Как правильно пишется: «стоп-кран» или «стоп кран»?
Через дефис пишутся сложные существительные, в которых нет соединительных гласных. Сложное существительное, которое представляет собой единое название какого-либо предмета, например: пила-рыба, жар-птица, блок-пост, джаз-оркестр.
Слово «стоп-кран» является сложным существительным, образованным без соединительной гласной, так же это слово является терминологическим, называющим разнообразные приборы, механизмы, технические устройства с первым словом стоп, вакуум, дизель и другими.
Такие слова правильно писать через дефис.
Например: стоп-сигнал, дизель-машина.
Вот словообразовательная цепочка, которая поможет разобраться, как же писать заданное слово:
варить => с/варить => сваренный.
От бесприставочного глагола варить несовершенного вида образован глагол с приставкой сварить совершенного вида, от которого может быть и отглагольное прилагательное, и причастие (страдательное). Они различаются только по смыслу, а для этого требуется посмотреть на предложение с этим словом.
Однако в данном конкретном случае сразу можно сказать, что принадлежность к той или другой из указанных частей речи не влияет на написание этого слова.
Когда ребята пришли с озера, их уже ожидал прохладный, сваренный заботливой бабулей ароматный компот.
Упражнение 13. Напишите слова, раскрыв скобки. 1.(Дизель) электроход, (динамо) машина, (кран) балка, (стоп) кран; (диван) кроват
Упражнение 13. Напишите слова, раскрыв скобки.
1.(Дизель) электроход, (динамо) машина, (кран) балка, (стоп) кран; (диван) кровать, (платье) кос¬тюм, (плащ) палатка, (пила) рыба; (капитан) инже¬нер, (генерал) майор.
2.(Грамм) молекула, (киловатт) час, (тонно) ки¬лометр.
3. Иван (да) марья, мать (и) мачеха, любишь (не) любишь, не (тронь) меня.
4. (Вице) адмирал, (штаб) квартира, (экс) чемпи¬он.
5. (Севера) запад, (юго) восток, (норд) ост.
6. (Орехово) Зуево, (Алма) Ата,(Эльзас) Лотарин¬гия.
7. Ростов (на) Дону, Франкфурт (на) Одере, Па (де) Кале.
Упражнение 14. Перепишите, раскрывая скобки.
1. (Вагоно) ремонтные мастерские, (горно) лыжная станция, (естественно) исторические условия, (же¬лезно) дорожное движение, (машино) строительный завод, (микро) волновая печь, (металло) режущий станок, (научно) популярный журнал, (поле) защит¬ные насаждения, (рельсо) прокатный стан, (сельско) хозяйственные машины, (сложно) сочиненное пред¬ложение, (средне) годовой доход, (трудо) способное население, (чугуно) литейный завод.
7.
1.Дизель-электроход, динамомашина, кран-балка, стоп-кран;
диван-кровать, платье-костюм, плащ-палатка, пила-рыба;
капитан-инженер, генерал-майор.
2.Грамм-молекула, киловатт-час, тонно-километр.
3. Иван-да-марья, мать-и-мачеха, любишь-не-любишь,
не тронь меня.
4. Вице-адмирал, штаб-квартира, экс-чемпион.
5. Северо-запад, юго-восток, норд-ост.
6. Орехово-Зуево, Алма-Ата, Эльзас-Лотарингия.
7. Ростов-на-Дону, Франкфурт-на-Одере, Па-де-Кале.
Упражнение 14. Перепишите, раскрывая скобки.
1. Вагоноремонтные мастерские, горнолыжная станция, естественноисторические условия, железнодорожное движение, машиностроительный завод, микроволновая печь,
металлорежущий станок, научно-популярный журнал,
полезащитные насаждения, рельсопрокатный стан, сельскохозяйственные машины, сложносочиненное предложение, среднегодовой доход, трудоспособное население,
чугунолитейный завод.
Упражнение 14. Перепишите, раскрывая скобки.
