Примеры эссе по обществознанию с баллами [обновлено 2021]
Публикуем примеры готовых эссе по обществознанию по итогам 2019 года. Данные примеры полностью актуальны и для 2020 года, и для 2021 года!
Каждое эссе проверено экспертом, разобран каждый критерий проверки и даны подробные рекомендации по тому над чем именно стоит работать в каждом из эссе. Эксперт: Ксения Кафтаева, проект ОКЕГЭ
Свои вопросы и обсуждения оставляйте в комментариях ниже.
Эссе №1
«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.М. Сухомлинский).
В.М. Сухомлинский говорил: «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»
Автор в своем высказывании затрагивает идею роли семьи, её важности в жизни человека. Эта идея остается актуальной в наши дни.
Комментарий эксперта: Смысл фразы раскрыт верно, сформулирован тезис, который нужно доказать в эссе. Выделена идея, об актуальности писать необязательно.
Комментарий эксперта: Дано объяснение ключевого понятия (семья), нужно подробнее написать про воспитальную функцию (именно в семье человек получает первые знания о нормах морали, правилах поведения в обществе), функцию социализации (в семье ребенок получает первые знания об окружающем мире и формирует важные навыки — подумайте, какие).
Примером идеальной модели семьи является семья Гриневых из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка. Родители смогли дать Петру нужные знания об окружающем, навыки, умения, сложившиеся нормы, представления о моральной и аморальной деятельности. Именно это способствовало не только наличию у главного героя таких качеств, как мужество, честность, добро, но и становлению достойной личности в обществе.
Комментарий эксперта: Нет тезиса перед аргументом, но твой пример иллюстрирует функцию социализации и воспитательную функцию, он связан с тем, что ты писала ранее. Это пример того, как еще в детстве у ребенка сформировались взгляды и представление о добре и чести. И да, нужен конкретный пример (какие поступки Гринева можно считать добрыми и достойными?). Пусть будет зачтено.
Другим примером, подтверждающим высказывание, можно назвать личность Ивана IV Грозного. Он рано потерял своих родителей и оказался в среде противоборства бояр. Иван был предоставлен сам себе и жил в жестоком окружении. У него не было полноценной семьи, которая смогла бы дать ему основные понятия о морали, добре и зле. Это отразилось на характере царя, он стал жестоким, злым и равнодушным.
Комментарий эксперта: Снова нет тезиса. Какую мысль ты доказываешь? Да, из примера это понятно, но если нет тезиса, то нет и примера. Этот пример не зачтен. Еще нужно показать пример жестокости царя и его жестокое окружение в детстве.
Комментарий эксперта: Вывод соответствует теме, хорошо.
ИТОГО: 4 балла
Эссе №2
Политология: «Революции — варварский способ прогресса». (Ж. Жорес)
Комментарий эксперта: Смысл высказывания раскрыт верно, тезис сформулирован (революция является формой прогресса, но в то же время он указывает на то, что это жестокая,грубая перемена в общественном устройстве.) Собственное мнение по теме сформулировано.
Комментарий эксперта: Раскрыт смысл ключевого понятия (революция), но есть и лишние понятия (раскрывать смыл понятия прогресс тут не нужно, достаточно просто упомянуть, что прогресс приводит в позитивным изменениям, совершенствованию общества. Уместно перечислить характерные черты революции.
Комментарий эксперта: Нет тезиса перед фактическим аргументом. Неясно, какую мысль ты доказываешь. Нужны конкретные факты и случаи: что именно происходило в стране, как изменилась экономика после революции и какие жертвы были во время революции. Посмотри учебники истории и статистику. Пока этот пример слишком общий.
Комментарий эксперта: Лучше не трогать современную политику, потому что взгляды у всех разные. Кто-то считает, что вступление в Евросоюз и смена правительства в Украине — это хорошо, а кто-то такого мнения не разделяет.
Опять же, желательно приводить конкретные факты, пример того, как кто-то пострадал. Перед аргументом опять нет тезиса, который ты подтверждает примером, два примера однотипны по содержанию.
Комментарий эксперта: Вывод хороший, помни о том, что вывод должен обобщать все то, что ты писала ранее.
БАЛЛЫ:
Эссе №3
«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста» (Альберт Эйнштейн).
(Автор сочинения – Усманова Фатиме Эскендеровна)
Основная идея данного высказывания заключается в том, что обязанностью любой школы в первую очередь является не преподавание конкретных дисциплин, а развитие в человеке духовных и социальных качеств.Автор размышляет о значимости школы как источника формирования личности. Я полностю согласна с мнением Альберта Эйнштейна и считаю, что эта тема актуальна для всего мирового сообщества.
Комментарий эксперта: Хорошо. Об актуальность лучше не писать.
Рассмотрим данное высказывание с точки зрения социальной науки. Личность- это понятие, характеризующее человека как социальное существо, которое имеет свои индивидуальные качества и предпочтения, образующиеся в условиях общества. Школа,как социальный институт,учит человека общепринятым нормам поведения,знакомит с культурой и тем самым адаптирует каждого к жизни в социуме.Совсем другое значение в жизни имеетспециалист,человек получивший определённые познания и навыки в одной области.Такой субъект может быть хорошо проинформирован и обучен своей профессии, и при этом не влиять на структуру общества в целом.Таким образом роль специалиста ограничена лишь определённой сферой деятельности, а роль личности бесценна для всего мирового сообщества.
Комментарий эксперта: Теория неплохая, но было бы уместно более подробно поговорить о школе и образовании, о функциях образования (воспитательная, социализации), о тенденциях в образовании (гуманизация).
В качестве подтверждения, вышесказанного, приведу таких великих личностейкак Лев Толстой,Уинстон Черчилль,Константин Циолковский. Деятелность этих людей повлияла на всю историю человечества, а ведь все они были двоечниками.Плохая учёба в школе никак не повлияла на дальнейшие успехи этих гениев в области литературы, политики и науки.
Комментарий эксперта: Это не фактический пример. Должен быть четкий ФАКТ, конкретный и полный.
Комментарий эксперта: Ты писала о личности, а пришла к индивидууму. Нелогично. Вывод не соответствует всему, что ты писала ранее.
ИТОГО: 2 балла
Эссе №4
Политология: Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении – это первая и единственная законная задача хорошего правительства» (Томас Джефферсон).
Автор сочинение: Уфаева Яна Евгеньевна
Комментарий эксперта: Хорошо.
Комментарий эксперта: Отличная теория, умница!
Приведу пример из СМИ. В статье газеты «Аргументы и факты» привели рейтинг стран, где существует наиболее сильная демократия. США является сильным демократическим правовым государством, которое обеспечивает своим гражданам политические права и свободы, именно поэтому там высоко развито гражданское общество. Его наличие свидетельствует о развитой политической свободе граждан. По качеству жизни, ИЧР и другим показателям США занимает также лидирующие позиции, это позволяет государственной власти быть стабильной и сильной, потому что американцы удовлетворены действующей властью. Государство выплачивает большие социальные пособия, разрабатвает специальные программы помощи нуждающимся, поощряет открытие новых рабочих мест, делает медицину более качественной и доступной, образование также является бесплатным для американцев.
Таким образом, данный пример свидетельствует о реализации США важнейшей государственной функции – социальной, направленной на обеспечение достойной жизни гражданина.
Подводя итог, хочется отметить, что сотрудничество граждан и органов государственной власти в решении политических проблем делает государство более сильным, отчего выигрывают все субъекты политики. Если инетересы гражданина в демократическом государстве будут нарушены, то государственная власть сменится, управлять государством будут другие лица, потому что данная функция обязательно должна быть реализована, народ – источик власти, а значит он заслуживает хорошего руководителя
Комментарий эксперта: Прекрасное эссе, не к чему придраться! Умница! Рассмотрены два аспекта, все по структуре, четко. ФАКТИЧЕСКИЕ аргументы подтверждают разные тезисы, они из разных источников и не повторяются по содержанию. Теоретическая часть аргументации отличная.
Эссе №5
Экономика: «Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукты, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, из остальных факторов мало что удастся сделать» (Ли Якокка).
Автор сочинения — Тюкаева Светлана Владимировна
Данным высказыванием Ли Якокка хотел сказать, что существует 5 факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности и информация), из которых самыми важными являются предпринимательские способности. Предпринимательские способности объединяют остальные факторы производства. Без людей не было бы самого производства, несмотря на то, что другие факторы имелись бы.
Комментарий эксперта: Неплохо раскрыт смысл высказывания, НО! Труд — это же тоже люди. И без труда, как говорится, не выташишь и рыбку. Обрати на это внимание.
Рассмотрим факторы производства детальнее. Учёные-экономисты дают следующее определение факторам производства: это используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющий степени зависят количество, объем выпускаемой продукции. Как ранее уже говорилось, основной фактор производства — предпринимательские способности, т.е. способности человека использовать определённое сочетание ресурсов для производства товаров, принимать последовательные решения, создавать новшества и идти на риск. Не мало важен и труд — все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Но так же, как ограничены такие ресурсы как земля, капитал и информация, ограничены и предпринимательские способности. Их ограниченность связана с индивидуальными особенностями людей, редкостью таланта. Труд как фактор производства ограничен количеством трудоспособного населения и его территориальным размещением. Подводя итоги, хочется отметить, что один человек не может полностью самостоятельно организовать целое производство, необходимо объединиться нескольким людям для воссоздания общей цели.
Комментарий эксперта: Уместно писать не только о факторах производства, но и функциях и роли труда и предпринимательских способностей в процессе производства товаров и услуг.
С мнением автора трудно не согласиться. Обратимся к статье из журнала «Мир экономики». В ней рассказывалось о Генри Форде. Его называют лучшим работодателем своего времени. Пройдя путь от неграмотного фермера до автопроизводителя, он создал собственное производство, смог организовать работу по производству доступного и недорогого автомобиля «Форда-Т». Управляя обширным автомобильным производством, получая от него огромные прибыли, Форд старался заботиться и о людях, работающих на этом производстве. Он повысил им заработную плату до 5 долларов в день, а также ввел 8-часовую смену, 6-дневную рабочую неделю, отпуск, оплачиваемый за счет компании. Сотрудники компании получали такую зарплату, что сами покупали себе «Форд-Т». Этот пример демонстрирует важность предпринимательских способностей в организации производства, повествуя историю грандиозного успеха.
Комментарий эксперта: Хорошо.
Комментарий эксперта: Отлично! Можно проиллюстрировать и значимость иных факторов производства. Не забывай про тезиса перед примерами, они должны быть обязательно!
Таким образом, приведённые аргументы показывают значимость предпринимательских способностей, что доказывает правоту суждения ЛиЯкокка.
ИТОГО: 5 баллов.
Эссе №5
«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста» (Альберт Эйнштейн).
Автор цитаты известный физик Альберт Эйнштейн в своем высказывании указывает на проблему воспитательной функции в школе. Данная проблема является актуальной в условиях развития и социализации личности. Автор обращает наше внимание на то,что школа должна не только давать специальные знания по отдельному направлению, но и выполнять воспитательную функцию таким образом, чтобы ученик в будущем имел весь набор качеств полноценной личности.
Я согласна с мнением автора, так как школа – является очень важной ступенью в жизни каждого человека, и если в школе ребенок сформируется, как личность, то ее воспитательная функция будет выполнена. Кроме того, образование – это способ становления личности, путем получения знаний. Функции образования: социальная, духовная, экономическая. Проблема «воспитания гармоничной личности» относится к социальной стороне образования. В каждой школе обязательно должна присутствовать гуманизация образования, то есть, учителя должны уделять больше внимания ученику и его индивидуальным качествам и учитывать все его стороны. За примером обращусь к личному опыту.
Комментарий эксперта: Теория хорошая, но все-таки ты потеряла важную функцию образования (пишешь о ней в первой абзаце, уместно упомянуть и в теории) — воспитательная функция. Уместно про гуманизацию.
В школе мы получаем не только знания, но и реализовываемся, как личность. Социализация проходит в тот же промежуток, когда получаем специальные знания по тому или иному предмету. Имя в личном опыте достаточно ситуаций, касающихся не уроков и заданий, а именно личностных переживаний, могу сказать, что человек, который встретился с проблемами в школе в этот момент и проходит момент социализации и самореализации своей личности. Совершает тот или иной выбор, прикладывает усилия для достижения цели.
Комментарий эксперта: Должен быть конкретный факт/пример. Пример проблемы или ситуации (какая именно ситуация была трудной: конфликт с подружкой помог узнать, что лучший способ решения — компромисс, или сложности с учебой закалили выдержку и т.п.) То есть нужен КОНКРЕТНЫЙ факт, аргумент не зачтен.
Таким образом, мне хотелось бы отметить, что школа и образование – это один из главных социальных институтов, играющих важную роль в жизни человека и в процессе получения образования, человек также обретает и новые индивидуальные качества, что развивает его, как личность.
ИТОГО: 4 балла
Эссе №6
Социальная психология: «Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает» (Фридрих Энгельс).
Смысл высказывания немецкого философа и историка Ф. Энгельса заключается в том, что черты характера и качества индивида определяются его отношением к деятельности (способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей). Центральной проблемой этой мысли являетсяпроблема проявления и раскрытия личности. Данная проблема является актуальной, так как сейчас любой человек старается показать свои лучшие навыки и умения в процессе жизнедеятельности.
Комментарий эксперта: Хорошо.
Не могу не согласиться с мыслью автора, так как считаю, что человек является индивидуальностью, и каждый по-своему выполняет ту или иную работу. Личность(человек как носитель сознания со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами) сама решает: какие методы использовать для достижения поставленной цели.
Комментарий эксперта: В теории у нас должно быть раскрыто ключевое понятие и даны теоретические суждения. Ключевое понятие у тебя раскрыто (личность), а теоретических положений про деятельность личности и ее методы у тебя ничего нет.
Примером может служить захват Киева Олегом в 882 году. Он использовал методы насильственного пути: убийство Аскольда и Дира. В данном случае это характеризует Олега как жестокого человека, но история знает также его как талантливого полководца и дипломата, что позволило заключить важные торговые договоры с Византией 907 и 911 годах.
Другим примером, подтверждающим мою точку зрения, является отношение Коробочки к своему хозяйству в произведении Гоголя «Мертвые Души». Она успешно развивает хозяйство: избы и постройки целые, огород ухожен. Можно сделать вывод, что Коробочка хозяйственная и бережливая.
Комментарий эксперта: Аргументы неплохие, но нет тезиса перед аргументами (неясно, какую мысль ты доказываешь, поэтому 0 баллов по критерию 29.3)
Таким образом, характеристика личности складывается из качества работы, методов, которые были использованы, а также из отношения к данному виду деятельности.
Как написать эссе на ЕГЭ по обществознанию: подробный план
ЕГЭ по обществознанию уже который год остаётся самым популярным предметом по выбору у выпускников. Главные сложности, которые возникают у школьников на экзамене, связаны с 29-м заданием, — эссе. Наш блогер, учитель истории и обществознания Ирина Потапенко, рассказывает, по какому плану стоит писать сочинение, чтобы получить максимальный балл.
Ни для кого не секрет, что самое сложное и при этом — самое творческое задание в ЕГЭ по обществознанию — это задание 29, то есть сочинение, или как многие любят его называть, эссе. Сложно с этим не согласиться. Сочинение вызывает затруднение у всех старшеклассников, которые готовятся сдавать обществознание. Поэтому я и сделала эту инструкцию.
Критерии оценивания эссе по обществознанию
Критерий 1 — самый важный. Если выпускник не раскрыл смысл высказывания и по К1 получил 0 баллов, то и по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Что же нужно, чтобы получить максимальный балл по К1? Чтобы раскрыть смысл высказывания, необходимо выделить одну или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, или в контексте высказывания сформулировать один или несколько тезисов, требующих обоснования. Например: «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс). В своём высказывании автор говорит о роли налогов в жизни общества, своевременная уплата налогов отражается на уровне благосостояния людей в государстве. Мы указали основную идею высказывания. Эксперт видит, что ученик понимает смысл высказывания, и ставит 1 балл.
Критерий 2 в эссе по обществознанию — «теоретическое содержание мини-сочинения». По К2 выпускник может получить 2 балла. Получить максимальный балл по этому критерию — непросто. Необходимо указать ключевые понятия, написать теоретические положения. В К1 мы выделяем идею, а далее в эссе раскрываем её, используя понятия, научное обществознание. На уроках я советую ученикам опираться в этом вопросе на учебники. Возьмём высказывание Холмса: налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Налоги выполняют ряд функций: распределительная (распределение доходов между разными социальными слоями общества), фискальная (обеспечение финансирования государственных расходов) и стимулирующая (стимулирование научно-технического прогресса). А государственный бюджет — это схема доходов и расходов государства на определенный период времени. К расходной части государственного бюджета относятся затраты на социальные, хозяйственные, административно-управленческие нужды. На этом примере мы расписали теоретическую часть нашей идеи и доказали, что налоговая система отражается на уровне благосостояния народа.
«Гражданин Д. болеет коронавирусом»: пандемия через обществознание
За критерий 3 можно получить 1 балл. Наличие и корректность рассуждений, выводов. Что это все значит? В эссе должны быть последовательные и непротиворечащие рассуждения, не должно быть допущено ошибок с точки зрения научного обществознания, то есть ученик правильно использовал все термины и объяснил их значение.
Критерий 4: нужно привести не менее двух (можно и больше) фактов/примеров, которые бы подтверждали идеи, тезисы, высказанные автором. Примеры должны быть развернутыми и не противоречить идеям, изложенным в теоретической части. Примеры не должны дублировать друг друга. Откуда взять эти примеры?
Факты не должны содержать смысловые и фактические ошибки, которые могут привести к искажению сути высказывания. Будьте осторожны! Используйте примеры, суть которых вы понимаете, особенно это касается исторических фактов. За два правильно приведенных факта ученик получает 2 балла.
Итого — 6 баллов за все сочинение.
План написания эссе
А теперь рассмотрим пошагово все рекомендации, которые важно учесть при написании эссе. Прокомментирую каждый пункт нашего плана для эссе и составим алгоритм написания.
Заостряю ваше внимание: писать цитату ОБЯЗАТЕЛЬНО! При написании цитаты обязательно пишем автора высказывания: «Автор размышляет на тему…». Поясняем смысл высказывания: «Автор считает, что…». Выражаем свою точку зрения (обязательно писать. Возможен любой из вариантов, но только один!): «Я согласен (согласна) с мнением автора, Я не согласен (не согласна) с мнением автора, Я согласен (согласна) с мнением автора в., но в случае с… не соглашусь, т. к». Дальше — теория: «В подтверждение своей точки зрения приведу следующие теоретические аргументы…». Подбираем пример, закрепляем теорией: «Также можно выделить следующие теоретические аспекты данной темы (проблемы)…». Ещё один пример. Вывод: «Таким образом, автор…».
Предвкушая ваш вопрос о том, как правильно использовать данный алгоритм, приведу сразу пример заполненной таблицы готовым сочинением.
29.1. «Создает человека природа, но развивает и образует его
Автор размышляет на тему биосоциальной сущности человека. Автор считает, что человек обладает биологической природой — организм с физиологическими потребностями, а также социальной — личность человека, формируемая в процессе социализации. Я согласна с мнением автора.
Формирование человека, как существа биосоциального, то есть личности, проходит в процессе социализации. Под социализацией в обществознании понимают процесс становлении личности в среде себе подобных, то есть в обществе. Процесс социализации включает в себя три этапа: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Немаловажную роль играют агенты социализации — первичные и вторичные (окружающие люди и различные социальные институты).
Как правильно готовиться к ЕГЭ по обществознанию: как не допустить ошибок и что повторить
Например, на стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности.
Человек, собственно, обучается быть личностью. Это совсем не так просто, как кажется, на первый взгляд. Примером тому является герой Р. Киплинга Маугли, который оказался в изоляции от общества. Мальчика вырастила стая волков и он был лишь биологическим существом.
Также можно выделить следующие теоретические аспекты данной темы (проблемы). Все-таки природа влияет на формирование личности. Именно она закладывает на генетическом уровне определенные задатки, да и влияет на социализацию личности исходя из индивидуальных особенностей человека (внешность, характер, строение и пр.). Задатки как анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей, в процессе социализации способствуют успешной деятельности личностей.
Например, человек обладает специфическими индивидуальными особенностями, данными природой, — уникальный музыкальный слух, как у Моцарта или Бетховена. Развивая этот задаток с детства, можно достичь значительных успехов в жизни. Можно рассмотреть и пример известного австралийского мотивационного оратора Ника Вуйчича, мецената, писателя и певца, рождённого с редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию всех четырёх конечностей. Несмотря на страшный недуг, Ник сумел пройти достойно социализацию и стать выдающимся примером того, что биологические особенности могут повлиять на развитие, даже если они ограниченные.
Таким образом, автор прав в своём высказывании. Действительно, человека создает природа и она же влияет на дальнейшее становление личности в обществе в процессе социализации.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.