Аннотация для книги
На второй странице каждой книги находится аннотация, которая позволяет читателям получить представление о ее содержании. Аннотация для книги имеет большое значение, так как на ее основании многие люди решают, стоит ли книга их внимания.
«Анотация» происходит от латинского «annotatio» – анонс, краткая характеристика, комментарий, примечание. Текст аннотации содержит краткое и ёмкое описание книги, а также мотивирует к чтению книги.
Аннотация, блерб и синопсис
Необходимость аннотации обусловлена большим выбором книг. Человек не в состоянии прочесть всю литературу. Аннотация ускоряет и упрощает поиск информации, позволяя читателю быстро найти нужную книгу.
Обычно текст аннотации разбит на две части. Из первой части читатель может узнать основную тему, которой посвящена книга, а из второй – основные положения.
Аннотацию не следует путать с блербом, несмотря на то, что в некоторых словарях «blurb» переводится с английского, как «издательская аннотация». Блерб – это печатаемая на суперобложке книги короткая реклама, написанная автором или авторитетным источником, например, известной газетой.
Также нужно различать аннотацию и синопсис, в котором содержится краткое содержание книги без какой-либо детализации.
Информация, содержащаяся в аннотации
Как правило, аннотация сообщает следующую информацию:
Чтобы сделать аннотацию более весомой, в текст может быть включено высказывание о книге авторитетных людей – известных критиков или медийных личностей.
Аннотации для научной литературы имеют свои особенности. Текст должен раскрывать назначение книги, логическую структуру, наиболее существенные стороны содержания и другие особенности.
Для научных книг аннотации часто содержат:
7 основных ошибок при написании аннотации
Главная задача аннотации – зацепить читателя, вызвав желание купить и прочитать книгу. Однако, при написании аннотаций авторы часто совершают ошибки, из-за которых читатели оставляют результат их работы без внимания. Самыми распространенными ошибками являются:
Примеры аннотаций для художественных книг
Основная цель – чтобы книгу захотелось прочитать. В аннотации должно быть кратко описано:
Текст аннотации должен учитывать аудиторию, на которую рассчитано художественное произведение. Если основной упор сделан на читателей с неразвитым литературным вкусом, лучше использовать краткие и емкие предложения без лишних украшательств. Акцент нужно сделать на что-то интригующее, вызывающее или сенсационное, пообещав читателю простые удовольствия от прочтения книги: смех, страх, сопереживание или удовлетворение любопытства.
Если целевой аудиторией книги является интеллигенция с искушенным литературным вкусом, приземленная аннотация отпугнет потенциального читателя. В этом случае аннотация должна показать высокое качество текста и пообещать эстетическое удовольствие от прочтения книги.
В качестве примера аннотации к художественному произведению можно привести аннотацию к книге Александра Дюма «Три мушкетера».
Примеры аннотаций для научных книг
Основная цель придать вес научному исследованию, его актуальности, а также дать понять читателю, что в книге содержится актуальная и всеобъемлющая информация на заданную тему. Чтобы прибавить веса в аннотациях часто упоминаются известные научные организации и авторитетные ученые.
Аннотация для книги должна быть написана простым и доступным языком, который будет понятен всем людям, обратившимся к книге. Поэтому, в тексте не следует употреблять малоизвестные термины и аббревиатуру, о которых знает лишь узкий круг ученых. Также в аннотации не должно быть высказываний от первого лица и отражение личных мыслей. Использование оборотов «на мой взгляд», «по моему мнению» и подобных словосочетаний является недопустимым. Рекомендуется использовать общепринятые обороты и популярные термины.
В аннотации также следует указать научную сферу или аудиторию, которой будет интересна книга.
В качестве примера приводится аннотация к книге А.А. Дульзона «Парадокс устойчивого развития».
Аннотации для бизнес-книг
Основная цель сообщить, чем книга поможет в бизнесе. По сути — это реклама книги, которая должна показать, что прочтение книги даст ответы на важные вопросы, которые актуальны для предпринимателя, а также позволит почерпнуть эффективные идеи для развития бизнеса.
Можно ли заказать аннотацию в издательстве «Триумф»?
Можно, но для хорошей аннотации редактор должен будет прочитать Вашу книгу. Опытный специалист, который знает, что важно для читателей, составит грамотный текст, интересный целевой аудитории. Написанная редактором издательства «Триумф» аннотация для книги обеспечит читательский интерес и повысит уровень продаж.
Как написать аннотацию к книге, пример
Почему в библиотеке или книжном магазине среди сотни книг мы выбираем одну, и не обращаем внимания на остальные? Если отбросить такие критерии выбора как жанр, объем, имя автора, то что останется? Правильно: хорошая аннотация, прочитав которую немедленно хочется узнать содержание книги. Разберемся, как ее грамотно написать.
Что такое аннотация?
Обратимся к Википедии. Там указано, что это — краткое содержание издания (произведения) и его характеристика. Соглашусь, но добавлю, что аннотация — короткий текст, визитная карточка произведения и грамотная его реклама.
Короткий текст в начале помогает быстро понять, нужно ли ее читать, или лучше взять с соседней полки.
Аннотации пишут не только авторы книг, но и студенты факультета журналистики, филологического факультета и др. Это отличная тренировка перед написанием аннотаций к научным работам.
Структура
Структура краткой аннотации книги зависит от того, принадлежит книга к художественной литературе или нонфикшену. Правило работает для статей, монографий, фильмов.
Если произведение является художественным, то:
Чтобы долго не думать, как начать писать, обратитесь к личности автора. Расскажите, кто он, сколько книг уже написал, какие награды получил. Здорово, если информация уместится в предложение.
Не лишним будет задать в конце аннотации риторический вопрос. Он вызовет у читателя интерес и желание найти ответ в основном тексте.
Если произведение относится к нонфикшн, то:
Как составить аннотацию грамотно: 5 советов
Попросите написать небольшой отзыв знакомого эксперта и вставьте цитату из отзыва в аннотацию.
12 приемов работы с аннотацией
Сегментируйте аудиторию. Четко определитесь с тем, к кому вы обращаетесь. Подумайте, кому книга будет интересна, и кто после ее прочтения получит выгоду.
+ книга будет интересна специалистам в области биофизики, биохимии и ботаники.
— книга будет интересна всем, кто увлекается биологией и химией.
Конкретизируйте. Конкретная информация убеждает сильнее и делает текст правдоподобным.
+ зеленый, синий и фиолетовый цвета.
— холодные цвета и оттенки.
Уникализируйте. Не копируйте успешные на ваш взгляд варианты, но учитесь на них. Изучите коллег и конкурентов: это поможет сделать аннотацию уникальной.
+ вы узнаете, какие способы и техники помогают лучше запоминать — 5 новых приемов, о которых вам стоит знать.
— вы узнаете самые лучшие способы запоминания информации.
Обещайте быстрый результат. Ставьте близкие цели и напоминайте читателю, что он сможет их быстро достичь.
+ уже после 10 первых страниц вы сможете говорить по-английски вместе с главным героем.
— эта книга поможет вам в будущем овладеть английским языком.
Пишите правду. Если вы думаете, что книга ничем особенным не выделяется, не нужно пытаться ее приукрасить и перевирать. Читатель очень быстро это поймет.
+ сюжет книги не оригинальный, но эта любовная история заставит вас по-новому взглянуть на отношения.
Меньше сложных слов. Если у вас дергается глаз от слов «целеустремленность», «консилиум», «квинтэссенция», то почему вы думаете, что этого не случится с читателем? Перед тем, как написать слово, подумайте, как сказать проще.
+ в книге вы найдете топ-10 рассказов по версии литературного портала «Горький».
— эта книга — квинтэссенция философской мысли на культурную апроприацию.
Не сомневайтесь. Не пишите слова, говорящие о сомнении. В тексте должен быть только утвердительный посыл.
+ Книга поможет разобраться с негативной и позитивной энергетикой.
— Скорее всего, после прочтения книги вы почувствуете, что вас переполняет энергия. Возможно, вы уже будете знать, что делать.
Используйте активные слова и конструкции. Лучше всего оформить текст с воображаемым субъектом действия внутри (читателем) и дать ему действовать.
+ приведенные в книге 45 способов массажа вы можете применить в.
— 45 способов массажа используются в.
Пишите о выгодах. Это касается и художественных текстов. Читатель после прочтения хочет получить эмоцию или навык, умение.
+ после прочтения книги вы поймете, что важно принимать себя со всеми достоинствами и недостатками так, как это делает главная героиня.
— эта книга подарит вам хорошее настроение и заряд бодрости.
Призывайте действовать. Но не агрессивно, а деликатно. Не нужно требовать от читателя купить, позвонить или немедленно отказаться от покупки квартиры, потому что на этой неделе луна в Козероге.
+ Узнайте, о каких 13 эффективных приемах маркетинга пишет Остин Нетзли.
Провоцируйте. Легкая провокация поможет вызвать у читателей нужные эмоции, заставит выбрать именно эту книгу. Используя провокацию, можно быстрее и с меньшими затратами достичь поставленной цели.
+ В книге вы найдете крутые советы, которые помогут вам писать как Стивен Кинг.
Контролируйте эмоции. Слишком эмоциональный текст будет выглядеть как пустословие, а излишне сухой не вызовет доверие.
— Это потрясающая книга, захватывающая в свои объятия с первого абзаца.
Если у вас нет желания и времени самостоятельно разбираться во всех нюансах и тонкостях написания, воспользуйтесь помощью опытных экспертов Studently.
Как написать аннотацию к книге
Сегодня издательства требуют от авторов наличия обязательных аннотаций к собственным книгам. Равно как и синопсиса, и автобиографии. Такие требования выставляет любое издательство, какое бы вы ни выбрали.
Так, первый из рекламных ходов оказывается в руках самих творцов. А они иногда даже не знают, с чего начать. Почему?
Вероятно, потому, что сами авторы не всегда могут однозначно сказать, что в их книге самое-самое интересное. Что в ней удалось, а что — лучше не выставлять на главную страницу. И это понятно — автору дорого каждое слово, каждая буковка в истории, потому что они выстраданы долгой и не всегда приятной работой.
Что тут поможет? Только обратная связь от прочитавших книгу (бета-тестеров, редакторов и просто обычных читателей). Прислушайтесь, что говорят о вашей истории другие — что им нравится, что они называют удачей. Об этом в аннотации и говорите в первую очередь.
Что такое аннотация и зачем она нужна
Аннотацией называют короткий пересказ книги, публикуемый на второй или третьей странице вместе с выходными данными. Иногда тот же текст помещают и на задней обложке.
Фактически — это своеобразное рекламное предложение, в котором автор убеждает читателя, почему книгу стоит купить.
Хорошая аннотация — не только короткий пересказ книги. Не только информация о сюжете или герое. В первую очередь, хорошая аннотация должна «ловить» читателя на крючок интереса. Если вы заинтригуете читателя, то он — ваш. Можно еще очаровать или посулить захватывающие приключения, но для этого уже требуется особое мастерство.
Что должно быть в аннотации
1. Мир произведения и обстановка – вкратце, чтобы очертить место действия. И обязательно укажите жанр, чтобы не сбивать с толку читателей.
2088 год. Земная цивилизация продолжает колониальную космическую политику.
2. Конфликт, проблема и интрига произведения – также вкратце. Чем интересна ситуация? Из чего складывается? Что влияет на ее развитие?
Пока люди исследуют неизвестные планеты, пришельцы с Сириуса решают захватить Землю, чтобы использовать ее богатые ресурсы.
3. Главный герой. Кто такой? Почему он важен для решения проблемы и как влияет на интригу?
Вася Васечкин, разведчик, десять лет работавший на Сириусе, расшифровывает послание пришельцев и стремится убедить правительство Земли в опасности.
4. Препятствия, которые должен преодолеть главный герой, его задачи и цели.
Но правительство Земли Васе не верит, и герой решает отправиться инкогнито на Сириус, чтобы собрать доказательства грядущей войны.
5. «Обоснуй». Мотивы главного героя, связанные с проблемой.
Будучи разведчиком, Вася знает о наступательном оружии врага и обороноспособности Земли. И понимает, что войны надо избежать, иначе пришельцы уничтожат Землю.
6. Завлекательные намеки – как именно герой будет решать проблему, какие еще препятствия встретятся на его пути?
Герой летит на Сириус, однако о его планах становится известно врагу, а на борту звездолета оказывается предатель. Доберется ли Вася до своей цели? Спасет ли он любимую планету от коварных захватчиков?
Да, и при этом объем аннотации не должен превышать пяти-шести коротких предложений. А значит – очень важно отфильтровать лишние слова и словосочетания. Никаких пустых лишних фраз и никакой «воды». Просто краткими внятными тезисами изложите суть повествования.
У вас должен получиться абзац — в крайнем случае, два — с кратким изложением завязки вашей истории и портретом главного героя.
И еще важно четко понять: какую информацию можно открыть, а о какой – лишь намекнуть, интригуя. Ловите читателей на «крючки» любопытства.
Тонкости при составлении аннотаций
1. Даже если вы уверены в гениальности своей истории, не стоит говорить об этом в аннотациях. Пусть читатель сам сделает вывод.
2. Не используйте в качестве аннотаций отрывок из романа, особенно фантастического. Непонятный мир и странные события скорее собьют с толку и вызовут недоумение, чем заинтригуют.
3. Помните: чем проще и доступнее написана аннотация, тем шире читательская аудитория для книги. Привлекайте читателя простотой и ясностью. И интригой, конечно!
И не забывайте: аннотация – это первая реклама вашего произведения. Многие покупают книги, благодаря удачной и завлекательной аннотации. Отнеситесь к ее написанию серьезно. И это обязательно принесет свои плоды.
Заключение: в чем минус непродуманных аннотаций-«отписок»?
Прежде чем купить книгу, потенциальный читатель обычно внимательно изучает или хотя бы проглядывает аннотацию. И от ее содержания напрямую зависит — купит он ваше произведение или нет. И чем сильнее аннотация «цепляет», чем сильнее возбуждает интерес, тем выше шансы книги на продажу.
А может ли непродуманная аннотация привлечь внимание?
Потенциальный читатель и так, по сути, покупает кота в мешке, не зная ни содержания книги, ни вас как автора. Значит, в ваших же интересах убедить его в том, что книга – достойна и внимания, и, собственно говоря, покупки.
Как написать аннотацию книги
Аннотация книги – это квинтэссенция замысла автора, выжимка сюжета. Аннотация – это рекламный трюк, крючок, на который будет пойман читатель. Но писать аннотации есть смысл и до выхода книги в свет: для того чтобы привлечь внимание издателя. А, прежде всего, для упрощения работы над романом в том случае, если вы используете «метод снежинки». О том, как написать книгу, начав с аннотации, читайте в сегодняшнем тексте.
Классика аннотации
В советском обществе не существовало рекламы, в ней просто не было нужды, поскольку товаров и книжной продукции в том числе было катастрофически мало: раскупались влет. Поэтому аннотации на книги, изданные в доперестроечное время, носят сугубо информационный характер. Они не заманивают, не завлекают читателя, не призывают его потратить последние деньги, но купить. Здесь мы сталкиваемся с чистой информационной аннотацией, лишенной рекламного, коммерческого привкуса. Читать их довольно занятно. А для писателей полезно – именно такие аннотации стоит писать на свое произведение вначале работы: кратко рассказывающие историю, а не продающие ее, либо излагающие основную мысль произведения, обозначающие его проблематику.
Дабы не быть голословными, мы предлагаем проанализировать аннотации на книги, вышедшие из-под пера писателей с мировым именем. Мы подобрали издания, увидевшие свет и в конце советской эпохи, и в постперестроечное время, чтобы сравнить аннотации разных времен и узнать, как они сделаны.
Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен». 1988
«Во всемирно известном романе «На западном фронте без перемен», одном из самых характерных произведений литературы «потерянного поколения», немецкий писатель Э.М.Ремарк изобразил фронтовые будни первой мировой войны, сохранившие солдатам элементарные формы солидарности, сплачивающей их перед лицом смерти. Социально-критические достоинства романа, гуманность и нравственное обаяние его героев служат основой успеха романа у читателя».
Аннотация сугубо информационная. Собственно, начинающему писателю будет интересно только первое предложение. И даже только та его часть, в которой рассказывается, о чем писал Ремарк. Перед нами не что иное, как изложение идейной концепции романа. То есть издатели пытаются сразу задать смысловой вектор произведению, дабы читатель знал, о чем пойдет речь.
Писать такие аннотации для своей книги есть смысл в том случае, когда автор сам до конца не может сформулировать идеи, которые будут звучать в романе.
Упражнение по написанию подобных информативных аннотаций, где основное внимание уделяется идеям романа, особенно полезно, когда автор готовит синопсис рукописи для презентации издателю.
Айзек Азимов «Конец Вечности. Сами Боги». 1990
«Предлагаемые читателю романы классика американской фантастики А.Азимова являются своего рода предостережением от бездумного и корыстного вмешательства в законы развития природы и человечества и призывают использовать достижения науки исключительно в гуманных целях».
Аналогичная аннотация, в которой речь идет об идеях, поднимающихся в произведении. Аннотация кратко рассказывает, о чем говорится в романах Азимова, какие темы он поднимает, какие смысловые пласты затрагивает и даже более того – к чему призывает и от чего предостерегает.
Маленькое лирическое отступление об аннотациях такого рода: фокус в том, что подобные аннотации советской и перестроечной эпохи создавались отнюдь не авторами романов, а издателями, литературными редакторами, литературными критиками – то есть людьми, интерпретирующими, трактующими художественный текст так, как это выгодно издательству на момент публикации. Возможно, если бы спросили Азимова, к чему он призывал своих читателей, он дал бы совсем иной ответ.
Кобо Абэ. Избранное. 1988
«В издание включены три романа известного японского писателя Кобо Абэ «Чужое лицо», «Сожженная карта», «Человек-ящик», посвященные теме одиночества человека во враждебном ему капиталистическом обществе. От общества убежать нельзя – приходит к выводу Кобо Абэ. Только изменив его, можно изменить и условия человеческого существования».
Идеологизированная аннотация. Тот же коленкор, что и в предыдущих двух: в аннотации речь идет о теме произведения и опять же излагается идейная концепция автора, с точки зрения издателей. И если говорить об аннотации с читательской точки зрения, то подобные варианты любопытны как раз тем, что являются ключом к произведению в целом, поскольку отражают основную его мысль. Ну, а для автора, повторимся, тренировка в написании таких аннотаций полезна с точки зрения уяснения основной мысли произведений и при подготовке синопсиса романа для издателя.
Курт Воннегут «Колыбель для кошки». 2000
«Послушайте, когда-то, две жены тому назад, двести пятьдесят тысяч сигарет тому назад, три тысячи литров спиртного тому назад… Тогда, когда все были молоды… Послушайте – мир вращался, богатые изнывали от глупости и скуки, бедным оставалось одно – быть свободными и умными. Правда была неправдоподобнее всякого вымысла. Женщины были злы и красивы, а мужчины – несчастны и полны глупых надежд. И крутилась, крутилась жизнь, запутываясь все сильнее – как дикая, странная игра по имени «Колыбель для кошки».
Это аннотация совсем иного типа. Она подобна маленькому рекламному ролику. Согласитесь, похоже на текст трейлера к кинофильму. Это и есть трейлер, только текстовый, демонстрирующий читателю наиболее «зрелищные» фрагменты романа, но не касающийся сюжета, героев, конфликта. Да, здесь есть интрига – последнее предложение намекает на крах цивилизации, разрушение сытой жизни успешных буржуа. Но это лишь намек. Аннотация строится на недосказанности. Цепляющий, стилистически гладкий текст должен пробудить в читателе интерес уже одними намеками на захватывающий сюжет. Мы бы назвали такой вид аннотации лирическим.
Создать подобную аннотацию на свое произведение можно как на старте, так и в финале работы. На старте этот рекламный текст можно использовать в качестве вступления романа. В финале – при подготовке синопсиса произведения.
Джон Фаулз «Волхв». 1965, 2006
«На затерянном греческом острове загадочный «маг» ставит жестокие психологические опыты на людях, подвергая их пытке страстью и небытием. Реалистическая традиция сочетается в книге с элементами мистики и детектива. Эротические сцены романа – возможно, лучшее, что было написано о плотской любви во второй половине XX века».
Вот она – аннотация, с которой можно начинать работу над романом по «методу снежинки». Первое предложение этой аннотации – краткая история, рассказанная Фаулзом. Стремиться нужно к такой же краткости, не лишенной рекламного налета. Согласитесь, здесь есть интрига, и в то же время изложена суть произведения.
Аннотация построена по формуле «Кто-то сделал что-то». Если вы хотите начать писать книгу с аннотации, стоит попробовать максимально сжато изложить свою историю, используя эту формулу.
Второе и третье предложения аннотации – это уже заигрывание с читателем и заманивание его. Поскольку первым серьезным читателем начинающего автора становится редактор, включать в свою аннотацию подобные пассажи стоит, когда готовится презентационный материал для издателя.
Нил Гейман «Американские боги». 2001
«Брошенный за решетку на три долгих года, неразговорчивый парень по прозвищу Тень терпеливо ждет того дня, когда он сможет вернуться домой. Он больше не боится того, что может принести завтрашний день, и хочет лишь воссоединиться с любимой женой Лорой и начать новую жизнь. Но всего за несколько дней до его освобождения Лора и лучший друг Тени гибнут в автокатастрофе. Жизнь Тени теряет всякий смысл, и он принимает неожиданное предложение поступить на службу к загадочному попутчику по имени мистер Среда. Тем более что этот насмешливый мошенник, кажется, знает о Тени больше, чем он сам. Оказывается, что жизнь в качестве телохранителя, водителя и мальчик на побегушках мистера Среды куда интереснее и опаснее, чем мог предположить Тень. Вскоре он узнает, что прошлое никогда не умирает… и что под спокойной поверхностью повседневности зарождается буря — эпическая война за саму душу Америки. А сам он стоит прямо на ее пути…»
В этой аннотации мы встречаем изложение завязки романа и здесь же присутствует интрига — намек на масштабный замысел и сюжет, выходящий за рамки триллера. То есть маркетологи, писавшие эту аннотацию, рассчитывали не столько проинформировать читателя, сколько заманить его в текст, продать ему книгу обещанием остросюжетной истории.
Донна Тартт «Щегол». 2013
«Роман, который лауреат Пулитцеровской премии Донна Тартт писала более 10 лет, — огромное эпическое полотно о силе искусства и о том, как оно — подчас совсем не так, как нам того хочется — способно перевернуть всю нашу жизнь. 13-летний Тео Декер чудом остался жив после взрыва, в котором погибла его мать. Брошенный отцом, без единой родной души на всем свете, он скитается по приемным домам и чужим семьям — от Нью-Йорка до Лас-Вегаса, — и его единственным утешением, которое, впрочем, чуть не приводит к его гибели, становится украденный им из музея шедевр голландского старого мастера».
В этой аннотации и упоминание о том, что Трат — лауреат Пулитцеровской премии, и сведения о создании романа. Здесь же упоминается одна из магистральных тем романа — живительная, чудодейственная сила искусства. И в то же время приводится не только завязка, но часть сюжета: скитания Тео Декера, его привязанность к украденной картине. Одни сплошные спойлеры для читателя. Но для автора аннотация, написанная в такой форме, может стать отправной точкой для создания полноценного произведения.
Дмитрий Глуховский «Текст» 2017
«Текст» — это психотриллер и криминальная драма, нуар и книга об отношениях отцов и детей, история о невозможной любви и бесполезном возмездии. Действие разворачивается в сегодняшней Москве и ее пригородах.
Телефон — это резервное хранилище нашей души. В нем самые яркие наши воспоминания, фотографии смеха и наше видео о том, как мы пытаемся почувствовать счастье. В почте — письма от матери и вся подноготная нашей работы. В истории браузеров — все, что нам интересно на самом деле. В чатах — признания в любви и прощания. В нем снимки наших соблазнов и свидетельства грехов, слезы и обиды. Такое время. Картинки. Текст.
Телефон — это и есть я. И тот, кто получит мой телефон, может стать мной — для всех остальных. И они даже ничего не заметят — а когда заметят, будет уже слишком поздно. Для нас всех».
Эта аннотация погружает читателя в мир произведения, рассказывает о месте и времени действия. Здесь же излагается один из основных идейных посылов романа. Но при этом нет информации о герое, сюжете, даже не упоминается завязка для завлечения читателя. Все это компенсирует актуальная тема, которая сама по себе должна сработать как крючок, на который будет поймано читательское внимание.