно разделить на две группы – это базовое обучение для всех, и программы для обучения конкретной должности.
К базовому обучению могут относится материалы, подробно раскрывающие корпоративные ценности. Это может быть вводный курс о компании или об общих бизнес-процессах, правила коммуникации, общие soft skills, охрана труда или безопасность.
С этого всегда начинается любое внутреннее обучение. Прежде, чем начать объяснять человеку, как именно он должен выполнять свою работу, необходимо погрузить его в общий контекст, показать общие цели для всей компании, разъяснить продукт компании.
Прояснение цепочки предоставления услуги будет также полезно каждому сотруднику, т.к. это дает базовые представления о том, кто какую функцию выполняет в компании и через какие этапы проходит предоставление продукта конечному клиенту. Каждый работник должен понимать, что находится в одной длинной цепочке производства.
Далее при обучении сотрудника по конкретной должности описывается цель и ценный продукт его работы, функции должности, метрики, правила планирования и координации, регулярные действия. Обозначается как выполнять ту или иную работу, описываются инструменты, которые сотрудник должен использовать, штатные ситуации и способы реакции на них.
На платформе Unicraft вы можете получить готовые структуры для проведения обучения, с полным перечнем тем и примерами уроков по каждой теме из различных сфер бизнеса.
Сбор материала
Когда со структурой вы уже определились, необходимо наполнить ее знаниями. Первое, что нужно понять — есть ли у вас нужные знания. В случае, когда знания есть и они уже хорошо структурированы, не составит труда переместить их в структуру обучения. Если знания есть, но структурированы плохо, либо разбросаны сегментами по разным материалам, то прежде эти знания необходимо собрать и упорядочить.
Если же знания относятся к конкретным технологиям выполнения работы, то вы можете:
Не включайте в обучение непроверенных данных. Все технологии сначала проверяйте на деле, получайте опыт и включайте в обучение только успешные примеры. Также при формировании материалов для обучения не придумывайте того, чего еще нет. Используйте только проверенные знания, которые можно применять прямо сейчас.
Упаковка материала
Прежде чем завершить с теоретической частью курса, знания нужно правильным образом упаковать. Делается это для того, чтобы максимально упростить восприятие и избежать возможных искажений в понимании.
Существуют несколько проверенных на опыте правил, которых мы рекомендуем придерживаться:
Подавайте материал последовательно. От простого к сложному, от общего к частному. Начинайте учебную программу всегда с того, что человеку будет наиболее знакомо и понятно. Далее можете усложнять и добавлять новые детали, привязываясь по смыслу к предыдущим. Это связано с особенностью работы нашего мозга и тем, как мозг хранит информацию. Чем более знаком человеку будет предмет обсуждения, тем больше нейронных связей возникнет в момент обучения. Чем больше связей — тем выше усвоение материала.
Используйте схемы, изображения и видео в случае, когда проще показать, чем описывать. Подкрепляйте свой текст визуальным контентом. Не вставляйте изображения только ради красоты. Используйте изображения всегда, чтобы усилить или дополнить восприятие человека.
Выражайтесь доступно. Не используйте сложные конструкции. Помните, чем сложнее вы выражаетесь, тем сложнее будет человеку воспроизвести это в своей голове. Если вы используете в обучении специальные термины, обязательно проясняйте их значение. Когда человек в процессе обучения сталкивается с непонятным словом, происходит обрыв восприятия. После которого понимание сразу останавливается и начинает расти замешательство.
При пояснении технологии выполнения работы, материал необходимо подавать по форме: сделай 1, сделай 2, сделай 3. Например при обучении продавцов описывается каждая товарная категория, группа, позиция с точки зрения «свойства-преимущества-выгоды». Помните, что в будущем то же самое продавец будет объяснять клиенту.
Создание упражнений на закрепление
Упражнения помогают не только обеспечить контроль полученных знаний, но и играют большую роль в закреплении материала. 70% результата от обучения достигается с помощью правильных упражнений на закрепление.
Контроль знаний можно условно разделить на упражнения, где требуется проверка преподавателем — эссе, и где проверка производится автоматически компьютером — тесты. Преимущества тестов — это единые стандарты и автоматическая проверка. Преимущества эссе — затрудненное списывание и повышенное усвоение. Какой тип использовать — выбирать вам. Читайте подробней как правильно создать тест.
