Как написать изложение с элементами сочинения.
Когда диктуют текст, я не могу его запомнить. Я даже не знаю как его разбить так чтобы записать на лист нужную информацию с помощью которой воспомнить текст.
Как вы писали Изложение с элементами сочинения? И как запомнить текст?
Инструкция
1
Прослушайте текст, который предложено изложить. Обратите внимание на заголовок, он поможет раскрыть смысл рассказа и сориентирует вас, на что обратить особое внимание. Держите в голове название темы, это поможет осознать логику изложения.
2
Обратите внимание на интонации читающего, они помогут вам разбить текст на отдельные абзацы, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку, характеризует обстоятельства происходящего в рассказе, обрисовывает место событий, описывает героев, их поступки. Для удобства запомните первое слово каждого абзаца или букву, с которой он начинается, это поможет вам воспроизвести последовательность изложения текста. После первого прослушивания набросайте краткий план. Если позволено, делайте краткие пометки во время прочтения текста.
3
Выделите обороты и выражения, употребляемые автором, это нужно для того, чтобы воссоздать стиль автора и передать смысл рассказа наиболее близко к тексту. Если в рассказе присутствует прямая речь, постарайтесь запомнить ее как можно точнее, учитывайте характерные слова героев. В этой части лучше не прибегать к элементам сочинения.
4
После первого прослушивания подумайте, каким деталями можно дополнить прочитанный текст. Придерживайтесь фактов и стиля рассказа. Лучшими элементами сочинения являются обоснования поступков героев, установления причинно-следственной связи между событиями, оценка событий с вашей точки зрения. Лучше не прибегать к сочинительству при описании места событий, внешнего вида героев, поскольку изложение подразумевает сохранение содержательного и смыслового повествования.
5
Прослушайте текст второй раз, пользуйтесь набросками плана и сделанными записями. Четко отделяйте один абзац от другого и еще раз подумайте, не упустили ли вы что-то значимое. Одновременно постарайтесь оценить уместность элементов сочинения в той или иной части рассказа.
6
Приступите к оформлению изложения на черновике. Добавьте ваши собственные мысли, рассуждения. Внимательно прочитайте и перепишите на чистовик.
Вот ссылка: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]=.
Там всё понятно написано. И даны примерные изложения с элементами сочинения учащихся.
Как писать изложение с элементами сочинения?
По изложению часто можно судить о способности ученика запоминать большой объём информации, а также о том, умеет ли он мыслить творчески, рассуждать, последовательно излагать текст итд.
Как правильно написать изложение с элементами сочинения?
Изложение развивает логику и мышление и показывает плюсы человека в том,как он может рассказать о том,что увидел или услышал.Также это помогает человеку мыслить по творчески.
Чтобы писать изложение с элементами сочинения,т.е он должен не только изложить письменно то,что он видел или слышал, но и нужно туда добавить свои личные ощущения и размышления на эту тему.
Вот как выглядит дополнение в виде сочинения к основному изложения,на вот такие вопросы,нужно обратить свое внимание.
Вы рассуждаете на тему того,что поняли из прочитанного,то что вам нужно изложить и добавить своих ощущений к этому.И у вас все получится.
«Изложение с элементами сочинения» не является «изложением» в чистом виде. Однако, и «сочинительские» моменты должны вставляться туда очень осторожно, никоим образом не нарушая структуру предложенного к изложению отрывка произведения или суть авторского замысла. Элементы сочинения, применяемые в изложении, помогают школьнику научиться рассуждать, излагать свои мысли по поводу прочитанного/услышанного, несколько «дополнять» идею автора текста. Развивать авторскую мысль, так сказать.
Изложение это способ проверки знаний по русскому языку, литературе. Изложение это пересказ текста своими словами. Однако, если требуется написать изложение с элементами сочинения, то это значит текст должен включать в себя изложение своими словами прочитанного текста плюс дополнение своих мыслей по поводу тему в основном тексте.
При написании изложения с элементами сочинения сначала нужно прослушать текст, особое внимание надо уделять теме, заголовку, ведь именно в нём заклячается тема, которую нужно раскрыть.
После первого прослушивания необходимо наметить план.
Излогая нужно правильно без вымыслов характеризовать местность и героев, чтобы эти важные детали были не выдуманными.
Оформив изложения на черновике, нужно добавить ваши собственные мысли и рассуждения.
Не секрет, что жизнь любого человека, все его понятия о жизни, чести, порядочности, о любви и смысле идут из семьи и от родителей. Именно они своим примером передают детям важнейшие знания и умения. И совсем не важно, что они при этом говорят. Ведь недаром существует поговорка: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, все равно они будут похожи на вас». Именно семья формирует личность, передаёт семейные ценности и традиции и, самое важное, опыт, накопленный годами.
Ростовы – это идеальный пример, какой должна быть настоящая семья.
В семье же Ростовых царит мир, уют, гармония, веселье и взаимопонимание.
Граф Илья Андреевич Ростов человек слегка легкомысленный, он легко расстаётся с деньгами. При этом он добрый, понимающий отец и безумно любит свою семью.
Дети в семье дружные, уважающие и понимающие друг друга. На общем фоне выделяется только Вера. Она слишком холодна и чересчур правильная. Это слишком сильно бросается в глаза и, как правило, мнение читателя о ней не очень хорошее. Графиня Наталья отмечает, что холодность Веры связана с другой системой воспитания, которая царила в их доме, когда Вера была единственным ребёнком. Поэтому, скорее всего, в Вере просто говорила зависть от того, что она не смогла получить того, что получали другие дети.
Весьма похожими друг на друга предстают перед нами Наташа, Николай и Петя. Они жизнерадостные, веселые, в них кипит жизнь, как и должно быть в молодых людях их возраста. Благодаря отцу, в них было чувство достоинства и чёткие понятия о чести. Именно эти понятия и провоцируют Николая и Петю выступить на фронте против французов.
Увы, Петя младший из Ростовых, погибает, совершив весьма глупый поступок. Жизнь Николая, напротив, преподносит ему успешную карьеру, замечательную семью, уважение крестьян. У него крепкое и аккуратное хозяйство.
Для любой семьи страшным испытанием становится гибель детей. Это страшная трагедия состарила родителей, а графиня чуть не лишилась рассудка. Только благодаря Наташе Ростовым удалось сохранить мать.
Ну и, конечно же, Наташа. Идеал женщины, жены и матери, по мнению Толстого. Его любимица. В самом начале она юна, задорна, весела, как и подобает девочке в столь юном возрасте. Но идёт время и из этого озорного ангела Наташа превращается в девушку, которая уже готовится к своему первому балу. А вот она уже невеста князя Андрея Болконского и жена Пьера Безухова.
Наташа искренняя натура, которая изо всех сил стремится к любви. Это видно и в ее чувствах к Болконскому, и в отношении к Анатолю Курагину.
Она готова придти на помощь к каждому. Это можно хорошо наблюдать в сценах, когда она просит отдать повозки раненым, а себе взять только самое необходимое и когда днём и ночью сидит у постели раненого Андрея.
Наверное, стоит сказать несколько слов о Соне. Она старше Наташи. Весьма скромна, тиха и влюблена в Николая. Поначалу и он отвечал ей взаимностью, но жизнь и война изменили его. Он вырос и забыл детскую влюбленность. А Соне оставалось лишь смириться с появлением другой в жизни Николая. И в этом ее жертва. Полюбить второй раз она уже не сможет.
Толстой с трепетом относится к семье Ростовых. Ведь на их примере он учит читателей, чем должен дорожить человек, и что всегда должно быть на первом месте.
Изложение с элементами сочинения для 8-х классов
1) повторить через анализ готовых текстов следующие понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;
2) продолжать знакомить с особенностями описания и рассуждения в публицистическом и художественном стилях;
3) показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому;
4) познакомить с языковыми средствами изображения признаков предмета в художественном стиле;)
1) совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль;
2) формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания;
3) учить рецензировать написанное;
4) формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.
1) развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации;
2) воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к природе и прошлому нашей Родины.
1. Принцип преемственности и перспективности в обучении (опора на базовые речеведческие знания: тип, стиль, тема, основная мысль текста; умение анализировать через указанные понятия готовый текст).
2. Принцип индивидуального подхода в обучении (свободный выбор реки для написания сочинения-рассуждения с элементами описания)
1. Нормативно-стилистический (сопоставление функций публицистического рассуждения и художественного описания).
2. Принцип внутриуровневых (опора на базовые речеведческие понятия) и межуровневых (анализ языковых средств выразительности) связей.
1. Принцип развития чувства языка (редактирование текстов).
2. Принцип оценки выразительности речи (анализ средств создания образности в художественных описаниях).
Методы объяснения:
Методы формирования и контроля знаний:
1. Постановка вопросов: — фронтальный опрос (на этапе восприятия нового материала, во время подведения итогов урока).
Методы формирования умений
1. Аналитические наблюдения над готовым текстом.
3. Изложение с элементами сочинения..
О Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Н.А. Некрасов
Ход урока
I. Организационный момент.
А) Сегодня мы познакомимся с новым типом изложения (усложненным): сокращение текста и творческое его продолжение. Увеличено количество слов (около 300).
На последних уроках литературы учились рассуждать, анализировать художественные произведения. Сегодня мы будем размышлять о тексте публицистического характера. Важно отметить сходства и различие этих стилей речи.
Б) Запись темы урока. Обращение к эпиграфу урока.
П. Объяснение нового материала:
Много песен на Руси сложено о Волге, много прекрасных стихотворений и много создано живописных полотен – “Бурлаки на Волге” И.Е. Репина и др.
Песня Людмилы Зыкиной “Издалека долго течет река Волга”.
Наш текст тоже о Волге. Наша цель сегодня проанализировать его, научиться описывать реку и попытаться подтвердить мысль авторов о том, что судьба Волги (и любой реки, протекающей по территории России) переплетена с судьбой России, судьбой народа.
Задание: прослушайте текст, определите его тему, основную мысль, стиль и тип речи. Подумайте, на какие две части можно разделить этот текст. Озаглавьте текст. В работе вам помогут знакомые уже таблицы “Стили речи” и “Типы речи”.
(Чтение текста учителем с объяснением непонятных слов, которые записаны на доске (1 раз) и беседа во время чтения.
Словарная работа: Окрестности (то, что вокруг), исток – руслице, опушка, отороченная пиками елей, осока, хвощ, рубленый домик, янтарная бревна (желтоватый), дощатый помост с перильцами, половицы, смола, пряность, колыбель, рябь, застенчивое небо (эпитет).
У истока Волги.
Стоял сентябрь, дорога была влажной. Около самой деревни далеко просматривались окрестности. В низине текла Волга.
Нет, это еще не начало. Но оно уже совсем близко.
К истоку надо идти, а не ехать. Нужно услышать тишину холмов, наполниться спокойствием далей, соединить в своем сердце землю и небо воедино. И хотя б на миг представить бесконечный путь Волги — через всю страну — и иcторию нашу.
Дорога спускается вниз. На белой от берез опушке, отороченной острыми пиками елей, посреди болотца, ощетинившегося осокой и хвощом, стоит рубленый домик. Янтарные бревна чуть потемнели от времени. К домику ведет дощатый помост с перильцами. Скрипят половицы под ногами.
В избушке прохладный полумрак. Пахнет смолистым деревом, отдает горечью лугов и пряностью болотца. В полу домика — круглое отверстие примерно метрового диаметра, окаймленное блестящим обручем.
В этом круге находится Волгина колыбель. Надо только терпеливо подождать, и увидишь: вода вдруг всколыхнется еле заметной рябью. Это бьется сердце Волги!
С этих почти незаметных движений начинает свой бег Волга — самая большая река Европы, главная улица России.
Отсюда, от березовой белизны, берет начало река, вместившая на своих берегах сотни городов и городков, бессчетное количество сел и деревень, миллионы и миллионы людей.
Вот под этим застенчивым небом начинается река, из года в год, из века в век переплетающая свою судьбу с судьбой государства Российского, с судьбой его народов.