1. Вагонно-ремонтные мастерские, горнолыжная станция, естественно-исторические условия, железнодорожное движение, машиностроительный завод, микроволновая печь, металлорежущий станок, научно-популярный журнал, полезащитные насаждения, рельсопрокатный стан, сельскохозяйственные машины, сложносочиненное предложение, среднегодовой доход, трудоспособное население, чугунолитейный завод.
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Через дефис пишутся сложные терминологические образования, называющие:
разнообразные приборы, механизмы, технические устройства, профессиональные понятия в разных сферах деятельности с корнем:
вакуум- : вакуум-аппарат, вакуум-компрессор, вакуум-насос ;
дизель- : дизель-копер, дизель-мотор, дизель-поезд, дизель-состав, дизель-электроход ;
камер- : камер-коллегия, камер-лакей, камер-паж, камер-фрау, камер-фрейлина, камер-юнкер ;
пресс- : пресс-сушилка, пресс-фильтр, пресс-щит ;
стоп- : стоп-кран, стоп-сигнал ;
динамо-машина, кабель-кран, ориентир-буссоль, тендер-конденсатор, лувг-машина, мюль-машина (но: бормашина, планшайба );
различные сорта тканей с начальным корнем креп- : креп-армюр, креп-гофре, креп-диагональ, креп-жаккард, креп-жоржет, креп-кашемир, креп-марокен, креп-паризьен, креп-сатин, креп-фай, креп-флокс, креп-шифон, креп-шотландка, креп-эпонж (но: крепдешин, файдешин, фильдекос, фильдеперс — это несложные слова в русском языке);
Исключение: прессшпан (‘плотный картон с глянцевитой поверхностью, применяемый для книжных переплетов и как электроизолятор’).
Исключение: трудодень, трудочас (устар.).
Через дефис пишутся научно-технические термины, первой частью которых является название буквы (чаще греческого или латинского алфавита): а льфа-железо, бета-фильтр, гамма-лучи, дельта-древесина, икс-лучи, к-частица, бета-частица (но: бетатрон ).
Примечание: Дефисное написание в основном встречается среди французских сложных имен и фамилий, в других (немецких, английских, итальянских, скандинавских, португальских и т. д.) все составные части, как правило, пишутся раздельно.
Для чего нужен СТОП-КРАН и каковы реальные последствия шуток с ним
Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 01.11.2021
Сейчас рассмотрим интересный вопрос, что-же такое «стоп-кран» и вообще для чего он нужен?
Стоп кран это такой небольшой аналог крана машиниста, делает он тоже самое, только проще, при его открывании создается утечка из тормозной магистрали поезда, воздух через вышеуказанную трубу поступает из тормозной магистрали и выпускается в атмосферу через кран.
Стоп-кран необходим в пассажирском вагоне, то что не увидит локомотивная бригада, увидят проводники и пассажиры в вагоне, а это может быть что угодно. Может человек повиснуть в тамбуре на поручнях на ходу, может быть неисправность ходовой части вагона, возгорание, да и много всякого нехорошего. Вот для предотвращения тяжелых последствий и установлен стоп-кран!
И очень хорошо, когда стоп-кран используется по своему прямому назначению. Но иногда некоторым пассажирам хочется пошутить и ради этого просто так дернуть стоп-кран. Конечно «очень веселое» развлечение. Но хочу напомнить, что развлекаться надо в парках культуры и отдыха, например, на аттракционах, а железная дорога была, есть и будет зоной повышенной опасности!
Вот реальные последствия «невинных» шуток, примите к сведению! При срыве стоп-крана машинист сразу видит падение давления в тормозной магистрали и поезд сам начинает тормозить и согласно инструкции, машинист в пассажирском поезде немедленно ставит рукоятку крана машиниста в шестое положение – экстренное торможение, ведь в поезде сотни людей и он должен остановиться как можно быстрее!
Ладно обошлось, читаем дальше. Представим ситуацию: ночь, все спят, машинист с помощником ведут поезд, светит прожектор, бегут шпалы, стучат колеса на стыках, локомотив весело бежит по рельсам и вдруг кому-то захотелось «пошутить» — машинист сразу видя падение давления применяет экстренное торможение не зная, что-же произошло в поезде, вызывает начальника поезда по радиосвязи. Начальник поезда нервничает, начинает немедленно искать причину, ведь могло произойти что-то серьезное. Напоминаю, локомотивная бригада, начальник поезда и проводники де-факто и де-юрэ отвечают за жизнь и здоровье пассажиров! Зачем так нервировать ответственных людей просто так, ради «хохмы»! Поезд останавливается и происходит отпуск тормозов и зарядка тормозной магистрали. На это уйдет минут пять, не меньше.
На многих дорогах существует регламент действия локомотивной бригады при экстренном торможении в пассажирском поезде и что-же это такое? Тормоза отпустили и помощник машиниста вздохнув, мысленно «поблагодарив» шутника, спускается с локомотива и стоит радом с насыпью, а машинист приводит поезд в движение и со скоростью 10 км/час протягивает состав мимо помощника а тот внимательно осматривает ходовую часть вагонов и главное слушает, не стучат-ли, так называемые «ползуны» на колесах по рельсам.
Ползун
Ползуны, это такие, как-бы натертости на бандажах колесных пар, образуются они при движении колесной пары «юзом» по рельсам и могут быть небольшими, а могут быть и величиной с ладонь! Тогда все очень плохо и при таких «ползунах» приходится долго выводить поезд с перегона и дальше менять колесную пару!
Ну идем дальше, слава Богу, все хорошо, протянув состав мимо помощника, машинист останавливает поезд и ждет, когда помощник возвратится на локомотив, а это опять минут 15-20 на все про все, поезд уже серьезно опаздывает и нужно нагонять упущенное время! Потом на станции машинист и начальник поезда составят совместный акт о срыве стоп-крана и едем дальше. Если «шутник» попадется, то отделается минимальным штрафом. А если все будет похуже, кто-то пострадает, упав с полки, что тогда? Вызов врача и скорой помощи, вообщем, много неприятностей!
Теперь о главном — помощник обнаружил ползуны! Произошла неисправность в рычажной передаче вагона и колодки непомерно сильно зажали колеса и колесная пара пошла «юзом» а если не только одна колесная пара, а побольше? Локомотивная бригада совместно с начальником поезда замерит величину ползунов, и хорошо, если они уложатся в параметры, можно будет ехать с установленной скоростью, только пассажиры в вагоне будут слышать всю дорогу многократно усиленный стук колес, далее ползуны замерят на первой станции осмотрщики вагонов и вынесут свой вердикт. А если ползуны в параметры ну никак не уложились, образовались, так называемые «лапти», почти с ладонь? Вот тогда будет действительно «весело»! Машинист согласует с поездным диспетчером порядок вывода поезда с перегона до ближайшей станции и с маленькой скоростью поведет поезд под, отнюдь не романтичный грохот колес! А задержка поезда уже огромная! Поезд немедленно осматривают осмотрщики вагонов и вердикт – замена колесных пар! И будет поезд стоять на станции очень долго, вагоны вместе с пассажирами маневровые локомотивы будут ставить на домкраты, где и будет происходить замена колесных пар, потом поезд соберут снова и в путь, только с задержкой часа на три или четыре а то и больше! Круто, правда! Войдет ли он в график до конца своего пути неизвестно!
Замена колесных пар
Я уже молчу про дальнейшие разбирательства со всеми причастными, это уже другая история, но очень тяжелая для работников, от локомотивной бригады и до проводника! Еще немного, после проследования такого поезда по данному перегону, согласно инструкциям, перегон закрывается для движения поездов и по нему проходит самоходный дефектоскоп. Почему? Ползуны, особенно в зимнее время, легко могут разрушить целостность рельса, сломать его и поезд, который пойдет следом, может с такого рельсового пути запросто сойти! А это уже крушение! Не найдет дефектоскоп нарушений – отлично, а если найдет и надо будет срочно работникам пути менять на перегоне остродефектные рельсы! Перегон закрыт, поезда по нему не идут, а их много, очень много, происходит так называемое «зашитье» на дороге, все службы работают в экстреном режиме!
А если еще у локомотивных бригад грузовых, да и пассажирских поездов на перегонах и промежуточных станциях закончится рабочее время и их надо будет менять! Представили себе! Вот чем может обернуться невинный такой, «прикол»! Ну а «приколисту», если его обнаружат, что очень вероятно, я не позавидую, особенно его бюджету! Все эти издержки заплатит он из своего кармана! Я уже не говорю о здоровье людей, если с кем-нибудь, что-нибудь случится! А можно и на уголовную статью раскрутиться! Так что, дорогие мои, проходя мимо стоп-крана поглядите на него серьезно и с благодарностью, ведь он в случае чего нехорошего, реально может спасти вашу жизнь и здоровье! А шутить можно и нужно в других, более приспособленных для шуток местах!
Стоп-кран
Стоп-кран (кран экстренного торможения) — компонент системы тормозного оборудования железнодорожного вагона, предназначенный для приведения тормозов в действие в случае крайней необходимости с целью экстренного торможения поезда. Устанавливается в доступных для обслуживающего персонала и пассажиров местах: тамбурах, в пассажирском помещении вагона поездов дальнего следования и пригородных поездов.
Для предотвращения нажатия (срыва) стоп-крана без уважительной причины законодательством многих стран предусмотрены денежные штрафы, а сами стоп-краны, как правило, пломбируются.
Содержание
Стоп-краны в России
При открытии стоп-крана производится выпуск воздуха из тормозной магистрали поезда. При этом приводятся в действие тормоза состава. Машинист не может дистанционно закрыть или отключить стоп-кран во избежание повторного срабатывания. Поэтому при срабатывании стоп-крана помощник машиниста обязан пройти по составу и закрыть открытый стоп-кран, а также выяснить причину срабатывания, но, как правило, стоп-кран возвращается на место проводником или самим сорвавшим. Только после его закрытия тормозная магистраль может быть заряжена вновь, и тормоза будут отпущены.
Правилами проезда на железных дорогах России пассажиру запрещено срывать стоп-кран без серьезной на то причины (например, пожар в поезде). Однако, если на станции не закончилась посадка и высадка пассажиров, а поезд отправляется, проводник вагона обязан сорвать стоп-кран, для чего последние расположены в тамбурах вагонов. Соблюдение данного правила однажды стало фактором серьезной железнодорожной катастрофы на станции Каменская.
Стоп-краны в Великобритании
Стоп-краны были законодательно внедрены в Англии Законом о регулировании железнодорожного транспорта (англ. Regulation of Railways Act ) 1868 года. В ст. 22 указывалось, что «Все поезда сообщением на расстояние свыше 20 миль без остановок должны быть оборудованы средствами связи между пассажирами и сотрудниками компании, отвечающими за поезд.» Первоначально таким средством связи был шнур, проходящий по всей длине поезда на уровне крыши снаружи вагонов, соединённый с колоколом на локомотиве. Когда использование автоматических тормозов было сделано обязательным Законом о регулировании железнодорожного транспорта 1889 года, оборудование было модифицировано так, чтобы оно могло приводить в действие тормоза, но выражение англ. communication cord («шнур для связи») сохранился в английском языке до наших дней.
В большинстве типов вагонов подвижного состава, построенных после 1980-ых годов, установлены стоп-краны (англ. passenger communication handles или, сокращённо, PassComms). При активации стоп-крана пассажиром в кабине машиниста раздается сигнал. У машиниста есть около 3 секунд чтобы нажать кнопку отмены, в противном случае включается автоматическое торможение. Затем машинист должен остановить поезд в безопасном месте (например, не в туннеле и не на мосту) и установить причины экстренной остановки. Машинист может также поговорить с человеком, активировавшим стоп-кран, по переговорному устройству, установленному рядом со стоп-краном.
Факты
Существует давняя шутка «Какого цвета стоп-кран в самолёте?». Как это ни парадоксально звучит, но на многих типах воздушных судов действительно установлены стоп-краны, которые служат для штатного останова двигателей. Окрашены такие краны (которые могут выглядеть и как кнопки или тумблеры), как правило, в красный цвет. Стоп-кран расположен в кабине экипажа и недоступен для пассажиров.