Предостережения из ГИТ. Как реагировать?
Предприятия начали получать от трудовых инспекторов предостережения. Что это за документ? Как бизнесу реагировать на него? Какие последствия могут быть в случае, если компания проигнорирует предостережение? Николай Полуситов, старший юрист Бюро адвокатов «Де-юре», специально для журнала «Расчет» ответил на эти и другие вопросы.
Расчетливая подписка!
Сейчас подписку на журнал «Расчёт» можно получить бесплатно вместе с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Предложение ограничено, торопитесь! Подключить бератор с «Расчётом»
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований является официальным документом, направляемым трудовой инспекцией работодателям при наличии у нее сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушения положений трудового законодательства. Возникает вопрос: откуда ГИТ берет такие данные?
Сведения могут быть получены инспекцией в ходе проведения контрольных мероприятий или из обращений граждан, юридических лиц, органов государственной власти или местного самоуправления.
В предостережении ГИТ сообщает компании о выявленном нарушении и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения требований, которые могут быть нарушены. О выполнении данных мер работодатель обязан сообщить в инспекцию в установленный в предостережении срок.
Получение такого документа является профилактической мерой воздействия, направленной на пресечение фактов нарушения трудового законодательства. Теперь разберемся подробнее в законодательной природе этого документа, сроках устранения нарушений, на которые указывают трудовые инспекторы, и способах ответа на предостережение.
Новый инструмент ревизоров
В соответствии со статистическими данными, приведенными в приказе Роструда от 18 декабря 2020 года № 250, количество выдаваемых трудовыми инспекциями предостережений значительно увеличивается из года в год.
Так, за первое полугодие 2020 года территориальными органами Роструда было выдано 23 964 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований трудового законодательства, что на 69,5% больше, чем за аналогичный период 2019 года.
В письме разъясняется, что предостережение является высокоэффективной профилактической мерой, которая позволяет не только пресекать факты нарушения законодательства, но и разъяснять работодателям особенности правового регулирования трудовых отношений.
Исходя из статистики представляется, что предостережения станут все чаще применяться трудовыми инспекциями в ходе надзора за соблюдением требований трудового законодательства.
В связи с этим всем без исключения работодателям в настоящее время необходимо знать об особенностях и тонкостях этой профилактической меры. Правовое регулирование института предостережения определяется на основании положений Постановления Правительства РФ от 10 февраля 2017 года № 166 и Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ.
Содержание предостережения
В соответствии с частью 2 статьи 49 Закона № 248-ФЗ в предостережении должно содержаться указание на конкретные действия или же бездействие лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований. При этом обоснование обязательности таких требований также должно быть отражено в предостережении, как правило, это ссылка на нормативный акт, устанавливающий общеобязательный характер требований, на которые ссылаются ревизоры.
Резолютивная часть предостережения должна содержать предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения требований, при этом там не может быть требования о представлении контролируемым лицом сведений и документов. На основании пункта 4 Постановления срок для исполнения предостережения должен составлять не менее 60 дней.
Готовим возражения
Получившая предостережение компания вправе подать возражения в контрольный орган, обосновав позицию в отношении вменяемых ей действий, нарушающих обязательные требования (ч. 4 ст. 49 Закона о контроле, п. 7 Постановления).
Возражения должны быть подготовлены и отправлены в ГИТ в срок, установленный для исполнения предостережения. Срок для рассмотрения поступивших на предостережение возражений составляет 20 рабочих дней. По итогам рассмотрения ревизоры направят компании соответствующий ответ.
Исполнение рекомендаций
Указанным выше Постановлением предусмотрено, что при отсутствии возражений на предостережение компания должна направить в трудовую инспекцию уведомление об исполнении предостережения (п. 11). В уведомлении нужно указать сведения о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Обратите внимание: хотя норма и не содержит требования о предоставлении контрольному органу подтверждающих исполнение предостережения документов, рекомендую их все же приложить, так риск встречных претензий будет меньше.
Ответственность за неисполнение
Как указывалось ранее, по результатам полученного предостережения организация должна направить либо возражения, либо уведомление об исполнении предостережения, игнорирование документа не допускается.
Санкций за уклонение от предоставления ответа законодательство не содержит. Отсутствие таких положений может натолкнуть на мысль, что предостережение можно проигнорировать. Но такое утверждение категорически неверно, так как предостережение является официальным актом государственного органа, обязательным к исполнению.
На практике за игнорирование предостережений виновных лиц привлекают к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ, санкцией по которой является предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей.
Кроме того, уклонение от предоставления ответа на предостережение является для контрольных органов своеобразным маркером наличия в компании нарушений, поэтому крайне часто внеплановые проверки проводят именно в случае игнорирования работодателем полученного предостережения. Если вы не согласны с указанными в документе нарушениями трудовой инспекции, направьте соответствующие возражения, если требования контрольного органа обоснованы, исполните их, уведомив об этом инспекцию – это наиболее безопасная стратегия поведения в случае получения предостережения.
Сокрытие фактов нарушения и игнорирование документов из ГИТ способны повлечь для работодателя крайне негативные последствия.
Комментарий юриста
Оксана Васильева, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, рассказала, какие негативные последствия могут быть для компании, если полностью проигнорировать полученное предостережение:
«Как уже было отмечено в тексте статьи, сам факт отсутствия ответа на предостережение не является наказуемым деянием. По своей сути предостережение лишь предлагает представить уведомление об устранении нарушения или возражение, если документ направлен по ошибке. Но нужно учесть следующее: кроме высокого риска назначения трудовой проверки компании может грозить ответственность за те самые нарушения, о которых трудовые инспекторы предостерегают предприятие.
К примеру, если проигнорировать предостережение о необходимости выплатить заработную плату, то документ, полученный из ГИТ, будет выступать уже в качестве доказательства при назначении административного наказания. А в том случае, если спор между компанией и ревизорами дойдет до суда, арбитры могут расценить предостережение как доказательство осведомленности компании о своих незаконных действиях».
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. N 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. N 166
«Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации постановляет:
Информация об изменениях:
1. Утвердить прилагаемые Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете указанным органам на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Информация об изменениях:
Правила
составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. N 166)
С изменениями и дополнениями от:
2. Решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля или иное уполномоченное приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на основании предложений должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сведений.
3. Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений, указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
4. В предостережении указываются:
а) наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, который направляет предостережение;
б) дата и номер предостережения;
в) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
г) указание на обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные требования;
д) информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
е) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
ж) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля;
з) срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения;
и) контактные данные органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предостережения.
5. Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.
6. Предостережение направляется в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для юридического лица, индивидуального предпринимателя способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предостережения, указанного в пункте 2 настоящих Правил, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, указанному соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо размещенному на официальном сайте юридического лица, индивидуального предпринимателя в составе информации, размещение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
7. По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения.
8. В возражениях указываются:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
9. Возражения направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в бумажном виде почтовым отправлением в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, либо иными указанными в предостережении способами.
Информация об изменениях:
10. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ в порядке, установленном пунктом 6 настоящих Правил. Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
11. При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.
12. В уведомлении об исполнении предостережения указываются:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
г) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
13. Уведомление направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в бумажном виде почтовым отправлением в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, либо иными указанными в предостережении способами.
Информация об изменениях:
14. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля использует уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, совершенствованию применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Закреплено, как орган государственного контроля (надзора), муниципального контроля объявляют юрлицу, ИП предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Данная мера предусмотрена Законом о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Прописан порядок составления и направления указанного предостережения, определены правила подачи юрлицом, ИП возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении предостережения.
Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. N 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14 февраля 2017 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. N 8 ст. 1239
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 21 марта 2019 г. N 289
Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.
Выдача предостережения контрольно-надзорными органами
Теперь контролирующие, надзорные органы в определенных случаях обязаны объявлять юрлицам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. За что направляют предостережения и как на них реагировать? Разберемся.
Каждую из перечисленных процедур разберем более детально.
Направление предостережения.
Решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля или иное уполномоченное приказом этого контрольно-надзорного органа должностное лицо. Обратите внимание, что руководители или уполномоченные лица не инициируют направление предостережения. Инициатором выступает должностное лицо контрольно-надзорного органа. Предложение о направлении предостережения может быть выдвинуто в следующих случаях (п. 2 Правил):
1. В ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получена информации о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований.
2. Сведения о нарушении обязательных требований содержатся в обращениях и заявлениях, поступивших в контрольно-надзорный орган (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено).
3. О нарушении обязательных требований сообщили органы власти, местного самоуправления, СМИ.
Предостережение может быть отправлено доступным для адресата способом. Такие способы перечислены в п. 6 Правил. Это может быть заказное письмо, но обязательно с уведомлением о вручении. Предусмотрена и пересылка предостережения по электронной почте или посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Но тогда документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) лица, принявшего решение о направлении предостережения.
Обращаем внимание, что список способов направления предостережения открытый. Главное, чтобы выбранный способ был доступен для адресата.
Предостережение составляется и направляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом вышеуказанных сведений (если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов контроля, надзора).
Пункт 4 Правил содержит полный список сведений, которые должны быть включены в предостережение. Кроме обязательных для каждого подобного документа наименования контрольно-надзорного органа, даты, номера документа, указания адресата, предложения уведомить о выполнении предостережения и срока уведомления (не менее 60 дней со дня направления предостережения), контактных данных, а также указания на установленные требования, предостережение должно содержать:
Обратите внимание, что согласно п. 5 Правил, требовать предоставления сведений и документов предостережении недопустимо.
Подача возражений на предостережение.
Возможность подачи возражений прописана в п. 7 Закона № 294-ФЗ, а также в п. 8 Правил. Алгоритм этих действий прописан в Правилах.
Направляя возражения, юридическое лицо должно не только указать стандартную информацию о себе (наименование, ИНН), о полученном предостережении (дата составления, номер), но и обосновать свою позицию в отношении названных в предостережении действий.
Возражения направляются в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Способы направления могут быть перечислены в самом предостережении. Возражение также допустимо формировать в виде электронного документа. В этом случае оно подписывается УКЭП уполномоченного лица. Адрес, в том числе электронной почты, на который может быть отправлено возражение, прописывается в предостережении.
В течение 20 рабочих дней со дня получения возражений контрольно-надзорный орган направляет ответ.
Уведомление об исполнении предостережения.
Если юридическое лицо согласно с фактами, указанными в предостережении, оно должно в установленный срок проинформировать контролирующие органы о выполнении необходимых действий, направив соответствующее уведомление, – то есть предоставить сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
[1] Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
[2] Часть 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ.
[3] Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166.
Т. Ю. Антропова, редактор журнала «Руководитель бюджетного учреждения» № 5, май, 2017 год.
Приложение N 15. Типовая форма предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
Приложение N 15
к приказу Минэкономразвития России
от 31.03.2021 г. N 151
(Типовая форма предостережения
о недопустимости нарушения обязательных требований)
Отметка о размещении (дата и учетный номер) сведений о предостережении в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий
(указывается наименование контрольного (надзорного) органа и при необходимости его территориального
(место вынесения предостережения)
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований
от «___»___________ ____ г. N_________
(указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование организации (в родительном падеже), их индивидуальные номера налогоплательщика)
2. При осуществлении
(указывается наименование вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля в соответствии с единым реестром видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля)
поступили сведения о следующих действиях (бездействии):
(приводится описание, включая адрес (место) (при наличии), действий (бездействия), организации, ее должностных лиц и (или) работников, индивидуального предпринимателя и (или) его работников, которые могут привести/приводят к нарушениям обязательных требований)
3. Указанные действия (бездействие) могут привести/приводят к нарушениям следующих обязательных требований:
(приводится описание действий (бездействия) организации, ее должностных лиц и (или) работников, индивидуального предпринимателя и (или) его работников, которые могут привести/приводят к нарушениям обязательных требований)
4. В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
о недопустимости нарушения обязательных требований
(указываются меры, которые необходимо принять контролируемому лицу для обеспечения соблюдения обязательных требований, а также при необходимости сроки их принятия (не может быть указано требование о предоставлении контролируемым лицом сведений и документов)
5. Вы вправе подать возражение на данное предостережение в порядке, установленном
(указывается ссылка на положение о виде контроля, которым установлен порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения)
(указывается адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований)
* Пункт 6 указывается при условии наличия самообследования в числе используемых профилактических мероприятий по соответствующему виду контроля.
(должность, фамилия, инициалы руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, иного должностного лица, принявшего решение о проведении контрольной закупки)
(фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность должностного лица, непосредственно подготовившего проект решения, контактный телефон, электронный адрес (при наличии)
Отметка о направлении предостережения в электронном виде (адрес электронной почты), в том числе через личный кабинет на специализированном электронном портале
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.