Одной из самых распространённых проблем гитаристов при сочинении соло является нехватка идей. Непонятно, что именно играть дальше, ведь хочется сделать соло ярким и запоминающимся. Преподаватель Том Хесс на своём сайте рассказал, как легко и быстро придумывать гитарные соло и улучшить навыки импровизации, отказавшись от вопроса «Что играть?». С разрешения автора SAMESOUND приводит адаптированный перевод заметки.
Очень часто гитаристы, придумывающие гитарные соло, сталкиваются с нехваткой идей для сочинения партии. Причин тому, как мне кажется, две:
Долгосрочное решение проблемы поиска идей для сочинения соло требует смены мышления. Для начала перестаньте думать о том, как вы запилите что-то дикое и невероятное, что запомнится всем и каждому. Соло далеко не всегда история про скорость и сложность.
Примите тот факт, что яркое и запоминающееся соло ≠ сложное и насыщенное соло. Всё-таки исполнение важнее содержания.
Перестроить мышление поможет принцип получения большего от каждого известного вам гитарного соло. Благодаря этому принципу можно придумывать более интересные партии и улучшить общее звучание без глубокого изучения нового материала.
Чтобы выжать максимум пользы из уже изученного материала, достаточно соблюдать простой алгоритм:
Найдите бэк-трек в любой тональности. Главное правило здесь — комфортность игры. В качестве бэк-трека можно придумать свою минусовку или скачать готовый бэк-трек в одном из соответствующих каталогов.
Вспомните любой отрывок из гитарного соло, которое вы изучали ранее. Желательно, чтобы отрывок был коротким и несложным для игры. Не прыгайте выше головы, пусть фраза будет в пределах ваших технических возможностей игры на гитаре.
Включите бэк-трек и играйте выбранную ранее гитарную фразу. Сыграв отрывок в первый раз под минус, не спешите изобретать совершенно новый пассаж. Для начала повторите фразу ещё несколько раз, а затем сыграйте её вариацию. Именно вариацию — фраза должна содержать небольшие изменения в нотах, но при этом оставаться собой.
Создать вариацию можно одним из следующих способов:
Придумайте как минимум десять вариантов оригинального отрывка соло. Понятно, что в настоящем соло вы вряд ли когда-либо будете играть одну и ту же фразу в десяти вариациях, но цель здесь в другом. Я хочу, чтобы вы прошли через процесс исследования возможностей, доступных вам прямо сейчас.
Конечно, в реальном гитарном соло вы вряд ли будете играть один и тот же лик 10-ю похожими способами, но здесь я хочу, чтобы вы прошли через этот процесс намеренно и исследовали больше возможностей для импровизации, доступных вам на данный момент.
После того, как одна из фраз будет сыграна во всех возможных и доступных вам вариациях, переходите к следующей. Можно взять ещё одну фразу из того же соло, откуда взялся первый отрывок, можно вспомнить другую партию.
Повторите все действия, начиная с третьего шага. Играйте оригинальную партию, придумывайте вариации, используя новую ритмику или различные украшательства.
Предложенный алгоритм отличается от того, как большинство гитаристов придумывают партии соло-гитары или импровизируют. Вариации — один из самых действенных способов украсить партии, сделать их интереснее. Вместо того, чтобы впихнуть в свою импровизацию как можно больше разнообразных и несвязанных по смыслу фраз, можно обыгрывать основные идеи партии с помощью ритма, других интервалов или приёмов звукоизвлечения.
Предложенный мной метод позволяет получить больше из меньшего. Чтобы соло заиграло новыми красками и при этом не распухло от ненужных нот, достаточно чаще думать о том, как именно извлечь тот или иной звук. Можно не быть самым быстрым гитаристом в мире, но при этом придумывать и исполнять великолепные соло и яркие запоминающиеся импровизации только за счёт знания приёмов звукоизвлечения и умения грамотно их применить.
Кто-то решит, что описанный метод слишком прост, чтобы быть эффективным. Судить вам, но моя практика показывает, что он и прост, и эффективен одновременно. Я рассказывал его многим своим ученикам и спустя некоторое время все они значительно улучшили свои навыки импровизации и стали придумывать более интересные соло. Попробуйте и вы.
Цель большинства музыкантов состоит в том, чтобы создавать насыщенные и выразительные композиции, чьё звучание покоряло бы слушателей. И в этом деле нет почти ничто не поможет лучше гитарного соло. Сделать акцент, усилить звук, рассказать целую историю одной сольной партией – всё это под силу гитаристу, владеющему этой техникой. Она не простая и за свои достоинства требует усидчивости, упорства и огромного количества практики.
Гитарное соло – это отрывок, часть или музыкальная композиция целиком, написанная для гитары. Зачастую гитарные соло содержат импровизацию. Они могут как сопровождаться другими инструментами ансамбля, так и нет.
Многие музыканты полагают, что соло – главная часть песни. Нельзя утверждать, что это так, но эта позиция не лишена смысла. За короткое время соло способно значительно усилить эмоциональную окраску композиции –сделать её более грустной и мелодичной или, наоборот, живой и динамичной.
Чаще всего сольная партия исполняется отдельно от основной темы на основе текущей композиции. Гитара, отойдя от базовых ритмов, переходит на исполнение индивидуальной партии, что чаще всего происходит после второго куплета, перед третьим.
Считается, что видов сольного исполнения так же много, как исполнителей, поскольку каждый музыкант наделяет своё соло неповторимым почерком и оттенком. И всё, обобщив, можно выделить несколько основных типов.
Пассаж – типичен для рока и исполнения в акустическом стиле. Не ограничен определенным нотным рисунком, музыкант получает полную свободу выражения чувств через инструмент и волен импровизировать.
Многие молодые гитаристы начинают более детально изучать вопрос о том, как играть соло на гитаре, именно после прослушивания пассажей. И причина тому то, что пассаж является наиболее ярким, характерным и самостоятельным видом соло. Такие партии, не основанные на каких-то элементах композиции, существуют как бы параллельно с основной мелодией и рассказывают какую-то свою историю, которую хочет донести музыкант.
Именно пассажи завоёвывают наибольшую популярность, их заучивают отдельно, и композиции с пассажами получают больше любви слушателей, становятся визитными карточками альбомов и исполнителей. Особенно часто пассажи встречаются в творчестве классического американского рока и металла, у таких групп, как The Who, Pink Floyd, Metallica и многих других.
Пассажи – это настоящее искусство, поэтому их справедливо считают вершиной мастерства. Их создатели имеют за плечами не только огромный багаж опыта и практики, но и умение тонко чувствовать и понимать музыку во всех нюансах и особенностях.
Атональный – характерен для треш-стилей (Grindcore, блэк-метал). Его предназначение в усилении агрессии, свирепости, в том, чтобы «резать» слух.
Атональные соло на первый взгляд могут показаться абсолютно пустыми и раздражающими, но правда заключается в том, что они специально созданы таким образом. Это довольно занимательный тип партий, основывающийся на общей тональности композиции. Соло специально подстроено таким образом, чтобы слушателю казалось, что оно двигаются в разнобой относительно основной мелодии.
Мелодичный – партия строится на основании песни, при этом несколько изменяется стиль звучания. Встречается в некоторых композициях «Кино».
Мелодические соло является самыми популярными и распространенными. Их основа – это музыкальный рисунок конкретной композиции. И соло, как правильно подчеркивают её, раскрывая какие-то новые грани и оттенки. Главное достоинство мелодических соло состоит в том, что они максимально гармонично вплетаются в структуру песни.
Музыкальная теория не даёт чёткого описания структуры гитарного соло. Этого попросту и быть не может. Исполнение соло предполагает выражение чувств и эмоций через инструмент, оно должно литься из самой души, а не строиться по формальным законам.
Правил исполнения гитарного соло не существует. Это полная свобода творчества, позволяющая музыканту исполнять то, что он хочет и как хочет.
Исполнять сольные партии возможно практически на любом инструменте – бас-гитара, акустика, электрогитара. Большую мелодичность обеспечивает акустический инструмент, большую мощь и агрессию – электрогитара.
Главное – четко знать, что и как передать слушателю, уметь чувствовать мелодию, ритм, передавать эмоции через музыку.
И, конечно, владеть техникой исполнения. Здесь можно смотреть урок для начинающих, в котором помогут с этим.
Чтобы научить исполнять соло самостоятельно, следует начать с подготовки. В частности – с теории. Пускай как таковых правил именно для соло партий не существует, основы музыкальной теории никто не отменял. Сюда относятся:
Это изрядно упрощает импровизацию и, как следствие, создание пассажей.
В целом научиться гитарному соло можно и путём обычной практики. Научиться придумывать сольные пассажи, играя слух – можно. Для этого просто понадобиться выучить множество музыкальных фраз. Однако это более долгий и трудоёмкий путь, который с большой долей вероятности может привести к тупику. Преодолеть этот тупик поможет только теория.
Вторая важная вещь при подготовке – техника. Основные её моменты заключаются в следующем:
Это базовые принципы игры на гитаре, которые необходимо освоить перед тем, как приступать к освоению искусства сольных партий. Отработка движений строится на систематическом повторении, поэтому от начинающего требуется недюжинное усердие. Неплохо поможет разобраться в технике разбор различных известных песен.
Играют при помощи пальцев или медиатора. С последним звучание становится более звонким, но требуется определённая сноровка. Отдельное время придётся потратить на то, чтобы правильно орудовать медиатором, потом рекомендуют начинать обучение с работы пальцами.
Гамма – это сочетание семи нот, дающее тональность или необходимый лад. Разделяются на боксы, аккорды, музыкальные интервалы. Впоследствии из последовательности нот получается мелодия.
Начинающему соло-гитаристу в первую очередь рекомендуется осваивать боксы и гаммы. Подробные схемы и таблицы можно найти в интернете.
Внимание! Важно первоначально ознакомиться с теоретической частью. Без банального представления о том, что такое ноты, обойтись нельзя.
Табулатуры – нотная грамота гитаристов. Жизненно необходимо научиться читать табы. Большая часть уроков, композиций, примеров записаны посредством табулатурных обозначений.
После освоения боксов следует практика на аккордах. Рекомендуется практиковаться на закольцованных соло-композициях. Это небольшие аудиодорожки с последовательно записанными аккордами разной тональности. Если включить их, получится аккомпанемент, под который можно начать исполнять соло.
Обучение игре соло на просто уровне не требует немного:
Играть соло на любой гитаре начинают с вышеупомянутого упражнения, затем переходят к обратному порядку. Так тренируется точность, чёткость и «чистота». При игре наи электрогитаре особенно важно играть чисто, в противном случае звучание оставит желать лучшего. Отработка требует большого количества времени, и без полной уверенности в базовых вещах нельзя переходить к усложнениям.
Правая рука – основная. Левой необходимо научиться бегло перемещаться пальцами по грифу. От скорости и четкости движений зависит темп игры, общее звучание, сложность проигрываемых мелодий. Рекомендуется также разминаться на простых упражнениях перед чем-то сложным и уделять этому хотя бы двадцать минут, а лучше – час.
Новичкам подойдут простые по мелодичности песни. Подобрать подходящую по интересу будет просто. Например:
Популярные песни, чьё звучание на слуху. Играть их совсем несложно.
Обучение исполнению гитарного соло – процесс немногим сложнее изучения начальных шагов при игре на гитаре. Мастерство в этом деле достигается с помощью постоянной практики, упорства, терпения и желания добиться успеха.
Очевидно, что сыграть полнометражное произведение технически гораздо сложнее, чем какие-либо короткие фрагменты (при приблизительно равной степени сложности материала). В свою очередь, неоспорим тот факт, что сыграть музыкально осмысленный фрагмент существенно сложнее, чем продемонстрировать под клик отдельные виды техник, используемых в нем, хотя многие этого не понимают.
Однако, если речь идет о творчестве, то зачастую придумать короткое и при этом музыкально содержательное соло под конкретный минус бывает сложнее, чем написать полнометражную композицию. Мало того, что разные минусовки «обязывают» подстраиваться под них стилистически, так еще и никто не отменял ограничения во времени. Вот есть, к примеру, 40 секунд — хоть тресни, надо уложиться и «сказать» все, что хотел за эти 40 секунд, если конечно, есть, что «сказать».
С моей точки зрения, лучшее соло на гитаре в составе композиции — это своего рода песня в песне. За примерами далеко ходить не надо: соло Brian May из Bohemian Rhapsody, Jimmy Page из Stairway to Heaven, Randy Rhoads из Crazy Train, Slash из Sweet Child O’ Mine и др. Думаю, никто не будет спорить с тем, что вышеперечисленные гитаристы сыграли одни из лучших гитарных соло всех времен. И все эти соло представляют из себя вполне сформированную запоминающуюся композицию. Пусть небольшую, но композицию, находящуюся при этом в составе песни.
В этой статье я хочу поделиться тем, как я придумываю соло на электрогитаре. Для этого в качестве примера возьмем абстрагированный от какого-либо произведения, довольно симпатичный, но при этом совершенно обыкновенный минус (желающие могут его скачать):
Такого рода минусовки я обычно делю на две части: «мелодическую» и «шредовую». Названия, конечно же, носят символический характер, в той же «шредовой» части абсолютно не обязательно безбашенно нарезать пассажи 32-ми нотами, свиповать, тэппить и пр.
В основе «мелодичной» части, по логике вещей, должна лежать слушабельная, запоминаемая и напеваемая мелодия. На мой взгляд, лучшие гитарные соло отвечают этим требованиям. Послушайте, к примеру, соло John Petrucci из песни Another Day (Dream Theater) — невероятно красивое соло, слушая которое так и хочется подпеть. Поэтому лично я являюсь сторонником того, что мелодия должна придумываться именно голосом, т.к. это существенно повышает вероятность ее соответствия трем вышеназванным требованиям. Если же придумывать гитарой, то существует риск оказаться в ловушке ранее выученных фраз. Эти фразы совсем не обязательно «не в кассу», но они, совершенно точно, не будут новыми. А придумывание голосом увеличивает шансы на изобретение каких-то нестандартных для себя (собственноручно ранее не использованных) мелодических ходов.
Именно поэтому, работая над «мелодичной» частью, я откладываю гитару в сторону, включаю минусовку и просто напеваю на нее, что в голову взбредет. Появилась какая-то идея — беру в руки гитару и «перекладываю» на нее то, что только что напел голосом. После этого насыщаю фразу мелизматикой, характерными для гитары фишками (форшлаги, рывки, бенды, слайды, вибрато и пр.) и развиваю ее. В качестве примеров, приведу несколько своих соло, мелодии которых были придуманы именно голосом (в разных соло «мелодичная» часть располагается по-разному, как правило, либо в начале, либо в середине).
В «шредовой» же части в первую очередь эксплуатируется «словарный запас» гитариста, в который входят разученные им в ходе съема различных произведений фразы или же собственные «изобретения». Однако «шредовая» часть, конечно же, не должна превращаться в наглую и бездумную эксплуатацию выученных когда-то фрагментов. Сами клише ни в коем случае не возбраняются, но их обязательно надо адаптировать под конкретную ситуацию, а не пихать в одном и том же варианте, где попало.
В качестве примера использования «словарного запаса», основывающегося на различном материале, могу привести мое Reason Solo. Оно записано в 2012 году и на тот момент я вдоволь заслушивался Andy Timmons, снимал партии Nuno Bettencourt из композиции Extreme — Comfortably Dumb и кайфовал от одного из соло May Lian, которое было для меня отчасти эталоном. Влияние всех вышеперечисленных музыкантов можно услышать в Reason Solo не вооруженным ухом.
1. Фраза Andy Timmons из Cry For You (0.00 — 0.09 в Licks from Reason Solo) присутствует и в моем соло (0.06 — 0.11 в Reason Solo)
2. Фраза May Lian в одном из его соло (0.10 — 0.17 в Licks from Reason Solo) также использовалась в Reason Solo, правда, в несколько ином контексте (0.19 — 0.22 в Reason Solo)
3. Нисходящий пассаж Nuno Bettencourt из песни Comfortably Dumb (0.18 — 0.24 в Licks from Reason Solo) можно встретить в видоизмененном варианте в Reason Solo. Пассаж сыгран в другой позиции, кроме того, в отличие от Нуно, я не использовал блюзовую ноту. Тем не менее, сразу видно, откуда брошен камень (0.35 — 0.37 в Reason Solo) Не смотря на то, что все три вышеназванных гитариста довольно разноплановые, деликатное использование полученных от них фраз способно существенно скрасить гитарную партию. Само собой разумеется, чем больше различных произведений различных авторов да еще и в различных жанрах снял гитарист, тем больше у него «словарный запас». А следовательно и больше вариантов для построения интересных и красивых музыкальных конструкций.
Но на мой взгляд, самое сложное в написании соло на гитаре — поиск золотой середины между «мелодичной» и «шредовой» частями. Например, если сильно увлечься построением мелодии, то в условиях ограниченного времени можно банально не успеть «сказать» все, что хотел. Минус подходит к концу, а развитие только начинается. В этом случае соло может получиться скучным и нудным. Не редкость и обратная ситуация — человек слету берет и начинает поливать гаммы-пентатоники вверх-вниз туда-сюда. Даже если он это делает технически безупречно, вряд ли это понравится кому-то, кроме его «единомышленников».
Кроме того, золотую середину надо соблюсти и в теоретическом плане. Бывает, что гитаристы настолько сильно привязываются к натуральному мажору/минору или же просто гоняют пентатонику, будто шаг влево-вправо будет караться расстрелом на месте. Или же некоторые музыканты слишком увлекаются экспериментами с ладами, не замечая, как их соло теряет свою привлекательность и тонет в потоке сомнительных созвучий.
Конечно же, все вышеизложенное не является истинной в последней инстанции, а лишь отражает мое субъективное мнение по данному вопросу. И чтобы не быть голословным, прилагаю видео со своим соло на прикрепленный выше минус. Здесь также «мелодичная часть» придумана исключительно голосом, в «шредовой» части присутствуют адаптированные в данный контекст фразы из моего «словарного запаса», а с точки зрения теории могу сказать, что в этом соло на электрогитаре используется натуральный минор, фригийский доминантный лад и дорийский минор с добавленной блюзовой нотой (тоника — ре).
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать соло для гитары, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать соло для гитары", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.