Яна Александровна Гайдукова. Сайт учителя.
ОДНКНР. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
Публицистический стиль речи (+ДЗ)
Если бы сказки публиковались в жёлтой прессе
Домашнее задание для 7 «В» класса.
Написать сочинение в публицистическом стиле.
Срок сдачи: 12.11.2018.
Темы сочинений
Для размышления нужно выбрать одну из 3 предлагаемых направлений. Вопросы и микротемы, указанные внизу, — это то, от чего можно оттолкнуться. Но можно затронуть и другие вопросы!
1) Самопознание
Что такое личность? Какое значение имеет самообразование? Почему не теряет смысл поговорка «Век живи — век учись»? Как найти дело по душе? Зачем нужна человеку цель в жизни? Что составляет духовный мир человека? Слагаемые успеха в жизни.
2) Межличностные отношения
В чем особенности межличностных отношений? Группы в обществе. Роль общения в жизни человека. Конфликт в межличностных отношениях и пути его решения.
3) Золотое правило морали
Доброе дело. Страх и смелость. Гуманизм. Сострадание. Чем важна забота о слабых для общества и каждого человека?
(Остальные темы мы возьмём в другой раз)
Комментарий учителя
В рассуждении можно использовать любые факты, известные вам из истории и современности, проблемы, поднятые в литературных произведениях, кинофильмах и т.п., события из личного опыта. Только не забывайте, что от вас требуется не пересказ событий (повествование), а выражение собственной позиции (рассуждение) и убеждение в ней своих читателей (публицистика). Для того чтобы речь стала убедительной, активно используйте приёмы публицистического стиля. Языковые средства, свойственные публицистическому стилю, можно найти не только в учебнике, но и на презентации выше (самый последний слайд).
Форма сдачи: либо в тетради по развитию речи (либо на листочке, но лучше всё-таки в тетради), либо в формате комментария на этом сайте.
Пишем классное
сочинение-рассуждение-размышление
публицистического стиля
Апробация технологии развития
критического мышления через чтение и письмо
(РКМЧП)
Технология РКМЧП во многом согласуется с опытом моей работы (а побывать на семинарах, к сожалению, нереально). Хочется поделится некоторыми размышлениями, которые возникли в ходе апробации технологии, а также представить конспект урока-письма в 7-м классе в жанре рассуждения-размышления по теме «Хочу и надо».
Известно, что Дэвид Клустер 3 считает: во-первых, развитие критического мышления через чтение и письмо всегда носит индивидуальный характер; во-вторых, по этой технологии любая информация является «отправным, а не конечным пунктом»; в-третьих, работа начинается «с постановки вопросов и объяснения проблем, которые нужно решать; в-четвертых, критически мыслящий стремится «к убедительной аргументации»; в-пятых, критическое мышление «социально».
А сколько черновиков, вариантов одного произведения у Л.Н. Толстого, у других писателей? Как мне представляется, между критическим и творческим мышлением существует тесная связь. Эти виды мышления настолько органично связаны друг с другом, что одно может вызывать другое.
Мой опыт работы (36 лет) подсказывает, что необходимо выделить такую особенность критического мышления, как взаимная, органичная связь его с творческим мышлением.
Мой опыт подтверждает это. Ребята, овладевшие письмом, состоялись: у них нет проблем с адаптацией, они всегда имеют свое мнение и убедительно аргументируют его, они выбирают профессию по душе.
Чтобы побуждать желание писать творческие работы, у нас в школе в кабинете литературы есть специальные стенды, на которых авторы лучших этюдов, эссе, исследований помещают свои публикации.
Приведу пример урока по технологии РКМЧП в 7-м классе. Классное сочинение-рассуждение-размышление публицистического стиля «“Хочу” и “надо”» по учебнику М.М. Разумовской 6 § 34, упр. 455.
Технологическая карта
I. Стадия вызова | II. Стадия осмысления | III. Стадия рефлексии | А. Мозговой штурм. Б. Инвентаризация, или погружение | Составление чернового текста. Правка. | Издание (публикация). |
I. Стадия вызова.
Чем отличается рассуждение-размышление от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения? Вспомните кластер, воспроизведите его.
Б. Инвентаризация, или погружение.
Теперь читаем задание к упр. 455:
Продолжите текст В.П. Крапивина. Расскажите, часто ли вы в своей жизни сталкиваетесь с проблемой «хочу» и «надо», как вы ее решаете? Сохраните публицистический стиль речи.
Этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова. С самого утра возникает противоречие: вставать или еще немного полежать?
После работы по учебнику учитель стремится создать благоприятную обстановку, которая располагает к творческой работе.
Учитель. Вспомните, когда и как сталкивались в вашей душе хочу и надо. Что вы при этом испытывали? Что побеждало?
Для этого можете выбрать любой уголок класса, любую парту. Если вам хочется с кем-то посоветоваться, поделиться своими мыслями, пожалуйста, сделайте это.
II. Стадия осмысления
Составление чернового текста и правка.
Учитель. В течение 12 мин. пишите черновик о том, в какой ситуации, по поводу чего столкнулись или совпали ваши хочу и надо, что происходило в вашей душе, в ваших мыслях.
Старайтесь писать без остановок, не исправляйте написанное, не подбирайте слова. То есть не делайте правку, пишите по теме, что думаете и чувствуете. Если произойдет остановка и дальше «не пишется», попробуйте сначала сочинить синквейн.
Какие синквейны получились:
Желание,
Настойчивое и нетерпеливое.
Врывается, тревожит и волнует.
Признаюсь, я люблю его!
Стремление.
Противоречивость, тревожная, упрямая.
Мучает, грозится и бурлит.
Как трудно победить ее!
Двуличие.
Учитель. Помните, когда пишете, вы рассказываете о себе. Посмотрите на себя через написанное вами, представьте: это – зеркало. Очень кратко сделайте выводы, какими же вы себя увидели.
Правка – это работа над ошибками по содержанию, речевыми ошибками. Ваша задача – улучшить текст, его связность, стиль. На этом этапе не обязательно обращать внимание на орфографию, почерк. Возвратитесь к кластеру. Это вам поможет.
Учитель. Если вы хотите проводить правку в парах, пожалуйста, можете объединиться.
Вопросы работающим в парах:
1. Обрати внимание: верно ли я выстроил(а) вопросно-ответную форму?
2. Ты не теряешь нить рассуждения, когда читаешь мой текст?
3. Достаточно ли у меня необходимых аргументов?
4. Удачно ли у меня заключение-вывод? Может быть, добавить оценку своей позиции, больше обобщить?
Таблица-редактор висит на доске, учащиеся знакомы с условными обозначениями.
Стилистические ошибки | Условные знаки |
1. Повторы |
2. Многословие, лишнее
3. Фактические ошибки
4. Логические ошибки, непоследовательность
6. Пропуск нужного слова
7. Словесные штампы
8. Неудачный порядок слов
9. Неправильное употребление местоимения
10. Расширить, развернуть, словесная недостаточность
11. Нарушение границ предложения
12. Неудачное слово, выражение
Учитель. Внимательно прочитайте еще раз про себя, что написали, исправьте орфографические, пунктуационные ошибки. Ученики пишут сочинение.
III. Стадия рефлексии.
Приведем примеры трех работ на одну тему «“Хочу” и “надо”».
Хочу и надо… этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова.
С самого утра уже возникает противоречие: вставать или еще немного полежать? Что ты выберешь, то дальше по жизни и пожнешь. С каждым нашим решением мы все больше творим узор нашей жизни. Хорошо, если «хочу» и «надо» совпадают. Тогда все легко и просто. А если ты кричишь и ссоришься с родителями: «Я хочу на дискотеку! Почему нельзя гулять до полуночи, если я так хочу?!» – то получишь в ответ правильный, но для тебя непонятно чем обоснованный ответ: «Нет. Тебе это не надо». Почему? Почему ты сам не можешь выбрать, что тебе нужно: сидеть дома или идти гулять; учиться или бегать с мальчишками по улицам; дружить с правильными, хорошими девочками или «оторвами» из подворотни? Наверное, потому, что ты еще не умеешь объективно оценивать ситуацию, не можешь понять, чем для тебя обернется то или иное действие. Только мама может понять, что для тебя действительно будет хорошо, нужно. И только ты сам знаешь, чего ты хочешь. И для того, чтобы решить, быть или не быть, принять то или иное важное для тебя решение, необходимо ощущать, где заканчивается «надо» и начинается «хочу».
Днем перед школой хочется поиграть в компьютер, а надо делать уроки. Внутренний голос говорит: «Пойду-ка я поиграю в компьютер, в школу идти не скоро». Вдруг подает голос другая моя натура: «Балда, какой компьютер?! По английскому контрольная работа будет! Глаголы учить нужно!». «Но там такая игра! “Опустошитель”», – восклицает балованная «натурка». Хотеть не вредно. Я же не хочу стать неучем и торговать арбузами на базаре! Я беру в руки учебники по русскому, английскому, алгебре и начинаю делать домашнюю работу. Внутренняя натура по имени «надо» победила.
Или другой случай. Нужно делать зарядку, но руки болят, пресс тоже. Что же мне делать? Зарядку, конечно! Может, не надо? Тело так и ломит! Может быть… в самом деле отдохнуть? Пойду поиграю на гитаре. Вот раздался голос гитары, о зарядке забыто, душа не болит. Но вот проснулась совесть и начала меня «мучить»! Не выдержав этого, я сделал зарядку.
И опять «хочу» не выдержало «напора» «надо». Так и должно быть!
Вечером по вторникам и четвергам у меня возникает очень, как мне кажется, злостный вопрос: пойти на английский после школы или нет? Вроде не хочется. Я уже устала. Лучше пойду домой, включу музыку и отдохну часок, потом, может, встану и сяду за уроки, наткнусь на учебник английского, и мне станет нехорошо. Но потом такие мысли бродят в голове: «Если пойду, увижу знакомые лица девчонок и мальчишек. Ведь на английском мы не только учимся, но и общаемся. Да и вообще я очень люблю уроки в группе. Нет, я все-таки пойду».
Но это не единственный случай, когда у меня не совпадают «хочу» и «надо». Иногда мне приходится разбирать новые тексты по музыке. И я думаю: Может, не надо? Мне все восемь лет учительница говорила, что я прекрасно читаю с листа, и я решаю: не сяду за инструмент. Прошло пять минут, десять. Нет, я так не могу. Нельзя всегда полагаться на свои природные способности. Предела совершенству нет. Затем я беру ноты, стул, открываю пианино и начинаю заниматься.
В таких случаях мне очень хочется себя похвалить, и я говорю себе: «Я все-таки собой горжусь».
Какова форма презентации творческой работы?
Пример презентации в письменной форме: десятиклассниками после проведения большой исследовательской работы о творчестве художника Синилова, его Пушкинианы, была издана книга с этюдами, которые иллюстрировались подлинниками гравюр художника. Книгу назвали «Страна Синилова».
Мы стараемся учиться на образцовых текстах. Мне кажется, когда у ребенка совсем нет опыта в написании такого жанра, как эссе, можно начинать и с ярких образцов. Почему бы не взять великолепные эссе М.Цветаевой о басне Крылова «Волк и ягненок» или о «Капитанской дочке»?
Анализ образцовых текстов предлагается сделать дома и для этого использовать двучастные дневники. Этот прием дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом. Страницу надо разделить на две половины вертикальной линией. В левом столбике записывается текст-образец (его фрагменты), в правом – комментарии ученика. Приведем пример из ученического дневника.
Фрагмент текста | Комментарии |
М.Ю. Лермонтов. «Тучи». |
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Чужды вам страсти и чужды страдания.
Вечно холодные, Вечно свободные.
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
1 Е.Е. Вишнякова. Не только о технологии РКМЧП / М.: Русский язык, 2004, № 15. С. 10.
2 С.В. Столбунова. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003, № 27–28. С. 2–4.
3 Д.Клустер. Что такое критическое мышление? М.: Русский язык, 2002, № 29. С. 3.
4 И.Низовская. За и против. Критическое мышление – это… М.: Библиотека в школе, 2003, № 16. С. 3–4.
5 Клустер Д. Что такое критическое мышление? М.: «Русский язык», 2002, № 29.
6 Разумовская М.М. М.: Дрофа, 2002, § 34, упр. 455.
7 Лекция 3: Технология развития критического мышления через чтение и письмо. М.: Русский язык, 2005, № 19. С. 13.
Урок русского языка в 7 классе «Сочинение в публицистическом стиле»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока русского языка в 7 классе
Автор разработки – учитель русского языка и литературы Ольховской ООШ Бочкова Т.В.
Урок развития речи
Сочинение в публицистическом стиле «Люби и охраняй природу!»
Цели: углубить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, его языковых средствах;
подготовка к сочинению в публицистическом стиле;
расширить знания по экологии;
воспитывать грамотное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле.
Работа с эпиграфом, определение темы урока
(на экране появляется эпиграф)
Наша планета хрупка и ранима,
Все ли мы помним об этом, друзья?
Мир наш беречь просто необходимо
От наших с вами следов бытия.
Что мы потомкам желаем оставить?
Грязные реки? Отравленный лес?
Может, не поздно ещё нам исправить
— думаю, что мы будем говорить о природе и о человеке
— мне кажется, что обсуждать мы будем проблему «Природа и человек»
— я думаю, что речь пойдёт о том, что человек должен беречь и любить природу)
Работа над темой сочинения, основной мыслью. Особенности публицистического стиля.
У: Верно, ребята. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению в публицистическом стиле. Тема сочинения «Люби и охраняй природу!»
— Давайте вспомним особенности публицистического стиля.
— это язык газет, журналов, выступлений)
У: А цель использования публицистического стиля?
У: Ребята, как вы думаете проблема «Природа и человек» является общественно значимой?
У: Посмотрите, какие замечательные пейзажи, обитатели нашей природы: птицы, животные… Красиво?
Всё это радует глаз человека. Человек любуется красотой лесов, рек, полей, любуется и становится добрее, согласны?
У: Запишите четверостишие поэта Евгения Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
— Вам понятно, о каких зверях говорит поэт?
Звери внутри природы – это различные обитатели леса, водоёмов, степей…
А звери внутри себя – это жестокость, равнодушие, злоба)
У: Ребята, есть ли в этом тексте языковые особенности публицистического стиля?
-да. В тексте есть обращение «люди», есть глаголы в повелительном наклонении «берегите», «убивайте», восклицательные предложения, побудительные)
У: Хорошо. Наша с вами задача – написать сочинение в публицистическом стиле: это может быть заметка в школьную газету (представьте себя юными корреспондентами), это может быть небольшая статья о бережном отношении к природе.
Ваша цель – воздействовать на слушателя, читателя. А с помощью каких средств?
… Верно, вы их только что назвали в четверостишии Е.Евтушенко: обращения, побудительные предложения, восклицательные предложения.
Работа над текстом. Сравнение текстов разных стилей и типов речи.
Сравните тексты. Определите их стиль и тип речи. Укажите признаки стиля.
Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется при помощи насекомых.
Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространён в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов эфирное масло применяется в парфюмерии.
В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудный аромат – это цветёт белый, душистый колокольчик – ландыш. Пойдёмте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы – это всё ландыш!
Всякое р.стение – живое существо, оно выд.ляет в воздух кислород, задержива.т пыль. Там, где много р.стений, легко дыш.тся. Что за чудный запах? Ландыш! Какой красивый цветок с белыми жемчужинками!
Стой мой друг! Не рви цветов в лесу! Пусть это чудо радует глаз, ом.лаживает сердце, душу всех, кто пр.дёт следом за нами. Именно давняя пр.вычка рвать цветы привела к и.чезновению многих видов р.стений. Помни: ландыш, колокольчик, фиалка занес.ны в Красную книгу.
У: Все эти тексты о природе, согласны? А точнее – о ландыше. Попробуем определить стили и типы речи. Обоснуйте своё мнение.
Текст 1 – научное описание ландыша. Нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому материалу.
— язык научный, строгий, точный. Есть специальная лексика (термины): семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия.
У: Да, в этом тексте сжато, по-научному изложены сведения о ландыше.
— К какому стилю вы отнесли 2-ой текст?
— Это художественное описание ландыша. В тексте много эпитетов: чудный аромат, душистый колокольчик, нежная зелень.
— Это описание яркое, художественное. Автор любуется ландышем, выражает свои эмоции с помощью предложений распространённых, восклицательных)
— в публицистическом. Автор призывает бережно относиться к цветам, не рвать их).
У: Убедил ли вас автор, почему не надо этого делать? Есть в тексте те языковые особенности публицистического стиля, о каких мы говорили?
Воздействует это на слушателя?
Молодцы. Я вижу, что вы хорошо справились с этим заданием, знаете признаки стилей речи.
Собирание языкового материала, составление рабочих материалов к сочинению.
У: Продолжаем работать над темой нашего сочинения. Ребята, вы, наверное, не раз слышали выражение «Земля – наш общий дом». Какое же место в этом доме занимает человек?
— Согласны ли вы с другим выражением: «Человек – царь природы»? Нет? Почему?
У: Да, в последнее время всё чаще звучит, что человек всё же не царь природы, а её составная часть. Вам знакомо слово «экология»?
Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.
— В каких же отношениях человек с природой? Приносит ли он пользу или вред окружающему миру?
— Давайте определим, какой вред, ущерб наносит он природе.
— Составим небольшую таблицу для сравнения:
-мусор, хлам переработка мусора
-выхлопные газы очистительные системы
-дым заводов, фабрик посадка деревьев
-жидкие отходы цветочные клумбы
-химические удобрения охрана водоёмов,
-высокотоксичные и лесов от браконьерства
радиоактивные вещества заповедники
-браконьерство Красная книга
— Как губительно влияет мусор на почву?
(почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена почти 4-ая часть плодородных почв)
— Сколько мусора приходится на каждого жителя планеты?
(на каждого из 6 млрд жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год! А если этот мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу – образовалась бы гора высотой с Эльбрус! (5642 м)
— Сколько вредных веществ попадает в водоёмы?
(за каждый год во всём мире столько, что можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов)
— А в водах Арктики нашли остатки стирального порошка!
У: Какую же пользу может принести природе каждый из нас? Подумайте и напишите в своих сочинениях.
Когда-то природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает быть или не быть природе.
— Вот группа туристов пришла на отдых. Это, пожалуй, горе-туристы, прислушайтесь к ним.
Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес – рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад!
Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он всё вместит!
Лес ведь он – ничей?
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!
Мы цари! Молчи, природа!
Всё здесь наше – лес и воды!
У: Вот от таких отдыхающих устаёт природа, страдает, гибнет.
— Будут ли дышать прохладой прозрачные родники, плескаться рыба в чистой воде озёр, рек? От каждого в отдельности это зависит.
— Давайте попробуем защитить наш окружающий мир. Выполним такое задание по вариантам :
Представьте себе группу отдыхающих в лесу (1 вариант) и на берегу реки (2 вариант). Вот они пришли к месту отдыха, а перед ними стенд с правилами «Как вести себя в лесу» (на берегу). Ребята, составьте эти правила с использованием частицы НЕ:
Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?
— Прочитайте составленные правила для отдыхающих групп.
— Сравните с этими правилами (слайд 18)
Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?
и кустарников! использованную посуду!
— не рви цветов в лесу и на лугу! посуду на берегу!
-не разводи костёр в лесу! щих птиц!
-не разоряй муравейников! беспорядок!
У: Некоторые советы вы можете использовать в своих сочинениях: они будут звучать призывом, побуждением к действию.
Помните, что автор (вы) неравнодушный человек, авторское неравнодушие к проблеме должен почувствовать читатель заметки, статьи.
— Ещё раз прочитаем эпиграф. Соответствовал он теме урока?
— Выпишите некоторые словосочетания или предложения, которые понравились вам, используйте их в своих сочинениях.
У: Теперь, я думаю, вы и сами понимаете, как важно относиться к природе бережно, помнить, что всё зависит от нас, от каждого из нас. Ведь любовь к природе – это любовь к Родине, к своему народу.
Если есть время, обратиться к учебнику – упр. 63 (основная мысль, языковые средства, авторское отношение)