План (структура) эссе по обществознанию
В ЕГЭ по обществознанию 29 задание считается сложным – написание эссе по высказыванию, выбранному из пяти предложенных.
Эссе — это краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу.
Алгоритм написания эссе по обществознанию:
Примерный план сочинения
Теперь более подробно о структуре:
1. Цитата.
Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.
2. Проблема и ее актуальность.
Клише:
Данная проблема является актуальной в условиях.
Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.
3. Смысл высказывания.
Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише:
4. Собственная точка зрения.
Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.
Используй клише:
5. Теоретическая аргументация.
Необходимо использовать знания по обществознанию: термины, понятия, мнения ученых, направления научной мысли.
Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.
6. Примеры из социальной практики, истории и литературы.
Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее.
7. Вывод.
В заключении подводится итог рассуждения — 1-2 предложения.
Используйте клише:
План и структура эссе по обществознанию 2021
Всё актуально для 2021 года. Изменений по обществознанию в 2021 году НЕТ!
РЕКОМЕНДУЕМ:
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В 2020-2021 ГОДУ
Кратко о структуре эссе 2021
1. Если есть определенный блок, то обращаемся сразу к нему. НО! Бывает в вашем любимом блоке крайне «узкая» «плохая» цитата, значит надо искать цитату из другого блока обществознания.
3. Соотносим цитату и блок из курса обществознания, он указан рядом с цитатой! Сразу начинаем мыслить категориями этого блока (социология, политология, экономика и т.д.)
4. Составляем на черновике список терминов, которые необходимо отразить в эссе. НО только те, что совпадают с темой эссе!
5. Если не можем составить список терминов (хотя бы 3 термина), значит, выбираем другую цитату, которую сможем раскрыть.
6. Выписываем цитату на черновик и подчеркиваем КЛЮЧЕВЫЕ слова, на основе которых выстраиваем КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ, затронутые автором.
ЭТО ПЕРВЫЙ АБЗАЦ ЭССЕ – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ, если за него 0, то за все эссе 0!
7. Выводим из ключевых идей теоретические суждения (2 точно), сопровождая их терминами из списка.
ЭТО ВТОРОЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
8. К каждому теоретическому суждению подбираем иллюстрирующий пример. Разные источники! История, литература, социальный опыт, книги, фильмы.
Примеры не должны быть однотипными и абстрактными. Должны четко отражать теоретические суждения. Вы должны показать, почему именно этот факт вы используете как иллюстрирующий аргумент!
ЭТО ТРЕТИЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ПРАКТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
9. В выводе необходимо сформулировать, показать чем/почему важны идеи, затронутые автором в цитате (идем снизу вверх по эссе)
АБЗАЦ – КОНЦОВКА
10. Фраза-лозунг, как логическое завершение творческой мысли.
Эссе это вариант творческой работы:
Приводим конкретный ПОДРОБНЫЙ план как писать эссе на егэ по обществознанию. Он состоит из 7 важных пунктов.
План написания эссе
А теперь рассмотрим пошагово все рекомендации, которые важно учесть при написании эссе. Прокомментируем каждый пункт нашего плана для эссе.
Дополнительные ссылки:
1. Выбор высказывания
2. Определение проблемы высказывания.
Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто.
После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:
К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).
3. Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:
4. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:
5-6. Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия,
термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения
учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:
При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».
7. Вывод
Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него
И в завершение. Посмотрим вебинар, в котором рассматривается структура написания мини-сочинения, даются упражнения для тренировки и рассматриваются критерии оценивания:
Эссе по обществу
Эссе по обществу обещает стать одним из самых популярных экзаменов, что означает, что выпускники должны больше узнать о том, каким будет экзамен в новом году, какова должна быть структура эссе, а также о том, к чему стоит обратиться во время подготовки.
Как написать эссе по обществу
Поскольку темы, которые будут предложены экзаменаторам, заранее не раскрываются, на этапе подготовки вы можете сосредоточиться на наиболее важных областях, определенных для каждого из 5 блоков.
Структура сочинений по обществознанию не изменится.
Мини-эссе должно включать следующие блоки:
Наряду с тем, какой должна быть структура эссе по общественным наукам, школьникам также говорят, что текст будет свидетельством актуальности, а также биографии авторов литературных произведений и известных личностей, которые фигурируют в примерах.
Чаще всего именно на этих блоках, которые не добавляют баллов к эссе, выпускники проводят время напрасно, вместо того, чтобы как можно более подробно описать смысл высказывания и найти правильные примеры.
Клише эссе по обществу
Итак, теперь вы знаете, что стоит, а что не стоит писать в эссе по обществу. Теперь давайте подробнее рассмотрим, как можно собрать необходимое эссе из подготовленных блоков.
ПЕРВЫЙ АБЗАЦ ЭССЕ
Если есть определенный блок, то мы немедленно обращаемся к нему. НО! В вашем любимом блоке есть чрезвычайно «узкая» «плохая» цитата, поэтому вам нужно искать цитату из другого блока социальной науки. |
Выберите цитату. |
Мы соотносим цитату и блок социальных исследований, это указано рядом с цитатой! Сразу начинайте мыслить в терминах этого блока (социология, политология, экономика и т. д.) |
Мы составляем проект перечня терминов, которые должны быть отражены в эссе. НО только те, которые совпадают с темой эссе! |
Если мы не можем составить список терминов (как минимум 3 условия), мы выбираем другую цитату, которую можем раскрыть. |
Мы пишем цитату для черновика и подчеркиваем КЛЮЧЕВЫЕ слова, на основе которых мы строим КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ, которых коснулся автор. |
ВТОРОЙ АБЗАЦ ЭССЕ
Необходимо уточнить… |
Исследователи понимают… |
Выделяют следующие типы… |
Классификация основана на…. |
Для каждого теоретического предложения мы подбираем иллюстративный пример. Разные источники! История, литература, социальный опыт, книги, фильмы.
Примеры не должны быть одинаковыми и абстрактными. Они должны четко отражать теоретические суждения. Вы должны показать, почему вы используете этот факт в качестве иллюстративного аргумента!
ТРЕТИЙ АБЗАЦ ЭССЕ
В качестве примера… |
Во-первых (если говорим, во-первых, значит должно быть, во-вторых; если говорим с одной стороны – то и с другой стороны!) |
Опыт …иллюстрирует |
В заключении необходимо сформулировать, показать, что / почему важны идеи, высказанные автором в цитате (в эссе мы идем снизу вверх)
ЧЕТВЁРТЫЙ АБЗАЦ
Важность развития…. |
Таким образом, |
Следовательно… |
Фраза-слоган, как логическое завершение творческого мышления.
План написания эссе по обществу
Цитата. |
Проблема, поднятая автором; её актуальность. |
Смысл высказывания. |
Собственная точка зрения. |
Аргументация на теоретическом уровне. |
Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. |
Вывод. |
Структура написания эссе по обществу
Выбор высказывания:
Определение проблемы высказывания:
Для этого используйте фразы-клише:
Данная проблема является актуальной в условиях… |
…глобализации общественных отношений; |
…формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; |
…обострения глобальных проблем современности; |
…особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; |
…развития международной интеграции; |
…современной рыночной экономики; |
…развития и преодоления мирового экономического кризиса; |
…жесткой дифференциации общества; |
…открытой социальной структуры современного общества; |
…формирования правового государства; |
…преодоления духовного, нравственного кризиса; |
…диалога культур; |
…необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей. |
Проблема должна периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это необходимо для того, чтобы правильно раскрыть его содержание, а также для того, чтобы случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не связанными со смыслом этого утверждения (это одна из самых распространенных ошибок в много экзаменационных сочинений).
Формулировка основной мысли высказывания:
Далее вам необходимо раскрыть смысл заявления, но не повторять его дословно. В этом случае вы можете использовать следующие клише:
Определение своей позиции к высказыванию:
Здесь вы можете полностью, частично согласиться с автором, опровергнув определенную часть утверждения, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. Вы можете использовать фразы-клише:
Аргументация собственного мнения:
Аргументация должна проводиться на двух уровнях:
Вы можете использовать следующие клише:
Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:
использование примеров из истории, литературы и событий в обществе; обращение к личному опыту.
При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
Вывод
Наконец, нам нужно сформулировать вывод. Заключение не должно дословно совпадать с суждением, приведенным для обоснования: оно объединяет основные идеи аргументов в одном или двух предложениях и суммирует аргументы, подтверждающие обоснованность или ложность суждения, которое было предметом эссе.
Для формулирования проблемного заключения можно использовать фразы-клише:
ТОП-8 ошибок при написании эссе по обществу
Примеры эссе по обществу
Образец №1
«Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов» (И. Ньютон)
Было бы трудно понять эти слова, не зная их автора. Но, зная, что автором этого утверждения является Ньютон, один из самых выдающихся ученых человечества, мы можем понять их смысл. Я думаю, что «великаны», на плечах которых стоял Ньютон, были учеными-предшественниками, равно как и полученным образованием.
Это знание послужило лестницей к плечам великанов. Этой лестницей для Ньютона был Кембриджский университет, где он получил базовое образование. Самообразование также сыграло большую роль. Полученные в университете знания об открытиях Коперника, Галилея, Декарта, Гюйгенса были впоследствии уточнены и обоснованы Ньютоном. Закон всемирного тяготения обосновал геоцентрическую систему мира Коперника, а три закона Ньютона завершили работу Галилея, Декарта, Гюйгенса и других физиков.
Вряд ли Ньютон смог открыть эти законы, будучи незнакомым с учениями своих предшественников. Это указывает на одну из моделей развития науки: модель постепенного развития. Суть модели выражается в утверждении о том, что источники любых новых знаний можно найти в прошлом, а труд ученого следует сводить только к тщательному изучению работы его предшественников. И каждый из нас способен взобраться на плечи великанов и посмотреть дальше других. Ведь окружающий мир до конца не известен. И вы можете приблизиться к полному познанию мира только благодаря получению образования и применению полученных знаний для создания собственных научных теорий, которые могут стать достоянием всего человечества.
Образец №2
Однако Леонардо да Винчи считает, что поэтическое искусство ниже, чем живопись и музыка. Возможно, он так и думал, потому что сам был художником. И принципы литературного искусства были ему менее понятны. Но я не согласен с ним. Создание совершенного, высокохудожественного произведения искусства больше зависит от творческих талантов его автора. Создавая произведения искусства, поэты, художники и музыканты реализуют такую форму познавательной деятельности людей, как художественное знание. Но каждое из произведений передается по-своему: на своем языке искусства, по-своему. С помощью этого слова поэт передает те события, чувства, чувства, мысли, которые произошли в его жизни, на природе, в мире. Поэт может разрешить выдумку. Например, такие поэты, как А.С. Пушкин, Тютчев, Бунин и многие другие посвятили свои работы описанию природы. Что касается художника, он действительно передает видимые явления с помощью красок и цветов, он может их копировать, восстанавливать из памяти. Например, известные художники-пейзажисты И. Левитан, В. Шишкин, И. Репин посвятили свои картины изображению реальности природы.
Образец №3
Автор считает, что невежество, а не умение что-либо понимать и тем более в искусстве, может принести огромный вред искусству. И мы можем согласиться с этим. Невежество происходит от слова «знать» (знать). Невежественные люди, которые ничего не знают. На протяжении многих веков эта фраза использовалась в языке. Это невежество, то есть полное отсутствие знаний в этой области помешало развитию искусства, особенно когда у власти были невежественные. Понимать искусство сложно.
И снова история о том, как фарс повторяется дважды: во время захвата Рима вандалы расплавили золотые скульптуры в слитки. Можно привести бесконечно много примеров, когда из-за невежества умирает то, что накапливалось веками, а что бесценно. Следовательно, искусство будет развиваться только тогда, когда у него появится больше ценителей.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Как писать эссе по обществознанию в 2021 году
Рассказываем, как правильно писать эссе по обществознанию (ЕГЭ, задание 29), раскрыть проблему и аргументировать свою позицию. Разбираем на примере план и структуру эссе по обществознанию.
В 2021 году ЕГЭ по обществознанию пройдёт 15 июня, так что ещё есть время повторить теорию и прорешать все типы заданий на нашем онлайн-интенсиве. А пока — разбираемся в структуре и принципах написания сильного эссе. Это обязательная часть экзамена, для выполнения которой нужны теоретическая база по предмету, умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг социальные процессы.
преподаёт обществознание в Фоксфорде
Структура эссе по обществознанию
✏️ Формулировка основной идеи высказывания и раскрытие проблемы, то есть — определение того, что своим высказыванием хотел донести автор
✏️ Теоретическая аргументация
✏️ Фактическая аргументация
✏️ Вывод — абзац об актуальности проблемы высказывания, о её значении в современном мире; сжатый итог
Возьмём в качестве примера темы для эссе следующее высказывание:
«Общество определяет не только то, что мы делаем, но и то, что мы есть» (П. Бергер).
Раскрытие проблемы
Это самое главное условие успешного написания эссе. Если по критерию «Раскрытие смысла высказывания» ставится 0 баллов, то по всем остальным критериям также выставляется 0 баллов. Вы должны правильно определить проблему, которая обозначена в теме, и чётко изложить, в чём она состоит.
Раскрыть проблему — значит определить, что хотел сказать автор цитаты.
Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.
В данном случае автор говорит о такой проблеме, как социализация. Это процесс формирования личности, усвоения культуры и ценностей того общества, в котором человек существует. Автор обращает наше внимание, что без общества, которое нас окружает, мы не можем стать полноценными людьми. То, кем мы становимся в процессе социализации, во многом определено обществом. И в этом смысле общество — это то, что мы есть.
Чтобы раскрыть проблему, можно порассуждать о многообразии систем и ценностных установок в различных типах общества. Из курса обществознания мы знаем, что в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе могут быть приняты различные ценности, которые, в свою очередь, оказывают определяющее влияние на развитие и формирование личности.
То, что нормально в данном конкретном обществе, становится нормой и для каждого её члена. Всё это подойдёт для раскрытия проблемы.
Аргументация
Теоретическая аргументация
Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:
? Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);
? Теоретические положения по теме.
В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.
В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.
Ещё один вариант теоретического аргумента: «Древнегреческий учёный Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек может жить только в обществе, вне общества — он никто. Общество создаёт человека».
Фактическая аргументация
Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:
?️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);
? Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;
Для того, чтобы получить максимальные 2 балла по критерию «Качество приводимых социальных фактов и примеров», нужно привести не менее двух развёрнуто сформулированных и подтверждающих идею фактов из разных источников. Примеры также должны быть разными по смыслу.
К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.
Хорошо, если вы приведёте пример из литературы, раскрывающий проблему. В данном случае подойдут романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984» или Евгений Замятин «Мы».
Вывод
В самом конце постарайтесь сжато изложить то, о чём говорили в аргументах, подведите короткий итог. В качестве вывода подойдут рассуждения о значимости проблемы, её актуальности и о последствиях её игнорирования. Можно призвать общество отнестись к проблеме внимательнее или оценить важность её изучения. Также подойдёт формат вывода в виде обозначения места проблемы в современном мире и обществе.
Полезные советы
? Должно быть два фактических аргумента плюс теоретическое положение. За два фактических аргумента, не подкреплённых теорией обществознания, вам могут снять 2 балла из 6. Если за теорию (к29.2) вам ставят ноль, то по следующему критерию (к29.3) автоматически ставится ноль баллов. То есть можно потерять до 3 баллов только из-за теории.
? Будьте внимательны, когда приводите факты, в которых не уверены: примеры со смысловыми и фактическими ошибками, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании.
? Соблюдайте деление на абзацы. Раскрыть проблему желательно в одном абзаце, состоящем из 3–5 предложений. Далее придерживайтесь правила: один аргумент — один абзац. Вывод также оформляется отдельным абзацем.
? Вы можете не соглашаться с автором в постановке проблемы, но в таком случае ваши аргументы обязательно должны подтверждать вашу позицию.
? Структура эссе должна быть логичной и последовательной, проблема — соотноситься с формулировкой темы, аргументы — раскрывать именно ту проблему, которую вы обозначили, а вывод — обобщать всё вышеизложенное.
? Соблюдайте правила грамматики, синтаксиса, стилистики русского языка, избегайте речевых ошибок и неверного словоупотребления. Если вы не уверены, что употребляете слово к месту, лучше переформулируйте предложение.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter