Как оформить проектную работу
Содержание
Рассмотрим правила оформления проектных, проектно-исследовательских работ
В этом разделе представлены общие правила к оформлению проектной, проектно-исследовательской и творческой работы учащегося. Представленные здесь требования и правила оформления подойдут для ученика любого класса, а также для студентов, выполняющих подобные работы.
Параметры страницы проектной работы
Проектная работа должна быть выполнена на листах формата А4 с одной стороны, печатным или рукописным способом, в книжной ориентации.
Проектно-исследовательская работа (проект) независимо от способа набора текста должна быть выполнена с соблюдением следующих полей:
В проектной работе используется шрифт Times New Roman.
Размер шрифта: 14 pt.
Межстрочный интервал: 1,5 (полуторный).
Выравнивание текста (кроме титульного листа и заголовков): по ширине.
В работе независимо от способа набора текста необходимо соблюдение следующего абзацного отступа: 1,25 см или 1,27 см.
Основные параметры оформления документа проектной работы
Переносы слов в тексте проектной работе
Переносы в тексте проектной работы не являются обязательными, но расстановка переносов позволяет оформить работу более корректно, так как текст с переносами воспринимается легче по той причине, что расположен более плотно, нет разрывов между словами, все отступы одинаковы, что облегчает чтение и делает текст красивее.
Если проектная работа будет преобразована в формат PDF в таком случае оформлять её следует без расстановки переносов в тексте, так как формат PDF не поддерживает переносы в тексте, во время преобразования текста переносы будут убраны и текст проектной работы сместится.
При расстановке переносов в тексте проектной работы они убираются:
Для автоматической расстановки переносов в тексте необходимо на вкладке «Макет», в блоке «Параметры страниц» выбрать «Расстановка переносов», в выпадающем меню выбрать пункт «Авто».
Автоматическая рассановка переносов в проектной работы
Для запрета автоматического переноса слов следует выделить текст или поставить курсор на необходимы абзац после чего на вкладке «Главная» в блоке «Абзац» нажать на кнопку «Параметры абзаца», далее в открывшемся окне перейти на вкладку «Положение на странице» и в списке выбрать «Запретить автоматический перенос слов», после этого в выбранном абзаце будет убран автоматический перенос слов.
Запрет автоматической рассановки переносов в проектной работы
Зайти в «Параметры абзаца» также можно, нажав, на необходимы абзац правой кнопкой мыши, далее в появившемся контекстном меню выбрать строку «Абзац».
Оформление титульного листа
Оформление титульного листа представлено на соответствующей странице: «Оформление титульного листа», где Вы также можете скачать пример, изменить его с учётом рекомендаций, разработанных Вашей школой, или в соответствии с требованиями учителя.
Требования к нумерации страниц проектно-исследовательской работы (проекта)
Все страницы проектной работы, начиная со второй страницы (СОДЕРЖАНИЯ), должны быть пронумерованы. Нумерация на титульном листе не ставится, но в общий объем работы он входит, соответственно, на листе СОДЕРЖАНИЕ необходимо поставить цифру 2.
Номер страницы проставляется на нижнем поле листа: по центру или справа.
Шрифт: Times New Roman.
Размер шрифта: 12 pt.
На титульном листе нумерация в проектной работе не проставляется, в том случае, если проектная работа будет сдаваться на проверку руководителю вместе с титульным листом или отправляться на печать вместе с ним следует убрать нумерацию с первого листа для этого необходимо на вкладке «Конструктор» в блоке «Параметры» отметить пункт «Особый колонтитул для первой страницы».
Пример оформления нумерации проектной работы
Если проектная работа отправляется руководителю на проверку без титульного листа, а также в том случае, если титульный лист и проектная работа на печать отправляются по отдельности следует пронумеровать работу со 2 страницы, то есть на листе «Содержание» необходимо поставить цифру 2, для этого необходимо во вкладке «Вставка» или «Конструктор» нажать на кнопку «Номер страницы» далее в выпадающем меню выбрать раздел «Формат номеров страниц», в открывшемся окне в блоке настроек «Нумерация страниц» выбрать «Начинать с» и в поле указать цифру 2 (как показано на рисунке, представленном ниже). Не забудьте проверить нет ли нумерации на титульном листе перед печатью.
Нумерация со 2 страницы в проектной работе
Данный способ можно использовать также в том случае, если титульный лист был сформирован через наш инструмент «Создание титульного листа онлайн» и не получается добавить его в проектную работу, например, происходит смещение текста, в таком случае можно распечатать титульный и проект отдельно, а затем объединить их в папке перед сдачей.
Оформление содержания проектной работы
Вторым листом проекта должно следовать СОДЕРЖАНИЕ, оно может быть оформлено как автоматически (предпочтительно), так и вручную.
Более подробно про оформление СОДЕРЖАНИЯ написано на странице: «Оформление содержания проектной работы».
Пример оформленного содержания проектной работы
Оформление заголовков проектной работы
Заголовки исследовательского проекта набираются полужирным шрифтом, в конце заголовка точка не ставится, переносы слов запрещены. Между текстом и заголовком делается пропуск одной пустой строки.
Шрифт заголовков: Times New Roman.
Размер шрифта: 14 pt.
СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ – набираются заглавными буквами с выравниванием по центру. Каждый из представленных элементов начинается с новой страницы.
Глава проектной работы начинается с нового листа, печатается строчными буквами с первой прописной по ширине страницы, главы работы нумеруются арабскими цифрами без точки (например, 1 Глава первая проектной работы).
Главы проекта делятся на параграфы, параграфы с новой страницы не начинаются (такое возможно только в том случае, когда предыдущий параграф заканчивается в конце страницы), печатаются строчными буквами с первой прописной по ширине страницы и нумеруются арабскими цифрами, где первая цифра обозначает номер главы, а вторая цифра номер параграфа в этой главе, цифры отделяются точкой, например, 1.1 (первый параграф первой главы), 2.3 (третий параграф второй главы).
Параграфы проектной работы могут делиться на пункты, оформление заголовков пунктов такое же, как глав и параграфов с тем лишь отличием, что нумерация пунктов состоит из трёх чисел, где первое число – номер главы, второе число – это номер параграфа в главе, третье число – номер пункта в параграфе, например, 2.1.2 (второй пункт первого параграфа второй главы).
Пример оформления глав, параграфов и пунктов проектной работы
Использование сокращений в проектной работе
При использовании сокращений в работе при первом их упоминании необходимо дать их расшифровку, например: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), Организация Объединенных Наций (ООН).
Общепринятые сокращения в тексте проектной работы можно использовать без указания их расшифровки, к таким сокращениям относятся: и т.д., и т.п., см, м, мм, руб. и прочие.
Нельзя вводить в текст исследовательской работы собственные сокращения, к примеру, считается ошибкой сокращение следующих слов: фотографии – фотогр., авторы – авт., химические элементы – хим. эл. и т.д.
Оформление формул в тексте проектной работы
Если в тексте проектной работы необходимо использовать формулы, все они должны быть оформлены единообразно, набраны в специальном редакторе формул, либо набраны печатными символами, текст формулы располагается по центру строки и нумеруется арабскими символами в круглых скобках, номер располагается по правому краю листа.
После приведённой формулы ставится запятая, затем с новой строки должно следовать слово «где» (с маленькой буквы, без абзацного отступа), после которого даётся расшифровка символов, указанных в формуле, каждый символ приводится с новой строки, например:
Пример оформления формул в проектной работы
Оформление рисунков, фотографий и диаграмм в проектной работе
Для более наглядного представления материала при написании проекта рекомендуется использовать изображения (рисунки, фотографии, диаграммы). Все изображения должны иметь название, нумерацию. Нумерация должна быть сквозной, проставляется она арабскими цифрами (например, Рисунок 1 – Название рисунка). Название изображения помещается по центру строки без переносов слов. Сверху изображения пропускается одна пустая строка, также пустая строка должна быть пропущена после его названия.
Текст на диаграммах, созданных самостоятельно, должен быть Times New Roman: 10-12 pt.
Рисунки, располагаемые в приложениях, нумеруются в пределах приложения, перед номером рисунка ставится буква приложения, например, Рисунок Б.3 – Название рисунка (третий рисунок в приложении Б).
На все рисунки должны быть даны ссылки в тексте исследовательской работы, например, … как представлено на рисунке 2, … на рисунке 5 показано … и т.д.
Пример оформления рисунков в проектной работы
Оформление таблиц в проектной работе
Все таблицы должны иметь название, которое записывается сверху таблицы, без абзацного отступа через тире. Таблицы в проекте должны иметь сквозную нумерацию, точка в конце названия таблицы не ставится (например, Таблица 3 – Название таблицы).
Текст таблицы набирается меньшим шрифтом, чем основной текст (10-12 pt), через одинарный межстрочный интервал.
Каждая таблица должна иметь ссылку в тексте на нее, например, … как представлено в таблице 5.
Таблицы в приложениях имеют двойную нумерацию, где вначале ставится буква приложения затем через точку номер таблицы в приложении (например, Таблица Б.2 – Название таблицы (вторая таблица приложения Б)).
Пример оформления таблиц в проектной работы
Оформление списка литературы исследовательского проекта
Список литературы должен быть оформлен единообразно, информации в описании источника должно быть достаточно для его идентификации, более подробно с оформлением списка литературы для проекта можно ознакомиться на странице: «Оформление списка литературы».
Оформление приложений проектной работы
В приложениях к проектной работе размещается дополнительный материал. Приложения размещаются в конце работы после списка использованных источников.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, при этом не используются следующие буквы: Ё, З, О, Ъ, Ы, Ь (данные буквы необходимо пропустить).
Каждое приложение должно иметь информативный заголовок, который помещается под обозначением приложения через одну пустую строку, записывается по центру, полужирным шрифтом, строчными буквами с первой прописной.
Текст приложения может быть набран меньшим шрифтом, чем основной текст: 12 pt, одинарный интервал.
На каждое приложение в тексте проектной работы должна быть ссылка, ссылка может быть оформлена как в круглых скобках (Приложение А), так и дана в тексте, например, … в Приложении А представлен …
Более подробно правила и примеры оформления приложений проекта представлены на странице «Оформление приложений проектной работы».
Образец выполнения индивидуального проекта студентом
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волгоградский строительный техникум»
(ГБПОУ «Волгоградский строительный техникум»)
по учебной дисциплине
Тема: Лист Мёбиуса и его свойства
студент гр. Шоп 1-18
Квартин Роман Дмитриевич
Галушкина Марина Александровна
Введение
В наше время актуально изучение различных свойств предметов и их нестандартных применений. Я рассмотрел применение листа Мебиуса в науке и технике. Уже сейчас лента Мебиуса находит различное применение в быту: абразивные ремни для заточки инструментов, красящие ремни для печатающих устройств, ременные передачи, магнитофонные ленты и т.д.
Кроме того, существует гипотеза, что наша Вселенная вполне вероятно замкнута в ту же самую ленту согласно теории относительности – чем больше масса, тем больше кривизна пространства.
Есть гипотеза, что спираль ДНК сама по себе тоже является фрагментом ленты Мебиуса, и только поэтому генетический код так сложен для расшифровки и восприятия[2].
Исходя из вышесказанного, я ставлю перед собой следующие цели:
1. Показать, что лист Мебиуса – модель односторонней поверхности.
2. Сформулировать свойства листа Мебиуса.
3. Рассмотреть применение листа Мебиуса на практике.
Новизна работы заключается в том, что студенты нашего техникума выявлением свойств листа Мёбиуса ранее не занимались. Я провел анкетирование и заметил, что многие не слышали об этом листе ничего и не знают о его свойствах.
Объект исследования: лист Мёбиуса как модель односторонней поверхности.
Предмет исследования: свойства листа Мебиуса.
Исследовательский проект по содержанию является монопредметным (математика), по стилю исполнения межпредметным (математика, информатика).
Основными этапами исследования были:
· изучение литературы с целью получения информации о листе Мёбиуса;
· сбор собственного материала;
· разработка нового электронного продукта.
Цель работы: исследовать поверхность листа Мебиуса и его свойства.
Для достижения данной цели я поставил перед собой следующие задачи:
· Познакомиться с биографией Мебиуса и с историей его замечательного открытия.
· Описать лист Мёбиуса и процесс его изготовления.
· Изучить и исследовать свойства листа Мебиуса
· Установить области применения листа Мебиуса.
· Создать презентацию в Microsoft Power Point.
Гипотеза исследования: Я предполагаю, что лист Мёбиуса действительно обладает неожиданными свойствами.
Для того чтобы решить эту проблему, я должна изучить нужную информацию в математической литературе и на различных сайтах Интернета, затем изготовить лист Мебиуса и с помощью опытов выявить его необыкновенные свойства.
Вид проекта – информационно-исследовательский.
Готовый продукт – мультимедийная презентация.
1.2. А.Ф. Мёбиус и его поразительное открытие
Август Фердинанд Мёбиус (1790-1868) – немецкий геометр, ученик «короля математиков». Мёбиус был первоначально астрономом, как Гаусс. В те времена изучение математики не встречало поддержки, а занятие астрономией приветствовалось. С 1816 года начал вести самостоятельные астрономические наблюдения в Плейсенбургской обсерватории, в 1818 г. стал ее директором, позже – профессором Лейципгского университета (Мёбиусу было всего тогда 26 лет). Научные статьи, лекции, работа. Все как у обычного профессора университета. Рассеянного, доброго чудака студенты боготворили. Он мог назначить лекцию на два часа ночи, чтобы показать ночное небо во всей его красе. Занимаясь астрономией, Мёбиус много размышлял о математике.
Одним «неожиданным» математическим открытием является лента Мёбиуса. Рассказывают, что открыть свой «лист» Мёбиусу помогла служанка, сшившая однажды неправильно концы ленты.
Хмуро разглядывая злосчастную ленту, профессор воскликнул: «Ай да, Марта! Девочка не так уж глупа. Ведь это же односторонняя кольцевая поверхность. У ленточки нет изнанки!»
Мёбиус сделал поразительное открытие – получил поверхность, которая имеет лишь одну сторону (до него считалось, что любая поверхность, например, лист бумаги, имеет две стороны). Открытая поверхность получила математическое обоснование и имя в честь описавшего ее математика и астронома. Лента вдохновила на подвиги не одного добряка-профессора. Взял ее на вооружение и цех парижских портных. Отныне в качестве экзамена для новичка, претендовавшего на зачисление в цех, было пришивание к подолу юбки тесьмы в форме ленты Мебиуса. Оценили по достоинству невольное изобретение Марты и учителя. Неугомонным нерадивым ученикам предлагалось покрасить стороны ленты Мебиуса в разные цвета. Пыхтя от усердия, школяры проводили за этим занятием немало времени[3].
Главная ценность листа Мёбиуса состоит в том, что он дал толчок новым обширным математическим исследованиям. Его часто считают символом современной математики.
1.2. Представление о листе Мёбиуса
Лист Мебиуса положил начало новой науке – топологии. Слово это придумал Иоганн Бенедикт Листинг, профессор Геттингенского университета, который почти в тоже время, что и его лейпцигский коллега, предложил в качестве первого примера односторонней поверхности уже знакомую нам, единожды перекрученную, ленту.
Что же из этого свойства следует? А следует удивительное превращение ленты.
1.3. Применение листа Мёбиуса
Удивительные свойства листа Мёбиуса используются в самых различных изобретениях.
В виде парадоксальной геометрической фигуры можно, оказывается, изготовить лопасти бетономешалки или обычного бытового миксера.( рис. 2)
Полоса ленточного конвейера выполняется в виде ленты Мёбиуса, что позволяет ему работать дольше, потому, что вся поверхность ленты изнашивается равномерно. Представьте себе обыкновенную ленту, образующую кольцо. На наружную сторону ленты нанесён шлифовальный порошок. Ленту прижимают к изделию, прокручивают, идёт шлифовка. Через какое-то время стирается и сам шлифовальный слой на ленте. Приходится прерывать процесс, менять ленту. В 1969 году изобретателю А. Губайдуллину было выдано авторское свидетельство на шлифовальное устройство с лентой Мёбиуса: срок работы ленты увеличились вдвое.
В технике так же применяется резистор Мебиуса, прокатный стан, ремень передачи, подшипник в виде ленты Мебиуса для увеличения срока работы, ремень передачи.( рис. 3)
Благодаря ленте Мёбиуса, были созданы особые кассеты для магнитофона, которые дали возможность слушать магнитофонные кассеты с “двух сторон” не меняя их местами.( рис. 4)
В большинстве матричных принтеров красящее устройство также имеет вид листа Мёбиуса для увеличения его ресурса. Архитектурные сооружения имеют вид знаменитой ленты Мёбиуса.
Имеются воплощения простого листа Мёбиуса в строительстве. Построенный в Лондоне велодром имеет контуры, которые можно назвать вариацией на тему листа Мёбиуса.( рис. 5)
Международный символ переработки представляет собой Лист Мёбиуса.( рис. 6)
Мотив Ленты Мебиуса встречается в названиях художественных произведений, общественных заведений, логотипах, ленту Мёбиуса часто изображают на различных эмблемах и значках.
Например, на значке механико-математического факультета Московского университета.( рис. 7)
Всего в разных странах за последние годы выдано более ста патентов и авторских свидетельств на использование этой удивительной ленты.
Методические рекомендации по выполнению и оформлению индивидуального проекта (для студентов 1 курса)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса»
по выполнению и оформлению
(для студентов 1 курса)
Цель индивидуального проекта 11
Задачи индивидуального проекта 13
Методы исследования 16
Теоретическая значимость проекта 18
Практическая значимость проекта 19
Список литературы индивидуального проекта 19
Приложения индивидуального проекта 21
Этапы выполнения индивидуального проекта
І этап. Подготовка к индивидуальной работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд необходимо изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы.
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы.
6. Составь вместе с преподавателем план работы для реализации своего индивидуального проекта.
ІІ этап. Планирование индивидуального проекта
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию.
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию.
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видеозаписи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата).
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата индивидуального проекта (исследовательского проекта).
5. Распредели задачи и обязанности между студентами в группе, если это групповой проект.
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.
ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе индивидуального проекта информации.
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоего индивидуального проекта).
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устного отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией.
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.
VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке индивидуального проекта путем коллективного обсуждения и самооценки.
Требования к оформлению индивидуального проекта
Параметры страниц индивидуального проекта
Индивидуальный проект оформляется на листах формата А4 с одной стороны.
Титульный лист
Нумерация страниц индивидуального проекта
Страницы индивидуального проекта следует пронумеровать.
На первой странице номер не ставится, нумерация ставится и продолжается со второй страницы. Располагается номер страницы внизу по центру.
Не допускается использование в оформлении индивидуального проекта рамок, анимаций и других элементов для украшения.
Заголовки в индивидуальном проекте
Сокращения и формулы в оформлении работы
В тексте не используют часто сокращения кроме общепринятых (Д.И. Алексеев Словарь сокращений русского языка – М., 2015).
При упоминании в тексте индивидуального проекта фамилий известных людей (авторы, ученые, исследователи, изобретатели и т.п.), их инициалы пишутся в начале фамилии.
Оформление приложений
Рисунки, фотографии, графики, диаграммы, чертежи и таблицы
Рисунки в приложениях нумеруются и подписываются. Их название помещают под рисунком (например: Рис. 1. Оборудование цеха, Фото 1. Зал торгового центра, График 1. Изменение параметра продаж, Диаграмма 1. Динамика роста пшеницы). Таблицы в приложениях также должны быть пронумерованы и озаглавлены. В таблицах для строк текста применяется одинарный интервал. Нумерацию и название располагают под таблицей (Таблица 1. Успеваемость студентов техникума).
При оформлении индивидуального проекта в конце предложения, в котором ссылаются на приложение пишут (Приложение 1).
План индивидуального проекта
Во Введении индивидуального проекта обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования (если имеется). В этой главе определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) проекта.
Структура Введения индивидуального проекта:
4. Историческая справка по проблеме индивидуального проекта.
5. Основная часть индивидуального проекта.
Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования. Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ. Выбор материала, методов для проведения исследования. Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт). Описание этапов проведения исследования. Техника безопасности при выполнении работ (если это опыт).
6. Заключение (краткие выводы по результатам индивидуального проекта, оценка полноты решения поставленных задач).
В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка о проделанной работе. В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении индивидуального проекта. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.
8. Приложения (диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты).
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №). Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
Введение индивидуального проекта
Рассмотрим самый ответственный раздел индивидуального проекта Введение в индивидуальный проект ! В этой главе необходимо сжато представить основные идеи индивидуального проекта!
Обоснование актуальности индивидуального проекта доказывает значимость, современность, нужность результатов исследования.
Формулируется Цель индивидуального проекта – модель желаемого конечного результата исследования.
Также важно указать конкретные задачи индивидуального проекта, которые предстоит решить.
Во Введении можно также указать степень разработанности данной темы в литературе, сформулировать планируемый результат исследования.
Таким образом, во Введении отражается:
Проблема, на решение которой направлен проект.
Основные этапы работы, организация.
Научная новизна исследования.
Характеристика основных источников получения информации.
Каждый из перечисленных выше пунктов Введения в индивидуальный проект описывается с нового абзаца без нумерации и без оформления в виде заголовка.
Желательно выделить жирным, курсивным, подчеркнутым шрифтом слова: актуальность проекта, предмет исследования, объект исследования, цель исследования, задачи исследования и т.п.
Содержание индивидуального проекта
Содержание индивидуального проекта или Оглавление включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта. Содержание помещается на втором листе.
