Сочинение-рассуждение «Капитанская дочка»
Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» очень разнообразный. Несмотря на то, что он исторический, в нем множество разных тем, которые относятся и к повседневной жизни и играют большую роль в жизни каждого человека.
Создавая произведение, автор словно с помощью него хотел оказать влияние на молодое поколение и примером жизни и воспитания Петра Гринева и Маши показать, каким человеком нужно быть. Ведь Маша и Петр ‒ пример для подражания. Примером в некотором плане можно назвать и Пугачева.
Петр Гринев ‒ воспитанный, благородный человек с высокими моральными ценностями. После вступления во взрослую жизнь герой проявил смелость, героизм, твердость характера. Он мог выполнять данные им обещания, отстаивать свою честь и честь возлюбленной, достойно принимать тяготы и проявлять терпение.
Маша Миронова ‒ образец послушания, доброты, милосердия, благородства. При этом Маша обладает такими чертами характера, как решительность, смелость, самопожертвование. Как и Петр, она достойно принимала все трудности, но не сидела на месте в ожидании лучшей жизни, а сама старалась помочь и сделать лучше свою жизнь и жизнь тех, кого она любит.
В образе Пугачева проявилась человечность, справедливость, честность. Пугачев относился с уважением к людям независимо от их положения в обществе, по достоинству оценивал их положительные черты. Пугачев ценил тех, кто относится к людям с добротой, ценил доброту по отношению к себе и вознаграждал за это.
Есть в романе и отрицательные герои, например, Швабрин. Говоря о нем, автор демонстрирует свое пренебрежительное к нему отношение как к человеку недостойному, низкому. Таких, как Швабрин, нельзя уважать, и быть такими нельзя.
У героев романа можно многому научиться. Маша и Петр ‒ те люди, на которых стоит ровняться. Наверное, А. С. Пушкин, когда писал роман, надеялся, что таких героев в России станет больше, и тогда наше общество станет нравственно прекрасным.
Сочинение по роману Капитанская дочка Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин подарил миру русской и мировой литературы не мало гениальных произведений. Одно из них – роман или повесть «Капитанская дочка». Данное пушкинское творение можно отнести как к жанру романа, так и к жанру повести. Оно весьма многопланово, потому и привлекает внимание даже нынешних читателей. В «Капитанской дочке» Александра Пушкина поднято очень много вопросов и тем, которые толкают на размышление каждого.
Так о чем же произведение «Капитанская дочка» авторства Александра Сергеевича? Почему и зачем оно было написано? Какова его тема и основная мысль произведения? Все об этом и больше написано в этой статье.
Начало произведения ознаменуется знакомством с главным героем по имени Петр Гринев. Он является дворянским сыном и заведомо распределена его судьба благодаря титулу родителей. Через определенный срок Петя, Петруша должен отправиться служить в Оренбург. Этот день наступает. Здесь отец произносит фразу, ставшую лозунгом всего произведения: «Береги честь смолоду». А что значит «беречь честь смолоду, а платье с нову»? Каждый интерпретирует эту фразу по-своему. Я понимаю это так, что надо с раннего возраста иметь честь, в сравнении с одеждой, которую, как правило, берегут с момента покупки. Лет двести назад честь считалась чем-то, что можно потерять, но невозможно вернуть назад, потому-то и призывали беречь ее с раннего возраста, с юности. Герой Петр Гринев – это мог бы быть эталоном для подражания. Он не продал свою честь ради жизни Пугачеву. И остался верен императрице. Гринев был просто добрым, щедрым человеком.
Маша Миронова – это девушка, в которую влюблен Гринев, да и она относится к нему также. Маша и Петр – представители главной сюжетной линии произведения. Маша – эталон верности и смелости. В ее случае эти качества стоят не порознь. Что есть для Маши верность и любовь? Поступок похождения к императрице на большое расстояние, дабы просить воли для Петра, говорит о Маше как личности сильной.
Но при чем здесь Пугачев? Пугачев реально существовавшая личность, которая подняла народный бунт и восстание, которое было жестоко подавлено. Пугачев здесь показан в первую очередь как талантливый предводитель, расчётливый революционер. При этом он временами способен на слабости.
Смысл данного произведения в том, что честь ценилась и будет цениться во все времена.
2 вариант
Только Пугачёв является реальным персонажем романа. Все остальные вымышленные. Автор наделил его противоречивым характером. Он мог быть жестоким и добрым. Например, когда он спасает Гринёва от смерти, или когда помогает ему спасти его возлюбленную, он проявляет свои положительные качества. Однако, в реальности, ни о какой мягкости характера и добросердечности речи не было.
Вообще, любовная история занимает важное место в романе. По сути она является его движущей силой. Так взросление Петра наступает только после его влюблённости в дочь капитана крепости. Чем же примечательна эта девушка? Нежная милая, она обладает какой-то внутренней силой. В сложных обстоятельствах её характер проявляется наиболее полно. Она не имеет приданого, однако категорически отказывается выйти замуж за Швабрина, считая его человеком безнравственным, хотя это могло значительно улучшить её материальное положение.
Она ценит настоящие чувства, умеет любить и бороться за свои отношения. Она влюбляется в Петра, но не может пойти против воли своих родителей, поскольку очень их уважает. Мария делает свой нравственный выбор и сохраняет свою честь. Особенно удивительна её встреча с императрицей. Девушка рискнула всем, что бы спасти любимого. За такую дерзость она и сама могла угодить в тюрьму, но такие опасения её не остановили, а её искренность тронула великую правительницу России.
Также читают:
Картинка к сочинению По произведению Капитанская дочка
Популярные сегодня темы
Лесков Николай Семёнович – российский литературный критик и писатель, который очень долго публиковал свои произведения под псевдонимом. Он не показывал в них дворян, в отличие от многих других писателей, а отображал жизнь мещан и духовенства.
На протяжении своей творческой карьеры Антон Павлович Чехов, писал на животрепещущие темы для народа, темы у него настолько жизненные, что от них не куда не деться, а преодолеть их необходимо.
Эта сказка образовалась из жизненной истории самого Христиан Андерсена, когда он полюбил оперную певицу Йенни, которая относилась к нему как брату. Однако, он пытался её добиться,
Каждый человек время от времени ловит себя на внутреннем диалоге. Почему же это так необходимо и влияет на наше развитие? Разговор с собой с одной стороны может показаться весьма странным, но он необходим абсолютно каждому
Тема войны описана писателями, выражена в стихах, показана в фильмах. Героическая победа, одержанная народом над фашистской Германией, увековечена в памятниках и мемориалах.
Повесть «Капитанская дочка» была опубликована в 1836 году. Ее смело можно назвать исторической, так как автором введены не только вымышленные герои, но и реальные личности, такие как Емельян Пугачев и императрица Екатерина II.
История происходит во второй половине XVIII века. Повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринева. В годы своей молодости он был отправлен строгим отцом служить в Оренбург. И хотя молодой человек должен был отправится в Семеновский полк в Петербурге, строгий отец решил, что вместо развлечений в столице, ему следует пожить настоящей жизнью в провинции. Пробираясь во время бурана со своим провожатым к ночлегу, он принимает помощь от постороннего мужчины и в благодарность дарит ему заячий тулуп. Это, казалось бы, незначительное событие в дальнейшем спасло его жизнь.
В Оренбурге Петр влюбляется в юную Марию Миронову. Единственным близким по духу человеком для него становится Алексей Швабрин: он также молод и образован. Однако тот высмеивает стихотворение, сочиненное Петром для Марии и всячески намекает на неподобающее поведение девушки. В итоге Швабрин оказывается гадким человеком, клеветником, не способным на хорошие поступки.
Когда Пугачев входит в город кажется, что Гринев обречен. Но Емельян узнал молодого дворянина, вспомнил его доброе дело и решил помиловать. однако Петр отказывается присягать на верность бунтарю. Этот поступок восхищает Пугачева, и он отпускает Петра. поведение Гринева говорит о том, что он вырос настоящим мужчиной, способным постоять за себя и свою Родину. Гринев своим поведением подтверждает эпиграф к повести, в котором говорится, что честь необходимо беречь смолоду. Главный герой не испугался смерти, но не изменил своим идеалам. Его честность и преданность покорили Пугачева, который впоследствии помог ему еще раз.
Маша Миронова – дочь местного капитана,предстает перед читателем скромной девушкой. Родители ее довольно бедны и мечтают, что какой-нибудь добрый человек сжалился над ней и взял ее замуж. Но за время развития сюжета становится понятно, что у девушке есть стержень и внутренняя сила. Она отказывается от ухаживаний Швабрина, так как этот человек ей неприятен. Даже когда он силой удерживает и обещает выдать ее людям Пугачева, она не соглашается выйти за него замуж. Петю Гринева она любит самоотверженно и готова на все ради него. Благодаря Маше, которая отправилась в Петербург к императрице просить помиловать своего любимого, Петр Гринев остался жив.
Фигура Пугачева изображается здесь не только в виде жестокого и кровожадного бунтаря, но также показываются его положительные стороны. Он ценить хорошие поступки и готов отвечать добром на добро. Пугачев представлен умным человеком, понимающим, что его ждет впереди. Он также осознает, что среди его команды есть предатели.
В данном произведении много внимания уделяется рассуждению о нравственном выборе человека, о долге, чести и любви.
Презентация по литературе «Обучение сочинению-рассуждению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Обучение сочинению-рассуждению (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Роль семьи в жизни человека Какова роль родительского наставления в жизни человека? Какую роль в становлении личности может играть семья? Какую роль в становлении личности могут играть старшие? Какое влияние старшие могут оказать на своих детей? Нужно ли учитывать опыт старших поколений? Что такое преемственность поколений? Каковы последствия разрушения преемственности поколений? В чем заключается конфликт между поколениями? Какое значение имеет пора юности в жизни человека? ПРИМЕР ТЕМЫ, НАПРИМЕР
План 1 абзац – тезис (. ) 2 абзац – (пример – семья Гринёвых) 3 абзац – (пример – семья Мироновых) 4 абзац –вывод, итоги (. ) Что такое семейные традиции и зачем они нужны? ПРИМЕР
Работа над основной частью В основной части сочинения нужно: Сформулировать и прокомментировать проблему, заявленную в теме. 2. Сформулировать позицию автора. 3. Сформулировать свою точку зрения и аргументировать ее. 4. Аргументировать свой ответ, опираясь на знания, читательский (и жизненный) опыт. Аргументов в основной части может быть 2 или 3. После доводов-аргументов их надо комментировать.
Виды аргументов (доказательств, доводов) Рациональные (логические) иллюстративные Ссылки на авторитет Факты из художественного произведения Логика (законы) природных явлений Сопоставление с другими произведениями Ссылка на конкретный эпизод или случай из жизни Предположи- тельные примеры: предположим, представим, что… (не злоупотребляйте ими) Мнения выдающихся людей Цитаты из авторитетных источников Характеристика авторской позициив других произведениях Традиционное общественное мнение
Обычно каждый довод выделяется в отдельный абзац. «Из доводов сильные и важные должно положить наперед; те, которые других послабее, в середине, а самые сильные – в конце утверждения, ибо слушатель и читатель больше началу и концу внимают и больше оные помнят». М. Ломоносов
Типовые конструкции для рассуждения над проблемой текста: Автор размышляет над проблемой… Автор затрагивает проблему… В центре внимания автора находится проблема… В тексте (фамилия автора) поднимается проблема Предложенный для анализа текст посвящен проблеме… Текст (фамилия автора) заставил меня задуматься над сложной проблемой… (фамилия автора) предлагает читателям задуматься над проблемой… Как (зачем, почему) именно эта проблема привлекла внимание автора. И еще, проблема может заставить читателя: глубоко задуматься, серьезно размышлять, обратить внимание (на что?), лучше понять какое- то явление, событие и т.п.; серьезнее относиться к … (чему?0; по иному посмотреть (на что?); переосмыслить свое отношение (к чему? кому? ) и др. сам сюжет, композиция, система персонажей, поступки героев, вся система повествования и описания (пейзажи, портреты, характеристики), речь, средства речевой, стилистической выразительности – все служит выявлению проблемы в художественном тексте.
Как сформулировать позицию автора Если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора = это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы. Проблема и позиция автора соотносятся как вопросно-ответное единство. Позиция автора может быть выражена: а) четко, прямо (в названии текста, в отдельных предложениях, в авторских отступлениях, в пафосе; описаниях); б) не прямо, а через изобразительно-выразительные средства и приемы. Прием иронии, использовании сарказма; через особенности композиции; речь, поступки героев и др.
Отношение автора к героям, событиям может быть: позитивным негативным ироничным осуждающим двояким неоднозначным скептическим сочувствующим уважительным восторженным и др.
Как реагируют на свое время герои произведений русской литературы Действие романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходит в 18 веке. Автор, поработав с историческим материалом в российской провинции, решает создать художественное полотно о времени гражданской войны под предводительством Емельяна Пугачёва. Выбрав катастрофический момент русской истории, А.С. Пушкин исследует: что придает жизни и времени стабильность. Как можно жизнь и век «поправить»? В центре нового романа историческая личность – Емельян Пугачёв, гроза всей империи, против которого правительством были выставлены суворовские войска. Автор противопоставил ему вымышленного персонажа, совсем юного дворянина, недоросля, по воле строгого родителя отправленного тянуть военную лямку на Урал, в богохранимую Белогорскую крепость. Здесь даже единственную пушечку перед наступлением пугачёвцев пришлось чистить – так давно из неё не стреляли. Не случайно (вспомним заячий тулупчик), оставшись живым, Гринев становится постоянным собеседником грозного Пугачёва. В спорах этих персонажей оппонентов автор сталкивает разные взгляды на жизнь, человека, время. ПРИМЕР ПРИМЕР ГОТОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Наши герои учатся ходить по бурному морю истории. Пугачев, доказывая свою правду, пускает в ход главный довод – «Сказку об Орле и Вороне». Это своеобразный «символ веры» самозванца. Но в ответе Гринёва –мировоззрение самого автора: «Жить убийством и разбоем, значит, по мне, клевать мертвечину». Еще раз устами героя-повествователя Пушкин скажет в Пропущенной главе: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный…» И самое главное понятие, определяющее любое время, автор вложит в реплику своего героя: «Только не требуй от меня того, что противно чести моей и христианской совести». Вот это и есть абсолютные понятия, которые определяют любое время: честь и совесть. Становится понятным, что «воля» и «свобода» нерядоположенные понятия. Не зря народ говорит: «Вольному воля, свободному – рай». Свобода всегда связана с ограничением, иерархией, умением, понять другого, смириться. Автор «поручает» Гриневу переориентировать смелого главу восстания. Не случайно он уже в конце первой встречи «задумался», а потом все больше «гринеет». Роман Пушкина – своеобразное его духовное завещание. В своём последнем эпическом произведении он свидетельствует об истине, выстраданной им самим. Время, ситуацию можно изменить с помощью насилия, но это не принесет свободы. Главную мысль романа автор вкладывает в уста самой слабой героини Маши Мироновой: «Я прошу милости, а не правосудия». Так обнаруживаются абсолютные для всякого времени истины: это милосердие и любовь. ПРИМЕР
ВЫБИРАЙ ТЕМУ ПО ДУШЕ Листая страницы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Чему можно поучиться у семей Гринева и Мироновых молодым родителям? Пугачёв – самозванец или мученик? (*подсказка: бродяга — государь — беглый казак — убийца — спаситель — преступник — мученик?) Могут ли жизненные потрясения помочь в становлении личности? (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Какие жизненные события могут научить смелости? (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка») В чём смысл пословицы: «Доброе дело два века живёт»? (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка») МОЖНО ДАТЬ ТЕМЫ ФИПИ ИЗ БАЗЫ ОГЭ И ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. МОЖНО ДАТЬ ТЕМЫ, ПОКАЗАННЫЕ В НАЧАЛЕ И Т.Д.
ТРИ сочинения по повести «Капитанская дочка», анализ произведения
Пример сочинения №1
О чем произведение «Капитанская дочка» А. Пушкина?
В центре сюжета – юный Петруша Гринев, молодой дворянин, воспитанный отцом в лучших традициях дворянства. Гринев-старший прививал сыну любовь к Отечеству, умение держать собственное слово, чтить семейные традиции, не придавать большого значения наградам и почестям. Не желая, чтобы Петр вырос избалованным барчуком, отец отдал его на службу, чтобы отпрыск рода Гриневых смог морально и физически окрепнуть вдали от дома.
Оторвавшись от семьи, Петруше довелось пройти весьма суровую школу жизни. Поначалу он крупно проигрался в карты, обидел старого слугу, который верой и правдой долгие годы служил его семье. Петр понимал, что поступил дурно, а потому мучился угрызениями совести. Прибыв в Белогорскую крепость, он познакомился с семьей Мироновых, и влюбился в их единственную дочь Машу. Петру пришлось защищать честь возлюбленной, вызвав на дуэль Швабрина – незадачливого поклонника Марьи Ивановны. Гринев-старший, узнав о причине дуэли, отказался дать Петру свое родительское благословение на брак с бесприданницей.
Захват Белогорской крепости бунтовщиками стал настоящим испытанием для Петра, который, несмотря на угрозу для жизни, остался верным данной им присяге. Емельян Пугачев по достоинству оценил смелость юноши и оставил его в живых. Кроме того, он помнил, как в свое время Гринев отдал свой полушубок замерзшему в дороге путнику, коим и оказался Пугачев. Писатель еще не раз сталкивал лицом к лицу двух героев, но неизменно Гринева выручала его природная доброта и искренность.
Однако на этом испытания, уготованные Гриневу судьбой, не окончились. Юноше пришлось выбирать между службой, честью офицера и спасением своей возлюбленной. Петр, нарушив приказ начальника, вызволил Машу из рук коварного Швабрина, который принуждал девушку к замужеству. Пугачев и в этот раз пришел на выручку Гриневу, и милостиво отпустил пленницу. По навету Швабрина Петр был арестован, и его ожидала весьма горькая участь. Узнав об этом, Марья Миронова отправилась к императрице, чтобы вымолить прощение для своего любимого. Трогательная история любви, их удивительная верность и преданность друг другу растрогали Екатерину Вторую, которая отдала приказ об освобождении Петра Гринева. В дальнейшем судьба влюбленных сложилась счастливо, и они обвенчались. Участь Емельяна Пугачева оказалась гораздо более печальной, хотя и весьма прогнозируемой – его арестовали, и в присутствии большого скопления народа четвертовали.
Смысл произведения «Капитанская дочка»
Как показывает практика, любая власть, будь то монархия или народные вожди, оказывает серьезное давление на общество, на простого человека. Происходит жесткое, а, порой, и откровенно жестокое подавление личности, интересы народа далеко не всегда оказываются на первом месте. Пушкин писал: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». И этой фразе заключается основной посыл произведения. Петр Гринев, верой и правдой служивший императрице, не мог оставить свою любимую на растерзание негодяю. Но, отправившись на ее выручку, подставил себя – его героический подвиг был расценен как предательство. Так, честный и храбрый юноша оказался на волосок от смерти, и только потому, что действовал по велению сердца и долга.
Пушкин полагал, что в основе всех поступков человека лежат его убеждения. Так, Петр Гринев был воспитан глубоко порядочным человеком, в то время как Швабрин имел совсем иные жизненные ценности и стремился оказаться в выигрыше любой ценой. Автор хотел показать, как сложно в этом мире противостоять искушениям, и единственным способом уберечь молодые неопытные души от соблазнов является правильное родительское воспитание.
Среди центральных персонажей произведения – Петр Гринев, Мария Миронова, Емельян Пугачев, Алексей Швабрин, Архип Савельев и Екатерина Вторая. В повести присутствует много других героев, однако приведем описание только главных персонажей.
Сюжет «Капитанской дочки»
Отец отправляет молодого дворянина Петра Гринева служить в захолустье, чтобы он научился настоящей армейской службе. По дороге он попадает в буран, обращается к путнику с просьбой стать его проводником, затем дарит провожатому, который позже оказывается Пугачевым, заячий тулуп.
В Белогорской крепости он влюбляется в дочь коменданта Машу и вступает в поединок из-за нее с Швабриным.
Чуть позже территория Оренбургской губернии, где протекает служба Гринева, оказывается охваченной народным восстанием под предводительством Пугачева. Мятежники захватывают Белогорскую крепость, убивают коменданта и его жену. Гринева Пугачев узнает и отпускает в Оренбург, который вскоре оказывается осажденным разбойниками.
Швабрин переходит на службу к Пугачеву, его оставляют главным в Белогорской крепости, и Маша оказывается у него в руках. Швабрин пытается принудить девушку выйти за него замуж.
Гринев самовольно покидает Оренбург, чтобы спасти свою невесту. Судьба вновь сводит его с Пугачевым, который помогает герою воссоединиться с возлюбленной.
Машу Гринев отправляет к родителям, сам остается воевать против мятежников вместе с гусарами.
После подавления восстания Гринева арестовывают по ложному доносу Швабрина. Не желая впутывать в неприятное дело свою невесту, Гринев не может объяснить причину самовольного оставления Оренбургской крепости, его признают изменником. Маша ходатайствует за своего жениха перед Екатериной II, и та прощает Гринева, очищая от позора его доброе имя.
Повесть «Капитанская дочка» состоит из 14 глав. К каждой имеется эпиграф, а иногда даже несколько эпиграфов. Все они взяты из произведений 18 века, народных песен и поговорок.
Основная сюжетная линия в произведении – любовная. Завязкой является поединок Гринева с Швабриным, после которого он и Маша признаются в сердечной склонности друг к другу. Кульминацией становится момент, когда Маша оказывается в руках Швабрина, и когда благодаря покровительству Пугачева герою удается вырвать свою невесту из рук бесчестного соперника. Развязкой можно считать эпизод, когда Маша спасает своего жениха, обвиняемого в измене, ходатайствуя за него перед самой Екатериной II.
Повествование построено на контрасте. Пугачев сначала является простым казаком, которому Гринев дарит заячий полушубок. Потом он становится предводителем мятежников, присвоившим себе имя погибшего ранее государя, и уже он одаривает Гринева овчинным тулупом и конем. Гринев сначала предстоит неопытным и доверчивым юношей, мечтающим о кутежах, затем – мужественным человеком, способным принимать ответственные решения, блюсти дворянскую честь и защищать свою невесту. Его соперник Швабрин сначала предстает уверенным в себе, храбрым и насмешливым, а на поверку оказывается жалким трусом и предателем. А вот Маша, которая в начале повести кажется трусихой, которая боится даже звука ружейного выстрела, наоборот, оказывается смелой женщиной, способной защитить своего жениха и свое счастье, даже если ради этого нужно подать прошение самой императрице.
Почти все герои повести «Капитанская дочка» в какой-то момент оказываются в ситуации нравственного выбора, в результате которого становится ясно, кто достойный человек, а кто нет.
В повести «Капитанская дочка» нет проходных эпизодов. Все события связаны, все действия и размышления героев, их сны, а также пейзажные зарисовки, песни и другие элементы композиции значимы.
Идея произведения
В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина развивается несколько тем:
народного бунта, пугачевщины;
любви;
дома, семьи;
служения Отечеству;
взросления человека, становления личности.
Все эти темы тесно между собой связаны. Какую из них считать главной, точно сказать нельзя. Однако темы бунта, любви и становления личности, очевидно, развиты в произведении лучше других.
Идея повести «Капитанская дочка» состоит в том, что честь – является главной нравственной ценностью, и воспитывается она с детства, ранней юности. Запятнав ее однажды, отмыться будет уже невозможно, обратного пути не будет.
Раскрывая основную мысль произведения, автор поднимает следующие проблемы:
нравственного выбора;
чести и бесчестия, верности долгу;
истинного мужества и трусости;
свободы;
жестокости и милосердия;
случайности и провидения.
Все эти проблемы сохраняют актуальность и в наши дни, поэтому историческую повесть «Капитанская дочка» относят к произведениям классической литературы. Изучение этого пушкинского шедевра в современной школе более чем оправдано.
Художественные особенности повести «Капитанская дочка» А.С Пушкина
Язык повести «Капитанская дочка» прост и ясен, не содержит излишних витиеватостей. Лишен он и пафоса, излишнего драматизма. Даже о трагических событиях автор рассказывает просто, как о чем-то обыденном.
Обращает на себя внимание и тот факт, что все пушкинское произведение, как и многие другие его шедевры, пронизано юмором. С долей здоровой иронии, например, описываются сцены «обучения» юного Петруши, военного совета в Оренбурге. А первая глава повести даже название носит ироническое («Сержант гвардии»). Главным комическим персонажем в повести выступает Савельич, но его образ создан так искусно, что вызывает не только благодушную улыбку, но и уважение читателя.
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» читается легко, сюжет держит даже искушенного читателя. При этом в произведении поднимается так много вечных проблем, что его можно использовать для написания сочинений-рассуждений на самые разные темы. Внимательно прочитав эту повесть и проанализировав ее, вы будете чувствовать себя на экзамене по русскому языку довольно уверенно.
Пример сочинения №3
Анализ повести «Капитанская дочка»
Сочинение по литературе 8 класса
События, описанные в романе «Капитанская дочка», происходят на фоне восстания Емельяна Пугачёва. Главный герой, Пётр Гринёв, был участником тех событий и сумел сохранить честь и достоинство даже в самых трудных ситуациях, когда его жизнь висела на волоске.
В романе «Капитанская дочка» автор мастерски раскрывает несколько тем одновременно. На первом плане оказывается тема нравственного выбора, чести и достоинства. Пётр Гринёв проявляет высокие душевные качества, а Швабрин выступает его антиподом в романе. И мы видим, к чему приводит подобный выбор жизненного пути.
Также в произведении поднимается тема воспитания. Пётр Гринёв смог стать достойным человеком только благодаря воспитанию, которое ему дали его родители. Он получил те важнейшие духовные основы, на которых строится благородство.
В число основных тем входит и любовная тема. Чувства Петра Гринёва и Марии Мироновой – пример чистой искренней любви. На протяжении всего романа они отстаивали своё право быть вместе, доказали всем окружающим, что достойны счастья.
Композиция произведения
Сам А.С. Пушкин определил жанр этого произведения как повесть. Но современные исследователи считают, что «Капитанская дочка» — это исторический роман. Несмотря на небольшой объём, в этом романе описываются весьма значимые события, а вымысел тесно переплетается с историческими фактами, и с реальными историческими деятелями. И ещё одним важным признаком романа является многолинейность сюжета произведения, что также присутствует в «Капитанской дочке».
Проблематика
Центральной проблемой романа является проблема чести и долга, и автор целенаправленно помещает своих героев в такие трудные жизненные ситуации, из которых им удаётся выйти, сохранив своё достоинство. Отсюда ещё следует проблема нравственного выбора, любви и верности, дружбы и предательства.
Всё, что связано в романе с честью и долгом, относится к главному герою – Петру Гринёву. Он жил согласно отцовскому наставлению: «Береги платье снову, а честь смолоду». Как и все люди, Гринёв учился на собственных ошибках, неоднократно совершённых после отъезда из отчего дома. Окончательно повзрослел он после знакомства со Швабриным, который на личном примере показал, каким человек не должен быть. Глядя на него, Гринёв понял, что больше никогда не сможет перейти ту грань, которая уронит его честь и чувство собственного достоинства.
Таким же образом воспитана и Маша Миронова, которая не побоялась пойти к самой императрице, для того чтобы доказать невиновность своего возлюбленного и вернуть ему честное имя.
Ещё одной важной проблемой, поднятой в романе, является проблема взросления и становления человеческой личности. Через что необходимо пройти человеку, для того чтобы повзрослеть? Благодаря событиям, произошедшим, в Белогорской крепости, главный герой рано повзрослел и стал настоящим офицером, человеком чести, однако цена этого взросления оказалась слишком высокой.
Смысл названия произведения
Несмотря на то, что главным героем романа является Пётр Гринёв, в названии упоминается не он. Мария Миронова – это умная, добрая и честная дочь капитана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Её родителям не удалось нажить себе богатства, зато они воспитали достойную, порядочную дочь. Маша сумела сохранить свою честь даже после захвата крепости пугачевцами, которые убили её отца и мать. Она осталась там совсем одна во власти подлого Швабрина, державшего девушку в заточении до тех пор, пока она не согласится стать его женой. Маша была напугана и сломлена гибелью своих родителей, однако ничто не могло заставить её предать свою любовь и выйти замуж за другого человека.
В дальнейшем она ещё не раз продемонстрирует своё благородство и силу духа, даже не побоится отправиться к самой императрице всея Руси, для того чтобы добиться освобождения для своего возлюбленного. Спасение его жизни и чести оказались для Маши намного важнее, чем её собственная судьба. Капитанская дочка воплотила в себе все наилучшие качества русской души. В любой ситуации ей удавалось сохранить свою честь и достоинство, оставаться преданной своей Родине. Когда подобные качества проявляет офицер – нет ничего удивительного, но такие поступки хрупкой девушки вызывают восхищение, поэтому автор и назвал свой роман в её честь.
Роман «Капитанская дочка» — это история взросления Петра Гринёва, который превратился из неопытного легкомысленного юноши в справедливого и благородного мужчину. Его становление произошло на фоне крупного крестьянского восстания, потрясшего всю Российскую империю во второй половине 18 века.
Роман «Капитанская дочка» — это, в первую очередь, историческое произведение. А.С. Пушкин описывает не свою эпоху, а то время, которое уже успело стать историей. В романе присутствуют реальные исторические лица, да и описанные события максимально приравнены к тем, которые имели место быть. Поэтому основная тема романа – тема народной борьбы, последствий крестьянского бунта. Также в «Капитанской дочке» поднимается тема дворянской чести. Не случайно на протяжении всего развития сюжета противопоставляются именно два дворянина, два офицера – Гринёв и Швабрин.
Для истинных представителей дворянства честь была превыше всего, как и преданность своей Родине. За оскорблённую честь шли в бой, уничтожали врагов, дрались на дуэлях. Но Швабрину оказалось это понятие незнакомо, несмотря на его происхождение. Он с лёгкостью присягнул Пугачёву, когда понял, что его жизни угрожает реальная опасность. Он переступил через дворянскую честь и достоинство, ради собственного благополучия. В то же время Петр Гринёв отказался давать клятву верности предводителю бунта, чем и заслужил его неподдельное уважение. Даже таким преступникам, как Пугачёв, оказалось не чуждым чувство долга. Он по достоинству оценил отвагу Гринёва, и даже даровал ему помилование.
Основная идея
Основная идея романа «Капитанская дочка» заключается в осознании правильных жизненных ценностей. Не каждый человек способен на подвиги, но каждый может любить свою Родину, и оставаться ей преданным, несмотря ни на что. Только истинный патриотизм может сделать человека сильным и мужественным, и именно из этого чувства рождается понятие чести, достоинства и благородства.
Однако преданным можно быть не только своей земле. Мария Миронова даже в самых трудных ситуациях оставалась верной Петру Гринёву. Она не отказалась от своей любви к нему даже тогда, когда эта непоколебимость могла ей стоить жизни. Маша не покорилась Швабрину, несмотря на то, что он держал её в заточении и морил голодом. Таким образом, автор показал, что не только преданность Родине делает человека храбрым, преданность любимому человеку – не менее значима.