Как заполняется техническое задание на создание видео
Как правильно заполнять Техническое Задание на создание видеоролика? Рассмотрим ключевые пункты в брифе на рекламный ролик и как от них зависит конечный видеопродукт.
Ранее рассказывали, что такое бриф на создание видеоролика и зачем его в принципе заполнять. Если вы еще не читали статью, рекомендуем сначала с ней ознакомиться.
Итак, чтобы грамотно заполнить техническое задание на создание видеоролика, нужно знать два ключевых момента:
1) что за продукт рекламируете, кто целевая аудитория, позиционирование и конкуренты;
2) четко понимать цели, которых хотите добиться, заказывая видео.
Если по второму пункту относительно целей создания видео вы можете проконсультироваться с нами, то информацию о компании лучше вас никто не знает. Поэтому, если понадобится, уточняйте ее у коллег по ходу заполнения брифа на рекламный ролик.
Перед дальнейшим изучением статьи, скачайте документ по ссылке выше, чтобы ТЗ было перед глазами.
Подробнее о каждом пункте брифа
Первый вопрос — развернутое описание объекта рекламы.
Опишите продукт, бренд или услугу, про которую создаем видео. Здесь нет правил, как это делать — просто напишите как сумеете. Чем подробнее — тем лучше. Прикрепляйте ссылки, если есть — все изучим, и если чего-то будет не хватать — уточним, чтобы от и до понимать вашу деятельность.
Целевая аудитория. Важно, что нас интересуют не стандартные вопросы вроде пола, возраста и географии, а потребности вашего клиента, его желания, болевые точки, страхи и расстройства.
Обращаю внимание на вопрос “Что может ваш продукт из того, чего ваш клиент не знает?”. Речь идет о том, даете ли вы что-то клиенту сверх линии ожидания. Например, человек покупает только машину, а автосалон дарит ему еще и комплект резины, масел, расходников или дополнительные опции.
От описания целевой аудитории и ее потребностей зависит не только то, что мы будем говорить, но и как мы это сделаем — через картинку, образы, динамику, звуки и так далее.
Дальше. Проблема, которую решаете, и причины, по которым она возникает. Так как мы часто создаем объясняющие анимационные ролики для новых продуктов, этот пункт — ключевой для наших сценаристов для такого рода задач. Если у вас имиджевый ролик, пропускайте.
Иногда Заказчики не понимают вопроса “Какие способы ваши клиенты уже пробовали для решения своей проблемы?”. Имеется ввиду, что они делали до того, как пришли к вам?
Пример нашей компании: наши Клиенты, то есть вы, пробовали донести информацию через сайты, статичные презентации, контекстную рекламу и так далее. Именно их и записываем как ответ на вопрос.
Конкурентное окружение. Мы просим привести 5 основных коллег по цеху, чтобы изучить подробнее саму тему и понять, как мы можем наилучшим образом выделить вашу компанию среди них — с этим же связан следующий вопрос про отличия от конкурентов.
Напомню, что такое “позиционирование”. Многие неверно трактуют смысл термина. Какая ваша одна главная и узкая профессиональная специализация? Это не то, чем вы лучше, это то, чем вы отличаетесь.
Например, на нашем рынке видеопроизводства есть множество услуг. Мы отличаемся сильными компетенциями в создании анимационных видео для новых продуктов. Это наш главный профиль и потому, мы в нем одни из лучших.
Вопрос про цель видеоролика. Один из важнейших. Поймите, что цель — это не процесс. Часто в технических заданиях на создание видеоролика пишут: “информирование аудитории” или “презентация компании” или “реклама продукта”. Это все — не цель.
Пример цели: “увеличить в 3 раза продажи на сайте с помощью видео за месяц” или “привлечь к стенду компании на выставке на 50% больше трафика”.
Именно поэтому затем в брифе на разработку рекламного ролика спрашивается — каковы критерии достижения цели? По каким конкретно показателям поймете, что цель видеоролика достигнута? Это могут быть заявки, продажи, посещения и прочее.
Интересное наблюдение. Многим Клиентам сложно самостоятельно сформулировать цель. А если ее не сформулировать, то и достигнута она не будет. Или иногда ставят заоблачные цели, достигнуть которых с помощью ролика физически невозможно. Если вы сомневаетесь насчет цели, проконсультируйтесь с нами, и вместе ее правильно сформулируем в техническом задании на создание видеоролика и сделаем достижимой.
Есть закон: канал распространения видеоролика определяет содержание рекламного сообщения. Между видео для социальных сетей и видео для трансляции на выставке большая разница — отличается как зрительская аудитория, так и ситуация потребления видеоконтента.
Созданный видеоролик нужно использовать как можно чаще во всех возможных каналах, однако ставка все-таки делается на одну-две ключевые площадки. Напишите, какие площадки для размещения видео по вашему мнению самые эффективные в вашем бизнесе.
Затем давайте определимся, какая одна главная мысль должна остаться в голове у зрителя после просмотра? Ответ на этот вопрос позволяет нам держать фокус и при разработке сценария, и графики, и при настройке камеры в видеоролике и так далее. Это все обязательно скажется на финальном впечатлении и эмоциях зрителя, а значит, и на ваших продажах.
У каждого клиента свой запрос на разработку видеоролика для бизнеса, поэтому и критерии оценки видео разные. Выберите 1-2 критерия, по которым вы оцените созданное нами видео. Что для вас самое важное?
Теперь еще один из самых важных вопросов во всем брифе — примеры видеороликов, на которые ориентируемся, они же называются “референсами” (англ. — пример, ссылка). Вкратце объясните, почему вы выбрали каждый ролик как пример, тогда мы лучше поймем друг друга в вопросах стиля, подачи, динамики и так далее. По возможности, приведите и те примеры, которые считаете неудачными.
Избегайте неконкретных прилагательных вроде “красивый”, “интересный”, “впечатляющий” — лучше, если вы уточните — “вот в этом ролике нам нравится цветовая гамма, расположение элементов в кадре, пролеты камеры” и тому подобное.
Мы на всякий случай уточняем, нет ли какого-то особенного стиля, который вы хотели бы воплотить в своем проекте, поскольку некоторые Заказчики заранее четко знают, что им нужно. Не редко в штате компании таких Заказчиков есть арт-директор или иные специалисты по дизайну.
Напишите, если вам нужна живая съемка — тогда чуть позже зададим еще пару вопросов.
Длительность видео или хронометраж. Выберите длительность ролика, которую считаете оптимальной. Этот пункт напрямую связан с каналом распространения. В брифе на разработку рекламного ролика это архиважно, поскольку каждая секунда стоит денег не только в разработке, но и в дальнейшей ротации.
Теперь священная строчка, заполнение которой Заказчики избегают — это бюджет. Важно понимать, коллеги, что обычно мы даём не 1, а 3 варианта видеоролика в коммерческом предложении — вне зависимости от бюджета. Нам важно создать продающее видео, которое поможет вам заработать, даже если для этого придется придумать что-то нестандартное. А пока нужно понять, какие инструменты мы сможем использовать.
Вместе с техническим заданием на создание видеоролика мы можем прислать прайс, поэтому скорее всего у вас появится понимание бюджета. Работать будет проще, если вы озвучите хотя бы примерный бюджет — можете написать вилку от и до.
Особые пожелания. Если у вас есть фирменное графическое оформление — будем использовать его и в видеоролике.
Сценарий. Не беспокойтесь о сценарии — мы все сделаем сами. Если у вас есть идеи и наработки — с радостью выслушаем, и если они подходят — адаптируем под наш проект. Поймите правильно, в видеопроизводстве много важных деталей, поэтому мы можем что-то менять в сценарии для получения нужного результата.
Сообщите также свои пожелания по музыке, дикторскому тексту.
Крайне важен вопрос про сроки и чем они обусловлены. Конечно, если сроки короче стандартных — это влияет на бюджет. Если сомневаетесь, какие сроки выделять на проект — посоветуйтесь с нами.
Некоторые наши Клиенты обращаются к нам с вопросом о бюджетах и сроках. У них есть план по выделяемому бюджету на рекламу и маркетинг на следующий год, но план они составляют уже сейчас — это очень грамотный подход, мы им с радостью помогаем.
Приложите ссылки на исходные материалы, которые могут понадобиться для производства видеоролика: архивные материалы компании (если вы планируете их вставлять), бренд-бук или гайд по стилю, всегда запрашиваем логотип. Возможно, у вас есть готовые 3D модели для вставки в ролик — все это оставьте в данном поле.
И, наконец, в дополнительных комментариях пишите, что еще нам важно знать о продукте, бренде или задаче. Мы дотошные до мелочей, поэтому если вы обратите наше внимание на них — будем за это признательны.
Заполняйте наше техническое задание на создание видеоролика и высылайте на корпоративную почту. Наш продюсер свяжется с вами и подготовит развернутое коммерческое предложение для эффективного решения задачи.
И помните железное правило: какой бриф — такой и креатив!
Техническое задание на создание видеоролика
О важности технического задания при производстве видео
• Техническое задание – это обязательное приложение к договору на производство видео.
• Чем грамотнее и подробнее составлено ТЗ, тем будет меньше разногласий между заказчиком и производителем видео.
• Формально составленное ТЗ влечёт за собой увеличение срока производства видео, вызывает лишнюю волокиту и переписку, во многих случаях – значительные отклонения от сметной стоимости проекта.
• Техническое задание составляется после заполнения брифа.
Задание на разработку сценария
• По своей сути задание на разработку сценария является не столько техническим, сколько творческим. Составляется оно с учётом пожеланий или требований, которые отражены в брифе или в анкете, заполненной заказчиком видеоролика.
Что должно содержать техническое задание на производство видеоролика?
• Начнём с простого: с репортажных съёмок и монтажа материала, полученного с мероприятия. В этом случае в техническом задании необходимо в обязательном порядке отразить самые что ни на есть принципиальные и важные моменты, а именно:
• указать, где и когда будет происходить то мероприятие, которое необходимо снять.
• Обычно те, кто заказывают подобные съёмки, подкрепляют техническое задание расписанием (таймингом) самого мероприятия. Это обычная таблица, в которой указывается время начала того или иного выступления или действия, а в следующей графе указывается то, надо или наоборот не надо это снимать. Иногда бывает и ещё одна графа – с примечаниями, где в свободной форме записываются различные рекомендации.
• Не очень сложное техническое задание всё равно содержит список оборудования, которое будет применяться во время съёмки (модели камер, их количество, осветительные приборы и иное съёмочное оборудование).
Техническое задание на съёмку и монтаж приведённого ниже в качестве примера ролика содержало требование запечатлеть каждого докладчика — 3-5 секунд в кадре.
Образец информационно-рекламного ролика, выполненного по техническому заданию, которое содержало предписание выполнить аэросъёмку одной из башен под определённым углом.
Как составить техническое задание на видеоролик?
Постановка задачи — непростой этап для клиента и видеопродакшн-студии. Клиент хочет побыстрее узнать стоимость проекта, а студия — как можно подробнее выяснить задачу и “подводные камни”. И на этом противоречии может запросто вспыхнуть первый конфликт. Как избежать конфликта и выяснить все основные вопросы касательно будущего видеоролика? Для этой цели потребуется техническое задание.
Техническое задание (заявка, бриф) — это документ, в котором клиент формирует задачу для исполнителя
Как выглядит ТЗ?
Составление технического задания — первый этап будущего сотрудничества. Основываясь на нём, продакшн оценивает задачу и предлагает свои креативные концепции, а впоследствии — пишет сценарий видеоролика и считает его стоимость.
У каждого продакшена свой бланк ТЗ. Но содержание их примерно одинаковое. Самый распространённый вариант — это таблица в Excel или Word, где в одной колонке заданы вопросы, а в другой — пустое поле для ответов клиента. Этот вариант так распространён благодаря своей простоте и доступности.
Некоторые используют для той же цели специальные программные решения, например, Google Forms. Анкету в Google легко настроить под свою специфику. Дополнительное удобство — автоматический подсчет статистики по заполненным заявкам. Но форма ТЗ не так важна, как его содержание.
Что внутри ТЗ?
ТЗ содержит несколько категорий вопросов по поводу проекта:
Эти ответы формируют базовое представление о проекте.
2. Вопросы о компании. Тут мы подробнее знакомимся с клиентом:
3. Вопросы о товаре / услуге. Далее мы подробнее знакомимся с рекламируемым объектом:
4. Вопросы о целевой аудитории (ЦА). Теперь мы рассматриваем портрет потенциального покупателя:
5. Вопросы о конкурентах. В завершение мы знакомимся с теми компаниями, которым необходимо противостоять:
Это обобщённые вопросы. Иногда продакшн и клиент обсуждают задачу более детально. Но для начала хватит и этой информации. Зная ответы на указанные вопросы, продакшн сможет разработать концепции для видеоролика.
Можно ли обойтись без ТЗ?
ТЗ ускоряет переговоры и служит гарантией безопасности. Если продакшн снимет ролик в противоречии с ТЗ, его можно спокойно привлечь к ответственности. И наоборот: если клиент потребует что-то, не предусмотренное в ТЗ, то продакшн может спокойно отклонить требование.
Когда ТЗ не работает?
Бывают случаи, когда даже заполненное техническое задание не спасает от недопонимания между клиентом и исполнителем. Почему так случается? Давайте рассмотрим несколько случаев:
Как заполнять ТЗ на создание анимационного видеоролика
Создание анимационного видеоролика всегда начинается с заполнения брифа. Это тот самый момент, когда заказчик может лично повлиять на скорость создания проекта. Чем более подробно и вдумчиво заполнено ТЗ, тем меньше будет уточняющих вопросов и правок на этапе препродакшена. Но на практике случается и так, что клиент искренне не понимает, что писать в той или иной графе.
Пройдемся по каждому пункту брифа и объясним какую информацию важно указать.
Развернутое описание объекта рекламы. Опишите свой бизнес, чем подробнее, тем лучше. Что у вас за товар или услуга. ПРикрепите все ссылки, которые считаете нужным
Целевая аудитория. Стандартных ответов в духе “пол, возраст, уровень дохода” будет недостаточно. Нам интересны потребности вашего клиента. О чем он думает, о чем мечтает, чего боится, с какой мыслью просыпается по утрам. Нужно влезть к нему в голову, если хотите пробить рекламную слепоту.
Проблема, которую решает ваш продукт и почему она возникает. Важнейший пункт брифа для объясняющих и презентационных роликов. Вокруг ответа на него будет строиться весь сценарий будущего видео. Если у вас имиджевый ролик, этот пункт можно пропустить.
Конкурентное окружение. Пять ваших основных конкурентов. Краткая информация, ссылки на официальные сайты.
Отличия от конкурентов. Почему клиент должен купить именно у вас. Это не то, чем вы лучше, это то, чем вы отличаетесь. Говорите на языке выгод для клиента.
Цель видеоролика. Для чего мы делаем ролик. Каких измеримых результатов планируем добиться с его помощью. Например, увеличить количество обращений в месяц на 30% или привлечь внимание аудитории к корпоративному стенду на выставке.
Каналы распространения видеоролика. Нам важно понимать, где и кому вы будете показывать это видео. Между видео для выставки и роликом для соцсетей большая разница.
Какая одна главная мысль должна остаться в голове у зрителя после просмотра? Наш рекламный посыл должен быть стремительным и убедительным, как пуля. Поэтому важно его обозначить уже на этапе подготовки.
Критерии оценки видео. По каким параметрам будете оценивать видеоролик. Креативность сценария, качество графики и т.д. Выберете пару основных.
Референсы. Примеры видеороликов, на которые ориентируемся.
Как составить техническое задание на анимационное видео
В креативных индустриях часто можно услышать фразу «Без внятного ТЗ — результат хз». Брифинг и составление грамотного технического задания спасёт агентство и клиента от недопониманий, поможет всем подстраховаться и предсказать результат.
В этом материале мы проведём ликбез по типам графики в анимационных роликах и расскажем, как правильно составлять техническое задание.
В прошлых материалах мы делились шаблоном формы к тендерной процедуре, а сейчас покажем, как выглядит техническое задание на анимационный ролик.
От выбранной клиентом технологии производства анимационного ролика зависит стоимость проекта, требуемые ресурсы и сроки выполнения, поэтому во второй части этой статьи мы подробно рассказываем о каждом типе анимации
После получения общей информации о проекте заполняется форма с данными контактного лица со стороны заказчика, включая предпочитаемые каналы, стиль коммуникации и время доступности. Важно также обозначить, кто принимает конечные решения по проекту и согласовывает каждый этап работы.
Процесс согласования анимационного ролика обычно делится на следующие этапы:
1. Дизайн-концепция ролика
8. Саунд-дизайн и дикторская озвучка
Перед тем, как приступать к работе, важно получить все переменные, влияющие на конечный результат — например, брендбук, гайдлайны по стилю, шрифты, логотип в векторе. Нельзя игнорировать и пожелания к стилю и тональности ролика — для этого в брифе есть отдельный пункт.
Подробно описывается задача клиента и критерии оценки эффективности результата (они должны быть измеримые и объективные). Это важно, чтобы понять, как именно ролик поможет бизнесу — более того, дополнительно прописывается рыночная ситуация, на которую направлен проект. На этапе брифинга агентству необходимо сформировать представление о целевой аудитории, а также об её отношении к продукту или бренду.
После того, как задание становится понятным в общих чертах, можно приступить к уточнению деталей: например, какого уровня планируется детализация объектов, какие языки у ролика, будет ли звук, субтитры и дикторская озвучка. Если требуется саунд-дизайн — уточняется стиль звукового сопровождения и пожелания к голосу диктора.
Саунд-дизайн — это не только голос диктора и фоновая музыкальная композиция, но и сопровождающие визуал звуки: например, хлопки, треск, фанфары. Каждый звуковой эффект влияет на восприятие видеоролика, поэтому саунд-дизайн — это отдельный процесс, требующий внимания и профессионализма. Для того, чтобы избежать вторичности и повторов выбранной аудиодорожки в других роликах, мы часто обращаемся за помощью к композитору.
В Multiways мы предлагаем клиенту составлять референсы проекта по системе 2+1 — это система, когда предлагается больше двух референсов (один основной, два вариативных). Это позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант и обсудить другие с возможностью на них переключиться.
Для удобства мы собрали для вас Шаблон технического задания от Multiways в один документ, который удобно скачать для использования. Enjoy!
Анимационные ролики могут быть выполнены в 2D или 3D. Для начала мы рассмотрим примеры простую 2D-анимацию, далее — среднюю и сложную.
Простая 2D-анимация — это:
1. Инфографика с простыми образами, без вторых смыслов.
2. Упрощённое донесение информации.
3. Простые решения по цвету и формам.
Зачастую это ролик, состоящий из плашек, текста, иконок, простых геометрических фигур и форм. Необходимый минимум элементов позволяет передать простой смысл до зрителя.
2D-р олики среднего уровня — это:
1. Свободные формы объектов в рамках выбранного стиля, не ограничивающие визуализацию.
2. Абстрактность кадра: больше работы с композицией, чем с детализацией элементов.
3. Если в ролике есть персонажи, то их анимирование не обязательно сложное.
4. Анимация аккуратная и хорошо срежиссированная.
Как правило, это эксплейнеры, ролики для выставок, стендов, мероприятий, анимация сложных интерфейсов. Уровень иллюстраций включает в себя необходимое количество элементов для считывания сюжета видео и удержания внимания. Ключевой критерий — это соответствие сценарию и разнообразие действий в кадре.