Все главы в Содержании начинаются с заглавной буквы.
В Содержании пишутся названия глав и параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Последнее слово главы или параграфа соединяется с соответствующим ему номером страницы многоточием.
При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены (напр. 1.1, 1.2, и т.д.).
Разделы «Введение», «Заключение», «Список литературы» и «Приложения» не нумеруются.
Пример Содержания индивидуального проекта:
Содержание
1.3 Проведение анкетирования. 8
1.4 Техника безопасности. 9
(Правила техники безопасности описываются при необходимости)
2. Проведение исследования (например). 10
2.1 Первый этап исследования. 10
2.2 Второй этап исследования. 11
2.3 Заключительный этап исследования…………………………. 12
Заключение. 13
(Итоги исследовательской работы)
Список литературы. 14
Приложения. 15
Обоснование актуальности проекта
При обосновании актуальности исследования в разделе Введение индивидуального проекта необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.
Актуальность проекта – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Обоснование актуальности темы проекта является основным требованием к индивидуальному проекту.
Актуальность темы проекта обусловлена следующими факторами:
восполнение каких-либо пробелов в науке;
дальнейшеё развитие проблемы в современных условиях;
своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
обобщение накопленного опыта;
суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
Актуальность индивидуального проекта может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в индивидуальном проекте вместе со словом «актуальность» используют слово «новизна» исследования.
Примеры обоснования актуальности темы проекта
1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в регионе. Раньше в нашем регионе был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.
5. Актуальность моего индивидуального проекта заключается в том, что у всех студентов возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А развлекаться всем молодым людям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.
Объект и предмет исследования
После актуальности проблемы исследования во введении индивидуального проекта записывают объект и предмет исследования студента.
Обычно название объекта исследования проекта содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Обычно название предмета исследования проекта содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Примеры объекта и предмета исследования проекта:
легенды и мифы о горе Машук
тригонометрические уравнения и их системы
способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах
студенты и преподаватели техникума
зависимость от СМС
способы и причины расположения слов в английских предложениях
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре
процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
свойства и структура глаза как оптического инструмента
микроклимат учебных помещений
условия микроклимата в учебных помещениях
магнитное поле в учебных кабинетах техникума
Описание объекта и предмета исследования проекта:
Объект исследования проекта: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке. Предмет исследования проекта: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.
Иногда вместо словосочетания «Объекты исследований проекта» лучше подходит «Объекты наблюдений проекта», например:
Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побере жья Балтийского моря. Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.
Цель индивидуального проекта
Простая схема составления цели индивидуального проекта:
1. Выберите одно из слов типа: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
2. Добавьте название объекта исследования
Примеры формулировок цели индивидуального проекта:
Исследовать названия улиц нашего города и продемонстрировать уличные достопримечательности.
Исследовать основные параметры микроклимата кабинетов техникума.
Исследовать содержание железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.
Исследовать историю и роль города в истории страны на ее восточных рубежах.
Исследовать и узнать легенды и мифы о горах, являющимися местом поклонения местного народа
Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.
Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса
Изучить проблему социального сиротства и как в частности эти вопросы решаются в нашем районе.
Изучить пищевой рацион студентов.
Изучить проблему появления социального сиротства.
Изучить влияние парной бани на оздоровление.
Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.
Изучить различные способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах.
Изучить силу трения и ее влияние на жизнь человека.
Изучить такие экономические явления как инфляция и дефляция.
Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.
Изучить рацион питания студента.
Изучить пищевые добавки в продуктах питания и их влияние на здоровье человека.
Выявить влияние СМС-мании на психику человека.
Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба мукора.
Определить зависимость от СМС среди студентов и преподавателей техникума.
Определить сходство людей и птиц.
Определить причины нарушения осанки у детей-подростков.
Определить качество продуктов быстрого приготовления.
Определить продукты, не содержащие вредные пищевые добавки и продукты, содержащие вредные пищевые добавки.
Узнать тайну невидимок и почувствовать себя волшебницей.
Узнать, почему хамелеон считается необычным животным.
Узнать, почему именно орёл изображён на гербе России.
Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.
Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.
Выяснить, какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.
Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государством.
Проанализировать особенности использования диалектной лексики в повести В.П. Астафьева «Последний поклон».
Показать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.
Показать отражение исторических событий страны в творчестве моего прадедушки.
Привлечь внимание студентов к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.
Привлечь к проблеме бездомных животных нашего города.
Познакомиться с историей развития деревни, её жителями, традициями, т.к. с каждым годом становится все меньше жителей.
Прогнозировать вероятности заболевания при неправильном питании.
Обоснование оправданного употребления компьютерного сленга и выявление его распространения в речи современной молодёжи.
Обобщить материал по истории марок
Задачи индивидуального проекта
После формулировки цели проекта укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследования.
Обычно задачи творческого проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.
Примеры задач индивидуального проекта
Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок.
Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города.
Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области.
Выяснить, что такое магнит и магнитная сила.
Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.
Изучить химические свойства пластиковых бутылок.
Изучить деятельность декабристов, как первых исследователей.
Изучить историю родной деревни.
Изучить исторические сведения о соли.
Изучить состав мороженого.
Изучить заболеваемость по медицинским карточкам.
Изучить проблему появления социального сиротства.
Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление.
Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения.
Изучить биографию моего прадедушки.
Изучить информацию об инфляции и дефляции из различных источников.
Изучить последствия инфляции.
Изучить литературные и научные издания.
Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города.
Изучить научно-методическую и справочную литературу по вопросу создания программ в среде программирования Borland Delphi.
Провести анкетирование студентов группы.
Провести опыты с солью.
Провести эксперимент «Шпионская записка».
Провести химический эксперимент по определению наличия и количества железа и меди в яблочных соках.
Провести измерения основных параметров микроклимата кабинетов техникума.
Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления.
Провести статистические исследования по выявлению количества студентов и преподавателей, используюших СМС.
Провести оценку удельной активности распада Cs-137 ряда пищевых продуктов.
Узнать значение соли в жизни человека.
Узнать сколько лет фантику и кто его придумал
Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена.
Узнать историю мороженого.
Узнать виды мороженого.
Узнать какими свойствами обладают магниты.
Проанализировать полученные результаты.
Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина.
Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне поселка.
Проанализировать проблему экологической индикации почв.
Проанализировать уровень инфляции в экономике России с 2005 года.
Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот.
Исследовать экологическое состояние почвы на территории техникума.
Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп с помощью интерактивных анкет и тестирующей программы, созданной в среде программирования Delphi.
Определить художественную цель, которой руководствовался писатель.
Определить наиболее рациональный способ отбора корней для каждого типа заданий.
Рассмотреть возможные дефекты зрения.
Рассмотреть различные типы заданий, содержащие тригонометрические уравнения.
Рассмотреть примеры решения систем уравнений, где необходимо выполнить отбор корней.
Найти информацию о соли.
Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды.
Найти черты физиологического очерка в тексте.
Найти полезное применение исследуемому предмету.
Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.
Предложить свои способы по улучшению состояния почвы.
Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления.
Предложить рекомендации по употреблению соков в асептической упаковке.
Выявить учащихся с нарушениями осанки.
Выявить влияние различных компонентов пищи на функции органов человека.
Выявить соки по системе рейтинга, наиболее употребляемые в нашем техникуме.
Выявить причины, которые вызывают инфляционный процесс.
Выявить процент студентов в техникуме, имеющих различные заболевания глаз.
Измерить фоновый уровень гамма-излучения в жилых помещениях.
Измерить плотность потока бета излучения от экранов работающих телевизоров и дисплеев компьютеров.
Измерить основные параметры микроклимата кабинетов техникума.
Сравнить данные анкетирования и медицинских карт.
Сравнить полученные в результате наблюдений данные с литературными.
Сравнить повесть с ее фольклорными источниками.
Показать роль деятелей, живших в нашем городе.
Показать отношение общества к заслугам …
Собрать материал о плесневом грибе мукоре, изучив литературные источники.
Сделать вывод по результатам работы.
Составить краткий словарь наиболее часто употребляемых слов молодежного компьютерного сленга.
Составить методические рекомендации для решения уравнений.
Обобщить полученные результаты.
Обобщить сведения об инфляции и дефляции.
Описать практический эксперимент.
Описать аспекты влияния СМС на психику человека.
Установить основные причины ухудшения зрения.
Получить новую информацию о горах.
Познакомиться с легендами о деревне.
Рассчитать суточный рацион студентов.
Проработать детально химические методы качественного и количественного анализа железа и меди.
Методы исследования
В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
— методы исследования, которые использовались в индивидуальном проекте;
Виды методов исследования
Методы эмпирического уровня:
С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
изучение и обобщение
индукция и дедукция
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Примеры записи методов исследования
Пример 1.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.
Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.
Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.
Пример 5.
Методы исследования:
— изучение и анализ литературы;
— опрос студентов;
— проведение замеров …;
— анализ полученных данных.
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым студентом.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.
В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые названия:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью студентов путем регистрации положения через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения с
записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.
11. Теоретическая значимость проекта
Теоретическая значимость проекта – это раскрытие теоретического значения (применения) индивидуального проекта, описание того, как могут применяться полученные результаты.
Теоретическая значимость индивидуального проекта означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?
Желательно, прежде всего, сделать акцент на той пользе, которую принесет ваш проект техникуму. Возможно, результаты индивидуального проекта обобщат собранную информацию, расскажут людям что-то новое и интересное, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, пригодятся при написании курсовой работы (проекта), дипломной работы (проекта) и т.д.
Примеры описания теоретической значимости проекта
Теоретическая значимость моего индивидуального проекта заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания выявила влияние СМС-мании на психику и подняла этот вопрос в своем техникуме.
Теоретическая значимость моего проекта заключается в том, что многие подростки и не только, возможно обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями. Работники сотовых связей также должны задуматься, т.к. именно в их силах обеспечить счастливое будущее здоровым детям.
12. Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта – раскрытие практического значения (применения) индивидуального проекта, описание того, как могут применяться полученные результаты.
Практическая значимость индивидуального проекта означает его нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?
Желательно, прежде всего, сделать акцент на той пользе, которая принесет ваша работа техникуму.
Возможно, полученные результаты принесут экономическую выгоду, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, помогут в изучении темы в техникуме и т.д.
Примеры описания практической значимости проекта
Практическая значимость моего индивидуального проекта заключается в том, что работу можно использовать в курсе «……».
Практическая значимость моего индивидуального проекта заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания разработала анкету для опроса респондентов.
Практическая значимость моей работы: ее можно использовать в курсе «Этика и психология семейном жизни».
Практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций по употреблению определённых продуктов питания, содержащих пищевые добавки.
13. Список литературы индивидуального проекта
Список литературы или Список использованной литературы в индивидуальном проекте располагается в алфавитном порядке и нумеруется.
Список литературы исследовательского проекта помещается на отдельном листе.
По правилам Список использованной литературы принято помещать после Заключения.
В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над индивидуальным проектом.
Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте арабскими цифрами без точки.
Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц.
Фамилию автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже.
Для статей указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.
Удобным является расположение литературы по алфавиту.
Официальные документы ставятся в начале списка литературы в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.).
Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке.
Оформление Списка использованной литературы
Использованная литература
Государственные стандарты и сборники документов
ГОСТ 7.1.-84 – Введ. 01.01.86 – М, 1984 – 75с.
Учебники и учебные пособия
Книги с одним автором
Книги одного, двух, трех и более авторов
5. Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие – М.: Мысль, 1984.-268с.
Статья из газеты или журнала
6. Егорова П.Д., Минтусов И.Л. Портрет делового человека // проблемы теории и практики управления. – 1992 – №6. – С.3-17.
Статья из энциклопедии или словаря
7. Бирюков Б.В. Моделирование // БСЭ – 3е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С.393-395
9. Tvorcheskie proekty, Inc.(2013). План оформления творческого проекта. Симферополь, Tvorcheskie proekty. Web: http://tvorcheskie-proekty.ru/plan
Книги с одним автором
14. Приложения индивидуального проекта
В приложениях выносятся иллюстративные, поясняющие материалы, вопросы анкет, тесты, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии и т.п.
Приложения исследовательского проекта помещаются на отдельных листах после Списка литературы.
В правом верхнем углу страницы пишется – «Приложение 1» и его название.
При наличии приложений обязательны ссылки на них в тексте исследовательской работы, например: (см. Приложение 1). Номер приложения должен соответствовать порядку ссылки на него в тексте. Объем работы – 10-15 страниц текста без учета приложений.
В приложениях индивидуального проекта размещают:
вопросы и варианты ответов теста;
составленные рекомендации, памятки;
графики и диаграммы;
рисунки и фотографии;
иллюстрации этапов опыта;
распечатки расчётов с ЭВМ.
Приложения индивидуального проекта располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения и на листах формата А3; А2; А1.
Пример оформления Приложения к индивидуальному проекту:
Приложение 1. Диаграмма любимых занятий собак
Образец на защиту в техникуме
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса»