Как написать эссе – все правила от “А” до “Я”
Одной из форм самостоятельной работы, имеющей творческий характер, является эссе. В статье мы расскажем о том, как написать эссе правильно на любую тему и не допустить распространенных ошибок. Вы узнаете о том, какой должна быть структура эссе, какие признаки отличают эссе от других жанров, как выбрать тему и грамотно выразить свои мысли на бумаге.
Что такое эссе?
Многие предполагают, что эссе – это обычное сочинение. Однако это не так.
Эссе – это прозаический литературный жанр. В переводе с французского означает «очерк» или «набросок». Эссе отражает индивидуальные переживания автора, его взгляд на тот или иной вопрос. Оно не дает исчерпывающий ответ на определенный вопрос, а отражает собственное мнение или впечатление.
При написании эссе прекрасно развивается логика, способность аргументировать свое мнение, грамотно преподносить информацию. Стиль изложения больше ориентирован на разговорный.
Нужна помощь в написании эссе?
Характерные черты эссе
Чтобы правильно написать эссе следует учитывать специфические черты, которые отличают его от других жанров.
Основные признаки эссе:
Таким образом, эссе отличается особым стилем повествования, его цель – побудить читателя к размышлениям. Автор не настаивает на своей точке зрения, а как бы приглашает читателя обдумать и обсудить ее.
Как же написать эссе?
Правильное написание эссе заключается в понимании особенностей жанра. Соблюдение основных принципов и рекомендаций по написанию позволит создать интересное эссе.
Как выбрать тему
Если отсутствует список тем, среди которых можно выбрать одну, а задано лишь общее направление, то нужно учитывать на какую аудиторию рассчитано эссе. Варианты могут быть разные: преподаватель в ВУЗе, комиссия, литературное сообщество, работодатель. Если эссе пишется для сдачи преподавателю, то необходимо обдумать какие качества будут оцениваться. Исходя из этого, тему следует выбирать так, чтобы была возможность проявить те способности, которые ждет проверяющий от автора: оригинальность, умение логически выстраивать предложения, грамотность, профессиональные качества и пр.
При выборе темы написания эссе из предложенного списка, следует выбирать ту, в которой есть определенные знания, соображения или просто сильный интерес.
Если эссе ориентировано на работодателя, то желательно, чтобы как тема, так и содержание эссе отражало характер автора, его искренность, неповторимость, человечность и индивидуальность.
Как начать эссе
Часто случается, что человек, обладающий достаточным красноречием и умением выражать свои мысли на бумаге, испытывает трудности с тем, чтобы начать сочинение, в том числе и эссе. Обдумывание начала может растянуться на достаточно длительное время, что сильно омрачает процесс творческой работы. Воспользуйтесь нашими советами о том, как начать эссе.
Совет 1. Прежде чем начать писать эссе необходимо сформулировать идею, определить цель и найти источники информации для работы.
Совет 2. Используйте технику фрирайтинга (свободное писание). Суть ее заключается в том, чтобы записывать все приходящие в голову мысли, не редактируя его и не следя за грамматикой, пунктуацией, стилем и пр. Отличный способ, помогающий справиться с творческим кризисом и найти неординарную идею.
Совет 3. Важно не зацикливаться на вступительной части. Вступление можно написать и после того, как будет написана основная часть. В этом случае уже ясно, о чем эссе, поэтому и введение написать проще.
Совет 4. Одним из достаточно распространенных вариантов является написать эссе, начав с вопроса, ответ на который дается в последствии.
Как составить план эссе
Не следует стремиться к тому, чтобы составить сразу идеальный план. В процессе работы он может редактироваться. Составлять план при написании эссе вообще не обязательно, как и придерживаться уже написанному плану. Отсутствие ограничений и жестких рамок является преимуществом этого жанра. Если автору проще придерживаться строгого плана, тогда стоит уделить время на его составление.
Все основные мысли следует отразить в виде пунктов плана. Затем как можно более подробно детализировать его, разбив каждый пункт на подпункты.
Затем следует перечитать план, убедиться в том, что каждый пункт находится на своем месте и достаточно детализирован.
Из чего состоит структура эссе
Порядок написания эссе обычно сводится к трем шагам.
Как и любая письменная работа, эссе содержит вступительную часть или введение.
Хорошо написанное введение заставляет читателя заинтересоваться и прочитать эссе до конца. Вступительная часть может содержать формулировку проблемы и ее суть, риторический вопрос, цитату и т.д. важно создать особый эмоциональный настрой и подвести читателя к рассматриваемой проблеме.
В основной части можно привести разные точки зрения по рассматриваемой проблеме, затронуть историю вопроса.
Обычно основная часть состоит из нескольких подпунктов, каждый из которых состоит из трех разделов: тезис (доказываемое суждение), обоснование (аргументы, используемые для доказательства тезиса), подвывод (частичный ответ на главный вопрос).
Аргументами являются суждения, высказываемые с целью убеждения читателя в истинности определенной точки зрения. Это могут быть различные ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства и т.д.
Аргументация может быть построена в следующей последовательности:
В заключении объединяются все выводы, сделанные по каждому тезису, представленному в основной части. Читатель должен прийти к логическому выводу на основании приведенных аргументов. В заключение заново приводится проблема и делается заключительный вывод.
Если цель вступительной части – заинтересовать читателя, то цель последних предложений – добавить целостность общей картине, оставить произведение в памяти читателя и натолкнуть на размышления.
Отличие эссе от сочинения
Правильное написание эссе отличается от написания обычного сочинения. Поэтому, если стоит задача написать именно эссе, то нужно учитывать характерные черты жанра, отличающие его от остальных.
В отличие от сочинения, в котором анализируется художественное произведение, эссе содержит авторскую точку зрения и его позицию относительно рассматриваемой проблемы.
Также одной из отличающих эссе от сочинения черт является его парадоксальность, то есть цель – удивить читателя, произвести на него впечатление, используя яркие образы, афоризмы, парадоксальные утверждения.
Рекомендации по написанию
Все правила составления эссе носят рекомендательный характер. Воспользуйтесь нашими советами о том, как нужно писать эссе, учитывая также информацию, представленную выше, и создайте эссе, которое не оставит читателя равнодушным.
Советы по написанию:
Распространенные ошибки при написании эссе
Знание наиболее часто встречающихся ошибок, поможет не допускать их при написании собственного эссе.
Ошибка 1. Страх оказаться непонятым или не произвести нужного впечатления способствует тому, что автор убирает из эссе все лишнее, выдающееся. За счет этого эссе может потерять свою индивидуальность и неповторимость.
Ошибка 2. Недостаточная проработанность деталей. Часто встречающаяся ошибка – наличие утверждения, которое не подкреплено достаточным количеством аргументов в виде примеров и доказательств.
Ошибка 3. Непонимание сути проблемы, заявленной в эссе или неправильная трактовка темы.
Ошибка 4. Перечисление чужих мнений, без указания их авторства и отсутствие собственной точки зрения.
Вся прелесть жанра эссе состоит в отсутствии жестких ограничений. Полная свобода творчества, возможность высказать свой взгляд и поделиться своими размышлениями, нестандартным решением проблемы – это черты, присущие эссе, делающие этот жанр привлекательным для человека творческого, генерирующего оригинальные идеи.
Для более полного понимания изложенного материала, ознакомьтесь с примером эссе.
Образец написания эссе
Скачать образец эссе
Особенности подготовки к Всероссийскому конкурсу сочинений
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Готовимся к Всероссийскому конкурсу сочинений
Кутузова Анна Мечиславовна
Учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 14 им. Заслуженного учителя РФ Кузьмина А.М.
Описание слайда:
Общая информация о конкурсе
Описание слайда:
ПРАВИЛА УЧАСТИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНКУРСНЫХ РАБОТ
Участие в Конкурсе принимают учащиеся 4-11 классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных организаций Российской Федерации на добровольной основе.
Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу.
Конкурсная работа представляет собою рукописный текст.
Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.
К Конкурсу допускаются работы, выполненные в формате А4 с полями, в объеме: 4 – 5 класс – 1-2 стр.; 6 – 7 класс – 2-3 стр.; 8 – 9 класс – 2-3 стр.; 10—11 класс – не более 4 стр. рукописного текста, не имеющие помарок, зачеркиваний, следов грязи и механического воздействия.
Описание слайда:
Время написания конкурсной работы:
для учащихся 4 – 5 классов: 2 астрономических часа (120 минут);
для учащихся 6 – 7 классов: 3 астрономических часа (180 минут);
для учащихся 8 – 9 классов: 4 астрономических часа (240 минут);
для учащихся 10 – 11 классов: 4 астрономических часа (240 минут).
Описание слайда:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ РАБОТ
соответствие сочинения тематическим ограничениям, заданным требованиями Конкурса;
соответствие формулировки темы сочинения выбранному тематическому направлению;
соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра);
коммуникативный замысел сочинения;
композиция сочинения;
личностное восприятие тематики и проблематики сочинения;
выражение в сочинении авторской позиции;
оригинальность сочинения;
художественность сочинения;
общее читательское восприятие текста сочинения (дополнительный (вариативный) балл).
Описание слайда:
1 возрастная группа – обучающиеся 4 – 5 классов;
2 возрастная группа – обучающиеся 6 – 7 классов;
3 возрастная группа – обучающиеся 8 – 9 классов;
4 возрастная группа – обучающиеся 10 – 11 классов и обучающиеся организаций среднего профессионального образования.
Участие в Конкурсе добровольное.
Рабочим языком Конкурса является русский язык.
Описание слайда:
ОБЩАЯ ТЕМАТИКА КОНКУРСА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕМЫ:
биография и творчество писателей, чьи юбилеи отмечаются в 2015 году;
книги-юбиляры 2015 года;
70-летие Победы в Великой Отечественной войне;
история российского предпринимательства в культурно-историческом контексте.
Описание слайда:
Основные этапы подготовки к сочинению
Описание слайда:
Шаг 1.
Проанализируй список писателей-юбиляров.
Какие имена тебе хорошо знакомы (знаешь биографию, читал книги, бывал в музеях)?
Подумай, какой информацией тебе хотелось бы поделиться, о чем написать?
Описание слайда:
Шаг 2.
Проанализируй список произведений-юбиляров.
Какие из них ты читал?
Что тебе понравилось в этих книгах? Что ты знаешь об их авторах, истории создания?
О чем тебе хотелось бы рассказать ребятам, взрослым?
Описание слайда:
Шаг 3.
Проанализируй список предложенных направлений.
Как ты понимаешь смысл названия каждого из них?
Какое направление тебе ближе всего?
Мыслями о каких прочитанных произведений или какими жизненными впечатлениями в рамках данного направления ты мог бы поделиться?
Описание слайда:
Шаг 4.
Поделись своими идеями с учителем.
С помощью учителя определи, в каком направлении тебе лучше работать.
Совместно скорректируйте схему подготовки к сочинению.
Продумайте, как составить цитатник, который можно взять на конкурс.
Обрати внимание на жанр, в котором ты будешь работать, повтори особенности этого жанра, прочти несколько произведений, написанных в этом жанре.
Описание слайда:
Вступление
Вступление вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:
содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента («как вы понимаете смысл названия…») ;
содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»).
Описание слайда:
Основная часть
Представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой, рассказ о людях или событиях, изложение собственного мнения по какой-либо проблеме или размышления о связи каких-либо явлений.
В основной части следует избегать:
пересказа литературного произведения;
изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
Описание слайда:
заключение
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
короткой, но емкой
органически связана с предыдущим изложением
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.
Описание слайда:
Определение темы сочинения
Описание слайда:
Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ.
Описание слайда:
Темы сочинений-рассуждений условно можно отнести к трем основным категориям:
Тема-суждение.
Тема-вопрос.
Тема-понятие.
Тема-суждение – наиболее легкий тип в том плане, что в самой формулировке содержится идея(основная мысль) рассуждения: «Онегин и Печорин как герои своего времени», «Мцыри» Лермонтова как романтическая поэма». Задача состоит в том, чтобы подобрать аргументы в пользу высказанной в формулировке(названии сочинения) мысли или отвергнуть основную мысль, выдвинув убедительные контр-аргументы.
Тема-вопрос требует определения идеи(основной мысли) рассуждения: «Что мне дорого в поэзии Пушкина?», «Современность романа И.Тургенева «отцы и дети». От автора сочинения требуется проявить умение самостоятельно сформулировать основной тезис и подобрать аргументы в его защиту.
Тема-понятие так же, как и тема-вопрос, не содержит в своей формулировке указания на основную мысль(тезис) рассуждения. Поэтому в работе над этой темой надо сформулировать вопрос, определить тезис суждения и подобрать аргументы, которые его подтверждают. Вопрос должен исходить из формулировки темы.
Классификация тем сочинений
Описание слайда:
Литературное событие,
юбилей произведения
или
юбилей великого писателя
Описание слайда:
Темы, сформулированные на материале
творчества великого писателя, чья
памятная дата отмечается в 2015 году,
нацеливают на размышления о
своеобразии творчества автора,
особенностях проблематики его
произведений, специфике
художественной картины мира, характерных
чертах героев и т.п.
Описание слайда:
В соответствии с содержанием данного тематического направления возможны формулировки тем сочинения:
«В человеке должно быть всё прекрасно…»
(по одному или нескольким произведениям
А. П. Чехова)
«Чем творчество А. П. Чехова интересно
современному читателю?»
«Что такое интеллигентность?»
(по одному или нескольким произведениям
А. П. Чехова);
Описание слайда:
В соответствии с содержанием данного тематического направления возможны формулировки тем сочинения:
«Дайте Родину мою. »
(по одному или нескольким
произведениям С. А. Есенина)
«Человек и природа в лирике
С. А. Есенина»
(по одному или нескольким
произведениям С. А. Есенина)
«Нынче мы в ответе за Россию,
за народ и за всё на свете»
(по одному или нескольким
произведениям А.Т. Твардовского).
Описание слайда:
Литературных событий,
принятых и отмечаемых как Международные, Всероссийские, региональные,
в календаре много, например:
День славянской письменности,
День поэзии,
День авторского права,
День православной книги,
Книжкины именины,
Книжкина неделя
и другие.
Описание слайда:
Темы сочинений, посвященные памятной литературной дате и литературному событию,
а в этом году,
Году литературы,
нацеливают на размышления о роли книги в жизни человека, о любимых книгах.
Описание слайда:
В соответствии с содержанием
данного тематического направления
возможны формулировки тем сочинения:
«Книга в моей жизни»,
«Книга на все времена»,
«Читать, чтобы жить»,
«Какую книгу мне хотелось бы обсудить с другом»,
«Книги, изменяющие мир к лучшему…»,
«Книга соединяет столетия».
«Произведение, которое мне хотелось бы обсудить с самим автором».
Описание слайда:
Культурная жизнь Тамбовской области богата на литературные даты и события.
Это и конференции, и чтения, и лектории, и праздники, и выставки.
Описание слайда:
В декабре 2014 г. вышел в свет очередной, уже 47-й, выпуск библиографического календаря-справочника «Тамбовские даты».
На страницах сборника нашло отражение 175-летие классика мировой музыкальной культуры Петра Ильича Чайковского, 165-летие живописца Фёдора Александровича Васильева
В издание 2015 г. включены юбилейные даты классиков русской литературы XIX и XX вв.: Евгения Абрамовича Боратынского (Баратынского), Сергея Николаевича Сергеева-Ценского, Николая Евгеньевича Вирты.
Тамбовский край дал России видных деятелей военного искусства: адмирала российского флота Фёдора Фёдоровича Ушакова, героя Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенанта Ивана Терентьевича Сазонова.
Описание слайда:
100 лет со дня рождения великого русского писателя В.Д.Замятина
140 лет со дня рождения великого русского писателя С.Н. Сергеева-Ценского
270 лет со дня рождения великого русского флотоводца Федора Федоровича Ушакова
Описание слайда:
В соответствии с содержанием данного тематического направления возможны формулировки тем сочинения:
«Увлекательное путешествие для детей и взрослых по литературным местам моего родного края»,
«Всему начало здесь, в краю моем…»,
«Малая родина в большой литературе»,
«Родной земле посвящаю…»,
«Литературная карта Тамбовского края»,
«Поэты-фронтовики моего родного края»,
«Родина в творчестве моего поэта-земляка (писателя-земляка)…»
Описание слайда:
Алгоритм действия для учителя при подготовке участника конкурса
Выбор направления
Определение возможной тематики
Набор произведений
Выбор одного-двух произведений для опоры
Примерный план (содержание, логика)
Описание слайда:
Алгоритм действий ученика
Формулирование темы
Определение ключевого слова (слов) в теме
Выбор эпизодов для анализа
Формулирование тезиса
Аргументация
Вывод
Проверка сочинения по критериям
Описание слайда:
Этапы работы над сочинением
1. Формулировка темы и выбор направления ее раскрытия.
2.Определление главной мысли.
3.Запись основных тезисов и подбор аргументов для доказательства.
4. Отбор фактического материала.
5. Составление плана.
6. Текстуальное оформление сочинения.
7. Редактирование
Описание слайда:
Как начать сочинение?
(По классификации Е.И.Ильина)
Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. М., 1995. С.6-7.
Особенности подготовки к Всероссийскому конкурсу сочинений
Данная разработка предназначена учителям русского языка и литературы в помощь пи подготовке к Всероссийскому конкурсу сочинений. Предагатся подробный анализ основных этапов написания сочинения.
Просмотр содержимого документа
«Особенности подготовки к Всероссийскому конкурсу сочинений»
ГОТОВИМСЯ К ВСЕРОССИЙСКОМУ КОНКУРСУ СОЧИНЕНИЙ
Сорокина Ирина Тимофеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Майская гимназия»
Белгородский район, 2020
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КОНКУРСЕ
ПРАВИЛА УЧАСТИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНКУРСНЫХ РАБОТ
ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ РАБОТ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ
Вступление вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:
Представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой, рассказ о людях или событиях, изложение собственного мнения по какой-либо проблеме или размышления о связи каких-либо явлений.
В основной части следует избегать:
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.
Определение темы сочинения
Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ.
юбилей великого писателя
В соответствии с содержанием данного тематического направления возможны формулировки тем сочинения:
«Проблема смысла человеческой жизни»
(по одному или нескольким произведениям
сборника Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»)
«Чем творчество Н.В. Гоголя интересно
«Обличение ничтожества и скудоумия обывателей и бюрократов»
(по одному или нескольким произведениям
Алгоритм действия для учителя при подготовке участника конкурса
Алгоритм действий ученика
Этапы работы над сочинением
Как начать сочинение? (По классификации Е.И.Ильина) Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. М., 1995. С.6-7.
«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет,
стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»
«…Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости»
«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами
своего времени и своего поколения…»
«Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции»
«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»
«…Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания… надо владеть искусством композиции»
« Печорин … Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»
Для тех, « кто может открыть перед чужими … людьми свою душу»
«Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные)… даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение»