Как написать научную статью для публикации
Как написать научную статью студенту? Столкнувшись с необходимостью написать 8-12 страниц по результатам своих исследований, студенты впадают в панику и не могут даже начать работу.
Слишком часто учащиеся ставят под угрозу свои оценки, скачивая из интернета или заказывая готовые тексты, которые потом не проходят проверку на антиплагиат.
Знание основных правил написания научной статьи поможет преодолеть растерянность и научиться качественно описывать научные данные.
Зачем писать научную статью студенту
Большинство студентов публикуют статьи под давлением внешних факторов. Во многих вузах, особенно при обучении в магистратуре, к защите принимаются только те квалификационные работы, по результатам которых уже имеются публикации в журналах. Иногда руководитель или администрация университета требуют от студентов публикации для увеличения позиции вуза в рейтингах.
Некоторые учащиеся имеют внутреннюю мотивацию к занятиям наукой. Тогда наличие опубликованных статей может очень пригодиться при подаче заявок на участие в разнообразных семинарах и школах, затраты на которые компенсируются каким-либо фондом.
При поступлении в магистратуру, особенно иностранную, требуется написание резюме, и количество научных публикаций абитуриента будет важным преимуществом при отборе кандидатов
Есть вузы, которые выплачивают дополнительную стипендию студентам с высокой публикационной активностью.
Для чего пишут научные статьи аспиранты и соискатели ученых степеней
Согласно требованиям Высшей аттестационной комиссии (ВАК), получение степени кандидата наук не возможно без наличия 2-3 (в зависимости от отрасли науки) публикаций в журналах, индексируемых в специальных базах данных. Поэтому соискатели ученых степеней и аспиранты должны позаботиться о наличии необходимого числа опубликованных научных работ до момента защиты диссертации.
От публикационной активности научного сотрудника зависит его зарплата.
В российских научных и образовательных учреждениях она начисляется с учетом наукометрических показателей работников. Таким показателем можно считать индекс Хирша, который рассчитывается с учетом числа публикаций конкретного автора и количества цитирований его статей другими авторами.
Как писать научную статью
То, как пишется научная статья зависит от ее типа. Есть обзоры (review) – в них автор анализирует современные литературные данные по какой-либо теме, оценивает состояние ее изученности, обозначает нерешенные вопросы и перспективы исследований в этой области. Обычно обзорные статьи публикуются уже знаменитыми учеными, которые хорошо ориентируются в своей теме.
Другой тип научных публикаций, авторами которых вполне могут быть и студенты, это экспериментальные статьи. Самостоятельно или с помощью научного руководителя вы поставили цель, задачи, сформулировали гипотезу, которую намереваетесь проверить, спланировали и выполнили эксперимент. Результаты были вами проанализированы и вот вы готовы приступить к написанию статьи. Но как правильно начать писать научную статью?
Процесс написания удобно разделить на три фазы:
Многие пропускают первую фазу и сразу приступают к написанию статьи. Этот популярный путь не может считаться эффективным. Представьте себе: вы открыли пустой документ Word и приступили к написанию введения к статье. Написали первую фразу, начали формулировать вторую. И тут вы понимаете, что вам необходимо вставить какие-нибудь статистические данные. Вы помните, что они опубликованы в статье Иванова и Петрова за 2015 год. Вы открываете поисковик и пытаетесь ее найти, но находите только резюме и выходные данные. Затем пробуете отыскать ее в базах данных, через какое-то время вам удается загрузить pdf файл с полным текстом, но теперь вам необходимо отыскать нужные статистические показатели в теле статьи. Весь это процесс займет у вас в среднем 20-30 минут. Столько времени вы фактически потратите на написание двух фраз.
Не стоит пренебрегать этапом подготовки к написанию статьи. Найдите всю нужную информацию, организуйте ее так, чтобы она всегда была у вас под рукой. И только после этого открывайте новый документ Word
Второй шаг – это написание черновика. Студенты считают его самым сложным этапом в написании научной статьи, на который они расходуют большую часть времени. Если на написание черновика у вас уходит много времени и сил, это означает, что вы выбрали неэффективный подход.
Вместо того чтобы быстро описывать ваши мысли в том виде, в котором они приходят в голову, вы пытаетесь совместить написание черновика и следующий этап – корректировку. То есть начинаете править каждое предложение по ходу письма, стараясь сразу довести его до совершенства. Вы начинаете уделять внимание деталям, но теряете из виду общую картину вашей работы.
Лучше сначала в черновике записать все ваши мысли простыми фразами, как есть. А затем исправлять уже готовый текст и приводить его в соответствие с требованиями к написанию научной статьи.
Опытные авторы рекомендуют научиться распределять свое время в процессе написания публикации следующим образом:
Выбор темы научной статьи
Чтобы писать с энтузиазмом, нужно выбрать вопрос, который будет интересен вам как автору. При этом статья должна содержать научную новизну и быть в рамках популярной для современной науки темы. Оценить актуальность можно с помощью специализированных поисковых систем:
Также можно посмотреть журналы, входящие в специальные списки, размещенные на сайте ВАК.
Если по теме вашей научной статьи в последние 5-10 лет наблюдается рост числа публикаций, причем не только на русском, но и на английском языке – можно считать, что вы на правильном пути.
