Методические рекомендации на тему «Как написать сценарий мероприятия»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
на тему: «Как написать сценарий массового мероприятия»
методист МБУДО Детско-юношеский центр
Данные методические рекомендации предназначены педагогам дополнительного образования, методистам, педагогам – организаторам, учителям общеобразовательных учреждений для организации и проведения внеурочных воспитательных мероприятий.
Сценарий мероприятия – самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий – конспективная, подробная запись мероприятия: праздника, отчетного концерта, любого дела. Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение.
Подготовка массового мероприятия требует творческого подхода, гибкого мышления педагога, постоянного поиска нестандартных решений.
При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности участников. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы.
Подготовка и проведение любого массового мероприятия включают несколько этапов.
1. Подготовительный этап :
— определение темы мероприятия, его названия и целевого назначения;
— составление программы массового мероприятия;
— формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, опросы и т.д.);
— реклама массового мероприятия.
— написание сценария массового мероприятия;
— проведение массового мероприятия.
3. Заключительный этап:
— оценка эффективности массового мероприятия.
При разработке и составлении сценария рекомендуется использовать следующую структуру.
— полное наименование учреждения (например: МБУДО ДЮЦ);
— форма и название мероприятия;
— Ф.И.О. автора полностью, должность;
— город, год написания.
Титульный лист оформляется на одной стороне листа формата А 4. Шрифт – 14, междустрочный интервал – 1,5 см, поля – 1,5-2 см.
2. Пояснительная записка.
Пример: данная методическая разработка предназначена для проведения массового мероприятия с театрализованным представлением и конкурсной программой.
Дата и место проведения.
Организаторы (кто проводит мероприятие).
Цель мероприятия : (например: укрепление семейных отношений, воспитание патриотических чувств и т.д.).
Нужно помнить, что существуют определенные требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленной цели:
1. Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, оно должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.
2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие в мероприятии.
3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».
4. При проведении мероприятия нельзя ориентироваться на заниженный или завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно.
5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Дети младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.
6. Мероприятие не должно быть «мероприятием» ради «мероприятия». Активное применение игровых и занимательных форм способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей детей и подростков.
1. Обучающие: (например: расширение кругозора обучающихся);
2 . Развивающие: (например: развитие толерантности, логического мышления, творческого воображения, ловкости и находчивости);
3. Воспитательные: (например: воспитание взаимоуважения, взаимовыручки, смекалки).
Методы и формы реализации задач : в процессе подготовки и проведения мероприятия использовались разные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Применялись индивидуальная и коллективная формы работы с обучающимися с использованием технических средств обучения.
Рекомендуемый возраст : (например: команда детей младшего школьного возраста и команда пап).
Форма проведения мероприятия: (например: театрализованное представление, праздничная программа, викторина, познавательная игра, соревнование, конкурс и т. д.).
Музыкальное сопровождение: (перечислить все музыкальные произведения)
Наглядное оформление: (например: презентация с названием и указанием автора, плакаты, украшение помещения и т. д.)
Дидактический, раздаточный материал: (название, количество).
Технические средства обучения : п еречисляем оборудование, необходимое для проведения массового мероприятия: медиапроектор, экран, столы, стулья, музыкальный центр, фонограмма музыки и т. д. При необходимости указываем количество.
Декорации. Реквизит. Атрибуты.
Методические советы по проведению.
В произвольной форме указываем, какие необходимо провести предварительные организационные мероприятия: раздать роли (кому), в какой периодичности проводить репетиции (и нужны ли они вообще), как собрать зрителей, кто должен быть ведущим, когда лучше проводить мероприятие т.д.
3. Ход (структура) мероприятия.
Полный текст ведущих и действующих лиц.
1-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (текст оформляется курсивом)
Оформляется в алфавитном порядке согласно ГОСТу.
К сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материалы с вопросами и заданиями и т. д.
Анализ итогов мероприятия организуется в ближайший день после мероприятия, пока у участников еще свежи впечатления и сохранились «следы» общих переживаний.
Разговор в стиле «понравилось — не понравилось» не принесет большой воспитательной пользы. В центр обсуждения итогов мероприятия следует поставить вопросы:
— в чем изменил свое представление об этой проблеме;
— что привлекло тебя в подготовке к мероприятию;
— что, на твой взгляд, стоило сделать иначе и почему;
— твои предложения с целью планирования мероприятия на будущее.
Составление и оформление сценария массового мероприятия. Учет посещений
Предлагем вашему вниманию методическое пособие, которое поможет сориентироваться в этапах подготовки и проведения массового мероприятия, оформлении сценария и ведении учета посещений. Приведенная схема анализа (самоанализа) позволит определить эффективность и результативность проведенного мероприятия, выявить наиболее удачные и неудачные моменты.
В пособии в качестве приложения дан словарь форм массовой работы, в который вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и инновационные, недавно появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.
В пособии использован материал муниципального учреждения «Буденновская городская централизованная библиотечная система», который обработан и дополнен менеджером межбиблиотечного информационно-библиографического обслуживания МБУ «ЦБС» О. В. Жуклёнковой.
Составление, оформление сценария массового мероприятия
Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно, благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению.
Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание. Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение для каждого библиотечного работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки. К тому же, владение навыками оформления и написания сценария — универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.
Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария — занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания некоторых правил и основных требований.
Так, при подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.
Подготовка и проведение любого массового мероприятия включают несколько этапов:
Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении массового мероприятия в библиотеке. Сценарий позволяет четко спланировать все этапы мероприятия и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи.
При разработке и составлении сценария рекомендуем использовать следующую схему:
Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: введение, основная часть, заключение.
Введение включает вступительное слово, в котором раскрывается смысл темы; поясняется основная цель, условия; представляются участники, члены жюри или гости.
В основной части определяется уровень информированности и актуализации проблемы (темы): проводится мини-опрос участников; предоставляется информация по теме мероприятия, стимулируется познавательная деятельность. Интерактивные формы мероприятия позволяют продемонстрировать участникам применение теоретических и практических знаний, полученных на мероприятии, в ходе выполнения заданий ведущего, участия в конкурсах, викторинах.
Заключительная часть включает обсуждение, рефлексию, вывод, резюме, результат, подведение итогов и награждение победителей.
Требования к оформлению сценария
На титульном листе сценария (по возможности — иллюстрированном) необходимо указать:
Титульный лист оформляется на одной стороне листа формата, А 4. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом, А 4 (возможен электронный вариант). Кегль — 14, междустрочный интервал — 1,5 см, поля — 1,5–2 см.
Сценарий мероприятия — это «художественное произведение» библиотекарей-сценаристов, кропотливая работа по написанию конкретных текстов ведущих и других его участников. Сценарий дает возможность не только ознакомиться заранее с репликами и ремарками, но и прогнозировать ход мероприятия.
В конце сценария приводится список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, место и год издания, количество страниц).
К сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями и т. д.
Сценарный план массового мероприятия
Сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для четкой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. Необходимо помнить, что план носит исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий (программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных документов ложится на плечи организаторов.
Предлагаем вам познакомиться с примерным сценарным планом с той целью, чтобы иметь представление, в каком порядке проходят мероприятия.
Примерный сценарный план мероприятия
Название: «Читаем детям о войне»
Форма: заключительное мероприятие акции чтения
Дата и время проведения: 7 мая 2014 года в 11.00.
Продолжительность: 1 час.
Место проведения: Спасская сельская библиотека
С кем совместно проводится мероприятие: с ГБОУ СОШ № ___, Советом ветеранов…
Организаторы: Спасская сельская библиотека
Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов литературы о Великой Отечественной войне.
Участники: дети в возрасте от 12 до 15 лет.
Почетные гости: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, известные люди, родители детей, имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти.
10.45–11.00 На экране демонстрируется слайдовая электронная презентация с музыкальным сопровождением «Этот День Победы».
11.00–11.10 Ведущий открывает мероприятие рассказом о значении Дня Победы, о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Ведущий представляет почетных гостей. Одному из них предоставляется приветственное слово.
11.10–11.11 Ведущий объявляет минуту молчания.
11.12–11.30 Театрализованный сюжет по книгам о войне.
11.30–11.40 Читателям предоставляется возможность поделиться своим мнением о прочитанных произведениях.
11.40–11.45 Поздравление ветеранов.
11.45–11.50 Подведение итогов, награждение победителей, выражение благодарности участникам и гостям мероприятия.
Организация учета посетителей массовых мероприятий
Единицей учета посетителей массовых мероприятий библиотеки является лицо, посетившее мероприятие и зарегистрированное в документах, принятых в библиотеке, — паспорте массового мероприятия.
Паспорт массового мероприятия
Дата и время проведения |
Продолжительность мероприятия (час, мин) |
Форма мероприятия |
Название мероприятия |
Место проведения |
Количество присутствовавших, всего |
Содержание или составные части мероприятия |
Организация документной выставки при проведении мероприятия (название). Подробнее в паспорте выставки. |
Использование технических средств при организации и проведении мероприятия |
Подразделения, участвовавшие в подготовке и проведении мероприятия, и Ф.И.О сотрудников |
Ф.И.О. ответственного за учёт |
Учёт библиотечных мероприятий
Единицей учета библиотечных мероприятий является одно мероприятие – устный обзор, день информации, экскурсии и т. п., зарегистрированное в документации (паспорте массового мероприятия, в дневнике работы).
Комплексное мероприятие, включающее одновременное использование различных форм массовой работы, учитывается как одно мероприятие.
При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячника и др.) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.
При проведении совместного мероприятия двумя и более библиотеками (или отделами библиотеки), данное мероприятие учитывается только той библиотекой (отделом), которая (ый) была инициатором и осуществляла подготовку сценария мероприятия.
Учет массовой работы библиотеки ведется в 3-й части дневника соответствующего структурного подразделения библиотеки, куда заносятся сведения о каждом мероприятии.
мероприятия и тема
Учёт посещений массового мероприятия ведется на основе паспорта массового мероприятия, который заполняется библиотечным работником, ответственным за его проведение.
В библиотеках, имеющих структурные подразделения, учёт массовых мероприятий ведется в дневнике работы соответствующего подразделения.
После проведения массового мероприятия, заполнения паспорта и 3-й части дневника, сведения о количестве посещений массового мероприятия заносятся в 1-ю часть дневника, в раздел «Количество посещений. В том числе на массовых мероприятиях» за конкретный день.
Количество посещений | |
Всего посещений |