Как научить ребенка написать сказку
Сегодня Юле (8 лет, 3 класс) задали написать сказку. Мне кажется, что это очень хорошее задание, приучающее ребенка думать, дающее возможность научиться сочинять. Но, к сожалению, школьные учителя не знакомы с технологией создания литературных произведений, которая могла бы помогла детям научиться структурировать свои мысли.
Ниже я постарался изложить эту технологию максимально просто, чтобы каждый родитель мог использовать ее при занятиях с детьми.
Технология состоит из двух техник: создание сюжета и структурирования сюжета.
Техника структурирования сюжета была разработана сценаристами Голливуда, решавшими задачу о том, как сделать киноисторию интересной, яркой, поддерживающей внимание зрителя на протяжении всего произведения.
Техника создания сюжета для сказки
Нам было задано написать сказку о природном явлении. Поэтому я предложил Юле просто выбрать любые природные явления, о которых она хотела бы рассказать.
— Отлично! Пусть будет радуга. Кто еще станет героем сказки?
Найдите, что есть общего у героев.
Юля подумала и решила, что и Радуга и Солнце бывают разноцветными.
Общий признак, объединяющий героев, появился не случайно, он является результатом каких-то событий, произошедших с героями.
Расскажите, чем закончилась сказка.
— У Радуги появились разноцветные банты!
Расскажите, с чего началась сказка.
Расскажите, о чем сказка.
Мы пришли к тому, что жила-была Радуга, жило-было Солнце. У Солнца было разноцветное одеяло, Радуга надергала из этого одеяла ленточек и теперь прячется от Солнца.
Теперь переходим к технике структурирования сюжета.
Техника структурирования сюжета
У нас уже был сюжет о Радуге, утащившей у Солнца разноцветные лоскутки.
Опишите конец истории.
Опишите событие 1, объясните, почему стало возможным это событие.
Опишите героев (то есть придумайте начало истории).
Изобразите описанное графически.
В самом деле, теперь у нас было много героев, событий, чтобы не запутаться, мы взяли листок бумаги и нарисовали дугу, идущую через ключевые точки нашей сказки.
В первой точке мы написали: Солнце, Радуга, Дождик. В последней: Радуга убегает и прячется. Во второй: Радуга и Дождик утащили лоскутки. Третья точка пока оставалась без подписи.
Придумайте второе ключевое событие.
Вторым ключевым событием нашей истории стало бегство Радуги от Солнца, бросившегося собирать свои лоскутки.
Напишите план истории.
План мы написали подробный.
— Солнце (что делало, что у него было, откуда мы об этом знаем)
— что сделали Радуга и Дождик
— какие лоскутки набрал Дождик
— какие лоскутки набрала Радуга
— что произошло с лоскутками
— что обнаружило Солнце
— что сделала Радуга
— что получилось после этого
Напишите историю по плану.
Прочтите историю. Что можно сказать короче? Какие слова повторяются?
Поскольку маленькому ребенку трудно писать длинные тексты, а несколько предложений для маленького ребенка это уже большой текст, на данном этапе я помогал Юле, предлагая сказать какие-то фразы короче.
В результате Юля написала вот такую сказку.
Солнце, Радуга и Дождик
Однажды Дождик и Радуга залезли в дом Солнца и нарезали из одеяла волшебницы цветных лоскутков. Дождик взял много синих лент, а Радуга вплела себе в волосы семь разноцветных бантов. Пока Дождик бежал домой, он растерял свои ленты, и они превратились в лужи.
Утром Солнце увидело, что одеяло разрезано, а шалунья Радуга скачет по лужам. Волшебница бросилась собирать свои лоскутки, а Радуга спряталась.
С тех пор после дождя всегда появляется радуга, но как только пригреет солнце, она исчезает.
Как научить ребенка сочинять сказку. Уроки творчества
Ваш малыш может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений? А что, если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этой полезном и увлекательном занятии
Ваш малыш может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений? А что, если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этой полезном и увлекательном занятии.
С чего начать
Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).
«Закончи сказку»
Здесь вы обращаетесь к малышу с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?». Очень важно эмоционально реагировать на каждый найденный ребенком ответ (удивление, радость, испуг и т.д.), развивая таким образом эмоциональное отношение к сочиняемому, навык передачи эмоций в речи.
Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки: каждый из вас может предложить несколько вариантов, а затем вы вместе их обсудите. Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками. После создания нескольких таких концовок к вашим незатейливым сюжетам (не старайтесь придумать сложное начало, оно должно быть очень простым), вы увидите, что малыш способен на самостоятельное сочинение концовки сказки, без наводящих вопросов.
Сочинение по сериям картинок
Для такого занятия придется заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет. В этих целях удобно использовать логопедические альбомы, различные пособия и буквари. Если ребенок не посещает детский сад, ему подобные упражнения нужны обязательно: именно этот вид работы вызывает трудности у ребят при поступлении в школу. Время от времени дидактический материал нужно обновлять, придумывать новые варианты работы со старыми картинками. Сочинение по картинкам окажется незаменимым и в долгой дороге, и во время болезни малыша, когда нужно какое-то время удерживать его в относительно неподвижном и спокойном состоянии.
Начало сказки составляется по первой картинке («Жили-были…»). Вторая картинка рассматривается более детально: взрослый обращает внимание ребенка на более мелкие предметы: «Как ты думаешь, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?» Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками нужно эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать в динамичном темпе наводящие вопросы. Когда сказка будет придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.
Коллективное сочинение
Чем не развлечение на детском празднике или во время семейных посиделок? Участвуют сразу несколько детей. Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.
Инсценировка
Сказка о конкретном персонаже
Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Предложите ребенку выбрать себе какого-либо персонажа, описать его, придумать ему небольшое приключение и рассказать сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа.
Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…).
Сказка по заданной теме
Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Часто именно такие затруднения встречаются у домашних детей при поступлении в школу.
Примерный алгоритм сочинения сказки «Приключения котенка».
Взрослый задает малышу вопросы, подводящие к описанию главного персонажа: «Какой это котенок? Какими словами можно сказать о нем? Какая у котенка шерстка? Какие у него уши, лапы?» Можно загадать загадку о нем. Потом ребенок выполняет следующие задания: «Придумай предложение про котенка, чтобы в нем было слово пушистый (трусливый, осторожный). Придумай, с чем можно сравнить нашего героя. Расскажи, что он умеет делать. Придумай предложение, чтобы в нем были слова «прыгает», «беленький» и др.»
Таким образом малыш постепенно готовит материал для сказки на тему «Приключения котенка». Теперь он может, используя придуманные им предложения и фразы, описать характер героя, рассказать, как котенок собирался на прогулку, что интересного он увидел, что с ним произошло, чем все закончилось.
В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.
Сказка об игрушках
Выберите для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начинайте рассказывать, сопровождая слова показом действий: «Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить киску, показав ее пушистую шерстку), узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку».
Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения. Впоследствии поощряйте этот вид творчества в игре ребенка. Предложите сделать рисунок к сказке, попросите рассказать (показать) сказку об игрушках бабушке или пришедшим в гости друзьям.
Сказка на свободную тему
Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений!
Как научить ребёнка писать сказки?
Этой статьёй мы открываем новую рубрику “Литература для детей”. В ней мы будем говорить о важности приобщения детей к литературе, а также публиковать произведения для детей дошкольного и школьного возраста. Ранее мы писали о особенностях жанра сказок и как писать сказки (смотрите здесь статью)
Как научить ребёнка писать сказки?
Мы, начинающие писатели, обычно думаем только о том, как бы самим начать творить, правильно и красиво. Но ведь всем известно, что мы учимся только уча. Это значит, что, помогая кому-либо овладеть писательским мастерством, мы совершенствуем самих себя, свои умения и навыки. И, пожалуй, нет ничего лучше, чем воспитывать писательский дар в детях, которые с рождения наделены богатой фантазией и склонностью к творчеству.
Обращали вы внимание на то, что ребёнок живёт в удивительном мире, который населяют подчас странные и непонятные герои. Ребята могут часами озвучивать кукол, паровозиков, мягкие игрушки. Они придумывают приключение за приключением, не особо вдаваясь в разумность тех или иных действий. Они живут сказками в тот момент, когда мы меряем шагами комнату в поисках пресловутого вдохновения. Так почему бы не совместить приятное с полезным и не сочинить вместе со своим ребёнком сказку, которая останется с вами навсегда, запечатлев лучшую картину детства?
С чего начать творческий процесс?
Лучше всего просто подсесть к ребёнку в момент игры и просто прислушаться к его репликам. Порой сквозь нехитрый лепет можно услышать определённую мудрую мысль, за которую и можно будет зацепиться. Главное, действовать ненавязчиво и быть не суровым наставником или родителем-назидателем, а другом и соавтором. Можете задавать малышу наводящие вопросы, уточнять определённые детали, а потом предложить составить сказку с теми героями, которые только что участвовали в игре. Помните, что данный процесс словотворчества помогает не только ребёнку разобраться во многих важных вопросах (например, разрешить вечную дилемму добра и зла), но и вам самим даёт бесценный опыт. Вы учитесь понимать детскую душу, исследуете мир детской природы, а значит, будете более опытным сказочником и писателем, который станет интересен малышам. Невозможно писать для детей, не зная их. Невозможно быть интересным тому, чьи страхи, радости и переживания от тебя далеки. Как только вы это поймёте, сможете добиться определённых успехов.
Создаём сказку шаг за шагом
Итак, вы сблизились с ребёнком и включились в его игру. Это фактически полдела, ибо вопросы доверия – это одни из самых сложных вопросов. Осталось дело за малым: создать общий литературный продукт. Применяем на себя маску маэстро и двигаемся следующими этапами.
1. Определяем героев будущей истории. Если они под рукой (в виде машинок, плюшевого медвежонка и маленькой летающей стрекозы), то это значительно облегчает дело. Можно разыграть настоящее маленькое представление. Если же игрушек нет, то стоит подключить воображение (можно, например, выглянуть в окно или просто взять несколько объектов, присутствующих в комнате). Первый способ хорош для самых юных писателей, а вот последний подойдёт старшим деткам, которые уже способны мыслить абстрактно. Героем может быть не только человек или животное. Оживляйте мир вокруг себя, наделяйте речью посуду и природные явления, мебель и настенные картины. Только не берите много героев, ведь ребёнку будет сложно за ними угнаться. Двух вполне будет достаточно. Здесь же применяем принцип дуализма: пытаемся выбрать героев, противоположных друг другу.
2. Прорисовываем образы. После того как герои были названы, нужно каждого из них подробно изобразить, наделив определёнными чертами характера, запоминающимся внешним видом и прочими деталями. На этом этапе можно уловить сходство героев и их отличия друг от друга. Подумайте, кто будет олицетворять собой добро, а кто встанет на сторону зла. Только не переборщите. Детские истории должны быть наполнены светом и добротой, они должны быть лишены всякой агрессии, насилия и прочих нелицеприятных проявлений. Однако некий контраст нужен, ведь любая сказка чему-нибудь учит, а уроки лучше усваиваются в сравнении.
3. Придумываем сюжет сказки. Тут уже ваше дело, с чего начать. У любой сказки есть три составляющий: начало, середина и концовка. Если ребёнку легче сначала ответить на вопрос, чем закончилась сказка, то так тому и быть. Отталкивайтесь от последней строки и мотайте клубок ниток к самому началу. Иногда малыш знает, как будут развиваться события, но ему сложно представить, с чего всё началось. Опять же, помогите ему разобраться. Используйте фразу: «Давай подумаем, как…». Не придумывайте ничего за него, не торопите его. Будьте предельно тактичны, терпеливы и внимательны. Да, непременно следите за ходом мысли ребёнка и тихонько направляйте её в нужное русло, если он не может сделать этого сам. На этом этапе взрослым может быть очень сложно, ведь их писательские таланты начинают находить твёрдую почву и опережать детский разум. Но стоит лишь вспомнить, для кого вы пишите, чтобы обуздать все свои буйные порывы и набраться здравомыслия. Возвращаемся к нашим детям…
4. Наброски набросками, а сказка требует особого порядка. Лучше всего структурировать сюжет в виде рисунка-схемы. Таким образом, малыш сможет не только проследить последовательность событий (их не должно быть слишком много, 2-3 вполне достаточно), но и пересказать вам историю, когда она будет вами закончена. Рисунок должен быть ярким, запоминающимся, простым и понятным. На листе должно быть видно, с чего начинается сказка, как развивается её сюжет (по принципу цепочных звеньев), должны хорошенько прорисовываться герои и, конечно, должна определяться концовка (как логическое завершение всей истории).
5. После рисунка со старшими ребятами можно составить план сказки, а потом приступить к её написанию. В случае, если ребёнок пока слишком мал, план можно проигнорировать, а записывать сказку вам придётся самостоятельно. Правда, обязательно консультируйтесь с малышом, спрашивайте, ничего ли вы не забыли, всё ли так, как изначально задумывалось. Можете случайно в чём-то ошибиться, чтобы ребёнок подправил вас и получил ещё больший стимул внимательно следить за вашими действиями.
6. Оформление сказки. Когда на листе появилась готовая история, обязательно перечитайте её вместе с ребёнком ещё раз. Выявите последние недостатки, добавьте парочку интересных и важных деталей (если у малыша ещё есть на это силы). Позже, когда будет готов чистовой вариант, обязательно оформите его в виде книжечки (можно с авторскими иллюстрациями). Ребёнку будет приятно видеть вашу историю воочию, а вечером он сможет похвастаться перед другими родственниками. Да, очень важно, чтобы сказка была прочитана перед разными людьми (домочадцы, бабушки и дедушки, друзья и приятели). Малыш должен осознать, что вы с ним сделали что-то очень важное и ценное. Тогда в следующий раз он охотно повторит процедуру написания сказки.
7. После того, как весь процесс завершится, а вы останетесь наедине со своими мыслями, обязательно проанализируйте все свои действия, попробуйте извлечь пользу и для своего творчества тоже. Можно доработать ваш совместный сюжет или создать новое произведение. Главное, учитывайте, как зарождается сказка, что детям интересно в них, какие уроки они готовы извлекать, а какие лучше не ставить центром повествования. Совместная деятельность с детьми призвана дарить обеим сторонам большой опыт и много счастливых минут.
Кто знает, если вы не станете вторым Шарлем Перро, это ещё не значит, что вы не сможете вырастить маленького Андерсена. Поэтому не стоит терять драгоценное время. Успехов!
Сочиняем сказку. Уроки творчества для малыша
Как сочинить сказку вместе с ребенком
Екатерина Асонова психолог, кандидат педагогических наук,
Все дети любят сказки. Наверно, и ваш малыш может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этом полезном и увлекательном занятии.
С чего начать
Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).
«Закончи сказку»
Здесь вы обращаетесь к малышу с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?» Очень важно эмоционально реагировать на каждый найденный ребенком ответ (удивление, радость, испуг и т.д.), развивая таким образом эмоциональное отношение к сочиняемому, навык передачи эмоций в речи.
Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки: каждый из вас может предложить несколько вариантов, а затем вы вместе их обсудите. Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками. После создания нескольких таких концовок к вашим незатейливым сюжетам (не старайтесь придумать сложное начало, оно должно быть очень простым), вы увидите, что малыш способен на самостоятельное сочинение концовки сказки, без наводящих вопросов.
Сочинение по сериям картинок
Для такого занятия придется заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет. В этих целях удобно использовать логопедические альбомы, различные пособия и буквари. Если ребенок не посещает детский сад, подобные упражнения нужны ему обязательно: именно этот вид работы вызывает трудности у ребят при поступлении в школу. Время от времени дидактический материал нужно обновлять, придумывать новые варианты работы со старыми картинками. Сочинение по картинкам окажется незаменимым и в долгой дороге, и во время болезни малыша, когда нужно какое-то время удерживать его в относительно неподвижном и спокойном состоянии.
Начало сказки составляется по первой картинке («Жили-были. «). Вторая картинка рассматривается более детально: взрослый обращает внимание ребенка на более мелкие предметы: «Как ты думаешь, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?» Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками нужно эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать в динамичном темпе наводящие вопросы. Когда сказка будет придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.
Коллективное сочинение
Чем не развлечение на детском празднике или во время семейных посиделок? Участвуют сразу несколько детей. Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.
Инсценировка
Сказка о конкретном персонаже
Сказка по заданной теме
Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Часто именно такие затруднения встречаются у домашних детей при поступлении в школу.
В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.
Сказка об игрушках
Выберите для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начинайте рассказывать, сопровождая слова показом действий: «Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить киску, показав ее пушистую шерстку), узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку». Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и из этого словарного материала строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения. Впоследствии поощряйте этот вид творчества в игре ребенка. Предложите сделать рисунок к сказке, попросите рассказать (показать) сказку об игрушках бабушке или друзьям, пришедшим в гости.
Сказка на свободную тему
Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений.