Как написать продающее коммерческое предложение
11 февраля 2013, 11:55
Как сделать так, чтобы коммерческое предложение продавало?
Этот вопрос стал для меня актуален 6 лет назад. Тогда я был еще менеджером по продажам и от количества закрытых сделок напрямую зависел мой заработок. Позже умение составить продающее предложение стало одним из факторов прибыльности моих «малых бизнесов».
Когда в конце 2008 года я решил заняться копирайтингом, выбор специализации был уже предопределен. Я хотел помогать людям похожим на меня — менеджерам, предпринимателям и всем, чей доход зависит от умения продавать — писать действительно продающие коммерческие предложения.
Как это сделать, я подробно расскажу в этой статье. Статья наверняка получится длинная. Но разбивать ее на несколько небольших постов мне не хочется. Чтобы не притуплялось внимание, можете читать ее частями. Или предложите организму легкий допинг: чашку крепкой арабики или рюмку чего-нибудь бодрящего.
Коммерческие предложения по видам.
Традиционно принято делить коммерческие предложения на 2 типа: «холодные» и «горячие». Последние иногда еще называют «теплыми». Эта классификация отражает направленность коммерческого предложения на разные типы клиентов.
«Холодное» продает ваши товары и услуги клиентам, с которыми вы никогда еще не работали, а «теплое» ориентировано на «лидов». То есть клиентов уже имевших с вами контакт. Они или сами запросили предложение или с ними предварительно связывался ваш менеджер.
Я считаю эту классификацию, хотя и в целом верной, но несколько упрощенной и даже «попсовой». Давайте ее расширим.
«Холодное» коммерческое предложение
Как я уже говорил, «холодные» КП отправляются неподготовленному «холодному» клиенту. Но они бывают разными. Задайте себе вопрос: «А эти „холодные“ клиенты, осознают потребность в моей продукции?»
Итак, «холодные» коммерческие предложения делятся на 2 вида: для клиентов осознавших потребность в вашем товаре и для тех, кто такой потребности не ощущает. Учитывайте это при написании.
Клиент не ждет «холодного» коммерческого предложения. Они ему даже мешают и отвлекают от дел. Поэтому их никто не любит, и воспринимают их как спам. Следовательно, чтобы холодное коммерческое предложение выстрелило, оно должно качественно выделяться из общей массы почты, которую получает ваш потенциальный клиент.
Вы знаете, что уже на носу конец сезона, и вашему клиенту нужно срочно сдать объекты всяким контролирующим органам. Напишите ему предложение с заголовком: «Как утеплить 5-ти этажный дом не за 1 месяц, а за 2 недели без проблем со сдачей объекта». Чувствуете разницу? У клиента появляется внутренняя мотивация открыть и прочитать ваше письмо.
Как добиться внимания клиента
Если коммерческое предложение рассылается по email, напишите нетривиальную тему письма:
Если вы делаете бумажную рассылку, обратите внимание на 2 фактора: конверт и способ доставки:
Пока эти пункты не раскрываю, сделаю это чуть позже. Сейчас только один важный момент. Объем текста «холодного коммерческого предложения» должен укладываться в 1-2 страницы А4. Почему? Клиент и так не ждал от вас предложения, поэтому он точно не будет читать 100 страниц с таблицами и чертежами. Подробно о других «почему», я писал вот в этом посте.
«Горячее» или «теплое» коммерческое предложение
Это письмо клиенту, который о вас уже знает и ждет предложения. Как в случае с холодными клиентами, лидов тоже можно поделить на осознающих проблему или нет.
Объем «теплого» коммерческого предложения можно увеличивать. Клиент, ждал от вас письма и можно надеться, что он потратит некоторое время на изучение деталей.
Первый этап работы
Он начинается до написания текста. Это этап подготовки. Вы должны изучить своего клиента, как полководец изучает противника перед битвой. Что нужно знать о клиенте. В первую очередь проблемы, которые перед ним встают в ходе деятельности. Выделите те, которые вы можете решить помощью вашего продукта, чтобы предложить его в качестве решения.
Где искать проблемы:
Используйте все открытые источники, интернет, статьи, отчеты. Побеседуйте с сотрудниками вашего потенциального клиента. Попробуйте купить его товар. Найдите проблемы! Это ключевое умение для любого продавца.
Формируем предложение
Или еще говорят оффер. Это суть и мотор продаж вашего коммерческого предложения. Вы только что узнали «головную боль» вашего клиента. Нацельте ваше предложение на ее решение. Не предлагайте свои товары в лоб:
В этом нет выгоды для покупателя. А в чем она, выгода? Правильно — в решении проблемы! Чем помогут заказчику ваши гаечные ключи? Увеличить эффективность работы персонала, обслужить больше клиентов и увеличить доход?
Напишите: «Предлагаем инструмент, с которым 1 слесарь обслуживает на 2 автомобиля в смену больше». Вы предлагаете гаечные ключи розничным магазинам? Розничные магазины заинтересованы в товарах, которые пользуются стабильным спросом.
Напишите: «Предлагаем гаечные ключи, которые продаются в 10 раз быстрее аналогов».
Начинаем писать коммерческое предложение
Простая и эффективная структура коммерческого предложения
Заголовок
«Коммерческое предложение», «Здравствуйте, уважаемые клиенты» — это не заголовки. С таким началом ваше коммерческое предложение полетит в спам или в урну. Заголовок должен обладать тремя важными характеристиками:
Простой способ создать хороший заголовок. Напишите в нем главную выгоду вашего предложения.
Необязательно заголовок должен быть супер креативным. Часто неплохо работают проверенные шаблоны.
Подзаголовок
Раскройте главную выгоду чуть более подробно.
Проблемный абзац
Начните с него писать КП. Его цель найти общий язык с клиентом и втянуть в чтение, проблематизировать. Покажите, что вы внимательны к своему клиенту и знаете его беды. Для этого ответьте на 5 вопросов:
Детали предложения.
Изложите все детали, которые могут повлиять на решение клиента в вашу пользу. Часто я слышу от заказчиков такие слова: «Мы описываем все, что предлагаем, и коммерческое предложение растягивается на 20 страниц». Не пишите все подряд! Составьте список выгод. Затем распределите их по важности, а в коммерческом предложении напишите только те, без которых клиент никак не обойдется.
Сильно, но без фантастических обещаний
Что указать в коммерческом предложении?
Описывая все эти пункты, поясняйте их с точки зрения выгоды заказчика. Что ему это дает? Пишите максимально конкретно, указывайте факты, приводите цифры.
Сравните
Каждой детали предложения посвятите свой абзац в 3-5 строчек. К абзацу напишите подзаголовок. Отлично, если вы оформите эту часть коммерческого предложения в виде списка. Люди очень любят списки. Пусть текст смотрится воздушно, тогда его легко воспринимать.
Блок доверия
Без доверия нет продаж. После описания условий предложения скажите несколько слов о своей фирме. Опять же небольшой абзац в 4-6 строчек со специальным заголовком. В заголовке кратко сформулируйте мысль, почему вам можно доверять. Часто достаточно просто сказать, что вы заслуживаете доверия.
Несколько советов:
Компания «Интертехника» — поставщик, который действительно заслуживает доверия ГК «Интертехника» — крупнейший, а главное единственный сертифицированный производитель навесного и рабочего оборудования для ДСТ в России. Мы уже более 12 лет трудимся на этом сложном рынке и заслужили доверие 22 000 клиентов. Мы известны старейшим в нашей сфере конструкторским отделом. Большинство инноваций в навесном оборудовании — наша заслуга. Все наши успехи стали возможны благодаря внимательному отношению к заказчикам и отлаженной системе обслуживания каждого клиента.
Ограничения
Они нужны, чтобы поощрить немедленный отклик на коммерческое предложение. Ими многие пренебрегают, а зря. Как заставить клиента откликаться мгновенно:
Призыв к действию
Что должен сделать клиент после прочтения коммерческого предложения? Позвонить, написать, отправить заявку, скачать спецпредложение? Так и скажите: «Позвоните нам прямо сейчас!»
Важный момент. Здесь действует закон, который я называю законом единства действия: призыв должен быть один! Не путайте клиента!
Блок контактов
Контакты должны быть обязательно. И они должны выделяться даже при беглом просмотре коммерческого предложения. Выделяйте цветом, шрифтом, рамками и пр.
Постскриптум
На мой взгляд, факультативный блок. Хотя люди действительно читают постскриптумы. Вы удивитесь, но иногда люди читают документы с конца. Они подсознательно ждут, что в конце им скажут самое важное. Повторите там главную выгоду своего предложения.
Пара ругательных слов о шаблонах коммерческих предложений
Все что, вы можете скачать на сайтах типа Клерка — это форменная ерунда. Свои первые коммерческие предложения, еще в менеджерской юности, я писал по таким образцам. Поверьте, они не принесли мне ни копейки. Не стремитесь к универсальности. Успех коммерческого предложения — в его максимальной персонализации и индивидуальном подходе.
Почему не работают шаблоны?
Как же тогда правильно писать коммерческое предложение?
Резюме и схема подхода:
Как правильно оформить коммерческое предложение
Вот несколько простых советов: советов, как сделать коммерческое предложение «читабельнее»:
На этом закончим. Статья и так вышла очень длинная. Удачи. Пишите коммерческие предложения с высоким откликом.
Коммерческое предложение: как разработать структуру, написать и оформить
Коммерческое предложение может работать на вас, стимулируя продажи, а может — сразу отправляться в мусорную корзину или спам. Чтобы реализовывался первый сценарий, а не второй, воспользуйтесь нашими рекомендациями.
Мы расскажем, как правильно составить коммерческое предложение — от подготовки и написания текста до оформления. И покажем на примерах, как должно выглядеть коммерческое предложение для разных целей.
Что такое коммерческое предложение
Коммерческое предложение — это маркетинговый инструмент прямого отклика: нацелено на конкретного потребителя и предполагает получение отдачи.
В КП представляют одно выгодное предложение, ограниченное во времени. Приветствуется использование акций и подарков — всего, что может подтолкнуть к быстрому принятию решения.
Коммерческое предложение — это, как правило, небольшой документ (1-2 страницы), который отправляется по почте клиенту или вручается адресату в руки.
Отправляйте коммерческие предложения по почте только своим клиентам, которые дали согласие на вашу рассылку!
Некоторые компании просто рассылают письма с коммерческими предложения по базе адресатов, которые не давали на нее согласие. Такая база может быть купленной или позаимствованной у партнеров. Получается, что человек получает спам — рассылку, на которую не подписывался. Если жалоб на спам много, это портит вашу репутацию отправителя и снижает доставляемость будущих писем.
Мы в SendPulse заботимся о том, чтобы ваши рассылки соответствовали всем стандартам почтовых систем и несли пользу получателям. Поэтому отслеживаем подобные низкокачественные рассылки и можем заблокировать аккаунт отправителя. Подробнее об этом можно почитать в нашей антиспам-политике.
Коммерческое предложение: цели и задачи
Цель коммерческого предложения — добиться выполнения одного действия. Не обязательно сразу создавать коммерческое предложение на услуги или товары. Целевым действием коммерческого предложения о сотрудничестве может быть запись на встречу, консультацию или запрос прайса.
Важно! Коммерческое предложение решает проблему адресата, продает сотрудничество, продукт или услугу здесь и сейчас.
Базовые задачи коммерческого предложения:
Типы коммерческих предложений по цели
Денис Каплунов в книге «Эффективное коммерческое предложение» выделяет 7 типов коммерческих предложений по цели:
Коммерческое предложение отправляют удобным для клиента способом — чаще по электронной почте — или передают при личной встрече. В первом случае можно не ограничиваться текстом в теле письма, а создавать красивые коммерческие предложения в PDF формате.
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Как составить коммерческое предложение
Есть несколько важных этапов разработки коммерческого предложения, которые нужно пройти прежде, чем вы начнете писать. Это подготовка к составлению коммерческого предложения, продумывание структуры коммерческого предложения, выбор правильной манеры письма.
Разработка коммерческого предложения: подготовительный этап
На этом этапе нужно:
Структура коммерческого предложения
Чтобы добиться целевого действия от аудитории, придется пустить в ход максимум аргументов — для этого можно использовать расширенную структуру коммерческого предложения:
Это расширенная структура, но часть блоков можно и опустить — исходя из того, какая информация необходима получателю. Главное, помните о цели рекламного предложения и подводите читателя к ней шаг за шагом.
Текст коммерческого предложения
Как писать коммерческое предложение? Пишите простым языком. И преимущественно не о своей прекрасной компании, а о клиенте:
Такие формулировки раздражают, отталкивают от изучения коммерческого предложения. А вот факты, цифры, расчеты, доказательства — приветствуются.
Помните, что в коммерческом предложении предлагается одна услуга или продукт, а не все услуги и продукты сразу. Иначе вы рискуете распылить внимание и запутать читателя.
Как написать коммерческое предложение
Разберемся, как составить коммерческое предложение по предложенной выше структуре.
Колонтитул или шапка
В верхнем колонтитуле (если коммерческое предложение создано в Word документе) или в шапке размещают логотип компании, дескриптор и контакты. Чтобы человеку сразу было понятно, от кого деловое предложение и не приходилось долго искать телефон или адрес. Вот как можно это реализовать:
Пример шапки коммерческого предложения
Заголовок и подзаголовок
Задача заголовка — привлечь внимание, зацепить, побудить изучить ваше деловое предложение. Не всегда удается это сделать одной фразой, поэтому дополнительно используются подзаголовки или буллеты.
Часто вместо заголовка пишут просто «Коммерческое предложение». Если ваше рекламное предложение ждут, такой заголовок можно использовать, но лучше все-таки начать с конкретики. Можно отталкиваться от:
В заголовке рекомендуется использовать цифры, факты — как, например, в этом предложении:
Пример заголовка с выгодами, фактами и цифрами
Быстро составить эффективный заголовок поможет технология 4U.
Лид (вступление)
Как начать коммерческое предложение? Если заголовок привлекает внимание, то задача лида — углубить интерес, обозначить проблему и подвести к решению.
Коммерческое предложение чаще всего начинают с описания проблемы или желаемого клиентом будущего. Постарайтесь кратко изложить суть и подвести к решению — офферу, как в этом примере:
Пример лида коммерческого предложения
Если отправляется горячее коммерческое предложение, вместо озвучивания проблемы в лиде можно напомнить о разговоре с менеджером вашей компании и о договоренности изучить деловое предложение.
Оффер
Идеальное коммерческое предложение содержит сильный оффер.
Оффер — ваше уникальное торговое предложение для КП. Нужно предложить адресату не то, что вы хотите продать, а то, что он хочет купить. И при этом, на более выгодных условиях, чем у конкурентов. Поэтому без анализа целевой аудитории и конкурентов не обойтись.
Демпинговать не обязательно — привлечь клиентов можно не самой низкой ценой, а лучшим сервисом, быстрыми сроками поставки и другими преимуществами. Используйте «плюшки», которые не используют конкуренты.
Оффер должен быть понятным, конкретным, показывать выгоды сотрудничества с вами. В этом коммерческом предложении предлагали готовую униформу для HORECA — упор сделан на важные для аудитории выгоды:
Пример оффера коммерческого предложения
Блок о компании
Этот блок не всегда располагается сразу после оффера — иногда о компании логичнее рассказать после озвучивания выгод и цен. Но представить компанию нужно обязательно.
Расскажите, почему вам можно доверять, чем вы лучше конкурентов, почему с вами стоит сотрудничать. И здесь факты и цифры — ваше все. Можно рассказать и о миссии компании — если она конкретна и имеет значение для читателя.
Пример блока о компании
Преимущества, аргументы, выгоды
Блок призван раскрыть и подкрепить оффер. Это можно сделать, озвучив преимущества вашего предложения, аргументы в пользу сотрудничества, выгоды. Подумайте, какая информация важна для клиента и как ее лучше подать. Приветствуются цифры, расчеты, доказательства.
Здесь напомнили о бесплатной доставке и расширили оффер дополнительными преимуществами, важными для клиента — удобной фасовкой, возможностью заказать небольшую партию и так далее.
Пример блока с преимуществами
А в этом примере в каждом предложении обыграли важные цифры:
Пример преимуществ с цифрами
А здесь показали выгоды сотрудничества:
Пример выгод в коммерческом предложении
Цена и ее обоснование
Правильное коммерческое предложение обязательно содержит цену товара или услуги. Не заставляйте читателей совершать лишнее действие, чтобы уточнить стоимость — не захотят или забудут.
Если вариантов продукта не много, цены можно показать в этом блоке. Или выбрать несколько типичных товаров, чтобы продемонстрировать уровень цен — как в этом примере:
Пример демонстрации уровня цен
Если позиций много — можно прикрепить прайс-лист, а в блоке цены стимулировать его изучить.
Пример блока цены с отсылкой на прайс
Если нет фиксированной цены, она формируется исходя из потребностей клиента — указывайте цену в формате «от…».
Если цена высокая, ее нужно обосновать:
В этом примере читателя заранее подготовили к тому, что цена не может быть низкой:
Пример обоснования цены
Отработка возражений, социальные доказательства, гарантии
В этом блоке важно привести итоговые аргументы в пользу сотрудничества, отработать возражения, не отработанные ранее, окончательно убедить клиента.
Для этого можно использовать:
В этом коммерческом предложении показали крупных партнеров, чтобы вызвать доверие:
Пример демонстрации партнеров компании
А здесь для снятия одного весомого возражения, выделили целый блок:
Пример снятия возражения о свежести продукции
В этом же коммерческом предложении предложили попробовать продукцию до заказа:
Пример предложения тестового образца
Призыв к действию и контакты
Призыв к действию или CTA — обязательный элемент правильного коммерческого предложения. Выберите одно главное действие и призывайте совершить именно его — напишите, позвоните, оставьте заявку. Ранее мы подробно писали о том, как создавать эффективные CTA.
Не забудьте указать контакты после призыва, даже если они указаны в шапке. В этом примере так и сделали, а еще подвели к призыву вопросом с обещанием выгоды:
Пример призыва в коммерческом предложении
Постскриптум
Не обязательный, но хорошо работающий элемент коммерческого предложения. Всегда привлекает к себе внимание, поэтому в постскриптуме важно разместить особую выгоду или ограничитель — по времени действия акции или по количеству продуктов. Здесь предложили услугу в подарок при вызове замерщика до определенной даты:
Пример постскриптума — акция с ограничением по времени
Как оформить коммерческое предложение
Оформление коммерческого предложения играет важную роль. От того, как выглядит коммерческое предложение, в большой степени зависит, будут ли его читать. Формат, объем и дизайн коммерческого предложения могут быть разными — нужно исходить из особенностей аудитории и самого предложения. Рассмотрим, как правильно оформить коммерческое предложение.
Формат коммерческого предложения
Коммерческие предложения можно отправить:
Объем коммерческого предложения
Коммерческое предложение, которое адресат готов читать, может быть длинным, особенно если включает прайс.
Дизайн коммерческого предложения
Не расстраивайтесь, если не можете позволить услуги дизайнера, чтобы оформить коммерческое предложение. Дизайн для коммерческого предложения вторичен —
иногда оформляют только шапку или используют графические средства текстовых программ. Хотя позаботиться о хорошей читаемости важно в любом случае.
Как правильно оформить коммерческое предложение:
Примеры хороших коммерческих предложений
Примеры предоставила Студия Юлии Галынской. Предлагаем изучить образцы коммерческих предложений, фрагменты которых мы использовали в статье.
Вот как выглядит коммерческое предложение для услуги поставки оленины в магазины и бары:
Пример коммерческого предложения для услуг
А это коммерческое предложение поставщика муслиновых пеленок — пример того, как составить коммерческое предложение на товар:
Пример коммерческого предложения для товара
Это коммерческое предложение предлагает экскурсоводам сотрудничество с дельфинарием:
Пример коммерческого предложения для партнеров
Памятка по разработке коммерческого предложения
Теперь вы знаете, как грамотно составить коммерческое предложение:
После этого остается только отправить коммерческое предложение адресатам. Если решите сделать рассылку по электронной почте, воспользуйтесь сервисом SendPulse. Удобный конструктор позволит вам быстро и просто создать коммерческие предложения в HTML-формате.
Автор, копирайтер, контент-маркетолог. Повышаю востреБОВАНность услуг с помощью текстов