Главная » Правописание слов » Как написать слово слышать

Слово Как написать слово слышать - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

«СлышИшь» или «слышЕшь», как правильно пишется?

Cлово «слы­шишь» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «и» в без­удар­ном окон­ча­нии гла­го­ла.

Чтобы понять, поче­му пра­виль­но пишет­ся «слыш и шь», а не «слыш е шь», нач­нем с опре­де­ле­ния части речи, к кото­рой при­над­ле­жит ана­ли­зи­ру­е­мое сло­во.

Часть речи слова «слышишь»

Ты слы­шишь этот гром­кий дет­ский смех? (Ольга Пахомова).

Это сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос: что дела­ешь? По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам выяс­ним, что это гла­гол в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни. Поставив уда­ре­ние, убе­дим­ся, что удар­ным явля­ет­ся глас­ный кор­ня. Оставшись в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции без уда­ре­ния, неяс­но слы­шит­ся глас­ный окон­ча­ния:

слы́ш и шь — корень/окончание.

Делаем вывод, что орфо­гра­фи­че­ская про­бле­ма состо­ит в напи­са­нии без­удар­но­го лич­но­го окон­ча­ния фор­мы гла­го­ла.

Правописание слова «слышишь»

Чтобы пра­виль­но напи­сать это сло­во, выбрать в окон­ча­нии бук­ву «и» или «е», при­ме­ним сле­ду­ю­щий без­оши­боч­ный алго­ритм:

выяс­ним мор­фем­ный состав сло­ва и поста­вим уда­ре­ние; 2.

уста­но­вим началь­ную фор­му (инфи­ни­тив); 3.

по неопре­де­лён­ной фор­ме опре­де­лим спря­же­ние гла­го­ла; 4.

в соот­вет­ствии со спря­же­ни­ем пра­виль­но выбе­рем без­удар­ное лич­ное окон­ча­ние;

Интересующее нас сло­во име­ет началь­ную фор­му — инфи­ни­тив «слы­шать». Обратим вни­ма­ние на конеч­ное -а-ть, кото­рое чаще все­го отме­ча­ет­ся в соста­ве гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, напри­мер:

Слово «слы­шать», несмот­ря на конеч­ное -а-ть, вхо­дит в спи­сок глаголов-исключений:

Если вы обла­да­е­те даром слы­шать музы­ку тек­ста, вы пой­мё­те, что в каж­дой напи­сан­ной строч­ке есть музы­ка (Артур Конан Дойл. Сквозь вол­шеб­ную дверь).

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся этот гла­гол по лицам и чис­лам (спря­га­ет­ся):

Спряжение гла­го­ла «слы­шать»

я слыш-у — мы слыш- и м

ты слыш- и шь — вы слыш- и те

он слыш- и т — они слыш- а т

Теперь вполне обос­но­ван­но выбе­рем пра­виль­ное напи­са­ние нуж­но­го нам сло­ва «слы­шишь».

Форма гла­го­ла «слы­шит» пра­виль­но пишет­ся с без­удар­ным окон­ча­ни­ем -ит.

Есть вол­шеб­ные сло­ва:
Скажешь сло­во — слы­шишь два

Через неко­то­рое вре­мя понял, что слы­шит неисто­вый топот лоша­ди­ных копыт, с едва раз­ли­чи­мы­ми выкри­ка­ми людей и уда­ра­ми желе­за об желе­зо (Влад Менбек).

Источник

СлышИшь или слышЕшь, как правильно пишется?

Cлово «слы­шишь» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «и» в без­удар­ном окон­ча­нии глагола.

Чтобы понять, поче­му пра­виль­но пишет­ся «слыш и шь», а не «слыш е шь», нач­нем с опре­де­ле­ния части речи, к кото­рой при­над­ле­жит ана­ли­зи­ру­е­мое слово.

Часть речи слова «слышишь»

Ты слы­шишь этот гром­кий дет­ский смех? (Ольга Пахомова).

Это сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос: что дела­ешь? По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам выяс­ним, что это гла­гол в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни. Поставив уда­ре­ние, убе­дим­ся, что удар­ным явля­ет­ся глас­ный кор­ня. Оставшись в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции без уда­ре­ния, неяс­но слы­шит­ся глас­ный окончания:

слы́ш и шь — корень/окончание.

Делаем вывод, что орфо­гра­фи­че­ская про­бле­ма состо­ит в напи­са­нии без­удар­но­го лич­но­го окон­ча­ния фор­мы глагола.

Правописание слова «слышишь»

Чтобы пра­виль­но напи­сать это сло­во, выбрать в окон­ча­нии бук­ву «и» или «е», при­ме­ним сле­ду­ю­щий без­оши­боч­ный алгоритм:

выяс­ним мор­фем­ный состав сло­ва и поста­вим ударение;

уста­но­вим началь­ную фор­му (инфи­ни­тив);

в соот­вет­ствии со спря­же­ни­ем пра­виль­но выбе­рем без­удар­ное лич­ное окончание;

Интересующее нас сло­во име­ет началь­ную фор­му — инфи­ни­тив «слы­шать». Обратим вни­ма­ние на конеч­ное -а-ть, кото­рое чаще все­го отме­ча­ет­ся в соста­ве гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, например:

Слово «слы­шать», несмот­ря на конеч­ное -а-ть, вхо­дит в спи­сок глаголов-исключений:

Если вы обла­да­е­те даром слы­шать музы­ку тек­ста, вы пой­мё­те, что в каж­дой напи­сан­ной строч­ке есть музы­ка (Артур Конан Дойл. Сквозь вол­шеб­ную дверь).

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся этот гла­гол по лицам и чис­лам (спря­га­ет­ся):

Теперь вполне обос­но­ван­но выбе­рем пра­виль­ное напи­са­ние нуж­но­го нам сло­ва «слы́шишь».

Есть вол­шеб­ные слова:
Скажешь сло­во — слы́шишь два

Через неко­то­рое вре­мя понял, что слы­шит неисто­вый топот лоша­ди­ных копыт, с едва раз­ли­чи­мы­ми выкри­ка­ми людей и уда­ра­ми желе­за об желе­зо (Влад Менбек).

Источник

Значение слова «слышать»

1. также с придаточным дополнительным и без доп. Различать, воспринимать слухом (издаваемые, производимые кем-, чем-л. звуки). Слышать стук. Слышать крик. Слышать смех.[Надя:] Вот слышите, в роще соловей поет. А. Островский, Воспитанница. | О восприятии речи, ее содержания. Слышать похвалы. Слышать возражения.Тяжело было ей слышать суровые слова отказа. Чернышевский, Русский человек на rendez-vous. — Ай да новичок! — слышал он сзади себя одобрение. Помяловский, Очерки бурсы.

2. (сов. нет) без доп. Обладать слухом (в 1 знач.). Он уже плохо видел, нетвердо ступал, неясно слышал. Герцен, Долг прежде всего. — Звать будешь — кричи громче, я плохо слышу! Грибачев, Рассказ о первой любви.

3. также о ком-чем, про кого-что или с придаточным дополнительным. Иметь какие-л. сведения, знать (по разговорам, слухам и т. п.). — Я слышал, что хотят ляхи строить какую-то крепость. Гоголь, Страшная месть. [Вожеватов:] Слышали новость, Мокий Парменыч? Лариса Дмитриевна замуж выходит. А. Островский, Бесприданница. — Обычно все коренные жители так или иначе знают друг друга. Во всяком случае, слышали друг о друге. Катаев, Катакомбы.

4. также с придаточным дополнительным. Разг. Распознавать путем ощущения; ощущать. 147 Слышать запах.Она слышала в себе движение новой жизни. Л. Толстой, Анна Каренина. Он не слышал, как его толкнули справа, слева. А. Н. Толстой, Эмигранты. || перен. Чувствовать, ощущать, замечать. Слышит душа многое, а пересказать или написать ничего не умею. Гоголь, О лиризме наших поэтов. В книгах я часто слышал чувство писателя, его гнев, радость. М. Горький, В людях.

5. Разг. Распознавать чутьем (о животных); чуять. Пес бежит сторонкой, нюхает, Поминутно слышит дичь. Н. Некрасов, Коробейники.

6. 2 л. наст. вр. слы́шишь (слы́шите). Разг. Употребляется для подчеркивания сказанного, настоятельного указания на что-л. — Помни же, Александр, что у тебя есть дядя и друг — слышишь? И. Гончаров, Обыкновенная история. [Лидия:] Через десять минут чтобы все было! Слышите, что я говорю! Иначе я вас пускать не велю. А. Островский, Бешеные деньги.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СЛЫ’ШАТЬ, шу, шишь, несов. 1. (сов. услышать) кого-что. Воспринимать слухом (производимые чем-н. звуки). Я вас не слышу, говорите громче. Слышу ли голос твой, звонкий и ласковый. Лермонтов. Нынче первый мы слышали гром. Фет. Раз ночью сидим мы и слышим: музыка плывет по степи. М. Горький. Слышал звон, да не знает, где он. Поговорка. 2. без доп. Обладать слухом. Одно ухо у него не слышит. Он одним ухом не слышит. 3. (сов. услышать) что, о ком-чем, про кого-что и с союзом «что», «будто», «как» и т. п. Обладать какими-н. сведениями о ком-чем-н., знать. — Ты слышал? — Что? — Об Чацком? — Что такое? Грибоедов. Я слышал, будто для певца всего нужнее дарованья. Баратынский. Он не слышал этой новости. И ты повторяешь слышанное от других! Гончаров. 4. (сов. услышать) перен., что и с союзом «что», «будто», «как» и т. п. Замечать, чувствовать. Девка и не слышала, как укололась до крови. Некрасов. Удильщик слышит, когда рыба клюнет. Даль. 5. 2 л. наст. вр. слышишь (слышите) употр. также для подтверждения сказанного, настоятельного указания. Приходите к нам в восемь часов, слышите, непременно. Тургенев. ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

слы́шать

1. неперех. обладать способностью воспринимать звуки, иметь слух ◆ Недавние электрофизиологические исследования слуха черепах показали, что они отлично слышат в диапазоне низких частот.

3. прост. воспринимать запахи, обонять ◆ Проходя перед хижинами галласов, слышишь запах ладана, их любимого куренья. Н. С. Гумилев, «Африканский дневник», 1913 г. (цитата из НКРЯ) ◆ …Помню, что нос мой несколько раз натыкался на чьи-то ляжки, что в рот мне попадал чей-то сюртук, что вокруг себя со всех сторон я слышал присутствие чьих-то ног, запах пыли и violette, которой душился St.-Jerome. Лев Толстой, «Отрочество», 1854 г.

4. перен. получать информацию о ком- чём-либо, узнать по разговорам, слухам и т. п. ◆ Я слышал, будто для певца // Всего нужнее дарованья. Баратынский, «К-ву: Ответ», 1821–1827 г. (цитата из НКРЯ)

6. 2 л наст. вр. употребляется также для подтверждения сказанного, настоятельного указания ◆ ― Приходите к нам в восемь часов, слышите, непременно. Тургенев, «Первая любовь», 1860 г.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова балочный (прилагательное):

Источник

То есть правильно: слышит, слышишь.

Правильно писать данное выражение следует так: «он слышит«.

Слово посоленный пишется с двумя нн. Это прилагательное. Найдём корень этого слова,подобрав проверочное слово,-это соль. Значит енн это будет суффиксом, а в таком суффиксе, как мы знаем,пишутся две нн.

Слово «научился» означает действие, а потому оно является глаголом. Теперь нам нужно вспомнить правило, которое гласит, что с отрицательной частицей «не» глаголы пишутся в два слова.

Однако существуют глаголы-исключения, которые без частицы «не» не употребляются:

Среди приведенных слов нашего глагола нет, поэтому будем прописывать глагол «научился» с частицей «не» раздельно: «не научился».

Если ты в школе не научился быть дисциплинированным и собранным, то в дальнейшей жизни тебе будет трудно.

В детстве я долгое время занимался с преподавателем по вокалу, но чисто петь так и не научился.

С детства мы знакомимся с добрыми сказочными героями, например, с Доктором Айболитом, Белоснежкой, Золушкой, Иваном-царевичем, Василисой Премудрой. Да не только среди сказочных героев много добрых персонажей. Меня окружает очень много добрых людей. Некоторые из них обладают этим качеством в бОльшей мере, чем большинство добрых людей.

И тогда я употребляю прилагательное пр*добрый или добрый-пр*добрый.

Какую же приставку следует приставить к прилагательному добрый в этом случае? Возможны следующие способы проверки.

1) Определить значение слова с приставкой.

2) Замена слова сочетанием его с каким-либо другим словом, придающим ему значение, указанное в пункте 1).

Например, используем слова очень, самый. Добрый => очень добрый, самый добрый => ПРЕДОБРЫЙ.

Обычно такое слово широко употребляется в разговорной речи, как и полпервого, полчетвёртого, полседьмого. полдвенадцатого. По нормам же литературной речи употреблять следует вместо слов с частью «пол» сочетания со словом половина: половина четвёртого, половина двенадцатого и т.п..

Это особая группа сложных существительных с первым компонентом «пол»­, и склоняются такие существительные

по-особому. Вернее даже будет сказать, что они, как правило, не изменяются по падежам: во всех падежах (от именительного до предложного) имеют неизменяемую форму именительного падежа. Исключением является только форма падежа дательного, которая может иметь и вариантную форму, но это просторечная форма.

В заданных предложениях существительное «полшестого» как раз употреблено с предлогом к, требующим падежа дательного. В этом падеже можно использовать оба предложенных варианта: и «приду к полшестого» (литературный вариант) и «приду к полшестому» (вариант просторечный). Принципиальной ошибки в этом случае не будет.

Источник

То есть правильно: слышит, слышишь.

Правильно писать данное выражение следует так: «он слышит«.

Слово посоленный пишется с двумя нн. Это прилагательное. Найдём корень этого слова,подобрав проверочное слово,-это соль. Значит енн это будет суффиксом, а в таком суффиксе, как мы знаем,пишутся две нн.

Слово «научился» означает действие, а потому оно является глаголом. Теперь нам нужно вспомнить правило, которое гласит, что с отрицательной частицей «не» глаголы пишутся в два слова.

Однако существуют глаголы-исключения, которые без частицы «не» не употребляются:

Среди приведенных слов нашего глагола нет, поэтому будем прописывать глагол «научился» с частицей «не» раздельно: «не научился».

Если ты в школе не научился быть дисциплинированным и собранным, то в дальнейшей жизни тебе будет трудно.

В детстве я долгое время занимался с преподавателем по вокалу, но чисто петь так и не научился.

С детства мы знакомимся с добрыми сказочными героями, например, с Доктором Айболитом, Белоснежкой, Золушкой, Иваном-царевичем, Василисой Премудрой. Да не только среди сказочных героев много добрых персонажей. Меня окружает очень много добрых людей. Некоторые из них обладают этим качеством в бОльшей мере, чем большинство добрых людей.

И тогда я употребляю прилагательное пр*добрый или добрый-пр*добрый.

Какую же приставку следует приставить к прилагательному добрый в этом случае? Возможны следующие способы проверки.

1) Определить значение слова с приставкой.

2) Замена слова сочетанием его с каким-либо другим словом, придающим ему значение, указанное в пункте 1).

Например, используем слова очень, самый. Добрый => очень добрый, самый добрый => ПРЕДОБРЫЙ.

Обычно такое слово широко употребляется в разговорной речи, как и полпервого, полчетвёртого, полседьмого. полдвенадцатого. По нормам же литературной речи употреблять следует вместо слов с частью «пол» сочетания со словом половина: половина четвёртого, половина двенадцатого и т.п..

Это особая группа сложных существительных с первым компонентом «пол»­, и склоняются такие существительные

по-особому. Вернее даже будет сказать, что они, как правило, не изменяются по падежам: во всех падежах (от именительного до предложного) имеют неизменяемую форму именительного падежа. Исключением является только форма падежа дательного, которая может иметь и вариантную форму, но это просторечная форма.

В заданных предложениях существительное «полшестого» как раз употреблено с предлогом к, требующим падежа дательного. В этом падеже можно использовать оба предложенных варианта: и «приду к полшестого» (литературный вариант) и «приду к полшестому» (вариант просторечный). Принципиальной ошибки в этом случае не будет.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать слово слышать, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать слово слышать", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать слово слышать:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн словарь однокоренных слов русского языка.
Спряжение гла­го­ла «слы­шать»