Журналы принимают к публикации работы объемом не более 15 страниц, поэтому темы для научных статей должны быть сформулированы максимально конкретно. Сосредоточьтесь на каком-то одном аспекте. Пример: тему «Память» можно сузить до «Молекулярные механизмы формирования памяти»
План статьи
Формальный план написания статьи – это тот документ, который вы представите научному руководителю на согласование перед началом написания статьи.
Формальный план обязательно должен содержать все заголовки, и подзаголовки. Они должны быть обозначены римскими или арабскими цифрами. После каждого названия пункта необходимо кратко описать, что вы собираетесь излагать в соответствующем разделе статьи.
Структура научной статьи
Объем статьи измеряется в печатных листах. Журналы сами устанавливают ограничения на объем публикации, поэтому нужно заранее поинтересоваться о максимальном количестве печатных листов, которые вам могут отвести.
Аннотация
В этом разделе нужно кратко изложить содержание всей статьи. Большинство читателей ознакомятся только с этим разделом вашей работы. Задача этой части публикации – заинтересовать потенциальных читателей и максимально точно описать суть вашей статьи. Аннотация содержит информацию из всех разделов статьи, но в очень сокращенном изложении (250-300 слов). Здесь обязательно должна быть сформулирована цель работы, научная новизна статьи, используемые методы, основные результаты и главные выводы. Никаких ссылок на литературные данные здесь быть не должно.
Аннотация должна писаться в последнюю очередь, когда готова вся работа
Вводная часть
Введение – это начало вашей научной статьи, здесь должны быть вся информация, которая необходима читателю для того, чтобы оценить актуальность заинтересовавшей вас научной проблемы, степень ее изученности на сегодняшний день, оригинальность вашего подхода к исследованию.
Основной принцип логической организации материала во введении: от общего к частному».
То есть сначала вы широко ставите вопрос, высказываетесь о том, что уже известно. Приводите краткий обзор научной литературы, связанной с исследованием, обязательно расставляете ссылки на использованные источники. Затем переходите к более частным вопросам, описываете то, что еще не известно. И постепенно подводите к цели вашего исследования. К концу раздела читатель должен не сомневаться, что ваше исследование крайне актуально, оригинально и имеет научную значимость.
Основная часть
Необходимо использовать иллюстрации только высокого качества, иначе они будут выглядеть неприемлемо, и редактор отклонит вашу рукопись. Наглядный материал не нужно дублировать текстовым описанием
Лучше кратко резюмировать каждую иллюстрацию, провести сравнение, статистический анализ. В этом разделе нужно сухо, в научном стиле изложить полученные вами результаты. Только факты, полученные в данной работе. Их интерпретация и сравнение с литературой приводится в следующей части научной статьи – обсуждение результатов.
Часть «Обсуждение» при написании дается студентам труднее всего и пишется небыстро. Если результаты – это сухие факты, которые получены в ходе исследования, то обсуждение – это попытка объяснить их, выдвинуть новые гипотезы, привести примеры, сравнить свои данные с литературой. Это наиболее творческая часть работы над статьей и предполагает выражение собственных мыслей.
В начале раздела можно кратко перечислить основные результаты, поскольку многие читатели начинают знакомство с текстами именно с этого раздела. Далее, руководствуясь принципом «от частного к общему», приступить к обобщению данных.
В обсуждении также возможно указать потенциальное практическое применение полученных вами данных.
Заключительная часть
В заключении необходимо указать достигнуты ли цели, поставленные в начале работы, подтвердилась ли выдвинутая гипотеза. Выводы должны писаться максимально кратко и конкретно, содержать только факты, обнаруженные в ходе данной исследовательской работы, никаких общих фраз и клише. Обычно размер заключения не превышает 1 листа.
Список литературы
В списке литературы необходимо привести те статьи и книги, на которые вы ссылаетесь в своей работе.
Научная литература, которую вы не цитируете в работе не нужно включать в список, даже если она относится к вашей теме
К оформлению этого раздела предъявляются чёткие требования, но они зависят от того журнала, в котором предполагается опубликовать работу. Каждое научное издание размещает на своем сайте подробное руководство для авторов, где должны быть указания по оформлению списка источников.
Ключевые слова
Ключевые слова являются неотъемлемым элементом каждой научной статьи. Их назначение – облегчение поиска научных работ в специализированных базах данных.
Для того чтобы ваша работа была найдена потенциальными читателями постарайтесь составить список слов, терминов и словосочетаний, который максимально точно отражает суть вашей работы
В данном разделе они приводятся через запятую. За образец можно взять список ключевых слов в чужой статье, максимально близкой к вашей теме.
Правила оформления статьи
Основные требования к оформлению научной статьи указаны в ГОСТе от 2008 года, его можно взять за шаблон. При подаче рукописи в конкретный журнал нужно обязательно ознакомиться с руководством для авторов на сайте издания. В нем подробно описано то, как должен выглядеть манускрипт, подаваемый в редакцию. Правильно использовать шрифт Timew New Romans 14 размера с полуторным межстрочным интервалом. Каждая иллюстрация или таблица должна иметь свой порядковый номер и название.
В качестве примера для оформления собственной рукописи, вы можете взять статью других авторов, опубликованную в том журнале, в который вы собираетесь подавать свою работу. Это позволит быстро привести рукопись в соответствие с требованиями. Лучше выбрать за шаблон наиболее популярную среди читателей статью
Методика написания научной статьи
Необходимость написать научную статью для публикации может быть обоснована разными мотивами.
Содержание:
Чтобы цель публикации статьи в конечном итоге была достигнута, необходимо разобраться в том, что представляет собой процесс подготовки научной статьи.
Написание научных статей для публикации
Прежде чем приступить к процессу написания, следует определиться с темой, выбрать актуальную проблему и остановиться на одной из разновидностей научных статей. Они бывают:
Технология написания включает три основные этапа:
Ценность научной статьи заключается в том, что она содержит авторские разработки, результаты исследования и выводы, ранее нигде не опубликованные (подтверждается проверкой на антиплагиат). Ее качество определяется несколькими составляющими:
Оформление научной статьи должно соответствовать принятым стандартам. Общепринятый шрифт – Times New Roman (дополнительные параметры: 14 размер, полуторный межстрочный интервал). Для печати чаще всего принимаются статьи размером не более 15 печатных страниц.
Из чего состоит научная статья
Начинающему исследователю рано или поздно придется публиковаться в отраслевом журнале или в издании из списка ВАК. Материал исследования должен иметь четкую структуру и логическую организацию. Поэтому важно знать, из чего состоит научная статья и как правильно ее написать.
Содержание научной статьи
Предварительно продуманная структура работы поможет логически ее выстроить, не упустить важных моментов и обобщить результаты исследования. Содержание зависит от области научного знания, в которую вовлечен автор, и специфики самого исследования. Статьи могут быть следующего типа:
Исследование всегда базируется на ключевых понятиях, которые следует раскрыть в максимально полном виде. Материал должен быть полностью уникальным – допускается лишь незначительная доля заимствований, которые, в свою очередь, должны быть корректно оформлены в виде прямых цитат или ссылок на источник. Данные должны обладать достоверностью и актуальностью.
Что обязательно должна содержать научная статья?
Научная статья должна содержать отдельную часть, посвященную методам исследования с описанием инструментария и оборудования. Основная текст должен содержать предложения по практическому применению знаний.
Содержание основной части значительно различается в зависимости от типа статьи. Если статья носит прикладной характер, в ней могут быть приведены таблицы с полученными данными, схемы и формулы. Цитаты и ссылки на авторов должны быть обязательно пронумерованы и помещены в тексте.
Cтруктура научной статьи включает следующие пункты:
Название статьи
Должно быть достаточно кратким, ясным, раскрывающим суть исследования.
Аннотация
Аннотация – краткое изложение содержания (объемом 200-300 слов). Несмотря на то что она следует сразу за названием, ее задача – заинтересовать читателя. Напишите аннотацию только по завершении работы.
Перед аннотацией указываются сведения об авторах – фамилия и инициалы, степень, звание, кафедра, вуз.
Ключевые слова
Предназначены для осуществления поиска статьи в электронных базах данных в Интернете. Чтобы читатели, интересующиеся вашей темой, могли найти исследование и ознакомиться с ним, грамотно составляйте список основных терминов и словосочетаний, определяющих суть. Слова перечисляются через запятую.
Введение
Формулирование темы, предмета, объекта, цели и задач работы (не более 10% от общего объема текста). Во введении следует раскрыть актуальность научного исследования, оригинальность авторского подхода; подвести читателя к цели научной работы, обосновать ее значимость.
Основная часть
Собственно материал исследования (примерно 80% общего текста). Содержит три подраздела:
Заключительная часть
Краткие обоснованные выводы по исследованию, здесь подчеркивается значимость полученных результатов и прогнозы. Автор делает заключение, в котором указывает, была ли достигнута поставленная им в начале работы цель. Как правило, эта часть занимает не более одной стандартной печатной страницы.
Список литературы
В нем указываются все источники (например, документы) и литература (книги, статьи, интернет-ресурсы), использованные в ходе работы. Размещается в алфавитном порядке. Чтобы правильно оформить список, ознакомьтесь с требованиями издательства, в которое планируете отправить заявку на публикацию (они могут различаться).
Куда направить статью для публикации
Журнал выбирается в соответствии с дисциплиной и темой исследования. Если вы уверены, что работа заинтересует аудиторию издания, отправляйте ее в издательство электронной почтой, прикрепив к ней заявку на публикацию. Не забудьте указать контактные данные и персональную информацию об авторе.
После этого необходимо дождаться ответа с рецензией. Российские издания, принимающие в печать обзорные статьи и научные исследования:
Какие темы для научных статей выбрать?
Если вам необходимо написать статью в научный журнал, выберите тему, которая действительно представляет интерес не только для вас, но и для научного сообщества в целом. Читатель всегда интуитивно чувствует заинтересованность автора, его увлеченность, кроме того, это позволяет написать более качественную статью.
Как студенту написать первую научную статью. Инструкция 188185
*** НЕ СТУДЕНТАМ НЕ ЧИТАТЬ! ***
Привет, студент! Этот текст для тебя. Любимая кафедра требует от тебя опубликовать научную статью, а ты не знаешь даже, с чего начать? «Молодой ученый» сделал для тебя простую и понятную инструкцию.
Мы ответим на пять вопросов:
Вопрос первый: «Зачем писать?»
Здесь все просто. Студенты делятся на две разновидности.
20% студентов занимаются наукой потому, что им интересно заниматься наукой. 80% студентов занимаются наукой потому, что так хочет зав. кафедрой, декан или руководитель диплома. Обычно давление на студента возрастает, когда приближается защита диплома или другое важное событие.
Еще один важный сценарий – будущее поступление в магистратуру. То есть, если ты хочешь поучиться еще пару лет и стать магистром – без научных публикаций никак.
Вопрос второй: «О чем писать?»
Если ты из первых 20%, то у тебя такого вопроса не возникнет. Ты с интересом занимаешься какими-то проектами, проводишь исследования и получаешь всякие интересные результаты. Об этих исследованиях и результатах и будут твои статьи.
А вот для оставшихся 80% вопрос «О чем писать статью. » – более чем актуальный. Даем три беспроигрышных варианта.
Первый вариант: если ты уже дипломник, пиши по теме диплома. Более удобного варианта быть не может. Тебе так или иначе придется разобраться с темой и подготовиться к защите. Ты в любом случае напишешь пятьдесят, семьдесят или сколько там еще страниц диплома. Дополнительные пять или десять страниц статьи по той же теме? Пффф.
Второй вариант: если ты еще не дипломник, а статья уже нужна. Вспомни тему какого-нибудь своего курсовика – и пиши об этом. Только, пожалуйста, НЕ НАДО просто выдирать кусок курсовика в отдельный файл и называть это научной статьей! Это плохо. Просто используй знакомую тему.
Третий вариант подойдет, если ты когда-то выступал на студенческой конференции. Вспомни, о чем ты там говорил, найди свою презентацию – и используй для вдохновения.
Вопрос третий: «Когда писать?»
Лучше, конечно, заранее.
Но, если так получилось, что приходится писать статью в последний момент, – найди журнал, который сможет опубликовать твою научную статью максимально быстро. Например, журнал «Молодой ученый» выходит еженедельно, а справки о публикации предоставляет в течение нескольких секунд после оплаты.
Вопрос четвертый: «Как писать?»
Когда ты знаешь, о чем будешь писать (хотя бы примерно), можно начинать.
Можно сходить в библиотеку: даже в XXI веке хорошие книги никто не отменял. Поищи по каталогу или попроси помочь библиотекаря.
Ну и как там говорил нам Гоголь? «Возьмите хорошенькое перышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните…». Так же и ты. Открой Word – и начинай писать.
Вопрос пятый: «Как опубликовать?»
В течение нескольких дней твою статью прочитает специально обученный человек – рецензент. Если статья совсем плохая, то ее вернут тебе на доработку. Если же ты проделал хорошую работу, то…
Также рекомендуем прочитать
Обзор лучших статей «Молодого ученого» №34 (324)
Очередной номер научного журнала «Молодой ученый» не заставил себя ждать. В этот раз мы снова столкнулись с проблемой недостатка качественных введений и заключений. Зато приятно порадовала тенденция к увеличению грамотных аннотаций (в нынешнем обзоре их будет вдвое больше, чем обычно). Рассмотрим лучшие образца мета-данных и дадим рекомендации по их усовершенствованию.
Как сформулировать ключевые слова научной статьи
Часто авторы статей недооценивают важность ключевых слов, считая, что это просто одно из формальных требований редакции. Это неправильно. Потратьте полчаса на вдумчивое составление ключевых слов — и ваша статья привлечет гораздо больше заинтересованных читатей.
Как получить доцента и профессора
Плох тот аспирант, который не мечтает стать доцентом, и тот доцент, который не стремится получить профессора. Поэтому часто возникает вопрос, как это сделать. Понятия «доцент» и «профессор» многозначны: они могут означать и должность, и ученое звание. Издательство «Молодой ученый» выясняет, в чем различия должности и ученого звания, каким образом можно получить доцента и профессора, какие требования к ним предъявляются.
Как написать научную статью и опубликовать ее
Как написать научную статью и опубликовать ее
Рекомендации от преподавателей московских вузов
Поступаете ли вы в магистратуру, готовитесь ли к конференции, подаете ли заявку на грант – вам потребуются опубликованные научные статьи. Как правильно их написать и опубликовать в научных журналах, нам рассказали преподаватели крупных московских вузов – НИУ ВШЭ, МГИМО, РЭУ им. Г В. Плеханова.
КонсультантПлюс: Зачем студенту уметь писать научные статьи? Где ему этот навык может пригодиться? Где требуются опубликованные научные статьи?
Во-первых, уже в процессе обучения в бакалавриате необходимо формировать собственное портфолио, которое включает различные достижения студента во время его учебы в вузе. Наличие опубликованных научных статей значительно повышает рейтинг студента. Многие вузы еще на выходе на защиту выпускной квалификационной работы при оценке учитывают наличие опубликованных статей.
Во-вторых, для поступления в магистратуру часто при расчете проходного балла в критериях устанавливается такой параметр как наличие опубликованных статей. Например, в Высшей школе экономики при поступлении на магистерскую программу «Адвокат по гражданским и уголовным делам» мы в критериях портфолио установили такой параметр как публикации в научных журналах в области юриспруденции и оцениваем представленную публикацию до 10 баллов в зависимости от рейтинга журнала.
Это существенный момент, поскольку повышает шансы абитуриента поступить в престижный вуз на бюджетное место. Я своим студентам на курсе «Гражданское право» советую уже на начальном этапе задуматься о дальнейшей своей судьбе, о выборе направления магистратуры и, соответственно, о необходимости начать исследование и попробовать облечь собственные научные выводы в форму научной статьи. Это позволит в процессе учебы собрать свое портфолио.
Особо подчеркну, что при поступлении в аспирантуру наличие опубликованных научных статей обязательно.
В-третьих, сегодня существует развитая система финансирования научных исследований в виде грантов, выделяемых различными фондами и иными организациями, а также вузами. При заполнении заявки на грант один из обязательных пунктов – наличие у претендента публикаций.
Екатерина Юрьевна Воронова, заведующая кафедрой учета, статистики и аудита МГИМО: Умение писать научные статьи необходимо тем студентам, которые собираются заниматься научной работой. Публикации в изданиях из списка Высшей аттестационной комиссии (ВАК) требуются при поступлении в аспирантуру.
Научные работы желательны и для тех, кто выбрал для себя практическую деятельность: написание статей способствует развитию навыков работы с документами, повышает аналитические способности и общий интеллектуальный уровень.
Турищева Татьяна Борисовна к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение» Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова: К сожалению, не все студенты понимают важность публикации научных статей. Это одна из ступеней научной карьеры.
Во-первых, написание научной статьи повышает грамотность и развивает логическое, критическое мышление. Вы учитесь обрабатывать, систематизировать и анализировать большой объем информации, четко и ясно выражать, аргументировать свою собственную позицию. Данные навыки ценятся в любой профессиональной сфере.
Во-вторых, углубленное изучение определенных вопросов позволит студенту, наряду с крупными специалистами в той или иной сфере, участвовать в научных дискуссиях, конференциях, форумах и семинарах. Большое количество научных наработок может перерасти в проект, грант и даже в книгу, чем может похвастаться не каждый научный деятель. Кроме того, действительно ценные по содержанию научные статьи являются настоящим вкладом в развитие науки.
В-третьих, написание статей является одним из основных критериев отбора в магистратуру и аспирантуру, поэтому если вы определились со своим будущим направлением, то не стоит затягивать. В большинстве случаев написать статью с первого раза не получится, необходимы тренировки.
В-четвертых, даже если вы не хотите связывать свою будущую профессию с наукой, не собираетесь поступать в магистратуру, аспирантуру, становиться преподавателем, то написание статьи может помочь в самореализации.
За статьи студенты могут получить денежные вознаграждения (различные стипендии), вы можете стать обладателем звания стипендиата, которое поможет в дальнейшем продвигаться по карьерной лестнице. Например, один студент, став обладателем медали РАН и стипендиатом благотворительного фонда им. В. Потанина, после окончания университета, когда все деньги от стипендий уже давно были потрачены, открыл свое собственное дело, а в офисе оборудовал стену со своими грамотами и достижениями. На вопрос «зачем?», он отвечает, что это вызывает больше доверия к нему как к профессионалу.
Наличие хорошей публикации — один из основных критериев, по которому вас будут оценивать, если вы соберетесь перед дипломом полгода стажироваться по специальности в другом регионе, городе, вузе или просто планируете попасть в аспирантуру.
Если подытожить все сказанное, то можно сделать однозначный вывод – публиковаться студентам нужно, чтобы о вас узнали как можно больше в научной и общественной среде. А еще за публикацию можно деньги получить и направить их на реализацию проекта и для дальнейшего развития. А без публикации, ее обсуждения, критики или одобрения развития не произойдет.
Когда статья опубликована, она становится доступной. Ее могут прочитать все желающие, кто интересуется этой тематикой. Ее читают такие же молодые ученые, как и вы. Если работу признают успешной, то авторитет ваш вырастет. При публикации в зарубежных изданиях есть шанс получить оценку еще и международного научного сообщества.
КонсультантПлюс: С чего нужно начинать написание научной статьи? Как выбрать тему? Какой должна быть структура, оформление?
И.А. Емелькина (НИУ ВШЭ): Структура статьи, требования к ее оформлению, как правило, определяются журналом или специальным изданием (сборником статей, сборником тезисов конференции и т.п.). Исходя из собственного опыта, могу сказать, что требования редсоветов, как правило, сводятся к двум основным подходам к структуре: с разделением на отдельные разделы или без специального выделения самостоятельных частей.
Российские журналы часто не устанавливают требования о разделении статьи на отдельные части со специальным названием. Зарубежные журналы, напротив, требуют создания четкой структуры с обозначением отдельных частей работы. Даже при загрузке в электронном режиме статьи на сайт зарубежного журнала, в том числе рецензируемого в Scopus или Web of Science, часто требуется загружать отдельным файлом каждый раздел работы.
В рамках статьи рекомендуется осветить:
Наиболее важными в статье являются авторские выводы, к которым исследователь пришел в ходе анализа, и его предложения по разрешению задачи, которую он поставил в начале исследования.
Особую актуальность имеет исследование введенных в законодательство или предлагаемых к введению новых правовых институтов, в том числе заимствованных из зарубежных правопорядков. Можно подготовить интересную сравнительно-правовую статью.
Посоветую студентам выбирать тему исходя из собственных научных интересов и предпочтений, чтобы заниматься изучением той области, в которой хотелось бы дальше заниматься профессионально. Кому-то по душе уголовное или налоговое право, а кто-то видит себя специалистом по гражданскому или трудовому праву, в области международного права или криминологии.
Е.Ю. Воронова (МГИМО): Статья должна быть по теме исследования, над которым студент планирует работать в аспирантуре. На подготовительном этапе желательно ознакомиться с другими работами по выбранной проблематике. Структура работы и оформление статьи зависят от требований журнала, в котором студент собирается публиковать статью.
Т.Б. Турищева (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Написание научной статьи – дело трудоемкое, требующее значительных временных и интеллектуальных затрат. Принимаясь за статью, вы можете быть в растерянности, не зная с чего начать. Кто-то сначала пишет аннотацию (краткое резюме), другой пропишет материалы и методы, третий начинает с выводов, а кто-то готовит иллюстрации и таблицы, отображающие результаты работы. Это каркас работы, вокруг которого будет строиться повествование. Не важно, с чего начнете вы: все неоднократно придется переделывать. Но есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.
Аннотация (abstract) часто пишется раньше других разделов. Аннотации нужны для заявок на гранты, их требуют для регистрации на конференции. Пишут их, как правило, задолго до появления финальной версии научной работы и собственно статьи, которая подведет все итоги и обобщит. Это нормально: постановка проблемы становится ясна намного раньше, чем бывает сформулировано ее решение и перепроверены все доказательства. Чтобы ваша работа была доступна для поиска и качественно индексировалась поисковыми движками, ваш abstract должен содержать все релевантные ключевые слова (теги).
Научные статьи все чаще печатают в интернет-изданиях, не имеющих бумажной версии, а свежие работы, как правило, ищут по ключевым терминам, поэтому включение релевантных тегов в название статьи и аннотацию крайне важно. Чем чаще вашу работу будут находить, тем большую известность приобретут ваши идеи и находки, тем чаще на нее будут ссылаться, таким образом повышая ваш индекс цитируемости. Если вы не являетесь ученым с мировым именем и хотите, чтобы вашу работу заметили, стройте резюме так, чтобы именно ваша статья выдавалась в ответ на поисковые запросы вашего потенциального читателя. Ваша статья должна находиться по списку тегов, на которые можно подписаться. Кажется, это трудно, но все приходит с практикой.
Язык и стиль. Перед написанием статьи полезно ознакомиться с работами других, более опытных авторов. А когда написали, покажите ее научному руководителю или людям, которые могут оценить ее с точки зрения русского языка: филологам, лингвистам, журналистам. Они могут не понять сути вашего исследования, но увидят, последовательно ли изложены мысли, есть ли в тексте четкость, логичность, гармония. Самостоятельно это сделать бывает сложнее, чем кажется на первый взгляд. Все-таки «правильные слова в правильном порядке» — это уже поэзия. А в научной статье очень важно изложить мысль понятно, поэтому стоит прислушаться к опыту тех, кто работает со словом.
В процессе написания думайте, что еще следует из гипотезы, ищите связи, аналогии, развивайте свои выводы. Это позволит сделать интереснее изложение и расположит читателя. Искусству писать стройные понятные тексты можно научиться!
Заголовок. Как статью вы назовете, так она и поплывет. Выпуская свое творение в свободное плавание, необходимо помнить, что судьба его во многом зависит от заголовка. Во-первых, он должен соответствовать теме, а во-вторых, содержать, как и аннотация, важные ключевые слова, по которым легко можно найти вашу работу. Ориентируйтесь на круг ваших потенциальных читателей, в названии упомяните более общий вывод/тему вашей работы и не увлекайтесь сокращениями. Название должно звучать убедительно и весомо, вызывать интерес и любопытство.
Русский или английский. Считается, что международная, уважаемая наука выступает на английском языке. Некоторые ученые принципиально публикуются исключительно в отечественных журналах на родном языке, чтобы поднять престиж издания до международного уровня. К сожалению, они жертвуют своим рейтингом: международное научное сообщество не знает русского языка, не сможет прочитать их работу и оценить их вклад.
Но если вы поставили перед собой маленькую, простую и ясную задачу, допустим, в рамках курсовой или дипломной работы, хорошо с ней справились, но результаты недостаточно новы или существенны для публикации в высокоцитируемом/конкурентном журнале, такую работу логично напечатать в отечественном издании. К тому же, в российских журналах требования к публикациям ниже.
Индекс цитирования и импакт-фактор. Степень «научной великости» напрямую зависит от количества публикаций и их цитирования. Так чем же руководствоваться при выборе издания? Прежде всего, учитывайте тематику журнала, а также различные индексы и рейтинги. Важно найти такой или такие журналы, которые наиболее подходят под тематику вашего исследования.
Затем стоит адекватно оценить уровень значимости и качество вашей работы, сравнив ее с другими статьями в данном издании, и подумать, действительно ли заинтересуются редакторы журнала вашей работой. Также важно обратить внимание на индекс цитирования и импакт-фактор (IF), который равен среднему количеству ссылок на статью в данном журнале за два года. Именно по IF журнала, в котором статья опубликована, будут оценивать вашу успешность.
Количество читателей у журналов с высоким IF выше, а значит, о вашей работе узнает больше ученых.
Индекс цитирования и импакт-фактор чрезвычайно важны, но в некоторых случаях целесообразнее отдать свою статью в журнал с меньшим показателем. Это касается тематических изданий, которые могут иметь большое влияние, но при этом импакт-фактор небольшой величины, а также ситуаций, когда важнее напечатать работу раньше, чем это сделает ваш конкурент.
Литература. Дурным тоном считается:
КонсультантПлюс: Обязателен ли при написании статьи научный руководитель, какова его роль?
Между руководителем и учеником выстраиваются партнерские отношения, предполагающие совместную выработку стратегии. Однако, очевидно, что руководитель лишь направляет студента, а научные идеи и авторство будет раздельное. Могут быть и статьи в соавторстве руководителя и студента (как раздельном, так и нет). Однако если потом студент выходит на защиту научной работы в магистратуре или аспирантуре, ему нужно доказать свое авторство, отсутствие заимствования у руководителя и раздельность идей. Недавно был случай: автор защищенной диссертации в экспертном совете ВАК не смог доказать отсутствие заимствования на опубликованные в соавторстве с руководителем статьи и его обвинили в плагиате.
Е.Ю. Воронова (МГИМО): Научный руководитель желателен. Как минимум, он может подсказать, какие работы следует прочитать студенту.
Т.Б. Турищева (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Научный руководитель играет важную роль, т.к. он имеет глубокие научные знания по своей специальности, обладает богатым опытом научной работы, ее организации. Он помогает студенту в любых вопросах, начиная от выбора и постановки цели статьи и заканчивая помощью в подготовке и опубликовании самой статьи.
Это очень значимо, т.к. при написании и публикации первой статьи молодые ученые испытывают серьезные затруднения, часто психологического характера: страх, неуверенность или, как это еще называют, паралич перфекциониста. Научный руководитель поможет студенту приобрести навыки исследователя, вникнуть в теоретические и практические аспекты, расширить источники и максимально раскрыть тему работы.
К тому же, авторитет научного руководителя может внести свой вклад в положительную оценку работы студента.
КонсультантПлюс: Как выбрать научный журнал для публикации научной статьи? Какие журналы считаются авторитетными в научных кругах? Как опубликовать в них статью? Стоит ли публиковать научные статьи за фиксированную плату в научных журналах?
И.А. Емелькина (НИУ ВШЭ): При выборе журнала необходимо учесть его тематику и профиль. Например, в сфере юриспруденции представлен большой перечень журналов, в том числе гражданско-правовой направленности: «Вестник гражданского права», «Вестник экономического правосудия», «Закон», «Гражданское право», «Нотариус», «Наследственное право» и др. Есть журналы уголовно-правого профиля, в сфере конституционного или международного права и т.д. Многие журналы публикуют статьи по разным областям исследований (разнопрофильные), надо смотреть, какие рубрики они предлагают. Это, например, журналы «Законодательство», «Правоведение», «Юрист», «Законы России».
Журналы, которые я перечислила, имеют высокий рейтинг. И, как правило, в них публикуют статьи, в которых у студента имеется серьезный научный задел. Часто студенту тяжело получить рекомендацию для такого журнала. Но это высокая планка, к которой надо стремиться. Опубликованная статья в высокорейтинговом журнале открывает перед молодым исследователем путь в научную среду. Фамилия автора хорошей научной статьи запомнится, его будут знать, будут ссылаться, у автора появится собственный индекс научного цитирования.
Рейтинг журнала можно посмотреть по индексации в РИНЦ, а также на сайте в eLIBRARY.RU.
Особую категорию занимают журналы, включенные в так называемый перечень ВАК, т.е. рекомендованные Высшей аттестационной комиссией для опубликования научных работ для присвоения ученой степени. Наличие статьи в журнале ВАК нужно при поступлении в аспирантуру. В ВШЭ даже при поступлении на отдельные магистерские программы присваивается высокий бал за статью в журнале ВАК.
Но на первых этапах научной работы надо попробовать отправить статью в более популярные в студенческих кругах сборники статей (тезисы конференций) отдельного вуза или факультета, в журналы, предлагаемые для опубликования студенческих статей или статей магистрантов.
Отдельные вузы сейчас формируют свой собственный перечень журналов, публикация в которых учитывается при поступлении в аспирантуру, а при выходе на защиту кандидатской диссертации дает дополнительные баллы для портфолио. Например, в ВШЭ есть белый список и черный список журналов, публикация в последнем не учитывается вообще. Кстати, одним из критериев включения журнала в черный список является взимание платы с автора за публикацию. Поэтому, если журнал устанавливает тарифы за публикацию, подумайте, стоит ли отдавать в такое издание свою статью.
Е.Ю. Воронова (МГИМО): Вопрос непростой. С одной стороны, студенту следует ориентироваться на перечень журналов ВАК. С другой, многие вузы рассылают преподавателям списки журналов, включенных в перечень ВАК, публиковаться в которых не следует.
Т.Б. Турищева (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Студентам не рекомендуется начинать с публикации в серьезных научных изданиях. Их обязательно рецензируют профессионалы. Поэтому шансы, что вашу статью одобрят, да и еще с первого раза, очень малы. Но она может быть проверена и отправлена на доработку. Это неплохо.
Для студентов-бакалавров лучше начать публиковаться в изданиях своего учебного заведения. Как правило, в любом вузе есть свои издания: журналы, газеты, вестники. Если таких изданий нет, можно самостоятельно присоединиться к публикациям другого учебного заведения или научной организации. В общем, там, где принимают работы студентов и аспирантов. Об этом можно узнать и по месту учебы. На кафедры поступает официальная информация о разных изданиях, принимающих статьи студентов и аспирантов вузов. Студенты-магистранты и аспиранты могут также опубликовать свои статьи в сборнике научных трудов. Они могут быть как самостоятельными выпусками, так и по результатам проведенных научных конференций. Такие мероприятия проводятся довольно часто, нужно просто знать место проведения и вовремя успеть подать свою работу в этот сборник.
Для начала можно взяться за публикацию тезисов доклада в сборнике материалов студенческих научно-технических конференций. Поскольку к таким публикациям предъявляются не слишком большие требования, то это очень хорошая возможность попрактиковаться для приобретения опыта написания статей.
Существуют также и интернет-конференции, имеющие свои электронные сборники материалов. Участие и в тех, и в других конференциях помогает найти журналы для публикации статей.
Публикация во всех перечисленных изданиях довольно проста и доступна для авторов, поскольку для этого не нужны слишком большие научные познания. Главное – правильно выбрать издание, где вы хотите опубликоваться. Для этого нужно честно оценить уровень своей статьи и определиться с целью вашей публикации. Например, это может быть статья для получения баллов по какому-то предмету для сдачи зачета либо экзамена.
Когда вы решите все эти вопросы, можно смело браться за написание статьи.
Магистрантам, аспирантам лучше публиковаться в ВАКовских изданиях. Существует перечень журналов ВАК, в которых могут публиковаться результаты диссертационных работ на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. Лучше искать такой список на официальном сайте, поскольку в него периодически вносят изменения. Если это не ВАКовское издание, то в России, например, рекомендуют, чтобы журнал был включен в базу РИНЦ и чтобы он был официально зарегистрирован в России и имел международную регистрацию с присвоением ISSN.
Научная деятельность ценится всегда и везде. Молодым научным деятелям необходимо развиваться и двигать научный прогресс вперед. Их исследования могут помочь другим создавать свои методы, методики, теории и т.д.Многие научные журналы публикуют статьи на платной основе, поскольку они не поступают в продажу. Они выкупаются либо самими авторами, либо заинтересованными лицами. А вузы публикуют свои журналы иногда бесплатно.
КонсультантПлюс: Какие еще полезные рекомендации можете дать студентам, которые хотели бы научиться писать хорошие научные статьи?
Я также рекомендую активно использовать материалы сайтов профессиональной юридической направленности, где публикуют аналитику по насущным правовым проблемам. Собранную информацию можно использовать при написании своих эссе, рефератов, курсовых работ. Постепенно появится материал и для интересной научной статьи. Дальше это ВКР или магистерская работа.
Навыки, полученные при написания статьи, будут полезны и в дальнейшей профессиональной деятельности: у юриста очень много письменной работы. Это не только договорная или судебно-претензионная работа, но и составление различных экспертных заключений, для многих, возможно, законотворческая работа, пояснительные записки к проектам нормативных актов и др. Очевидно, что в практике используется деловой стиль, элементы которого вы отрабатываете в учебном процессе и при написании научных работ.
Е.Ю. Воронова (МГИМО): Чем больше пишешь, тем лучше получается.
Не нужно писать просто для себя. Если это научный труд/результаты исследований, то без публикации где-либо они не могут таковыми называться. Это будут работы, которые никто не читал и не проверял. Они недоступны другим исследователям. Они не могут иметь ценность.
Если вы желаете строить научную карьеру, то все, что вы придумали, изобрели, необходимо представить на суд отечественных и/или зарубежных ученых. Итогом этого суда станет либо принятие/подтверждение, либо опровержение публикации.Опубликованные работы сравнивают с другими подобными. Их могут использовать при составлении проектов будущих исследований или создании новых концепций. Возможно даже ваши наработки кто-то использует в своих трудах по данной тематике и доработает их.
А можно посмотреть с другой стороны. Известно, что каждому ученому не просто хочется сделать открытие, но и чтобы о нем узнало как можно больше людей. Сделать это возможно только при помощи публикации, где автор раскрывает со всех сторон суть предмета своих исследований.
Опубликованная статья — мерило вашей зрелости и профессионализма как ученого. Она показывает, что вы можете поставить и решить нетривиальную научную проблему. Поскольку научная статья — это публикация новых результатов, она также отражает способность находить новые вопросы и/или нестандартные пути решения уже существующих.Какие бы вы великие ни были, если вы про это никому не расскажете, про это никто и не узнает. И смысл данной фразы не сводится к известной поговорке «сам себя не похвалишь— никто не похвалит». Для других ученых и специалистов ваши находки могут иметь большую ценность и повлиять на их исследования. Но если их не публиковать, научное сообщество может не узнать о значимом открытии.
Публикация статей в уважаемых научных журналах — не просто средство создания хорошего имиджа ученого, это неотъемлемая составляющая его деятельности, играющая исключительную роль в его карьере.