Как написать эссе: учимся без ошибок
Кроме рефератов, курсовых работ, экзаменов и всего прочего, студенты сталкиваются с не менее сложной задачей: написанием эссе. В нашей статье мы расскажем, что такое эссе и как грамотно его написать.
Что такое эссе и в чем сложность его написания
Дословный перевод с французского — откуда происходит это слово и сам жанр — означает очерк или пробу.
Отличительная черта студенческих работ — четкий план и продуманная структура. Эссе, в свою очередь, отражает точку зрения автора и не предполагает точности и структурированности, поэтому почти у всех студентов написание эссе вызывает сложности.
5 правил написания эссе
Если вам нужно написать эссе, мы дадим несколько рекомендаций, как сделать это грамотно и быстро. 5 правил, которых нужно придерживаться, если вы хотите написать достойную работу.
Правило №1: интересная и знакомая тема
Тема эссе должна быть интересна и, что не менее важно, знакома. Ведь вряд ли возможно выразить свою точку зрения о предмете, о котором не имеешь понятия. При выборе темы с преподавателем лучше изначально выбрать то, к чему лежит душа.
Правило №2: авторское изложение
Нужно прочувствовать глубину своих мыслей и писать только то, что чувствуете именно вы, без всяких шаблонов, подсказок и оглядки на работы других авторов.
В эссе очень часто используются конструкции: «по моему скромному мнению», «я считаю» и другие.
Если пишете работу на гуманитарную тематику, придется потратить время на прочтение книги (хотя бы «по диагонали») или ознакомиться с рецензиями на эту книгу, чтобы понять, о чем идет речь.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Правило №3: публицистичность стиля изложения
Для передачи личностного восприятия мира автор эссе может приводить примеры, проводить параллели, подбирать аналогии, использовать различные ассоциации. Эссе выиграет, если в нем присутствуют неожиданные повороты мысли и непредсказуемые выводы. Вот где простор для развития креатива, логического и образного мышления!
Правило №4: лаконичность
Исходя из того что эссе относится к свободным жанрам, никакого ограничения на объеме не ставится. Но преподаватели могут установить верхнюю планку объема работы до 4-7 страниц.
Правило №5: соблюдение структуры
Перед началом написания эссе необходимо обдумать его структуру и содержание. Структура эссе:
Вводная часть должна быть краткой, но выразительной, а также содержать в себе центральный метафорический образ. Последнее предложение введения и первое предложение основной части должны быть органически связанными. Сущность связи: объяснение правомерности метафоры.
Все части эссе должны быть взаимосвязаны
Основная часть связана с введением и выводом не только темой, но и способом языкового оформления (через центральный образ).
Эссе должно содержать озвученную концовку. При этом совершенно неважно, является ли конец утверждением чего-либо, вопросом или окончательно незавершенными размышлениями. Удачный вариант заключения — афоризмы или цитаты.
Инструкция по написанию эссе
Чтобы хорошо написать эссе, советуем придерживаться следующего плана действий:
Написание эссе позволит вам научиться выражать мысли и отслеживать причинно-следственные связи. А если у вас не получается или вам не до этого, студенческий сервис с удовольствием сделает это за вас!
Учится в аспирантуре, а за плечами высшее экономическое образование. Помощь людям и креатив в решении задач в почете.
Как писать эссе?
1. ПРОЦЕСС НАПИСАНИЯ ЭССЕ МОЖНО РАЗБИТЬ НА НЕСКОЛЬКО СТАДИЙ:
2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
2.1. Качество любого эссе (очерка) зависит от трех взаимосвязанных составляющих:
2.2. Конспектирование, особенно при чтении, является стратегическим интеллектуальным умением и дисциплиной (а не механическим процессом составления краткого изложения). Почему?
При конспектировании вы обращаете внимание (после принятия соответствующего решения) на те моменты, которые являются ключевыми (как теоретический или общий аргумент, так и эмпирический аргумент или тематическое исследование конкретного вопроса).
Конспектируя, вы отбираете соответствующий материал и развиваете ваше понимание теоретических положений и/или эмпирических аргументов (т.е. факты какого рода или подтверждают определенное положение, или опровергают его).
Следует заметить, что при прочтении одних текстов вы делаете больше заметок по сравнению с другими в силу того, что они будут полезны вам в дальнейшей работе или имеют большее отношение к интересующей вас проблеме, и/или являются более интересными, и/или более содержательны с теоретической или эмпирической точек зрения. Затем прочитанный материал делится вами на тот, который представляет для вас больший и меньший интерес в силу приведенных выше причин.
Предлагаем вашему вниманию следующий метод конспектирования: разделите ваш блокнот на две колонки. В левой вы делаете конспект того материала, который читаете, а в правой (в то же время или позже) вы осуществляете сравнительный анализ содержания данного конспекта с другими фактами, о которых вы ранее читали, слышали (на лекциях), которые обсуждали (на занятиях — tutorials — или в неформальной обстановке), а также с вашими собственными комментариями и критическими замечаниями по тексту, который вы читаете. Иными словами, вы используете ваши заметки для построения перекрестной ссыпки, исходя из собственных соображений, формулировок, данных, а также включая свои собственные комментарии относительно высказываний других.
2.3. Что читать? Сколько читать?
Существует некое условное соотношение между качеством и количеством материала для чтения: как вы читаете и как много вы читаете. В общем, лучше читать меньше, но лучше, чем читать больше и хуже. Ибо последнее приводит к непониманию, неправильной оценке и разрушению связи между аргументацией и фактами.
Это означает, что очень важным моментом является выбор материала для чтения: по каждой конкретной теме вам следует сначала прочитать две или три ключевые статьи или главы книг, 8 которых, например, даются ясные концептуальные рамки или теоретическая аргументация, и/или в них приводятся всесторонние эмпирические данные (и, насколько это возможно, самые последние данные), и/или рассматривается и оценивается широкий круг литературы по данной теме. Такое стратегическое чтение положит начало формированию некоторых ключевых ориентиров по теме (включая различные интерпретации и обсуждения), которые послужат некоторым фундаментом для направления и развития вашего дальнейшего чтения. [План учебных курсов и консультации преподавателей помогут вам в поиске материала для предметного чтения].
В зависимости от тематики очень важно включить в список для чтения одно или два тематических исследования (case studies), имеющих противоположную точку зрения. Эффективное использование тематических материалов и данных помогут вам избежать типичной ошибки, заключающейся в чрезмерном обобщении материала в вашем эссе (см. ниже).
2.4. Подготовка к написанию эссе
Обычно вопросы и задания, ставящиеся перед вами в процессе написания эссе, требуют аналитических ответов, т.е. поиска объяснения: почему что-то происходит (по какой причине) и как это происходит (процессы, механизмы), причем ответ требует не простого описания фактов или обобщения того, что сказано другими. Естественно, факты наряду с имеющимися точками зрения по данной проблеме представляют чрезвычайно важное значение. Тем не менее все это — лишь часть исходного материла, который используется вами при ответе, но не является ответом на сам поставленный вопрос
При выборе вами вопроса по какой-либо тематике, прежде чем составлять план вашего ответа, убедитесь в том, что вы внимательно прочитали и правильно поняли его, поскольку он может быть интерпретирован по-разному, а чтобы его осветить существует несколько подходов: следовательно, вам необходимо будет выбрать вариант интерпретации или подхода, которому вы будете следовать, а также иметь возможность обосновать ваш вариант (см. ниже). При этом содержание вопроса может охватывать широкий спектр проблем, требующих привлечения большого объема литературы. В этом случае вы можете принять решение, согласно которому будете освещать и иллюстрировать только определенные аспекты этого вопроса. У вас не возникнет никаких проблем, если вы не будете выходить за рамки очерченного круга, а ваш выбор будет вполне обоснован и вы сможете подкрепить его соответствующими доказательствами.
Исходя из вашего решения о том, как вы будете отвечать на вопрос, вы должны составить план/структуру вашего ответа. Структура письменной работы, как правило, состоит из таких компонентов, как:
Введение: суть и обоснование выбора данной темы.
Развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала (идеи, модели и данные).
Заключение: обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Это как бы бутерброд, в котором аргументированное раскрытие темы — начинка, которая и представляет искомую часть.
Хорошо проверенный (и для большинства из нас — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что вы предполагаете сделать (и убедиться в том, хорош ли ваш замысел). Такой подход поможет вам следовать точно определенной вами цели в данном исследовании, а не ходить вокруг да около. Эффективное использование подзаголовков — не только обозначение основных пунктов, которые вы хотите осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
3. НАПИСАНИЕ ЭССЕ / ЗАДАНИЯ
Должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Очень полезно осветить и то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет, а также дать краткие определения ключевых терминов, например: «Под гендерными отношениями / капитализмом я подразумеваю следующее&hellip» Однако постарайтесь свести к минимуму число определений (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения).
Если в вашем эссе даются исследования и оценки того, как (могут быть и почему?) учеными используются ключевые термины для различного обозначения понятий или придаются им различные значения (например, децентрализация), тогда вам необходимо отразить эти моменты во введении. Собственные же суждения следует привести в основной части эссе (например, дать это под отдельным подзаголовком).
3.2. Содержание основной части эссе
Данная часть предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание вашего эссе и это представляет собой главную трудность: именно в этих целях важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование вашей аргументации; именно здесь вы должны обосновывать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую вами аргументацию/анализ.
Наполняя содержанием разделы своей аргументацией (соответствующей подзаголовкам), ограничьтесь в пределах параграфа рассмотрением одной главной мысли. Для написания черновика работы полезно также применять методику последовательной нумерации всех параграфов — это помогает вам следить за тем, чтобы каждому параграфу (и его главной мысли) соответствовало «свое место», то есть, чтобы в логической последовательности каждый параграф следовал за предыдущим параграфом и предшествовал последующему. В окончательном варианте (см. ниже), вы можете удалить номера параграфов.
3.3. Требования к фактическим данным и другим источникам
При написании эссе (или другого типа письменной работы) для того, чтобы оно было выполнено на хорошем уровне, чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения).
Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, убедитесь в том, что они соответствуют необходимому для ваших исследований времени и месту. Даже если вы используете, скажем, таблицу данных по социальной мобильности в Британии, укажите время проведения этого исследования и т.д.
Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано это, а не быть голословным утверждением).
Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые вами данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают ваши аргументы и рассуждения, и свидетельствуют о том, что вы умеете использовать данные должным образом.
Не забывайте также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению («ложь, проклятая ложь, статистика и т.д.»). От вас не ждут, что вы дадите определенный или окончательный ответ (никто и никогда не согласится с тем, что это есть единственно правильный ответ!). Но то, что вы можете сделать — это понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в своем эссе.
При написании эссе порой возникают трудности из-за незнания того, как должным образом использовать литературу, имеющуюся по данной теме. Вы можете избежать этих проблем, помня некоторые правила (отправные пункты): при цитировании (используя чьи-то слова) всегда берите текст в кавычки и давайте точную отсылку к источнику (включая номер страницы). Если вы не будете делать этого, т.е. будете выдавать чужие мысли за свои, то это будет считаться плагиатом (одной из форм обмана); даже в том случае, когда вы передаете текст своими словами (приводите краткое его содержание или перефразируете) не забудьте дать отсылку к источнику. Например: «В этом параграфе/разделе я пользуюсь преимущественно работами Dreze and Sen (1991, Ch.1). и т.д.» (невыполнение этого требования может также рассматриваться как плагиат).
Когда вы готовите резюме / сообщение о взглядах определенного автора или авторов, полемизирующих между собой, также необходима отсылка к источнику. Например; «Согласно Sen. » «Критика Сена Ноланом показывает, что. «
Не ссылайтесь на работы, которые не читали сами; единственным исключением из этого правила может быть случай, если вы ссылаетесь на автора, цитирующего другого автора, тогда вы можете сказать: ‘Как пишет Сен (1983. С.26, цит. по:Nolan. 1993. С.104>. «
3.4. Заключительная часть эссе может включать краткое изложение ваших основных аргументов, но постарайтесь, чтобы оно было очень кратким.
Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) вашего исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами. Например: «Эссе в основном посвящено гендерным отношениям в сельскохозяйственном труде, но более полное рассмотрение (этой проблемы) потребовало бы также изучения классовых отношений», затем следует сказать несколько предложений, объясняющих, почему это было бы полезно, и коротко проиллюстрировать, как это может быть проделано.
4. ПРОВЕРКА ЭССЕ
Огромное значение при написании эссе имеет проверка первой его версии. При написании черновика ваша главная задача заключается в том, чтобы выработать аргументацию, отшлифовать основные мысли и расположить их в строгой последовательности, сопровождая их иллюстративными материалами или вспомогательными данными и т.д. Написав первый вариант, дать ему день или два отлежаться, а затем вернуться к работе по проверке и улучшению, на «свежую голову».
При проверке, прежде всего, обратите внимание на силу вашей аргументации. Совпадает ли написанное вами эссе с вашими намерениями в области структуры работы и анализа? Связно ли оно и убедительно? Достаточно ли использовано данных? соответствующих данных? эффективно ли они использованы? и т.д.
Затем (последний шаг) проверьте стилистику (проверка орфографии, пунктуации и т.д.) и согласованность (содержательность) (по заголовкам и подзаголовкам, формат и т.д.)
5. ЧЕГО ОТ ВАС ЖДУТ ЭКЗАМЕНАТОРЫ?
Вы, по-видимому, хотите получить хорошие оценки за выполненные вами задания. В то же время опыт по написанию работ, который вы приобретаете (развиваете) при подготовке эссе и других заданий на курсе магистров, после его завершения будет иметь для вас большое значение, в какой бы из профессиональных областей вы ни оказались. Оценки, являясь обратной связью преподавателя со слушателем, с одной стороны, нужны для того, чтобы поощрять интеллектуальную деятельность, которая находит свое выражение в письменной работе, являющейся средством коммуникации, а с другой стороны, оценки препятствуют «плохой» интеллектуальной работе слушателя.
6. ИТАК, ЗА ЧТО ЭКЗАМЕНАТОРЫ СТАВЯТ ХОРОШИЕ ОЦЕНКИ?
За способность построить и доказать вашу позицию по определенным проблемам на основе приобретенных вами знаний.
При выдвижении вашей собственной позиции в центре внимания оказывается ваша способность (возможность) критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других, способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов; умение дифференцировать (что является более, а что менее важным); понимать аналитические подходы и модели; дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах, проведение implementation of development policies and interventions).
Необходимо писать коротко, четко и ясно. (Making the most of limited length.)
7. ЧТО НЕ НРАВИТСЯ ЭКЗАМЕНАТОРАМ? (ЧЕГО ВАМ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ)
1. То, что вы не можете ответить на вопрос.
2. Плохая организация вашего ответа.
3. Неумение придерживаться ответа на основной вопрос.
4. Использование риторики (утверждение) вместо аргументации (доказательства).
5. Небрежное оперирование данными, включая чрезмерное обобщение.
6. Слишком обширная описательная часть, не подкрепленная аналитическим материалом.
7. Изложение других точек зрения, без высказывания собственной позиции.
8. Повторы без необходимости.
8. КАК НАПИСАТЬ ХОРОШЕЕ ЭССЕ: Контрольный перечень
1. До начала работы
ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ
Ссылка на используемую литературу оформляется:
В первом случае нумерация сносок сквозная. При первом упоминании источника выходные сведения указываются в полном объеме. Если он цитируется в дальнейшем, то дается лишь его краткое описание.
______________________
3 Мишальченко Ю.В. Центральные банки в системе международного права // Журнал международного частного права. 1995. № 2 (8). С. 5.
_____________________
10 Мишальченко Ю.В. Указ. соч. С. 7.
Во втором случае список литературы имеет сквозную нумерацию источников. Сначала указываются нормативные акты, затем — монографии, научные статьи и другие источники.
При указании нормативного акта необходимо дать его название и дату принятия, а также номер и орган, его принявший. Обязательно указать источник, в котором этот нормативный акт содержится.
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. //Собрание Законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
Принцип расположения остальных источников — алфавитный порядок фамилий авторов (отдельно на русском и английском языках). Сначала указывается фамилия автора, затем его инициалы. Если в список включаются несколько работ одного и того же автора, то в случае монографических публикаций работы располагаются по хронологическому принципу (опубликованные в одном и том же году снабжаются буквенными индексами, например, 1998а и 1998б), а затем идут работы в соавторстве.
В целом описание источников в списке литературы может соответствовать либо российскому стандарту (вариант А), либо западному (вариант Б):
Пример описания монографий:
Пример описания статей:
Вариант Б: Фамилия и инициалы автора/редактора, год издания, название монографии или статьи; для монографий — место и год издания; для статей — название журнала или коллективной монографии, том, номер, страницы. Название основного издания (коллективной монографии или журнала) выделяется курсивом.
Пример описания монографий:
Пример описания статей:
Ссылка на первоисточник в тексте может осуществляться в одном из следующих вариантов:
Оформление электронных ссылок:
Эссе — что такое, как писать
Что такое эссе
Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
В Институте эссе пишутся по материалам пройденного курса с описанием личных впечатлений, результатов, практических наработок и комментариев к ним.
В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П. Крысина эссе определяется как «очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».
«Большой энциклопедический словарь» дает такое определение: «Эссе — это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».
«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».
Некоторые признаки эссе:
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Структура и план эссе
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
Аргументы — это факты, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, полученные результаты, субъективные ощущения, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе:
Признаки эссе
Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:
Объем эссе — от трех до семи страниц компьютерного текста (12 шрифт, полуторный интервал).
Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.
Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.
Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.