Как писать сочинение по картине в разных классах: план и вспомогательные вопросы.
Сочинения по серии картин проводятся в 1-2-м классах, поскольку оно легче. Дети составляют 1-3 предложения, озаглавливают небольшие рассказы.
Написание сочинения по одной картине значительно труднее, чем по серии картин. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после момента, запечатленного на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.
План сочинения по картине в 1,2,3,4 классе:
В начальных классах дети описывают картину следующим образом:
1) тема картины (что на ней изображено);
2) композиция картина;
3) действующие лица, действие, если оно есть;
4) идейный смысл, «настроение» картины.
От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
Последовательность анализа картины может отличаться в зависимости от особенностей самой картины, целей, возраста учащихся и уровня развития у них художественного восприятия.
Примерный план сочинения по картине 5,6,7,8,9 класс:
Вспомогательные вопросы для анализа картины.
Время:
Какое время года изображено на картине?
Какой день изобразил художник на картине?
Название картины/жанр:
Почему художник дал такое название картине?
Как бы вы озаглавили эту картину?
Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?ъ
К какому жанру вы относите эту картину? Почему?
Фон, задний план, передний план, интерьер, главный герой:
Что вы видите на картине?
Что изображено в центре картины?
Почему в центре картины художник изобразил именно этот предмет?
Что вы видите на заднем плане картины?
На каком фоне изображены предметы (цветы, овощи, фрукты и др.)?
Как вы думаете, почему художник нечетко изобразил задний план картины?
Какое значение имеет фон картины, как вы думаете?
Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
Кто главный герой картины?
Что можно сказать о главном герое?
Почему главный герой изображен в такой позе? Что хотел подчеркнуть художник?
Вы чувствуете присутствие человека в этом пейзаже? Как это показал художник?
Что может рассказать интерьер о жизни человека, которого мы не видим на картине?
Какую роль в этой жанровой картине выполняет натюрморт?
Почему взгляды всех персонажей картины обращены в сторону. (героя)?
Как обстановка комнаты характеризует ее хозяев?
Почему художник выбрал именно этот интерьер для характеристики своих героев?
Цвет, свет, воздух:
Какие цвета использовал художник?
Какой цвет преобладает в картине?
Каков колорит картины? Какие цветовые тона передают радостное (грустное) настроение картины?
Много ли в картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла
художника?
Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
Почему художник использовал контрастные цвета в изображении предметов?
Какой цвет вы считаете главным в картине?
Настроение картины, отношение к картине:
Нравится ли вам картина? Почему?
Какое настроение вызывает картина? Почему?
Авторский замысел, главная мысль:
Какие изобразительно-выразительные средства использует художник, чтобы передать.
Что прежде всего привлекло ваше внимание в картине? Как этого добивается художник?
Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.
С помощью каких изобразительных средств художник выражает свое отношение к героям?
Пишем сочинение по картине — памятка, составление плана
Сочинение по картине в начальных, средних и старших классах. Как научиться правильно писать сочинение-описание картины?
1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах
Подготовительный этап работы начинается со знакомства с картиной и художником. Ведь мы знакомим учеников с писателем, когда изучаем литературное произведение. Иначе сложно понять его замысел. Найдите в интернете информацию о художнике, его творческом пути. Познакомьте ребёнка с другими творениями этого автора. Постарайтесь вместе с учеником ответить на вопрос, чем выделяется творчество этого мастера среди работ других живописцев. На подготовительном этапе написания сочинения также важно определить её жанр. У описания пейзажа или портрета свои особенности, о которых стоит поговорить отдельно. Натюрморт или бытовой сюжет также будут иметь свою специфику описания. Хорошо, если уже в начальных классах ребёнок будет разбираться в жанрах живописи.
Попросите школьника внимательно рассмотреть предлагаемую для описания картину. Пусть ребёнок попытается устно рассказать о том, что он видит, как будто он описывает картину слепому человеку или другу по телефону. Помогите ученику увидеть и описать словами общее настроение картины.
Внимательное рассмотрение играет очень важную роль при написании сочинения по картине. Порой мы спешим приступить к написанию, заглядывая в предложенный план и стараясь ему соответствовать. Однако забываем, что задача ученика не только в том, чтобы развивать речевые или какие-либо ещё навыки, но и в том, чтобы благодаря картине открывать что-то новое в себе, обогащать свои впечатления, умения истолковывать увиденное. Хорошо, если ребёнок переживет какие-либо эмоции, глядя на творение художника. Для сочинений предлагаются работы прославленных мастеров, в которых можно и должно искать важный смысл, особое значение. В них видна индивидуальность автора, а каждая картина – это неповторимый визуальный образ. Написание сочинения по картине не должно становится только тренировкой предложенного учителем алгоритма действий.
Учите ребёнка рассматривать все детали картины, а не только то, что изображено на переднем плане. Ведь каждая деталь вносит дополнение в понимание общего замысла картины. Пусть задумается, почему художник выбрал именно такой фон. Познакомьте ученика с понятием композиции.
Следующий этап – разговор о цветовой гамме картины. Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные. Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине. Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.
Ну, вот уже и собраны технические составляющие картины. Остаётся задуматься о своём отношении к увиденному. Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне. Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора. Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять? Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.
II. Описание полотна
2. Составление плана сочинения по картине в средних классах
Начинаем предварительную работу с рассмотрения картина и составления общего впечатления от неё. Определите жанр картины, обратите внимание на композицию и на то, что изображено. Подумайте над названием картины. Ответьте на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так. Найдите информацию о том, в какое время написана картина. Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника? Необходимо также узнать об истории создания картины, по которой вы пишете сочинение.
Следующий этап – описание того, что вы непосредственно видите, рассматривая творение живописца. Как расположены на картине предметы, люди или животные. Опишите то, на что вы обратили внимание в первую очередь и почему. Что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.
На каком фоне изображены раскрывающие замысел автора предметы? Ответьте на вопросы, какую роль играет освещение на картине, какой цвет преобладает и как он влияет на общее настроение картины. Есть ли противопоставление светлого тёмному, яркого тусклому? Какое время дня, года изображено, если это пейзаж? Но, если это люди или одиночный портрет, необходимо описать внешность, одежду, предположения о характере изображённого. Опишите главные предметы и «говорящие» детали. Как, на ваш взгляд, они помогают понять замысел картины?
II. Основная часть (описание картины)
3. Составление плана сочинения по картине в старших классах
Подготовка к сочинению и составлению плана должна включать знакомство с биографией и творчеством художника. В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился. Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название? Какое слово в названии, по вашему мнению, главное? Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?
Далее необходимо сделать анализ картины. Определите её композиционный центр, разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона. Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение? Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день. Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности. Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.
Обратите внимание на мелкие детали, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере. Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины? Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это? Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?
Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне? Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра? Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?
Прочувствуйте своё отношение к картине. Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала. Определите главную мысль картины. Понравился ли вам авторский замысел? Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор. Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?
II. Основная часть (анализ)
Мы надеемся новые знания помогут написать легкое, интересное сочинение по картине!
Как написать эссе по картине?
Именно написать что-либо вообще не трудно — уж насколько писательство считается самым вседоступным видом искусства, а эссе это ещё и самый свободный жанр, который может по авторскому велению хоть вставать дыбом, хоть сворачиваться в трубу. Если, конечно, автору есть, что сказать.
А с этим «есть, что сказать» — уже возникают определённые трудности.
Картины, стихи, книги — это, в определённом смысле, животные: человек встречает их на их территории и по их правилам, которые для него самого никогда не смогут быть до конца понятны.
Можно описывать их внешние проявления — такие, как исторический контекст, обстоятельства создания, биография автора — но даже самое полное описание фенотипа никак не приблизит пишущего к формулировке того, что именно эта картина «делает». Что она предлагает.
Именно это и нужно определить. А тут можно привести историю из личного опыта.
Не очень давно меня попросили написать об «Американской готике» Гранта Вуда. Это одна из тех картин, которые абсолютно все знают в лицо — и именно её очевидность и узнаваемость приводят к тому, что очень мало кто вдруг захочет начать копать её как-то глубже. Так что и сам я, мягко говоря, не сильно интересовался американским регионализмом, чтобы суметь что-то вот сразу о ней сказать.
Мне облегчал задачу один фактор: то, что буквально за месяц до этого я предпринял долгое автомобильное путешествие через Midwest, и именно в тех местах, где Грант приметил вдохновившее его окно с остроконечной рамой.
Я знал место и окружение, и как именно всё это продолжается за пределами холста. Прочитать биографию Вуда и историю создания картины труда не составило — подобные вещи бережно хранят собственную легенду. Многие элементы были достаточно очевидны: двое на переднем плане отсылали к иконописи и светскому портрету позднего Средневековья; детали — символизм цветов, шпиль, занавески — лежали если не на поверхности, до достаточно близко.
Проблема была в том, что всё это были декорации, искусствоведческий аналог одомашненного скота. Все эти детали сами по себе ничего не значили, и по ним можно было бы написать стандартное сочинение с датами и цитатами, и вообще ничего не сказать по сути.
Зато в процессе работы достаточно быстро стало понятно, что главным героем картины были не фермер с дочерью (это дочь, не жена), а именно это изначальное остроконечное окно.
Готика. Плотницкий стиль. Пуританство. Ревизионизм. Умаление культуры. Базилика в Сан-Дени. Свет. Индустриализация. Модерн. Эмиграция. Попытка собственной мифологии. Сопротивление абстракционизму. Стоило определить это главное, и все мотивы картины развернулись сами собой, так что эссе превысило лимит на 2000 знаков, которые пришлось потом удалять.
Все эти изыскания заняли один вечер. Как бы, это не сложно — тут нужен просто достаточный опыт писания с одной стороны и достаточный опыт взаимодействия с картинами — с другой.
И последнее. Разумеется, в описании картины есть проблема герменевтического круга и опосредования — от художника к картине, от картины к зрителю, от зрителя к тексту, от текста к читателю — и тут легко увязнуть в вопросах о том, «что хотел сказать автор», и откуда мы знаем, и действительно ли всё это написанное имеет там быть.
Ну а тут у меня есть для вас шикарные новости. О настоящей картине нельзя убедительно написать того, чего на ней нет. Всё, что сопротивляется её внутренней сути, она попросту перебьёт, перешагнёт и пойдёт дальше. Именно так настоящие картины и остаются: правильные интерпретации их усиливают, а неправильные не ослабляют.
Что подсказывает и ещё одну, тоже раскрепощающую по-своему вещь: когда вы пишете о картине, вы скорее пишете для картины, чем для читателя.
Перед ней надо быть честным. И всё получится.
Как писать сочинение по картине: на примере «Утро в сосновом лесу»
Сочинение проводят в школе для того, чтобы проверить, насколько ученик умеет грамотно и локанично излагать свои мысли. А сочинение-описание по картине к тому же даёт понять, умеет ли школьник понимать и объяснять произведения художественного искусства. Чтобы тебе было проще справляться с подобными заданиями, Адукар подготовил подробную инструкцию.
Как писать сочинение по картине: подготовительный этап работы
До начала работы тебе стоит подготовиться. Ведь картину, как и литературное произведение, нужно уметь читать и распознавать посыл автора. В первую очередь изучи биографию художника и его творческий путь. Тебе важно понять, в какой технике, тематике и стиле работал мастер. Погугли пару ссылок с историей создания картины: как правило, известные произведения искусства имеют интересные предыстории написания. Кстати, если не разбираешься в жанрах живописи, гугл в помощь. Эта информация понадобится для того, чтобы знать, что перед тобой: пейзаж, натюрморт или портрет. Очевидным плюсом к твоей работе будет также упоминание нескольких фактов из биографии художника.
Например: «Рассматривая картину „Утро в сосновом лесу“, хочу отметить, что Иван Шишкин — русский художник-пейзажист. Почти вся его живописная деятельность посвящена русским пейзажам, на которых практически никогда не встречаются животные. Однако картина „Утро в сосновом бору“ имеет очень интересную историю создания. Изначально она была написана Шишкиным без медведей на ней — там был лишь сосновый бор. Медвежат в него позже поместил другой художник Константин Савицкий, поэтому долгое время в правом нижнем углу было две подписи: Шишкин и Савицкий. Заказчиком картины был меценат Павел Третьяков, который потребовал, чтобы авторство осталось за Шишкиным. Именно поэтому данная картина известна всему миру как шедевр Ивана Ивановича Шишкина».
Обычно картина, по которой школьники пишут сочинение, находится в учебнике. И ей посвящено отдельное упражнение с вопросами к картине. Используй эти вопросы для написания сочинения. Отвечая на них, незаметно для себя напишешь большую часть сочинения
Теперь переходим к самой работе. Сначала проанализируй картину с технической стороны: кто или что на ней изображено, какая цветовая гамма преобладает, где происходит действие на ней, общие ощущения и так далее. После постарайся выделить тему и идею полотна и свяжи это с техническими характеристиками. Важно также сказать об эмоциях и чувствах, которые вызывает у тебя картина: грусть, печаль или, наоборот, спокойствие и умиротворение.
Сочинение по картине: примерный план
Как и в стандартной письменной работе, в сочинении по картине есть вступление, основная часть и заключение. Мы уже рассказывали об этом в материале «Как написать сочинение-рассуждение на любую тему». Если ещё не видел его, обязательно переходи по ссылке и читай: найдёшь там много полезного. А сейчас мы напомнить тебе, как должна выглядеть структура сочинения.
Вступление
Во вступлении обычно дают краткую информацию о художнике и его значении в искусстве. Можно написать, в каком стиле работал мастер, в чём особенность его творчества. Неплохо упомянуть историю создания полотна, год написания, жанр картины и так далее. Обратись к первому примеру, который мы приводили выше: это будет ориентиром для тебя, как должна выглядеть вступительная часть. В начале ты также можешь углубиться в биографию автора или побольше рассказать о самом жанре, в котором написано полотно.
Например: «Когда Иван Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, его обучал портретист Мокрицкий. Однако уже тогда все заметили, что у будущего гения живописи прекрасно получаются именно пейзажи. „Шишкин рисует такие виды, какие ещё никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а они у него выходят так красиво, как швейцарские часы“, — говорили учителя. За свои пейзажи Шишкин не раз получал медали, а Императорскую академию художеств он окончил в большой золотой медалью».
Основная часть
Например: «Картина „Утро в сосновом лесу“ написана в 1889 году. Считается, что художник создал её под впечатлением от поездки по вологодским лесам. Он хотел изобразить утренний сосновый бор, и, на мой взгляд, сделал это мастерски. Глядя на картину, мы сразу ощущаем, что в лесу стоит утренняя прохлада, лёгкий туман, возможно, после дождя ночью. Такие чувства у нас возникают благодаря цветовой гамме. Преобладают цвета холодных оттенков: тёмно-зелёный, серый, синий. Однако есть и тёплый жёлтый цвет, демонстрирующий первые лучи восходящего солнца на верхушках деревьев».
Заключение
В заключении необходимо подытожить своё описание небольшим выводом. Отметить, понравилась ли картина и почему, всё ли показалось понятным.
Чтобы написать сочинение по картине, будь внимательным, не ленись поискать факты о художнике и полотне, а также используй синонимы, слова-маркеры и фразы-связки. Их можно подобрать с помощью словаря либо специальных онлайн-сервисов. И не забудь, что при выставлении оценки учитывается не только твой творческий подход, но и грамотность. Подтянуть навыки правописания можешь на наших курсах подготовки к ЕГЭ и ЦТ. Желаем тебе удачи и вдохновения!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были тебе полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Как написать сочинение по картине?
Если перед вами стоит задача, написать сочинение по картине художника, то мы поможем вам советами.
Как и любой другой вид сочинений, сочинение по картине имеет свою структуру, которой обязательно нужно придерживаться.
План написания сочинения по картине.
Обычно, по картине задают написать сочинение-описание, либо сочинение-рассуждение. Если вам нужно написать описание, сосредоточьтесь в большей степени на описании деталей картины, если рассуждение – на ее значении и тех эмоциях, которые картина вызывает.
Сочинение по картине состоит из трех частей, однако, подходите к предложенному плану творчески, что-то можно пропустить, какие-то детали добавить от себя.
ВСТУПЛЕНИЕ
Во вступлении вы можете:
а) назвать картину и ее автора;
b) рассказать о том, как вы узнали о картине;
с) упомянуть исторический период и события, которые предшествовали написанию картины;
d) рассказать о том, в каком стиле и какой техникой написана картина;
e) уточнить жанр картины. Это может быть портрет, натюрморт, батальный жанр (сцена боя), исторический жанр, пейзаж (лесной, морской), жанровая сцена (городская, сельская) и др.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В основной части можно сделать следующее:
а) Расскажите о композиции картины, о том, как построено изображение, за счет чего автор добивается объемности, или красочности, или таинственности. Как передана атмосфера? Кто или что находится в центре композиции? На втором плане? Если это жанровая картина, укажите, какую роль играет пейзаж на заднем плане.
b) Охарактеризуйте цветовую палитру предложенной картины. Опишите тональность используемых красок – темная или холодная, светлая или темная. Какие чувства у вас вызывают использованные цвета? Почему?
с) Обратите внимание на то, куда на картине падает свет. Опишите характер света – яркий или рассеянный, солнечный или искусственный. Что на картине освещено больше всего? Почему?
d) Расскажите, в чем идея картины. Ради чего она написана? Какие эмоции хотел передать художник? Какие мысли вызвала картина? Какие чувства?
Данная таблица-шаблон также подскажет вам несколько идей, что можно написать в основной части сочинения по картине.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
а) Опишите чувства, которые вызвала в вас картина. О чем заставила задуматься? Быть может вам захотелось побольше узнать о художнике, его жизни и творчестве?
Что нужно знать о визуальном искусстве?
Искусство, безусловно, влияет на каждого. Оно заставляет нас чувствовать радость, печаль или отвращение, искусство часто высказывает идеи, которые выходят за рамки рационального мышления и языка. Искусство передает эмоции не только посредством вдохновения художника, но также при помощи художественных методов визуальной коммуникации, именно поэтому письменный анализ картины требует базового понимания методов визуальной коммуникации.
Мы хотим привести еще несколько пунктов, которые вы можете проанализировать в ходе работы над сочинением-описанием картины.
Надеюсь, эти советы помогут вам написать сочинение по картине.