Технология кросс-докинга в логистике. В чем преимущество кросс-докинга.
Местами я буду писать от первого лица, поскольку имею опыт, как формирования бизнес-процессов, так и опыт внедрения технологии кросс-докинга на нескольких складах. Кросс-докинг, что это в логистике, для меня практическая тема. Соответственно, буду писать простым, понятным, не академическим языком.
С Английского «cross» — означает пересекать. А «dock» — ворота, погрузочная площадка. Кросс — докинг, это технология, при которой товар не проходит процесс размещения на ответственное хранение. От ворот приемки, сразу же перемещается к воротам отгрузки. Это значительно уменьшает финансовые и временные затраты на обработку товара.
Из этой статьи Вы узнаете:
Кросс-докинг, что это в логистике. Технология.
Итак, сам смысл кросс-докинга в том, что склад, или перевалочный пункт, принимает товар без проверки содержимого. В отличие от ответственного хранения, не требуется вскрывать одну коробку с паллета, для проверки и внутритарного просчета содержимого. Не нужно пересчитывать количество коробов или мест на паллете. Все, что внутри паллета, принимается за одно место.
По сути, это черный ящик для склада.
Такой груз поступает на склад от поставщика уже в оформленном виде. Во избежание доступа и с целью сохранности груза, грузовое место (паллет) надежно обмотан стрейч-пленкой. На паллете надежно закреплена этикетка, где указан номер заказа или уникальный код грузового места, содержащий дату поставки, данные по конечному грузополучателю.
Наименьшее движение товара
Склад принимает такой товар на основе единого, неизменного уникального кода, (номера заказа), который привязан к конкретному паллету, грузо-месту.
Этот уникальный код паллета будет единым для поставщика, склада и конечного получателя.
В складской системе склада (WMS), этот уникальный код может содержать перечень товаров с количеством. Но повторюсь, это требуется не для приемщика, не для кладовщика склада, а скорее, для подтверждения перечня, группы товаров, которые поставщик заявлял при заключении договора. Также для возможных актов разногласий при порче или потере товара складом.
Этот уникальный код имеет статусы:
Сформирован и отгружен поставщиком, принят на склад, отгружен со склада, принят конечным получателем.
В идеале, для прозрачности, система поставщика, должна быть связана с системой склада и конечного получателя. Как вариант, система EDI — система электронного обмена данными. Здесь долго останавливаться не имеет смысла. Ссылку указал, в случае если будет интересно более подробно почитать об этом. Взял первую ссылку из строки поиска. С данным оператором никогда не работал.
На сегодняшний день, электронный документооборот и обмен данными, отлично вписываются в систему кросс-докинга.
Виды кросс-докинга
В самом простом варианте, кросс-докинг может быть использован, как перегрузка с одного автотранспорта на другой. То есть с транспорта поставщика, на транспорт отправителя. С одной стороны, здесь все просто. Время на обработку такого груза максимально сокращено.
С другой стороны, с этим могут быть некоторые неудобства связанные с погодными условиями, характером груза, некоторыми затруднениями в учете и оформлении груза и так далее.
Классический кросс-докинг реализуется на складских площадях. Паллет, принятый по уникальному коду, сразу же перемещается в зону накопления отгрузки склада.
Повторюсь, весь смысл кросс-докинга в том, что бы принять и оперативно отгрузить товар день в день или на следующий день.
Склад представляет собой крытое помещение, с воротами приемки, с одной стороны, и воротами приемки, с противоположной стороны. Здесь расчет, на вход одни ворота на 300-400 квадратных метров склада. И 1/3 ширины склада от его длинны.
Склад под кросс-докинг
Есть варианты использования кросс-докинга на складе:
Другие технологии кросс-докинга
Есть вариант, когда с целью оптимизации и лучшего заполнения транспорта, в зоне отгрузки идет консолидация мест кросс-докинга. Легкий груз ставится на тяжелый с учетом всех других требований сохранности каждого груза. В основном, это используется со сборными грузом, при работе с физическими лицами. Здесь используют только такую технологию, поскольку приемка идет без использования паллет.
В случае только паллетной обработки, когда товар поставщика не может быть снят с паллета, оптимизация в зоне отгрузки, при погрузке в транспорт, возможна лишь при строгих и четких правилах оптимизации. Например, на паллет с тяжелым товаром одного поставщика, который имеет ровную, защищенную поверхность, допустимо поставить второй паллет с более легким товаром.
Есть еще сортировочные, конвейерные системы в кросс-докинге:
Oval sorter – система сортировки товаров в мягкой упаковке, например одежа. Ячейки с товаром раскрываются над местом распределения, и товар попадает в отправочный бокс
Slide trаy sorter – товары с наклонного лотка соскальзывают в место укладки. Этот конвейер обрабатывает товары, как: конверты, DVD, посылки, книги, и так далее.
Линия Line sorter в кросс-докинге
Line sorter – автоматическая, конвейерная линия сортировки товаров в твердой упаковке. Товары соскальзывают в упаковочную тару по наклонному лотку.
Hаng sorter – линия сортировки товаров на вешалкaх, используется для одежды. Работает за счет рельс скольжения.
Crossbelt sorter – система сортировки товара, где используются поперечные ленты. Конвейерные ленты, распределяют товар вправо или влево в накопительные отсеки. Затем укладываются по коробам.
Плюсы и минусы кросс-докинга
Плюсы:
Минусы:
Кросс-докинг, что это в логистике. Подготовка и ошибки
Если Вы уже выступаете, как логистический оператор, и у вас стоит вопрос о внедрении кросс-докинга, как новая услуга, тогда, единственным способом самого дешевого и относительно быстрого способа внедрения нового процесса, вижу найм хорошего, профильного специалиста, как менеджера-проекта. Менеджера, не теоретика, а практика.
Также потребуется отличный IT специалист или команда специалистов, которые уже работали именно над проектом кросс-докинга с учетом вашей специфики. Все должно понятно и «играть по нотам».
Также вам потребуется:
Губительной ошибкой при внедрении технологии кросс-докинга будет не просчитанный и не досконально подготовленный проект.
Начать, а потом дорабатывать, это не о кросс-докинге
Также большой ошибкой будет массово запускать процесс. Обязательно нужно начать с одного двух-поставщиков, в небольшом объеме. Как бы не было все хорошо на бумаге и в тестовой системе склада, в реалиях столкнетесь в непредвиденным. У вас должны быть время и ресурсы для решения возникших проблем. А нюансы точно будут.
Кросс-докинг для поставщика
Если Вы по другую сторону баррикад, выступаете, как поставщик, тогда потребуется выбрать логистического оператора, имеющего солидный опыт в этом процессе.
По сути, останется три главных пункта:
Кросс-докинг, что это в логистике. Заключение.
Технология кросс-докинга не самая сложная, как вид обработки на складе. Но оборот по кросс-докингу, на сколько это возможно, должен быть прогнозируемым в плане поставок в паллето-местах и/или кубических метрах.
Если Ваш процесс подразумевает дополнительную этикетку на складе, то отдельное внимание следует уделить надежной работе специализированных принтеров, 2-х месячный запас этикеток. За это все должен отвечать конкретный человек. Этот момент упомянул не просто так.
В случае если на складе используется другой вид обработки, то паллеты с кросс-докингом, уместно помечать цветной, самоклеющейся этикеткой, визуально отделяющей товар кросс-докинга от других грузов. Такие цветные этикетки за один день не напечатать.
Наверное, в одной статье емко не вместить все нюансы по этой теме. Поэтому, пишите в комментариях, задавайте вопросы. Надеюсь, что такое кросс-докинг, что это в логистике сегодня, смог донести. Всего наилучшего и успехов!
Что такое кросс-докинг? Виды, плюсы и минусы
В 21 веке компании постоянно заботятся о скорости и производительности цепи поставок. По мере роста мировой экономики и сотрудничества предприятий с поставщиками внутри страны и за рубежом управление логистикой становится как никогда важным.
В связи с этим большинство компаний ищут конкурентного преимущества.
Кросс-докинг – это один из способов, с помощью которого ваш бизнес может повысить скорость и производительность цепи поставок, помогая вам расти быстрее и опережать конкурентов.
Сегодня мы разберем, что такое кросс-докинг, как он может принести пользу вашему бизнесу, а также обсудим возможные проблемы.
Что такое кросс-докинг?
Кросс-докинг – это метод логистики, при котором товары от поставщика или производителя распределяются напрямую между покупателем или розничной сетью.
Это в основном означает, что входящий груз выгружается непосредственно в исходящую партию, что устраняет необходимость в хранении или складировании. В этом сценарии центр распределения используется больше для сортировки товаров, чем как склад или место хранения ваших запасов.
С практической точки зрения это означает, что в объекте кросс-докигна распределительный центр служит центром, где товарные запасы быстро обрабатываются и перемещаются к следующей части процесса отгрузки.
Поскольку при такой настройке пространство для хранения имеет большое значение, важно, чтобы все перемещалось быстро. Поступающие товары сортируются, упорядочиваются, обрабатываются и помещаются в грузовики или контейнеры для отправления в течение 24 часов или меньше для максимальной эффективности.
Чтобы это произошло, решение кросс-докинга потребует изрядной автоматизации. Программные решения для управления запасами могут помочь в этом, обеспечивая максимальную видимость на каждом этапе, а также сохраняя движение от входящего к исходящему с минимальным контролем со стороны человека.
Кросс-докинг применим для многих различных товаров и отраслей, но есть несколько, где он действительно меняет правила игры. В следующем разделе мы поговорим об этом.
Когда используется кросс-докинг?
Хотя кросс-докинг может использоваться для широкого спектра товаров и отраслей, с некоторыми элементами он работает лучше, чем с другими. По этой причине важно провести исследование и принять обоснованное решение, прежде чем идти ва-банк на кросс-докинг.
Если вы имеете дело с одним из следующих типов запасов, кросс-докинг может быть особенно эффективным способом максимизировать скорость и эффективность вашей цепи поставок.
Скоропортящиеся продукты
Если в вашей цепи поставок есть скоропортящиеся продукты, такие как еда, напитки или даже лекарства, кросс-докинг может стать настоящим благом.
Более короткий срок хранения скоропортящихся продуктов означает, что вам нужна стратегия логистики, которая сводит к минимуму хранение. Благодаря кросс-докингу товары перемещаются непосредственно из точки доставки в конечный пункт назначения с минимальными потерями времени на хранение в пути.
Крупные розничные продавцы скоропортящихся продуктов, таких как фрукты и овощи, используют кросс-докинг, чтобы минимизировать потери.
Компоненты и сырье поставщика
Еще одна область, где кросс-докинг может быть эффективным – это перемещение большого количества компонентов и сырья.
С точки зрения логистики для конечного пользователя выгодно, чтобы компоненты для производства и сырье не задерживались на складе в какой-то момент цепочки поставок, поскольку это может повлиять на время производства.
Кросс-докинг может помочь решить эту проблему, гарантируя, что товары перемещаются по цепочке поставок с минимальными задержками на пути к конечному пункту назначения.
Предварительно упакованные и отсортированные продукты
Последнее место, где сияет кросс-докинг – это предварительно упакованные и отсортированные продукты.
По самой своей природе эти предметы не требуют особой сортировки или систематизации при получении в распределительном центре. Хранение этих продуктов дольше 24 часов часто является ненужными расходами.
Кросс-докинг позволяет перемещать эти товары по цепочке поставок, не тратя лишнее время и человеческие ресурсы на их хранение.
Виды кросс-докинга
Если вы готовы погрузиться в кросс-докинг после прочтения предыдущих разделов, мы можем помочь сделать переход плавным, выделив некоторые из различных способов настройки и запуска вашей программы.
Непрерывный кросс-докинг
Наш первый подход – это непрерывный кросс-докинг. Это самый простой способ добавить методы кросс-докинга в вашу цепь поставок.
При непрерывном кросс-докинге продукты постоянно перемещаются через центральную площадку. Входящие товары принимаются, обрабатываются и немедленно отправляются до следующего пункта назначения.
Это самый прямой подход кросс-докинга из трех. После того, как вы настроили свою работу, она, как правило, работает сама по себе, если у вас есть хорошие инструменты автоматизации и надлежащая транспортная система.
Соглашения о консолидации
Соглашения о консолидации – это второй потенциальный способ внедрения кросс-докинга в логистический подход вашего бизнеса.
Соглашение о консолидации – это практика объединения нескольких небольших товаров или поставок в более крупный исходящий пакет. Это выполняется внутри вашего центра кросс-докинга.
При таком подходе часто возникает необходимость в дополнительном хранилище, поскольку объединение предметов в одну большую партию обычно приводит к тому, что вы храните одни предметы, пока ждете прибытия других.
Если у вас есть место для хранения, этот подход может сэкономить вам деньги за счет консолидации доставки.
Деконсолидация
Наш третий метод называется деконсолидацией. Если вы догадались, что это, по сути, противоположность описанной выше консолидации, вы правы.
В методе деконсолидации принимаются крупные партии товаров, которые затем разбиваются на более мелкие для упрощения транспортировки или сокращения времени доставки.
Этот подход часто используется, когда продукт или материал идет напрямую от вашего распределительного центра к потребителю. Большая партия продукта разбивается в центре отгрузки, а затем отправляется физическому лицу.
У всех трех этих методов есть свои сильные и слабые стороны. Непрерывный кросс-докинг – отличное решение для предприятий с устойчивой цепочкой поставок, наполненной товарами, поступающими из одних и тех же мест и отправляющимися в них.
Консолидация работает, если у вас есть элементы, поступающие от разных партнеров, но все они поступают в одну центральную точку. Деконсолидация работает точно так же, только наоборот.
Выбор правильного метода для вашего бизнеса является ключевым, но понять какой метод подходит вам, станет проще, если вы разберетесь с различными вариантами.
Кросс-докинг до распределения и кросс-докинг после распределения
Помимо трех методов кросс-докинга, которые мы описали в предыдущем разделе, есть также две всеобъемлющие категории, которые классифицируют методы кросс-докинга: кросс-докинг до распределения и кросс-докинг после распределения.
Давайте разберем их.
Кросс-докинг до распределения относится к системе, в которой элементы выгружаются, сортируются и переупаковываются в соответствии с заранее определенными инструкциями.
Проще говоря, покупатель, который получит товар, известен до того, как товар покинет поставщика.
При кросс-докинге после распределения сортировка и переупаковка откладываются до тех пор, пока не будут выбраны клиенты и предприятие. Это определяется в зависимости от спроса.
В процессе после распределения больше времени будет потрачено на хранение предметов. Однако преимущество здесь в том, что это дополнительное время позволяет предприятиям принимать более обоснованные решения, поскольку у них появляется дополнительное время для анализа прогнозов, потребительского спроса, уровней запасов в магазине и других данных.
Нет правильного или неправильного ответа на вопрос, какой метод следует использовать вашему бизнесу. Знание различий между кросс-докингом до и после распределения просто позволит вам решить, что лучше всего подходит для вас.
Преимущества кросс-докинга
Теперь, когда вы лучше понимаете, что такое кросс-докинг, и различные подходы, которые вы можете использовать для реализации практик, давайте поговорим о плюсах и минусах этого метода управления запасами.
Начнем с преимуществ.
Создает оптимизированную цепь поставок
С кросс-докингом вы избавляетесь от необходимости в выделенном распределительном центре или складе. Продукт перемещается быстро и эффективно из одного места в другое без длительного хранения.
Благодаря этому вы не только сэкономите деньги, сократив расходы на склад и распределительный центр (и затраты на управление ими), но и получите более компактную цепь поставок, которая работает с максимальной эффективностью.
Снижение затрат на рабочую силу
Основываясь на этом предыдущем пункте, обработка меньшего количества инвентаря означает, что вам понадобится меньше сотрудников для управления этим инвентарем. Это приводит к снижению затрат на рабочую силу.
Снижение затрат на инвентаризацию
Помимо снижения затрат на рабочую силу, вы также увидите снижение повреждений инвентаря и затрат на хранение, потому что товары тратят меньше времени на вашем складе или в распределительных центрах.
Одно лишь снижение затрат на складские запасы может сделать переход на кросс-докинг в короткие сроки выгодным решением.
Помимо этого, вы также можете уменьшить размер своего склада, поскольку вы храните не так много продукции.
Уменьшает повреждения
Мы уже касались этого в предыдущем пункте, но повторим еще раз. Кросс-докинг значительно сокращает время нахождения запасов в вашем распределительном центре. Разгрузка продукта и его немедленная перезагрузка для отправки снижает риск повреждения продукта, когда он находится на вашем складе.
Сокращает время доставки
Последнее важное преимущество кросс-докинга очень важно для ваших партнеров и клиентов – сокращение сроков доставки.
Поскольку товары немедленно выгружаются и переупаковываются для отправки в конечный пункт назначения (часто в течение 24 часов или меньше), задержка доставки меньше.
При традиционном методе товар будет получен, введен в инвентарь, обработан через склад, а затем отправлен в какой-то момент после этого. Кросс-докинг устраняет некоторые из этих шагов – это означает, что продукты быстрее доставляются покупателям.
Недостатки кросс-докинга
Как и все в жизни, кросс-докинг не лишен потенциальных проблем. Вот несколько наиболее распространенных рисков, с которыми могут столкнуться компании при реализации программы кросс-докинга.
Крупные авансовые инвестиции
После того, как кросс-докинг будет построен и настроен, он может сэкономить деньги вашей компании. Загвоздка в том, что для его настройки потребуются огромные первоначальные вложения.
Строительство кросс-докинг-терминалов потребует значительных капиталовложений. Если у вашей компании нет денег, это может стать серьезным препятствием для входа. Кроме того, будьте готовы инвестировать в системы управления логистикой для управления запасами и средства автоматизации.
Вложения окупаются в долгосрочной перспективе, но будьте готовы к затратам, чтобы начать работу.
Требуется транспортный парк
Другие вложения, которые не принимают во внимание большинство предприятий – это сумма денег, необходимая для содержания транспортного парка. Чтобы по-настоящему воспользоваться всеми преимуществами кросс-докинга, вам понадобится большое количество транспортных средств для перемещения товаров между терминалами прибытия и отправления.
Дополнительные расходы на доставку
Наконец, вам нужно будет учесть дополнительные транспортные расходы, которые могут возникнуть в результате операции кросс-докинга, особенно если вы используете что-то вроде деконсолидации.
Эти транспортные расходы могут быстро увеличиваться со временем. В конечном итоге выгоды стоят дополнительных расходов, но лучше подготовиться к этим расходам, прежде чем окунуться в них.
Заключительное слово
Кросс-докинг – отличное потенциальное решение для компаний, стремящихся снизить затраты на складское хранение, поскольку он обеспечивает значительную возможность экономии.
Однако это не универсальное решение, подходящее для любого бизнеса. Автомобильная промышленность, компании по производству продуктов питания и напитков, а также компании, которые постоянно перемещают большие объемы продукции, выиграют от использования этой системы инвентаризации.
Если ваш бизнес не перемещает много товаров, кросс-докинг не стоит потраченного времени или первоначальных вложений. Вот почему так важно понять, как работает кросс-докинг, как различаются подходы, а затем потратить время на изучение своего бизнеса и аналитики, прежде чем принять решение.
Чтобы кросс-докинг действительно работал, компании должны быть прозрачными в отношении своих запасов и цепей поставок, а также стремиться к созданию инфраструктуры автоматизации, способной справиться с быстрыми темпами этого логистического подхода.
Предприниматель, бизнес-тренер, специалист по обучению персонала по следующим темам: менеджмент, улучшение клиентского опыта, личная эффективность, работа с возражениями.
Кросс-докинг
Кросс-докинг (англ. cross «напрямую; пересекать» + docking «стыковка; причаливание»), сквозное складирование — это приёмка и отгрузка грузов через склад напрямую без размещения их в зоне долговременного хранения. Этот логистический прием внутри цепи поставок позволяет согласовать по времени отгрузку со склада…
Кросс-докинг (англ. cross «напрямую; пересекать» + docking «стыковка; причаливание»), сквозное складирование — это приёмка и отгрузка грузов через склад напрямую без размещения их в зоне долговременного хранения. Этот логистический прием внутри цепи поставок позволяет согласовать по времени отгрузку со склада и доставку товаров. Технология кросс-докинга сейчас активно используется в развитых странах.
Что такое кросс-докинг?
Это технологический процесс, который исключает из цепи поставок этап хранения товара на складе. Логистическая цепочка упрощается, соответственно снижается стоимость товара, он становится более конкурентоспособным.
Эта технология работы склада требует грамотного согласования всех этапов цепи поставок, скоординированного движения транспортных и товарных потоков.
По сути под кросс-докингом имеют в виду быструю передачу товаров между продавцом и покупателем. Эта цепь самая простая и требует меньше всего затрат. Иногда требуется дробление крупных поставок.
Плюсы и минусы кросс-докинга
Плюсы:
Преимущества технологии кросс-докинга:
Минусы:
Категории товаров для кросс-докинга
Товары, для которых технология кросс-докинг станет выгодным решением:
Характеристики склада для кросс-докинга
Для эффективной работы технологии кросс-докинга необходимо складское помещение (площадка), имеющее достаточное количество ворот (желательно одни ворота на 300–500 м2 площади) с достаточным количеством грузоподъемной техники.
Теоретически, при выполнении операций кросс-докинга склад в классическом его понимании не нужен. Здесь больше подойдет невысокое помещение прямоугольной формы, оборудованное с двух сторон погрузо-разгрузочными доками. Такое расположение доков позволит минимизировать пробеги техники, обрабатывающей товар, и разделить входящий и исходящий товарные потоки.
Важное условие бесперебойной работы традиционного склада — достаточное количество места для товара на складе. Для склада, использующего технологию кросс-докинг важнейшим аспектом является транспортная пропускная способность склада. Организация движения автотранспорта должна быть на высшем уровне. Здесь используется самый разнообразный транспорт. Возможно использование легковых малолитражек.
Как устроен кросс-докинг
Существует одноэтапный и двухэтапный кросс-докинг.
Одноэтапный кросс-докинг
Товар принимают, а затем отгружают получателю в том виде, в каком он пришел, и под тем же номером. Для склада содержимое палеты неизвестно: он принимает одно складское место и отгружает одно складское место.
При двухэтапном кросс-докинге отгруженная партия товара переоформляется и разделяется на группы. Особенность 2-х этапного кросс-докинга в повышенной безопасности: упаковка каждой единицы груза в отдельно взятых пределах складского места должна иметь свою маркировку, номер заказа и наименование грузополучателя и исключать несанкционированный доступ.
В обоих случаях полностью исключается размещение товара на хранение. Изначально предполагается, что товар на складе уже зарезервирован под грузополучателей, входящих в перечень поставки, т.е. заранее известно, куда он пойдет.
Особенности кросс-докинга
В системе сквозного складирования обрабатываются товары повышенного спроса и большого объема транспортировки. При низком товарообороте кросс-докинг логистика не выгодна для компаний, использующих складские помещения.
В процессе сортировки при кросс-докинге товар не извлекается, конкретный заказ формируется без вскрытия фабричной упаковки.
Среди логистических аутсорсеров кросс-докинг – одна из самых дешевых услуг.
Практически в каждом случае применение кросс-докинга подразумевает то, что автомобильный транспорт используется на всех потоках (входящем или исходящем). Иногда может использоваться способ ядра: из транспорта по пути будет выгружена лишь небольшая часть груза, адресованная в иное направление. На освободившееся место загружается другой груз, идущий в тот же пункт назначения. В настоящее время этот способ кросс-докинга используется только для железнодорожного транспорта.
Сквозное складирование, в первую очередь, предназначено для увеличения скорости поставок, так как конкурентное преимущество создает быстрая доставка.
Документооборот при кросс-докинге
Для качественной работы кросс-докинга важно организовать эффективное информационное обеспечение, оформленное в виде электронного документооборота. Вся информация о приходах и расходах, о перемещении товара на площадке должна быть достоверно и четко сформулирована и доступна операторам склада, поставщикам и грузополучателям в режиме реального времени. При большом количестве поставщиков и/или получателей понадобится разрабатывать сложную IT систему.
Применение кросс-докинга в России
В России кросс-докинг начали применять в 90-х годах 20 века. В настоящее время он является важным звеном логистической цепочки в распределительных центрах ритейлеров, таких как, «Пятерочка», «Лента», «Магнит».
При проектировании новых складских помещений часто предусматривается возможность кросс-докинга. Доки делаются с двух сторон склада, с одной стороны – на въезд, с другой – на выезд.
Все чаще владельцы бизнеса стали обращаться к технологии сквозного складирования, т.к. заинтересованы в оптимизации расходов на аренду складов и увеличении скорости доставки продукции.