Эссе по истории: пишем на отлично
Эссе по истории — сложная учебная работа, в которой надо не только изложить позицию, но и показать знание выбранного периода.
Это эссе — обязательная часть ЕГЭ по истории, также его часто задают на профильных факультетах. Если планируете сдавать историю и поступать на подобную специальность, пришло время научиться писать такую работу правильно.
Чтобы получать больше полезной информации и сделать студенческую жизнь яркой и насыщенной, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу. Там вы всегда найдете новые лайфхаки, ссылки на полезные студентам книги, советы по учебе и будущему трудоустройству.
Темы исторического эссе
Можно выделить 2 типа эссе по истории:
Рассуждение на основе цитаты
Первый тип иногда задают в старших классах или на непрофильных специальностях. Написать эссе по высказыванию просто: нужно соотнести цитату с деятельностью ее автора и высказать свое отношение к этой исторической персоне.
Чаще всего для таких эссе дают цитаты или однозначно положительных деятелей, чьи заслуги в истории государства неоспоримы, или резко отрицательных (например, диктаторов). В этом виде эссе главное — привести примеры исторических событий, которые подтверждают высказывание.
Анализ выбранного периода
Этот вид работы применяется на ЕГЭ, также его иногда задают студентам-историкам. На выбор предоставляют несколько периодов и предлагают подробно раскрыть значение одного из них.
На ЕГЭ периоды касаются только истории России, в вузах такие эссе могут задавать и по всемирной истории. В обоих случаях структура исторического сочинения будет одинаковой.
Критерии написания эссе по истории
При оценивании работы учитываются:
Требования к историческому эссе
Исходя из критериев, главное требование к работе — показать в сжатой форме хорошее знание выбранного периода.
Основой эссе станут два ключевых события: выбирайте самые важные и значимые факты (войны, восстания, смена строя, принятие ключевых документов и пр.).
В зависимости от выбранных событий, отразите в них роль двух исторических личностей. Лучше всего подходят главы государств, члены правительства, военачальники, предводители бунтов.
Чтобы отразить причинно-следственные связи, укажите, какие еще события происходили в исследуемый период, и к чему они привели в дальнейшем. Здесь можно выйти за обозначенные года и рассмотреть, как они отразились на других этапах.
Подведите итог всему вышеизложенному: способствовал ли выбранный период развитию государства или стал кризисным этапом в его истории. Подтвердите мысль конкретными фактами или цитатой авторитетного ученого.
Кстати! Факт: для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Залог хорошей подготовки к эссе — чтение исторических книг
План написания эссе по истории
Требования к эссе обуславливают его структуру, которая состоит из 4 абзацев:
Оформление эссе
В целом для исторического эссе используются те же параметры, что и для подобных работ по другим предметам. Главным отличием станет объем: если по гуманитарным дисциплинам он не превышает 300 слов, то для истории оптимальным будет 300-500.
Не стоит писать работу, в которой меньше 200 слов: в ней явно не удастся раскрыть все нужные аспекты.
Правила написания эссе по истории
Чтобы получить за работу максимальный балл, следуйте таким рекомендациям:
А если вдруг что-то пошло не так и возникли непредвиденные трудности, не паникуйте. Всегда можно положиться на сервис помощи студентам. Его специалисты прекрасно справляются с любыми работами, экономя ваши время и энергию.
Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ
Требования к сочинению по истории в ЕГЭ
Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему.
В учебном году 2020/21 школьникам может попасться в бланке заданий либо сочинение по историческому процессу (относится к определённому периоду, например, «Внешняя политика Ивана Грозного»), либо по исторической личности (пример тем: «Ярослав Мудрый», «Александр Меншиков»). Требования к этим двум видам сочинение различаются, хотя и есть много пересечений. А значит, что готовиться придётся и к сочинению по процессу, и по личности.
Сначала разберём требования к сочинению по историческому процессу.
Сочинение по историческому процессу
В демо-версии 2021 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):
Сочинение по деятельности исторической личности
План сочинения по истории
Исходя из изложенных требований, рассмотрим возможные планы сочинения по истории.
План сочинения по историческому процессу:
1. Коротко охарактеризовать исторический процесс (что это такое, когда было).
2. Раскрыть первое значимое событие (явление, процесс), случившееся в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
3. Раскрыть второе значимое событие (явление, процесс), случившееся в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
4. Оценка значимости данного периода для истории страны.
План сочинения по деятельности исторической личности:
1. Кратко представить своего героя (кто он, когда жил)
2. Раскрыть первое значимое событие (явление, процесс), случившееся в данный период при участии героя. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать конкретные дела героя в связи с событием.
3. Раскрыть второе значимое событие (явление, процесс), случившееся в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
4. Влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России.
— Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.
Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл
Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации «Народная воля». Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.
Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.
Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).
Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.
К ритерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ
Сначала разберём критерии сочинения, написанного по историческому периоду.
Критерии сочинения, написанному по предложенному историческому процессу:
К1. Указание событий (явлений, процессов)
2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах)
2 балла: Правильно названы две исторические личности; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса
К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
2 балла: Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса
К4. Значение (последствие) выбранного процесса для истории России
1 балл: Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на исторические факты
К5. Наличие фактических ошибок
3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
! 1, 2 и 3 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !
К6. Форма изложения
1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).
! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !
Если критерии выполнены не полностью, то баллы снижаются.
Критерии сочинения, написанному по предложенной исторической личности:
К1. Указание событий (явлений, процессов)
2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель.
К2. Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах)
2 балла: Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)
К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
2 балла: Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)
К4. Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России
1 балл: Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
К5. Наличие фактических ошибок
3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
! 1 и 2 или 3 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !
К6. Форма изложения
1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).
! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !
Если критерии выполнены не полностью, то баллы снижаются.
Разбор сочинения по истории по пунктам плана
Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану.
Тема сочинения (исторический процесс): Политика индустриализации и коллективизации в СССР
Первый пункт нашего плана гласит: «Краткая характеристика исторического процесса». Выполняем:
В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.
Второй пункт нашего плана: «Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».
Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.
Третий пункт плана: «Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».
Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.
Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней.
Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.
Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с «чистки» самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.
Четвертый пункт плана: «Оценка значимости данного периода для истории страны».
Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.
Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг.
Эссе по истории считается действительно сложной умственной работой, которая требует определенных знаний и умений. Так, очень важно иметь хорошие навыки аналитики, а также способность запоминать и систематизировать большие объемы информации.
Предлагаем вам ознакомиться со статьей, благодаря которой вы поймете, как писать эссе по истории таким образом, чтобы оно соответствовало всем общепринятым нормам и правилам.
Особенности эссе по истории
Сочинение по истории не только показывает уровень знаний учащегося, но и его способность обрабатывать большое количество информации, систематизируя ее в единое целое. Предоставляя информацию в свободной форме, человек лучше понимает значение результатов различных явлений и событий прошлого.
Критерии оценки эссе
Из чего состоит эссе по истории
Исторические факты
В момент отбора фактов очень важно не просто перечислить какие-то события, а обозначить самые главные явления, которые в полной мере раскроют специфику периода. При этом вы должны понимать, что существуют как сугубо исторические, так и научно-исторические факты.
Первые действительно имели место в определенный промежуток времени. Они обладают объективностью, временными рамками и пространственным обозначением. Научно-исторические факты – это в первую очередь умозаключения историков и ученых, которые были сделаны на основе анализа определенных источников информации.
Оценочные знания
Для того, чтобы предоставить определенную оценку описываемому периоду, важно обладать знаниями о различных версиях описания исторических событий и фактов, а также знать, какие существуют точки зрения на этот счет.
При оценивании таких знаний в эссе по истории (шаблон вы сможете увидеть ниже) берется во внимание глубина раскрытия вопроса, а также сила предоставляемых аргументов и фактов.
Характеристика исторической личности
Даже если вы предоставите развернутое описание какой-то конкретной исторической персоны, этого будет недостаточно для высокой оценки ваших стараний. Задание, представленное в эссе, подразумевает описание роли исторической личности в конкретном периоде ее деятельности, а также подкрепление всего написанного достоверными фактами.
Если серьезно отнестись к этому требованию, ваше эссе будет оценено на гораздо более высокий балл.
Причинно-следственные связи
Любые явления, которые когда-либо имели место, вызваны какими-то другими событиями, а также влекут за собой новые происшествия. Определение таких причинно-следственных связей является еще одним из важных критериев оценки исторического сочинения.
Вы должны уметь анализировать предоставленные факты, а также делать на их основе соответственные выводы. При этом также очень важно выстраивать все события в хронологической и логической последовательности.
Алгоритм написания эссе по истории
Как написать эссе по истории правильно
Пример и план эссе по истории
Например, вы хотите описать период раздробленности Киевской Руси (1125-1237 гг.) и в начале свой работы обозначаете, почему это государство было таким важным для последующего развития истории (торговля с другими государствами, упадок власти князя).
Дальше следуют ключевые события, среди которых можно указать поход Андрея Боголюбского на Киев или первое письменное упоминание города Москвы. Теперь остается только рассказать о том, какие результаты имели эти события (установка Золотых ворот и назначение Москвы столицей), а также подвести итоги всего описанного.
Теперь вы знаете, как написать эссе по истории так, чтобы оно обязательно получило высокую оценку. Однако для того, чтобы еще лучше разбираться в этом вопросе, важно изучать примеры таких работ и постоянно практиковаться в их написании. В этом случае вы быстро разовьете все необходимые навыки.
Как написать эссе (сочинение) по истории ЕГЭ в 2021 год
Как написать эссе (сочинение) по истории ЕГЭ в 2021 год
Как показала практика, 25 задание ЕГЭ по истории вызывает у учащихся особые затруднения. Здесь важно не только знать хорошо историю, ее последовательность, деятельность исторических личностей, но и уметь все это логично изложить в форме сочинения. Самостоятельная, с элементами творчества, работа. Задание относится к категории сложных, так как требует упоминания исторических событий, их анализ и структурирование. Необходимо указать исторических личностей и оценить их деятельность, упомянуть общепринятые взгляды историков на конкретный период истории. Рассмотрим особенности, требования и структуру сочинения по истории.
Особенности эссе по истории
Сочинение в формате ЕГЭ по истории не совсем творческая работа, и значительно отличается обычных сочинений по литературе и другим дисциплинам. Есть определенный алгоритм сочинения по истории ЕГЭ,
Во-первых, в нем необходимо указывать достоверные исторические факты, даты, описать и оценить деятельность исторических деятелей, а в завершении сделать вывод, в котором высказать свою точку зрения.
Во-вторых, это отличная форма проверки знаний учащихся исторических событий, а также развивает способности систематизировать большой объем информации, анализировать и высказывать в свободной форме свою точку зрения.
В-третьих, как там ни было, это прием развития личности учащегося, так как учит навыку высказывать свою точку зрения, учащиеся делают оценочную характеристику исторического периода, формирует у них ценностных приоритеты.
Требования к написанию и алгоритм сочинения ЕГЭ по истории
К примеру, выбираем 1801 – 1812 годы и пишем, основываясь на требованиях. Сначала все заносим в черновик.
Пример Эссе по истории период с марта 1801 по май 1812:
В результате дворцового переворота, который стал последним в истории России, к власти пришел сын Павла и внук Екатерины II Александр Павлович, ставший императором Александром I.
С юности Александр был увлечен идеями французского просвещения, а потому, придя к власти, загорелся идеей провести в стране ряд демократических преобразований. Вокруг него сложилась группа единомышленников, которая оформилась в Негласный Совет. Своеобразный кружок, члены которого хотели провести либеральные реформы, облегчить крепостное право, провести ряд реформ на ограничение неограниченной власти императора. Идеи Александра поддерживали Чарторыйский, Строганов, Кочубей. Стремясь решить крестьянский вопрос, Александр в 1803 году подписывает указ «О вольных хлебопашцах».
Но сыграть роль великого реформатора в этот период выпала М.М. Сперанскому. По его инициативе в Российской империи создали Государственный совет. Своеобразный законодательный орган при императоре, который выполнял, по сути, лишь совещательную функцию. Но его создание уже было важным шагом на пути конституционных преобразований. Сперанский становиться вторым человеком в российском государстве, а собрания Государственного Совета регулярно проводятся в Эрмитаже и Зимнем Дворце.
На внешней арене России в этот период вынуждена была участвовать в ряде войн. Страна вступает в многочисленные антифранцузские коалиции, а русские солдаты и офицеры вынуждены воевать на полях сражений Европы. В июне 1807 года Российская империя была вынуждена пописать с Францией не выгодный Тильзитский мир. Во-первых, присоединившись к экономической блокаде Англии, России начала нести большие убытки в торговле. Во-вторых, по условиям мира было создано Варшавское герцогство. Россия потеряла часть территорий.
Таким образом, можно отметить, что этот исторический период в Российской империи был противоречивым и неоднозначным. С одной стороны во внутренней политике начались попытки демократических преобразований, а с другой Россия сдавала позиции на международной арене. Тильзитский мир принес России не только экономические убытки, но и показал неизбежность военного столкновения с наполеоновской Францией.
Несколько советов
Необходимо помнить, что сочинение по истории имеет ряд особенностей.
Структура эссе по истории
Для всех сочинений, по какому бы историческому периоду они не писались, есть определенный шаблон, конкретная структура.
Условно, и на бумаге эссе можно поделить на 4 основных части, которые выделяются абзацами. Но и это не догма. Абзацев может быть меньше или больше, ведь главное раскрыть тематику.
В первой части обязательно указываем, чем период значим в общей истории России, а главное – подтверждаем это фактическим материалом. Указываем события, исторических личностей.
Вот, к примеру, период правления Екатерины II:
Вторая часть будет наполнена ролью указанных исторических личностей в событиях данного периода:
Третья часть отводится под выявление и описание причинно-следственных связей. Вот, конкретные для данного периода:
В четвертой части делаете вывод и формулируете общую оценку для исторического периода:
Это своеобразный шаблон, но не забывайте, что историческое эссе должно быть связным, логично выстроенным текстом, а не просто перечислением исторических дат, фактов, личностей.
В завершении еще один важный совет. Чтобы правильно и хорошо написать эссе, необходима постоянная практика. В период самостоятельной, или под контролем учителя, подготовки к сдаче ЕГЭ по истории выбирайте любую эпоху и старайтесь писать эссе по предложенной структуре и в соответствии с критериями.