По типу постановки различают вопросы на:
Если речь в процессе обучения идет не о простых характеристиках изделия, которые сотрудник должен просто запомнить, мы рекомендуем создавать упражнения на понимание и применение. Так вы получите более высокий уровень усвоения информации сотрудниками. То, что относится к области навыков, можно проверять как дистанционно, так и очно. Зависит от того, что проверяем.
Если мы проверяем качество выполненной работы и это качество можно передать через интернет (в документе, изображении, аудио- или видеофайле), тогда нужно использовать онлайн задания на платформе обучения. Если необходимо проверить, как человек непосредственно выполняет то или иное действие, например, коммуникационные способности продавца, то делать это нужно оффлайн и максимально приближенно к боевым условиям.
Мы рекомендуем разбивать весь контент на небольшие уроки по 1-2 страниц или записывать видео по 5-7 минут. Это связано со способностью восприятия современного человека. К каждому уроку желательно создавать по 3 тестовых вопроса, а само обучение завершать более сложными заданиями с ручной проверкой.
Запуск обучения в компании
При использовании платформы Unicraft этот шаг становится самым простым и приятным. Вы загружаете все материалы на платформу, добавляете сотрудников, и назначаете их на курсы. Всю остальную рутинную работу делает платформа: высылает уведомления и напоминания, предоставляет обучающий контент, проверяет тесты, формирует и направляет вам отчеты.
В этой статье мы описали основные инструкции и рекомендации для организации обучения персонала. Надеемся вам будет полезен наш опыт.
Желаем Вам успехов в формировании ДНК вашего бизнеса!
Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)
Рабочие программы по отдельным предметам для ФКГОС
Рабочие программы разрабатываются на основе:
Журнал «Справочник заместителя директора школы» № 6, 2011 года
Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).
2. Пояснительная записка
Пояснительная записка должна быть лаконичной.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
Элемент структуры рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся»представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная (типовая) и (или) авторская), на базе которой(ых) разрабатывается рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.
Сформулировать требования к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения можно при помощи таксономии целей обучения, разработанной Б.С. Блумом. Ниже приведен перечень общих целей обучения, глаголов для формулировки конкретных учебных результатов и ключевых вопросов для заданий, составленный на основе таксономии Блума.
4. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и других видов работ. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год).
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.
5. Календарно-тематическое планирование
Запись информации оформляется в виде таблицы:
6. Учебно-методические средства обучения
Данная структура рабочей программы носит рекомендательный характер. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Она может быть составлена в соответствии с требованиями к примерной (типовой) учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего ОУ и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы, дополнить требования к уровню подготовки учащихся.
Разрабатывать рабочую программу необходимо поэтапно.
Рассмотрение и утверждение рабочей программы
Вначале программа рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей “рекомендовать рабочую программу к утверждению” отражается в протоколе заседания, а на титульном листе рабочей программы (сверху слева) ставится гриф согласования: РАССМОТРЕНО. Протокол заседания методического объединения учителей от ________ №__, подпись руководителя МО школы, расшифровка подписи.
Затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по УВР на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год учебника, предполагаемого для использования. На титульном листе рабочей программы (посредине) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
Рабочая программа утверждается: УТВЕРЖДЕНО ежегодно до 1 сентября приказом директора образовательного учреждения, после чего программа становится нормативным документом данного ОУ.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией образовательного учреждения.
Рабочие программы по отдельным предметам в 1-4 классах
Рабочие программы разрабатываются на основе:
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от 6 октября 2009 г. № 373
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) титульный лист оформляется для всех предметов одного преподавателя в одном образце, заверенный рассмотрением, согласованием и утверждением;
2) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
3) общую характеристику учебного предмета, курса;
4) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
5) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
6) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
7) содержание учебного предмета, курса;
8) тематическое планирование;
9) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;
10) календарно-тематическое планирование по предмету.
Запись информации оформляется в виде таблицы:
Учебные программы по предметам православного компонента
(Авторские учебные программы)
Для авторской программы характерны оригинальные концепции и построение содержания.
Авторские программы учебных предметов, могут рассматриваться как рабочие программы.
Поэтому к авторским программам не обязательно составление рабочих программ (по решению методического объединения), но обязательно составление календарно-тематического планирования на каждый учебный год.
Может включать в себя сведения об одном предмете или состоять из различных модулей, последний вариант программы будет иметь особенности построения.
Согласование и утверждение КТП проводится ежегодно до 1 сентября соответственно зам.директора по УВР и директором школы.