Бежит, извивается среди осоки крохотный ручеек. Кажется, упади на его пути толстое дерево или глыба дерна — и пропадет Волга-девочка, навсегда исчезнет с земли. Но бывало — илом зарастало ее руслице, как подкошенные валились в ручей десятки деревьев, под артиллерийским огнем осыпались ее берега. А крохотный ручей все так же бежал вперед, преодолевая преграды на своем пути. (По Дворникову и Крупнеку.)
Беседа после чтения: (По ходу беседы учащиеся делают записи в рабочих тетрадях записи названия текста, основной мысли и новых теоретических понятий)
Как можно озаглавить этот текст? (“У истока Волги”, “Исток Волги”, “Колыбель Волги”.)
Сформулируйте основную мысль текста. (Волга дорога нашему сердцу. Судьба Волги неразрывно связана с судьбой России каждого русского человека, надо знать свои истоки.)
Вопрос: А знаете ли вы, когда впервые в исторических источниках упоминается река Волга, какова этимология слова “Волга”?
Индивидуальное задание:
Упоминает о Волге еще древнегреческий ученый-астроном Птолемей Клавдий, автор “Географии” античного мира. Встречается название Ра, Аракс (Диодор Сицилийский, I в. до н. э.). В средние века — Итиль, или Этель. Этимологии и топонимисты в основном сходятся на одной и той же мысли: гидроним Волга так или иначе связан со славянским словом «влага», которое в древнерусском языке и в некоторых диалектах звучало как «волога»(отсюда, кстати, и имя реки Вологды и старинного города на ней). (Из книги «Загадки Российской цивилизации. Сакральная история, география, этнография». Демин В., Зеленцов С. Издательство “Вече”).
Вопрос: С помощью таблицы “Стили речи” определите, к какому стилю речи относится текст? Запишите его определение в тетрадь.
Ответ: К публицистическому.
Учитель: Публицистика имеет свои жанры. Данный текст – проблемный очерк, социального значения, содержащий путевые заметки, которые служат доказательством (подтверждением) позиции автора (его взгляд на проблему), с выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания. Характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий, с которых идет речь.
Определим основные средства публицистического стиля: использование общественной и нравственно-этической лексики, призывной интонации, гражданский пафос. Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской (эпитетов, сравнений, метафор, обращений, пословиц и поговорок, фразеологизмов, разговорных оборотов речи), с целью воздействия его в чем-то.
Задание: Найдите средства выразительности, используемые в тексте. (Тишина холмов, спокойствие далей, бесконечный путь Волги, белая (от берез) опушка, крохотный ручей, янтарные бревна, пряность болотца, Волга- матушка, Волга-девочка и др.)
Вопрос: На какие две логические части можно разделить текст? Они соответствуют разным типам речи. Эти типы могут смешиваться в одном тексте. (Используйте таблицу “Типы речи”)
Ответ: Текст можно разделить на две части. Художественное описание истока Волги и рассуждение публицистического характера о неразрывности судьбы Волги с судьбой России.
Вопрос: Каким типам речи соответствуют эти две части? (Работа по таблице).
Ответ:
2. Рассуждение. Описание изображает какое-либо явление предмета путем перечисления и раскрытия основных признаков (пейзажа, места). Рассуждение – словесное подтверждение какой-либо мысли.
Задание: Прочитать описательные отрывки текста и постройте рассуждения по данному выше плану.
Вопрос: Какую цель преследовали авторы текста, соединив в нем два типа речи?
Ответ: Они руководствовались целями публицистического стиля – вызвать отклик у читателей, описав место рождения великой реки, саму Волгу, и высказав тревогу за ее судьбу.
Индивидуальное задание: рассказ об экологических проблемах реки Иртыш.
Экологические проблемы реки Иртыш
Как мы все знаем еще со школьной скамьи, вода является неотъемлемой частью нашего организма. Вода – это неоценимое природное богатство. В мире находят замену многим продуктам и изделиям, а вода так и осталась незаменима, без неё невозможна жизнь на Земле. Вода является составной частью тела человека и животного, процессы обмена веществ и энергии происходят в живом организме только при наличии воды. Потеря 10-12 процентов воды тяжело сказывается на состоянии организма, появляется слабость, жажда, дрожь, потеря 20-25 процентов воды может привести к смертельному исходу. Бассейн реки Иртыш наиболее загрязнен водами, которые сбрасывают предприятия химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной отраслей промышленности и цветной металлургии. Динамика сбросов сточных вод в бассейн р. Иртыш Река Иртыш испытывает интенсивную нагрузку от сбросов сточных вод, содержащих загрязняющие вещества. Всего в бассейн реки Иртыш только в 2000 году сброшено со сточными водами около 86390 тыс. т. загрязняющих веществ, в том числе ядовитых металлов. Естественно это ухудшает качество питьевой воды. В свою очередь, это негативно отражается на здоровье людей. А это привлекает внимание общества к экологической проблеме реки Иртыш.
III. Орфографическая и пунктуационная работа.
Составление плана-конспекта изложения (при втором прочтение текста учителем).
IV. Вывод урока.
Слово учителя: Подводя итоги нашему разговору, давайте подумаем, какой смысл вкладывал великий русский поэт Н.Некрасов в слова, обращенные к Волге:
О Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
VI. Пересказ текста (1-2 ученика).
VII. Написание изложения и рассуждение на тему: “Есть ли река, которая занимает заметное место в вашей жизни? Чем она дорога вам?”
Как написать изложение с элементами сочинения.
Инструкция
1
Прослушайте текст, который предложено изложить. Обратите внимание на заголовок, он поможет раскрыть смысл рассказа и сориентирует вас, на что обратить особое внимание. Держите в голове название темы, это поможет осознать логику изложения.
2
Обратите внимание на интонации читающего, они помогут вам разбить текст на отдельные абзацы, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку, характеризует обстоятельства происходящего в рассказе, обрисовывает место событий, описывает героев, их поступки. Для удобства запомните первое слово каждого абзаца или букву, с которой он начинается, это поможет вам воспроизвести последовательность изложения текста. После первого прослушивания набросайте краткий план. Если позволено, делайте краткие пометки во время прочтения текста.
3
Выделите обороты и выражения, употребляемые автором, это нужно для того, чтобы воссоздать стиль автора и передать смысл рассказа наиболее близко к тексту. Если в рассказе присутствует прямая речь, постарайтесь запомнить ее как можно точнее, учитывайте характерные слова героев. В этой части лучше не прибегать к элементам сочинения.
4
После первого прослушивания подумайте, каким деталями можно дополнить прочитанный текст. Придерживайтесь фактов и стиля рассказа. Лучшими элементами сочинения являются обоснования поступков героев, установления причинно-следственной связи между событиями, оценка событий с вашей точки зрения. Лучше не прибегать к сочинительству при описании места событий, внешнего вида героев, поскольку изложение подразумевает сохранение содержательного и смыслового повествования.
5
Прослушайте текст второй раз, пользуйтесь набросками плана и сделанными записями. Четко отделяйте один абзац от другого и еще раз подумайте, не упустили ли вы что-то значимое. Одновременно постарайтесь оценить уместность элементов сочинения в той или иной части рассказа.
6
Приступите к оформлению изложения на черновике. Добавьте ваши собственные мысли, рассуждения. Внимательно прочитайте и перепишите на чистовик.
Вот ссылка: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]=.
Там всё понятно написано. И даны примерные изложения с элементами сочинения учащихся.
Подготовка к контрольному изложению с элементами сочинения
Урок русского языка в 10 классе
Урок развития речи
І. Мотивация учебной деятельности и сообщение темы и цели урока.
Ответьте на вопрос : « Какие мысли и чувства вызывает у вас этот текст?»
Необходимо дать толкование некоторых собственных имен, встречающихся в данном тексте.
Шота Руставели – грузинский поэт 12 века, автор поэмы «Витязь в тигровой шкуре», вошедшей в сокровищницу мировой литературы.
Давид І V Строитель (ок. 1073 – 1125) – грузинский царь ( с 1089) из династии Багратиони. Восстановил независимость Грузии от сельджуков. Вел борьбу с крупными феодалами, создал постоянное войско.
ІІІ . Работа над подготовкой к изложению.
Перескажите текст сжато.
Определите стиль. Докажите, что текст имеет признаки языка художественной литературы. Каковы эти признаки?
Определите тип речи (повествование с элементами описания).
местечко Гелати – небольшой город в Грузии;
крест на маковице – маковица – купол храма, форма церковной главы, близкая луковичной;
потеки – следы, оставшиеся от текущей жидкости; здесь – от расплавленного свинца;
фреска – картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке; одна из техник стенных росписей;
вязь письменности – тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой в непрерывный орнамент;
нетленный – не подверженный тлению, разложению, вечный;
1. В глубине Грузии есть местечко Гелати.
2. Собор, воздвигнутый еще Давидом-строителем.
3. Все замерло и остановилось в Гелати.
4. Медленно и тихо вступил я в собор.
5. По дикому обычаю завоеватели-монголы в каждой православной церкви устраивали конюшни и разводили костры.
6. Карающий дождь православного Бога.
7. Печально сердце гелатского собора.
8. Вязь причудливой грузинской письменности.
9. «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его…»
І V . Вторичное чтение текста учителем.
V . Написание изложения.
Перескажите текст подробно, заменив повествование от 1лица повествованием от 3 или от 2 лица.
Ответьте на один из вопросов:
«Какие чувства и мысли вызывает у вас этот текст?»
«Какую жизненную мудрость можно извлечь из данного текста?»
V ІІ. Домашнее задание. Ответьте на вопрос: «Как вы объясните эту надпись царя Давида на могильной плите? Что хотел сказать грузинский царь потомкам?»
Чтобы боль каждого…
В глубине Грузии есть местечко Гелати. Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами, которые даже птицы не клюют.
Здесь же стоит тихий и древний собор с потускневшим от времени крестом на маковице. Собор, воздвигнутый еще Давидом-строителем в далекие и непостижимые, как небесное пространство, времена.
Все замерло и остановилось в Гелати. Работает лишь время, оставляя свои невеселые меты на творениях рук человеческих.
Вот дарница – огромное деревянное дупло, куда правоверные, приходившие поклониться Богу и памяти зодчих, складывали дары свои: хлебы, фрукты, кусочек сушеного мяса или козьего сыра.
В чистом и высоком небе качался купол собора с крестом, а неподалеку совсем по-российски, беззаботно пел жаворонок, трещали кузнечики в бурьяне да заливались синицы в одичалом лесу.
Медленно и тихо вступил я в собор. Он был темен от копоти. С высокого купола по стенам собора скатывались тяжелые серые потеки. В разрывах черной копоти, в извилинах нержавеющих потеков виднелись клочки фресок. И то проступал скорбный глаз Пресвятой Матери-Богородицы, то окровавленная нога распятого Спасителя, то лоскут святой одежды, поражающий чистотою красок.
Мне объяснили: по дикому обычаю завоеватели-монголы в каждой православной церкви устраивали конюшни и разводили костры. Но царь Давид ставил собор на века, и меж кровлей купола по его велению была налита прослойка свинца. От монгольских костров свинец расплавился, и потоки его обрушились на головы чужеземных завоевателей. Они бежали из Гелати в панике, считая, что их карающим дождем облил православный Бог.
Грузины сохраняют собор в том виде, каким покинули его ужаснувшиеся завоеватели.
Печально сердце гелатского собора, хмур и обветрен лик его, вечна и скорбна тишина в нем. Память темным и холодным крылом опахивает здесь человеческое сердце.
Совсем уже тихо, с опущенной головой покинул я оскверненный, но не убитый храм и теперь только заметил у входа в собор массивную гранитную плиту, уже сношенную ногами людей.
На белой, грубо тесанной плите вязь причудливой грузинской письменности. Иные буквы и слова уже стерты ступнями человеческими.
Но грузины наизусть знают надпись над прахом Давида-строителя и охотно переводят ее, не забывая упомянуть при этом, что грузинский царь на сколько-то сантиметров выше Петра Великого, и потому так огромна плита на могиле его.
На плите остался завет творца: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его…»
Все вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов.