Как сочинить песню, которая станет хитом
Что необходимо для того, чтобы написанная песня стала хитом
Если вы решили написать песню, которая станет настоящим хитом, сделать это просто и одновременно сложно. Вы поэт, но это не значит, что вы песенник. Если вы уже давно пишете такие стихи, которые нравятся многим читателям, постоянно печатаетесь в различных сборниках и часто выступаете с произведениями собственного сочинения на вечерах, то это совершенно не говорит о том, что вы сможете сразу же написать настоящий хит. Песенники находятся немного в ином измерении. Ритм настолько же важен для песенника, как и для обычного поэта. Затем следует рифма. Но в песне может быть банальная или же бедная рифма. Для качественного стихотворения это считается моветоном. Писать песню можно двумя разными способами.
Это лишь базовые основы того, как сочиняются стихи на музыку. На занятиях по курсу музыкальной композиции в Рок-Академии вам подробнее расскажут, как сочинять музыку и песни в различных стилях.
Текст пишется на существующую музыку
Данный способ песенники называют создавать песню «на рыбу». Данный вариант является самым популярным и распространенным. Поэт-песенник получает готовую мелодию с линией голоса или же без нее. Он ее прослушивает и определяет настроение. Затем ему необходимо придумать определенную тему и написать текст. Иногда тема уже заранее задана. Данный вариант действительно идеален. Музыка подсказывает, о чем стоит писать.
Нужно чтобы текст хорошо ложился на музыку. Никаких шероховатостей недолжно быть. Когда песня написана, следует пропеть ее под музыку. Если у вас возникнет желание заменить что-то, то значит необходимо думать еще. Необходимо, чтобы песню было легко петь. Любые речевые спотыкания и труднопроизносимые слова следует исключить. Отличное решение – показать песню знакомому певцу, чтобы он исполнил ее.
Создается текст, а затем на него пишется музыка
Данный вариант более сложный. В этом случае вы получаете неограниченную свободу творчества. Следует просто выбрать предпочтительную тему, определиться со стилем, задать ритм. В процессе написания текста для песни нужно помнить о том, что восприниматься и произноситься он должен предельно просто. Также необходимо, чтобы он был доступен всем слушателям. Хитом может стать лишь та песня, которая посвящена общедоступным проблемам. Тема должна быть понятна любому. Прочувствовать ее должен не только бизнесмен, но и уборщица. Недаром говорится о том, что гениальное всегда очень просто. Стоит избегать в тексте любы терминов, сложных оборотов и логических цепочек. Люди слушают хит для того, чтобы получить определенный заряд эмоций. При этом никто не испытывает ни малейшего желания думать.
Если вы стремитесь написать хит
Стоит слушать песни-хиты. Часто достаточно сложно понять причину, по которой песня стала такой популярной. Но при этом все люди с удовольствием поют ее.
Первое правило – песня должна быть запоминаемой. Часто мы напеваем совсем простые строчки, которые практически ничего не значат. Но у миллионов людей песню «заедает». При этом остальных слов они попросту не знают. Сегодня песни пишутся именно с таким расчетом.
Второе правило – нужно выбрать предложение или словосочетание, которое станет идеальным припевом. Обычно такое словосочетание повторяет название хита. Оно повторяется несколько раз и хорошо запоминается. Перед тем, как начинать писать песню, стоит заняться обязательным поиском такого простого, но вместе с тем гениального словосочетания. Затем вокруг него можно выстраивать уже сам текст.
Третье правило – необходимо затрагивать в песне проблемы и темы, которые понятны абсолютно всем. О любви написано огромное количество песен. Но именно эта тема востребована и популярна во все времена. Она поистине бессмертна.
Это лишь базовые основы того, как создаются хиты. На занятиях по курсу музыкальной композиции в Рок-Академии вам подробнее расскажут, как сочинять музыку и песни.
Инструкция: как написать рок-хит
Фронтмен и автор песен группы Arctic Monkeys Алекс Тернер рассказал изданию Vulture, что нужно делать, чтобы написать текст настоящего рок-хита.
1. Пишите либо очень рано, либо очень поздно
«Текст приходит ко мне либо в первые 15 минут после пробуждения, либо когда я выхожу куда-то среди ночи», — говорит Тернер. Он всегда носит с собой записную книжку, чтобы написать строчку-другую где-нибудь в баре, а на следующий день решить, стоит ли включать ее в песню.
2. Выберите «свое» место
По словам музыканта, большую часть нового альбома “Tranquility Base Hotel & Casino” он написал в Лос-Анджелесе, в комнате, где его никто не мог услышать. «Я никогда не писал песни по дороге куда-нибудь, а последнее, что было написано рядом с водой, вышло отвратительным», — рассказывает Тернер.
Также у музыканта была привычка никогда не сочинять тексты в комнатах выше первого этажа, но альбом “Suck It And See” написан в квартире на пятом этаже. Алекс считает его самым странным из всего творчества группы.
3. Сначала сочините музыку
Тернер признается, что именно звуки помогают ему подобрать слова. «Некоторые думают, что тексты, написанные только чтобы подчеркнуть мелодию — бессмысленны. Я уверен в обратном. Мелодия — это то, что заставляет нас говорить о своем дерьме», — рассуждает музыкант.
4. Работайте над идеей, даже если это занимает много времени
Когда работа переходит в стадию «Как мне довести это до конца?», нужно стараться всеми правдами и неправдами сосредоточиться на тексте. «Я не понимаю тех, кто говорит, что написал песню за 20 минут на пачке сигарет. Несколько моих ранних песен написаны быстро, но не настолько же», — рассказывает Тернер. Музыкант уверен, что настоящий хит требует времени.
5. Играйте с группой
Совет для тех, кто работает не один. Алекс уверен, что работа над песней вместе с другими членами команды выводит работу на новый уровень.
6. Записывайте вашу песню
Если группы нет, можно попробовать записать песню самому. Именно это делал Тернер, когда не было возможность репетировать с товарищами по Arctic Monkeys. Записывая текст, можно услышать, как он звучит на самом деле, а не в вашей голове.
7. Увлекайтесь
Ищите увлекательные идеи во всем и делайте из них песни, строчки, слова. «На шестой песне в альбоме “Tranquility Base Hotel & Casino”, которая называется “Four Out of Five”, есть строчка „поверхность Луны в субботнюю ночь“. Поверхностью Луны друзья называли мой дом в Лос-Анджелесе, где я всё сочинял и записывал. Меня увлекла идея о том, что я нахожусь в открытом космосе, и я просто продолжал снова и снова напевать новую песню. Возможно, я немного увлекся», — рассказывает Тернер.
8. Но всё-таки не слишком увлекайтесь
Нужно быть осторожным и не впихивать в текст слишком много всего, советует музыкант. «У меня есть песня, которую мы не включили в альбом, где в тексте упоминается одновременно Бинг Кросби и Рэнди Ньюман. Я сочинил это и подумал: „Ты не сделаешь это! Выбери одного из них. Просто, блин, успокойся! “. Я не хотел петь песню „с комочками“».
9. Используйте «метод яичницы»
Тернер говорит, что периодически использует «метод яичницы», ссылаясь на оригинальный текст песни “Yesterday” Пола Маккартни. В изначальном варианте в легендарном хите были слова: “Scrambled eggs / Oh my baby how I love your legs” — «Яичница/ О, как мне нравятся твои ноги». Маккартни долго не мог придумать другую, «вменяемую» рифму и выпустить песню. Но однажды ему пришло в голову слово “Yesterday”, и он изменил песню.
Алекс призывает не бояться писать бессмыслицу, а затем придумывать замену словам.
10. Установите себе дедлайн
«Я могу изменять и дополнять текст, пока меня что-нибудь не остановит. Но я доверяю нашему продюсеру, который говорит мне, когда дальнейшая переработка начинает вредить песне. Поэтому у нас есть срок, когда нужно остановиться», — делится музыкант.
11. Позвольте тексту написать себя самому
Тернер поделился историей песни, которая написала «сама себя». По словам музыканта, он просто ехал на заднем сидении такси, в его носу был запах девушки, по которой он тосковал, а в голове названия пабов, мелькающих за окном. В то время Алекс слушал много кантри-композиций, где часто куплеты заканчиваются одинаковой строчкой. Из этого всего сама собой родилась песня “Cornerstone”.
Уроки игры на гитаре, аккорды и ноты для рок-гитары
Одной из основных проблем начинающих рок-групп разных стилей является написание собственных песен, причем не лишь бы каких, а ярких, запоминающихся, качающих и цепляющих произведений. Конечно, можно играть кавер-версии на песни известных коллективов, и, если это и является целью вашей совместной музыкальной деятельности, все что вам нужно – это время, терпение и умение играть на гитаре.
Если же вы решили покорить слушателей собственным творчеством, придется учиться писать песни самостоятельно, и данная статья поможет вам избежать распространенных ошибок, допускаемых начинающими группами при написании собственных песен.
Первое и основное, с чем вам стоит определиться – это цель написания песни. Если вы пишете песню для себя, приготовьтесь к тому, что слушать их будете только вы, ваши родные, кошка и, волею судеб живущие рядом, соседи. В среде молодых исполнителей бытует мнение, что все, ставшие известными, группы писали песни для себя, а затем, как-то, само-собой стали популярными. Не воспринимайте такие разговоры всерьез. Каждая профессиональная группа ориентирована на конкретную аудиторию, на основании запросов которой развивается выбранное направление музыки. С течением времени стилистика рок-группы претерпевает ряд изменений, подвергается различным творческим экспериментам, но категория слушателей остается практически стабильной.
Таким образом, в самом начале творческого пути вам предстоит нелегкий выбор – играть для широкой аудитории или же для небольшого количества «истинных ценителей» искусства. Не стоит кривиться, ибо мы не призываем вас играть «попсу». Любое направление музыки от популярной до тяжелейшего метала, имеет определенное, зачастую немалое, количество благодарных слушателей. В данной публикации мы опишем основные принципы, которые помогут вам написать песню для широкого круга слушателей, и пригодятся независимо от избранного вами музыкального стиля.
Как писать текст песни?
Начнем с языка, на котором вы напишете текст песни. Несмотря на всемирную популярность англоязычных рок-групп, U-rock.com.ua советует в начале творческого пути вашей группы писать тексты песен на том языке, который без труда поймет основная часть ваших слушателей. Скорее всего, такие коллективы, как, например, Metallica, не стали бы столь популярны, в первую очередь в США, пиши они тексты на русском. То же справедливо и в отношении вас.
Даже грамотно написанный на иностранном языке текст песни будет непонятен подавляющему большинству слушателей, не говоря уж о том, что начинающие группы зачастую выступают с аппаратурой, качество звучания которой, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Все это вместе превратит слова вашей песни в непонятную никому тарабарщину и сведет на нет все усилия по написанию текста песни.
Следующий элемент написания текста песни, на который следует обратить внимание – ритмическое отношение гласных букв и основных нот вашей мелодии. Хотя сама по себе мелодия вокала – дело субъективное, явное ее отсутствие навредит песне. Высчитайте опорные ноты вашей мелодии, и приведите текст в соответствие с ними.
Не забывайте о смещении текста по долям музыкального такта. Постоянно повторяющаяся мелодия приедается, попробуйте сместить ритмику с сильной доли такта на слабую. Применяйте пение из затакта. Так же рекомендуем к прочтению статью о том, как научиться писать стихи.
Собственно, смысловая составляющая текста вашей песни остается исключительно на вашей собственной совести. Мы лишь призываем вас отнестись к ней серьезно, чтобы через несколько лет вы не испытывали чувство стыда исполняя песни собственного сочинения.
Несомненно, каждому из нас время от времени западает в голову несколько строчек чьей-нибудь песни, которые мы напеваем – когда вслух, а когда мысленно. Чтобы слушатели запоминали ваш текст, повторяйте его части. Очень хорошо, если повторяемые строки являются еще и названием песни. Здесь вы получаете широкий простор для творчества – пользуйтесь этим.
Далее обратите внимание на мелодическое завершение каждой строчки или двух, в зависимости от мелодии. Не стоит постоянно повторять одну и ту же мелодику в окончании каждой строчки куплета вашей песни. Работая над написанием текста, и мелодией песни, старайтесь варьировать концовки, например, придумайте три и разместите их в следующем порядке: первая, вторая, первая, третья. Еще один распространенный способ разнообразить куплет написанной вами песни: первая, вторая, первая и оригинальный ритмический или мелодический рисунок непосредственно перед припевом.
Также, не стоит забивать голову слушателя десятком гитарных риффов, этим вы только усложните запоминаемость самой песни, и, навряд ли, добавите ей привлекательности. Вполне достаточно трех-четырех риффов на гитаре. Прослушайте несколько песен ваших любимых исполнителей – большинство из них построены именно таким образом.
В противоположность гитарным риффам, когда дело доходит до партии ударных, не стоит жадничать. Количество разных барабанных ритмов должно хотя бы в два раза превышать вариации гитарных или клавишных партий. Экспериментируйте с сильными и слабыми долями такта, темпами и размерами. Не стесняйтесь заимствовать ритмические идеи у представителей других стилей музыки.
Как написать припев песни?
Вы, конечно же, понимаете, что именно здесь придется выложиться по полной, ведь именно припев является самым запоминающимся и узнаваемым элементом песни. Представьте огромный стадион зрителей, увлеченно поющий вместе с вами конкретный припев. Если у вас это получится, то получится и у них. Старайтесь найти такой вариант, который смогут подхватить зрители. На запоминаемость припева также влияет количество его повторений. Именно здесь кроется причина многократного повторения припева любой, мало-мальски, известной «попсовой» песни. Вам необязательно следовать тем же путем. К примеру, используйте модуляцию, повысьте мелодику на тон, другой. Это прозвучит красиво, эмоционально, и, обязательно, запомнится слушателю.
Хорошо, если в вашей песне есть разнообразные мелодичные вставки, проигрыши, соло на гитаре или другом музыкальном инструменте. В то же время, важно знать меру. Сыграв получасовое соло, вы, скорее всего, побежите будить слушателей в зале или же искать их в курилке.
Отправляем песню в ротацию на радио
Очень часто начинающие исполнители слышат отказ, не формат, мол. Естественно, необходимо учитывать направление радиостанции: песню в стиле дез-метал скорее всего не примут на радио, ориентированное на блатные песни.
В то же время, если качество записи хорошее, и стилистика не противоречит звучащей на радио музыке, значит нарушена сама структура композиции – слишком затянуто вступление, соло или же проигрыш, сама песня слишком длинная. Старайтесь не превышать значение в четыре с половиной минуты. Эфирное время на станциях зачастую строго расписано, поэтому крутить вашу пятнадцатиминутную рок-оперу скорее всего не станут.
Конечно, вышеописанные правила носят скорее рекомендательный, чем обязательный характер. Иногда песни становятся хитами случайно, как например «Paranoid» группы Black Sabbath. Альбом уже был готов, потребовалась одна песня, и, в результате, случайно попавшая на пластинку композиция стала хитом мирового масштаба.
В то же время, хочу отметить, что принципы написания песен, которые вы только прочли, являются результатом обобщения многолетнего опыта написания известных песен абсолютно разными музыкантами, играющими в различных направлениях. Поэтому, внимательное и своевременное их применение значительно повысит профессиональный уровень написанных вами песен и, обязательно, пойдет на пользу вам и вашим слушателям! Всех благ!
AllFrets
Как написать убийственную ритм партию?
Привет! Сегодняшний урок посвящен теме написания безбашенных ритм партий, от которых у каждого возникнет желание трясти хаером, пока мозг не расплавится. На самом деле нет никаких правил относительно того, как нужно писать ритм партии, да и вообще песни в целом. Но ни смотря на это каждый (ну и почти каждый) чувствует – вот действительно стоящий трек, а это лишь очередная, пусть и довольно неплохого качества, проходная песня. И тут же хочется вспомнить о тех группах конца восьмидесятых, которые собирали целые стадионы, не выпустив ни одного альбома, а если таковой выходил, то становился как минимум платиновым. И все это благодаря цепляющим рифам и мощному вокалу. Ты, конечно же, знаешь их названия. На их примере, а также на примере более поздних групп мы посмотрим, каким образом создаются действительно убийственные ритм партии.
В действительности – написание песни это творческий процесс. Из абсолютно одинаковых музыкальных идей у двух человек получаться совершенно разные песни. И вполне возможно, что одна из них станет хитом, а вторая затеряется среди тысяч себе подобных.
Первое о чем хочется поговорить это музыкальная теория. И в этот момент некоторые по ту сторону экрана тут же скажут: «Нет! Но ведь многие композиторы, гении рок-музыки, понятия не имели о том, что такое хроматическая гамма или лидийский лад» Все верно! Но верно лишь в том, что они действительно были гениями. И если ты ставишь себя в их ряды, то на кой черт ты вообще читаешь всю эту муть, которую я здесь пишу? 🙂 На самом деле теория музыки очень важна. Знаешь ты ее или нет – она существует вне зависимости от этого. И ее законы, как и законы физики (а ведь они по сути таковым и являются) действуют везде и всегда, несмотря на наши познания о них. Некоторые руководствуются ими инстинктивно, других же инстинкты подводят. В любом случае, будь уверен – ты можешь сочинить трек, который взорвет этот мир, если захочешь! Надо лишь поднапрячь мозги и проштудировать десяток другой страниц, озаглавленных: «Сольфеджио для начинающих». Но это все не относится к теме сегодняшнего урока.
Итак, что же ты можешь использовать для того чтобы твоя ритм партия звучала по настоящему убийственно?
Palm Mute
А если объединить Pulm Mute с фригийским ладом (как в первом и втором примерах) то получится тяжелый, мрачный риф, этот лад ни с чем не спутать!
Синкопы
Синкопа – это перенос акцента с сильной доли на слабую. Используй его для того, чтобы придать своей ритм партии динамику. Послушай, как они звучат, и попытайся придумать что-нибудь похожее.
Как видишь, даже великий и ужасный Элис Купер использовал их.
Рваный ритм !
О, здесь ты можешь как следует поэкспериментировать. В этом плане вариантов усовершенствования твоей ритм-партии – бесконечное множество. Но все же не перестарайся иначе она превратиться в нечто неудобоваримое.
Ты можешь добавлять в такт лишние доли или убирать их, чтобы придать своей партии оттенок прогрессивности.
Брейкдауны!
Грамотный брэйкдаун (т.е. попросту перерыв между строками песни или еще чем-нибудь, заполненный башнесносящим риффом) звучит просто потрясающе. Вот тебе несколько музыкальных идей для размышления.
Хроматические ходы!
Суть в том, чтобы использовать все возможные ноты подряд, не обращая внимание на гамму, в которой ты играешь. Это еще один отличный способ разнообразить ритм партию. Да что тут говорить, Николай Римский-Корсаков целую композицию сочинил, используя только их, и она стала всемирно известной! В первом примере два хроматических хода, попробуй услышать их оба. Второй пример ты уже слышал раньше. Как видишь, можно комбинировать различные приемы усовершенствования ритм партии, для того чтобы превратить ее в шедевр. Последний пример – это кавер известной группы на известную композицию. Здесь хроматические ходы придает треку совершенно неповторимую атмосферу.
Искусственные флажолеты!
Что тут сказать? Умело и к месту сыгранный искусственный флажолет способен придать даже самой унылой ритм партии драйва. А из мощной – он сотворит шедевр, в чем ты сейчас и убедишься.
Натуральные флажолеты!
Вот несколько ритм партий, в которых натуральным флажолетам отведена не последняя роль.
Используй грязные слайды!
На мой взгляд, грязных слайдов не бывает много. Иногда они даже не выходят на первый план, но обязательно предваряют хорошую ритм партию.
Восьмые и шестнадцатые!
Первые играются даунстроком, т.е. только ударами вниз, вторые – переменным штрихом. При этом звучание риффа кардинально меняется. Рифф, сыгранный даунстроком более акцентированный (примеры ты можешь увидеть выше, в абзаце про Palm Mute ). В свою очередь риффы с шестнадцатыми нотами придают динамику всей композиции, они более быстрые.
Аккорды!
Аккорды – это огромное поле для деятельности, на котором твоя фантазия не должна знать границ. Используй арпеджио, гармонизируй аккорды, обыгрывай аккорды и делай с ними все, что только придет тебе в голову.
Kill Switch!
Еще больше примеров его использования ты сможешь найти в треках Бакетхеда и Тома Морелло.
Вот, пожалуй, и все, о чем я хотел рассказать в этом уроке. Надеюсь, мне удалось навести тебя на пару идей. Помни также, что ритм партия – это не только ритм гитара. Это еще и бас и ударные. Постоянно экспериментируй с ними, как впрочем, и со всеми остальными инструментами. Тогда твои песни приобретут уникальное, неповторимое звучание. Удачи!
Инструкция: как написать рок-хит
Фронтмен и автор песен группы Arctic Monkeys Алекс Тернер рассказал изданию Vulture, что нужно делать, чтобы написать текст настоящего рок-хита. Перевод опубликовал журнал «Нож».
1. Пишите либо очень рано, либо очень поздно
«Текст приходит ко мне либо в первые 15 минут после пробуждения, либо когда я выхожу куда-то среди ночи», — говорит Тернер. Он всегда носит с собой записную книжку, чтобы написать строчку-другую где-нибудь в баре, а на следующий день решить, стоит ли включать ее в песню.
2. Выберите «свое» место
По словам музыканта, большую часть нового альбома “Tranquility Base Hotel & Casino” он написал в Лос-Анджелесе, в комнате, где его никто не мог услышать. «Я никогда не писал песни по дороге куда-нибудь, а последнее, что было написано рядом с водой, вышло отвратительным», — рассказывает Тернер.
Также у музыканта была привычка никогда не сочинять тексты в комнатах выше первого этажа, но альбом “Suck It And See” написан в квартире на пятом этаже. Алекс считает его самым странным из всего творчества группы.
3. Сначала сочините музыку
Тернер признается, что именно звуки помогают ему подобрать слова. «Некоторые думают, что тексты, написанные только чтобы подчеркнуть мелодию — бессмысленны. Я уверен в обратном. Мелодия — это то, что заставляет нас говорить о своем дерьме», — рассуждает музыкант.
4. Работайте над идеей, даже если это занимает много времени
Когда работа переходит в стадию «Как мне довести это до конца?», нужно стараться всеми правдами и неправдами сосредоточиться на тексте. «Я не понимаю тех, кто говорит, что написал песню за 20 минут на пачке сигарет. Несколько моих ранних песен написаны быстро, но не настолько же», — рассказывает Тернер. Музыкант уверен, что настоящий хит требует времени.
5. Играйте с группой
Совет для тех, кто работает не один. Алекс уверен, что работа над песней вместе с другими членами команды выводит работу на новый уровень.