Как написать сочинение-отзыв по картине? Какая памятка?
По какому плану писать сочинение-отзыв по картине?
С какой целью пишутся в школе сочинения в виде отзывов? Чем отличается от сочинения-описания?
По каким картинам дети в школе пишут сочинения-отзывы?
Приведите, пожалуйста, примеры популярных сочинений-отзывов по картине из школьной программы.
Сочинение-отзыв по картине писать очень интересно и увлекательно. Чтобы было понятно как это сделать разберем подробнее этот вопрос на примере сочинения отзыва по картине Попкова «Осенние дожди».
художник Виктор Ефимович Попков написал это полотно в 1974 году, после посещения села Михайловское и дома Пушкина. Пушкинский цикл стал последним в его жизни, сам художник трагически погиб в начале ноября 1974 года. Картина «Осенние дожди» составляет часть коллекции Третьяковской галереи.
Теперь основная часть. В основной части нужно сделать описание картины своими словами.
На картине мы видим мокрое крыльцо веранды, на нем изображена фигура человека, в профиле которого узнаваем великий русский поэт. Пушкин в раздумьях, он отрешен от дальнего плана, за которым мокнет под дождем осенняя даль. Здесь стоит рассказать об использованном художнике цвете: атмосфера дождя слегка туманит широкую даль. Можно рассказать об использовании приема низкого горизонта чтобы увеличить пространство земли, в данном случае земного и оставить место под нахмуренное низкое тревожное небо.
Ненастье в природе выступает метафорой душевного смятения поэта от понимания психологического и социального одиночества.
Попков рисует Пушкина не романтическим героем и не величавым гением, в очень одиноким, покинутым всеми, усталым человеком. В его позе, в полах тронутого ветром сюртука, в его отрешенности чувствуется некая обреченность. Картина наполнена не просто грустью осени, а тревогой от предчувствия трагического конца. Это вывод.
текст написан дляБВ.
Сочинения это обычная практика в школе, они необходимы для развития творческой части ученика, можно начинать с малого, а именно с рассказа о какой-либо картины.
В основной части напишите, то что вы увидели на переднем плане, что на заднем, какие цвета преобладают на картине, опишите мелкие детали.
В конце описания напишите о вашем личном впечатлении от картины, что вы думаете хотел рассказать художник и удалось ли ему это.
Гостиная. Высокие потолки декорированы лепным фризом.
На полу дорогой наборный паркет,
Его красоту слегка прикрыли сине-охристо-белым восточным ковром.
Уютные, светлые с цветочным узором диван и кресла,
Лёгкие шторы означают, что на дворе конец весны начало лета.
(зимние шторы меняют на летние.)
Интерьер изящный, лёгкий и воздушный.
Акварель подчеркнула его чистоту.
Кажется, что ничто не должно нарушить тёплую гармонию быта.
Но тревожный диссонанс,
Тёмным цветом впорхнул в это светлое пространство безмятежности.
Тёмная скатерть, женщина в траурном платье
Склонилась и напряжённо вчитывается в письмо.
Собачка послушно замерла от команды хозяйки.
Мне понравилась равновесие предметов,
дополняющих интерьер: золотые часы, люстра в стиле модерн.
И ощущение открытых окон и летнего воздуха в картине.
Дата создания картины: 1844 год, Имение Лопухиных. Интерьер.
Хранится в Государственной Третьяковской галерее.
1) История написания картины «Сирень в корзине».
3) Описание корзины.
3) Какие цвета использованы на картине.
3) Какие чувства вызывает картина.
4) Заключение ( понравилась ли картина и почему).
Описание картины Крыжицкого «Зимний пейзаж со стогами» можно сделать так:
На среднем плане художник изобразил стога сена. Справа видны два огромных, словно горы коричнево-зеленых копны. Их вершины покрыты снегом, также его небольшие латки виднеются по всей высоте стогов. Стога сена видны и далее слева. На них еще больше снега. Эти три стога стоят ближе к избам,крыши которых также покрыты белым снегом. из труб поднимается дым.
Над стогами кружат птицы. И черные силуэты четко видны на небе удивительного цвета. Оно не голубое, нет. Лишь верхний край с редкими облаками насыщенно голубой, а дальше цвет переходит в бирюзовый и даже зеленый.
На дальнем плане простираются невысокие холмы. Они полностью покрыты коричневой травой, местами припорошены снегом. Но он уже тает под лучами теплого солнца, что освещает всю картину, весь пейзаж, поэтому там вдалеке так много проталин. А на самом горизонте угадывается силуэт отдельно стоящей, даже немного одинокой церкви.
Художник использовал коричневый и белый цвет для своего пейзажа. И лишь небо поражает голубыми и зелеными переливами.
Здесь можно посмотреть сочинение описание картины Крыжицкого «Ранняя весна».
А вот и сама картина «Зимний пейзаж со стогами»
Аркадий Александрович Пластов является признанным живописцем своего времени. И практически все его картины посвящены сценам из деревенской жизни, простому быту селян.
На дальнем плане картины всё небо покрыто вечерним сумраком, всходит луна, от животных протянулись тени. После целого дня, проведённого на пастбище сытое стадо возвращается домой. Здесь не только коровы, но можно видеть и овечек и проказливых коз.Одна такая стоит и смотрит на мальчика, наверное, она ни один раз заставляла его побегать за собой. Они такие непоседливые.
Рабочий день мальчика заканчивается и он хоть и устал, но слегка улыбается. Его верный помощник, небольшая собачка ластится к нему, положив лапки ему на ногу и пытается полизать его ладонь.
«Почему мне нравится?»
Представьте себе короткий разговор с человеком, который только что купил картину. — А почему вы выбрали и купили именно эту картину? — Ну, она мне нравится… красивая… Большинство людей ответят на этот вопрос так или приблизительно так. И конечно они правы. Мы все в большинстве, выбирая, ориентируемся по тому, что нам нравится. Само это понятие — элемент нашего вкуса, который у всех свой. Но если повнимательней присмотреться, то мы заметим, что часто вкусы людей могут совпадать, независимо от их культуры, места жительства и других различий. А с ним и выбор. И здесь есть своя закономерность.
Представьте себе, что предыдущий разговор продолжился следующим вопросом: — А почему вам этот холст нравится? — Нравится и всё. А почему. Не знаю. Ответить на этот вопрос может быть непросто. Потому что очень многое может влиять на это наше «нравится».
Объединить наш выбор с другими людьми может не только сходство вкусов, но и то, как была написана картина. И в этом «как» и кроются свои закономерности. Это так называемая «кухня» художника, где есть свой порядок, свои законы, техника, творчество и так далее. И если приоткрыть для себя завесу этой «кухни» художника, можно не только понять, почему мне нравится та или иная работа, но и знать, что искать в них, чтобы она мне приносила удовольствие и наслаждение, когда я её куплю.
Один из таких законов живописи, который влияет на нас – это композиция. Это целая наука, которой посвящены много трудов. Мы не будем вдаваться во все тонкости и сложности этой науки, но скорее попробуем что-то из неё взять для наших чисто практических целей.
Композиция подразумевает, что между различными объектами, которые изображены, должна существовать взаимосвязь. Эта связь подразумевает форму, цвет, пространство. Изображенные предметы должны гармонично сочетаться. Именно эта гармоничная взаимосвязь и влияет на то, что картина может нравится многим. Это видно на примере мастеров прошлого, картины которых особенно отличались этим умением художника построения композиций. Наше человеческое зрительное восприятие устроено так, что, даже не осознавая и не понимая этого, мы для себя выделяем эту гармонию изображённых предметов на холсте и нам начинает эта картина нравится.
В качестве примера, можно взять наше слуховое восприятие. Когда мы наугад нажимаем клавиши пианино, то слышим неприятное звучание, режущее слух. А если попросить, того кто умеет играть, просто взять какой-то аккорд, то наше ощущение совсем другое. Мы можем вообще не разбираться в музыке, не иметь ни слуха, ни голоса, но, наверняка, мы различим бодрое (мажорное) звучание аккорда или лирическое (минорное). Почему так? Так устроено наше ухо и это особенность строения нашего мозга, способного различать подобное. Мы так созданы, чтобы наслаждаться прекрасным.
То же можно сказать и о нашем зрительном восприятии. Возможно, мы совсем не разбираемся в живописи. Но когда в следующий раз мы пойдем в галерею или на рынок, чтобы купить какую-то картину, мы можем специально, разглядывая картины, искать в них гармонию предметов, сочетания цвета, освещение, пространство.
«Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат» — Леонардо да Винчи.
Спросите себя, нравится ли мне как сочетается то, что нарисовано? Скорее всего мы не сможем себе ответить во всех подробностях, как это сделал бы искусствовед или художник. Но мы можем, имея это ввиду, почувствовать, как бы глазами «услышать», как «звучит» эта картина. И если эта гармония сочетания в картине есть, то нам это принесёт приятные ощущения от увиденного.
Чтобы лучше всего освоить что-то для себя новое, хорошо посмотреть, как это получается у других. Я сам стараюсь рассматривая холсты, обнаруживать как сочетаются изображенные объекты или увидеть композицию. Об этом пойдет речь в следующей статье.
Сочинение по картине Тропинина «Кружевница» 4 класс
На портрете «Кружевница» мы видим юную приветливую рукодельницу, одетую в рабочую одежду крестьянского покроя.
Над платьем видно, что одет рабочий фартук. На плечи она накинула бежевый платок. Все у неё расположено для работы.
Приветливый взгляд устремлён на художника. Лицо её светится молодостью, добротой и здоровьем. Чёрные волосы убраны в хвост (только одна прядка вырвалась с боку), чтобы не мешать работе. Глаза горят и излучают огромную энергию добра. Тонкие и уверенные пальцы держат деревянные коричневые коклюшки.
Плести кружева может научиться не каждая молодая особа. Это сложное и трудоёмкое дело. Она мастерица своего дела. Её изделия покупают богатые помещики и пришивают к модным платьям. Однако, она не возгордилась своим талантом, а кротко выполняет свою кропотливую работу.
Перед ней специальный прибор для плетения. На нём подвешено множество коклюшек. Большое количество деревянных коричневых приспособлений характеризует её, как лучшую из мастериц. На портрете нет ни одной лишней детали.
Художник привлёк наше внимание к людям кропотливого труда. И предлагает вместе восхититься этой искусницей. Каждый должен гордиться своим призванием и делать свою работу достойно.
Рассматривая картину «Кружевница», я испытываю трепет и уважение к труду милой девушки. Автор не зря выбрал именно её. Она очень трудолюбива и усидчива. Приятной внешности, простая крестьянка, но наделённая большим талантом и умением, помогающем ей зарабатывать себе на хлеб. В ней скрыта огромная сила терпения и волевых качеств, умения трудиться и красиво всё делать.
Мне нравится данная картина. Я люблю наблюдать за людьми, занимающимися рукоделием. И хотела бы поучиться вместе с ней. Художник – портретист удачно подобрал фон и композицию своей работы. Всё здесь сочетается, нет ничего лишнего. Правильно использовал сочетание света и тени. Использовал приятные пастельные тона. Мне нравятся многие его работы. Он любит передавать душевный мир героев, их красоту внутри.
Сочинение-описание картины Кружевница Тропинина
При первом взгляде на картину Василия Андреевича Тропинина, мы видим молодую девушку на сером фоне. На самом деле все его картины написаны об окружающем мире людей. Но через эту картину и через образ девушки ощущается, с каким трепетом и нежностью была написана картина и с каким трепетом он нам ее преподносит. Её красота изображена с изяществом, показывая всю русскую красоту.
Молодая девушка занята кропотливым делом это плетением кружева. По ее серьезному лицу видно, что ей эта работа не в тягость, а наоборот нравится. Нам никогда не узнать работает она по заказу или для любимых и родных людей, но можно заметить с каким усердием она относится к своей работе. Глаза направлены на отвлекшего её человека, и в них читается лукавость, некоторая тайна и возможно мечты и грезы о будущем. Они выразительные и невероятно красивые. Улыбка легка и спокойна, показывающая, что она вся в работе. Волосы заплетены и убраны, а выбившиеся пряди добавляют образу некоторую изюминку и миловидность. Сиреневая косынка оттеняет ее золотистый цвет кожи рук и лица. Даже поворот головы дополняет образ и всё очень гармонично складывается.
Аккуратность и простота в одежде девушки очень быстро бросается в глаза. Видно, что она не из богатой семьи, но не обделена талантом и умениями. Руки девушки изображены с некоторым изяществом, это вытянутые кисти и длинные тонкие пальцы. Через спокойствие картины можно понять, что девушка покладиста и усердно работает. Через весь образ чувствуется, что она не привыкла к такому взгляду художника, и чувствуется ее стеснение. Особенно чувствуется свежесть и богатство внутреннего мира красавицы.
Такая непростая работа как плетение кружева всегда оценивалась по достоинству и доверялась только творческим и талантливым людям. Во всех его картинах чувствует натуральность, и, несмотря на темные оттенки в этой картине она нам приятна и нравится. Художник очень грамотно изобразил цветовую палитру и падающий свет. Все его картины по истине замечательны и наверно, поэтому они так высоко ценятся во все времена. Такая чистота души как у девушки постепенно утрачивается, а при взгляде на эту картину всё возвращается на своё место.
Сочинение по картине Кружевница Тропинина, 2 вариант
Тропинин Василий Андреевич писал не только портреты знати. В своих работах он часто изображал простых людей. Здесь и дети, чьи лица отражают их сложные судьбы, здесь и люди разных профессий — швеи, ремесленники и прачки. Конечно же, Тропинин уделил внимание и кружевницам, создав знаменитую картину, сочинение по которой мы пишем.
Тропинин: Кружевница
Василий Тропинин создал новый тип жанрового портрета, где главную роль играли простые люди с их простыми человеческими радостями, и каждодневной работой. Среди таких полотен находится и рассматриваемая нами картина Кружевница. Эта картина стала новым явлением в искусстве, ведь с его помощью автор воспевал труд человека.
Кружевницу живописец написал в 1823 году. Это был год получения художником вольной. Как только художник представил картину на суд общественности, она тут же получила известность и любовь публики. Полотно, где живописец изобразил краткий миг из повседневности крестьянки встретили хорошо и критики.
Картина художника удивительна, она демонстрирует счастье девушки, несмотря на тяжелые бытовые условия. Благодаря мастерству художника, Кружевница сочетает в себе удачное освещение и раскрывает душу главного персонажа. Давайте в нашем сочинении по русскому языку остановимся на описании картины более подробно.
Так что же видит зритель на холсте Тропинина?
Описание картины
На картине Тропинина Кружевница мы видим симпатичную девушку занятую за рукоделием. Девушка занята плетением кружева, но в какой-то момент поднимает голову и направляет свой взгляд на нас. Смотрит она с некой таинственностью и загадочностью.
Несмотря на сложность своей работы, а кружевоплетение — это нелегкий труд, мы не видим у девушки усталости, наоборот, она с большим удовольствием продолжает создавать свое творение. Работа ей приносит удовольствие, и уже спустя миг она к ней обязательно вернется. А пока она дарит свою легкую улыбку зрителю и поражает глубиной своих глаз, что светятся неким светом и добротой. Волосы крестьянка завязала в пучок, и лишь пару прядей выбиваются из прически, придавая еще большей миловидности ее образу. Благодаря Тропинину, мы понимаем, что красивыми могут быть не только дворянки. Красота может скрываться и за простой внешностью обычной девушки, которая не носит пышных нарядов, а одета в обычную одежду.
Героиня настолько привлекает наше внимание, что сложно оторваться от ее лица. Она не скована нормами и правилами, она остается собой. Мы видим дружелюбную девушку, которая с удовольствием готова заговорить, и ответить на любые вопросы. Она открыта и вряд ли когда-нибудь слукавит. В образе кружевницы мы видим трудолюбие и усидчивость, волю и терпение.
На переднем плане зритель видит специальное приспособление с множеством коклюшек. С их помощью и творятся чудеса, рождая красоту в виде нежного кружева.
Отзыв по картине Кружевница
Продолжая работу над сочинением, мы пишем отзыв по репродукции картины Кружевница.
Это прекрасная картина, которую можно посмотреть в Третьяковской галерее. Портрет каждому придется по душе, ведь он излучает молодость, чистоту, доброту и тепло. Здесь нет ничего лишнего. От главной героини не отвлекает ни свет, ни фон и даже ее работа остается на втором плане. Взгляд сразу останавливается на ней, и девушка больше не отпускает зрителя. Казалось бы, простая крестьянка, одетая в простую одежду. Но есть в ней что-то особенное.
Эти глаза, удивительной красоты, слегка наклоненная голова, тонкие брови, небольшой носик, точеная форма губ. Все завораживает в кружевнице и хочется наблюдать за девушкой и дальше. И здесь мы понимаем, насколько молода героиня картины Тропинина. Облик девушки наполнен теплом, ее образ настолько реалистичен и подвижен, что хочется с ней заговорить. А это лишь еще раз доказывает талант художника, которому удалось мастерски сочетать свет и тень, тона и полутона.
Мне картина художника Тропинина Кружевница очень понравилась.
План сочинения
1. Художник, который рисует простых людей 2. Новый тип жанрового портрета 3. Положительные отзывы о картине 4. Описание полотна 5. Общий отзыв и наши впечатления
План сочинения и работу по картине Тропинина Кружевница можно использовать в 5 классе для написания домашней работы.
Сочинение-отзыв
Уж такая она хорошенькая эта кружевница! Взгляд ясный. Приятное лицо. Прямо свет от неё исходит. И кожа светлая, и глаза (серые). Волосы типа шатен, вьются, но аккуратно собраны. И она не красуется, а работает. Будто так на секунду оторвалась от трудов.
Её почти закрывает такой рабочий валик – на нём ткань. Тут, как я вижу, она и делает кружево. Ткань приделана к этому валику булавками. А в руках у кружевницы такие деревянные штуки, к которым привязаны нитки. Они за этими штуками, как нитка за иголкой, двигаются. Так и получается кружево. Я понимаю, какая это кропотливая работа. Хуже вышивки! Чуть ошибся… и даже, может быть, особо и не переделать.
На картине много света. Комната светлая, но это и понятно. Иначе, как бы девушка могла плести кружева? Тут всё надо очень чётко видеть.
И схемы перед работницей этой никакой нет! Как же она плетёт – из головы? Придумывает на ходу? Наверняка, есть же какая-то задумка, образ кружева. Вот я, например, не смогла бы вышить что-то без схемы. Я и со схемой особо не могу… Говорят, что ручная работа (макраме, вышивка, вязание) успокаивает нервы. А мне, наоборот, поднимает нервы! Нитки путаются, я путаюсь. В смысле я путаю в этой схеме цвета-цифры, могу не там на канве начать вышивать. В общем, я понимаю, какой это труд у кружевницы!
Платье у неё светлое серо-зеленое. Приятное вполне. Рукам не мешают рукава. Ногти у неё не накрашены. (Или это бесцветный лак!) И вообще, они короткие. Наверное, длинные когти мешали бы рабочему процессу.
Ещё у неё что-то типа платочка на груди. Такой бежевый. Никаких бус, колец или браслетов. Опять же – работа. Она только вечером наряжается, я думаю.
Вообще, она симпатичная девушка. Лет восемнадцати, по-моему. Совсем не накрашена. Только естественная красота!
Только она немного полновата. Много сидит за работой – никакого времени на фитнес. А в перерывах, наверное, чай с булками. Но всё же, как я уже сказала, она очень милая. Кажется доброй и отзывчивой.
Интересно, а она за работой музыку слушает? Но тогда, конечно, ещё не изобрели ни магнитофоны, ни даже радио. Так что никакой «Европы плюс»! Но думаю, что заниматься рукоделием в тишине невозможно. Я вот всегда слушаю аудио-книги. Наверное, кружевница напевает себе под нос модные мелодии.
Описание картины 2
Женская красота – одна из ведущих тем в творчестве художников во все времена. Воплощение изящества, чистоты, великого трудолюбия предстает перед глазами зрителя в образе молодой девушки на картине Василия Андреевича Тропинина «Кружевница». Портрет, написанный в начале XIX века, дает представление о занятиях и быте молодых женщин той эпохи.
Без особого труда можно заметить, что главная героиня не богата, на ней простая одежда без украшений и роскоши. Девушка бережет наряд, работая в специальном фартуке. Лишь бежевый платок, аккуратно накинутый на плечи, оттеняет сероватые тона наряда. Несмотря на рукоделие, которым она занимается, позволить себе носить белоснежные кружева не может. Можно лишь предположить, что работу она выполняет на заказ для знатных особ. Сам художник был из крепостных, поэтому есть вероятность, что и героиня картины не имеет свободы.
Девушка-мастер своего дела. Лицо ее светиться удовольствием от любимого занятия. Художник словно на одно мгновение оторвал ее от плетения кружева, запечатлев этот момент в своей картине. Девушка не стремиться позировать художнику, она проста и чиста, я как в повседневной жизни. Чуть застенчивая улыбка, необыкновенно добрый взгляд, аккуратно прибранные волосы говорят об отношении автора к своей героине. Тропинин восхищен молодостью и трудолюбием молодой женщины. Мило выбившиеся кудряшки — незначительный штрих в изображении девушки, с помощью которого автор придал образу особый шарм и загадочность.
Плетение кружева — работа, требующая терпения, таланта и необыкновенного усердия. Инструменты у девушки просты в изготовлении — специальные деревянные палочки с шейкой для намотки ниток. Длинные пальцы, правильно держащие коклюшки, подтверждают, что кружевница уже опытный мастер своего дела.
Девушка изображена на переднем центральном плане картине, захватив своим образом основное внимание зрителей. Однако заставляет вглядываться в работе мелкие четко обозначенные детали, помогающие оценить обстановку. Станок с деревянными палочками, отражение света на руке мастерицы и полотне, окружающие теплые тона помогают более глубоко познать смысл происходящего. В портрете нет лишних деталей, все четко и лаконично.
Художник, создавая работу, стремиться вложить в нее определенный смысл. Тропинин своей картиной «Кружевница» показывает всю красоту русской девушки, подчеркивая, что никакие богатства так не украшают молодую женщину, как любимое рукоделие.
Почему мне нравится эта картина
Среди множества картин в музее лишь какая-то одна вдруг завораживает нас. Почему именно она? Что происходит с нами, когда мы застываем перед ней, забыв обо всем?
Экскурсоводы и искусствоведы обычно рассказывают нам о мастерстве живописца, о его художественных приемах, о вдохновлявших его идеях, подробностях эпохи и биографии, объясняя, какую мысль и какими средствами он хотел донести до нас.
Все это по-своему интересно и важно, однако по большому счету нисколько не приближает к пониманию того, что именно происходит между нами и поразившей нас картиной и в чем на самом деле состоит наш с ней диалог.
Приоткрыть занавес
Явное содержание картины, ее сюжет — это своего рода ловушка. Можно провести параллель между картиной и сновидением. У сна тоже есть сюжет, но для выяснения того, что беспокоит человека, его глубинных проблем анализ этого сюжета ничего не даст.
Психоаналитик же понимает, что сюжет сна подобен театральному занавесу, скрывающему суть — пространство сцены. Сколько ни рассуждай о том, что на нем нарисовано, занавес не откроется. А вот когда пациент начинает спонтанно, не размышляя, проговаривать свои ассоциации, чувства, возникающие в связи со сном, тогда-то и приоткрывается тот бессознательный театр, что находится за занавесом.
Точно так же и с картинами. Художник в моменты творчества стремится разбудить в себе глубинный голос бессознательного. Он знает, что осознание убьет этот голос. И чем более глубокий бессознательный пласт он сумеет передать на холсте, тем сильнее будет захватывать его картина.
Доверять восприятию
Но с другой стороны, восприятие картины — это глубоко личностный акт. Либо в тебе что-то резонирует с этой картиной, либо нет. Поэтому так нелепы разговоры о том, что такая-то великая картина не может не потрясти.
В Лувре всегда можно видеть толпу вокруг «Моны Лизы»: к ней не протолкнешься, со всех сторон вспышки фотокамер, все возбуждены, и каждому, похоже, кажется, что сейчас в его душе свершается что-то невероятное. Это пример ложного восприятия. Многие думают, что они нечто испытывают. Потому что это правильно, так положено. А поставив «галочку», уходят, довольные собой.
На самом деле, подходя даже к самой прекрасной картине, мы никогда не можем быть уверены в том, что именно сейчас почувствуем. Чувства не дано запрограммировать. Картина может оказаться «не нашей», а сознательно вызвать в себе эмоции просто невозможно.
Войти в резонанс
Истинное же восприятие картины — это серьезная внутренняя работа, но не ума, а нашего бессознательного. Это происходит лишь тогда, когда мы, подобно творящему картину художнику, перестаем рефлексировать, рационализировать и отпускаем себя, свои чувства, фантазии. Бродим по залам, останавливаемся у одних полотен, по другим лишь скользим взглядом. Чем меньше ожиданий, тем лучше.
И в какой-то момент, возможно, мы чувствуем мгновенный резонанс с одной из картин. Не понимая, что именно привело к нему. Сюжет картины не поможет нам это понять. Но в этот момент мы ощущаем что-то новое — волнение, возбуждение или какие-то другие эмоции.
Возможно, нам даже захочется убежать от картины, потому что она будоражит в нас темные стороны или пробуждает болезненные переживания. Или, наоборот, открывает лучшие стороны в нас, и нам захочется продлить это ощущение. А можем и не почувствовать ничего особенного — просто захочется стоять и смотреть на нее.
Возможно, на другой день мы увидим какой-то сон или с нами произойдет нечто, что нам не придет в голову связать с этой картиной (но что открылось бы, если бы человек проходил психоанализ). Ее воздействие может быть глубоким и длительным, даже предельно длительным. Но мы, скорее всего, не узнаем об этом, потому что не сумеем связать причину и следствие.
Почувствовать себя живым
Почему тогда для нас это так важно? Зачем мы раз за разом идем в музеи, галереи, на выставки? Снова и снова возвращаемся к «своим» картинам? Каждому из нас хочется быть более живым, более эмоциональным, открытым и творческим человеком. Но это и страшит нас, и мы закрываемся, пытаясь все взять под контроль, жить более механистично.
Художники же, наоборот, всю жизнь пытаются внутри себя каким-то образом запустить этот живой, творческий процесс и передать его на холсте. И для нас картины становятся окнами в этот другой мир, мир бессознательного. Этот мир чуть-чуть приоткрывается нам и в наших сновидениях, и в наших фантазиях наяву. Но, не доверяя себе, мы боимся туда заглядывать.
А картина — это окно, которое уже открыто. Дорога, которая уже была проложена. За этим «занавесом» точно есть мир! И мы чувствуем потребность приобщиться к этой тайне. Нам нужно знать, что есть другой мир, кроме нашего трехмерного. Это напоминание о том, что у нас есть бесконечная душа, бесконечное сознание, глубинные эмоции, которые придают совершенно иной смысл нашей жизни. И наш диалог с художником становится диалогом двух творцов.
Искусство как инстинкт
Коллективное бессознательное — вот источник вдохновения художника (в широком смысле — творца), утверждал Карл Густав Юнг, основатель аналитической психологии. «Искусство, — писал он, — прирождено художнику как инстинкт, который им овладевает и делает его своим орудием».
Главной чертой личности художника Юнг считал «двойственность», «синтез парадоксальных свойств»: в нем борются две силы — «обычный человек с его потребностями в счастье, удовлетворенности и жизненной обеспеченности» и «беспощадная творческая страсть, поневоле втаптывающая в грязь все его личные пожелания».
Вот почему личная судьба художника нередко складывается неудачно или даже трагично. Великое произведение искусства Юнг уподоблял сновидению, не имеющему однозначного толкования: сновидение «выявляет образ, как природа выращивает растение, и уже нам предоставлено делать из этого образа свои выводы».
Об эксперте
Андрей Россохин — психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ «Высшая школа экономики», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ ВШЭ.